РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







Технологическая карта Технологическая карта. Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий в зимних условиях.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Технологическая карта составлена на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.

В технологическую карту включены: подготовка основания, укладка асфальтобетонной или битумоминеральной смеси асфальтоукладчиком и уплотнение уложенной смеси катками.

Работы по поверхностной обработке покрытия в технологическую карту не включены, так как эти работы следует выполнять в летних условиях.

В технологической карте предусмотрено устройство покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных из битумоминеральных смесей, составленных по типу асфальтобетонных, а также обязательное соблюдение следующих условий организации труда. Непрерывное обеспечение работ асфальтобетонной смесью; подготовка асфальтобетонного завода /АБЗ/ и автомобилей-самосвалов для работы в зимних условиях; увязка графиков работы АБЗ и укладки асфальтобетонного покрытия; специальная подготовка основания к устройству асфальтобетонных покрытий в зимнее время по способам, изложенным в "Технических указаниях по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" , Оргтрансстрой, 1966.

Технологическая карта "Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий в зимних условиях" издается как проект для применения и проверки в производственных условиях. В связи с этим институт "Оргтрансстрой" просит строительные и нормативно-исследовательские организации, которые будут применять данную технологическую карту, направлять свои замечания и предложения по адресу: Москва, Б-66, Ольховская ул., 25.

Главный инженер института "Оргтрансстрой"

/В. Максимович/

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы.

Содержание

1. Указания по технологии производства работ /см. рисунок/

Подготовка основания состоит в очистке его от снега. Для удаления оставшейся наледи по основанию рассыпают поваренную соль /0,5-2 кг/м2/, а затем, после оттаивания наледи, очищают основание автомобильной щеткой за 2-3 прохода по одному месту.

Непосредственно перед укладкой асфальтобетонной смеси основание должно быть просушено и подогрето асфальторазогревателями.

Режим работы разогревателей устанавливают на месте работ так, чтобы основание перед укладкой асфальтобетонной смеси имело температуру не ниже + 15 °С.

После прохода разогревателя основание должно быть очищено от пыли капроновой щеткой, а затем обработано горячим жидким

Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия в зимнее время:

1 - асфальторазогреватель; 2 - передвижной битумный котел; 3 - автосамосвал с асфальтобетонной смесью; 4 - асфальтоукладчик; 5 - моторные катки; 6 - упорные брусья.

битумом марки A-1, A-2 с помощью ручного распределителя при норме розлива 0,6 л/м2.

Расстояние между разогревателем и асфальтоукладчиком должно быть минимальным, но достаточным для заезда автомобилей-самосвалов, доставляющих асфальтобетонную смесь /15-20 м/.

Укладка асфальтобетонной смеси начинается с установки по бокам укладываемой полосы упорных брусьев.

Места сопряжений с другой полосой обрубают, прогревают асфальтобетонной смесью и смазывают горячим битумом.

Неровности на основании заделывают асфальтобетонной смесью.

Асфальтобетонную смесь к месту укладки доставляют в автомобилях-самосвалах, имеющих утепленные кузова.

Доставленные к месту укладки смеси должны иметь минимальную температуру в зависимости от температуры воздуха /табл. 1 и 2/.

Таблица 1

Минимальная температура горячих смесей в °С

Температура воздуха в период укладки смеси в °С

Вяжущее вещество

от

до

БНД-2

Разжиженный битум Б-6

Битум БНД-2 и БНД-1 с поверхностно-активными добавками

БНД-1

10

5

140

110

115

120

5

0

150

120

125

130

0

-5

не применяется

130

не применяется

140

Минимальная температура теплых смесей в °С

Температура воздуха в период укладки смеси в °С

Вяжущее вещество

от

до

А-6

Б-6

БНД-0

10

5

60

60

80

5

0

70

70

90

0

-5

80

80

100

-5

-10

не применяется

90

110

Асфальтобетонную смесь укладывают асфальтоукладчиком Д-150 Б при соблюдении следующих условий.

Длина укладываемой полосы должна быть не более 20-25 м;

выглаживающую плиту укладчика нужно периодически подогревать форсункой;

асфальтоукладчик работает с включенным вибробрусом;

выглаживающая плита асфальтоукладчика должна быть установлена в такое положение, чтобы толщина укладываемого слоя была на 15-20% больше проектной толщины.

При кратком перерыве в доставке смеси машинист оставляет в бункере немного смеси до подхода следующего самосвала.

После прохода асфальтоукладчика раковины и задиры на поверхности уложенного слоя заделывают вручную.

Толщину слоя периодически измеряют и регулируют выглаживающей плитой.

В местах сопряжений с другой полосой, а также у упорных брусьев пустоты заполняют горячей смесью, а поверхность тщательно затирают райбовкой, места сопряжений и края полосы немедленно уплотняют тяжелом катком /10-12 т/ за 2-3 прохода по одному следу.

После проходов катка в местах сопряжений наплывы смеси срезают горячей лопатой, швы затирают райбовкой и заглаживают горячим утюгом.

Места, недоступные укатке /у бортовых камней, вокруг люков смотровых колодцев/, трамбуют вручную горячей трамбовкой.

В процессе работы совковые лопаты, грабли, трамбовки и утюги нагревают на жаровнях.

Нижний слой покрытия, который на зиму не накрывают верхним слоем, устраивают из плотных смесей.

Уплотнение уложенной смеси выполняют тяжелые вальцовые катки массой 10-12 т, подготовленные к работе в зимних условиях. Вальцы катков перед укаткой должны быть заполнены горячими водой или маслом и оборудованы автоматическими смазчиками.

Уложенную асфальтобетонную смесь сразу уплотняют тяжелыми моторными катками за 20-25 продольных проходов по одному месту.

Укатку ведут сразу ко всей ширине уложенной полосы, для этого катки располагают в шахматном порядке.

Первыми двумя проходами катков по одному месту на первой передаче уплотняют края полосы и среднюю часть.

На прикатанной полосе проверяют ровность покрытия четырехметровой рейкой, а поперечный уклон - шаблоном, и исправляют дефектные места /укатка в это время не прекращается/.

Последующая укатка до окончательного уплотнения ведется на максимальной скорости /4-7 км/ч/ одновременно по всей полосе с перекрытием следов на 20-30 см.

Укатку нужно вести в высоком темпе с тем, чтобы температура смеси к концу укатки была не ниже:

80-75 °С для горячих смесей

50-35 °С для теплых смесей на битуме марки БНД-0

35-25 °С -"- Б-6, А-6

В процессе укатки вальцы катков нужно смачивать мыльной или соленой водой /1 кг соли на одно ведро воды/.

Дефектные места после первых проходов катка исправляют следующим образом.

Места, где имеются раковины и задиры, заделывают горячей смесью и затирают райбовкой;

в местах с избытком смеси поверхность слоя разрыхляют железными граблями, лишнюю смесь снимают совковой лопатой, поверхность затирают райбовкой;

в пониженных местах поверхность слоя разрыхляют железными граблями, добавляют горячую смесь под каток;

в местах с пережженной, плохо перемешанной или "жирной" смесью границы дефектного участка очерчивают прямыми линиями, бракованную смесь удаляют, на ее место укладывают доброкачественную смесь и сейчас же уплотняют катком. Швы сопряжений должны быть затерты райбовкой и заглажены горячим утюгом.

Если после укатки поверхности обнаруживают раковины, то такие же места следует обработать горячей смесью или горячим жидким битумом /0,3-0,4 л/м2/. Битум растирают по поверхности покрытия деревянным движком, обитым резиной, а затем это место посыпают минеральной смесью, состоящей из песка /70%/, и минерального порошка /30%/.

Число проходов катка по одному месту, необходимое для полного уплотнения смеси, устанавливает на месте работ лаборант.

Перед последними проходами катков места сопряжений /швы/ повторно заглаживают горячим утюгом и укатывают катком.

Требования по качеству работ и указания по уходу за покрытием

После уплотнения уложенного слоя катками упорные брусья снимают и переносят к следующему месту укладки. Кромки слоя обрубают по шнуру. Обочины отсыпают на толщину уложенного слоя и уплотняют катками.

На однослойном покрытии или верхнем слое двухслойного покрытия с наступлением лета должна быть проведена поверхностная обработка.

Зазор под трехметровой рейкой не должен превышать 5 мм; допустимые отклонения от проекта составляют: по толщине слоя - 10 %, по поперечному уклону - 5 °/оо; на поверхности покрытия не должно быть заметных следов от проходов катков и швов в местах сопряжений.

Асфальтобетонные смеси, укладываемые в горячем состоянии при пониженных температурах, должны удовлетворять требования ГОСТ 9128-59, а битумоминеральные и теплые смеси требованиям ВСН 93-63.

При приготовлении асфальтобетонных и битумоминеральных смесей на асфальтобетонных заводах и доставки смесей к месту укладки следует руководствоваться "Техническими указаниями по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" ВСН 120-65.

2. Указания по организации труда

Работы по устройству асфальтобетонных покрытий организуют в две смены.

В каждую смену работы выполняет комплексная бригада из двух звеньев /по подготовке основания и звена по укладке и уплотнению смеси/.

Звено по подготовке основания

Машинисты разогревателей

5 разр. -2

Машинист распределителя битума

4 " -1

Дорожный рабочий

2 " -1

В состав звена не включен водитель автощетки, который выполняет работу по мере необходимости.

Звено очищает основание автощеткой, просушивает и нагревает его разогревателей, а затем обрабатывает горячим битумом. Распределение обязанностей машинистов вытекает из назначения машин, обслуживаемых ими. Дорожный рабочий подметает основание капроновой щеткой и помогает машинисту ручного распределители битума.

Звено по укладке и уплотнению смеси

Машинист асфальтоукладчика

6 разр.-1

Машинисты моторных катков

5 " -3

Асфальтобетонщики:

5 " -1

 

5 " -1

 

4 " -1

 

3 " -4

 

2 " -1

Два асфальтобетонщика /3 и 2 разр./ производят впереди асфальтоукладчика разбивку створа и установку упорных брусьев, снимают брусья и переносят их к новому месту укладки, обрубают асфальтобетон в местах сопряжений и смазывают места сопряжений горячим битумом, заделывают неровности основания горячей смесью.

Один асфальтобетонщик 3 разр. работает у приемного бункера асфальтоукладчика: он подает сигналы на разгрузку и отход автомашин со смесью, открывает их задний борт и очищает кузов; он наблюдает также за качеством асфальтобетонной смеси, приостанавливает выгрузку недоброкачественной смеси и предупреждает об этом асфальтобетонщика 5 разр.

За асфальтоукладчиком следуют асфальтобетонщик 5 разр. и два асфальтобетонщика 3 разр.

Асфальтобетонщик 5 разр. проверяет правильность подготовки основания и установки упорных брусьев;

контролирует температуру и качество укладываемой смеси, а также толщину слоя уложенной смеси и при необходимости регулирует положение выглаживающей плиты асфальтоукладчика;

дает указание асфальтобетонщикам на исправление дефектных мест и машинистам катков о начале и порядке укатки;

совместно с асфальтобетонщиком 4 разр. окончательно проверяет ровность и поперечный уклон уложенного слоя, дает указание на исправление дефектных мест и заделку сопряжений;

после укатки смеси моторными катками осматривает готовое покрытие, выявляет места, подлежащие вырубке или исправлению, и дает указание асфальтобетонщикам на исправление этих дефектов.

Асфальтобетонщик 5 разр. также участвует в работе по окончательной отделке сопряжений.

Асфальтобетонщики 3 разр., следуя за укладчиком по обеим сторонам уложенной полосы, заделывают задиры и раковины, исправляют дефектные места и заделывают швы в местах сопряжений с другой полосой, обрабатывают кромки упорных брусьев.

Асфальтобетонщик 4 разр. следует за асфальтобетонщиками 3 разр. Он провернет ровность покрытия и поперечный уклон, выявляет дефектные места и исправляет их, выполняет окончательно заделку сопряжений после прохода катков, по указанию асфальтобетонщика 5 разр. вырубают и заделывают дефектные места после укатки покрытия моторными катками.

Машинисты моторных катков уплотняют смесь.

В течение рабочей смены работы по укладке смеси ведут непрерывно. Перерывы для приема пищи и отдыха рабочие делают поочередно с разрешения бригадира.

На участок работы в часы заправки механизмов должны доставляться горячая вода, горюче-смазочные материалы и подогретое машинное масло.

При производстве работ в полевых условиях на участке работ для рабочих должны быть оборудованы отапливаемые вагончики для приема пищи, обогрева и кратковременного отдыха, душевая /вагон-баня/, теплые туалеты.


3. Калькуляция затрат труда на устройство нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из крупнозернистой асфальтобетонной смеси при подготовке основания способом просушки и прогрева разогревателями /на сменную захватку 280 м или 1960 м2/

 

Шифр норм

Наименование работ

Состав звена

Единица измерения

Объем работ

Норма затрат труда на единицу измерения чел-ч

Расценка, руб.-коп.

Количество чел-ч на полный объем работ

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Повременно

Просушить и нагреть основание передвижными разогревателями

Машинисты 5 разр.-2

чел-ч

14

-

0-56,2

14

7-87

2

"

Очистить основание капроновой щеткой вручную

Дорожный рабочий
2 разр.-1

"

7

-

0-37

7

2-59

3

ЕНиР § 17-4, №3

Обработать основание горячим битумом ручным распределителем с дополнительным подогревом битума

Машинисты 4 разр.-1

Дорожный рабочий 2 разр.-1

1 т

1,18

8,2

3-52

9,68

4-15

4

ЕНиР § 17-8, табл. 2, №1 и К=1,3

Уложить крупнозернистую асфальтобетонную смесь толщиной 5 см асфальтоукладчиком Д-150 Б

Машинисты 6 разр.-1

Асфальтобетонщики:
5 разр.-1

4 " -1

3 " -4

2 " -1

100 м2

19,6

2,91

1-36,5

57,04

26-75

5

Повременно

Уплотнить уложенную смесь нижнего слоя катками весом более 10 т за 25 проходов по одному месту

Машинисты 5 разр.-3

чел-ч

21

-

0-56,2

21

11-80

 

Итого:

На сменную захватку 280 м /1960 м2/

 

 

 

 

 

103,72

53-16

 

 

На 1000 м2 слоя

 

 

 

 

 

55,46

27-12

Примечание: 1. В калькуляции не учтены поправочные коэффициенты на зимние условия производства работ. Эти коэффициенты следует вводить в зависимости от температуры воздуха при производстве работ, согласно общей части ЕНиР, п. 13.

2. В калькуляции не учтены работы по очистке основания дороги от снега и наледей. Эти работы оплачиваются отдельно в зависимости от конкретных объемов работ.

4. Основные технико-экономические показатели

Затраты труда на 1000 м2 уложенного слоя в чел.-дн.

7,92

Средний разряд рабочих

4

Выработка одного рабочего в смену в м2 уложенного слоя

130

Количество машино-смен на 1000 м2 уложенного слоя: асфальторазогреватели

1

асфальтоукладчики Д-150 Б

0,5

катки моторные Д-400 А

1,5

5. Материально-технические ресурсы

а) Основные материалы и полуфабрикаты на 1000 м2

Асфальтобетонная крупнозернистая смесь, т

120

Битум жидкий, горячий марки A-1, А-2, л

600

б) Машины

Асфальторазогреватели автомобильные Д-199

2

Асфальтоукладчики Д-150 Б

1

Катки моторные Д-400 А

3

Электростанция ЖЭС-4,5

1

Передвижные гудронаторы /распределители битума/ Д-125 А

1

Передвижной битумный котел Д-124 А

1

Жаровня для нагрева инструмента

1

Технологическая карта разработана отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительство автомобильных дорог и аэродромов института "Оргтрансстрой" по материалам Ленинградской и Челябинской нормативно-исследовательских станций /исполнитель Ф.А. Потанин/

 

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"