РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
РД 31.31.35-85 Основные положения расчета причальных сооружений на надежность.МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ РД 31.31.35-85 Москва. В/О "Мортехинформреклама" 1986 РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" д.т.н. В.Д. КОСТЮКОВ Ленинградским филиалом "Ленморниипроект" к.т.н. Д.А. УВАРОВ Дальневосточным филиалом "Дальморниипроект" к.т.н. Л.Ф. ШТАНЬКО Одесским институтом инженеров морского флота к.т.н. А.В. ШКОЛА Ленинградским институтом инженеров железнодорожного транспорта им. В.Н. Образцова к.т.н. П.Л. КЛЕМЯЦИОНОК УТВЕРЖДЕН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" 15.11.85 г. Главный инженер Ю.А. ИЛЬИНИЦКИЙ СОДЕРЖАНИЕ
Распоряжением от 15.11.85 Настоящие положения предназначены для опытного использования при сопоставлении различных вариантов проекта причальных сооружений, диагностики существующих причалов с выявлением резервов их несущей способности, а также для основания возможности их дальнейшей эксплуатации. Положения регламентируют расчет надежности причальных сооружений всех типов согласно существующей методологии предельных состояний при вероятностной трактовке исходных параметров и результатов расчета на уровне случайных величин и их функций. Причальные сооружения рассматриваются, как сооружения с экономической ответственностью. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. За основной параметр надежности причального сооружения принята вероятность его безотказной работы, т.е. вероятность того, что в период строительства и эксплуатации сооружения не наступит отказ - предельное состояние первой и второй групп. 1.2. Перечень предельных состояний по каждому типу сооружения устанавливается в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими расчет этих сооружений. Допускается этот перечень дополнять, а параметры предельных состояний уточнять по мере изучения фактической надежности сооружений и при использовании расчетных схем сооружений, более полно учитывающих особенности взаимодействия элементов. При отсутствии исходной статистической информации для ряда отказов, расчеты надежности допускается выполнять для основных отказов сооружений или элементов их конструкции, в основном определяющих их надежную работу. Для остальных отказов расчеты производятся согласно требований соответствующих глав СНиП и других нормативных документов. 1.4. Расчетная надежность конструкций причальных сооружений и их оснований устанавливается с использованием математического аппарата теории вероятностей, математической статистики 2. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1. Метод расчета причальных сооружений на надежность ставит целью не допустить с достаточно высокой вероятностью возникновения предельных состояний в сооружении, его элементах, основании в период строительства и эксплуатации. При этом для любого момента времени условие безотказной работы j-го элемента сооружения, основания по j-му виду предельного состояния должно соблюдаться с вероятностью , не ниже нормативной (1) при где - резерв контролируемого параметра напряженного, или деформированного состояния j-го элемента сооружения, случайная величина; - предельная величина контролируемого параметра напряженного или деформированного состояния j-го элемента сооружения, случайная величина ; - фактическая величина (прогнозируемая по результатам расчета) контролируемого параметра напряженного или деформированного состояния j - го элемента сооружения, случайная величина; - нормативная вероятность безотказной работы, нормативная надежность (см. раздел 4). 2.2. Проверку условия безотказной работы следует осуществлять на основании вероятностных расчетов с учетом сочетания постоянных и временных нагрузок. При этом в качестве исследуемой случайной величины (или функции) допускается рассматривать либо параметр Y, либо параметры R и S, в отдельности по формуле (2) с учетом возможной корреляции между ними. 2.3. Предпосылки и расчетные схемы вероятностного расчета надежности должны находиться в полном соответствии с предпосылками и расчетными схемами, положенными в основу детерминистического расчета. 2.4. Основными этапами вероятностных расчетов для исследуемой выходной случайной величины R, S или Y являются: составление детерминистического уравнения связи (алгоритме расчета); подготовка исходных данных для расчета в соответствии с детерминистическим уравнением связи и разделение всех входных величин на случайные и неслучайные (детерминированные). Для случайных величин устанавливаются законы распределения вероятностей; определение законов распределения вероятностей выходных случайных величин при известных законах распределения входных случайных величин на основании использования детерминистического уравнения связи; определение вероятностей безотказной работы элементов, сооружения и их сопоставление с нормативными надежностями. Примечание: 1. К входным величинам относятся все исходные данные, на основании которых выполняются расчеты в соответствии с детерминистическим уравнением связи (нагрузки, геометрические и жесткостные характеристики расчетных схем и т. п.). 2. К выходным величинам относятся получаемые в результате расчетов искомые величины (изгибающие моменты, напряжения, сдвигающие и удерживающие силы, деформации, перемещения и т. п. ). 2.5. Детерминистические уравнения связи следует приникать в соответствии с утвержденными нормативными документами. Допускается использование других обоснованных методов расчета, отражающих действительные условия работы сооружений и соответствующих рассматриваемому виду предельного состояния. В детерминистических уравнениях связи должны учитываться: факторы, определяющие напряженное и деформированное состояние сооружения, особенности взаимодействия элементов конструкции между собой и с основанием, пространственная работа, геометрическая и физическая нелинейности, пластические и реологические свойства материалов и грунтов и др. При применении приближенных методов расчета (детерминистических уравнений связи) следует оценивать их погрешность и учитывать ее при оценке вероятности безотказной работы. 2.6. Разделение входных величин расчета на случайные и не случайные (детерминированные) следует производить путем оценки степени влияния случайного изменения каждой входной величины в реальных пределах на изменения выходных величин, используемых при проверке условия безотказной работы. Если при этом выходные случайные величины изменяются менее чем на 5 %, то входная величина считается неслучайной (детерминированной). Подготовку входных случайных величин следует производить в соответствии с требованиями раздела 3. Характеристики законов распределения вероятностей случайных параметров должны соответствовать расчетному моменту времени (см. п. 1.3). 2.7. Основными методами вычисления вероятностных характеристик и получения законов распределения выходных величин следует считать метод статистических испытаний (метод Монте-Карло), ориентированный на использование ЭВМ, и метод линеаризации. При отсутствии программного обеспечения и специфических особенностях детерминистического алгоритма при решении специальных вероятностных задач допускается использование других методов решения вероятностных задач. 2.8. Алгоритм расчета надежности, использующий метод статистических испытании, должен содержать: статистическое моделирование случайных расчетных параметров согласно заданным вероятностным законам; расчет частных значений контролируемого параметра согласно принятому методу детерминистического расчета; определение надежности, т.е. вероятности не наступления анализируемого предельного состояния, посредством статистической обработки частных значении контролируемого параметра. 2.9. При реализации метода статистических испытания погрешность статистического моделирования вероятностных законов случайных параметров не должна превышать погрешности выравнивания экспериментальных кривых гипотетическим законом распределения вероятностей. При отсутствии экспериментальных данных статистическое моделирование заданных законов распределения вероятностей случайных расчетных параметров должно выполняться с погрешностью, не превышающей 5 %. 2.10. Метод линеаризации рекомендуется использовать при линейных функциях связи и незначительно отличающихся от линейных в интервале реальных изменений случайных величин. 2.11. Алгоритм расчета надежности для анализируемого отказа конструкции, элемента или основания причального сооружения методом линеаризации должен содержать: расчет средних значений и дисперсий входных случайных величин, их корреляционных моментов согласно детерминистическому уравнению связи; расчет средних значений и дисперсий выходных случайных величин; расчет вероятности не проявления анализируемого предельного состояния. 2.12. В зависимости от характера решаемых задач вероятность безотказной работы и соответственно надежность определяется: для отдельного элемента (j), конструкции или основания причального сооружения по определенному виду отказа расчетная вероятность безотказной работы для отдельного элемента, конструкции или основания причального сооружения Hj; вероятность безотказной работы сооружения в целом Н. Совокупность устанавливается на основе анализа элементов и структуры причального сооружения и выяснения характера возмогших отказов в виде матрицы вероятностей безотказной работы. В зависимости от характера решаемых задач может рассматриваться и нормироваться как поэлементная надежность, так и надежность сооружения в целом. В последнем случае надежность сооружения следует определять с учетом надежностей конструктивных элементов и узлов, а также последовательности соединения их между собой (см. рекомендуемое Приложение 2). 2.13. Надежность причальных сооружений и их элементов рекомендуется рассчитывать на основе оптимизации по основным видам отказов. Оптимизационные расчеты проводятся с учетом сроков физического и морального износов. 2.14. Срок физического износа рекомендуется назначать: для металла и дерева - 40 лет, для железобетона - 50 лет. Срок морального износа причалов, работающих в составе специализированных комплексов, рекомендуется назначать в пределах 25-35 лет. Для остальных причальных сооружений срок морального износа рекомендуется приравнивать к сроку физического износа. 3. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАСЧЕТА3.1. Общие требования3.1.1. Исходная статистическая информация для расчета надежности должна удовлетворять требованиям: достоверности, т.е. представлять статистические данные о расчетных параметрах о высоким качеством измерения или определения каждого частного значения статистического ряда; репрезентативности (представительности), т.е. воспроизводить фактические вероятностные законы расчетных параметров и их числовые характеристики с достаточной для практических целей точностью при ограниченном объеме статистических данных; однородности статистических данных; соответствия трактовки расчетных параметров в детерминистических и вероятностных расчетах. 3.1.2. Статистический материал признается достоверным, при использовании измерительных систем, либо методик определения, позволяющих получить частные значения статистических рядов с требуемой точностью в соответствии с требованиями утвержденных стандартов и методик. 3.1.3. Объем статистического материала о расчетных параметрах допускается считать репрезентативным в случаях соответствия экспериментальных данных обоснованному теоретическому закону распределения вероятностей. Соответствие экспериментальных данных теоретическому закону распределения вероятностей устанавливается с помощью известных критериев согласия. Примечание: 1. При малом объеме статистических данных характеристики (n < 40) допускается использовать известный или установленный ранее для данной характеристики закон распределения, 2. При отсутствии информации о законе распределения характеристики для малых выборок. Допускается использовать нормальный закон распределения. При этом результаты расчетов рассматриваются, как ориентировочные. 3.1.4. Для любого статистического ряда обязательна проверка на однородность ряда с исключением грубых ошибок. Проверка проводится согласно ГОСТ 20522-75. 3.1.5. Соответствие трактовки расчетных параметров в детерминистическом расчете и расчете надежности конструкции, элемента, соединения или основания причального сооружения устанавливается посредством анализа предпосылок и расчетных схем. Примечание: При несоответствии трактовок параметра, статистическая информация подлежит дополнительному анализу и пересмотру посредством изменения методики обработки или способов ее получения. 3.2. Нагрузки и воздействия3.2.1. Состав нагрузок, учитываемых в расчетах надежности Причальных сооружении и их оснований, должен следовать положениям действующих нормативных документов. 3.2.2. Основными характеристиками нагрузок являются: для постоянных нагрузок - распределение плотности вероятностей либо параметры распределения; для временных нагрузок - длительность нагрузок, повторяемость их в течение срока службы сооружения, распределение плотности вероятностей нагрузок либо их параметры распределения. 3.2.3. При оценке надежности вновь проектируемых, реконструируемых или эксплуатируемых причальных сооружений и их оснований, статистический материал о нагрузках должен соответствовать прогнозируемым условиям загружения и эксплуатации, с учетом технологических схем переработки грузов. Примечание: 1. О случаях принципиально новых схем, технологии обработки судов, применения новых перегрузочных устройств или отличных от существующих методов контроля, использование в расчетах статистических данных о нагрузках, отвечающих другим эксплуатационным условиям, требует специального обоснования. 2. При отсутствии экспериментальных данных и информации о законах распределения вероятностей нагрузок, допускается принимать их функции распределения нормальными. 3.2.4. Для расчетов надежности диагностируемых существующих причальных сооружений определение вероятностных характеристик и законов распределения вероятностей нагрузок от технологического оборудования, подвижного железнодорожного состава, судов и других транспортных средств рекомендуется проводить на основе специальных натурных наблюдений. 3.2.5. При обосновании вероятностных законов распределения и их характеристик для нагрузок на открытых складских площадях следует рассматривать наиболее невыгодное с инженерных позиций размещение наиболее тяжелых по объемным массам перерабатываемых грузов. 3.3. Строительные материалы3.5.1. Свойства строительных материалов в расчетах надежности причальных сооружений рассматриваются как случайные величины. При этом допускается использование гипотезы статистической однородности или учета только общего характера изменчивости свойств конструктивного материала в. элементе, массиве и т. д. 3.3.2. Состав случайных параметров, описывающих прочностные и деформативные свойства строительных материалов и грунтов, определяется посредством анализа детерминистического расчета, лежащего в основе соответствующего расчета надежности причального сооружения, его элемента, соединения. Примечание: Изменчивостью свойств строительного материала допускается пренебрегать, если учет изменчивости приводит к изменению выходных случайных величин не более, чем на 5 % 3.3.3. Выяснение вероятностных характеристик и законов распределения вероятностей свойств искусственных строительных материалов в конструкциях вновь проектируемых причальных сооружений производится на соответствующих предприятиях-изготовителях при сохранении сложившейся технологии их изготовления. Для железобетонных и бетонных элементов конструкций, изготавливаемых на стройплощадке (монолитный железобетон, бетон для омоноличивания стыков и т. п.) законы распределения прочностных: и деформативных характеристик следует устанавливать на основании обобщающих исследований с последующим уточнением их экспресс-методами на стройплощадке. 3.3.4. Допускается законы распределения вероятностей прочностных и жесткостных характеристик строительных материалов принимать нормальными. При этом ориентировочные значения коэффициентов вариации (изменчивости) допускается принимать по данным Приложения 3 (справочного). 3.3.5. Для расчетов надежности диагностируемых существующих причальных сооружений определение вероятностных характеристик у законов распределения вероятностей свойств искусственных и естественных строительных материалов производится после специальных экспериментальных исследований. 3.4. Грунты оснований сооружений и засыпки3.4.1. Определение вероятностных характеристик и законов распределения вероятностей свойств грунтовых основании причальных сооружений и засыпок производится на основе результатов инженерно-геологических изысканий. Выделенные по известным признакам инженерно-геологические элементы грунтового основания считаются статистически однородными при выполнении условий проверки на однородность согласно ГОСТ 20522-75. 3.4.2. Вероятностные характеристики и их законы распределения для засыпок и грунтов основания причальных сооружений устанавливаются посла статистической обработки результатов экспериментальных исследований с учетом ГОСТ 20522-75 и других утвержденных нормативных документов. 3.4.3. Для вновь проектируемых причальных сооружений статистические данные о свойствах грунтовых засыпок, необходимые для соответствующих расчетов надежности, допускается принимать по аналогии при соответствии технологий и способов образования территорий причалов и совпадении карьера добычи материала засыпки. 3.4.4. В предварительных расчетах надежности и при отсутствии статистической информации по деформационным и прочностным характеристикам грунтов допускается определять средние квадратические отклонения характеристик по данным о их коэффициентах вариации, приведенных в Приложении 3. 4. НОРМАТИВНАЯ НАДЕЖНОСТЬ СООРУЖЕНИЙ И ИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ4.1. Нормативную надежность конструктивных элементов сооружения и узлов следует устанавливать в зависимости от степени их ответственности в обеспечении безотказной работы сооружения по конкретному виду отказа, а также от степени опасности данного отказа. 4.2. Степень опасности отказа определяется затратами, которые учитывают: затраты на ремонт сооружения в случае его отказа; затраты на восстановление других конструкций или сооружений, получивших повреждения в результате отказа рассматриваемого сооружения; затраты, связанные с повреждением оборудования или материалов, находящихся на территории причала; затраты, связанные с простоем транспортных средств; затраты вследствие перерыва в эксплуатации причала либо ограничений из условия эксплуатации. 4.3. Для диагностируемых существующих причальных сооружений и их элементов нормативная надежность определяется исходя из экономических оценок работы сооружения в установленном режиме эксплуатации. 4.4. Нормативная надежность конструктивных элементов и узлов должна быть тем выше, чем выше степень их ответственности и степень опасности отказа. 4.5. Нормативную надежность многоэлементного сооружения или его части, включающей несколько взаимосвязанных элементов, для каждого вида отказа следует определять с учетом нормативных надежности конструктивных элементов и узлов и последовательности их соединения между собой. 4.6. Нормативные значения надежности устанавливаются на основе опыта проектирования причальных сооружений с использованием методов теории надежности и экономических критериев. В качестве ориентировочных могут приниматься следующие значения нормативных надежностей: для бетонных и железобетонных элементов причальных сооружений по отказам, связанным с работой материала по первой и второй группам предельных состояний, соответственно Hn,I = 0,98 + 0,99; Hn,II = 0,90 + 0,95; для элементов причальных сооружений по отказам, связанным с работой грунтов основании по первой и второй группам предельных состояний, соответственно Hn,I = 0,95 + 0,98; Hn,II = 0,85 + 0,90. ПРИЛОЖЕНИЕ
1
|
Элемент j отказа |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
2.4. Вероятности безотказной работы элементовHj (j = 1,2,3,4) определяются формулами:
(3)
(4)
(5)
(6)
2.5. Надежность сооружения определяется по формуле:
(7)
3. ПРИЧАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ ГРАВИТАЦИОННОГО ТИПА С ОБОЛОЧКАМИ БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА
3.1. Элементами сооружения является:
1 - оболочка;
2 - Массив грунта, взаимодействующий с оболочкой.
3.2. Возможные виды отказов следующие:
Для элемента 1:
1. - превышение напряжений в основании оболочки;
2. - скольжение оболочки по подошве;
3. - опрокидывание оболочки вокруг переднего pебpa;
4. - разрушение материала оболочки.
Для элемента 2:
5. - потеря общей устойчивости массива грунта совместно с сооружением.
3.3. Матрица вероятностей безотказной работы приводится в табл. 2.
Таблица 2
Матрица вероятностей безотказной работы
Элемент j отказа |
1 |
2 |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
3.4. Вероятности безотказной работы элементов определяются формулами:
(8)
(9)
Надежность сооружения определяется по формуле:
(10)
4. ПРИЧАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ ЭСТАКАДНОГО ТИПА
4.1. Элементами сооружения являются:
1 - свая;
2 - ростварк;
3 - массив грунта, взаимодействующий со сваей.
4.2. Возможные виды отказов следующие.
Для элемента 1:
1 - потеря несущей способности сваи по грунту на вертикальную нагрузку;
2- то же, на горизонтальную нагрузку;
3 - потеря несущей способности сваи по условию прочности материала.
Для элемента 2:
4- разрушение плиты ростверка.
Для элемента 3:
5 - потеря общей устойчивости.
4.3. Матрица вероятностей безотказной работы приводится
Таблица
отказ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.4.
4.5.
(13)
5.
(16)
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
|
|
|
|
Таблица
|
|
|
0,05 |
Коэффициент
Для
Таблица
Виды грунтов в засыпке |
Относительная плотность D |
Угол внутреннего трения , град |
Модули деформации Е (МПа) коэффициент Пуассона при нагрузке R |
|||||||||
0,2 |
0,4 |
0,6 |
||||||||||
|
|
E |
|
|
E |
|
|
E |
|
|
||
Гравелистный песок, гравийный грунт |
0,25 0,5 0,75 |
32 34 35 |
0,046 |
20 27 55 |
0,075 |
0,25 |
15 22 43 |
0,07 |
0,26 |
12 16 31 |
0,06 |
0,27 |
Крупные пески |
0,25 0,5 0,75 |
32 33 34 |
0,047 |
20 23 47 |
0,1 |
0,28 |
15 20 38 |
0,09 |
0,29 |
12 14 30 |
0,06 |
0,3 |
Средние пески |
0,25 0,5 0,75 |
31 32 33 |
0,049 |
16 20 40 |
0,15 |
0,31 |
12,5 16 35 |
0,12 |
0,32 |
10 12 26 |
0,1 |
0,33 |
Мелкие пески |
0,25 0,5 0,75 |
30 31 32 |
0,067 |
12 16 35 |
0,18 |
0,33 |
10 14 29 |
0,15 |
0,33 |
9 10 24 |
0,12 |
0,34 |
Пылеватые пески |
0,25 0,5 0,75 |
28 29 30 |
0,08 |
10 12 21 |
0,2 |
0,33 |
7,5 10 16,5 |
0,16 |
0,33 |
6 7 12 |
0,15 |
0,34 |
СТ