РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|
|
Приказ 222 Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.Министерство охраны окружающей среды и
природных ресурсов от 18.07.94 № 222 ПРИКАЗ Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации В целях реализации статьи 41 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел VI), подготовки к выполнению обязательств Российской Федерации в связи с подписанием международной Конвенции "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" и в соответствии с Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации приказываю: Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приложение). Министр В.И. Данилов-Данильян Минюст РФ Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 1994 г. № 695 ПРИЛОЖЕНИЕ Положение об оценке воздействия на окружающую среду 1. Общие положения 1.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. 1.2. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.*) ___________________ *) Далее - последствий 1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом заключения Минприроды России. В случае разногласий между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке. 1.4. Для объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду. 1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации. 1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. 1.7. Обосновывающая документация представляется инициатором/заказчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел 5). Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его территориальные органы не принимается. 2. Область применения 2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации: (1) концепций, программ (в том числе, инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития; (2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов; (3) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.); (4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; (5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов. 2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. 3. Требования к содержанию деятельности по оценке воздействия на окружающую среду 3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены: (1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта; (2) разумные альтернативы намечаемой деятельности; (3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии; (4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках; (5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив; (6) мера и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений; (7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана после проектного экологического анализа. 3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России. 4. Обязанности участников проведения ОВОС 4.1. При проведении ОВОС: (1) инициатор/инвестор обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС; (2) инвестор/заказчик организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации; осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности; (3) разработчик (в пределах своей компетенции): проводит ОВОС; рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации. 4.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности; (1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации; (2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности; (3) принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления. 5. Общественные слушания 5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки: (1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; (2) достоверности представленных результатов ОВОС; (3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия. 5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных иных предложений в целях: (1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях; (2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений; (3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности. 5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся: (1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер; (2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации. 6. Ответственность за правонарушения Инициатор/заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел XIII) несут ответственность за: (1) невыполнение правил проведения ОВОС; (2) нарушения процедуры оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации; (3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них. ПРИЛОЖЕНИЕ Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке 1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более. 2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. куб. м/год и более. 3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более. 4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки). 5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. куб. м/год и более. 6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью: (1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более; (2) фрикционных материалов - 50 т и более; (3) других видов применения асбеста - 200 т и более. 7. Предприятия химической промышленности всех видов. 8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более. 9. Крупные склады для хранения 50 тыс. куб. м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. 10. Микробиологические производства. 11. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика). 12. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии: (1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более; (2) все коксовые печи; (3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более; (4) установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более; (5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более; (6) установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более. 13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии: (1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более; (2) все коксовые печи и коксохимические производства; (3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более; (4) установки для обработки руд тяжелых и цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более. 14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов. 15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии. 16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер. 17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры. 18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив. 19. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов. 20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более. 21. Метрополитены. 22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более. 23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более. 24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов. 25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5 % от объема стока бассейна реки. 26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. куб. м/год и более. 27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля: (1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более; (2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более; (3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более; (4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях. 28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий. 29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. 30. Крупные животноводческие комплексы мощностью: (1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более; (2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более; (3) молочные - 1200 коров и более. 31. Звероводческие комплексы. 32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более. 33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий. |