РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







ГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Габариты приближения строений,
оборудования и подвижного состава

ГОСТ 23961-80

 

Государственного комитета СССР по делам строительства

Москва

 

РАЗРАБОТАН

Министерством путей сообщения

Министерством транспортного строительства

Министерством автомобильной промышленности

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ю.М. Лазаренко, канд. техн. наук (руководитель темы); Н.Г. Чибизова, канд. техн. наук; А.А. Львов, д-р техн. наук; Л.С. Борисова; А.Я. Чернышева; С.И. Жуков; А.Г. Акимов; Н.А. Ягупов; А.Л. Суровиков

ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

Зам. министра К.В. Кулаев

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1979 г. № 260

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Габариты приближения строений, оборудования
и подвижного состава

Constraction, equipment and rolling stock clearance
diagrams for USSR Metro

ГОСТ
23961-80

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1979 г. № 260 срок введения установлен

с 01. 07.1980 г.

Настоящий стандарт распространяется на габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава линий метрополитенов колеи 1520 мм.

Установленные настоящим стандартом габариты следует применять при:

проектировании и строительстве новых линий метрополитена, сооружений и устройств на них;

реконструкции существующих линий метрополитена, сооружений и устройств на них;

проектировании, изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава для метрополитенов.

Порядок применения указанных габаритов на эксплуатируемых линиях метрополитенов устанавливается Министерством путей сообщения.

1. Основные положения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает:

габариты приближения строений - предельные поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, внутрь которых помимо подвижного состава и оборудования не должны заходить никакие части стационарных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных затворов, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж;

габарит приближения оборудования - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава;

габарит подвижного состава - предельное, поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии;

строительное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, наружу которого не должна выступать ни одна часть подвижного состава в этих сечениях, в ненагруженном его состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной, вертикальной, срединной плоскости с осью пути;

проектное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкции проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.

1.2. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования установлено для размещения устройств пути, автоматики и телемеханики для движения поездов, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, а также дорожки для прохода обслуживающего персонала, пешеходных мостиков и платформ на перегонах между станциями.

1.3. Пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также динамическими колебаниями подвижного состава на рессорах.

1.4. Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых:

допускаемыми в эксплуатации конструктивными зазорами при максимальных износах;

наклонами кузова при асимметрии нагрузки, неравномерной осадке рессор и выборе зазора в скользунах;

наклонами кузова из-за поломки элемента центральной рессоры.

Кроме того, дополнительно следует учитывать перемещения кузова вследствие боковой качки, крена и геометрических выносов в кривых участках, превышающие аналогичные перемещения кузова расчетного вагона.

1.5. Пространство между строительными и проектными очертаниями подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.

2. Габариты приближения строений

2.1. Габариты приближения строений должны соответствовать указанным на черт. 1 - 3 при расположении контактного рельса слева от оси пути.

2.2. Габарит приближения строений Смк (черт. 1) установлен для прямых участков пути и кривых радиусом 200 м и более, расположенных в тоннелях кругового очертания диаметрами 5100 - 5200 мм.

Габарит Смк

(для тоннелей кругового очертания на перегонах)

* Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65

                линия приближения дорожки для прохода обслуживающего персонала;

                 линия приближения водоотводного лотка;

                       линия приближения основания пути.

Черт. 1

Примечания: 1. Размер в скобках следует принимать в случае укладки в путь рельсов типа Р65.

2. Размер а следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450 - 550 мм.

3. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона i следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

4. За ось габарита следует принимать линию, проходящую через середину пути перпендикулярно к плоскости, касательной к головкам рельсов.

В кривых участках пути ось тоннеля должна быть смещена относительно оси пути во внутреннюю сторону кривой на величину q, мм, определяемую по формуле

где 1700 (1670) - расстояние от центра габарита до точки, лежащей в плоскости касательной к головкам рельсов посередине пути, соответственно, при рельсах типов Р50 и Р65, мм;

 - тангенс угла наклона пути к горизонтали.

Для служебных веток в кривых участках пути радиусом менее 200 м размеры габарита Смк следует увеличивать, обеспечивая размещение между ним и габаритом Ом необходимого оборудования и кабелей.

Примечание. Габариты тоннелей кругового очертания диаметрами более 5200 мм следует определять расчетом, но принимать не менее габарита Смк.

2.3. Очертание габарита приближения строений Смп (черт. 2), расположенное выше уровня головок рельсов, установлено для прямых участков пути. Для кривых участков пути поперечные размеры этого очертания следует увеличивать в соответствии с п. 1 обязательного приложения 1.

Очертание габарита Смп, расположенное ниже уровня головок рельсов, установлено для прямых и кривых участков пути.

Габарит Смп

(для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах

* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65

                 линия приближения колонн;

                   линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;

                   линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;

              линия приближения основания пути на бетонном слое;

                    линия приближения основания пути на щебеночном балласте.

Черт. 2

Примечания: 1. Размер а следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450 - 550 мм.

2. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона i следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

2.4. Очертание габаритов приближения строений Смс (черт. 3), расположенное выше уровня головок рельсов (кроме линии приближения колонн) установлено для прямых участков пути. Поперечные размеры правой части этого очертания и расстояние до перил на платформах, расположенных в кривых участках пути, следует увеличивать в соответствии с п. 1 обязательного приложения 1.

Координаты верхнего края платформ на станциях и перегонах на кривых участках пути следует принимать в соответствии с п. 2 обязательного приложения 1.

Очертание габарита Смс, расположенное ниже уровня головок рельсов, а также расстояние по горизонтали до линии приближения колонн установлено для прямых и кривых участков пути.

Габарит Смc

(для станций)

* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65

                   линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;

                   линия приближения основания пути на бетонном слое;

                          линия приближения основания пути на щебеночном балласте;

                    линия приближения перил на платформах;

                   линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;

                        линия приближения колонн.

Черт. 3

Примечания: 1. Размер a следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450 - 550 мм.

2. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона i следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

3. Размер 3150 мм допускается применять для стен служебных помещений, расположенных на пассажирских платформах, на длине до 10 м от их торца.

2.5. Расстояние между осями смежных путей на прямых участках, а также на кривых радиусом 500 м и более должно быть не менее, мм:

на главных путях в двухпутных тоннелях

без промежуточных опор............................................................... 3400

на мостах и эстакадах...................................................................... 3700

на главных путях наземных участков и в местах

укладки перекрестных съездов, а также путях для

оборота составов............................................................................. 4000

на парковых путях............................................................................ 4200

на парковых путях, предназначенных также

для обращения подвижного состава железных

дорог колеи 1520 мм...................................................................... 4800

на деповских путях (в здании)........................................................ 4500

Для кривых участков пути радиусом менее 500 м указанные расстояния, кроме расстояний на парковых путях, следует увеличивать с учетом максимально допускаемых скоростей движения поездов на перспективу в соответствии с п. 3 обязательного приложения 1.

3. Габарит приближения оборудования

3.1. Габарит приближения оборудования на прямых участках пути должен соответствовать габариту Ом, указанному на черт. 4 и 5.

3.2. Размеры верхнего очертания, а также расстояние от оси пути до точки р нижнего очертания габарита Ом в кривых участках пути следует увеличивать на величины перемещений расчетного вагона (длина кузова 18,2 м, база вагона 12,6 м и база тележки 2,1 м) в соответствии с обязательным приложением 2.

Габарит Ом

Верхнее очертание габарита Ом

Черт. 4

Примечание. Размеры по вертикали до точек д, е, ж, з допускается принимать уменьшенными на 30 мм для тоннелей кругового очертания при обращении вагонов типов Е, 81-714, 81-717, И (81-715 и 81-716) в случае укладки в путь рельсов типа Р65.

Нижнее очертание габарита Ом

* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.

** Размер допускается увеличивать до 890 мм в местах установки уплотнителей на порогах.

-----                           основное очертание габарита приближения оборудования;

                          линия приближения контактного рельса;

                линия приближения порога и настилов;

                                  линия приближения шины автостопа в поднятом положении;

                       линия приближения скобы пикетоотметчика;

× × × × × ×                                линия приближения автостопа только в стесненных условиях;

                       линия приближения датчиков автоведения (действительно и для правой части);

-/ /-                                    линия приближения пункта подключения кабелей к контактному рельсу;

                       линия приближения нижней постели шпалы при укладке бетонного основания пути в тоннелях кругового очертания.

Черт. 5

Примечания: 1. Нижнее очертание габарита по линии в-р-с-т следует применять в местах отсутствия контактного рельса, а при наличии контактного рельса - по линии а-б.

2. Ширина желоба d между боковой рабочей гранью головки ходового рельса и устройствами, расположенными внутри колеи, должна быть не менее 90 мм.

Ширина желоба d между рельсом и контррельсом должна быть не менее 42 мм при условии обеспечения плавного отвода до ширины 90 мм в начале и конце контррельса.

3.3. Размеры нижнего очертания габарита Ом (кроме размеров до точки р) действительны также и для кривых участков пути радиусом 200 м и более.

Для кривых участков пути радиусом менее 200 м расстояния по горизонтали до точек нижнего очертания габарита со стороны внутренней нитки следует дополнительно увеличивать:

при радиусе кривой менее 100 м           - на 20 мм;

»           »          » от 100 до 124 м            - на 16 мм;

»           »          » » 125 » 149 м                - на 11 мм;

»           »          » » 150 » 199 м                - на 6 мм.

3.4. В пространстве между габаритами Смк и Ом в кривых участках радиусом 350 м и менее не допускается переход кабелей по своду с одной стороны тоннеля на другую.

4. Габарит подвижного состава

4.1. Габарит подвижного состава, а также путевых и других машин в транспортном положении, предназначенных для эксплуатации на линиях метрополитена, должен соответствовать указанному на черт. 6 и 7.

Примечание. Габариты путевых и других машин в рабочем положении следует устанавливать с учетом технологии выполняемых ими работ, безопасности эксплуатационной работы и сохранности оборудования, расположенного в соответствии с габаритом приближения оборудования Ом.

Габарит М

Верхнее очертание габарита М

………× только для зеркал заднего вида.

Черт. 6

Нижнее очертание габарита М

                 для токоприемника и индуктора автоведения, расстояние от уровня верха головок рельсов до верхней плоскости индуктора автоведения должно быть не более 137 мм;

                              для токоприемника в рабочем положении;

                       только для скобы автостопа;

                         только для корпуса редуктора.

Черт. 7

5. Строительное и проектное очертания подвижного состава

5.1. Максимально допускаемые поперечные размеры  строительного очертания подвижного состава метрополитенов следует определять путем уменьшения размеров по горизонтали габарита М (см. черт. 6) с каждой стороны на величину необходимых горизонтальных ограничений габарита  или  (поперечных перемещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых износов ходовых частей) по формуле

где  - расстояние по горизонтали от оси пути до искомой i-й точки строительного очертания, мм;

 - расстояние по горизонтали от оси пути до i-й точки габарита подвижного состава , мм;

 - одно из указанных выше горизонтальных ограничений габарита подвижного состава  или  (внутреннее или наружное), мм.

5.2. Расстояния по вертикали до точек верхнего очертания габарита  (см. черт. 6, кроме точки 11) являются одновременно и максимальными расстояниями по вертикали до соответствующих точек строительного очертания верхней части подвижного состава в ненагруженном состоянии при колесах наибольшего диаметра.

Размеры строительного очертания нижней части подвижного состава (кроме токоприемника) по вертикали следует определять путем увеличения размеров по вертикали габарита  (см. черт. 7) в точках 11, 12, 13, 14, 15 - 27 на величину вертикальных ограничений (понижений соответствующих частей подвижного состава, возможных в процессе эксплуатации, вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки и динамических колебаний).

Размеры строительного очертания токоприемника по вертикали необходимо определять с учетом следующих требований:

токоприемник нового вагона в верхнем положении не должен выходить по высоте за пределы линии 13‑13¢ нижнего очертания габарита  (см. черт. 7);

нижняя плоскость токоприемника должна быть выше линии  нижнего очертания габарита  на величину возможного понижения токоприемника вследствие износа колесных пар за период между регулировками высоты токоприемника.

5.3. Методика определения строительных размеров подвижного состава приведена в обязательном приложении 3.

5.4. Проектное очертание подвижного состава следует определять путем уменьшения его строительного очертания на величину соответствующих плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.

5.5. Вписывание проектируемого подвижного состава в габарит М следует осуществлять посредством совмещения на одном чертеже строительного и проектного очертаний подвижного состава и внешнего контура соответствующих его частей (кузова, тележки и укрепленных на них деталей).

Для каждой выступающей точки, вписываемой в габарит части подвижного состава, должны быть указаны координаты: горизонтальная - от продольной, вертикальной, серединной плоскости подвижного состава; вертикальная - от уровня верха головок рельсов.

Кроме того, на схеме расположения надкузовного и подкузовного оборудования должны быть указаны расстояния от проверяемых сечений рассматриваемой части подвижного состава до пятниковых сечений.

5.6. Запрещается выпуск предприятием-изготовителем единиц подвижного состава с нарушением строительного очертания.

Приложение 1

Обязательное

Методика определения поперечных размеров габаритов приближения строений и расстояний между осями смежных путей в кривых участках

1. Поперечные размеры габарита  (см. черт. 2), а также поперечные размеры правой части габарита  (см. черт. 3) и расстояние до перил на платформах в кривых участках пути следует увеличивать:

с внутренней стороны кривой - на величину , мм, по формуле

с наружной стороны кривой - на величину , мм, по формуле

где  - максимальный геометрический вынос расчетного вагона в кривой данного радиуса, мм;

 - горизонтальное перемещение расчетного вагона при его наклоне от возвышения наружного рельса, мм.

Величины  и  следует принимать соответственно по табл. 1 и 2.

При определении расстояний от оси пути до стен прямоугольного очертания величину  следует принимать: для наружной стороны кривой при  = 1000 мм, для внутренней - при  = 3260 мм.

Таблица 1

Геометрический вынос расчетного вагона в кривой радиуса

, м

, мм

4000

5

3000

7

2000

10

1500

14

1200

18

1000

21

800

26

600

35

500

42

400

52

350

60

300

70

250

84

200

105

175

120

150

140

125

168

100

210

80

262

60

350

2. Координаты верхнего края платформ на станциях и перегонах на кривых участках пути следует принимать по табл. 3.

3. Расстояния между осями смежных путей на кривых участках пути радиусом менее 500 м следует увеличивать:

на значение  - при отсутствии возвышения или при равных возвышениях наружных рельсов обоих путей или при возвышении наружного рельса внешнего пути менее возвышения наружного рельса внутреннего пути;

на значение  - при возвышении наружного рельса внешнего пути более возвышения наружного рельса внутреннего пути.

Значения  и  приведены в табл. 4.

4. Отводы уширений габаритов приближения строений, а также габарита приближения оборудования и расстояний между осями смежных путей на подходах к кривым участкам следует производить от нуля до полной нормы, соответствующей круговой кривой по прямолинейной зависимости.

Отводы уширений габаритов следует начинать:

при наличии переходной кривой - за 10 м до начала этой кривой со стороны наружной рельсовой нити и за 5 м - со стороны внутренней рельсовой нити;

при отсутствии переходной кривой - соответственно за 12 и 8 м до начала круговой кривой.

Отводы уширений габаритов следует заканчивать:

при наличии переходной кривой - за 5 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и в начале круговой кривой - со стороны внутренней рельсовой нити;

при отсутствии переходной кривой - за 2 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и на круговой кривой, в 5 м от ее начала - со стороны внутренней рельсовой нити.

Таблица 2

Горизонтальные перемещения

мм

Высота Н от уровня верха головок рельсов до точек габарита

Горизонтальные перемещения  при возвышении наружного рельса

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

3950 - 3901

25

49

74

99

123

148

173

197

222

247

271

296

3900 - 3801

24

49

73

97

122

146

171

195

219

244

268

292

3800 - 3701

24

48

71

95

119

142

166

190

214

237

261

285

3700 - 3601

23

46

69

92

116

139

162

185

208

231

254

277

3600 - 3501

22

45

67

90

112

135

157

180

202

225

247

270

3500 - 3401

22

44

66

87

109

131

153

175

197

219

241

262

3400 - 3301

21

43

64

85

106

127

149

170

191

212

234

255

3300 - 3201

21

41

62

82

103

124

144

165

186

206

227

247

3200 - 3101

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

220

240

3100 - 3001

19

39

58

77

97

116

136

155

174

194

213

232

3000 - 2901

19

38

56

75

94

112

131

150

169

187

206

225

2900 - 2801

18

36

54

72

91

109

127

145

163

181

199

217

2800 - 2701

18

35

52

70

87

105

122

140

157

175

192

210

2700 - 2601

17

34

51

67

84

101

118

135

152

169

186

202

2600 - 2501

16

32

49

65

81

97

114

130

146

162

179

195

2500 - 2401

16

31

47

62

78

94

109

125

141

156

172

187

2400 - 2301

15

30

45

60

75

90

105

120

135

150

165

180

2300 - 2201

14

29

43

57

72

86

101

115

129

144

158

172

2200 - 2101

14

28

41

55

69

82

96

110

124

137

151

165

2100 - 2001

13

26

39

52

66

79

92

105

118

131

144

157

2000 - 1901

12

25

37

50

62

75

87

100

112

125

137

150

1900 - 1801

12

24

36

47

59

71

83

95

107

119

131

142

1800 - 1701

11

22

34

45

56

67

79

90

101

112

124

135

1700 - 1601

11

21

32

42

53

64

74

85

96

106

117

127

1600 - 1501

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

1500 - 1401

9

19

28

37

47

56

66

75

84

94

103

112

1400 - 1301

9

18

26

35

44

52

61

70

79

87

96

105

1300 - 1201

8

16

24

32

41

49

57

65

73

81

89

97

1200 - 1101

8

15

22

30

37

45

52

60

67

75

82

90

1100 - 1001

7

14

21

27

34

41

48

55

62

69

76

82

1000 - 901

6

12

19

25

31

37

44

50

56

62

69

75

900 - 801

6

11

17

22

28

34

39

45

51

56

62

67

800 - 701

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

700 - 601

4

9

13

17

22

26

31

35

39

44

48

52

600 - 501

4

8

11

15

19

22

26

30

34

37

41

45

500 - 401

3

6

9

12

16

19

22

25

28

31

34

37

400 - 301

2

5

7

10

12

15

17

20

22

25

27

30

300 - 201

2

4

6

7

9

11

13

15

17

19

21

22

200 - 101

1

2

4

5

6

7

9

10

11

12

14

15

100 - 0

1

1

2

2

3

4

4

5

6

6

7

7

Таблица 3

Координаты верхнего края платформы на станциях и перегонах на кривых участках пути

Радиус кривой, м

Обозначение координат

Координаты верхнего края платформ, мм, при возвышении наружного рельса h, мм

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

3000

Уо

1100

1100

1100

1100

 

 

 

 

 

 

 

 

Хо

1457

1457

1457

1457

 

 

 

 

 

 

 

 

Увн

1091

1082

1072

1063

 

 

 

 

 

 

 

 

Хвн

1464

1471

1477

1484

 

 

 

 

 

 

 

 

Унар

1109

1118

1127

1136

 

 

 

 

 

 

 

 

Хнар

1450

1443

1436

1429

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

 

 

 

 

 

 

Хо

1460

1460

1460

1460

1460

1460

 

 

 

 

 

 

Увн

1091

1082

1072

1063

1054

1044

 

 

 

 

 

 

Хвн

1467

1474

1480

1487

1494

1500

 

 

 

 

 

 

Унар

1109

1118

1127

1136

1145

1154

 

 

 

 

 

 

Хнар

1453

1446

1439

1432

1425

1418

 

 

 

 

 

 

1500

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

 

 

 

 

Хо

1464

1464

1464

1464

1463

1464

1464

1464

 

 

 

 

Увн

1091

1082

1072

1063

1053

1044

1035

1025

 

 

 

 

Хвн

1471

1478

1484

1491

1498

1504

1511

1517

 

 

 

 

Унар

1109

1118

1127

1136

1145

1154

1163

1172

 

 

 

 

Хнар

1457

1450

1443

1436

1429

1422

1414

1407

 

 

 

 

1200

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

 

Хо

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

 

Увн

1091

1082

1072

1063

1053

1044

1034

1025

1015

1006

997

 

Хвн

1475

1482

1488

1495

1502

1508

1515

1521

1528

1534

1540

 

Унар

1109

1118

1127

1136

1146

1154

1163

1172

1181

1190

1199

 

Хнар

1461

1454

1447

1440

1433

1426

1418

1411

1404

1396

1389

 

1000

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

Хо

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

Увн

1091

1081

1072

1063

1053

1044

1034

1025

1015

1006

996

986

Хвн

1478

1485

1491

1498

1505

1511

1519

1524

1531

1537

1543

1550

Унар

1109

1118

1127

1137

1146

1155

1164

1172

1181

1190

1199

1208

Хнар

1464

1457

1450

1443

1436

1429

1421

1414

1406

1399

1392

1384

800

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

Хо

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

Увн

1091

1081

1072

1063

1053

1044

1034

1024

1015

1005

996

986

Хвн

1483

1490

1496

1503

1510

1516

1523

1529

1536

1542

1548

1555

Унар

1109

1118

1128

1137

1146

1155

1164

1173

1182

1190

1199

1208

Хнар

1469

1462

1455

1448

1441

1434

1426

1419

1412

1404

1397

1389

600

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

Хо

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

Увн

1091

1081

1072

1062

1053

1043

1034

1024

1014

1005

995

985

Хвн

1492

1499

1505

1512

1519

1525

1532

1538

1545

1551

1557

1564

Унар

1109

1118

1128

1137

1146

1155

1164

1173

1182

1191

1200

1209

Хнар

1478

1471

1464

1457

1450

1442

1435

1428

1420

1413

1406

1398

500

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

Хо

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

Увн

1091

1081

1072

1062

1053

1043

1033

1024

1014

1004

994

985

Хвн

1499

1506

1512

1519

1526

1532

1539

1545

1552

1558

1564

1571

Унар

1109

1118

1128

1137

1146

1155

1164

1173

1182

1191

1200

1209

Хнар

1485

1478

1471

1464

1457

1450

1442

1435

1428

1420

1412

1405

400

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

Хо

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

Увн

1091

1081

1072

1062

1052

1043

1033

1023

1013

1004

994

984

Хвн

1509

1516

1522

1529

1536

1542

1549

1555

1562

1568

1574

1580

Унар

1109

1118

1128

1137

1146

1156

1165

1174

1183

1192

1201

1210

Хнар

1495

1488

1481

1474

1467

1460

1452

1445

1437

1430

1422

1415

350

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

Хо

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

Увн

1090

1081

1071

1062

1052

1042

1033

1023

1013

1003

993

983

Хвн

1517

1524

1530

1537

1544

1550

1557

1563

1570

1576

1582

1588

Унар

1109

1119

1128

1138

1147

1156

1165

1174

1184

1193

1202

1211

Хнар

1503

1496

1489

1482

1475

1468

1460

1453

1446

1438

1430

1423

300

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

Хо

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

Увн

1090

1081

1071

1062

1052

1042

1032

1022

1012

1002

992

982

Хвн

1527

1534

1540

1547

1554

1560

1567

1573

1580

1586

1592

1598

Унар

1110

1119

1128

1138

1147

1156

1166

1175

1184

1193

1202

1211

Хнар

1513

1506

1499

1492

1485

1478

1470

1463

1455

1448

1440

1433

Примечания: 1. В таблице приведены следующие координаты:

Уо - высота платформ, измеряемая по перпендикуляру к плоскости, касательной к головкам рельсов;

Хо - расстояние от оси габарита до края платформы, измеряемое параллельно плоскости, касательной к головкам рельсов;

Увн, Унар - высота платформ, измеряемая по вертикали от гор
изонтальной плоскости, проходящей через середину пути, имеющего возвышение наружного рельса, соответственно с внутренней и наружной сторон кривой;

Хвн, Хнар - расстояния по горизонтали от оси пути (вертикальной линии, проходящей через середину пути) до края платформы соответственно с внутренней и наружной сторон кривой.

2. Для промежуточных значений кривых участков пути и возвышений наружного рельса координаты следует определять по линейной интерполяции.

Таблица 4

Нормы увеличения горизонтальных расстояний между осями смежных путей в кривых участках

Радиус кривой, м

, мм, при возвышении наружного рельса внешнего пути , мм

При возвышении наружного рельса внешнего пути , мм, более возвышения наружного рельса внутреннего пути , мм

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

-, мм

, мм

400

-

122

130

137

145

152

159

167

174

182

189

196

204

5

+ 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

+ 20

350

-

137

145

152

160

167

174

182

189

197

204

211

219

15

+ 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

+ 41

300

150

157

165

172

180

187

194

202

209

217

224

231

239

25

+ 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

+ 61

250

178

185

193

200

208

215

222

230

237

245

252

259

267

35

+ 71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

+ 82

200

220

227

235

242

250

257

264

272

279

287

294

301

309

45

+ 92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

+ 102

175

250

257

265

272

280

287

294

302

309

317

324

331

339

55

+ 112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

+ 122

150

290

297

305

312

320

327

334

342

349

357

364

371

379

65

+ 132

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70

+ 143

125

346

353

361

368

376

383

390

398

405

412

420

427

435

75

+ 153

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

+ 163

100

430

437

450

452

460

467

474

482

489

497

504

511

519

90

+ 183

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

+ 204

80

535

542

550

557

565

572

579

587

594

602

609

616

624

110

+ 224

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

+ 244

60

710

717

725

732

740

747

754

762

769

777

784

791

799

 

 

Приложение 2

Обязательное

Методика определения размеров габарита приближения оборудования для кривых участков пути

1. Размеры габарита  в точках а, б, в, г, д, е, ж, з, р, с, т, для кривых участков пути необходимо увеличивать на следующие дополнительные смещения в кривых расчетного вагона:

 - максимальный геометрический вынос, мм, расчетного вагона в кривой данного радиуса, определяемый по формуле

 и  - соответственно боковое и вертикальное смещения точек расчетного вагона при наклоне на рессорах под воздействием центробежной силы и силы тяжести.

Величины  и  следует определять по формулам:

где R - радиус кривой, м;

h - возвышение наружного рельса в кривой, мм;

H - высота рассматриваемой точки габарита приближения оборудования в прямой, считая от уровня головок рельсов, мм;

B - расстояние от оси пути до данной точки габарита приближения оборудования в прямой, мм;

 - высота центра поворота кузова вагона на рессорах при боковых колебаниях, мм.

2. Размеры габарита , увеличенные на указанные в п. 1 настоящего приложения смещения, разрешается принимать в двух системах координат (см. чертеж настоящего приложения):

первая (наклонная) - ось ординат  проходит через середину пути (точку 0) и перпендикулярной к головкам рельсов .

Система координат для измерения габарита  в кривых участках пути

В первой системе координат габарит приближения оборудования в кривой симметричен относительно оси , то есть координаты  и  какой-либо его точки как для наружной, так и для внутренней стороны данной кривой установлены одинаковыми;

вторая (горизонтально-вертикальная) - ось ординат  проходит через середину пути (точку 0) и перпендикулярна к горизонтальной оси , проходящей также через точку 0.

Во второй системе координат габарит приближения оборудования в кривой не симметричен относительно оси , то есть координаты какой-либо точки при ее расположении с наружной и внутренней сторон одной и той же кривой разные.

3. Вертикальная  и горизонтальная  координаты габарита  в первой системе координат следует определять по формулам:

точки а

 

точки б

 

точек в, р

 

точек е, д, г

точек ж, з

точек с, т

 

Координаты  и  точек нижнего очертания габарита , не указанные в п. 1 настоящего приложения, следует принимать по черт. 5 настоящего стандарта.

4. Вертикальные и горизонтальные координаты точек габарита  (соответственно ,  и , ) для внутренней и наружной сторон кривой во второй системе координат следует определять по формулам:

где  - угол наклона пути к горизонтали, в градусах, определяемый по формуле

здесь  - возвышение наружного рельса в кривой, мм;

1600 - расстояние между кругами катания колес по рельсам, мм.

5. Числовые значения координат , , , , , , рассчитанные в соответствии с данной методикой, приводятся в «Инструкции по применению габаритов приближения строений, оборудования и подвижного состава метрополитенов».

Приложение 3

Обязательное

Методика определения строительных размеров подвижного состава габарита

1. Определение горизонтальных ограничений габарита .

1.1. Горизонтальные ограничения подразделяются на внутренние () и наружные ().

Ограничения следует определять:

внутренние - для поперечных сечений, расположенных в пределах базы подвижного состава (между направляющими* сечениями);

наружные - для поперечных сечений, расположенных за пределами базы подвижного состава (снаружи направляющих* сечений).

* Направляющие сечения - сечения, проходящие через оси колесных пар для двухосных единиц подвижного состава и через вертикальные оси шкворней тележек для четырехосных.

1.2. Величину внутренних ограничений , мм, и наружных , мм, следует определять по формулам:

                        (1)

           (2)

где 1.2.1.  - горизонтальное перемещение подвижного состава соответственно в кривой и в прямой при извилистом его движении из-за наличия зазора между внутренней рабочей гранью рельса и гребнем бандажа колеса при максимальной (с учетом допуска) ширине рельсовой колеи (в кривой - , в прямой ) и минимально допустимой в эксплуатации толщине гребня бандажа колеса.

Величины  и , мм, следует определять по формулам:

                                                               (3)

                                                               (4)

где  - минимальное расстояние между наружными гранями предельно изношенных гребней бандажей колес, мм;

 - минимальное расстояние между внутренними гранями бандажей колес с учетом минусового допуска, мм;

 - минимальная толщина гребня бандажа колеса, мм.

В случае, если сумма  для  меньше минус 8, а  для  - меньше минус , то ее следует принимать равной нулю, а расчеты вести из условий вписывания подвижного состава в прямую, заменив в формулах (1) и (2) член  на ;

1.2.2.  - наибольшее возможное поперечное перемещение рамы тележки в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно колесной пары вследствие зазоров при максимальных износах в буксовом узле и узле сочленения рамы тележки с буксой, мм;

1.2.3.  - наибольшее возможное поперечное перемещение кузова в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаний в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм;

1.2.4.  - геометрический вынос рассматриваемого внутреннего поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой середины расчетного вагона, мм.

Величину , мм, следует определять по формуле

                                           (6)

где  - расстояние от рассматриваемого внутреннего поперечного сечения подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м;

l - база вагона, м;

p - база тележки, м.

Для наиболее неблагоприятного внутреннего сечения - среднего (где ).

, мм, следует определять по формуле

                                                       (7)

1.2.5.  - геометрический вынос рассматриваемого наружного поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой конца расчетного вагона, мм.

Величину , мм, следует определять по формуле

                                             (8)

где  - расстояние от рассматриваемого наружного поперечного сечения подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м.

Для наиболее неблагоприятного наружного сечения - концевого, для которого , где  - длина кузова вагона, м, величину геометрического выноса , мм, следует определять по формуле

1.2.6.  - боковое перемещение кузова рассматриваемого подвижного состава во внутреннюю сторону кривой (при максимальном возвышении наружного рельса  = 120 мм) из-за его наклона на рессорах под воздействием силы тяжести при остановке, сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.

Величину , мм, следует определять по формуле

                                              (9)

где  - высота рассматриваемой точки габарита, м;

 - высота центра поворота кузова на рессорах, считая от уровня головок рельсов, определяемая расчетом или экспериментально.

При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величину  для проектируемого вагона допускается принимать равной расстоянию от уровня головок рельсов до оси колесной пары.

 - коэффициент наклона проектируемого вагона, определяемый по формуле

      (10)

здесь  - вес обрессоренных частей тележки, тс;

 - вес кузова брутто, тс;

 - расстояние от оси колесной пары до центра тяжести обрессоренных частей тележки, мм;

 - расстояние от оси колесной пары до центра тяжести кузова, мм;

 - расстояние от оси колесной пары до верхней опорной поверхности рессор центрального подвешивания тележки, мм;

 - жесткость рессор буксового подвешивания тележки, тс/мм;

 - жесткость рессор центрального подвешивания тележки, тс/мм;

,  - половина расстояния между серединами комплектов в поперечном направлении соответственно буксового и центрального подвешивания тележки, мм;

 - поперечная жесткость буксового и центрального подвешивания тележки, тс/мм.

Для ориентировочных расчетов коэффициент  допускается определять по формуле

                                                       (11)

где  - угловая жесткость тележки, тс×мм, определяемая по формуле

                                                       (12)

где  - общая жесткость эквивалентного рессорного подвешивания одной стороны вагона, тс/мм, определяемая по формуле

                                               (13)

здесь  - жесткость рессор буксового подвешивания с одной стороны тележки, тс/мм;

 - жесткость рессор центрального подвешивания с одной стороны тележки, тс/мм;

1.2.7.  - боковое перемещение кузова проектируемого вагона в наружную сторону кривой при его наклоне на рессорах под воздействием избыточной центробежной силы при непогашенном поперечном ускорении 0,5 м/с2 сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.

Величину , мм, следует определять по формуле

                                             (14)

1.2.8.  - боковое перемещение кузова при его наклоне на рессорах на угол  от неравномерного (асимметричного) расположения полезной нагрузки.

Величину , мм, следует определять по формуле

                                                        (15)

Величину угла , рад, необходимо определять из условия поперечного перемещения центра тяжести стоящих пассажиров на величину  = 100 мм от оси кузова, по формуле

                                                         (16)

где  - угол наклона кузова на буксовых рессорах от неравномерной загрузки подвижного состава, рад;

 - то же, на центральных рессорах, рад.

Величины  и  следует определять по формулам:

                                                                                                 (17)

                                                         (18)

где  - вес стоящих пассажиров при плотности 8 чел на 1 м2 свободной площади пола салона вагона, тс.

Для вагонов с пневморессорами величину угла , рад, следует определять по формуле

                                                            (19)

где  - возможный перепад высоты центральных рессор за счет нечувствительности высоторегулирующих клапанов;

1.2.9.  - боковое перемещение кузова при наклоне на рессорах на угол  вследствие неравномерной осадки рессор ненагруженного вагона и выбора зазора в скользунах, рад.

Величину , мм, следует определять по формуле

                                                        (20)

1.2.10.  - боковое перемещение кузова при его наклоне на угол , вследствие поломки одного витка в каждой центральной пружине одной стороны тележки.

Величину  мм, следует определять по формуле

                                                          (21)

Величину , рад, следует определять по формуле

                (22)

где  - расстояние от центра поворота кузова на рессорах до его центра тяжести, мм;

 - дополнительный прогиб центральных пружин при поломке одного их витка одной стороны тележки:

Величину , мм, следует определять по формуле

                                                    (23)

здесь  - расчетная высота пружины, мм;

 - диаметр прутка пружины, мм;

 - число рабочих витков.

Величину , мм, следует определять по формуле

                                                 (24)

где  - номинальная высота пружин под нагрузкой брутто, мм;

 - угол боковой качки кузова проектируемого вагона, определяемый расчетом или экспериментально с учетом максимальных скоростей движения на перегоне, рад. При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величину  допускается принимать равной 0,011.

Для вагонов на пневморессорах величину , мм, следует определять по формуле

                                                (25)

где  - величина осадки лопнувшей пневморессоры в первый момент поломки, мм;

1.2.11.  - разность перемещений кузова проектируемого и расчетного вагонов, возникающих при боковой качке.

Величину , мм, для всех точек габарита , кроме точек 7, 8 и 9, следует определять по формуле

                                                   (26)

а для точек 7, 8 и 9 - по формуле

                                                  (27)

где                                                   (28)

                                                     (29)

Здесь 0,011 - угол боковой качки, рад, учтенный при расчетах зазора между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава во всех его точках, кроме точек 7, 8 и 9;

0,0035 - то же, для точек 7, 8 и 9;

 - угол боковой качки кузова проектируемого вагона, определяемый расчетом или экспериментально с учетом скоростей движения на станциях, рад.

При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величины  и  для проектируемого вагона допускается принимать:

 - 0,011;

 - 0,0035.

1.3. Формулы (1) и (2) необходимо применять при определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей по точками 1-4, 5(5¢), 6(6¢) и 7-11 габарита . При этом для точек 7, 8 и 9 член () в формулах (1) и (2) следует принимать с коэффициентом 0,7.

В формуле (2) выражение  для вагонов, имеющих по экспериментальным данным угол влияния кузова не более 3×10-3 рад, допускается принимать с коэффициентом 0,7. При этом член () следует принимать равным полному его значению.

1.4. При определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей (подвагонного оборудования по точкам 12, 13, 14, 15 габарита  перемещения , , , ,  и  учитывать не следует, а ограничения  и , мм, следует определять по формулам:

                        (30)

                    (31)

где 25 - коэффициент, учитывающий увеличение расстояния до контактного рельса и ограничение скорости движения в кривой радиусом 60 м.

1.5. Расчет горизонтальных ограничений  и , мм, габарита  для определения строительного очертания рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует производить по формулам, приведенным ниже:

Для точек 8-11

                                                     (32)

                                          (33)

для точек 12-15

                                   (34)

                       (35)

где  и  - расстояние от ближайшей оси колесной пары тележки до рассматриваемого соответственно наружного (находящегося за пределами базы тележки) и внутреннего (в пределах базы тележки) сечения тележки, м;

 - возможное в эксплуатации поперечное перемещение рассматриваемой детали относительно рамы тележки, мм.

1.6. Расчет горизонтальных ограничений  и , мм, для определения строительного очертания необрессоренных частей (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей) по соответствующим точкам габарита  следует производить по формулам:

                                                  (36)

                                         (37)

где  - возможное в эксплуатации поперечное перемещение рассматриваемой детали относительно колесной пары, мм.

1.7. Горизонтальные ограничения  и  для кузова и тележки следует рассчитывать сначала для их внутреннего среднего и наружного концевого сечений. По наибольшим величинам из полученных ограничений должна быть определена допустимая ширина соответственно кузова и тележки.

Допустимые размеры деталей, укрепленных на кузове и тележке, следует определять для каждого из сечений, в которых находятся соответствующие детали.

2. Определение вертикальных ограничений габарита

2.1. Возможное в эксплуатации понижение необрессоренных частей , мм, (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей, а также деталей, опирающихся на буксы) следует определять по формуле

                                                         (38)

где  - понижение колесных пар вследствие уменьшения толщины обода колес, в результате их обточек при ремонтах, износа и местных неровностей на поверхности катания. Величину , мм, следует определять как разность между проектной толщиной обода нового колеса и допускаемой в эксплуатации наименьшей (браковочной) толщиной обода колеса;

 - понижение деталей, опирающихся на буксы, вследствие износа опорных поверхностей, мм.

2.2. Возможное понижение , мм, обрессоренной рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует определять по формуле

                                                (39)

где  - равномерная статическая осадка рессорных комплектов буксового подвешивания порожнего вагона вследствие старения рессор, принимаемая равной 5 мм.

 - статический прогиб, мм, рессор надбуксового подвешивания от расчетной нагрузки, определяемой по формуле

                                                            (40)

здесь  - расчетная нагрузка на вагон, тс;

 - гибкость рессор надбуксового подвешивания тележки мм/тс;

 - износ (мм) в узле соединения рамы тележки и рассматриваемой детали, мм.

Расчетную нагрузку на вагон следует определять, исходя из условий, приведенных ниже:

вес одного пассажира - 70 кгс;

все места для сидения заняты, а на 1 м2 свободной площади пола салона вагона находится 10 чел.

2.3. Возможное понижение , мм, надрессорного бруса и укрепленных на нем деталей следует определять по формуле

                                                       (41)

где  - равномерная статическая осадка рессорных комплектов центрального подвешивания ненагруженного вагона вследствие старения рессор, принимаемая равной 10 мм.

 - статический прогиб, мм, рессор центрального подвешивания от расчетной нагрузки, определяемый по формуле

                                                            (42)

где  - гибкость рессор центрального подвешивания тележки, мм/тс.

2.4. Возможное понижение , мм, обрессоренного кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей необходимо определять по формуле

                           (43)

где  - вертикальный износ пятника и подпятника, мм;

 - износ в узле соединения кузова (рамы) и рассматриваемой детали, мм;

 - понижение кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей вследствие галлопирования и подпрягивания, мм.

2.5. При расчете предельных понижений частей подвижного состава, расположенных на значительных расстояниях от опорных пятников (в средних и концевых сечениях), следует учитывать также прогибы элементов конструкции от расчетной нагрузки. Для промежуточных сечений величину указанных понижений следует определять, исходя из линейного закона изменения прогиба, принимая величину прогиба в пятниковых сечениях равной нулю.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные положения. 2

2. Габариты приближения строений. 3

3. Габарит приближения оборудования. 6

4. Габарит подвижного состава. 8

5. Строительное и проектное очертания подвижного состава. 9

Приложение 1 Методика определения поперечных размеров габаритов приближения строений и расстояний между осями смежных путей в кривых участках. 10

Приложение 2 Методика определения размеров габарита приближения оборудования для кривых участков пути. 14

Система координат для измерения габарита  в кривых участках пути. 15

Приложение 3 Методика определения строительных размеров подвижного состава габарита .... 17

1. Определение горизонтальных ограничений габарита . 17

2. Определение вертикальных ограничений габарита .... 23

 

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"