РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ 7890-93 Краны мостовые однобалочные подвесные. Технические условия.ГОСТ 7890-93 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ КРАНЫ МОСТОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ Минск Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Госстандартом России ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии я сертификации 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г. За принятие проголосовали:
3 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ 7890-84 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 1995-01-01 Настоящий стандарт распространяется на мостовые электрические однобалочные подвесные краны группы режима работы 3К с электрической талью и электрическим механизмом передвижения, управляемые с пола, грузоподъемностью от 1,0 до 10 т (далее - краны электрические), а также на краны мостовые ручные однобалочные подвесные блочно-модульной конструкции, унифицированные с электрическими, с ручным приводом механизма подъема и передвижения (далее - краны ручные), группы режима работы 1К, грузоподъемностью от 1 до 5 т. Краны электрические и ручные должны изготавливаться в климатическом исполнении У, ТУ и t категорий размещения 2 и 3 по ГОСТ 15150 для эксплуатации при температуре от плюс 40 до минус 40°С или от плюс 40 до минус 20°С. Стандарт устанавливает требования к кранам, изготавливаемым для нужд народного хозяйства и экспорта. Стандарт не распространяется на краны, предназначенные для эксплуатации во взрывоопасных и пожароопасных средах, в помещениях с парами кислот и щелочей, концентрации которых вызывают разрушение электрической изоляции, для транспортирования расплавленного и раскаленного металла, ядовитых веществ. Требования настоящего стандарта являются обязательными, кроме пп. 1.6, 1.8, 2.2.2, 2.2.3 и 2.8. 1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ1.1. Электрические краны должны изготавливаться следующих типов: однопролетные и двухпролетные. 1.2. Основные параметры и размеры однопролетных электрических кранов должны соответствовать: грузоподъемностью 1; 2; 3,2; 5 и 8 т указанным на черт. 1 и табл. 1-6; грузоподъемностью 10 т - указанным на черт. 2 и табл. 7. Основные параметры и размеры двухпролетных электрических кранов грузоподъемностью 1, 2; 3,2 и 5 т должны соответствовать указанным на черт. 3 и в табл. 8-12. Основные параметры и размеры ручных кранов должны соответствовать указанным на черт. 4 и в табл. 13 и 14. Размер В, указанный на черт. 1-4 и табл. 1-14, является габаритным размером крана вдоль пути. Электрические краны грузоподъемностью 1; 2; 3,2 и 5 т выпускают высотой подъема 6; 12; 18; 24 и 36 м, грузоподъемностью 8 т - высотой подъема 12, 24 и 36 м, грузоподъемностью 10т - высотой подъема 18, 24 и 36 м. Ручные краны грузоподъемностью 1; 2; 3,2 и 5 т выпускают высотой подъема 3, 6, 9 и 12 м. 1.3. Номинальная скорость передвижения электрических кранов - от 0,32 до 0,53 м/с. Предельные отклонения фактических значений скоростей от номинальных должны быть следующими: от 0,32 до 0,36 м/с - плюс 15 %; св. 0,36 до 0,45 м/с - плюс, минус 10%; св. 0,45 до 0,53 м/с - минус 15 %. 1.4. Значения конструктивной массы и нагрузки на путь электрических кранов грузоподъемностью 1; 2; 3,2 и 5 т и высотой подъема 6 м указаны в табл. 1-5 и 8-12, а для кранов высотой подъема 12, 18, 24 и 36 м указанные значения определяют умножением табличного значения на коэффициенты 1,03; 1,06; 1,09 и 1,15 соответственно. Значения конструктивной массы и нагрузки на путь электрических кранов грузоподъемностью 8 т и высотой подъема 12 м указаны в табл. 6, а для высоты подъема 24 и 36 м указанные значения определяют умножением табличного значения на коэффициенты 1,07 и 1,1 соответственно. Значения конструктивной массы и нагрузки на путь ручных кранов высотой подъема 3 м должны соответствовать табл. 13 и 14, а для кранов высотой подъема 6, 9 и 12 м указанные значения определяют умножением табличного значения на коэффициенты 1,02; 1,04 и 1,06 соответственно. 1.5. Электрические краны должны оснащаться электрическими талями, оборудованными концевыми выключателями высоты подъема, с номинальными значениями скоростей подъема - до 0,2 м/с, передвижения до 0,53 м/с. Предельные отклонения фактических скоростей от номинальных: подъема до 0,17 м/с - плюс, минус 15%; св. 0,17 до 0,2 м/с - минус 15%; передвижения до 0,45 м/с - плюс, минус 10 %; св. 0,45 до 0,53 м/с - минус 15 %. Высота подъема талей - (6); 6,3; (12); 12,5; (18); 20; (24); (30); 32; (36) м (значения величин, указанные в скобках, применять не рекомендуется). У электрических кранов грузоподъемностью 1; 2; 3,2; 5 т: при высоте подъема 24 м размеры l1и l2 увеличиваются на 120 мм; » » » 30 м » l1и l2 » на 240 мм; » » » 36 м » l1и l2 » на 360 мм. При этом масса крана увеличивается в соответствии с увеличением массы тали. При изготовлении кранов с токоподводом тали на жесткой направляющей масса крана увеличивается до 10 % по сравнению с табличными значениями. 1.7. Ручные краны должны быть оборудованы ручными передвижными талями или ручными стационарными талями, снабженными механизмом передвижения и изготовленными по технической документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Черт. 1 Примечание. Черт. 1-4 не определяют конструкцию крана.
Таблица 1 Электрические краны однопролетные грузоподъемностью 1 т и высотой подъема 6 м
Таблица 2 Электрические краны однопролетные грузоподъемностью 2 т и высотой подъема 6 м*
Таблица 3 Электрические краны однопролетные грузоподъемностью 3,2 т и высотой подъема 6 м
Таблица 4 Электрические краны однопролетные грузоподъемностью 3,2 т и высотой подъема 6 м, блочно-модульной конструкции
Таблица 5 Электрические краны однопролетные грузоподъемностью 5 т и высотой подъема 6 м
Таблица 6 Электрические краны однопролетные грузоподъемностью 8 т и высотой подъема 12 м
Черт. 2 Таблица 7 Электрические краны однопролетные грузоподъемностью 10 т
Черт. 3
Таблица 8 Электрические краны двухпролетные грузоподъемностью 1 т и высотой подъема 6 м
Таблица 9 Электрические краны двухпролетные грузоподъемностью 2 т и высотой подъема 6 м
Таблица 10 Электрические краны двухпролетные грузоподъемностью 3,2 т и высотой подъема 6 м
Таблица 11 Электрические краны двухпролетные грузоподъемностью 3,2 т и высотой подъема 6 м, блочно-модульной конструкции
Таблица 12 Электрические краны двухпролетные грузоподъемностью 6 т и высотой подъема 6 м
Черт. 4
Таблица 13 Краны ручные грузоподъемностью 1 и 2 т и высотой подъема 3 м, блочно-модульной конструкции
Таблица 14 Краны ручные грузоподъемностью 3,2 и 5 т и высотой подъема 3 м, блочно-модульной конструкции
Пример условного обозначения однопролетного электрического крана грузоподъемностью 2 т, длиной 12 м, пролетом 9 м, высотой подъема 18 м, напряжением трехфазного тока 220 В, исполнения У, для категории размещения 3: Кран электрический подвесной однопролетный: 2-12-9-18-220-УЗ ГОСТ 7890-93 То же, блочно-модульной конструкции грузоподъемностью 3,2 м длиной 12 м, пролетом 9 м, высотой подъема 18 м, напряжением трехфазного тока 220 В, исполнения У для категории размещения 3: Кран электрический подвесной однопролетный блочно-модульной конструкции 3,2-12-9-18-220 УЗ БМК ГОСТ 7890-93 Пример условного обозначения двухпролетного электрического крана грузоподъемностью 5 т, длиной 22,8 м, пролетами 10,5+10,5 м, высотой подъема 12 м, напряжением трехфазного тока 380 В, исполнения Т, категории размещения 2: Кран электрический подвесной двухпролетный 5-22,8-(10,5+10,5)-12-380-Т2 ГОСТ 7890-93 Пример условного обозначения ручного подвесного крана грузоподъемностью 3,2 т, длиной 10,8 м, пролетом 9 м, высотой подъема 3 м, исполнения У, категории размещения 2: Кран ручной подвесной 3,2-10,8-9-3-У2 ГОСТ 7890-93 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1.1. Краны должны изготавливаться по нормативно-технической документации и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями настоящего стандарта, «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССР, «Правилами устройства электроустановок», утвержденными Министерством энергетики и электрификации СССР. Краны, предназначенные для экспорта, должны соответствовать условиям контракта между изготовителем и иностранным заказчиком, а для районов с тропическим климатом - ГОСТ 15151. Комплектующие изделия должны быть изготовлены в том же климатическом исполнении, в каком изготавливается кран, если иное не указано в контракте. 2.1.2. Краны электрические должны работать на трехфазном токе напряжением 220, 240, 380, 400, 415 В частотой 50 Гц. Допускается работа электрических кранов на трехфазном токе напряжением 220, 380, 400, 440 В частотой 60 Гц. 2.2. Требования к конструкции крана 2.2.4. Механизмы и металлоконструкции кранов должны состоять из транспортабельных узлов, обеспечивающих их сборку на месте монтажа. 2.2.5. Токоподвод к электрическим кранам и электрическим талям должен осуществляться с помощью токоприемников или гибкого кабеля. 2.2.6. Суммарное тяговое усилие на цепи механизма передвижения ручного крана должно быть для кранов грузоподъемностью 1т - не более 100 Н, грузоподъемностью 2т - не более 120 Н, грузоподъемностью 3,2 т - не более 150 Н, грузоподъемностью 5т - не более 190 Н. 2.2.7. По согласованию с заказчиком пролетная балка крана может быть изготовлена из двух частей с последующей их сваркой встык на месте монтажа. При этом общее количество стыков должно соответствовать п. 2.4.4 настоящего стандарта. Подготовка поверхностей и разделка кромок для сварных швов должна выполняться изготовителем, а сварные швы с последующей зачисткой должны выполняться по документации изготовителя крана в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Контроль качества сварных швов следует проводить радиографическим методом в соответствии с ОСТ 24.090.63. Кривизна пролетной балки после сварки и последующей правки должна удовлетворять требованиям п. 2.4.2 настоящего стандарта. 2.3. Требования к материалам 2.3.1. Несущие элементы металлоконструкций кранов должны быть изготовлены из сталей с механическими свойствами, в том числе и ударной вязкостью, химическим составом, свариваемостью, обеспечивающими работоспособность кранов в диапазонах, указанных настоящим стандартом. 2.3.2. Материалы для изготовления кранов в тропическом исполнении должны соответствовать требованиям ГОСТ 15151. 2.4. Требования к сборочным единицам 2.4.2. Кривизна заготовок двутавров, швеллеров и уголков не должна превышать 2 мм на 1000 мм. Кривизна пролетной балки крана после правки не должна превышать L мм в горизонтальной плоскости, где L - полная длина балки, мм. 2.4.3. Прокат, предназначенный для изготовления кранов, должен быть очищен от коррозии, грязи и выправлен. Не допускается употребление проката с трещинами, закатами, расслоениями, шлаковыми включениями и другими дефектами. На рабочей поверхности нижней полки двутавра пролетной балки допускаются забоины и вмятины глубиной не более 1 мм. Уступы должны быть сняты с уклоном 1:50. 2.4.6. В отливках из чугуна не допускаются: на обрабатываемых поверхностях: отбел, трещины и спаи, превышающие по глубине припуск на механическую обработку; на необрабатываемых поверхностях: отбел более 10 % толщины стенки. 2.4.7. Пороки в стальных отливках, влияющие на прочность, подлежат исправлению заваркой, если глубина вырубки для их удаления не превышает 50 % толщины стенки. Вырубка должна быть до чистого металла по всей поверхности заварки. После заварки дефектов, влияющих на прочность, отливки должны быть подвергнуты термической обработке для снятия напряжений от сварки. 2.4.8. Раковины и трещины на валах и осях не допускаются. 2.4.9. Параметр шероховатости посадочных поверхностей отверстий ходовых и зубчатых колес, посадочных мест валов должен быть Ra £ 2,5 мкм по ГОСТ 2789. 2.5. Требования к сварным соединениям 2.5.1. При изготовлении кранов следует применять все промышленные способы сварки при условии обеспечения свойств сварных соединений в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и нормативно-технической документации на сварку. 2.5.2. Типы и конструктивные элементы швов сварных соединений должны соответствовать ГОСТ 5264, ГОСТ 8713, ГОСТ 11533, ГОСТ 11534, ГОСТ 14771, ГОСТ 14776, ГОСТ 15878, ГОСТ 15164. 2.5.3. При контроле качества сварных соединений внешним осмотром и измерениями не допускаются: трещины всех размеров и направлений; местные наплывы общей длиной более 100 мм на участке шва 1000 мм; подрезы глубиной 0,5 мм на металле толщиной до 20 мм, но не более 3 % толщины металла; поры диаметром более 1 мм при толщине металла до 20 мм и более 1,5 мм - при толщине металла свыше 20 мм в количестве более 4 шт. на длине шва 100 мм с расстоянием между смежными дефектами менее 50 мм; незаваренные кратеры; прожоги и свищи; поры, расположенные в виде сплошной сетки. трещины, непровары, поры и шлаковые включения размером более 2 мм в количестве 4 шт. на длине шва 300 мм с расстоянием между дефектами менее 10 мм; поры и шлаковые включения, расположенные вдоль шва цепочкой или сплошной линией суммарной длиной 60 мм на длине шва 300 мм; поры и шлаковые включения размером менее 2,0 мм в количестве более 4 шт. на длине шва 300 мм, если суммарная площадь их больше площади 4 пор размером 2,0 мм; скопление пор и шлаковых включений более 5 шт. на 1 см2 площади шва. Выявленные дефекты подлежат исправлению с повторной заваркой. 2.6. Требования к покрытиям 2.6.1. Подготовка металлических поверхностей к окраске должна соответствовать ГОСТ 9.402. Металлоконструкция крана и механизмы передвижения должны быть загрунтованы и окрашены эмалью в следующие цвета: металлоконструкция - в серый; механизм передвижения, приводные и холостые тележки - в желтый; масленки, сливные пробки и внутренние поверхности редукторов - в красный. Внешний вид поверхности покрытия должен соответствовать VI классу ГОСТ 9.032. По согласованию изготовителя с заказчиком допускается изготовлять краны с загрунтованными металлоконструкциями. Краны, за исключением случаев, указанных в контракте, должны быть окрашены: эмалью ХВ-124 по ГОСТ 10144-для стран с умеренным климатом; эмалью ХВ-110 по ГОСТ 18374 для стран с тропическим климатом или другими эмалями, обеспечивающими требуемое качество окраски. Цвета окраски - по ГОСТ 12.4.026 и в соответствии с контрактом между изготовителем и иностранным заказчиком. Класс покрытия - V по ГОСТ 9.032. Для кранов, изготовляемых для экспорта в страны с умеренным климатом, крепежные детали должны быть подвергнуты цинкованию толщиной слоя от 9 до 12 мкм на детали и от 6 до 9 мкм на резьбе по ГОСТ 9.306 с последующим пассивированием. 2.7. Требования к электрооборудованию 2.7.2. Электрические краны должны изготавливаться со степенью защиты электрооборудования не ниже IP20 по ГОСТ 14254. По требованию заказчика электрические краны могут изготавливаться со степенью защиты электрооборудования не ниже IP44 по ГОСТ 14254. 2.7.3. Электрическая аппаратура со степенью защиты ниже IP20 по ГОСТ 14254 должна устанавливаться в шкафу. 2.7.4. Окончательный монтаж электрооборудования на электрическом кране должен производиться у потребителя. 2.8.1. Средний срок службы кранов - не менее 20 лет; наработка на отказ - не менее 3000 циклов. Удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний и текущих ремонтов должна соответствовать указанным в табл. 15. Значения наработки на отказ определяют по следующим критериям: выход из строя (вследствие разрушения, наступления предельно допустимого износа, появления трещин, заклинивания и т.п.) любого из элементов кинематической цепи механизмов крана; возникновения опасных для дальнейшей эксплуатации трещин в элементах металлической конструкции крана; выход из строя электродвигателей, аппаратуры управления и устройств токоподвода. При определении наработки на отказ не подлежат учету отказы, вызванные мелкими неисправностями (срабатывание аппаратов электрозащиты, выход канатов из ручьев блоков, перегорание электрических ламп и т.п.), устранение которых производится силами обслуживающего персонала за время не более 30 мин, а также отказы, устраняемые при плановом техническом обслуживании крана, явившиеся следствием скрытых дефектов комплектующего оборудования. Таблица 15
2.9. Требования безопасности 2.9.1. Конструкция и компоновка элементов и механизмов крана должны обеспечивать безопасность при его эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и ГОСТ 12.2.003. 2.9.2. Электрический кран должен быть оборудован следующими предохранительными устройствами: ограничителем высоты подъема груза, буферами и тупиковыми упорами, ограничивающими передвижение электрической тали, буферами, ограничивающими передвижение электрического крана, концевыми выключателями механизма передвижения крана. 2.9.3. Электрооборудование и металлоконструкция электрического крана должны иметь защитное заземление по ГОСТ 12.1.030. 2.9.4. Корпус крюковой подвески должен иметь предупреждающую окраску по ГОСТ 12.2.058. 2.9.5. Краны должны быть снабжены тупиковыми упорами крайних положений тали. 2.10. Комплектность 2.10.1. Комплектность электрического крана грузоподъемностью от 1 до 8 т указана в табл. 16. Таблица 16
2.10.2. В комплект электрического крана грузоподъемностью 10 т должны входить: мост в сборе - 1 шт.; таль электрическая - 1 шт.; электрооборудование (комплектно) - 1 комплект. 2.10.3. При подводе питания к электрическому крану посредством гибкого кабеля токоприемники в комплект крана не входят. 2.10.4. К каждому электрическому крану должны быть приложены: паспорт; комплектовочная ведомость; паспорт тали; руководство по монтажу и эксплуатации - по ГОСТ 2.601. 2.10.5. К каждому электрическому крану в экспортном исполнении должны быть приложены: паспорт; паспорт тали; инструкция по монтажу и эксплуатации электрического крана; инструкция по ремонту; каталог запасных частей; товаросопроводительная документация; комплектовочная ведомость; упаковочный лист; отгрузочная спецификация; сертификат о качестве. 2.10.6. Для кранов, изготовляемых для экспорта, техническая и товаросопроводительная документация составляется на языке и в количестве, указанном в контракте между изготовителем и иностранным заказчиком. 2.10.7. Для электрических кранов, изготовляемых для экспорта, комплект запасных частей - в соответствии с ведомостью ЗИП, если другое не указано в контракте между изготовителем и иностранным заказчиком. 2.10.8. В комплект ручного крана должны входить: балка пролетная - 1 шт.; таль ручная - 1 шт.; балка концевая - 2 шт.; раскосы (кроме кранов с пролетами 3,0 и 4,5 м) - 1 комплект. 2.10.9. К каждому ручному крану должны быть приложены: паспорт; товаросопроводительная документация; паспорт тали; чертежи общего вида, руководство по эксплуатации. 2.11. Маркировка 2.11.1. На каждом электрическом кране должна быть установлена табличка по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971, на которой указывают: наименование или товарный знак изготовителя; дату выпуска электрического крана; порядковый номер по системе нумерации изготовителя; условное обозначение электрического крана. На каждом электрическом кране, изготовляемом для экспорта, должна быть прикреплена табличка, содержащая: товарный знак изготовителя при условии его регистрации страной, в которую экспортируется электрический кран; наименование электрического крана; исполнение; грузоподъемность, т; высоту подъема, м; режим работы; напряжение сети, В; частоту тока, Гц; массу электрического крана, т; порядковый номер электрического крана по системе нумерации изготовителя; год выпуска. Надписи выполняются на русском языке или на языке, указанном в контракте между изготовителем и иностранным заказчиком. На каждом ручном кране должна быть установлена табличка по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971, на которой указывают: наименование или товарный знак изготовителя; наименование изделия; грузоподъемность; дату выпуска; порядковый номер по системе нумерации изготовителя. На каждом ручном кране, изготовляемом для экспорта, должна быть прикреплена табличка, содержащая: товарный знак изготовителя, при условии его регистрации страной, в которую экспортируется ручной кран; наименование ручного крана; исполнение; грузоподъемность, т; высоту подъема, м; режим работы; массу ручного крана, т; порядковый номер ручного крана по системе нумерации изготовителя; год выпуска. Надписи выполняются на русском языке или на языке, указанном в контракте между изготовителем и иностранным заказчиком. 2.11.2. Маркировка грузовых мест - по ГОСТ 14192, а для кранов в экспортном исполнении - с учетом требований контракта между изготовителем и иностранным заказчиком. 2.12. Упаковка 2.12.1. Консервация деталей и сборочных единиц крана - по ГОСТ 9.014. Срок консервации крана - 3 года, запасных частей - 5 лет. 2.12.2. Металлоконструкции кранов транспортируются неупакованными, при этом они должны быть закреплены от смещения при транспортировании. 2.12.3. Упаковка и транспортирование электрических талей - по ГОСТ 22584. 2.12.4. Остальные детали, сборочные единицы и эксплуатационная документация должны быть вложены в дощатые ящики по ГОСТ 2991 или ГОСТ 10198 либо в другую тару, которая обеспечивает сохранность деталей, сборочных единиц и эксплуатационной документации при транспортировании и хранении. Документация должна быть вложена в пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354. В экспортном исполнении упаковке в ящики подлежат электрические тали, магнитный пускатель, кнопочный пост управления, провода, кабель, запасные части, другие комплектующие изделия и товаросопроводительная документация. Тара для упаковывания для экспорта должна быть изготовлена по ГОСТ 24634, а также удовлетворять требованиям контракта между изготовителем и иностранным заказчиком. В тару для упаковывания деталей, сборочных единиц и эксплуатационной документации вкладываются мешочки с силикагелем марки КСМ по ГОСТ 3956, влажность которого должна быть не более 2%, и в количестве, предусмотренном нормативно-технической документацией на краны. 3. ПРИЕМКА3.1. Для проверки соответствия крана требованиям настоящего стандарта изготовитель должен проводить приемосдаточные и периодические испытания. 3.2. Приемосдаточным испытаниям подвергают все сборочные единицы металлоконструкций и механизмов, электрооборудование крана и проверяют на соответствие требованиям пп. 2.4-2.7 настоящего стандарта, в том числе правильность применения материалов (п. 2.3.3) и комплектующих изделий (пп. 2.4.1, 2.7.2, 2.7.3), качество сварных соединений (пп. 2.5.3, 2.5.4), качество покрытий (пп. 2.6.1, 2.6.2) и работу всех механизмов вхолостую. 3.3. Приемосдаточные испытания кранов, изготовляемых в тропическом исполнении, должны проводиться с учетом требований ГОСТ 15151, а для кранов, изготовляемых для экспорта, по программе, согласованной изготовителем с иностранным заказчиком или в соответствии с условиями контракта. 3.4. Периодическим испытаниям подвергают до 2 % годового выпуска кранов, но не менее одного крана каждой грузоподъемности один раз в три года по программе, согласованной и утвержденной в установленном порядке. Периодические испытания проводят на соответствие кранов всем требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации. 3.5. При периодических испытаниях проводится: контрольная сборка крана; техническое освидетельствование в объеме, предусмотренном «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»; обкатка крана без нагрузки; испытание крана под нагрузкой по программе и методике периодических испытаний. 4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ4.1. Проверку требований пп. 2.2.1-2.2.7, 2.4.5-2.4.9, 2.6.3-2.6.4, 2.7.1-2.7.3 и 2.11.1 проводят внешним осмотром и измерениями. 4.2. Соответствие материалов (п. 2.3.3) требованиям действующих стандартов подтверждается сертификатами, комплектующих изделий - паспортами на них. В случае отсутствия сертификата качество металла должно быть проверено лабораторией изготовителя крана. 4.3. Предельные отклонения формы и размеров (пп. 2.4.2-2.4.4) проверяют универсальными и специальными средствами измерений. 4.4. Шероховатость поверхности (п. 2.4.9) проверяют сравнением с образцами шероховатости по ГОСТ 9378. 4.5. Качество швов сварных соединений контролируют внешним осмотром и измерениями (п. 2.5.3), а также радиографическим методом (пп. 2.2.7, 2.5.4) по ГОСТ 7512 и ОСТ 24.090.63. Радиографическому контролю подвергают не менее 25 % длины каждого сварного шва контролируемого соединения. Места сварных швов, подвергающихся радиографическому контролю, устанавливает отдел технического контроля изготовителя. 4.6. Контроль качества металлических поверхностей (п. 2.6.1), подготовленных к окраске, - по ГОСТ 9.402. 4.7. Качество лакокрасочных покрытий (п. 2.6.1) проверяют внешним осмотром и сравнением с эталонами, утвержденными в установленном порядке. 4.8. Испытания лакокрасочных покрытий поверхностей металлоконструкций кранов, предназначенных для экспорта в районы с тропическим климатом (п. 2.6.2), - по ГОСТ 9.401. 4.9. Приводные тележки механизма передвижения электрического крана испытывают обкаткой не менее 5 мин в каждую сторону электродвигателем тележки под нагрузкой, равной половине его номинальной электрической мощности. Приводные тележки ручного крана проверяют вращением не менее 10 оборотов в каждую сторону с окружным усилием не более 10 Н. Для кранов, изготовляемых для экспорта, приводные тележки механизма передвижения крана испытывают обкаткой в обе стороны не менее 20 мин в каждую сторону. Нагрузка электродвигателя тележки при обкатке должна быть равна половине его номинальной электрической мощности. 4.10. Показатели надежности (п. 2.8.1) контролируют в условиях эксплуатации по методикам, утвержденным в установленном порядке, при обеспечении учета продолжительности работы крана, трудоемкости ремонта и обслуживания. Методы учета, сбора и обработки данных по надежности должны соответствовать требованиям РД 50-690 и отраслевых нормативных документов. 5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ5.1. Транспортирование крановых металлоконструкций допускается в открытых транспортных средствах по группе условий хранения ОЖ1 ГОСТ 15150, сборочных единиц, комплектующих изделий и оборудования, упакованного в транспортные ящики, - по группе ОЖ2 ГОСТ 15150. 5.2. Хранение деталей и сборочных единиц - по группе условий хранения Ж1 ГОСТ 15150. 5.3. Для кранов, изготовляемых для экспорта, условия хранения и транспортирования - по ГОСТ 15150: для кранов, предназначенных для стран с умеренным климатом, группа условий Ж1, для стран с тропическим климатом - ОЖ1. 6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИМонтаж и эксплуатация крана должны осуществляться в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССР, «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ-86)», утвержденными Министерством энергетики и электрификации СССР. 7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ7.1. Изготовитель гарантирует соответствие кранов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования, хранения и монтажа, установленных стандартом. 7.2. Гарантийный срок эксплуатации - 18 мес со дня ввода в эксплуатацию для электрических кранов и 24 мес - для ручных кранов. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
|