РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ Р 52202-2004 Контейнеры грузовые. Термины и определения.ГОСТ Р 52202-2004 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТЕЙНЕРЫ ГРУЗОВЫЕ Термины и определения ГОССТАНДАРТ РОССИИ Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (ЗАО «Промтрансниипроект») ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 «Контейнеры» 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 19 января 2004 г. № 18-ст 3 Настоящий стандарт разработан на основе международного стандарта ИСО 830-99 «Контейнеры грузовые. Термины и определения» с дополнительными требованиями, отражающими потребности экономики страны (раздел 9) 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕСодержание ГОСТ Р 52202-2004 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 2004-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает основные термины с соответствующими определениями, относящиеся к грузовым контейнерам. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 26653-90 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования ГОСТ Р 50697-94 (ИСО 1496-2-88) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 2. Контейнеры изотермические ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения ГОСТ Р 51891-2002 (ИСО 1161-84) Контейнеры грузовые серии 1. Фитинги угловые. Технические условия ГОСТ Р 52076-2003 (ИСО 1496-3-95) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением 3 Основные определения3.1 грузовой контейнер: Единица транспортного оборудования, имеющая:- постоянную техническую характеристику, обеспечивающую прочность для многократного применения (в течение установленного срока службы); - специальную конструкцию, обеспечивающую перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта в прямом и смешанном сообщениях без промежуточной перегрузки грузов; - приспособления, обеспечивающие механизированную перегрузку с одного вида транспорта на другой; - конструкцию, позволяющую легко загружать и выгружать груз; - внутренний объем, равный 1 м3 и более. Примечание - Термин «грузовой контейнер» не включает понятия «транспортное средство» и «упаковка». 3.2 грузовой контейнер ИСО*: Грузовой контейнер по стандартам ИСО, действующим на момент его изготовления.* ИСО - Международная организация по стандартизации. 4 Типы контейнеров4.1 Общие сведения4.1.1 КлассификацияПеречень типов контейнеров приведен в таблице 1. Контейнеры объединены в группы; подразделение в группах проводится по виду транспорта, категории груза и физическим характеристикам контейнера. В пункте а) таблицы 1 перечислены контейнеры, предназначенные для перевозки генеральных грузов (ГОСТ 26653); в пункте б) - специализированные контейнеры для отдельных видов грузов, для которых они первоначально предназначены. Таблица 1 - Перечень типов контейнеров
Контейнеры общего назначения (универсальные) для перевозки генеральных грузов (4.2.1.1) включают контейнеры, которые не были первоначально или специально предназначены для особой категории груза. Эта группа подразделяется по типам конструкций и/или средствам осуществления погрузки (упаковки) и выгрузки груза. Специализированные контейнеры для перевозки грузов (4.2.2) включают: контейнеры для перевозки однородных грузов, чувствительных к температуре; контейнеры для жидкостей, газов, исслеживающихся сыпучих грузов и для особых категорий грузов, например автомашин или скота. Внутри этой группы подразделение проводится согласно соответствующим физическим характеристикам груза, например необходимости транспортирования при заданной температуре и определенных условиях, избыточном давлении и т.д. 4.1.2 Коды типовКоды типов контейнеров приведены в [1]. Код типа состоит из двух знаков: первый - прописная буква латинского алфавита, обозначающая тип контейнера; второй - цифра, указывающая на основные характеристики данного типа контейнера. Примечания 1 Перечень типов контейнеров со ссылками на соответствующие пункты настоящего стандарта приведен в таблице 1. 2 Ни перечень типов контейнеров, ни следующие далее определения не являются исчерпывающими. 3 В 4.2.1-4.2.3 после наименования типа контейнера в скобках дана ссылка на нормативный документ, содержащий технические требования и методы испытаний данного типа контейнера. 4 Коды типа контейнера проставлены вместе с определениями и приводятся только как типовые примеры. 4.2 Термины и определения4.2.1 Контейнеры для генеральных грузов (ГОСТ Р 51876)Этот термин применим для любого типа контейнеров, не предназначенных для перевозки воздушным транспортом, не предназначенных первоначально для перевозки особых категорий грузов, например грузов, требующих регулирования температуры, жидкостей или газов, сухих сыпучих грузов или таких грузов, как легковые автомобили и скот. 4.2.1.1 Контейнер общего назначения (универсальный) (ГОСТ Р 51876)Контейнер общего назначения, имеющий жесткие боковые, торцевые стенки, пол и двери, хотя бы в одной торцевой стенке, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, не требующих регулирования температуры, кроме жидкостей, газов, сухих сыпучих грузов, легковых автомобилей и скота. Примечание - Контейнеры такого типа имеют коды G0-G9. 4.2.1.2 Контейнер общего назначения (специальный)Контейнер для перевозки грузов, имеющий конструктивные особенности (или особое назначение) либо с целью облегчения укладки груза и выгрузки иначе, чем через двери в одном торце контейнера, либо для других целей, например вентиляции. Примечание - Типы специальных контейнеров общего назначения указаны в 4.2.1.2.1-4.2.1.2.4. 4.2.1.2.1 Закрытый вентилируемый контейнерКонтейнер специальный, полностью закрытый, пылеводонепроницаемый, с жесткими крышей, боковыми и торцевыми стенками и полом, имеющий двери хотя бы в одной из торцевых стенок и приспособления для естественной или механической (принудительной) вентиляции. Примечание - Коды типов для наиболее простых типов этих контейнеров: V0 - для специально оборудованных контейнеров с естественной вентиляцией; V2 - для контейнеров с механической вентиляцией. 4.2.1.2.2 Контейнер с открытым верхомКонтейнер специального назначения, у которого отсутствует жесткая крыша, но может быть гибкий раздвижной или съемный чехол, сделанный, например, из брезента или пластика, или армированного пластического материала и обычно поддерживаемый откидными или съемными балками крыши. Примечания 1 Такие контейнеры могут иметь откидные или съемные верхние торцевые поперечные элементы над своими торцевыми дверями. 2 Контейнеры этого типа имеют коды U0-U9. 4.2.1.2.3 Контейнер-платформа [2]Контейнер специального назначения без верхней рамы, длина, ширина, способ погрузки-выгрузки, требования безопасности и прочности которого аналогичны требованиям для контейнеров такого же размера. Примечание - Контейнеры этого типа имеют код РО. 4.2.1.2.4 Контейнер на базе платформы [2]Контейнер специального назначения, не имеющий боковых стенок, но имеющий такое же основание, как контейнер-платформа (4.2.1.2.3). 4.2.1.2.4.1 Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и жестко закрепленными торцами [2]Контейнер на базе платформы без постоянной жестко закрепленной продольной несущей конструкции между верхами торцев, кроме закрепленной на его основании. Примечание - Контейнеры этого типа имеют коды Р1 и Р2. 4.2.1.2.4.2 Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и складными торцами [2]Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой (как предусмотрено в 4.2.1.2.4.1), но имеющий складные торцевые рамы с полным поперечным структурным соединением между угловыми стойками. Примечание - Контейнеры этого типа имеют коды Р3 и Р4. 4.2.1.2.4.3 Контейнер на базе платформы с полной верхней рамой [2]Контейнер на базе платформы, имеющий постоянную жестко закрепленную продольную несущую конструкцию между верхами торцев. Примечания 1 Термин «нагрузка» относится к статическому или динамическому виду нагрузки, а не нагрузке от самого груза. 2 Контейнеры этого типа имеют код Р5. 4.2.2 Специализированные контейнеры предназначены для транспортирования однородных грузов с родственными физико-химическими свойствами, требующими примерно одинаковых условий загрузки, разгрузки и транспортирования.«Специализированные контейнеры» - это общий термин, применяемый для обозначения типов контейнеров, предназначенных для перевозки особых категорий грузов. Примечание - Термин обозначает типы контейнеров, указанных в 4.2.2.1-4.2.2.4. 4.2.2.1 Изотермический контейнер (ГОСТ Р 50697)Контейнер с теплоизолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые обеспечивают ограничение теплообмена между внутренним пространством контейнера и внешней средой. Примечания 1 Определение изотермического контейнера включает как контейнеры, имеющие оборудование для охлаждения, нагрева или контроля за атмосферой, так и не имеющие такого оборудования. 2 Терминология по изотермическим контейнерам приведена в 7.2. 4.2.2.1.1 Термоизолированный контейнер (ГОСТ Р 50697)Изотермический контейнер без применения холодильных и/или отопительных установок. Примечание - Контейнеры этого типа имеют коды Н5 и Н6. 4.2.2.1.2 Рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением (ГОСТ Р 50697)Изотермический контейнер, имеющий холодильную установку (механический компрессор, абсорбционную установку и т.д.). Примечание - Контейнеры этого типа имеют код R0. 4.2.2.1.3 Рефрижераторный контейнер с восполняемым хладагентом (ГОСТ Р 50697)Изотермический контейнер, в котором для охлаждения используются такие средства, как лед, сухой лед с регулируемой или нерегулируемой возгонкой, сжиженные газы с регулируемым или нерегулируемым испарением. В этом определении имеется в виду, что такой контейнер не требует наружного источника или подачи горючего. Примечание - Контейнеры этого типа имеют код Н0. 4.2.2.1.4 Отапливаемый контейнер (ГОСТ Р 50697)Изотермический контейнер, имеющий обогревательное устройство. Примечание - Контейнеры такого типа имеют код Н3. 4.2.2.1.5 Рефрижераторный и отапливаемый контейнер (ГОСТ Р 50697)Изотермический контейнер, обслуживаемый холодильным устройством (механическим или с восполняемым хладагентом и обогревательной установкой). Примечание - Контейнеры этого типа имеют код Н2. 4.2.2.2 Контейнер-цистерна (ГОСТ Р 52076)Грузовой контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов), цистерны или цистерн, оборудованных эксплуатационными устройствами, позволяющими использовать его по назначению, соответствующий требованиям международного стандарта ИСО. Примечания 1 Терминология, связанная с контейнерами-цистернами, приведена в 7.3. 2 Контейнеры этого типа имеют коды Т0-Т9. 4.2.2.3 Контейнер для сыпучих грузов (ГОСТ Р 52076, [3])Контейнер для перевозки сыпучих грузов, имеющий проем для заполнения и опорожнения, а также фитинги (ГОСТ Р 51891). 4.2.2.3.1 Контейнер для сыпучих грузов без давления [3]Контейнер для сыпучих грузов с разгрузкой и погрузкой под действием силы тяжести. 4.2.2.3.2 Контейнер для сыпучих грузов, работающий под давлением (ГОСТ Р 52076)Контейнер для сыпучих грузов под давлением, разгрузка и загрузка которого может происходить под действием силы тяжести или при изменении давления. Примечания 1 Терминология, связанная с контейнерами для сыпучих грузов, приведена в 7.4. 2 Контейнеры этого типа имеют коды В0-В6. 4.2.2.3.3 Контейнер ящичного типаКонтейнер для сыпучих грузов с выгрузкой без давления, имеющий грузовое пространство и дверной проем хотя бы в одном торце. Примечание - При этом он может также использоваться как грузовой контейнер общего назначения. 4.2.2.3.4 Контейнер типа хопперКонтейнер для перевозки сыпучих грузов с горизонтальной выгрузкой, не имеющий дверного проема, который не может быть использован как грузовой контейнер общего назначения. 4.2.2.4 Контейнеры для конкретных грузовКонтейнеры разных типов - для перевозки автомобилей, скота и другие, изготовленные согласно требованиям ИСО к контейнерам и предназначенные только или первоначально для перевозки конкретных грузов. Примечание - Номера кода установлены: для скота - S0, для автомобилей - S1, для свежей рыбы - S2. Существуют еще резервные номера для других особых видов грузов. 5 Характеристики контейнеров5.1 Обозначения5.1.1 Обозначения размеровОбозначения размеров для контейнеров серии 1 приведены в таблице 2. Таблица 2 - Классификация и назначение
а) В отдельных странах существуют официальные ограничения общей длины груза и средств перевозки. в) Грузовые контейнеры серии 1 имеют стандартную ширину 2438 мм (8 футов). с) Контейнеры высотой 2896 мм (9 футов 6 дюймов) имеют обозначения 1ААА и 1ВВВ. Контейнеры высотой 2591 мм (8 футов 6 дюймов) имеют обозначения 1АА, 1BB, 1CC, 1ДД. Контейнеры высотой 2438 мм (8 футов) имеют обозначения 1А, 1В, 1С и 1Д. Контейнеры высотой меньшей чем 2438 мм имеют обозначения 1АХ, 1BX, 1CX и 1ДХ. Примечание - Буква «X» означает только, что высота контейнера - от 0 до 2438 мм (8 футов). 5.1.2 Коды размеров контейнеровКоды размеров приведены в [1]. Код размера состоит из двух знаков: первый - буква алфавита, обозначающая наружную длину; второй - число или буква алфавита, обозначающая наружные ширину и высоту. 5.2 Термины и определения, относящиеся к размерам и емкости5.2.1 Наружные размеры5.2.1.1 Номинальные наружные размерыРазмеры, не считая допусков, округленные до цифры, по которой можно опознать контейнер. Примечание - Номинальные наружные размеры даны в [4] и обычно выражены в английских единицах измерения. 5.2.1.2 Габаритные размерыНоминальные наружные размеры (включая при необходимости положительные допуски): длина, ширина и высота, измеряемые вдоль наружных кромок контейнера. Примечание - Допуски к диагоналям, приемлемые для всех шести граней контейнера, даны в [4]. 5.2.2 Внутренние размерыРазмеры максимального прямоугольного параллелепипеда, который можно вписать в контейнер, без учета выступающих внутрь частей верхних угловых фитингов. Примечания 1 Если нет других технических требований, термин «внутренние размеры» является синонимом термина «внутренние размеры без учета внутренних выступов». 2 Требования, регулирующие внутренние размеры, приведены в [4], ГОСТ Р 51876, ГОСТ Р 50697, ГОСТ Р 52076, [3], [2]. 5.2.3 Дверной проемЭтот термин обычно используют для определения размеров проема двери (торцевой), т.е. высоты и ширины прямоугольного параллелепипеда без внутренних выступов, который может войти в контейнер через проем данной двери. Примечания 1 Минимальные дверные проемы установлены: ГОСТ Р 51876 - для контейнеров общего назначения, ГОСТ Р 50697 - для изотермических контейнеров. 2 См. определение термина «проем» в 6.1.10.1. 5.2.4 Внутренний объемОбъем, определяемый умножением внутренних размеров: длины на ширину и высоту. Примечание - Если нет других технических требований, термин «внутренний объем» является синонимом терминов «внутренний объем без учета внутренних выступов», «вместимость» или «емкость без учета внутренних выступов». 5.3 Термины и определения, относящиеся к номинальным параметрам и массе5.3.1 Максимальная масса брутто R*Масса брутто R контейнера является одновременно максимальной массой для транспортирования и минимальной массой для испытаний. Массы приведены в [4]. * В некоторых странах с целью соответствия терминологии, применяемой в современной коммерческой деятельности, термин «вес» (неправильно) применяют вместо термина «масса». 5.3.2 Масса тары ТМасса порожнего контейнера, включая всю арматуру и приборы, принадлежащие специальному типу контейнера в рабочем состоянии. Пример: Рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением с установленными приборами и, при необходимости, баком, полностью заполненным горючим. Примечание - Термин «тара» является синонимом термина «масса порожнего контейнера», часто применяют термин «вес тары». 5.3.3 Грузоподъемность РМаксимально допустимая масса полезного груза, включая приспособления для обеспечения безопасного положения груза, а также прокладки, которые в обычном рабочем состоянии не являются принадлежностью контейнера (Р= R - Т). Примечания 1 R, Р и Т по определению выражаются в единицах массы. В тех случаях, когда основой требований к испытаниям являются гравитационные силы, производные от этих величин, инерционные силы обозначают: Rg, Рg, Тg. Единица измерения - ньютон или единица, производная от ньютона. 2 Слово «нагрузка», когда его используют для описания физического количества, означает массу. Слово «нагрузка» в значении «внутренняя нагрузка» означает силу. 5.4 Термины и определения, относящиеся к эксплуатационным характеристикамПримечание - Характеристики, приведенные ниже, не исчерпывают все эксплуатационные характеристики различных типов контейнеров. 5.4.1 Способность к штабелированиюСпособность контейнера выдерживать определенное число полностью груженных контейнеров одинаковой номинальной длины и массы брутто в условиях ускорения, возникающего в рамах ячеек судов, с учетом относительных эксцентриситетов между контейнерами в соответствии с зазорами рам ячеек. 5.4.2 Способность к сжатиюСпособность контейнера выдерживать продольные ускорения, возникающие в рабочих условиях, когда контейнер закреплен с помощью приспособления на раме основания транспортного средства. 5.4.3 Способность пола выдерживать нагрузкуОбщая статическая или динамическая нагрузка, вызываемая полезной нагрузкой или колесами оборудования, используемого для загрузки или разгрузки контейнера, а также при испытании. 5.4.4 ЖесткостьСпособность контейнера выдерживать установленные значения поперечных, продольных и вертикальных нагрузок, возникающих при перекосе штабеля в результате движения судна. 5.4.5 ПылеводонепроницаемостьСпособность контейнера обеспечивать непроницаемость при воздействии внешних факторов. 6 Термины и определения, относящиеся к основным элементам и конструкции контейнеров6.1 Основные элементы6.1.1 Угловые фитинги (ГОСТ Р 51891)Элементы конструкции, расположенные в углах контейнера, обеспечивающие установку, штабелирование, перегрузку и закрепление контейнера. 6.1.2 Верхние и нижние поперечные элементы6.1.2.1 Верхний торцевой поперечный элементПоперечный элемент, расположенный наверху торцевой рамы контейнера, соединяющий верхние угловые фитинги данного торца (6.2.3). Примечания 1 Если элементы установлены над торцевыми дверями, они обычно называются верхними дверными балками, а в контейнерах с открытым верхом они часто бывают откидными (поворотными или навесными), а иногда целиком съемными. 2 Контейнеры на базе платформ с отдельно стоящими (угловыми) стойками не имеют верхних торцевых поперечных балок. 6.1.2.2 Нижний торцевой поперечный элементПоперечный элемент рамы, расположенный внизу торцевой рамы контейнера, соединяющий нижние угловые фитинги данного торца (6.2.3). Примечание - Если этот элемент установлен под торцевыми дверями, он обычно называется дверным порогом. 6.1.2.3 Рабочая лестница с проходомПроход, обеспечивающий безопасный доступ к грузовому пространству или крыше контейнера. 6.1.2.4 Лестницы и мостки (проходы)Конструкции, обеспечивающие удобный и безопасный проход для обслуживания контейнера в процессе эксплуатации. 6.1.3 Верхние и нижние боковые балки6.1.3.1 Верхняя боковая балкаПродольный элемент рамы, расположенный наверху боковой стенки контейнера и соединяющий верхние угловые фитинги данной боковой стенки. Примечание - В контейнерах на базе платформ, открытых сбоку и сверху, эти продольные элементы могут быть съемными и необязательно предназначены воспринимать продольные нагрузки. В контейнерах, открытых сверху, они могут использоваться как опора съемных (или раздвижных) балок крыши, которые в свою очередь служат опорой брезентового или пластикового чехла. 6.1.3.2 Нижняя боковая балкаПродольный элемент рамы, расположенный внизу боковой стенки контейнера и соединяющий нижние угловые фитинги данной боковой стенки. 6.1.4 Угловая стойкаВертикальный элемент рамы на любой стороне торцевой рамы контейнера, соединяющий верхний и нижний фитинги и образующий торцевую раму (6.2.4). 6.1.5 ПолЧасть основания, служащая опорой для груза в контейнере. Примечание - Пол собран из ряда планок или панелей. В определенных категориях изотермических контейнеров части пола могут быть специально предназначены пропускать воздух (или газ) под грузом. 6.1.6 Опора полаКомпонент рамы основания контейнера, поддерживающий настил пола (6.2.1). Примечания 1 В контейнерах общего назначения (универсальных и специальных) они обычно укладываются поперек. В таких случаях их называют еще поперечные элементы или промежуточные поперечные элементы, т.е. поперечные элементы в раме основания. 2 В контейнерах на базе платформ поперечные планки пола иногда опираются на дополнительные продольные элементы, в этих случаях их можно также считать опорами пола. 6.1.7 Балки крышиЭлементы, установленные поперек крыши контейнера и образующие либо часть жесткой рамы крыши, либо поддерживающие гибкие и мягкие съемные чехлы; в этом случае они обычно съемные или имеют раздвижную конструкцию для удобства загрузки контейнера сверху. 6.1.8 Вилочные проемы. Вилочный подъемный проемСквозные армированные проемы, расположенные поперек рамы основания контейнера в установленных местах, предназначенные для ввода вил погрузчика при подъеме и перемещении контейнера. 6.1.9 Паз для Г-образной части полуприцепа типа «шея гуся»Ниша на одном торце (обычно на переднем торце) контейнера, предназначенная для размещения поднятой части шасси полуприцепа. Примечание - У некоторых типов контейнеров пазы для Г-образной части имеются на каждом торце. 6.1.10 Проемы, двери, запорные устройства и чехлы6.1.10.1 ПроемОткрытая часть контейнера, закрываемая съемной, навесной или раздвижной панелью, рассчитанная как несущая конструкция пылеводонепроницаемая. Примечание - Термин «открытый» означает, что одна или обе стороны боковых, торцевых стенок или крыша контейнера постоянно открыты. Это понятие относится также к контейнерам, имеющим мягкие чехлы. 6.1.10.2 Торцевая дверьНавесная несущая панель, расположенная на одной торцевой стенке, закрывающая или открывающая проем, имеющий ширину и высоту не менее регламентируемых стандартом (5.2.3). 6.1.10.3 Боковая дверьНавесная несущая панель, расположенная непосредственно в боковой стенке, закрывающая и открывающая проем не регламентированных стандартом размеров, достаточных для прохода человека. 6.1.10.4 Запорные устройстваЭлементы конструкции, включающие штангу, стопор и кулачок дверного запора, расположенные на двери контейнера, обеспечивающие сохранность перевозимой продукции. 6.1.10.5 ЧехолГибкий съемный материал, обычно предназначенный для укрытия и обеспечения пылеводонепроницаемости контейнера, открытого сверху, сбоку и/или с торца. Примеры: куски брезента, пластика или материала с пропиткой. Примечание - Чехлы имеют общее название брезент. 6.1.10.6 Вентиляционное отверстиеОтверстие для воздухообмена между внутренним пространством контейнера и внешней средой. 6.1.11 Опорные площадкиЭлементы конструкции основания контейнера, специально спроектированные для передачи нагрузки части или всей массы контейнера на продольные элементы транспортного средства. 6.1.12 Зоны передачи нагрузкиЗоны, в пределах которых могут находиться опорные площадки. 6.1.13 Усиливающая накладкаГоризонтальная усиливающая накладка, примыкающая к верхним и/или нижним угловым фитингам, для предохранения соответствующих частей контейнера от возможного смещения крепежными и/или подъемными устройствами. 6.2 Конструкции6.2.1 Конструкция основания. ОснованиеЖесткий узел, состоящий из следующих частей: а) четырех нижних угловых фитингов; в) двух нижних продольных балок (кроме контейнеров-цистерн); с) двух нижних торцевых поперечных элементов; d) пола и опорных балок пола (кроме цистерны); e) факультативных приспособлений: пазов для вил, паза для Г-образной части полуприцепа типа «шея гуся». ВНИМАНИЕ: см. примечание, 6.2.3. Примечание - В некоторых случаях конструкция основания включает опорные площадки. Это дополнительные детали, установленные в определенных местах для обеспечения передачи нагрузки от контейнера на транспортное средство. 6.2.2 Платформа-основаниеКонструкция с балками, воспринимающими расчетную нагрузку, приложенную к полу или непосредственно от продольного изгиба контейнера в соответствии с требованиями стандарта ИСО. 6.2.3 Торцевая рамаУзел на каждом конце контейнера, состоящий из двух верхних и двух нижних угловых фитингов, двух угловых стоек, верхнего и нижнего поперечных элементов. Примечание - Этот широко используемый термин совпадает с термином «рама основания»; нижний угловой фитинг и нижний торцевой поперечный элемент присутствуют в торцевой раме и в раме основания. Следует внимательно отнестись к использованию данных терминов, чтобы избежать их неправильного применения. 6.2.4 Угловая конструкцияУзел, состоящий из угловой стойки, соединяющей верхний и нижний угловые фитинги. 6.2.5 Торцевая стенкаТорцевая панель грузового контейнера, охватываемая торцевой рамой и прикрепленная к ней, но не включающая саму торцевую раму. Примечания 1 Если нет других технических требований, то торцевая стенка должна быть полностью несущей до минимального значения, требуемого для данного типа контейнера в соответствии с требованиями стандарта ИСО. 2 Равнозначные конструкции означают конструкции, имеющие одинаковую прочность с торцевыми стенками, но необязательно одинаковую с ними пылеводонепроницаемость. 3 Иногда мы говорим о «заднем» или «переднем» торце контейнера. «Задним» обычно считается торец с дверью, а «передним» - противоположный тому, который имеет дверь. Таких терминов следует избегать, когда торцы контейнера идентичны. Если необходимо различать два торца, то нужно делать ссылку на те особенности, которые четко отличают один торец от другого (например маркировка, таблички, приспособления для разгрузки и т.д.). 6.2.6 Боковая стенкаБоковая панель контейнера, охватываемая верхними и нижними боковыми балками и угловыми конструкциями, прикрепленная к ним, но не включающая их (примечание 2, 6.2.5). Примечания 1 Предполагается, что боковые стенки, если не имеется других технических требований, должны быть несущими. 2 Равнозначные конструкции означают конструкции, имеющие прочность, одинаковую с боковыми стенками, но необязательно одинаковую с ними пылеводонепроницаемость. 3 Термин «боковая рама» используется, когда нельзя дать более точное определение, не дублируя гораздо чаще употребляемые термины «торцевая рама» и «рама основания», но лучше его не использовать, за исключением для контейнера-цистерны. 6.2.7 КрышаЖесткий пылеводонепроницаемый конструктивный узел, образующий верхнюю плоскость контейнера, охватываемый и поддерживаемый верхними торцевыми поперечными элементами и верхними боковыми балками. Примечание - Будучи жесткими узлами, крыши в отдельных случаях могут быть съемными. 7 Термины и определения, применяемые для определенных типов контейнеров7.1 Контейнеры на базе платформы7.1.1 Пакет из контейнеров-платформУстановленное количество однотипных контейнеров-платформ, сложенных в единый блок (пакет). 7.1.2 Неполная надстройкаОтсутствие какой-либо постоянно закрепленной продольной несущей конструкции между торцами, кроме расположенной на основании. 7.1.3 Закрепленная конструкцияРама с закрепленным торцем с поперечным структурным соединением между угловыми стойками. 7.1.4 Конструкция с незакрепленным торцемРама с незакрепленным торцем с поперечным структурным соединением между угловыми стойками. 7.2 Изотермические контейнеры (ГОСТ Р 50697)7.2.1 Съемное оборудованиеХолодильное и/или обогревательное оборудование, а также дизель-генератор, разработанные первоначально для установки на изотермические контейнеры или съема с них при передаче на другие виды транспорта. 7.2.1.1 Оборудование, расположенное внутриСъемное устройство, полностью расположенное внутри габаритов контейнера. 7.2.1.2 Оборудование, расположенное снаружиСъемное устройство, частично или полностью расположенное за пределами габаритов контейнера, но в пределах габаритных размеров по [4]. Примечание - Предполагается, что оборудование, расположенное снаружи, должно быть съемным или складным для облегчения транспортирования на различных видах транспорта. 7.2.2 Внутренняя обрешеткаОбрешетка на внутренних стенках контейнера, отделяющая груз от стенок контейнера для доступа воздуха. Примечание - Обрешетка может быть единым целым со стенками, может быть прикреплена к стенкам или установлена при загрузке. 7.2.3 ПерегородкаПерегородка, образующая отсек и/или полость для прохода засасывающего или нагнетаемого воздуха. Примечание - Перегородка может быть единой частью оборудования или отдельным элементом. 7.2.4 Воздуховод под крышейТруба или трубы, закрепленные на потолке, для направления воздушного потока. 7.2.5 Воздуховод в полуТруба или трубы, расположенные под настилом, на котором закреплен груз, для направления воздушного потока. 7.2.6 Крепежная система7.2.6.1 Крепление за стенкуКрепление при помощи приспособления, которое вставляется в передние отверстия верхних угловых фитингов и там закрепляется. Это приспособление выдерживает всю нагрузку от силового агрегата. 7.2.6.2 Штыревое креплениеКрепежная система состоит из двух штырей, входящих в отверстия верхней поперечной балки. При этом вся нагрузка от силового агрегата приложена к верхней поперечной балке. 7.2.7 Нижние точки крепленияДетали, к которым крепится силовой блок за два нижних уголка. 7.2.8 Прибор, регулирующий атмосферные условияПрибор, находящийся в контейнере, позволяющий изменять естественные атмосферные условия внутри контейнера на искусственные и поддерживать их после загрузки груза и закрытия контейнера. 7.2.9 Прибор для контроля за атмосферойПрибор, находящийся в контейнере, позволяющий поддерживать постоянное содержание влаги и газа для создания более благоприятных атмосферных условий внутри контейнера. 7.3 Контейнеры-цистерны7.3.1 КаркасКонструкция, включающая рамные элементы, защищающие цистерну, торцевую раму, все элементы которых способны выдерживать нагрузки, но не предназначены для размещения транспортируемого груза, и передающие статические и динамические нагрузки, возникающие при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировании контейнера-цистерны. 7.3.2 ЦистернаЕмкость, оборудованная трубопроводами и арматурой, предназначенная для размещения перевозимых грузов. 7.3.3 ОтсекЛюбая секция цистерны, образованная оболочкой, торцами или переборками. Примечание - Следует отметить, что противовсплесковые, предохранительные или прочие перфорированные пластины не образуют отсеков. 7.3.4 ГазГаз или пары с абсолютным давлением испарения свыше 300 кПа при 50 °С или другим давлением, установленным компетентным органом. 7.3.5 ЖидкостьЖидкое вещество с абсолютным давлением испарения не выше 300 кПа при 50 °С или другим давлением, установленным компетентным органом. 7.3.6 Компетентный орган*Орган или органы, назначенные правительством в каждой стране для проведения технического контроля за контейнерами-цистернами. Примечание - Это определение также применимо для контейнеров для сухих сыпучих грузов. * На территории Российской Федерации компетентным органом является Российский морской регистр судоходства. 7.3.7 Опасные грузыГрузы, причисляемые к опасным Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов или соответствующим органом, как указано в 7.3.6. Примечание - Это определение также применимо для блок-контейнеров для сухих сыпучих грузов. 7.3.8 Рабочее максимально допустимое давлениеДавление, установленное для данного типа цистерны компетентным органом либо лицом, ответственным за данную цистерну, и одобренное компетентным органом, при превышении которого цистерна работать не должна. 7.3.9 Испытательное давлениеВнутреннее манометрическое давление в верхней части цистерны, при котором она проходит испытание. 7.3.10 Общая емкостьОбъем воды, полностью заполняющий цистерну при 20 °С. 7.3.11 НезаполняемостьЧасть общей емкости цистерны, не заполняемая грузом. Примечание - Незаполняемость выражается в процентах от общей емкости. 7.3.12 Разделительная поверхностьОпределенное пространство, граничащее с внешним пространством. 7.3.13 СоединениеОсобая точка в пределах контактной поверхности для присоединения к подобной внешней точке. 7.4 Контейнеры для сыпучих грузов7.4.1 Сыпучие грузыМассы отдельных частиц твердого вещества, обычно сильно сцепляющиеся друг с другом и способные к образованию потока. 7.4.2 Люк для загрузкиОтверстие в контейнере, предназначенное для его заполнения сыпучими материалами. 7.4.3 Люк для разгрузкиОтверстие в контейнере, предназначенное для разгрузки сыпучих материалов. 7.4.4 Разделительная поверхность для внешнего дезинфекционного (фумигационного) устройстваТочки соединения или разъединения контейнера и какого-либо внешнего фумигационного устройства. 7.4.5 Насыпная плотностьОпределенная масса сухого сыпучего материала в единице объема, измеренная в условиях свободного неслежавшегося состояния сухого сыпучего груза. 7.4.6 Грузовое пространствоПространство, ограниченное стенками или кожухом контейнера при закрытых дверных проемах. 8 Определения, применяемые к перегрузке и креплению контейнера, визуальной и автоматической идентификации8.1 Перегрузка и крепление8.1.1 Порожний контейнерКонтейнер в состоянии тары. 8.1.2 Груженый контейнерКонтейнер не в состоянии тары. 8.1.3 Эксцентриситет центра тяжестиПродольное и/или поперечное горизонтальное расстояние между положением центра тяжести контейнера (порожнего или загруженного, с фитингами и приспособлениями или без них) и геометрическим центром диагоналей между четырьмя нижними угловыми фитингами. 8.1.4 Подвижный центр тяжестиЦентр тяжести контейнера с жидкими, сыпучими, подвешенными или аналогичными грузами, способными перемещаться под динамическим воздействием. 8.1.5 Устройство крепления контейнеров (УКК)Устройство, используемое для крепления контейнеров. Примечание - УКК находятся в прямом контакте с угловыми фитингами контейнера или между транспортным средством и угловыми фитингами контейнера. 8.2 Визуальная идентификация8.2.1 Система идентификацииИдентификационная система, состоящая из следующих элементов: - кода владельца: три буквы; - идентификатора категории оборудования: одна буква; - серийного номера: шесть арабских цифр; - контрольного числа: одна цифра. 8.2.2 Код владельцаКод, состоящий из трех заглавных букв, который является уникальным и регистрируется в Международном Бюро по контейнерам или через отечественную регистрационную организацию. Примечание - Международное Бюро по контейнерам - BIC. 8.2.3 Идентификатор категории оборудованияИдентификатор состоит из одной прописной буквы латинского алфавита, например: U - для всех грузовых контейнеров; J - для съемных приспособлений к контейнеру; Z - для прицепов и шасси. 8.2.4 Серийный номерИдентификационный номер, состоящий из шести арабских цифр. Примечание - Если общее число цифровых знаков в серии в сумме не равняется шести, следует добавить впереди нули до получения требуемой суммы. Например, если серия цифр - 1234, то серийный номер должен быть 001234. 8.2.5 Контрольное числоЧисло, которое подтверждает точность передачи кода владельца, идентификатора категории оборудования и серийного номера контейнера. 8.3 Автоматическая идентификация8.3.1 Физическая и электронная защитаВозможность соответствия требованиям, установленным [5] после завершения необходимых испытаний. 8.3.2 Физическая защитаКонструкция физической защиты выполнена таким образом, чтобы умышленная разборка и последующая сборка контейнера были обнаружены при визуальном осмотре. 8.3.3 Электронная защитаКонструкция выполнена таким образом, чтобы предотвратить умышленное изменение информации, хранящейся в электронно-вычислительном центре, с помощью электромагнитных сигналов от электронных приборов общего назначения. 8.3.4 ДатчикИдентификационный датчик, прикрепленный к контейнеру или контейнерному оборудованию, на котором проставлен код владельца и серийный номер, который может легко считываться с помощью электронных приборов. 8.3.5 Радиус действияРасстояние между считывающим устройством и датчиком. 8.3.6 Скорость прохожденияСкорость, при которой осуществляется считывание информации с датчика. 8.3.7 Состояние движения контейнераИнформация, которая указывает положение, скорость или направление контейнера, связанная со считывающим устройством. 8.3.8 Надежность электронной системы автоматизированной информации (САИ)Способность автоматической электронной системы накапливать информацию с каждого датчика, который устанавливается, кодируется и представляется в соответствии с [5] и работает при определенных атмосферных условиях. Примечание - САИ - аббревиатура для термина «надежность электронной системы автоматизированной информации». 8.3.9 Точность САИ - точность электронной системы автоматизированной информацииСпособность автоматизированной информационной системы к обнаружению ошибок при расшифровке обязательной информации, включая ошибки вычислений в битовом массиве. Примечание - Для данной системы принято допущение о соблюдении определенных условий обеспечения ее надежности. 9 Термины, применяемые в национальных нормативных документах9.1 контейнер крупнотоннажный: Грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна 10 т и более.9.2 контейнер среднетоннажный: Грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 2,5 т, но не более 10 т.9.3 контейнер малотоннажный: Грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 2,5 т.9.4 контейнер групповой: Специализированный контейнер для группы грузов, однородных по физико-химическим свойствам и условиям перевозок.9.5 контейнер технологический: Специализированный контейнер для перевозки грузов в пределах одного предприятия или определенного района между технологически связанными производствами или предприятиями.9.6 контейнер разборный: Грузовой контейнер, конструкция которого позволяет разобрать его на отдельные части для уменьшения его объема и удобства при хранении и транспортировании в порожнем состоянии.9.7 контейнер складной: Грузовой контейнер, конструкция которого позволяет путем складывания уменьшить его объем для удобства транспортирования и хранения в порожнем состоянии.9.8 контейнер мягкий: Грузовой контейнер, способный изменять свою форму и габаритные размеры в период его загрузки и разгрузки.9.9 пакетовместимость грузового контейнера: Количество транспортных пакетов определенных размеров, размещаемых в грузовом контейнере.9.10 внутренняя высота контейнера с открытым верхом: Расстояние, измеряемое между верхней плоскостью пола и верхней кромкой верхней балки контейнера с открытым верхом.9.11 наружный объем грузового контейнера: Объем, занимаемый грузовым контейнером в пределах его габаритных размеров.9.12 полезный внутренний объем грузового контейнера: Внутренний объем грузового контейнера, который может быть заполнен грузом.9.13 рымный узел грузового контейнера: Элемент конструкции верхней рамы грузового контейнера, предназначенный для подъема контейнера посредством стропов или контейнерных захватов.9.14 рым грузового контейнера: Основной несущий элемент рымного узла грузового контейнера.9.15 нагрузка на торцевую стенку грузового контейнера: Горизонтальные усилия, сообщаемые грузом, находящимся внутри грузового контейнера, действующие на торцевые стенки или торцевые двери контейнера.9.16 нагрузка на боковую стенку грузового контейнера: Горизонтальные усилия, сообщаемые грузом, находящимся внутри грузового контейнера, действующие на боковые стенки или боковые двери контейнера.9.17 нагрузка на крышу грузового контейнера: Внешние усилия, воздействующие на крышу грузового контейнера. Нагрузка от вышерасположенного грузового контейнера, действующая вертикально вниз на грузовой контейнер, находящийся в нижнем ряду.АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
|