РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов
Произвольная ссылка:
1.01.01.74 Типовая технологическая карта на земляные работы. Комплексно-механизированный технологический процесс возведения дамбы в зимних условиях высотой 10, 20 и 30 м при укладке смешанного грунта (разрыхленного скального и IIм групп) в тело дамбы.
ТИПОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ
РАЗДЕЛ
01
ТИПОВАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
1.01.01.74
КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВОЗВЕДЕНИЯ ДАМБЫ
В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ ВЫСОТОЙ 10, 20 и 30 м ПРИ УКЛАДКЕ
СМЕШАННОГО ГРУНТА (РАЗРЫХЛЕННОГО СКАЛЬНОГО
И IIм ГРУПП) В ТЕЛО ДАМБЫ
1.1. Типовая технологическая карта
комплексно-механизированного технологического процесса составлена для
производства работ по устройству земляной насыпи при строительстве ограждающей
дамбы внеплощадочного золоудаления с высотой насыпи 20 м. Карта может быть
использована при строительстве ограждающей дамбы высотой 10 и 30 м.
1.2. За основу карты приняты чертежи
рабочего проекта (шифр 441.РЧ-4), разработанного институтом Союзводоканалпроект
(В.С.О., г. Красноярск).
1.3. Строительство ведется в 5-й
температурной зоне во вторую треть зимы. Работы выполняются в три смены.
1.4. Для отсыпки дамбы используют следующие
грунты: IV группы - дресвяный; II группы - галечниковый. Глубина промерзания -
1 м.
1.5. В качестве конечного измерителя
принято 1000 м3 грунта, отсыпанного в дамбу.
1.6. Грунты для отсыпки дамбы
разрабатываются в карьерах, расположенных на расстоянии 1,5 км.
1.7. Объемы отсыпки грунта в дамбу, м3:
дресвяного
при высоте дамбы10
м - 110400;
-²-20
м - 394800;
-²-30
м - 863600;
галечникового
при высоте дамбы10 м - 19200;
-²-20
м - 68800;
-²-30
м - 144750.
1.8. Привязка ТТК к местным условиям
строительства заключается в уточнении объемов работ, калькуляции затрат труда и
заработной платы, графика производства работ.
1.9. Варианты комплексов средств
механизации приведены в табл. 1.
2.1. К началу работ по возведению дамбы
необходимо иметь:
разрешение на право производства земляных
работ;
проект производства работ.
2.2. Основание под насыпь и поверхность
карьера должны быть подготовлены в теплое время года.
Предварительная
подготовка включает:
срезку
и перемещение растительного слоя грунта в отвал для использования его в
дальнейшем при благоустройстве площадок;
рыхление
на глубину 30 - 35 см для предохранения грунта от промерзания.
Рыхление
производят с одновременным боронованием грунта с помощью бороны, закрепленной
на бульдозере-рыхлителе.
2.3. В зимнее время для предохранения
грунта от промерзания рекомендуется накапливать снежный покров с помощью
снегозадержания. Для снегозадержания устраивают валы из снега, располагая их
перпендикулярно господствующему ветру.
2.4. Настоящий комплексно-механизированный
технологический процесс состоит из подготовительных, основных и отделочных
операций.
К
подготовительным операциям относятся:
предварительная
разбивка осей и контура дамбы с установкой разбивочных знаков и реперов;
очистка
площади дамбы и карьера от снега;
устройство
временного освещения;
окончательные
разбивочные работы.
К
основным операциям относятся:
послойное
рыхление мерзлого слоя грунта с транспортированием его в отвал;
разработка
грунта в карьере и отсыпка тела дамбы.
К
отделочным операциям относится:
крепление
откосов дамбы растительным грунтом с посевом трав.
2.5. Основными условиями отсыпки тела дамбы
в зимних условиях являются:
разработка
дресвяного грунта в карьере, его транспортировкак месту укладки,
разравнивание и уплотнение до проектной плотности должны быть выполнены до
начала смерзания грунта;
галечниковый
грунт укладывается и уплотняется так же, как в летнее время;
влажность
грунта, укладываемого в дамбу, не должна превышать влажности 0,9 на границе
раскатывания;
работа
должна производиться на суженном фронте круглосуточно, в три смены, с
максимальной механизацией всех работ для уменьшения потерь тепла грунтом.
2.6. В зависимости от выбранного варианта
разработка грунта в карьере производится экскаватором или скрепером,
транспортирование - автомобилями-самосвалами или скрепером, трамбование грунта
- грунтоуплотняющим механизмом.
2.7. Отсыпка грунта в тело дамбы
производится послойно, толщина слоя зависит от толщины слоя, уплотняемого
грунтоуплотняющим механизмом.
2.8. Возведение дамбы предусматривается в
две очереди:
I очередь - отсыпка составляющей части дамбы
из галечникового грунта;
II очередь - отсыпка составляющий части
дамбы из дресвяного грунта.
2.9. При ведении работ дамба в плане
разбивается на карты, карты по ширине - на участки. Укладка грунта в отсыпаемом
слое дамбыпроизводится
последовательно по картам, в карте - по участкам от краев карты к середине.
2.10. Количество механизмов, одновременно
работающих на участках отсыпаемой карты, рассчитана, исходя из
производительности грунтоуплотняющего механизма, а также из условия обеспечения
непрерывности технологического процесса.
2.11. I очередь отсыпки тела дамбы.
Насыпь
из галечникового грунта принимается за карту № 1, равную по длине протяженности
дамбы. При ведении работ карта по длине разбирается на участки шириной 6 м, на
которых последовательно производят отсыпку, разравнивание и уплотнение грунта.
2.12. II очередь отсыпки тела дамбы.
Насыпь
из дресвяного грунта по длине разбивается на карты; карты - на участки шириной
6,5 м. Зависимость длины карты при заданной ширине участков от температуры
наружного воздуха и от производительности грунтоуплотняющего механизма с учетом
времени начала смерзания грунта (время цикла) дана в табл. 2.
2.13. Технология производства основных
работ (вариант I).
Грунт разрабатывается в карьере экскаватором ЭО-5122А с оборудованием обратная
лопата с ковшом вместимостью 1,6 м3.
Разработанный
в карьере грунт транспортируется в дамбу автомобилями-самосвалами и
разгружается в шахматном порядке по площади отсыпаемого участка.
Длина
карты при ширине отсыпаемого участка 6,5 м, м
Трамбовочная
установка УМТС-2
0,5
-20
40
120
240
37
0,5
-10
60
180
360
53
0,5
-5
90
270
540
83
Трамбовочная
машинаДУ-12Б
0,6
-20
40
120
200
30
0,6
-10
60
180
300
50
0,6
-5
90
270
450
69
Вибрационный
самоходный каток ДУ-47А
0,35
-20
40
100
285
51
0,35
-10
60
150
428
77
0,35
-5
90
225
628
115
Движение автомобилей-самосвалов
осуществляется по тупиковой схеме. Автомобили-самосвалы начинают отсыпку с
дальнего конца участка и постепенно перемещаются к началу со стороны движения
грузопотока. Перед местом отсыпки грунта автомобили-самосвалы разворачиваются и
задним ходом подаются на разгрузку. Фронт отсыпки перемещается противоположно
движению груженых автомобилей-самосвалов.
Грунт
разравнивается и планируется до необходимых отметок при продольных проходках
бульдозера марки ДЗ-109Б. Разравнивание выполняется от краев насыпи к середине.
Уплотнение
грунта осуществляется трамбовочной установкой УМТС-2. Это навесное
оборудование, состоящее из пяти дизель-трамбовок, смонтированных на тракторе
Т-100М. Уплотнение производят последовательными ходами не ближе 0,5 м от бровки
откоса с перекрытием каждого прохода на 0,1 - 0,2 м.
Рабочую
скорость машины назначают в зависимости от вида и влажности грунта, а также от
толщины уплотняющего слоя.
2.14. Технология производства основных
работ (вариант 2).
Грунт
разрабатывается в карьере экскаватором ЭО-5123ХЛ с оборудованием прямая лопата
с ковшом вместимостью 1,6 м3.
Разработанный
грунт транспортируется автомобилями-самосвалами, разгружается по площади
отсыпаемого участка в шахматном порядке.Движение
автомобилей-самосвалов осуществляется по тупиковой схеме.
Грунт
на участке разравнивается и планируется бульдозером ДЗ-54С.
Уплотняется
грунт трамбовочной машиной ДУ-12Б - навесным оборудованием, состоящим из двух
трамбующих плит, на базе гусеничного трактора Т-100МЗ. Уплотнение
осуществляется поочередными ударами плит при свободном падении их на грунт.
Каждый
следующий удар трамбующих плит должен перекрывать след предыдущего на 0,1 - 0,2
м.
2.15. Технология производства основных
работ (вариант III).
Ковш
скрепера загружают в процессе движения машины. Разгрузка в насыпи производится
при движении скрепера по прямой линии, параллельной оси насыпи.
Каждый
слой отсыпают в насыпь от бровок к оси продольными полосами.
Для
окончательной планировки отсыпаемых участков используется бульдозер ДЗ-109Б.
Уплотнение
грунта производится самоходным вибрационным катком ДУ-47А при движении катка
круговыми проходками от края насыпи к середине. Первый и второй ход катка
выполняют на расстоянии 1,5 - 2,0 мот бровки насыпи, затем
смещая ходы на 1/3 - 1/4 ширины катка в сторону бровки, уплотняют края насыпи.
2.16. При послойной отсыпке грунта в дамбе
к отсыпке последующего слоя разрешается приступать только после отсыпки и
уплотнения нижележащего слоя.
При
сопряжении вновь отсыпаемой карты с ранее отсыпанной грунт с поверхности
сопряжения срезается бульдозером по откосу не круче 1:4 и укладывается на вновь
отсыпаемую карту.
После
отсыпки 4 - 5-ти слоев по всему телу дамбы бульдозером срезается бахрома с
откосов отсыпанных слоев и перемещается в вышележащий слой.
Для
обеспечения равномерности уплотнения грунта его следует отсыпать и разравнивать
слоями одинаковой толщины, укладывать и уплотнять в талом состоянии.
2.17. Дополнительное увлажнение водой
недоувлажненных грунтовв
карьере и на месте их укладки при отрицательной температуре не допускается.
2.18. Допускается укладывать талый грунт с
добавлением мерзлого грунта в виде комков в количестве не более 10 - 15 % от
общего объема грунта в слое. Комки мерзлого грунта должны распределяться
равномерно по площади отсыпаемого участка. Скопление комков мерзлогогрунта
в отдельных местах в виде гнезд не допускается. Размер оставляемых в насыпи
мерзлых комков не должен превышать 1/2 толщины слоя в уплотненном состоянии.
Более крупные куски дробят или выбрасывают.
Запрещается
укладывать в сооружение комки мерзлого грунта с прослойками льда.
2.19. Во время снегопада грунт не
укладывают. После прекращения снегопада снег и наледь перед укладкой следующего
слоя грунта удаляют бульдозером.
2.20. Допускается производить отсыпку и
уплотнение очередного слоя из связного грунта на промороженный слой без
удаления промерзшего слоя грунта, если он был уплотнен в талом состоянии, а
влажность его не превышала влажности на границе раскатывания.
2.21. При ведении работ требуется соблюдать
требования СНиП
3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».
2.22. Схемы производства работ приведены на
листах 7 - 11.
2.23. Графики производства работ на 1000 м3
грунта приведены на листах 31 - 33.
2.24. Калькуляции затрат труда и заработной
платы приведены на листах 13 - 30.
Расчеты
в калькуляциях выполнены для Свердловской области, находящейся в 5-й
температурной зоне.
2.25. Коэффициенты к нормам времени и
расценкам, применяемые при разработке немерзлых грунтов в зимнее время, не
учтены.
При
привязке типовой технологической карты к местным условиям производится пересчет
калькуляции. При этом учитываются усредненные коэффициенты на зимнее удорожание
соответствующих видов работ в зависимости от вида строительства и температурной
зоны (ЕНиР, общая часть, приложение 3).
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПРИ ОТСЫПКЕ ДАМБЫ
общее
направление работ;1 - II
очередь отсыпки;3 - растительный грунт слоем0,2 м с посевом трав;
направление
отсыпки грунта в карте2 -
дресвяной грунт;4 - I очередь
отсыпки;5
- галечниковый грунт
Примечание. Разбивка на карты произведена
для первого варианта комплекса средств механизации при ведении работ при
температуре наружного воздуха минус 5 °С.
СХЕМА
ОТСЫПКИ ДАМБЫ. ВАРИАНТ I
1 - автомобиль-самосвал КамАЗ-55102;
2 - бульдозер ДЗ-109Б;
3 - трамбовочная установка УМГС-2;
4 - I очередь отсыпки, слой толщиной 500 мм;
5 - II очередь отсыпки, слой толщиной 600 мм
Условные
обозначения
I, II, III - слои отсыпки грунта в карте
общее направление работ;
направление движения механизмов;
холостой
ход бульдозера;
направление
отсыпки грунта в карте
СХЕМА ОТСЫПКИ ДАМБЫ. ВАРИАНТ II
1 -
автомобиль-самосвал КамАЗ-55102;
2 -
бульдозер ДЗ-54С;
3 -
трамбовочная машина ДУ-126;
4 - I очередь отсыпки, слой толщиной 700 мм;
5 - II очередь отсыпки, слой толщиной 600
мм
Условные
обозначения
I, II, III... - слои
отсыпки грунта, в карте;
общее направление работ;
холостой ход бульдозера;
направление движения механизмов;
направление
отсыпки грунта в карте
СХЕМА ОТСЫПКИ ДАМБЫ. ВАРИАНТ III
1 - скрепер ДЗ-11П;
2 - бульдозер ДЗ-109Б;
3 - вибрационный самоходный каток ДУ-47А;
4 - I очередь отсыпки, слой толщиной 400 мм;
5 - II очередь отсыпки, слой толщиной 350 мм
Условные
обозначения
I, II, III - слои отсылки грунта в карте;
общее направление
работ;
направление движения механизмов;
холостой ход бульдозера;
направление отсыпки
грунта в карте
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПРИ ОТСЫПКЕ
ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ДАМБЫ
направление отсыпки грунта; направление движения механизмов;
Примечание. Разбивка верхних слоев дамбы
на карты произведена для первого варианта комплекса средств механизации при
ведении работ при температуре наружного воздуха минус 5 °С.
Систематические
контрольные наблюдения в процессе производства земляных работ ведут
строительная организация и представители технического надзора заказчика.
Непосредственный
контроль за плотностью и влажностью грунта, уложенного в дамбу, возлагается на
полевую грунтовую лабораторию.
В результате наблюдении устанавливают
соответствие проводимых работ проектной документации и соблюдение требовании
технических условий, а также действующих нормативных документов.
Промежуточной
приемке с составлением актов на скрытые работы подлежит основание дамбы.
При
приемке сооружения дамбы проверяют:
качество
использованных грунтов;
крутизну
откосов;
степень
уплотнения грунта;
наличие
актов на скрытые работы.
Насыпи,
отсыпаемые зимой, подлежат приемке перед возобновлением работ после длительного
перерыва.
Возобновление
работ допускается только на основании утвержденного акта.
Технические
критерии и средства контроля операций приведены в табл. 3.
6.1. Формирование комплекса машин и
механизмов произведено в соответствии с указаниями «Методических рекомендаций
по построению комплексно-механизированных процессов производства земляных
работ» (ЦНИИОМТП Госстроя СССР, Москва, 1982 г.).
6.2. Потребность в механизмах, машинах,
инструменте приведена в табл. 16.
применять
для сцепки предохранительный шкворень большей прочности, чем установлено
расчетом;
разгружать
скрепер, подавая его под откос;
работать
на тракторе без крыльев над гусеницами.
7.2. Во время работы бульдозера
запрещается: находиться над поднятым отвалом, удерживаемым только стальным
канатом или гидравлическим приводом; выдвигать отвал за края насыпи при сбросе
грунта под откос поперечными ходами.
При
движении бульдозера вдоль откоса и насыпи его ходовая часть не должна выходить
за их края.
7.3. При производстве любых работ уклоны на
подъемах и спусках, а также крены в поперечном направлении не должны превышать
предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по
эксплуатации.
7.4. Перед началом работ с применением
автогрейдера необходимо тщательно проверить состояние стальных канатов и цепей,
всехшпоночных
болтовых и клиновых соединений ответственных частей машины.
При
планировке насыпи запрещается подъезжать к бровке ближе чем на 1 м.
7.5. Во время работы экскаватора
запрещается:
находиться
посторонним лицам в радиусе действия экскаватора плюс 5 м;
изменять
вылет стрелы при заполненном ковше, регулировать тормоза при поднятом ковше;
подкладывать
под гусеницы бревна, камни.
Экскаватор
следует устанавливать на спланированной площадке.
7.6. При уплотнении грунта
дизель-трамбовочными машинами необходимо соблюдать следующие требования:
в
радиусе действия трамбующей плиты не должно быть посторонних людей;
грунтоуплотняющая
машина не должна приближаться к краю отсыпанной насыпи ближе 0,5 м, считая от
бровки насыпи до гусеницы трактора.
в том числе на транспортирование грунта
автомобилями-самосвалами
руб.-коп.
513-00
513-00
Прямые затраты
руб.-коп.
853-10
708-84
522-03
в том числе в зимний период
руб.-коп.
849-60
705-79
517-32
Приведенные затраты
руб.-коп.
930-16
762-70
669-10
в том числе в зимний период
руб.-коп.
925-84
755-14
663-67
Эффективность
комплексно-механизированного технологического процесса
руб.-коп.
261-06
93-60
Примечание. Показатели рассчитаны на
законченный результат комплексно-механизированного технологического процесса -
1000 м3 грунта, отсыпанного в дамбу.