РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







СНиП 1.01.01-82* Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

Основные положения

 

СНиП 1.01.01-82*

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

Москва 1984

 

РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР (В.И. Сычев - руководитель, Б.Я. Говоровский, Ю.Н. Пастухов).

СНиП 1.01.01-82* является переизданием СНиП 1.01.01-82 с изменением № 1, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 24 октября 1984 г. № 178.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные задачи нормирования в строительстве

2. Виды нормативных документов

3. Требования к содержанию нормативных документов

4. Порядок пересмотра и изменения нормативных документов

5. Ответственность за разработку и соблюдение требований нормативных документов

6. Контроль за соблюдением требований нормативных документов

Приложение 1. Требования к Пособиям

Приложение 2*. Классификатор строительных норм и правил

 

 

Государственный комитет СССР
по делам строительства
(Госстрой СССР)

Строительные нормы и правила

СНиП 1.01.01-82*

Система нормативных документов в строительстве.
Основные положения

Взамен
СНиП
I-1-74

 

Система нормативных документов в строительстве включает в себя строительные нормы и правила и другие нормативные документы в области строительства, утверждаемые Госстроем СССР, министерствами, ведомствами и органами государственного надзора.

Настоящая система не включает нормативные акты в области строительства, утверждаемые Верховным Советом СССР и Советом Министров СССР, Верховными Советами союзных республик и советами министров союзных республик.

Система нормативных документов в строительстве действует наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. Объекты стандартизации в строительстве определены в ГОСТ 24369-80.

В обоснованных случаях нормативные документы по строительству или их части следует переводить в государственные (отраслевые, республиканские) стандарты.

При разработке нормативных документов необходимо руководствоваться действующим законодательством.

Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений, требований (в дальнейшем - требований), обязательных при проектировании, инженерных изысканиях и строительстве, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при производстве строительных конструкций, изделий и материалов.

Настоящие строительные нормы и правила устанавливают:

основные задачи нормирования в строительстве;

виды нормативных документов;

требования к содержанию нормативных документов;

порядок пересмотра и изменений нормативных документов;

ответственность за разработку и соблюдение требований нормативных документов;

организацию контроля за соблюдением требований нормативных документов.

Внесен
Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР

Утверждены
постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства
от 18 октября 1982 г. № 257

Срок введения в действие
1 июля 1983 г.

К нормативным документам могут выпускаться вспомогательные материалы - Пособия, требования к которым приведены в обязательном приложении 1.

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.1.* Основными задачами нормирования в строительстве являются:

проведение единой технической политики в капитальном строительстве;

повышение эффективности капитальных вложений;

обеспечение надежности и долговечности объектов при проектировании и строительстве;

ускорение научно-технического прогресса в строительстве, внедрения достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта в практику проектирования и строительства, а также производства строительных конструкций, изделий и материалов;

экономия материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;

установление требований, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда и быта в проектируемых предприятиях, зданиях, сооружениях и населенных пунктах;

обеспечение надлежащего качества строительства, снижения его стоимости, высокого уровня градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных проектных решений;

рациональное использование земель, других видов природных ресурсов и охрана окружающей среды;

совершенствование организации проектирования и инженерных изысканий, сметного дела, строительства и производства строительных конструкций, изделий и материалов;

создание в ряде областей нормирования совмещенных норм технологического и строительного проектирования.

2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

2.1. Нормативные документы подразделяются на следующие виды:

общесоюзные нормативные документы;

ведомственные нормативные документы;

республиканские нормативные документы.

2.2. К общесоюзным нормативным документам относятся: строительные нормы и правила - СНиП; общесоюзные нормы технологического проектирования - ОНТП; связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора и общесоюзные нормативные документы отдельных министерств и ведомств СССР и общественных организаций (согласованные в соответствии с пп. 2.2.3 и 2.2.4).

2.2.1*. Строительные нормы и правила устанавливают:

требования к организации, управлению и экономике в области проектирования, инженерных изысканий и строительства;

нормы проектирования;

правила организации, производства и приемки работ;

методы определения стоимости строительства и сметные нормы;

нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.

Строительные нормы и правила утверждает Госстрой СССР.

Строительные нормы и правила разрабатываются в соответствии с Классификатором, приведенным в обязательном приложении 2*.

Требования к сметным нормам и нормативным документам по труду и оплате труда устанавливаются в документах 4-й и 5-й частей строительных норм и правил.

2.2.2. Общесоюзные нормы технологического проектирования утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР и ГКНТ. При этом должна быть обеспечена необходимая увязка норм строительного и технологического проектирования с целью исключения неоправданных технологических требований, ведущих к усложнению и удорожанию строительной части проекта.

2.2.3. Связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора утверждаются этими органами в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР.

2.2.4. Общесоюзные нормативные документы, разрабатываемые министерствами и ведомствами СССР и общественными организациями в соответствии с предоставленными им правами и связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством, утверждаются ими совместно с Госстроем СССР или по согласованию с ним.

2.2.5. Общесоюзные нормативные документы обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности.

2.3. К ведомственным нормативным документам относятся:

ведомственные (отраслевые) строительные нормы - ВСН;

ведомственные нормы технологического проектирования - ВНТП;

отдельные сметные нормативы.

2.3.1*. Ведомственные нормативные документы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям, строительству, производству строительных конструкций, изделий и материалов, учитывающие специфику отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством).

Ведомственные нормативные документы утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР.

2.3.2. Ведомственные нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти документы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти документы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие документа соответствующим министерством (ведомством).

Ведомственные нормативные документы обязательны также для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство предприятий, зданий и сооружений отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством).

2.3.3. Ведомственные нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их.

2.4*. К республиканским нормативным документам относятся:

республиканские строительные нормы - РСН;

отдельные сметные нормативы.

Республиканские строительные нормы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям и строительству, учитывающие специфические условия союзной республики.

Республиканские строительные нормы утверждают госстрои союзных республик или другие республиканские органы в соответствии с предоставленными им правами.

2.4.1. Республиканские нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляющих проектирование и строительство объектов, размещаемых на территории данной республики.

2.4.2. Республиканские нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их.

2.5. Совмещенные нормы строительного и технологического проектирования в зависимости от содержания относятся к строительным нормам и правилам, нормам технологического проектирования или ведомственным строительным нормам.

2.6. Ведомственные и республиканские нормативные документы должны приводиться в соответствие с общесоюзными нормативными документами по мере утверждения новых общесоюзных нормативных документов или внесения в них изменений.

2.7. Нормативные документы должны согласовываться с органами государственного надзора в части, относящейся к их компетенции, согласно положениям об этих органах, утвержденным в установленном порядке, а нормативные документы, связанные с требованиями охраны труда, - с соответствующими профсоюзными органами в установленном порядке.

2.8. Сроки введения в действие нормативных документов, предусматривающих увеличение капитальных вложений, а также повышенный расход материалов или оборудования по сравнению с ранее установленными нормами либо применение новых видов материалов и изделий, должны определяться по согласованию с Госпланом СССР.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

3.1. Нормативные документы должны содержать только требования, имеющие прямое отношение к объекту нормирования.

3.2. Нормативные документы должны содержать основные положения, необходимые для применения этих документов в соответствии с назначением, и не ограничивать творческую инициативу работников на всех этапах проектирования и строительства, направленную на снижение сметной стоимости строительства, уменьшение трудовых затрат при выполнении строительно-монтажных работ и на экономию строительных материалов, особенно металлопроката, и топливно-энергетических ресурсов.

3.3. К основным положениям следует относить требования:

обеспечивающие реализацию достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта в области проектирования, инженерных изысканий и строительства, внедрение высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации технологических процессов и применение передовой технологии и индустриальных методов строительства;

относящиеся к методологии и организации проектирования и инженерных изысканий;

определяющие надежность конструкций, зданий и сооружений, высокий уровень объемно-планировочных, конструктивных и градостроительных проектных решений, взрыво- и пожаробезопасность, сейсмостойкость, оптимальные условия труда и быта, материалоемкость, энергоемкость, качество строительства, снижение трудоемкости и стоимости строительства, сокращение эксплуатационных расходов, охрану окружающей среды, экономию и рациональное использование земель и других природных ресурсов;

связанные с вопросами, относящимися к компетенции органов государственного надзора;

направленные на расширение применения электронно-вычислительных машин и автоматизации в проектировании и управлении строительством;

устанавливающие прогрессивные методы организации и производства работ, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работ;

к приемке выполненных строительно-монтажных работ и приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов;

направленные на совершенствование методов достоверного определения стоимости строительства, сокращение объемов проектно-сметной документации.

Состав основных положений определяется конкретно по каждому документу.

3.4. Отдельный текст, иллюстрации, таблицы и графики могут быть даны в виде приложений.

Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми и справочными.

В дополнение к основным положениям в рекомендуемые приложения помещают требования, от которых допускаются отступления при принятии более эффективных решений.

За принятие решений, не соответствующих рекомендуемым, ответственность несут организации, учреждения и предприятия, применяющие нормативный документ.

3.5. Нормативные документы органов государственного надзора не должны содержать требований, регламентируемых строительными нормами и правилами.

3.6. В нормативном документе не допускается повторять содержание других нормативных документов и стандартов.

Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах и стандартах, в том числе в нормах технологического проектирования, относящихся к объекту нормирования.

4. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие организации-разработчики) нормативных документов и органы, утвердившие их, должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять действующие документы для определения их научно-технического уровня и при необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.

4.2. Обновление действующих нормативных документов осуществляется путем пересмотра документа в целом или внесения отдельных изменений в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке.

4.3. Основанием для пересмотра действующих нормативных документов или внесения в них изменений могут быть результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов, контроля за применением и соблюдением нормативных документов.

4.4. Изменения нормативных документов утверждаются, как правило, один раз в год - в феврале и вводятся в действие с 1 июля текущего года. Срок разработки проекта изменений, как правило, не должен превышать 6 месяцев.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

5.1. Ведущие организации, разработавшие нормативные документы, министерства, ведомства и организации, представившие их на утверждение, и органы, их утвердившие, несут установленную законодательством ответственность за:

соответствие требований нормативных документов новейшим достижениям науки, техники, производственного опыта и условиям эксплуатации;

отражение в нормативных документах требований, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества строительства, внедрение рациональных решений, улучшение использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;

правильность включенных в нормативные документы требований и их техническую и экономическую обоснованность;

соответствие нормативных документов действующему законодательству, государственным стандартам, стандартам СЭВ, планам экономического и социального развития СССР и союзных республик;

соответствие нормативных документов настоящим нормам и их взаимную увязку, правильность формул, текстового, цифрового и графического материала, а также терминологии;

своевременное представление в необходимых случаях обоснованных предложений о внесении изменений в действующие нормативные документы;

представление проектов нормативных документов в установленные планом сроки.

В случае несоблюдения указанных требований проекты нормативных документов возвращаются на доработку и по представлению органа, утверждающего нормативный документ, министерства (ведомства) , в ведении которых находятся организации-разработчики проекта нормативного документа, решают в установленном порядке вопрос о лишении этих организаций премий и о применении к виновным других мер воздействия.

5.2.* Организации, учреждения и предприятия и их должностные лица за несоблюдение требований нормативных документов в строительстве несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Новые прогрессивные экономичные технические решения, не отраженные в строительных нормах и правилах, применяются по согласованию с ведущими по данной проблеме научно-исследовательскими организациями, на которые постановлением Госстроя от 3 августа 1984 г. № 129 возложена ответственность за пересмотр действующих и разработку новых нормативных документов по строительству. В тех случаях, когда такие решения затрагивают интересы органов государственного надзора, они должны быть согласованы этими органами.

В отдельных обоснованных случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований действующих норм и правил, эти отступления предварительно, при необходимости согласованные с соответствующими органами государственного надзора, допускаются с разрешения министерств и ведомств, утвердивших нормы.

5.2.* (Изм. редакция, Изм. № 2).

6. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6.1. Постоянный контроль за соблюдением требований нормативных документов должны обеспечить организации, учреждения и предприятия, осуществляющие проектирование, инженерные изыскания и строительство, а также производство, транспортирование и хранение конструкций, изделий и материалов.

6.2. Выборочный контроль за соблюдением требований нормативных документов осуществляют Госстрой СССР, министерства и ведомства, госстрои союзных республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом и планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами) , госстроями союзных республик.

6.3. Госстрой СССР производит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, министерства и ведомства - проверки подведомственных организаций (по поручению Госстроя СССР - независимо от ведомственной подчиненности) , госстрои союзных республик - проверки подведомственных организаций и организаций министерств и ведомств союзной республики.

6.4. Результаты проверки соблюдения требований нормативных документов оформляются актом.

Акты проверок должны направляться органам, в ведении которых находятся проверявшиеся организации. для принятия мер.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ

1. Пособия не являются нормативными документами.

2. Пособия детализируют отдельные положения нормативных документов, содержат примеры и алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные и другие вспомогательные и справочные материалы, необходимые для проектирования и строительства.

3. Необходимость разработки Пособия устанавливается, как правило, в техническом задании на разработку нормативного документа.

4. Пособия к нормативным документам разрабатываются, утверждаются и выпускаются научно-исследовательскими или проектными организациями, являющимися ведущими организациями-разработчиками этих нормативных документов, либо другими организациями по согласованию с ведущей организацией.

5. После названия Пособия должны указываться название и шифр нормативного документа, к которому оно разработано.

6. К одному нормативному документу в зависимости от его содержания может выпускаться одно или несколько Пособий.

7. Пособия к строительным нормам и правилам разрабатываются по планам, утверждаемым Госстроем СССР, к ведомственным и республиканским документам - по планам, утверждаемым министерствами (ведомствами), госстроями союзных республик.

8. При планировании сроков разработки Пособий следует исходить из того, чтобы Пособия выпускались с минимальным (не более 6 месяцев) разрывом во времени после утверждения нормативного документа.

9. Внесение изменений в Пособия и исключение их из числа действующих осуществляется утвердившими их организациями.

10. Организации, утвердившие Пособия, несут ответственность за правильность включенных в них данных, их техническую и экономическую обоснованность и за последствия их применения (согласно ответственности, предусмотренной в п. 5.1).

11. Организации, утвердившие Пособия, ежегодно проверяют их соответствие нормативным документам, уровню науки и техники, устанавливают необходимость их обновления или отмены и представляют в Госстрой СССР списки действующих Пособий для опубликования.

12. Организации могут принимать под свою ответственность решения, более эффективные по сравнению с содержащимися в Пособиях.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2*

Обязательное

КЛАССИФИКАТОР СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

Настоящий Классификатор устанавливает разделение строительных норм и правил на 5 частей, каждая из которых делится на группы.

Классификатор предназначен для установления состава и обозначения (шифра) строительных норм и правил.

Шифр должен состоять из букв "СНиП", номера части (одна цифра), номера группы (две цифры) и номера документа (две цифры), отделенных друг от друга точками; две последних цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры года утверждения документа. Например, "СНиП 2.03.05-82".

Номера документам присваиваются в порядке регистрации сквозные в пределах каждой группы или в соответствии с разработанным перечнем документов данной группы.

1. Организация, управление, экономика

Группы

01

Система нормативных документов в строительстве

02

организация, методология и экономика проектирования и инженерных изысканий

03

Организация строительства. Управление строительством

04

Нормы продолжительности проектирования и строительства

05

Экономика строительства

06

Положения об организациях и должностных лицах

 

 

2. Нормы проектирования

Группы

01

Общие нормы проектирования

02

Основания и фундаменты

03

Строительные конструкции

04

Инженерное оборудование зданий и сооружений. Внешние сети

05

Сооружения транспорта

06

Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения

07

Планировка и застройка населенных пунктов

08

Жилые и общественные здания

09

Промышленные предприятия, производственные здания и сооружения, вспомогательные здания. Инвентарные здания

10

Сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения

11

Склады

12

Нормы отвода земель

 

 

3. Организация, производство и приемка работ

Группы

01

Общие правила строительного производства

02

Основания и фундаменты

03

Строительные конструкции

04

Защитные, изоляционные и отделочные покрытия

05

Инженерное и технологическое оборудование и сети

06

Сооружения транспорта

07

Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения

08

Механизация строительного производства

09

Производство строительных конструкций, изделий и материалов

 

 

4. Сметные нормы

Состав и обозначение сметных норм и правил установлены постановлением Госстроя СССР от 18 июня 1982 г. № 162.

 

 

5. Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов

Группы

01

Нормы расхода материалов

02

Нормы потребности в строительном инвентаре, инструменте и механизмах

03

Нормирование и оплата проектно-изыскательских работ

04

Нормирование и оплата труда в строительстве

 

Примечание. Приведение действующих нормативных документов в соответствие с настоящим Классификатором производится при их пересмотре.

 

 

Вернуться в "Каталог СНиП"