РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов
Произвольная ссылка:
1.01.01.82 Типовая технологическая карта на земляные работы. Комплексно-механизированный технологический процесс устройства насыпи в зимнее время на заболоченной территории.
ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
НА ПРОИЗВОДСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ
РАЗДЕЛ 01
ТИПОВАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
1.01.01.82
КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
УСТРОЙСТВА НАСЫПИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
НА ЗАБОЛОЧЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
1.1. Типовая технологическая
карта комплексно-механизированного технологического процесса выполнена для
производства работ по устройству насыпи в зимнее время на заболоченной
местности.
1.2. Насыпь принята со
следующими геометрическими размерами: высота - 3 м, длина - 3000 м, ширина по
верху - 12 м.
1.3. Характеристика местных
условий:
болото типа IА с глубиной торфяного слоя 2,8 м
(торф устойчивой консистенции);
грунт для отсыпки насыпи:
в нижней части - супесь с примесью гравия (грунт I группы);
в верхней части - суглинок с примесью гравия (грунт II группы);
расстояние транспортирования грунта из карьера - 1,5 км;
глубина промерзания - 1,1 м;
строительство ведется в 5-й температурной зоне.
1.4. Возведение насыпи
производится с полной разработкой торфяного слоя.
1.5. Объем земляных работ:
выторфовывание - 189000 м3;
отсыпка - 3275000 м3.
1.6. Работы ведутся в три смены
во вторую треть зимы.
1.7. Варианты комплексов
средств механизации приведены в табл. 1.
1.8. Технологическая карта
разработана из расчета на 1000 м3 грунта, уложенного в насыпь.
1.9. Привязка ТТК к местным условиям
строительства заключается в уточнении объемов работ, калькуляции затрат труда и
заработной платы, графика производства работ.
2.1. Настоящий
комплексно-механизированный технологический процесс состоит из подготовительных
и основных работ.
2.2. Подготовительные работы
выполняют в зимний период, когда при достаточной глубине промерзания можно
применять обычные машины.
К подготовительным работам относятся:
предварительная разбивка осей и контура насыпи с установкой
разбивочных знаков;
очистка площади насыпи от снега и кустарника;
устройство подъездов для движения транспортных средств;
устройство временного освещения на участке работ;
окончательные разбивочные работы.
2.3. Основные работы
производятся в две очереди:
1-я очередь - возведение нижней
части насыпи;
2-я очередь - возведение
верхней части насыпи.
2.4. При возведении нижней
части насыпи работы ведутся в определенной
последовательности:
предварительное рыхление верхнего мерзлого слоя;
разработка траншеи на глубину залегания торфа;
отсыпка траншей супесчаным грунтом.
При ведении работ траншея выторфовывания разбивается на карты
длиной 40 - 50 м.
Разработку торфа одновременно ведут двумя экскаваторами (марки
экскаваторов принимаются в зависимости от принятого варианта).
Вслед за разработкой траншеи в пределах длины карты производят ее
заполнения супесчаным грунтом.
Карты при отсыпке разбивают по ширине на три участка, на которых
последовательно производят послойную отсыпку грунта, его разравнивание и
уплотнение.
Рыхление верхнего слоя торфа производят на глубину 0,7 м, исходя
из того, что последующие 0,4 м в случае промерзания грунта на глубину 1,1 м
будут разработаны ковшом экскаватора без предварительного рыхления.
Послойную засыпку траншеи выполняют талым грунтом. Толщина слоя
определяется видом грунтоуплотняющего механизма в зависимости от выбранного
транспорта.
2.5. При возведении верхней
части насыпи отсыпку ведут после окончания работ
по выторфовыванию траншеи, ее засыпки и уплотнения.
При ведении работ насыпь по длине разбивается на карты, карты по
ширине на участки. Работы ведутся последовательно по картам и участкам.
Грунт транспортируется из карьера в насыпь
автомобилями-самосвалами, разгружается на участке в шахматном порядке,
разравнивается бульдозером, уплотняется грунтоуплотняющим механизмом.
Отсыпку грунта ведут послойно талым грунтом.
Транспортирование грунта в насыпь, разравнивание и уплотнение до
проектной плотности должно быть выполнено до начала смерзания грунта.
Размеры участков при заданной толщине уплотнения принимаются из
расчета обеспечения проектного уплотнения грунта в талом состоянии.
При транспортировании грунта движение автомобилей-самосвалов осуществляется
по тупиковой схеме. Фронт отсыпки грунта перемещается в направлении, обратном
движению груженого транспорта.
Грунт разравнивается и планируется до необходимых отметок при
продольных проходках бульдозера, разравнивание выполняется от краев насыпи к
середине.
Уплотнение грунта трамбовочной машиной осуществляется поочередными
ударами плит при свободном падении их на грунт. Каждый удар должен перекрывать
след предыдущего на 10 - 20 см.
Уплотнение грунта самоходным или прицепным катком производят при
движении катка круговыми проходками от краев насыпи к середине с перекрытием
каждого следа на 3 ширины катка. Первые два прохода выполняют на расстоянии,
равном не менее 1,5 - 2 м от бровки откоса, а затем, смещая каждый последующий
проход катка в сторону бровки откоса примерно на 0,5 м, укатывают края насыпи.
К отсыпке последующего слоя разрешается приступать только после
отсыпки и уплотнения нижележащего слоя.
При сопряжении вновь отсыпаемой карты с ранее отсыпанной грунт с
поверхности сопряжения срезается бульдозером по откосу не круче 1:4 и
укладывается на вновь отсыпаемую карту.
Планировка откосов производится бульдозером, оборудованным
откосником.
2.6. При ведении работ
требуется соблюдать требования СНиП 3.02.01.87
«Земляные сооружения, основания и фундаменты».
2.7. Схемы производства работ
приведены на листе 5.
2.8. Графики производства работ
на 1000 м3 грунта, уложенного в насыпь, приведены в табл. 7, 8, 9.
2.9. Калькуляции затрат труда и
заработной платы приведены в табл. 4,
5, 6.
Расчеты в калькуляциях выполнены для Свердловской области,
находящейся в 5-й температурной зоне.
2.10. Коэффициенты к нормам
времени и расценкам, применяемые при разработке немерзлых грунтов в зимнее
время, не учтены.
При привязке типовой технологической карты к местным условиям
производится пересчет калькуляции. При этом учитываются усредненные
коэффициенты зимнего удорожания на соответствующие виды работ в зависимости от
месяца строительства и температурной зоны (ЕНиР, Общая часть, Приложение 3).
1, 2 - экскаватор;5 - бульдозер;
3 - уплотняющий механизм;6
- отвал торфа;
4 - автомобиль-самосвал;7 - последовательность отсыпки участков в карте
Систематические контрольные наблюдения в процессе производства
работ ведут строительная организация и представители технического надзора
заказчика.
Непосредственный контроль за плотностью и влажностью грунта,
уложенного в насыпь, возлагается на полевую лабораторию.
В результате наблюдений устанавливают соответствие проводимых
работ проектной документации, а также действующим нормативным документам.
Промежуточной приемке с составлением актов на скрытые работы
подлежит основание насыпи.
При приемке сооружения насыпи проверяют:
расположение сооружения в плане и его геометрические размеры;
качество использованных грунтов;
крутизну откосов;
степень уплотнения грунта;
наличие актов на скрытые работы.
Насыпи, отсыпаемые зимой, подлежат приемке перед возобновлением
работ после длительного перерыва. Возобновление работ допускается только на
основании утвержденного акта.
Наименование процессов, подлежащих контролю, предметы контроля,
критические критерии оценки качества приведены в табл. 3.
6.1. Формирование комплекса
машин и механизмов произведено в соответствии с указаниями «Методических
рекомендаций по построению комплексно-механизированных процессов производства
земляных работ» (ЦНИИОМТП Госстроя СССР, Москва, 1982).
6.2. Потребность в механизмах,
машинах, инструменте приведена в табл. 10.
7.1. При выполнении работ
следует соблюдать требования СНиП III-4-80 «Техника
безопасности в строительстве».
7.2. Разрешается работать
только на исправных машинах. Машины с топливными баками и обогревающими
устройствами, в том числе для обогрева кабины
машиниста, должны быть снабжены огнетушителями.
Категорически запрещается разогревать двигатель зимой огнем. Для
разогрева его следует залить в радиатор горячую воду, а в картер - подогретое
масло.
Заправлять бак машины топливом разрешается только при
остановленном двигателе.
7.3. Крутизну откосов котлована
в сезонно-мерзлых грунтах следует назначать как для талых
грунтов.
7.4. Во время работы
экскаватора запрещается изменять вылет и регулировать тормоза при заполненном
ковше.
Во избежание повреждения рабочего оборудования платформу
экскаватора с наполненным ковшом можно поворачивать только после выхода ковша
из забоя.
Перед кратковременной остановкой или при окончании работ стрелу экскаватора
следует расположить вдоль оси, а ковш опустить на землю.
При совместной работе экскаватора и бульдозера последний не должен
находиться в радиусе действия стрелы экскаватора.
7.5. Находиться под поднятым
отвалом бульдозера, удерживаемым только стальным канатом или гидравлическим
приводом, запрещается. В случае необходимости осмотра и выполнения работ под
поднятым отвалом в поднятом положении отвал поддерживают специальными упорами и
устанавливают его на клеть из брусьев.
7.6. При уплотнении грунта
дизель-трамбовочными машинами необходимо соблюдать следующие требования:
в радиусе действия трамбующей плиты не должно быть посторонних
людей;
грунтоуплотняющая машина может приближаться к краю отсыпанной
насыпи не ближе 0,5 м, считая от бровки насыпи до гусеницы трактора.
Условные
затраты на механизацию, в том числе на транспортирование грунта
автомобилями-самосвалами
руб.-коп.
482-60
482-60
482-60
Прямые
затраты
руб.-коп.
697-60
635-36
700-81
Приведенные
затраты
руб.-коп.
733-10
657-20
742-11
Эффективность
комплексно-механизированного технологического процесса
руб.-коп.
75-90
-
84-91
Примечание.
Показатели рассчитаны на законченный результат комплексно-механизированного
технологического процесса - 1000 м3 грунта, уложенного в насыпь.