РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.01.01.81 Типовая технологическая карта на земляные работы. Комплексно-механизированный технологический процесс устройства траншей для инженерных коммуникаций в зимнее время шириной по дну до 2,5 м.ТИПОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ РАЗДЕЛ 01 ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ 1.01.01.81 КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
МОСКВА - 1989 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1. Типовая технологическая карта (ТТК)
комплексно-механизированного процесса устройства траншей инженерных
коммуникаций в грунтах 1.2. В состав работ, рассматриваемых ТТК входят: расчистка трассы от снега, рыхление мерзлого грунта, разработка разрыхленного мерзлого грунта экскаватором с укладкой грунта во временный отвал с одной стороны траншеи и погрузкой лишнего грунта в автотранспорт для отвозки на расстояние до 3000 м, зачистка дна траншеи экскаватором до отметки - 2,000 м. 1.3. ТТК рассчитана на разработку тяжелых суглинков с включением до 10 % щебня, плотностью в естественном залегании 1750 кг/м3 при нормальной влажности. Грунтовые воды отсутствуют. Глубина промерзания грунта более 2,0 м. С целью предохранения разрыхленного грунта от повторного смерзания производство работ предусмотрено в три смены. 1.4. В составе ТТК приведены четыре варианта комплексно-механизированного технологического процесса разработки грунта в траншее. Для каждого варианта разработан комплекс строительных машин, отличающийся марками ведущих машин. Дополнительные машины приняты общими для всех вариантов. 1.5. Привязка ТТК к конкретным объектам и условиям разработки грунта заключается в уточнении объемов работ, калькуляций трудовых затрат труда, машинного времени и заработной платы, графиков производства работ и технико-экономических показателей на измеритель конечной продукции. В каждом конкретном случае выбирается наиболее рациональный по экономическим показателям вариант с учетом материально-технической базы производителя работ. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ2.1. До начала производства работ по устройству земляного полотна необходимо выполнить ряд подготовительных работ. Подготовительные работы выполняются в зимний период и состоят из расчистки снега, разбивки элементов трассы, устройства землевозных дорог. 2.2. На участке производства работ организуются склад ГСМ, склад инвентаря, помещения производителя работ, отдыха, приема пищи и обогрева рабочих. Участок должен быть обеспечен медицинской аптечкой, питьевой, хозяйственной и технической водой. В темное время суток места производства работ и траншея должны освещаться прожекторами, устанавливаемыми на инвентарные мачты. 2.3. Первый вариант средств механизации предусматривает расчистку снега с площади захватки, устройство землевозных дорог и уход за ними, а также перемещение разрыхленного мерзлого грунта во временный отвал бульдозером ДЗ-110ХЛ. Рыхление мерзлого грунта производится слоями по 0,45 м рыхлителем Д-26С. Разработку разрыхленного грунта из отвала следует производить гидравлическим экскаватором ЭО-4121А, оборудованным прямой лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м3, с погрузкой лишнего грунта в автотранспорт, а грунта для обратной засыпки - в отвал, расположенный с одной стороны траншеи. Траншею по глубине необходимо разбить на четыре слоя. Два слоя разрыхленного грунта перемещают во временный отвал послойно. На третий слой грунта после разрыхления его тракторным рыхлителем устанавливают гидравлический экскаватор ЭО-4125, оборудованный обратной лопатой с ковшом вместимостью 1,0 м3. Зачистку дна траншеи производят ковшом экскаватора ЭО-4125, оборудованным зачистным устройством конструкции НИИпромстрой (г. Уфа). 2.4. Второй вариант средств механизации устройства траншеи предусматривает применение более энергоемких механизмов: бульдозера ДЗ-118; рыхлителя ДП-98ХЛ, экскаватора ЭО-5123ХЛ, оборудованного прямой лопатой с ковшом вместимостью 1,6 м3; экскаватора Э-652А, оборудованного обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м3. 2.5. Третий вариант отличается от первого применением для рыхления грунта гидромолота СП-62, смонтированного на базе гидравлического экскаватора ЭО-4121А. Гидромолот производит рыхление мерзлого грунта на глубину до 1,0 м за один проход. Разрыхленный грунт разрабатывается гидравлическим экскаватором ЭО-4125, оборудованным обратной лопатой с ковшом вместимостью 1,0 м3. Гидромолот СП-62 за второй проход производит рыхление грунта на глубину до 1,0 м. На разрыхленный грунт устанавливается экскаватор ЭО-4125, оборудованный обратной лопатой с ковшом вместимостью 1 м и зачистным устройством конструкции НИИпромстрой (г. Уфа). 2.6. Четвертый вариант средств механизации разработки грунта в траншее предусматривает рыхление грунта зубом-рыхлителем конструкции Красноярского филиала ВНИИстройдормаш, смонтированным на базе гидравлического экскаватора ЭО-4121А. Рыхление мерзлого грунта производится послойно с глубиной каждого слоя около 0,7 м. Разработку разрыхленного грунта следует производить послойно экскаватором ЭО-4121А, оборудованным обратной лопатой с ковшом вместимостью 1,0 м3 и зачистным устройством конструкции НИИпромстрой (г. Уфа). Для транспортирования лишнего грунта на расстояние до 3000 м используются автомобили-самосвалы КамАЗ-5511 грузоподъемностью 10 т. Варианты средств механизации приведены в табл. 1. Таблица 1
2.7. Схемы производства земляных работ по разработке мерзлого грунта в траншее приведены на листах 5, 6, 7. 2.8. На каждый вариант механизированного комплекса составлена калькуляция затрат труда, машинного времени и заработной платы. Расчеты выполнены для пятой температурной зоны. Калькуляции приведены в табл. 3, 4, 5 и 6. 2.9. Графики производства работ разработаны на конечный измеритель - 1000 м3, разработанного в траншее грунта. Графики приведены в табл. 7, 8, 9 и 10. 3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ3.1. Технический контроль качества устройства траншей инженерных коммуникаций выполняется в процессе производства работ и заключается в систематическом наблюдении за соответствием выполняемых работ проекту, соблюдением указаний СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и выполнением указаний проекта производства земляных работ. 3.2. До начала производства работ по разработке грунта в траншее производят геодезическую разбивку трассы и проверку соответствия разбивки проекту. 3.3. Технические критерии и средства контроля операций и процессов по устройству траншеи инженерных коммуникаций приведены в табл. 2. Таблица 2
СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ВАРИАНТЫ I и II
Примечания. 1. Размеры в скобках даны для варианта II 2. Сечение траншеи для варианта II показано на листе 7 1 - отвал снега; 2 - отвал грунта; 3 - стоянки экскаватора; 4 - землевозная дорога ВАРИАНТЫ III и IV
Примечания. 1. Условные обозначения см. лист 5 2. Схему рыхления грунта клином-рыхлителем см. лист 7 3. Обозначенное в скобках относится к варианту IV 1 - отвал снега; 2 - отвал грунта; 3 - стоянки экскаватора; 4 - землевозная дорога; 5 - разрыхленный грунт СХЕМЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ
1 - отвал грунта; 2 - временный отвал грунта; 3 - разрыхленный грунт; 4 - мерзлый грунт, разработанный экскаватором 4. КАЛЬКУЛЯЦИИ ЗАТРАТ ТРУДА, МАШИННОГО ВРЕМЕНИ, ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ4.1. ВАРИАНТ I
4.2. ВАРИАНТ II Таблица 4
4.3. ВАРИАНТ III Таблица 5
4.4. ВАРИАНТ IV Таблица 6
5. ГРАФИКИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА 1000 м3
ГРУНТА
|
Наименование |
Марка, техническая характеристика, ГОСТ, № чертежа |
Количество по вариантам |
Назначение |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Бульдозер гидравлический |
ДЗ-110ХЛ на базе трактора Т-130.1.Г-1 |
1 |
- |
1 |
1 |
Перемещение снега; устройство дорог и уход за ними; перемещение разрыхленного грунта |
ДЗ-118 на базе трактора ДЭТ-250М |
- |
2 |
- |
- |
||
Рыхлитель тракторный |
ДП-26С на Т-130.1.Г-1 |
1 |
- |
- |
- |
Рыхление мерзлого грунта |
ДП-98ХЛ на ДЭТ-250М |
- |
1 |
- |
- |
||
Гидромолот |
СП-62 на ЭО-4125 |
- |
- |
1 |
- |
|
Зуб-рыхлитель |
Конструкция ВНИИстройдормаш (г. Красноярск) |
- |
- |
- |
1 |
|
Экскаватор одноковшовый |
ЭО-4121А, прямая лопата с ковшом вместимостью 0,65 м3 |
1 |
- |
- |
- |
Разработка грунта во временном отвале |
Экскаватор одноковшовый |
ЭО-4125, обратная лопата с ковшом вместимостью 1,0 м3 и зачистным устройством |
1 |
- |
2 |
- |
Разработка разрыхленного мерзлого грунта в траншее |
Э-652А, обратная лопата с ковшом вместимостью 0,65 м3 |
- |
1 |
- |
- |
||
ЭО-4121А, обратная лопата с ковшом вместимостью 1,0 м3 и зачистным устройством |
- |
- |
- |
1 |
||
ЭО-5123ХЛ, прямая лопата с ковшом вместимостью 1,6 м3 |
- |
2 |
- |
- |
Разработка грунта во временном отвале |
|
Автомобиль-самосвал |
КамАЗ-5511 грузоподъемностью 10 т |
2 |
4 |
1 |
3 |
Транспортирование грунта |
Теодолит |
ТТ-4, ГОСТ 10529-86 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Геодезические работы |
НА-1, ГОСТ 10528-76 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Рейка нивелирная |
РН-10, ГОСТ 11158-83 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Стержень |
Ст. 3 10 мм |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
Рулетка стальная измерительная |
РС-20, ГОСТ 7502-80 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6.2. Потребность в эксплуатационных материалах рассчитана с учетом усредненных норм расхода топлива и смазочных материалов, действующих в системе Минтрансстроя СССР.
Результаты расчета эксплуатационных материалов приведены в табл. 12.
Таблица 12
Наименование эксплуатационных материалов |
Наименование механизмов |
Норма расхода на 1 ч работы, кг |
Количество на 1000 м3 грунта разработанного в траншее, кг |
Количество эксплуатационных материалов на 1000 м3 грунта по вариантам, кг |
|||
I |
II |
III |
IV |
||||
Дизельное топливо |
Бульдозер ДЗ-11ХЛ |
10,9 |
- |
167,86 |
- |
383,68 |
143,88 |
Бульдозер ДЗ-118 |
19,6 |
- |
- |
291,06 |
- |
- |
|
Рыхлитель ДП-26С |
11,3 |
- |
161,59 |
- |
- |
- |
|
Рыхлитель ДП-98ХЛ |
20,32 |
- |
- |
150,88 |
- |
- |
|
Гидромолот СП-62 |
8,92 |
- |
- |
- |
313,98 |
- |
|
Зуб-рыхлитель |
8,92 |
- |
- |
- |
- |
117,74 |
|
Экскаватор ЭО-4121А |
- |
133,80 |
147,18 |
- |
- |
- |
|
Экскаватор ЭО-4125 |
- |
142,72 |
156,99 |
- |
- |
- |
|
Экскаватор ЭО-5123 |
- |
225,00 |
- |
247,50 |
- |
- |
|
Экскаватор Э-652А |
- |
72,00 |
- |
79,20 |
- |
- |
|
Экскаватор ЭО-4125 |
- |
570,88 |
- |
- |
627,97 |
- |
|
Экскаватор ЭО-4121А |
- |
151,64 |
- |
- |
- |
166,80 |
|
Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 |
- |
285,87 |
314,46 |
314,46 |
314,46 |
314,46 |
|
Моторное масло |
Комплекс механизмов |
- |
5 % |
47,40 |
54,16 |
82,00 |
37,14 |
Трансмиссионное масло |
То же |
- |
1 % |
9,48 |
10,83 |
16,40 |
7,43 |
Пластичные смазки |
-"- |
- |
1,5 % |
14,22 |
16,25 |
24,60 |
11,14 |
Бензин |
-"- |
- |
4,5 % |
42,66 |
48,74 |
73,80 |
33,43 |
6.3. Потребность в эксплуатационных материалах рассчитана с учетом работы в зимних условиях (к = 1,1).
7.1. При производстве земляных работ необходимо руководствоваться указаниями СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", ГОСТ 12.3.033-84 "Строительство. Электробезопасность" и ГОСТ 12.1.004-85 "Пожарная безопасность. Общие требования".
7.2. Машинисты экскаватора, бульдозера, рыхлителя, шофера автомобилей-самосвалов должны иметь соответствующие права на управление машинами.
7.3. Машинист механизма со сменным навесным оборудованием должен быть ознакомлен с правилами эксплуатации навесного оборудования и обеспечен инструкциями по эксплуатации базового механизма и навесного оборудования.
7.4. Выполнять работы разрешается на технически исправных машинах.
7.5. Машины оборудуются звуковой сигнализацией, значения сигналов должны быть разъяснены всем рабочим, связанным с работой машин.
7.6. Запрещается обслуживающему персоналу оставлять без присмотра машину с работающим двигателем. На стоянках необходимо спускать отвал бульдозера до полного опирания его на грунт.
7.7. При работе гидравлических экскаваторов с навесным оборудованием необходимо во время проведения ежемесячного технического обслуживания дополнительно проверять состояние шлангов навесного оборудования. Шланги с подрезами, местными разрушениями должны быть заменены.
7.8. Производить ремонт машин при работающем двигателе запрещено. Для ремонта отвала (смена ножей) бульдозер необходимо установить на горизонтальной площадке, поставить на стояночный тормоз, отвал опустить на прочную опору (козелок, шпальную клетку) во избежание самопроизвольного опускания.
7.9. При работе экскаватора не разрешается находиться людям и производить какие-либо работы в радиусе действия экскаватора плюс 5 метров.
7.10. Запрещается пребывать посторонним лицам на территории производства земляных работ. Рабочая зона должна быть ограждена хорошо видимыми как днем, так и ночью предупредительными знаками.
7.11. Погрузка грунта в автомобили-самосвалы при помощи экскаватора должна производиться со стороны заднего или бокового борта автомобиля.
7.12. Топливосмазочные материалы разрешается хранить только в металлической, герметически закрывающейся таре. Склад топливосмазочных материалов следует устраивать только под навесом или в помещениях, обеспеченных вентиляцией.
7.13. Заправлять механизмы топливом разрешается только при выключенном двигателе.
7.14. Промерзшие в течение зимнего периода вертикальные стенки земляных сооружений (траншей, насыпей, землевозных дорог), в которых не будут закончены работы к наступлению весенней оттепели, следует закрепить или устроить откосы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к откосам сооружений в талых грунтах СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты".
Таблица 13
Наименование показателей |
Единица измерения |
Количество по вариантам |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Затраты машинного времени |
маш.-ч |
85,84 |
70,94 |
160,00 |
91,97 |
Заработная плата |
руб.-коп. |
86-81 |
82-02 |
169-94 |
109-70 |
Продолжительность работ |
смена |
3,0 |
1,87 |
4,0 |
2,37 |
Выработка на одного рабочего |
м3/чел. в смену |
93,20 |
112,77 |
50,00 |
86,98 |
Затраты на механизацию |
руб. |
451,36 |
533,24 |
800,36 |
395,72 |
в том числе на транспортирование грунта автомобилями-самосвалами |
руб. |
205,80 |
205,80 |
205,80 |
205,80 |
Прямые затраты |
руб. |
537,97 |
615,26 |
970,30 |
506,42 |
Приведенные затраты |
руб. |
524,17 |
655,19 |
1022,06 |
460,77 |
Эффективность комплексно-механизированного технологического процесса |
руб. |
+ 63,40 |
+ 194,42 |
+ 562,09 |
- |
Примечания:
1. Показатели рассчитаны на законченный результат комплексно-механизированного технологического процесса - 1000 м3 грунта, разработанного в траншее.
2. Эффективность - (+) перерасход.
СОДЕРЖАНИЕ