- , ()







3-29/2007 - 30.03.2007 . 3-29/2007 - 30.06.2003 N 1551- " - " . ", " . ".

РЕШЕН?Е САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.03.2007 ПО ДЕЛУ N 3-29/2007 О ПР?ЗНАН?? НЕДЕЙСТВУЮЩ?М? РАСПОРЯЖЕН?Я АДМ?Н?СТРАЦ?? САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 30.06.2003 № 1551-РА "ОБ УТВЕРЖДЕН?? ТЕРР?ТОР?АЛЬНЫХ СТРО?ТЕЛЬНЫХ НОРМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ЭНЕРГЕТ?ЧЕСКАЯ эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите"

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСК?Й ГОРОДСКОЙ СУД

 

РЕШЕН?Е
от 30 марта 2007 г. N 3-29/2007

 

?менем Российской Федерации

30 марта 2007 года Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Масоловой С.Н., с участием прокурора Черновол ?.В., при секретаре Птоховой З.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 30.06.2003 N 1551-ра "Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите", территориальных строительных норм "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" (ТСН 23-340-2003 Санкт-Петербург), установил:

 

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующими с 30.12.2004 - со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 30.06.2003 N 1551-ра "Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" (л.д. 18) и территориальных строительных норм "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" (ТСН 23-340-2003 Санкт-Петербург) (далее - ТСН СПб) (л.д. 72-107), ссылаясь на то, что оспариваемое распоряжение и утвержденные им ТСН СПб противоречат действующему федеральному законодательству (л.д. 132-134).

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как пояснил представитель Правительства Санкт-Петербурга, оспариваемое распоряжение было издано в соответствии с полномочиями, предоставленными Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, статьей 37 и пунктом 2 статьи 47 Устава Санкт-Петербурга, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения.

Нормами части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 07.05.1998 N 73-ФЗ) предусматривалось, что субъекты Российской Федерации в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и правилами разрабатывают градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга не оспаривает, что на сегодняшний день порядок правового регулирования градостроительной деятельности изменен.

Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в редакции от 31.12.2005), законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 указанного Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено лишь утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.

Эта норма закреплена в статьях 1, 4 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 778-116 (в редакции от 20.02.2006) "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".

Согласно положениям абзаца 1 введения ТСН СПб данные правовые нормы разработаны с целью обеспечения эффективного использования тепловой энергии, расходуемой на отопление зданий, при обеспечении комфортных условий пребывания в них людей.

В силу абзаца 3 введения ТСН СПб территориальные строительные нормы преследуют цель проектирования с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергоснабжения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов.

Аналогичные положения содержатся также в пункте 1.1 раздела 1, подпункте 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 ТСН СПб.

Кроме того, из подпункта 4.2.7 и пункта 4.2 раздела 4 ТСН СПб прямо следует, что в ТСН СПб установлены показатели энергоснабжения и энергетической эффективности здания.

Согласно Федеральному закону "Об энергосбережении" от 03.04.1996 N 28-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергоснабжения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

При этом в соответствии с положениями статьи 1 этого закона под энергоснабжением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию в соответствии со статьей 5 указанного выше Федерального закона включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ТСН СПб представляют собой стандарты (нормативные документы) по проектированию и строительству.

В силу пункта "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации стандарты (в том числе строительные нормы и правила) отнесены к ведению Российской Федерации.

Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации могут заниматься таким правотворчеством, но при условии, что федеральные органы исполнительной власти передали им по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В соответствии с положениями статьи 2 ФЗ "Об энергосбережении" законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче органам государственной власти Санкт-Петербурга полномочий по установлению стандартов в области энергопотребления и теплозащиты жилых и общественных зданий, о предоставлении субъекту Российской Федерации права принятия нормативных правовых актов в области энергосбережения не заключались.

Таким образом, единственными правомерными стандартами (нормативными документами) по проектированию и строительству в Российской Федерации являются ГОСТы и Строительные нормы и правила - СНиПы, утвержденные Госстроем России и действующие на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.

Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что заявитель в последнем заявлении (л.д. 132-134) одновременно изменил основания и предмет заявления, что не допускается частью 1 статьи 39 ГПК РФ, противоречат материалам дела.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга в судебном заседании подтвердил, что заявитель оспаривает распоряжение "Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий.

Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" (л.д. 18).

Первоначально заявитель неправильно указывал орган государственной власти, его принявший (л.д. 2-4), что не является изменением предмета заявления.

Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что заявитель - заместитель прокурора Санкт-Петербурга не указал в заявлении, в чьих интересах предъявлено данное заявление, чем нарушены нормы процессуального права, суд также не может принять во внимание.

В соответствии с положениями статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Эта норма не содержит обязанности для прокурора об указании в заявлении сведений о нарушении чьих-либо прав и законных интересов.

Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В силу статьи 1 этого закона органы прокуратуры - это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры. Согласно части 1 статьи 21 указанного выше закона предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. На основании пункта 3 статьи 22 этого же закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.

Таким образом, заявление о признании противоречащими федеральному законодательству оспариваемых распоряжения Администрации Санкт-Петербурга и ТСН СПб предъявлено прокурором в пределах предоставленной ему компетенции. Поскольку указанное дело относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, заявление прокурора об оспаривании нормативного правового акта не должно содержать данных, конкретизирующих, чьи и какие права, свободы и законные интересы нарушаются этим актом или его частью.

С учетом даты принятия оспариваемого распоряжения и утверждения ТСН СПб, правовых последствий признания их недействующими суд считает возможным признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

?сходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 251, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить.

Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 30.06.2003 N 1551-ра "Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите", территориальные строительные нормы "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" (ТСН 23-340-2003 Санкт-Петербург) признать недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

 

:

  → . -

" "