РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
||||||||||||||
|
ГОСТ Р 50837.7-95 Топлива остаточные. Определение прямогонности. Метод определения стабильности и совместимости по пятну.ГОСТ Р 50837.7-95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОПЛИВА
ОСТАТОЧНЫЕ. МЕТОД
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти ВНЕСЕН Департаментом нефтепереработки Минтопэнерго Российской Федерации 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 16.11.1995 г. № 575 3 Настоящий стандарт разработан на основе ASTM D 4740 «Определение стабильности и совместимости остаточных топлив по пятну» 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСТ Р 50837.7-95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОПЛИВА ОСТАТОЧНЫЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЯМОГОННОСТИ Метод определения стабильности и совместимости по пятну Residual fuel oils. Test for straight-run. Дата введения 1996-07-01 1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯМетод предназначен для определения стабильности остаточных топлив и совместимости их с базовыми компонентами смешения. Эти показатели характеризуют остаточные или смесевые топлива, испытывающие высокие нагрузки центрифугирования, сжатия и образующие осадки при хранении и транспортировании. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 25828-83 Гептан нормальный эталонный. Технические условия ГОСТ 25336-82 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ3.1 Стабильность - отсутствие взвешенных твердых частиц в остаточных топливах в условиях испытания. Примечание - В общем случае стабильностью считают устойчивость топлив или их смесей к образованию твердого осадка, находящегося во взвешенном состоянии в определенный период времени. 3.2 Совместимость - отсутствие взвешенных твердых частиц в смеси, состоящей из равных объемов котельного топлива и компонента смешения. 3.3 Компонент смешения - керосин, дизельное топливо и их смеси. 4 СУЩНОСТЬ МЕТОДАВизуальная оценка ядра и окраски пятна на бумажном фильтре, образованных каплей предварительно нагретой гомогенизированной пробы. При определении стабильности каплю предварительно нагретой и гомогенизированной пробы помещают на бумажный фильтр, который выдерживают в сушильном шкафу в течение 1 ч при температуре 100 °С. О стабильности судят по виду ядра и окраске образовавшегося пятна. При определении совместимости каплю предварительно нагретой и гомогенизированной пробы смеси остаточного топлива и компонента смешения помещают на бумажный фильтр, который в течение 1 ч выдерживают в сушильном шкафу при температуре 100 °С. О совместимости судят по виду ядра и окраске пятна на фильтре. 5 АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫХроматографическая бумага типа Ватман № 2 в виде полоски поделенной на квадраты со стороной 50 мм (2 дюйма). Хранят бумагу не сминая, не сворачивая и не перегибая в плотно закрытой емкости. Стекло предметное. Шкаф сушильный, обеспечивающий поддержание температуры (100 ± 2) °С. Колба коническая или стакан стеклянные вместимостью 100 см3 по ГОСТ 25336. Электроплитка с магнитной мешалкой, обеспечивающая поддержание температуры (90 - 95) °С. Термометр с ценой деления не более 1 °С, обеспечивающий измерение температуры до 100 °С. Палочка стеклянная. Цилиндр на 50 см3 с ценой деления 1 см3 по ГОСТ 25336. Гептан нормальный эталонный по ГОСТ 25828. 6 ОТБОР ПРОБОтбор проб - по ГОСТ 2517. Объем пробы не менее 500 см3. 7 ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ7.1 Проведение испытания на стабильность 7.1.1 Для перевода в жидкое состояние пробу нагревают в стакане на электроплитке или в бане до температуры не выше 90 °С. 7.1.2 Перемешивают пробу до гомогенного состояния. 7.1.3 50 см3 пробы наливают в коническую колбу или стакан и устанавливают на плитку. 7.1.4 Нагревают пробу при постоянном перемешивании до 90 - 95 °С и выдерживают при этой температуре в течение 15 - 20 мин. 7.1.5 Полоску хроматографической бумаги укладывают на предметное стекло и помещают на 5 мин в шкаф, нагретый до (100 ± 2) °С. 7.1.6 Прогревают стеклянную палочку в течение 20 с, перемешивая ею горячую пробу. Вынимают палочку и дают первой капле стечь в колбу или стакан. Вторую каплю пробы наносят на хроматографическую бумагу и в горизонтальном положении помещают в сушильный шкаф, нагретый до 100 °С. Примечание - На одной полоске бумаги могут быть размещены несколько капель, центры которых должны находиться друг от друга не ближе чем на 50 мм. 7.1.7 Высушивают бумагу с пробой в сушильном шкафу при температуре 100 °С в течение 1 ч. Бумага должна находиться в горизонтальном положении, чтобы центр пятна не смещался и не накладывался на поверхность других пятен. 7.1.8 Вынимают бумагу из сушильного шкафа, сравнивают вид пятна с описанием, приведенным в таблице 1, и записывают номер пятна. Примечание - Не следует обращать внимание на различие общей затемненности, цвета, размера пятна и внешнего вида краев пятна. Таблица 1 - Описание стандартных пятен
7.2 Проведение испытания на совместимость 7.2.1 30 см3 предварительно нагретой, если это необходимо, и хорошо перемешанной пробы наливают в стеклянный стакан или колбу. 7.2.2 К испытуемой пробе добавляют равное количество компонента смешения. Тщательно перемешивают до получения однородной пробы. 7.2.3 50 см3 пробы, приготовленной по 7.2.2, помещают в коническую колбу и проводят испытание по 7.1.3 - 7.1.8. Примечание - Равные объемы смеси наиболее удобны для определения совместимости. Если требуется определить совместимость при других соотношениях, испытание проводят при соотношениях, указанных заказчиком. 8 ПРАВИЛА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЯРезультат записывают как номер пятна по таблице 1, установленной по результатам испытания. Остаточное топливо, дающее пятно, оцененное как № 3 и выше, считается нестабильным. Смесь остаточного топлива с компонентом смешения считается несовместимой, если результат испытания оценен как № 3 и выше. 9 ТОЧНОСТЬ МЕТОДАТочность метода не устанавливалась, так как проводится качественная оценка результатов испытания. Пятно № 3 при определении совместимости является одним из критериев прямогонности остаточных топлив. Примечание - Определяют по требованию заказчика. Ключевые слова: топливо остаточное, определение прямогонности, стабильность топлива, совместимость по пятну, компоненты смешения, смесевое топливо, устойчивость топлив, котельное топливо содержание
|