РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||
|
ГОСТ 28133-89 Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Технические требования и методы испытаний.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с 01.01.90 до 01.01.95 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт распространяется на свинцовые тяговые аккумуляторные батареи (далее - батареи), комплектуемые из аккумуляторов класса А и В по ГОСТ 28132, применяемые в качестве источников электрической энергии для питания электродвигателей машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта и других транспортных средств и предназначенные для работы при температуре окружающей среды от минус 20 до плюс 45 °С, и устанавливает технические требования и методы испытаний аккумуляторных батарей. Стандарт не распространяется на батареи, разработанные до введения в действие настоящего стандарта. Содержание 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. Батареи должны отдавать номинальную емкость (C5 в в А·ч) при разряде током 0,2 C5А до конечного напряжения 1,70 В, при этом продолжительность разряда должна быть не менее 5 ч. Значение номинальной емкости задается изготовителем. 1.2. Емкость батарей, полученная при 5-часовом режиме разряда током 0,20 C5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор, приведенная к температуре 30 °С, должна быть достигнута: для класса А-0,85 С5 на 1-м цикле и 1,00 С5 не позднее 10-го цикла; для класса В - 0,70 С5 до 3-го цикла. 1.3. Снижение емкости батарей после хранения (саморазряд) в течение 28 сут при температуре электролита (20±5) °С должно быть не более 15 %. 1.4. Наработка батарей должна быть не менее: класса А -11000 циклов до снижения емкости до 0,80 С5 ; класса В -500 циклов до снижения емкости до 0,80 С5. 1.5. Батареи должны выдерживать разряд током короткого режима в течение 0,5 ч при температуре 30 °С до конечного напряжения разряда на аккумулятор 1,50 В. Значение тока (Iк) указывают в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601. 1.6. Батареи маркируют и на видном месте наносят следующие данные: наименование и (или) товарный знак завода-изготовителя; обозначение батареи; номинальную емкость, А·ч; номинальное напряжение, В; обозначение (+) и (-) («плюс» и «минус») на выводах; дату изготовления (год и месяц или год и квартал) и заводской номер. 2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ2.1. Испытаниям подвергают свежеизготовленные батареи, хранящиеся без электролита, со времени изготовления, которых прошло не более 60 сут. 2.2. До проведения испытаний батареи должны быть приведены в рабочее состояние в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601. Количество тренировочных циклов для батарей класса А не должно превышать 3 цикла, класса В – 5 циклов. Плотность электролита в полностью заряженных батареях при температуре 30 °С должна быть от (1,260±0,005) до (1,280±0,005) г/см3. Уровень электролита устанавливают в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601. 2.3. Батарея считается полностью заряженной, если напряжение и плотность электролита во всех ее аккумуляторах остаются неизменными в течение последних 2 ч заряда, с учетом изменения температуры электролита. 2.4. Аппаратура и приборы Используемые при испытаниях приборы и аппаратура: Вольтметры класса точности не ниже 0,5 с внутренним сопротивлением не менее 1000 Ом/В. Амперметры класса точности не ниже 0,5. Совокупность амперметра, шунта и выводов должна иметь класс точности не ниже 0,5. Для автоматических установок допускается применять амперметры класса точности 1,5. Термометры с ценой деления 1 °С при точности градуировки 0,5 °С. Ареометры с ценой деления 0,01 единицы плотности при точности градуировки не ниже 0,005. Приборы измерения времени с погрешностью не более 1 %. 2.5. Определение емкости батарей 2.5.1. Батареи, приведенные в рабочее состояние, должны быть разряжены током 0,25 С5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор. Затем батареи подвергают зарядам и разрядам. 2.5.2. Заряд проводят током 0,20 С5А до напряжения 2,4 В на аккумулятор. При достижении этого напряжения батарею оставляют на 1 ч, после чего заряд продолжают током 0,05 С5А до достижения состояния полной заряженности согласно п. 2.3. Температура электролита во время заряда должна быть не более 40 °С. После заряда проверяют плотность и уровень электролита, который в случае необходимости корректируют. После корректировки проводят подзаряд током 0,05 С5А в течение не менее 30 мин с целью перемешивания электролита. Корректировку повторяют до достижения необходимой плотности электролита. Затем устанавливают уровень электролита по п. 2.2. 2.5.3. Разряд батарей проводят током 0,20 С5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор не ранее 1 ч и не позже 12 ч после окончания разряда. Значение тока разряда поддерживают в пределах ±1%. Во время разряда проверяют и записывают: напряжение на выводах каждого аккумулятора; температуру электролита каждого аккумулятора. До достижения напряжения 1,85 В на аккумулятор проверку напряжения проводят через каждые 30 мин. При напряжении менее 1,85 В проверку проводят через каждые 5 мин. Разряд прекращают тогда, когда напряжение достигнет 1,70 В на аккумулятор. Температуру электролита во время разряда поддерживают от 22 до 34 °С. Испытание продолжают до получения емкости, указанной в п. 1.2. 2.5.4. Емкость батарей (Сt), А·ч, при средней температуре электролита (t°C) рассчитывают по формуле
где Iр - ток разряда 0,20 С5А; Т - продолжительность разряда, ч. 2.5.5. Емкость батарей (Сзо°с), А·ч, определенную при проведении испытаний, приводят к температуре электролита 30 °С по формуле
где t - средняя температура электролита при разряде, °С (среднее значение начальной и конечной температур); 0,006 - температурный коэффициент изменения емкости в интервале температур от 22 до 34 °С. 2.6. Испытание на наработку 2.6.1. Испытание проводят не менее чем на четырех аккумуляторах одного типа, прошедших испытание по п. 2.5. 2.6.2. Аккумуляторы устанавливают способом, подобным способу крепления их в батарейном ящике, чтобы избежать деформаций и изменения размеров. 2.6.3. Аккумуляторы заряжаются в соответствии с п. 2.5.2. Уровень и плотность электролита должны быть в соответствии с п. 2.2. Затем аккумуляторы подвергают циклическим испытаниям по следующему режиму: разряд 3 ч током 0,25 С5А; заряд 9 ч проводят режимом, при котором общее количество электричества, сообщенное аккумуляторам, составляло 0,864 С5 А·ч, а ток в конце заряда не превышал 0,06 С5А. Заряд должен проводиться непосредственно после разряда так, чтобы за 1 сут можно было провести 2 цикла. 2.6.4. Через каждые (50±5)циклов, проведенных по п. 2.6.3, определяют емкость аккумуляторов по п. 2.5. После окончания испытаний по определению емкости аккумуляторы полностью заряжают согласно п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита и продолжают испытания по п. 2.6.3. 2.6.5. При проведении испытаний температуру электролита поддерживают от 33 до 43 °С. Для поддержания температуры в указанных пределах аккумуляторы погружают в ванну с водой так, чтобы верхняя часть корпуса выступала на 25 мм над уровнем воды. Расстояние между аккумуляторами, укрепленными согласно п. 2.6.2, и стенками ванны должно быть не менее 25 мм. 2.6.6. Испытание аккумуляторов на наработку считается законченным, если их емкость при контрольной проверке по п. 2.5 будет ниже 0,80 С5 А·ч. 2.7. Испытание батарей на снижение емкости после хранения в заряженном состоянии (саморазряд) 2.7.1. Испытанию подвергают батарею, прошедшую испытания по п. 2.5. 2.7.2. Перед испытанием батарею полностью заряжают по п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2. Затем проводят определение емкости С согласно п. 2.5. 2.7.3. После определения емкости батарею полностью заряжают по п. 2.5.2. Корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2, протирают досуха вентильные пробки. Батарею отключают от внешней цепи и оставляют на хранение в течение 28 сут. Во время хранения температуру электролита необходимо поддерживать (20±5)°С. 2.7.4. По истечении 28 сут, не проводя заряда, определяют емкость батареи C1 по п. 2.5. 2.7.5. Снижение емкости (саморазряд) (S) в процентах вычисляют по формуле
2.8. Испытание батарей коротким режимом разряда 2.8.1. Испытанию подвергают аккумуляторные батареи класса А, емкость которых составляет 100 % от номинальной, и батареи класса В, выдержавшие испытания по п. 1.2. 2.8.2. Батареи до испытания должны соответствовать требованиям п. 2.3. 2.8.3. Через 1-24 ч после окончания заряда батарею подвергают разряду током Iк, заданным в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601. При этом отклонение среднего тока разряда от значения Iк должно быть не более ±1 %, а точность поддержания тока во время разряда - не более ±5 % от значения Iк. 2.8.4. Разряд батарей должны проводить при температуре окружающей среды от 15 до 35 °С, при этом температура электролита должна быть от 22 до 34°С. 2.8.5. Напряжение каждой батареи во время разряда измеряют и записывают автоматически или вручную. 2.8.6. Продолжительность разряда (Тк) в часах определяют по формуле:
где t0 - средняя температура аккумулятора, измеренная до разряда, °С. 2.8.7. Затем батарею разряжают в течение Тк до конечного напряжения разряда 1,50 В на аккумулятор. Если напряжение на аккумуляторе достигает 1,50 В раньше Тк, то батарею следует отключить и считать ее не выдержавшей испытание. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ1. ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР 2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.04.89 № 1153 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 1796-88 «Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Классификация, технические требования и методы испытаний» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.90 3. Срок первой проверки - 1993 г. Периодичность проверки - 5 лет 4. В стандарт введен СТ МЭК 254-1-83 5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|