РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Методические указания Методические указания по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ МОСКВА МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГИДРОМЕТЕОИЗДАТА 1985 РАЗРАБОТАНЫ Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (ИКТП) Директор Б.С. Козин Исполнители - старший научный сотрудник О.А. Ставров младший научный сотрудник М.А. Боева Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета Заместитель начальника Управления В.Н. Сенин Исполнитель - главный технолог В.Т. Григорьян Главной геофизической обсерваторией имени А.И. Воейкова Госкомгидромета Заместитель директора С.И. Зачек Исполнители - зав. отделом М.Е. Берлянд зав. лабораторией Н.С. Буренин ВНЕСЕНЫ Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР Директор Б.С. Козин ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета Заместитель начальника Управления В.Н. Сенин Главный технолог В.Т. Григорьян УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 6 октября 1983 г. Заместитель Председателя Государственного комитета В.Г. Соколовский Срок введения в действие с 1 января 1984 г. Методическими указаниями должны руководствоваться министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, республиканские и территориальные управления Госкомгидромета при проведении работ по расчетам годового выброса вредных веществ автомобильным транспортом, необходимого для заполнения плановых форм № 2 попр, 2 попр пл, осуществления государственного учета этих выбросов и разработки мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, учета и контроля. Общие положения методики расчета выброса вредных веществ автомобильным транспортомВ основу методики расчета выбросов вредных веществ автомобильным транспортом заложен средний удельный выброс по автомобилям отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые). При этом выброс вредных веществ корректируется в зависимости от технического состояния автомобилей, их среднего возраста, влияния природно-климатических условий*). *) В настоящей методике учитываются только коэффициенты влияния уровня технического состояния автомобилей и среднего возраста парка. Коэффициент влияния природно-климатических условий принимается равным 1 и в дальнейшем подлежит уточнению. В результате для автомобилей парка рассматриваемого города (региона) масса выброшенного за расчетный период t вредного j-го вещества () при наличии в группе автомобилей c различными типами ДВС (бензиновыми, дизельными, газовыми и др.) определяется следующим образом:
где i - количество групп автомобилей; mjik - удельный выброс j-го вредного вещества автомобилем i-й группы с двигателем k-го типа на расчетный период (включает в себя пробеговый выброс с учетом картерных выбросов и испарений топлива), г/км; Zik - пробег автомобилей i-й группы с двигателем k-го типа за расчетный период, млн. км; ПRjik - произведение коэффициентов влияния П факторов на выброс j-го вредного вещества автомобилями i-й группы с двигателем k-го типа в рассматриваемом регионе. А. Расчет данных за отчетный периодРасчет ведется на основе статистической отчетности о наличии и работе автотранспорта (форма № I - автотранспорт) и учетной документации по расчетным формам "Выброс автотранспорта"; приведенным в приложении 1. В дальнейшем в методических указаниях даются ссылки на разделы, номера строк, граф, содержащиеся в форме статотчетности № 1 - автотранспорт, из которой берутся соответствующие данные. Заполнение расчетных форм "Выброс автотранспорта" осуществляется в следующей последовательности. 1. Графа - 3 пробег автомобилей в группе по типам ДВС заполняется по данным статотчетности (форма № I - автотранспорт). Грузовые и специальные грузовые бензиновые, - раздел IX, данные строки 914 графы 2 плюс раздел VIII, данные строки 814 графы 6. Грузовые и специальные грузовые дизельные - раздел IX, данные строки 915 графы 2 плюс раздел VIII (данные строки 812 графы 6 минус данные строки 814 графы 6). Автобусы бензиновые - раздел VIII, данные строки 814 графы 2. Автобусы дизельные - раздел VIII (данные строки 812 графы 2 минус данные строки 814 графы 2). Легковые служебные и специальные легковые - раздел VIII, (данные строки 812 графы 3 плюс данные строки 812 графы 4). Легковые автомобили индивидуального пользования - пробег рассчитывается по формуле Zин.п = 10 км/л × В, где В - расход топлива легковых автомобилей индивидуального пользования, тыс. л. Расход топлива легковыми автомобилями индивидуального пользования берется по данным региональных подразделений Госкомнефтепродукта как реализация бензина рыночного фонда. 2. Графа 4 - удельный выброс вредных веществ (СО, СН, NОx) на 1 км пробега одним средним автомобилем (г/км). Удельные выбросы окиси углерода, углеводородов, окислов азота для всех групп автомобилей в зависимости от расчетного года приняты постоянными и приведены в табл. 1. В настоящих методических указаниях не выделены газобаллонные автомобили, поскольку в форме статистической отчетности № 1 - автотранспорт нет данных по их пробегу. При наличии таких данных значения удельных выбросов вредных веществ следует брать равными рекомендуемым значениям для дизельных автомобилей. Таблица 1 Удельные выбросы, г/км
*) На последующие годы значения удельных выбросов будут уточнены по мере введения новых стандартов. 3. Графа 5 - коэффициент влияния среднего возраста парка. Коэффициенты влияния среднего возраста парка на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для всех групп автомобилей приняты постоянными и приведены в расчетных формах. 4. Графа 6 - коэффициент влияния уровня технического состояния. Коэффициенты влияния уровня технического состояния приняты постоянными и даны в расчетных формах. 5. Годовой выброс вредных веществ по отдельным группам автомобилей (грузовые и специальные грузовые бензиновые, дизельные и др.) определяется перемножением постоянных данных граф 3-6 расчетных форм выброса автотранспорта. Общий выброс, автотранспорта складывается из выбросов вредных веществ всех групп автомобилей. Полученные данные (общий выброс) используются для заполнения форм № 2 попр (графа 2 код 220). Б. Расчет данных на текущий год (ожидаемое выполнение) и плановый периодДля расчетов ожидаемого выброса в текущем году и на плановый период используется расчет данных за отчетный период, изложенный в разделе А, с учетом планируемых показателей развития автотранспорта. Данные о планируемых показателях развития автотранспорта берутся из форм 15ПТС или других соответствующих плановых документов. Ниже приводится порядок расчета с использованием форм 15ПТС и 18ПТС. Расчет годового выброса вредных веществ ожидаемого в текущем году и на плановый период проводится раздельно по группам автомобилей следующим образом:
где Мотчет - годовой выброс вредного вещества за отчетный год, (бензиновые - данные строки 1 графы 7 расчетной формы; дизельные - данные строки 2 графы 7 расчетной формы); mплан - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем на плановый (текущий) период г/км, (данные табл. 1); mотчет - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1); рплан - планируемый или ожидаемый грузооборот, млн. т/км (бензиновые - строка (8) форма 15 ПТС; дизельные - строка (9) форма 15 ПТС); ротчет - отчетный грузооборот, млн. т/км (бензиновые - строка 8 форма 15 ПТС, дизельные - строка 9 форма 15 ПТС), значение должно совпадать с соответствующими данными формы № 1 - автотранспорт. 2. Для автобусов годовой выброс того или иного вредного вещества на плановый (текущий) период определяется по формуле:
где Мотчет - годовой выброс вредного вещества за отчетный период, - (бензиновые - данные строки 3 графы 7 расчетной формы, дизельные - данные строки 4 графы 7 расчетной формы); mплан - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем на плановый (текущий) период, (данные табл. 1); mотчет - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1); - среднесписочное количество автобусов общего пользования на плановый (или ожидаемое количество) и отчетный периоды, тыс. шт. (данные формы 16 ПТС); отчетные данные должны совпадать с данными формы № 1 - автотранспорт; - среднесписочное количество автобусов министерств и ведомств на плановый (или ожидаемое количество) и отчетный периоды, тыс. шт. (данные формы 15 ПТС), отчетные данные должны совпадать с данными формы № 1 - автотранспорт. Если расчет выброса вредных веществ проводится в каком-либо министерстве или ведомстве, то в формулу в качестве третьего множимого подставляется отношение соответствующих парков на плановый и отчетный периоды: для транспорта общего пользования только , для ведомственного - . Для советов министров союзных республик подставляются данные по среднесписочному количеству автобусов всех подчиненных министерств. 3. Выброс вредных веществ легковыми служебными и специальными автомобилями по годам принимается в соответствии с табл. 1 постоянным, равным выбросу за отчетный год. 4. Расчет выброса вредных веществ легковыми автомобилями индивидуального пользования на плановый период или ожидаемое количество осуществляется по методу, описанному выше в разделе А. В расчет закладываются плановые данные и ожидаемое выполнение по реализации бензина рыночного фонда региональными подразделениями Госкомнефтепродукта. Пример расчета А. Расчет данных за отчетный период Пример расчета сделан по данным, которые приведены в частично заполненной форме № 1 - автотранспорт (см. приложение 2). Расчет осуществляется по расчетным формам (см. таблицы 2-4) в последовательности, описанной выше. 1. Заполняется графа 3 - пробег автомобилей в группе по типам ДВС (см. таблицы 2-4). Пробег грузовых и специальных грузовых бензиновых складывается из пробега грузовых бензиновых, который равен 428910 тыс. км (см. раздел IX, данные строки 914 графы 2) и из пробега специальных грузовых бензиновых, который равен 43500 тыс. км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 6), и составляет 472410 тыс. км. Данную сумму (472410 тыс. км) заносим в графу 3 строка 1 расчетной формы в млн. км. Пробег грузовых и специальных грузовых дизельных складывается из пробега грузовых дизельных, который равен 64090 тыс. км (см. раздел IX данные строки 915 графы 2), и из пробега специальных дизельных, который определяется как разность общего пробега специальных грузовых автомобилей - 50000000 км (см. раздел VIII, данные строки 812 графы 6) и пробега специальных грузовых с бензиновыми ДВС - 43500000 км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 6), и составляет 6500000 км. Суммарный пробег грузовых и специальных грузовых дизельных автомобилей в млн. км (64,09 + 6,5 = 70,59) заносим в графу 3 строка 2. Таблица 2 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс окиси углерода за 1983 г.
Таблица 3 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс углеводородов за 1983 г.
Таблица 4 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс окислов азота за 1983 г.
Пробег бензиновых автобусов составляет 253 млн. км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 2). Пробег дизельных автобусов берется как разница общего пробега автобусов - 275000000 км (см. раздел VIII, данные строки 812 графы 2) и пробега бензиновых автобусов - 253000000 км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 2). Разница составляет 22000000 км. Данное значение заносим в расчетные формы в графу 3 строка 4 в млн. км. Пробег легковых служебных и специальных автомобилей складывается из пробега легковых служебных - 300050000 км (см. раздел VIII данные строки 812 графы 3) и из пробега специальных легковых автомобилей - 14950000 км (см. раздел VIII данные строки 812 графы 4) и составляет 315000000 км. Данное значение заносится в расчетные формы в графу 3 строка 5 в млн. км. Пробег парка легковых автомобилей индивидуального пользования рассчитывается по формуле: Zип.п = 10 ´ 20000 = 200000 (тыс. км), где 20000 - расход топлива парком легковых автомобилей индивидуального пользования в данном примере, тыс. л. 2. Удельные выбросы вредных веществ (СО, СН, NOх) на 1 км пробега для всех групп автомобилей берутся в таблице 1. Например, в нашем случае удельные выбросы окиси углерода, углеводородов и окислов азота в 1983 г. для грузовых и специальных грузовых бензиновых составят соответственно 70, 15 и 8 г/км. Эти данные заносятся в графу 4 строка 1 расчетных форм. Аналогично определяются удельные выбросы вредных веществ и для всех остальных групп автомобилей; 3 и 4. Коэффициенты влияния среднего возраста парка и уровня технического состояния (графы 5 и 6 расчетных форм), на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для всех групп автомобилей приведены в расчетных формах. Например, для грузовых и специальных грузовых автомобилей коэффициенты влияния среднего возраста парка на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота соответственно будут равны 1,33; 1,2 и 1,0. 5. Далее определяется годовой выброс вредных веществ по отдельным видам автомобилей. Например, для грузовых и специальных грузовых бензиновых автомобилей годовые выбросы окиси углерода, углеводородов и окислов азота соответственно определяются следующим образом: МСО = 472,41 ´ 70 ´ 1,33 ´ 1,69 = 74327,0 т, МСН = 472,41 ´ 15 ´ 1,2 ´ 1,86 = 15816,0 т, = 472,41 ´ 8 ´ 1,0 ´ 0,8 = 3023,4 т. Полученные данные заносим в графу 7 расчетных форм выбросов автотранспорта. Общий выброс того или иного вредного вещества всем автотранспортом определяем как сумму выбросов всеми группами автомобилей. Например, годовой выброс окиси углерода автотранспортом составит: 74327,0 + 2535,0 + 36685,4 + 754,3 + 13801,5 + 8294,3 = 136397,5 т. Аналогично определяются выбросы углеводородов, окислов азота всем автотранспортом. Если бы рассмотренный пример расчета относился к расчету какого-либо министерства или ведомства для заполнения формы № 2 попр, то полученные данные по выбросу вредных веществ автомобильным транспортом составили бы 136397,5 + 27237,4 + 6710,2 = 170345,1 т, что и заносится в форму № 2 попр в тыс. т с округлением до третьего знака (см. частично заполненную форму № 2 попр графа 3 код 220 - приложение 3). Аналогично данные по легковым автомобилям индивидуального пользования непосредственно берутся из расчетных форм 8294,3 + 1207,9 + 504,0 = 10006,2 т. и заносится в формы № 2 попр в тыс. т (см. частично заполненную форму № 2 попр графа 2 код 230). Б. Расчет данных на текущий год (ожидаемое выполнение) и плановый период Расчет данных на текущий год и плановый период производится раздельно по группам автомобилей в последовательности, описанной выше в разделе Б. 1. Допустим, грузооборот бензиновых грузовых автомобилей в отчетном 1983 г. составил 2645,496 млн. т/км; планировалось, что грузооборот на 1984 и 1985 г. составит соответственно 2698,405 и 2764,543 млн. т/км; ожидаемое выполнение плана грузооборота на 1984 год - 2680,5 млн. т/км. Рассмотрим расчет годового выброса окиси углерода на плановый 1985 год на примере бензиновых грузовых и специальных грузовых автомобилей. 74327,0 ´ 0,884 ´ 1,045 = 68861,8 (т/год), где 74327,0 - годовой выброс окиси углерода грузовыми и специальными грузовыми бензиновыми автомобилями за отчетный период 1983 г., т (см. расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г. строка 1 графа 7), - отношение удельных выбросов окиси углерода на 1 км пробега одним средним автомобилем на плановый 1985 г. и отчетный 1983 г. (см. данные таблицы 1), - отношение планируемого грузооборота на 1985 г. к грузообороту, выполненному в 1983 г. (данные строки 8 формы 15 ПТС). Аналогично рассчитываются выбросы углеводородов и окислов азота на плановый период. Также проводится расчет на текущий 1984 г. (ожидаемое количество). В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого на 1984 г. грузооборота подставляется ожидаемое выполнение плана по грузообороту:
Аналогично рассчитывается выбросы вредных веществ дизельными грузовыми автомобилями на плановый и текущий периоды. 2. Годовой выброс окиси углерода бензиновыми автобусами в данном примере на 1985 г. рассчитывается следующим образом: 36685,4 ´ 0,885 ´ 1,029 = 33408,1 т. где 36685,4 - годовой выброс окиси углерода бензиновыми автобусами за отчетный 1983 г., т/год (см. расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г., данные строки 3 графы 7; - отношение удельных выбросов окиси углерода на 1 км пробега одним средним автобусом на плановый 1985 г, и отчетный 1983 г. (см. данные таблицы 1); 1,75; 1,72 - среднесписочное количество автобусов министерств и ведомств на плановый 1985 г. и отчетный 1983 г. тыс. шт. (см. данные формы 15 ПТС). Также проводится расчет на текущий 1984 г. В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого парка бензиновых автобусов (1,75 + 1,03 = 2,78 тыс. шт.) подставляется ожидаемое среднесписочное количество бензиновых автобусов в текущем 1984 г. (1,73 + 1,01 = 2,74 тыс. шт.) 36685,4 ´ 0,942 ´ 1,015 = 35076,0 т. Аналогично проводятся расчеты выбросов углеводородов и окислов азота для бензиновых автобусов и всех вредных веществ для дизельных автобусов. Выбросы вредных веществ служебными и специальными легковыми автомобилями на плановый 1985 г. принимаются равными выбросам за отчетный 1983 г. Например, выброс окиси углерода легковыми автомобилями в 1985 г. составит 13801,5 т (см. расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г., строка 5 графа 7). Для легковых автомобилей индивидуального пользования расчет выброса вредных веществ на плановый и текущий периоды осуществляется: по методу, описанному в разделе А. Допустим, что в 1985 г. планируется реализовать 22000 тыс. л бензина рыночного фонда, тогда пробег составит Zин.п = 10 ´ 22000 = 220000 тыс. км. Выброс окиси углерода легковыми автомобилями индивидуального пользования на 1985 г. рассчитывается следующим образом: МCO = 220 ´ 17,9 ´ 1,28 ´ 1,62 = 8165,83 т. Для заполнения плановых форм № 2 попр необходимо просуммировать выброс всех вредных веществ за расчетный (плановый) год. В нашем примере годовой выброс вредных веществ представлен в табл. 5. Таблица 5 Годовой выброс вредных веществ на плановый 1985 г. (т)
Расчетный суммарный выброс - 160105,02 т заносится в форму № 2 попр (графа 6 код 220) в тыс. т. Из общего выброса вредных веществ в форме № 2 попр выделяется выброс автомобилями индивидуальных владельцев - 9642,79 т, который подставляется в графу 6 код 230 в тыс. т. (приложение 3). Приложение 1Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс окиси углерода за 19_______год
Приложение 1 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс углеводородов за 19_______год
Приложение 1 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс окислов азота за 19_______год
Приложение 2Вкладной лист к форме № 1 - автотранспорт Раздел VIII. Работа и использование автобусов, легковых и специальных автомобилей за 1983 г.
Продолжение приложения 2 Раздел IX. Работа и использование грузовых автомобилей и автоприцепов за 1983 г
Приложение 3Лист 3 формы № 2 попр
*) Заполняется Советами Министров союзных республик СОДЕРЖАНИЕ
|