РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ИСО 10006 Административное управление качеством. Руководящие указания по обеспечению качества руководства проектами.
Административное управление
качеством. -
Содержание 4.4. Этапы проектирования и процессы проектирования 5. Качество в процессе руководства проектом 5.2. Процесс стратегии проекта 5.3. Процессы управления взаимосвязью 5.4. Процессы, связанные с объектом деятельности 5.5. Процессы, связанные со временем 5.6. Процессы, связанные со стоимостью 5.7. Процессы, связанные с ресурсами 5.8. Процессы, связанные с персоналом 5.9. Процессы, определяющие связи 5.10. Процессы, связанные с риском 5.11. Процессы, связанные с закупками 6. Обучение на основе разработанного проекта Приложение А Качество в процессе руководства проектом - справки, содержащиеся в стандартах семейства ИСО 9000 Приложение В Использование оценки развития проекта для повышения качества Приложение С Библиография Предисловие ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов - членов ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется обычно техническими, комитетами ИСО. Каждый комитет - член может принимать участие в работе любого технического комитета по интересующему его вопросу. Правительственные и неправительственные международные организации, связанные с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, направляются комитетам - членам для голосования. Для публикации их в качестве международных стандартов требуется одобрение не менее 75 % комитетов-членов, участвующих в голосовании. Международный Стандарт ИСО 10006 был разработан подкомитетом СК 2 "Системы качества" Технического Комитета ИСО/ТК 176 "Административное управление качеством и обеспечение качества". Приложения А - С этого Международного Стандарта приведены только для информации. Введение Настоящий Международный Стандарт обеспечивает управление элементами системы качества, определяющими концепции и действия, реализация которых оказывает существенное влияние на достижение качества в руководстве проектом и дополняет элементы управления проектом, приведенные в ИСО 9004-1 Настоящие руководящие указания имеют широкий диапазон применения. Они применимы как к небольшим, так и к значительным проектам, как к простым проектам, так и к сложным объектам и комплексам. Они предназначены для пользования руководителями проектирования, которые нуждаются в том, чтобы в их проектной организации практически использовались требования стандартов семейства ИСО 9000 столь же успешно, как и в тех организациях, которые уже имеют опыт управления качеством, а также при необходимости они помогут взаимодействовать с проектными организациями, имеющими достаточно глубокие знания и опыт проектирования. Очевидно, для некоторых материал, излагающий принципы руководства, покажется излишне детализированным, однако, следует иметь ввиду, что другие пользователи как раз нуждаются в этой детализации. Признано, что имеются два аспекта качества при руководстве проектом: качество процесса проектирования и качество проекта. Игнорирование одного из этих аспектов может оказать значительное воздействие на проектную продукцию, участие заинтересованных лиц в проекте и организацию проектирования Следует также подчеркнуть, что достижение качества обеспечивается ответственностью управления, которая должна быть обеспечена на всех уровнях в организациях. участвующих в проектировании, то есть когда каждый участник должен быть ответственен за качество соответствующих процессов и изделий. Ведение и обслуживание процесса проектирования, обеспечение качества проектной продукции требует системного подхода. Этот подход должен гарантировать, что заявленные и предполагаемые потребности заказчика уяснены и будут выполнены, что потребности других заинтересованных лиц учтены и что политика качества организации реализуется при управлении проектированием. Управление качеством - Руководящие указания по обеспечению качества руководства проектами 1. Область действияНастоящие руководящие указания рассматривают рекомендуемые процессы управления проектированием как основу для их фактического применения. Этот Международный Стандарт применим к проектам любой сложности, малым или большим, требующим малого или продолжительного времени для их исполнения, осуществляемых в различных окружающих условиях, независимо от вида проектируемых к выпуску изделий (включая технические средства, программное обеспечение, полуфабрикаты, обслуживание или комбинации этого). Это может потребовать некоторого адаптирования Руководящих указаний к специфичным условиям конкретного проектирования. Настоящий Международный стандарт нельзя рассматривать как руководство по управлению конкретным проектом. 2. Нормативные ссылкиНижеперечисленные стандарты содержат положения, которые являются положениями и настоящего Международного Стандарта, на что имеются ссылки в его тексте. На время публикации указанные издания были действующими. Поскольку все стандарты подлежат пересмотру, то сторонам, участвующим в соглашении, основанном на этом Международном Стандарте, рекомендуется принимать самые последние издания указанных ниже стандартов. Страны-члены МОК и ИСО ведут перечни действующих международных стандартов.
Примечание - Приложения А, В и С содержат добавочную информацию и дополнительные ссылки для достижения качества в руководстве проектом. 3. ОпределенияПрименительно к настоящему Международному Стандарту используются определения, данные в ИСО 8402, а также следующие определения: 3.1 Проект: Уникальный процесс, состоящий координированных и управляемых действий с определением даты их начала и окончания, предпринимаемых для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включая ограничения во времени, стоимости и ресурсах. Примечание 1. Отдельный проект может быть частью более крупного проекта. Примечание 2. В некоторых проектах цель(и) характеристики продукции, а также экономические показатели в процессе проектирования уточняются Примечание 3. Результатом проекта может быть одно или несколько видов изделий (продукции). Примечание 4. Организация работы по проекту определяется только на срок его разработки и осуществления. Примечание 5. При разработке проектов может иметь место комплекс взаимодействий. 3.2. Проектная продукция: Это форма, в которой должен быть выражен и выдан заказчику результат проектирования. Примечание - Проект может содержать определение экономической эффективности от его осуществления. 3.3. План проекта: Документ, устанавливающий последовательность действий которые требуется выполнить, чтобы достичь цели(ей) проекта Примечание 1. План проекта должен включать в себя или содержать ссылки на план обеспечения качества проекта. Примечание 2. План проекта должен содержать в себе также такие планы, как определение организационных структур, участвующих в проектировании, план обеспечения ресурсами, график выполнения проекта, финансовое обеспечение 3.4. Заинтересованное лицо: Отдельное лицо или группа лиц, заинтересованных совместно в работе организации-поставщика в той среде, в которой оно работает. [ИСО 9000-1:1994, 3.5] Примечание 1. В контексте этого определения организацией-поставщиком является проектная организация. Примечание 2. В состав заинтересованных лиц могут входить: - заказчик, получатель проектной продукции; - потребитель (например, пользователь проектируемой к выпуску продукции) - владелец (например, организация, инициирующая проект); - партнер (например, при проектировании совместного предприятия! - финансирующая организация (например, финансовое учреждение) - субподрядчик - организация, участвующая о производстве проектной продукции; - общественность (например, отдельные юридические или физические лица и общество в целом), персонал проектной организации. Примечание 3. Интересы перечисленных заинтересованных лиц могут противоречить друг другу. 3.5. Процесс: Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие [ИСО 8402:1994, 1.2]. Примечание 1. Ресурсы могут включать в себя организацию управления, обслуживания, персонал, оборудование, снаряжение, техническое и методическое обеспечение. Примечание 2. Процессы проектирования включают в себя также процессы управления проектированием. 3.6. Оценка развития: Проверка определенных требований к процессу проектирования и к проектной продукции, выполненная на соответствующих этапах жизненного цикла проекта. Примечание. В результате оценки развития проекта может потребоваться изменение плана проекта. 4. Характеристики проекта:4.1. Общая характеристикаЭтот раздел освещает те характеристики, которые являются наиболее важными при организации проектирования. 4.2. Руководство проектомРуководство проектом включает планирование, организацию, текущий контроль и непрерывный процесс управления всеми аспектами проекта для достижения поставленных целей. Процессы и цели контроля качества (см. ИСО 8402) являются составной частью процесса руководства проектом. 4.3. ОрганизацияВ понятии этого Международного Стандарта организация заказчика - это организация, которая решает осуществить проект и поручает его разработку проектной организации. Проектная организация - это организация, которая разрабатывает проект Проектная организация может быть частью структуры организации заказчика, которая может быть совместным предприятием, товариществом и т.д. 4.4. Этапы проектирования и процессы проектированияПроцесс проектирования - это процесс, который может быть разделен на несколько различных взаимосвязанных подпроцессов. В целях рациональной организации выполнения последовательных подпроцессов может потребоваться (и в некоторых случаях требуется) группировка подпроцессов в этапы. Организации, ответственной за проект, "этапирование" дает возможность для осуществления текущего контроля реализации целей проекта (и оценки возможного риска) для того, чтобы достигнуть прогрессивных показателей проекта. В жизненном цикле проекта может иметь место перекрытие этапов. Чтобы избежать противоречий в руководстве качеством и в управлении проектированием в этом Международном Стандарте принято совмещение этих двух процессов. Процессы проектирования сгруппированы в две категории: процессы руководства проектом и процессы, формирующие предмет проектирования (те процессы, которые затрагивают только предмет проектирования: здания, производство продукции, ее контроль) Руководство качеством в процессе управления проектированием представлено в этом Международном Стандарте и в разделе о руководстве качеством при проектировании, изложенном в ИСО 9004-1. Примечание - В этом Международном Стандарте термин "процесс" подразумевает также и "подпроцесс". 5. Качество в процессе руководства проектом5.1. Общие положенияВ таблице 1 перечислены процессы руководства проектом, которые применимы для большей части проектов. Не все процессы, приводимые в этом Международном Стандарте, обязательно будут иметь место в каждом конкретном проекте но, наряду с этим, для некоторых проектов могут оказаться необходимыми дополнительные процессы. Процессы руководства проектом сгруппированы с учетом их идентичности, например, в одну группу включены процессы, связанные со временем Определены десять групп процессов руководства проектом. Первая группа - стратегия проекта, где определяется и узаконивается основное направление проектирования. Вторая группа включает в себя управление взаимосвязями между процессами. Другие восемь групп включают процессы, соответственно определяющие область действия, время, стоимость, ресурсы, персонал, связь, степень риска и закупки. Каждый процесс руководства проектом описан ниже отдельным подпунктов Стандарта, где приводится также описание управления качеством при выполнении данного процесса. 5.2. Процесс стратегии проектаПроцесс стратегии проекта - это процесс, устанавливающий основное направление разработки проекта, которое определяет организацию и руководство реализацией других проектных процессов. При определении направления разработки проекта должны быть рассмотрены следующие определяющие замыслы, которые являются важными для достижения качества в руководстве проектом: - в первую очередь, удовлетворение заявленных и подразумеваемых потребностей заказчика и других заинтересованных лиц; - чтобы проект был выполнен как результат запланированных и взаимосвязанных процессов; - сосредоточение внимания на качестве как процессов, так и изделий, с тем, чтобы обеспечить цели разработки проекта; - ответственность руководства за создание условий для обеспечения качества; - ответственность руководства за непрерывное повышение качества проектирования. Этот подпункт определяет понимание стратегии перечисленных замыслов (концепций) Руководящие указания о рассмотрении этих замыслов (концепций) в других процессах приведены в подпунктах 5.3 - 5.11. Достижение качества в проекте зависит от того, насколько перечисленные замыслы (концепции) будут обеспечены в процессах. 5.2.1. Первоочередное удовлетворение заявленных и предполагаемых потребностей заказчика и других заинтересованных лиц. Заказчик и другие заинтересованные лица должны воспринять гарантию того, что все требуемые процессы проектной организацией учитываются и что она способна удовлетворить их потребности. Должны быть установлены взаимосвязи со всеми заинтересованными лицами, а также обратные связи, возникающие как реакция на проект. Любые конфликты между заинтересованными лицами должны быть рассмотрены и найдено их разрешение. Обычно, когда возникают конфликты между потребностями заказчика и другого заинтересованного лица, потребности заказчика имеют приоритет. При разрешении конфликта в этом случае нужно согласиться с заказчиком, если это не противоречит законодательным или нормативным документам. Мнение заинтересованного лица должно быть запротоколировано. Изменение потребностей заинтересованных лиц, включая потребности новых заинтересованных лиц, должно быть предметом рассмотрения при проектировании. Цели проекта должны быть определены таким образом, чтобы, чтобы они удовлетворяли согласованным требованиям к проекту, которые в случае необходимости при разработке проекта могут быть уточнены. Согласованные требования должны содержать: что следует сделать, в какие сроки, данные о стоимости, характеристики продукции и. где это возможно, должны быть выражены в цифровых показателях. 5.2.2. Выполнение проекта как результата запланированных и взаимосвязанных процессов Процессы проектирования, их исполнители, обязанности исполнителей и их полномочия должны быть обозначены и задокументированы. Должна быть определена политика проектирования. Структура конечной проектной продукции, ее составляющие должны быть проверены на предмет того, чтобы быть гарантированным, что соответствующие процессы, обеспечивающие конечную структуру проектной продукции, предусмотрены. Взаимосвязи каждого процесса должны быть определены, скоординированы и обобщены. При определении процессов следует принимать во внимание и процессы, которые будут иметь место в жизненном цикле проектной продукции после проектирования, например, процессы, связанные с обслуживанием проекта и т.п. Решения по обеспечению проектной организации материалами и услугами со стороны должны быть рассмотрены в увязке со всеми другими внешними связями. Связи, четкое определение ответственности и полномочий проектной организации с организацией заказчика, а также с другими причастными к разработке проекта заинтересованными лицами должны быть определены и задокументированы. Оценка развития (см. приложение В) должна быть предусмотрена в плане проекта с тем, чтобы оценить состояние проекта и обеспечить своевременное получение информации для изменения проекта, если таковое потребуется. 5.2.3. Сосредоточение внимания на качестве как процессов, так и изделий, чтобы обеспечить цели разработки проекта. Для достижения целей проекта особое внимание должно быть уделено качеству процессов управления проектированием и качеству проектной продукции Стандарты семейства ИСО 9000 предусматривают ряд связанных с обеспечением качества процессов и качества продукции действий, таких как документирование, аудиторские проверки, контроль процессов, которые помогают достижению целей проекта. Такие типичные действия, применимые для процессов проектирования, перечислены в приложении А. 5.2.4. Ответственность руководства за создание условий для обеспечения качества. Руководство как организации заказчика, так и проектной организации должно сотрудничать в создании условий для обеспечения качества Способы и средства создания таких условий должны содержать следующее: - обеспечение организационной структуры и мероприятий, способствующих достижению целей проекта; - принятие решений, основанных на фактах и достоверной информации; - участие всего персонала проектной организации в достижении высокого качества процессов проектирования и проектной продукции; - создание взаимно полезных связей с субподрядными и другими организациями; Для выполнения работ должен быть назначен квалифицированный персонал, обеспеченный соответствующими средствами, техникой, имеющий методическое и рабочее обеспечение, чтобы выполнять и контролировать процессы, управлять ими, осуществлять корректирующие и предупреждающие действия для их совершенствования. Заранее должен быть назначен руководитель проекта. Руководитель проекта - это лицо с установленной ответственностью, правами и обязанностями по управлению проектом. Ответственность, определенная для руководителя проекта, должна быть соразмерна с его правами. Примечание - Должность руководителя проекта может переходить от руководства одним проектом к руководству другим проектом. 5.2.5. Ответственность руководства за непрерывное повышение качества проектирования В организации, инициирующей проект решения, руководство ответственно за непрерывный поиск улучшения качества проектных решений посредством изучения опыта применения ранее разработанных проектов. Изучая опыт, руководитель проекта сам должен определять предпочтительные проектные решения. Следует установить систему с бора и анализа информации, полученной в течение времени использования разработанных проектов, для непрерывного улучшения будущих проектных решений. Проектная организация ответственна за непрерывный поиск улучшения качества процессов проектирования и проектных решений. Это может осуществляться с помощью оценок, сделанных внутренними и, возможно, внешними проверками с учетом фактора времени и обеспеченности ресурсами. Примечание - ИСО 9004-4 дает руководящие указания по улучшению качества. 5.3. Процессы управления взаимосвязьюПроекты состоят из процессов, и один процесс обычно оказывает воздействие на другой. За обеспечение полной взаимосвязи проектных процессов ответственен руководитель проекта. Процессы управления взаимосвязью сводятся к следующему - инициирование проекта и разработка плана проекта: оценка заказчика и других заинтересованных лиц, подготовка плана проекта и инициирование процессов; - управление взаимодействием: управление взаимодействиями при проектировании; - управление изменением и конфигурацией: предупреждение изменений и управление ими во всех процессах; - заключение: завершение процессов и получение обратной связи. 5.3.1. Инициирование проекта и разработка плана проекта План проекта, включая программу качества, должен всегда быть дополнен последними данными и быть готов к пользованию им. Степень детализации плана определяется объемом и сложностью проекта. План проекта должен документально подтверждать требования заказчика и других причастных к проекту заинтересованных лиц, а также установленным целям проекта. Входные данные по каждому требованию должны быть зарегистрированы. Характеристики продукции (изделий) должны быть идентифицированы, иметь цифровые показатели и обозначены в плане проекта. Если целью проекта является выполнение требований контракта (договора, то должен быть выполнен анализ контракта. При использовании организацией - генеральным проектировщиком ранее разработанных подобных проектов должны быть использованы самые лучшие решения этих проектов. В плане проекта должны быть приведены все процессы, составляющие проект, и обозначены их цели (назначение). Система качества проектной организации, будучи внедрена, должна обеспечивать возможность для непрерывного улучшения качества. Так как обеспечение качества является неотъемлемой частью квалифицированного руководства проектом, то система управления качеством проекта должна быть неотъемлемой частью системы руководства проектом. Управление качеством должно быть приведено в плане (программе) качества. Насколько возможно, проектная организация должна принять и. в случае необходимости, адаптировать к своим условиям требования системы качества и процедур организации - автора применяемого проекта. В плане качества проекта должны быть в соответствующих частях сделаны ссылки на документы системы качества организации - автора применяемого проекта. В случае, когда имеют место особые требования по качеству другого заинтересованного лица, они должны обеспечиваться в плане качества с одновременным учетом требований применяемого проекта и действующей нормативной документации. План проекта создается путем объединения планов процессов, составляющих проект. Планы процессов при этом могут быть откорректированы в целях обеспечения последовательности действий и устранения каких-либо несоответствий. План проекта должен быть идентификатором; план должен использоваться при пересмотрах графиков (см. "пересмотр" в приложении А) и содержать порядок сохранения документов. Пересмотры планов могут включать в себя пересмотр плана качества и плана проекта для их соответствия целям проекта. Для определения развития проекта путем его контроля (анализа) и с учетом этого планирования дальнейшей разработки проекта, оценку развития (см. приложение В) следует включить в план проекта. Требования по обеспечению качества (см. приложение А), документация, ее регистрация, проверки, прослеживаемость, аудиторские проверки, корректировки - все это должно быть определено в плане проекта. Для того, чтобы контролировать прогрессивность решений проекта, должны быть определены прогрессивные показатели и предусмотрены систематические оценки их достижения. Эти оценки должны являться основой предупреждающих и корректирующих действий, или они должны подтвердить, что проектирование ведется в направлении достижения целей проекта и корректирующие и предупреждающие действия не требуются. В плане проекта должны быть определены все связи между действиями. Особое внимание должно быть уделено следующим видам взаимодействия: - связям с заказчиком и другими заинтересованными лицами; - связям проектных организаций и способам связи по различным вопросам с организацией-инициатором разработки проекта; - связям между подразделениями внутри проектной организации. 5.3.2. Управление взаимодействием Чтобы обеспечить запланированные связи между процессами разработки проекта, должно быть организовано управляемое взаимодействие между разработчиками проекта. Управление взаимодействием должно обеспечиваться разработанными документированными процедурами, проведением совместных совещаний разработчиков различных разделов проекта, решением противоречий, вызванных неисполнением разработчиками обязательств друг перед другом или проблем, возникших при изменениях проекта, использованием анализа выполненных работ по проекту с оценкой развития и степени риска с тем, чтобы в итоге дать общую оценку состояния выполнения проекта и наметить план оставшейся работы по проектированию (см. приложение В). Промежуточные оценки проекта должны также определить возможные потенциальные проблемы взаимодействия. Следует отметить, что должно быть уделено особое внимание взаимодействию и координированию действий при проектировании процессов, заключающих в себе большую степень риска. Связь между участниками разработки проекта - ключевой фактор в координации их действий - описана в п. 5.9. 5.3.3. Управление изменением проекта Управление изменением проекта включает в себя определение и документированное решение необходимости изменения проекта, определение воздействия при изменении, анализ и утверждение изменений проектируемых процессов и продукции (изделий, объектов). Управление изменениями включают изменения проекта и изменения плана разработки проекта. Прежде чем утверждать изменение, должны быть проанализированы цели, объем и воздействие изменения, какое влияние оно окажет на цели проекта; изменение должно быть согласовано с заказчиком и другими имеющими отношение к разработке проекта заинтересованными лицами. Управление изменением может включать скоординированные изменения взаимосвязанных проектируемых процессов, а также решения по конфликтным ситуациям. Процедуры по управлению изменением должны предусматривать регистрацию документации. Примечание 1 Кроме того, руководящие указания по управлению изменением см. в ИСО 9004-1. Примечание 2 Руководящие указания по управлению конфигурацией – см. ИСО 10007. 5.3.4. Завершение При разработке проекта должно быть обеспечено, чтобы все проектные решения были предусмотрены такими, какими они были заданы. Для возможного доказательства этого, проектная документация регистрируется и хранится строго в течение установленного времени. При любых обстоятельствах основанием завершения проекта должна быть полная проверка исполнения проекта в сопоставлении с требованиями к нему. Должны быть приняты во внимание все относящиеся к проекту данные, включая технико-экономические показатели, определяющие оценку его развития, и требования, заданные заинтересованными лицами. Должны быть рассмотрены мнения по проекту (где это возможно - с количественными определениями) заказчика и, в части их касающейся, других заинтересованных лиц. Базирующиеся на результатах проверки соответствующие заключения должны быть подготовлены с обобщением решений, которые могли бы быть использованы в других проектах. О завершении разработки проекта должны быть официально извещены все причастные заинтересованные лица. 5.4. Процессы, связанные с объектом деятельностиВ этом Международном Стандарте под "объектом деятельности" подразумевается описание проектной продукции (изделий, объекта), ее характеристик, и как они должны измеряться или оцениваться. Процессы, связанные с объектом деятельности, преследуют цели: - перевести требования заказчика и других заинтересованных лиц в действия, в результате организации и выполнения которых будут достигнуты цели проекта: - обеспечивать работу людей по объекту деятельности в течение полной реализации действий; - обеспечивать, чтобы действия, выполняемые при проектировании, были направлены на удовлетворение требований, отнесенных к "объекту деятельности". С объектом деятельности связаны следующие процессы: - раскрытие общей концепции: четкое определение целей, для которых предназначена проектная продукция; - раскрытие объекта деятельности и контроля: документированные характеристики проектируемой продукции (изделий, объекта) в количественных выражениях и способы ее контроля; - определение действия: обозначение и документирование деятельности и мер, требуемых для достижения целей проекта; - контроль действия: отчетность о результатах контроля выполняемой при проектировании работы. 5.4.1. Раскрытие общей концепции Выраженные и ожидаемые требования заказчика к проектируемой продукции (изделиям, объектам), на которые соглашается проектная организация, должны быть документально оформлены. Должны быть определены другие заинтересованные в разработке проекта лица, выставленные ими требования следует также документировать и, где это требуется, согласовать с заказчиком. 5.4.2. Раскрытие объекта деятельности и контроль При раскрытии объекта деятельности, характеристики проектируемого изделия (продукции, объекта) должны быть обозначены и документированы, насколько это возможно, - выражены в цифровых измерениях для использования в качестве базы для проектирования и возможного при этом улучшения характеристик Характеристики изделия (продукции, объекта) должны позволять заказчику и другим заинтересованным лицам прослеживать их. При раскрытии объекта деятельности должны быть также учтены ставшие очевидными дополнительные варианты и решения, включая вытекающие из выполненных анализов проекта. Управление изменениями объекта деятельности осуществляется в рамках процесса управления изменением проекта. 5.4.3. Определение действия Часто определения "действия, работа" и "рабочее место" используют для обозначения конкретных элементов для построения структуры, что чаще всего имеет место при построении структурной схемы работы (WBS), или функциональной схемы. В этом Международном Стандарте термин "действие" используется как обобщенный термин для обозначения не определенного элемента структуры, а элемента структуры в общем понятии. Когда действия определены, руководитель проекта должен привлечь к разработке проекта опытный персонал, разъяснить ему задачи и получить согласие персонала на участие в работе. Каждое действие должно быть определено таким образом, чтобы его результаты могли быть оценены или измерены. Перечень действий должен быть проверен на их полноту. В составе принятых для разработки проекта действий должны, в частности, быть разработка плана проекта, анализы и проверка проекта с оценкой его развития Взаимосвязи между процессами проектирования, связи при проектировании с заинтересованными лицами должны быть определены в документации системы качества, их исполнение должно документально регистрироваться. 5.4.4. Контроль действий Действия, определенные в п. 5.4.3, должны выполняться и контролироваться в соответствии с планом проекта. Контроль действий включает контроль взаимно согласованных работ с тем, чтобы избежать возможностей возникновения конфликтов или неправильного понимания. Особое внимание должно быть уделено управлению и контролю за процессами, связанными с новой технологией. Процессы должны быть проанализированы и оценены на предмет определения их полноты и возможности совершенствования. Частоту проверок рекомендуется назначать в зависимости от сложности проекта. Результаты проверок должны использоваться для оценки разработанной части процессов и для планирования остающейся работы. Если план выполнения остающейся работы корректируется, то такая корректировка должна быть документирована. 5.5. Процессы, связанные со временемЭти процессы связаны с продолжительностью действий и имеют целью гарантировать своевременное завершение проекта. Они следующие: - планирование зависимости процессов: идентификация взаимосвязей, последовательности взаимодействий в процессе проектирования; - расчет продолжительности: расчет продолжительности каждого действия в связи со спецификой условий и обеспеченностью ресурсами; - график разработки: взаимосвязь необходимых сроков выполнения проекта с продолжительностью отдельных процессов как основа для разработки общих и детализированных графиков; - график контроля: обеспечение действий по выполнению графика или принятие соответствующих мер по ликвидации отставания. 5.5.1. Планирование зависимости процессов Взаимосвязи, последовательность взаимодействий в процессе проектирования должны быть идентифицированы и проверены на предмет установленной очередности их осуществления. Любое изменение входных проектных данных должно быть идентифицировано, оправдано и документировано. Всякий раз, когда возможно, следует использовать типовые или ранее утвержденные графики проектирования. Но их применимость к данному проекту должна быть проанализирована. 5.5.2. Расчет продолжительности Расчеты продолжительности действий должны определяться лицами, ответственными за их выполнение. Оценки продолжительности, взятые из прошлого опыта, должны быть скорректированы применительно к условиям настоящего проекта. Входные данные для определения продолжительности должны быть документированы с указанием их источника. Банк данных о продолжительности действий может быть использован для планирования ресурсов, для оценки объединения ресурсов и, наконец, расчетов ресурсов времени. Особое внимание должно быть оказано выделению достаточного времени для действий по обеспечению качества, перечисленных в приложении А. Когда определение продолжительности содержит значительную долю неопределенности, должны быть приняты меры к их снижению до минимума, внесены соответствующие поправки, с учетом оставшихся неопределенностей должна быть повторно рассчитана продолжительность действий. Когда полезно и необходимо, к определению продолжительности действий должны привлекаться заказчик и другие заинтересованные лица. 5.5.3. График работы Входные данные для графика разработки проекта должны быть идентифицированы и проверены на предмет соответствия требованиям проекта. Особое внимание должно быть уделено планированию действий с большими временными упреждениями, действий со значительной продолжительностью и действий, определяющих критический путь графика. Типовые формы графиков, возможные для использования. должны быть идентифицированы. Обнаруженные противоречия в оценке продолжительности действий должны быть разрешены до окончания разработки графика. Графики должны идентифицировать действия, являющиеся переломными (критическими) или близкие к переломным (критическим). График должен подробно идентифицировать события, которые рассматриваются как ключевые или определяющие: требующие особых входных данных, или специфичных решений, или выходные данные которых запланированы для оценки развития решений. Заказчик и причастные заинтересованные лица должны быть информированы о выполнении графика разработки проекта и привлекаться к его разработке, когда это требуется. Определенные графики должны быть представлены им для информации, или, если требуется, для согласования. 5.5.4. График контроля Сроки проверки выполнения графика и получения данных о результатах проверки должны быть установлены таким образом, чтобы гарантировать надлежащий контроль за разработкой проекта и получением информации. Отклонение от графика должно быть идентифицировано, проанализировано и. если это важно зарегистрировано. Графики текущих работ должны использоваться при оценках качества и быть предметом рассмотрения на совещаниях. Руководитель проекта должен регулярно производить проверки графика проектирования, как это определено в плане проекта. Направленность развития проекта должна быть проанализирована, чтобы при выполнении остающейся части работы избежать риска и использовать резервные возможности. Основные причины благоприятных и неблагоприятных отклонений от графика должны быть идентифицированы. Действия должны гарантировать, что неблагоприятные отклонения от графика не повлияют на цели проекта. Причины и благоприятных, и неблагоприятных отклонений должны служить как основание для непрерывного совершенствования. Должны быть определены возможные воздействия изменений графика на стоимость и ресурсы проекта, на качество изделий. Решения по действиям, которые нужно предпринять, должны быть приняты только с учетом их влияния на другие проектные процессы и цели проекта. Изменения, которые влияют на цели проекта, перед их реализацией нужно согласовать с заказчиком и причастными заинтересованными лицами. Когда действие требуется для устранения отставания от графика, должны быть идентифицированы участвующий персонал и выполняемые им функции. Изменения графика должны быть скоординированы с другими проектными процессами в плане выполнения остающейся части работы. Заказчик и другие причастные заинтересованные лица должны быть проинформированы о любых предложенных изменениях графика и привлечены к участию в принятии решений, касающихся изменений. 5.6. Процессы, связанные со стоимостьюЭти процессы имеют цель прогнозировать и управлять проектными ценами, обеспечивать завершение проекта в пределах определенных финансовых ассигнований и включают следующее: - оценка (расчет) стоимости: определение затрат, составляющих смету проекта; - использование средств: использование средств, исходя из оценки (расчета) таким образом, чтобы уложиться в намеченную стоимость проекта; - управление стоимостью: управление затратами и отклонениями от стоимости проекта. Примечание - Дополнительные руководящие указания - см. ИСО 10014. 5.6.1. Оценка (расчет) стоимости Все цены, принимаемые в проекте, должны быть четко идентифицированы (стоимость действий, товаров, услуг), оценка (расчет) стоимости должна исходить из соответствующих источников информации и быть связанной с проектом организации строительства. Оценки стоимости по прошлому опыту должны быть проверены, чтобы гарантировать, что они правильны для условий настоящего проекта. Цены должны быть документированы, и должен быть указан их источник. Особое внимание должно быть уделено выделению достаточных средств для действий по улучшению качества (см. также приложение А) Примечание - Для дополнительного руководства по экономическим аспектам управления качеством (см. ИСО 10014). Оценка (расчет) стоимости должна учитывать экономическую обстановку (например, инфляцию, налогообложение и курсы валют). Когда оценка (расчет) стоимости содержит значительные неопределенности. должны быть оценены возможные риски и приняты меры к их снижению; в оценке должны быть предусмотрены соответствующие средства, учитывающие оставшуюся долю рисков (непредвиденные расходы или т.п.). Оценки стоимостей должны быть представлены в форме, которая дает возможность сопоставить их с установленными статьями расходов, принятыми процедурами отчетности, а также использовать для целей руководства проектом 5.6.2. Использование средств Использование средств должно быть основано на сметах и графиках, прошедших установленную процедуру их утверждения. Финансирование должно обеспечивать потребности проекта и принятие каких-либо дополнительных решений, допущений, влекущих непредвиденные расходы должно быть идентифицировано и документировано. Финансирование должно обеспечить все разрешенные расходы и учитываться в форме, подходящей для осуществления контроля (управления) стоимости проекта 5.6.3. Управление стоимостью Прежде чем производить любые расходы, должны быть разработаны, зарегистрированы и доведены до ответственных за выполнение работ и за расходы документированные процедуры по системе управления стоимостью. Время контроля, частота сбора данных и определения прогнозов должны быть установлены таким образом, чтобы гарантировать контроль, отвечаюший соответствующим требованиям за предусмотренными проектом действиями и дающий информацию о результатах. Должно быть проверено, что работа, остающаяся до завершения проекта, может быть выполнена в рамках остающихся финансовых средств. Любое отклонение от установленного объема финансирования должно быть идентифицировано, при превышении определенного предела – проанализировано, и определены дальнейшие действия. Тенденции стоимости осуществления проекта должны быть проанализированы, например, методом анализа стоимости выполненной работы и плана выполнения остающейся работы, имея целью использовать благоприятные возможности для предупреждения рисков. Основные причины отклонений в сметной стоимости, и неблагоприятные, и благоприятные, должны быть идентифицированы. Предпринятое действие должно гарантировать, что неблагоприятные отклонения не повлияют на цели проекта. Причины неблагоприятных и благоприятных отклонений должны использоваться как основа для дальнейшего совершенствования. Решения по действиям должны быть приняты только с учетом их влияния на другие предусмотренные проектом процессы и на цели проекта. Изменения в стоимости проекта должны быть в соответствующем порядке санкционированы до выполнения тех работ, которые влекут дополнительные расходы. Прогноз расходов на финансирование должен быть скоординирован с другими проектными процессами при планировании остающейся работы по осуществлению проекта. Информация о гарантии своевременного выделения денежных средств должна быть доступной и являться частью входных данных процесса управления ресурсами. Руководитель проекта должен выполнять регулярные просмотры затрат, производя сопоставление с проектом, планировать и принимать во внимание любые другие финансовые анализы (например, внешние проверки причастными заинтересованными лицами). 5.7. Процессы, связанные с ресурсамиЭти процессы направлены на планирование и управление ресурсами. Они помогают идентифицировать любые возможные проблемы, связанные с ресурсами. Ресурсы включают, например: программное обеспечение, оснастку, оборудование, финансы, информационное обеспечение, материалы, персонал, средства обслуживания и здания. Процессы, связанные с ресурсами, следующие: - планирование ресурса: идентификация, оценка, планирование и распределение необходимых ресурсов; - управление ресурсами: сравнение использования ресурсов в проекте с планом, принятие надлежащих мер, если они оказываются необходимы. Примечание - Этот подпункт применяется к количественным аспектам управления персоналом тогда, когда персонал рассматривается как ресурс Другие аспекты управления персоналом раскрыты в 5.8, потому, что они значительно отличаются от управления другими видами ресурсов 5.7.1. Планирование ресурса Ресурсы, необходимые для проекта, должны быть идентифицированы. Планирование ресурсов должно включать, какие ресурсы потребуются для осуществления проекта и когда они будут требоваться в соответствии со сроками осуществления проекта. Планы должны указывать, как и где ресурсы будут получены, распределены и способы временного размещения избыточных ресурсов, если таковые оказываются. Планирование ресурсов должно обеспечивать возможность управления ресурсами. Реальность входных данных для планирования ресурсов должна быть проверена. Надежность, возможности организаций, обеспечивающих ресурсами, и качество их ресурсов должны быть оценены при идентификации ресурсов, необходимых для проекта. Должны быть приняты во внимание ограничительные факторы ресурсов. Примерами ограничительных факторов являются доступность ресурсов, безопасность, соблюдение требований к охране окружающей среды и памятников культуры международные соглашения, трудовые соглашения, правительственные постановления, финансирование и воздействие проекта на окружающую среду Планирование ресурсов, включая их оценку, распределение, ограничительные факторы и допущения должны быть документированы в проекте. 5.7.2. Управление ресурсами Время и частота сбора данных и прогнозирования должны быть установлены, чтобы гарантировать соответствующий контроль над обеспечением ресурсами и гарантировать, что принятые запасы ресурсов достаточны для достижения цепи проекта. Отклонения от планируемого обеспечения ресурсами должны быть идентифицированы, проанализированы, и должны быть определены дальнейшие действия Решения по действиям, которые нужно осуществить, должны быть определены только после принятия во внимание их влияния на другие проектируемые процессы и на цели проекта. Изменения, которые влияют на цели проекта, до их реализации должны быть согласованы с заказчиком и причастными заинтересованными лицами. Приемлемость изменений в запланированных ресурсах должна быть санкционирована. Изменения ресурсообеспечения должны быть скоординированы с другими проектируемыми процессами и учтены при разработке плана выполнения оставшейся работы по проектированию. Основные причины недостатков или излишков ресурсов должны определяться и использоваться для совершенствования проекта при дальнейшей его разработке 5.8. Процессы, связанные с персоналом. Персонал определяет качество и успех проектаПроцессы, связанные с персоналом, направлены на создание среды, в которой люди могут обеспечить действенность и эффективность проекта. Эти процессы следующие: - определение организационной структуры для выполнения проекта: определяется организационная структура для разработки проекта, направленная на обеспечение целей проекта, включая идентификацию должностей, определение полномочий и ответственности; - распределение штата: выбор и определение достаточной численности персонала с соответствующей квалификацией для достижения целей проекта; - подготовка коллектива: повышение индивидуальной и групповой квалификации, развитие способностей по повышению эффективности проекта. Примечание - Количественные аспекты управления персоналом приведены в 5.7. 5.8.1. Определение организационной структуры для выполнения проекта Организационная структура для выполнения проекта должна обычно устанавливаться в соответствии с политикой (в области качества) проектной организации и конкретными условиями проектирования. Когда оказывается полезным, должен использоваться ранее приобретенный проектный опыт для выбора наиболее подходящей организационной структуры. Организационная структура для выполнения проекта должна быть определена так, чтобы обеспечивать эффективную связь и сотрудничество между всеми участниками проектирования. Руководитель проекта должен гарантировать, что образованная для выполнения проекта организационная структура соответствует области действия проекта, численности проектной группы, местным условиям и, кроме того, образованная для выполнения проекта группа соответствует распределению полномочий и ответственности в данной проектной организации. Эта группа допжна соответствовать такой организационной структуре, как матрица (ответственности) или функциональной структуре проектной организации. Особое внимание должно быть уделено идентификации и установлению взаимосвязей проектной организации со следующими структурами: - заказчиком и другими причастными заинтересованными лицами; - по соответствующим функциям - с субподрядными проектными организациями, особенно если от них зависят контролирующие функции при проектировании, например, контроль графиков, качества и затрат. Подчиненности, полномочия и ответственность должны быть установлены и приведены в письменном задании на выполнение проекта. Особое внимание должно быть уделено при проектировании функциям по выполнению и учету текущего контроля качества и взаимосвязям между функциями проектирования. Анализы организационной структуры для разработки проекта должны быть предусмотрены в плане проекта с тем, чтобы периодически подтверждать действенность структуры и ее соответствие установленным требованиям. 5.8.2. Определение штата Для персонала, работающего над проектом, должны быть определены необходимые квалификационные требования в отношении образования, знаний и опыта. Когда предвидится дефицит квалифицированного персонала для выполнения проекта, нужно предусмотреть упреждающее время для найма или обучения персонала. Выбор персонала должен производиться своевременно на основе оформленного письменного задания по выполнению проекта, должны учитываться выводы о квалификации персонала, полученные при выполнении предыдущих проектов Отбор может производиться из всего персонала проектировщиков, или из намеченной части, или из сохранившейся структуры, созданной для ранее разрабатываемого проекта. Руководитель проекта должен участвовать в назначении всех ведущих специалистов группы (бригады) для проектирования. При назначении руководителя проекта приоритет должен быть отдан квалификации работника. При назначении членов группы (бригады) должны быть приняты во внимание их личные интересы, межличностная совместимость, сильные и слабые стороны Знание персональных характеристик и опыта может помочь в определении самого лучшего варианта распределения обязанностей внутри создаваемого подразделения. Задание по выполнению проекта должно быть понято и принято исполнителями. Назначения должны быть утверждены и сообщены всем, кого эти назначения касаются. Производительность и эффективность действий персонала должна контролироваться, и, при необходимости, должны приниматься соответствующие меры. 5.8.3. Подготовка коллектива Индивидуальная подготовка работников является важной для подготовки группы (бригады) и раскрыта в ИСО 9004-1. Подготовка группы (бригады) должна включать знакомство с управлением и обучение персональным действиям, включая специальные, и, прежде всего, направленные на улучшение эффективности труда группы (бригады). Хорошая слаженность в работе должна быть отмечена и вознаграждена. Руководством должна быть создана такая окружающая рабочая обстановка, которая поощряла бы высокое качество труда, хорошие отношения между работающими, доверие и уважение внутри группы (бригады) и ко всем другим, вовлеченным в процесс проектирования. Инициатива в принятии решений, четкая и понятная взаимосвязь, исполнение обязательств друг перед другом, стремление удовлетворить интересы заказчика должны быть поощряемы. 5.9. Процессы, определяющие связиЭти процессы направлены на облегчение обмена информацией, необходимой для проектирования. Они гарантируют своевременную подготовку соответствующей информации, ее распространение, хранение и использование для проектирования. Эти процессы следующие: - планирование связи: планирование систем информации и связей при проектировании; - управление информацией: создание банка необходимой информации, доступной подразделениям проектной организации и другим причастным заинтересованным лицам; - управление связями: управление связями в соответствии с запланированной системой связи. 5.9.1. Планирование связи Планирование связи должно учитывать данные по управлению проектом и потребность в информации для проектировщиков. План связи должен определить информацию, которая будет официально сообщаться, средства для передачи информации и регулярность связи. Таким образом, план связи должен определять регулярность, время и цели (задачи) связи. Форма изложения и состав документов должен быть определен так, чтобы обеспечить согласованность в связи. План должен определять систему управления информацией (кто отправит и получит информацию, передачу документации по управлению процессами проектирования) и обеспечивающие управление процедуры Формы документов для передачи данных по управлению проектом должны быть разработаны такими, чтобы они выявляли возможные отклонения от плана проекта. 5.9.2. Управление информацией Система управления информацией должна быть запланирована, принимая во внимание потребности в информации и проектной, и инициирующих проектирование организаций. Она должна включать процедуры подготовки, сбора, классификации, обозначения, распределения, изменения, хранения и изъятия информации, ведения делопроизводства. При использовании информации следует учитывать условия ее первоначального возникновения. С учетом этого следует проверить перед использованием информацию, заимствованную из других проектов с тем, чтобы обеспечить надлежащую принадлежность и обоснованность ее применения. Чтобы быть эффективной, информация должна соответствовать требованиям пользователей, которые, в свою очередь, должны четко определить потребную информацию и определить требуемые сроки ее получения. Все соглашения, включая отдельные устные договоренности, которые влияют на исполнение проекта, должны быть документированы. Когда это целесообразно, следует использовать для информации электронные средства. Правила и руководящие указания проведения деловых встреч должны быть установлены с учетом вида деловой встречи. Повестка дня встречи должна быть определена заранее и должен быть определен персонал, присутствие которого требуется по каждому вопросу. Протоколы встреч должны включать принятые решения, нерешенные вопросы и разногласия, согласованные действия и персонал, определенный для их исполнения. Протоколы должны быть направлены заинтересованным сторонам в течение согласованного срока. 5.9.3. Управление связями Система связи должна осуществляться так, как это предусмотрено в плане, ее исполнение должно контролироваться, чтобы гарантировать обеспечение потребностей проекта. Особое внимание должно быть уделено взаимосвязям при исполнении функций структурными подразделениями проектной организации и между организациями, участвующими в проектировании; здесь часто возникают неправильное понимание и конфликты 5.10. Процессы, связанные с рискомУправление рисками в проекте связано с воздействием на имеющие место допущения при проектировании и приближения в конструкторских решениях Цель которая ставится в отношении процессов, связанных с риском, - ликвидировать воздействие потенциально отрицательных событий и полностью использовать все возможности улучшения проекта. В этом Международном Стандарте термин "риск" имеет два аспекта: риски, связанные с проектируемыми процессами, и риски, связанные с проектируемыми к выпуску изделиями. Под процессами, связанными с риском, следует понимать следующие: - идентификация риска: определение рисков в проекте; - оценка риска: оценка вероятности событий риска и их воздействия на проект; - противодействие возникновению риска: разработка планов снижения вероятности рисков; - управление рисками: выполнение и модификация планов снижения вероятности рисков; Важно, чтобы перечисленные процессы и их результаты были документированы. 5.10.1. Идентификация риска Риски проектируемых процессов и риски, относящиеся к проектируемым для выпуска изделиям, способы (средства) их определения, допустимые пределы риска должны быть идентифицированы. При этом следует использовать опыт и данные предыдущих проектов. Идентификация риска должна производиться при инициировании, при оценках развития проекта и в других случаях, когда принимаются определяющие решения по проекту. При идентификации риска должны быть рассмотрены не только риски в стоимости, времени и проектируемых для выпуска изделиях, но также риски в части обеспечения безопасности, надежности, профессиональной ответственности, технологии информационного обеспечения, охраны, здоровья, охраны окружающей среды, принимая при этом во внимание сложившиеся общепринятые оценки, действующие и ожидаемые нормативные или иные регулирующие требования. Следует отметить необходимость рассмотрения взаимодействий между различными рисками. Должны также быть идентифицированы определяющие процессы в технологии и новые технологические процессы. Если идентифицирован риск с возможными значительными последствиями, то должен быть определен работник, несущий ответственность, наделенный полномочиями и обеспеченный ресурсами для управления процессом, связанным с риском. 5.10.2. Оценка риска Вероятность события риска и степень воздействия идентифицированных рисков должны быть оценены с учетом опыта и данных предыдущих проектов; критерии и использованные методы (способы) оценки должны быть зарегистрированы. Оценка должна быть результатом качественного и обязательно, когда это возможно, количественного анализа. 5.10.3. Противодействие возникновению риска Желательно, чтобы решения по устранению, уменьшению или отнесению риска на более позднее время, решения о принятии риска и планах использования возможностей по снижению риска основывались на апробированных технологиях или других данных прошлого опыта с тем, чтобы избежать возникновения новых рисков. Когда риск идентифицирован и возникает необходимость спланировать противодействия непредвиденным обстоятельствам, то должно быть проанализировано, что реализация плана не вызовет каких-либо новых нежелательных последствий Когда в связи с возможными рисками предусматриваются резервы в сроках или в финансировании, то эти резервы должны быть идентифицированы, должны учитываться отдельно как средство страхования ответственности и использоваться только по назначению. Все сознательно принятые в проекте риски должны быть идентифицированы и обосновывающие причины их принятия - документированы. 5.10.4. Управление рисками Управление рисками в проекте должно быть последующим процессом после идентификации, оценки рисков и определения мер противодействия рискам Управление в проекте должно исходить из того, что риски имеют место всегда Персонал проектировщиков должен поощряться за предупреждение возможных рисков: за их идентификацию, за сообщения о рисках. Планы действий при возможных случайностях должны поддерживаться в состоянии постоянной готовности для их использования Вероятность рисков в проекте должна контролироваться, сведения о Дисках должны быть составной частью оценок проекта. 5.11. Процессы, связанные с закупкамиРечь идет о процессах, связанных с покупкой, приобретением или обеспечением продукцией, используемой при разработке проекта. Процессы, связанные с закупками, следующие: - планирование и управление закупками идентификация того, что и когда должно быть приобретено, управление идентифицированными процессами. - документирование требований: сбор коммерческих данных об условиях приобретения и о технических характеристиках продукции; - оценка субподрядчика: оценка и определение, какие субподрядчики должны быть привлечены к участию в тендере; - заключение субподрядных контрактов (договоров): публикация предложений по тендеру, оценка тендера, согласование, подготовка и размещение субподряда, - управление контрактом: обеспечение того, чтобы результаты работ субподрядчиков удовлетворяли договорным требованиям. Примечание 1 Как это определено в ИСО 8402, термин "продукция" может включать услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них. Примечание 2 Как следует из этого Международного Стандарта и определений ИСО 9004-1, под "организацией" понимается "проектная организация" и "субподрядчики", поставляющие продукцию проектной организации. Примечание 3 Руководящие указания в дополнение к изложенным ниже приведены в разделе 9 ИСО 9004-1:1994. 5.11.1. Планирование и управление закупками Планирование закупок должно включать в себя идентификацию закупаемой продукции и составление графика закупок; при этом первоочередное внимание должно быть уделено обеспечению показателей качества проекта, сроков проектирования и стоимости проектной продукции. Сточки зрения руководства проектом вся продукция должна быть получена в запланированном порядке, независимо от того, поступает ли она от внешних субподрядчиков или от структурных подразделений проектной организации. В обоих случаях должны быть одинаковые требования, только продукция внешнего поступления должна быть получена в соответствии с оформленным контрактом (договором), а "внутренняя" продукция передается в соответствии с внутренним порядком управления, устанавливаемым соответствующими документированными процедурами. Для "внутренней" продукции некоторые из процедур, описанных ниже, могут быть упрощены или не требоваться вообще. Закупки должны быть запланированы так, чтобы взаимосвязи с субподрядчиками удовлетворяли потребности проектной организации. Нужно предусмотреть достаточное время для полного осуществления процесса закупки, который включает в себя оценку субподрядчика, изучение субподрядчиками требований проектной организации и анализ контракта. Чтобы обеспечить управление, адекватное плану закупок, по мере осуществления закупок должно производиться сравнение с планом закупок, и, если необходимо, должны предприниматься надлежащие действия. 5.11.2. Документирование требований Документы на закупку должны идентифицировать область применения, характеристики продукции, соответствующие требования руководства качеством Документы должны быть взаимно увязаны друг с другом. Они должны также содержать даты поставки продукции и определять, требуется ли право контроля проектной организации на территории и в производственных помещениях субподрядчика. В документах на закупку должно быть обеспечено, чтобы были приняты во внимание требования заказчика. Документы должны иметь форму, облегчающую потенциальным субподрядчикам представление точных, полных и сравнимых ответов. Документы на закупку должны быть проверены с тем, чтобы убедиться, что все требования полностью удовлетворены. 5.11.3. Оценка субподрядчиков При оценке субподрядчиков должны быть рассмотрены аспекты, которые могут оказать воздействие на проект, как то: технический опыт, производственные возможности, сроки поставки, наличие системы качества, финансовая стабильность Примечание - Дополнительные руководящие указания по оценке субподрядчиков см. также ИСО 9004-1. 5.11.4. Заключение субподрядных контрактов В системе качества проектов должна быть разработана документированная процедура по заключению субподрядного контракта (договора) и предоставлению, в случае необходимости, субподрядчику информации о политике качества При оценке предложений субподрядчика все отклонения от предъявленных ему требований должны быть идентифицированы и рассмотрены. Отклонения, предлагаемые субподрядчиком для принятия, должны быть рассмотрены на предмет возможности их принятия теми же организациями и исполнителями, которыми принималось первоначальное решение о требованиях; пересмотренные требования должны быть утверждены. Оценка предложений должна быть основана не только на оценке стоимости продукции субподрядчиков, но она должна также учитывать другие затраты как то стоимость эксплуатации, обслуживания, лицензионные сборы, транспортные расходы, страхование, таможенные пошлины, изменения валютного курса стоимость контроля, аудита качества и стоимость, связанную с отклонениями от требований. Перед заключением контракта на поставку продукции должно быть надлежащим образом, рассмотрено влияние на качество каких-либо отклонений в условиях продажи от первоначальных требований проектной организации. Документы контракта должны быть проверены, чтобы гарантировать, что они содержат результаты всех предконтрактных согласований с субподрядчиком. 5.11.5. Управление контрактом Управление контрактом (договором) начинается при размещении контракта или со времени достижения принципиального соглашения о заключении контракта и оформления документа типа заявки. Система управления должна быть организована так, чтобы гарантированно выполнялись требования контракта, включая установленные сроки и предоставление предусмотренных данных. Управление контрактом (договором) должно включать установление соответствующих предусмотренных договором связей и включение выходных данных этих связей в данные для управления проектом в целом. Должны производиться регулярные проверки выполнения каждым субподрядчиком требований контракта. Результаты проверок должны быть доведены до сведения субподрядчиков, и любые действия по результатам проверок согласованы с ними. До закрытия контракта должно быть проверено, что все условия и требования контракта выполнены, и, при согласии субподрядчика, его можно внести в список потенциальных субподрядчиков на будущее. 6. Обучение на основе разработанного проектаЭтот раздел представляет собой руководящие указания о том, как проектная организация должна использовать разработанный проект для обучения, что должно стать составной частью программы непрерывного совершенствования других проектов в настоящем и в будущем. Проектная организация должна иметь систему сбора, хранения, обновления информации, взятой из разработанного проекта, которая может быть использована при разработке других проектов, и обеспечить использование этой информации. Информация, нужная для обучения, должна быть извлечена из проекта, включая информацию, которая была получена от заказчика или другого заинтересованного лица Прежде чем разрабатывать систему управления информацией о проектах, проектная организация должна определить ту информацию, которая необходима для обучения, и первоначально должна обеспечить выполнение системы сбора этой информации. До закрытия проекта проектная организация должна произвести документированный анализ выполненного проекта, определив данные, которые могут быть использованы при разработке других проектов. При возможности в этом анализе могут принимать участие заказчик и другие причастные к проекту заинтересованные лица. Таблица 1 - Содержание процессов управления проектом
Приложение А(информационное) Качество в процессе руководства проектом - Это приложение представляет ряд практических действий связанных с качеством, применяемых в большинстве процессов проектирования. Кроме того приложение указывает где в стандартах семейства ИСО 9000 можно найти соответствующую информацию. Некоторые из действий приведены также в пункте 5 настоящего стандарта. Утверждения: Требования для утверждений должны быть установлены и утверждения должны быть документированы (см. ИСО/ИЕК, часть 2). Корректирующее действие: Решение о корректирующем действии должно приниматься каждый раз, когда представляется целесообразным изменение в процессе управления. Кроме того, руководство по корректирующим действиям приведено в пункте 15 ИСО 9004-1:1994. Определение "корректирующее действие" приведено в подпункте 4.14 ИСО 8402:1994. Документация: Документация включает в себя технические условия документы системы качества и другие записи. Плановые и важные входные и выходные данные о процессах должны быть документированы. Кроме того, руководящие указания по документации приведены в ИСО 9004-1:1994, пункт 17 (другие записи) и подпункт 5.3 (документация системы качества). Определение "технические условия" приведено в подпункте 3.14 ИСО 8402:1994. Контроль: Определение "контроль" приведено в подпункте 215 ИСО 8402:1994 Предупреждающее действие: Предупреждающие действия должны производиться в течение всего процесса проектирования. Определение "предупреждающее действие" приведено в подпункте 4.13 ИСО 8402:1994 Управление процессом: Управление процессами должно осуществляться в течение всего процесса проектирования. Кроме того руководство по управлению процессами приведено в пункте 11 ИСО 9004-1:1994 Обеспечение качества: Определение "обеспечение качества" приводится в подпункте 3.5 ИСО 8402:1994 Проверка качества: Проверки качества могут производиться для удовлетворения как внутренних, так и внешних потребностей. Кроме этого руководство по и 493 ИСО 9000-1:1994 и в ИСО 10011. Определение "проверка качества" приведено в подпункте 4.9 ИСО 8402:1994. Улучшение (повышение) качества: Улучшение качества должно производиться в течение всего процесса проектирования. Дальнейшие указания по повышению качества содержатся в подпункте 5.6 ИСО 9004-1:1994 и ИСО 9004-4:1993. Планирование качества: Определение "планирование качества" приводится в подпункте 3.3 ИСО 8402:1994. Система качества: Определение "система качества" приводится в подпункте 3.6 ИСО 8402:1994. Анализы: Предметами анализов могут быть заключения как по входным, так и по выходным данным процессов проектирования. Типы анализов определены в ИСО 8402:1994 как "анализ со стороны руководства" (3.9), "Анализ контракта" (3.10) и "анализ проекта" (3.11). Технические условия и проектирование: Руководящие указания даны в пункте 8 ИСО 9004-1:1994. Прослеживаемость: Определение "прослеживаемость" дано в подпункте 3.16 ИСО 8402:1994. Обучение: Руководящие указания даны в подпункте 18.1 ИСО 9004-1:1994 и подпункте 6.4 ИСО 9000-1.1994. Утверждение способов и технических решений: Методы, способы, технические решения и проектируемая к выпуску продукция должны соответствовать требованиям проекта и обычно утверждаются. Термин "утверждение" приведен в подпункте 2.18 ИСО 8402:1994. Проверка: Внутренние проектные процессы должны пройти проверку. Определение "проверка" приведено в подпункте 2.17 ИСО 8402:1994 Кроме того, руководящие указания о предметах проверки приведены в пункте 12 ИСО 9004-1:1994 Приложение В(информационное) Использование оценки развития проекта для повышения качества В.1 Общая часть Это приложение иллюстрирует, как оценки развития проекта могут быть использованы для оценки его качества. "Оценка развития" определена в подпункте 3.6. Оценки развития проекта дают возможность всесторонне учесть качество процессов. Оценки развития могут быть использованы для определения того, насколько выполненная работа соответствует программе качества. Они могут показывать, насколько хорошо согласованы и взаимоувязаны процессы проектирования. Они могут также идентифицировать и оценивать воздействие и результативность действия неблагоприятных факторов на достижение целей проекта Они могут быть использованы для получения входных данных для выполнения остающейся работы по проекту и для улучшения связей. Они могут быть использованы для ускорения и совершенствования процессов идентификации несоответствий и изменений рисков при проектировании. Оценки развития проекта могут быть использованы для обеспечения информацией, направленной на совершенствование программы создания организационной структуры управления. В.2 Исполнение Должна быть определена ответственность за управление оценками Оценки развития проекта должны предусматривать лиц, ответственных за отдельные проектные процессы, но могут предусматриваться и другие границы ответственности. План каждой оценки развития проекта должен содержать процессы, которые следует оценить, и их выходные данные; в результате оценки должно быть определено - соблюдается ли гарантия обеспеченности соответствующем персона лом и доступной информацией. Во время оценки должны быть определены критерии, предрасполагающие благоприятствующие действия и ответственные за выполнение этих действий. Процессы должны быть оценены в стоимостном выражении, критерии стоимостной оценки и ответственные за каждую оценку должны быть предусмотрены в плане проекта с отведением достаточного времени на выполнение оценка принимая во внимание объем работ и суммы оценки.
Приложение С(информационное) Библиография 1) ИСО 9001-1:1994, Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества - часть 1: Руководящие указания по выбору и применению. 2) ИСО 9000-4:1993, Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества - часть 4: Руководство по управлению программой обеспечения надежностью. 3) ИСО 9001:1994, Системы качества - Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. 4) ИСО 9004-2:1991, Административное управление качеством и элементы системы качества - Часть 2: Руководящие указания по услугам. 5) ИСО 9004-4:1993, Административное управление качеством и элементы системы качества - Часть 4: Руководящие указания по улучшению качества. 6) ИСО 10005:1995, Административное управление качеством - Руководящие указания по программам качества. 7) ИСО 10007:1995, Руководящие указания по управлению конфигурацией. 8) ИСО 10011:1991, Руководящие указания по проверке систем качества. 9) ИСО 10013:1995, Руководящие указания по разработке руководств по качеству. 10) ИСО 10014: - 1), Руководящие указания по экономическим аспектам качества 11) ИСО/ИЕК 12207:1995, Технологический процесс информации. 12) ИСО/ИЕК. Часть 2:1996, Стандартизация и деятельность по установлению связей - Основной словарь 13) ИЕК 300-3-3:1995, Управление обеспечением надежности - Часть 3: Руководство по применению - Раздел 3: Оценка жизненного цикла. 14) ИЕК 300-3-9:1995, Управление обеспечением надежности - Часть 3: Руководство по применению - Раздел 9: Анализы риска в технологиях |