РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов
Произвольная ссылка:
СО 153-34.02.317-2003 Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вспомогательных производств теплоэлектростанций и котельных.
МИНИСТЕРСТВО
ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства энергетики
Российской Федерации
от 30 июня 2003 г. № 264
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ
ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ ОТ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
И КОТЕЛЬНЫХ
СО 153-34.02.317-2003
Москва
Центр
производственно-технической информации
энергопредприятий и технического
обучения
2005
Настоящие
Методические рекомендации СО 153-34.02.317-2003 определяют порядок расчета
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вспомогательных производств
теплоэлектростанций (ТЭС) и котельных при проведении инвентаризации выбросов и
разработке томов ПДВ (ВСВ).
Методические
рекомендации распространяются на все источники загрязнения атмосферы
вспомогательных производств, находящихся на территории промплощадок ТЭС и
котельных.
1.1 При проведении инвентаризации
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на ТЭС и котельных [1]-[5]
требуется учет источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от
вспомогательных производств, работающих на промплощадке ТЭС и котельных.
1.2 Вспомогательные производства,
обслуживающие ТЭС и котельные, включают в себя:
-
склады угля и узлы пересыпки топлива (для угольных ТЭС и котельных);
-
мазуто- и маслохозяйства - резервуары для хранения мазута и масла и эстакады
слива мазута;
-
склады химических реагентов (сыпучих и жидких);
-
автотранспорт и автозаправочные станции (АЗС);
-
механические мастерские (по обработке металла);
-
деревообрабатывающие участки;
-
аккумуляторные участки;
-
участки сварки и резки металла;
-
участки покраски оборудования;
-
тепловозы.
1.3 Перечень загрязняющих веществ,
выбрасываемых в атмосферу от перечисленных участков вспомогательных производств
ТЭС, коды этих веществ и установленные для них значения предельно допустимых
(ПДКмр) или среднесуточных концентраций (ПДКСС) в воздухе
или ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ) в соответствии с [6]
и рекомендациями [2]
приводятся в таблице
1. Перечень веществ может дополняться при введении новых источников
выбросов.
1.4 Расчеты выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу от вспомогательных участков основаны на использовании
удельных показателей, т.е. выбросов, приведенных к единице: рабочего времени,
оборудования, массы получаемой продукции или расходуемого топлива, сырья и
материалов или концентрации загрязняющего вещества.
1.5 Суммарные максимальные выбросы
загрязняющих веществ от нескольких участков, по которым оценивается воздействие
на атмосферный воздух, определяются с учетом нестационарности выделения
(выбросов) этих веществ во времени:
-
неодновременности работы и загрузки однотипного технологического оборудования
на участке;
-
графика разъезда автомобилей в течение дня;
-
неодновременности работы участков с одинаковым оборудованием;
-
сезонности работы участков и т.д.
1.6 В расчетах приземных
концентраций загрязняющих веществ должны использоваться выбросы М20
(г/с), отнесенные к 20-минутному интервалу времени. Для источников загрязнения
атмосферы с выбросом вещества М, время действия которых Т (с) меньше 20 мин,
значение М20 определяется по формуле
М20 = ТМ/1200.
1.7 Устанавливается перечень
загрязняющих веществ, подлежащих нормированию, в который включаются вещества,
одновременно удовлетворяющие двум условиям (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в
атмосферу от вспомогательных производств ТЭС и котельных
Вспомогательное
производство, наименование вещества
Код
вещества
ПДКмр,
мг/м3
Класс
опасности
Автостоянка
(гараж)
Свинец и
его неорганические соединения
0184
0,001
1
Диоксид
азота
0301
0,085
2
Сажа
0328
0,15
3
Диоксид
серы
0330
0,5
3
Оксид углерода
0337
5,0
4
Метан
0410
50,0
ОБУВ
Предельные
углеводороды С1-С5
0415
50,0
ОБУВ
Нефтяной
бензин
2704
5,0
1
Мазуто- и
маслохозяйство
Минеральное
нефтяное масло
2735
0,05
ОБУВ
Углеводороды
2754
5,0
4
Сероводород
0333
0,008
2
Участки
пересыпки и хранения угля
Неорганическая
пыль с содержанием:
SiO2 20-70%
2908
0,3
3
SiO2менее 20%
2909
0,5
3
Цех
химводоочистки
Хлорид
натрия
0152
0,5
3
Аммиак
0303
0,2
4
Хлористый
водород
0316
0,2
2
(соляная
кислота)
Серная кислота
0322
0,3
2
Аккумуляторный
участок
Серная
кислота
0322
0,3
2
Металлообрабатывающий
участок
СОЖ
2812
0,05
ОБУВ
Текстильная
пыль
2917
0,2
3
Войлочная
пыль
2920
0,03
ОБУВ
Абразивная
пыль
2930
0,04
ОБУВ
Металлическая
пыль
0123
0,04
ср.с
3
Пыль
цветных металлов
2902
0,5
3
Деревообрабатывающий
участок
Древесная
пыль
2936
0,5
ОБУВ
Кузнечный
участок
Зола углей
(подмосковного, печорского, кузнецкого, экибастузского, Б1 бабаевского и
тюльганского)
3714
0,3
ОБУВ
Угольная
зола ТЭС (с содержанием оксида кальция 35-40%, дисперсностью до 3 мкм и ниже
не менее 97%)
2926
0,05
2
Другие угли
2908
0,3
3
Взвешенные
вещества (дрова, торф)
2902
0,5
3
Диоксид
азота
0301
0,085
2
Сажа
0328
0,15
3
Диоксид
серы
0330
0,5
3
Оксид
углерода
0337
5,0
4
Промышленные
тепловозы
Диоксид
азота
0301
0,085
2
Сажа
0328
0,15
3
Оксид
углерода
0337
5,0
4
При
нанесении ЛКМ
Бензол
0602
0,3
2
Толуол
0621
0,6
3
Ксилол
0616
0,2
3
Спирт
н-бутиловый
1042
0,1
3
Спирт
этиловый
1061
5,0
4
Бутилацетат
1210
0,1
4
Этилацетат
1240
0,1
4
Ацетон
1401
0,35
4
Уайт-спирит
2752
1,0
ОБУВ
АЗС
Предельные
углеводороды С1-С5
0415
50
ОБУВ
Предельные
углеводороды С6-С10
0416
30
ОБУВ
Амилены
(смесь изомеров)
0501
1,5
4
Бензол
0602
0,3
2
Толуол
0621
0,6
3
Этилбензол
0627
0,02
3
Ксилол
0616
0,2
3
Участок
сварки и резки металла
Оксид
алюминия
0101
0,01
ср.с
2
Диоксид
титана
0118
0,5
ОБУВ
Оксид
железа
0123
0,04
ср.с
3
Марганец и
его соединения
0143
0,01
2
Оксид меди
0146
0,002
ср.с
2
Оксид
никеля
0164
0,01
ср.с
2
Шестивалентный
хром
0203
0,0015
ср.с
1
Оксид цинка
0207
0,05
ср.с
3
Молибден и
его неорганические соединения
0266
0,02
ср.с
3
Диоксид
азота
0301
0,085
2
Оксид
углерода
0337
5,0
4
Фтористые
соединения:
газообразные
0342
0,02
2
плохо
растворимые
0344
0,2
2
Неорганическая
пыль с содержанием SiO2
20-70%
2908
0,3
3
1.8
Для каждого вещества из определенного по результатам инвентаризации общего
перечня загрязняющих веществ проверяется выполнение условия Ф' = 1. Параметр Ф'
рассчитывается по формуле
гдеА
-
коэффициент, зависящий от температурной стратификации
атмосферы, его значения принимаются в соответствии с пунктом 2.2 [8];
η
-
безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа
местности, принимается в соответствии с пунктом 4 [8];
Мj
-
суммарное значение максимальных выбросов j-гo
загрязняющего вещества от всех источников предприятия (г/с), соответствующее
наиболее неблагоприятным из установленных условий (режимов) выброса
предприятия в целом, определенное на основе результатов инвентаризации
выбросов и источников их поступления в атмосферу;
-
средневзвешенное значение высоты (м) источников выброса
предприятия, из которого выбрасывается данное вещество (при менее 2 м
принимается равным 2 м), определяется по формуле
ПДКмрj
-
максимальная разовая предельно допустимая концентрация j-ro
загрязняющего вещества (для тех загрязняющих веществ, для которых установлена
только ПДКcc или ОБУВ, используется величина 10 ПДКcc
или ОБУВ), мг/м3.
1.9Для загрязняющих веществ,
удовлетворяющих условию Ф'≥1, проверяется выполнение второго условия: Снj>0,05
(наибольшее значение приземной концентрации данного вещества в долях ПДК на
границе СЗЗ или в ближайшей жилой застройке).
Расчеты
загрязнения атмосферного воздуха проводятся в соответствии с [8]
с использованием согласованной в установленном порядке унифицированной
программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА).
1.10 Для оценки целесообразности
(для ускорения и упрощения) выполнения расчетов рассеивания выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу от вспомогательных производств ТЭС определяется коэффициент
целесообразности расчета (ε=1, если нет особых требований комитетов) по
всем веществам (см. пункт 8.5.14 [8]);
-
суммарное значение максимальных концентраций j-гo
загрязняющего вещества от всех источников предприятия и фоновая концентрация j-гo
загрязняющего вещества в долях ПДК.
Источники выбросов загрязняющих веществ от
вспомогательных участков делятся на организованные (точечные) - вентиляционные
трубы и др. и неорганизованные (площадные - аэрационные фонари и другие или
пылящие - открытые склады сыпучих материалов).
Высота
источников неорганизованных выбросов принимается равной 2
м. Исключением являются: открытая автостоянка и гараж без вентиляции;
передвижные сварочные посты (=5 м); открытые склады и места размещения сырья, топлива и
сыпучих материалов (фактическая высота источника); для резервуаров АЗС -
заглубленные и наземные - 2 м, наземные с дыхательными клапанами - фактическая
высота установки клапана (над уровнем земли).
1.11
К источникам
вспомогательных производств, подлежащим нормированию, относятся только те
источники, которые выбрасывают загрязняющие вещества, включенные в перечень
загрязняющих веществ, подлежащих нормированию в соответствии с пунктами 1.8 и 1.9
настоящих Методических рекомендаций.
1.12 Если ни одно из веществ,
содержащихся в выбросах вспомогательных производств ТЭС и котельных, не
удовлетворяет указанным двум условиям, то выбросы данного предприятия не
нормируются и для них не определяются нормативы ПДВ (ВСВ).
1.13 Все вещества, выброс которых в
атмосферу уменьшается за счет пылеочистной установки (ПОУ) или других средств
обезвреживания, подлежат обязательному нормированию.
1.14 Источники выбросов и
загрязняющие вещества от них, для которых не устанавливаются нормативы
выбросов, целесообразно включить в раздел «Другие условия» Разрешения на выброс
загрязняющих веществ в атмосферу от ТЭС.
2.1 Наибольший максимальный выброс
загрязняющих веществ (г/с) наблюдается при разгрузке и пересыпке сыпучих
материалов и рассчитывается [9]
по формуле
где К1 и К2
-
коэффициенты, зависящие от вида сыпучего материала;
К3
-
коэффициент, зависящий от скорости ветра;
К4
-
коэффициент, зависящий от защищенности от внешних
воздействий;
К5
-
коэффициент, зависящий от влажности материала;
К7
-
коэффициент, зависящий от крупности материала;
G
-
количество пересыпаемого материала за 20 мин, т;
В'
-
коэффициент, зависящий от высоты падения (пересыпки)
материала.
2.2
Годовые
выбросы загрязняющих веществ Мгод (т/год) при разгрузке и пересыпке
сыпучих материалов рассчитываются [9]
по формуле
где А
-
коэффициент средней активности выброса принимается равным
0,7.
2.3
На складах и
в местах пересыпки сыпучих материалов могут быть установлены аспирационные
установки (АУ) для очистки и удаления загрязненного воздуха из помещения.
Максимальный
выброс при наличии АУ рассчитывается по концентрации твердых частиц Сау
(г/нм3), определенной по результатам измерений до АУ и объему
отходящего воздуха Vау (г/нм3):
где η
-
степень улавливания твердых частиц в пылеулавливающей
установке.
2.4 Годовые выбросы загрязняющих
веществ Мгод (т/год) при наличии АУ рассчитываются [9]
по формуле
где tау
-
годовое число часов работы АУ, ч/год.
2.5 Максимальные выбросы Ммакс
(г/с) загрязняющих веществ, образующиеся при хранении (статическое пыление),
рассчитываются по формуле
где К6
-
коэффициент, зависящий от Sфакт/Sплан,при
отсутствии данных принимается равным 1,3;
Q
-
коэффициент, зависящий от вида материала;
F
-
площадь пыления, м2.
2.6 Годовые выбросы Мгод
(т/год) при пылении сыпучих материалов рассчитываются по формуле
2.7 Значения коэффициентов,
входящих в расчетные формулы, приводятся в таблицах 2 - 7.
3.1.1 На территории ТЭС автотранспорт
(таблица 8)
может находиться на открытой или закрытой стоянке, в отапливаемом или
неотапливаемом гараже, на участке мойки или техобслуживания и ремонта
автотранспорта, что влияет на время прогрева двигателя и время работы на
холостом ходу в различные периоды года (таблица 9).
3.1.2 Периоды года условно
определяются по значению среднемесячной температуры. Месяцы, в которых
среднемесячная температура ниже -5°С, относятся к холодному периоду, месяцы со
среднемесячной температурой выше +5°С - к теплому периоду и с температурой от
-5 до +5°С - к переходному.
3.1.3 При проведении контроля
содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобиля необходимо
учитывать изменение выбросов на значение коэффициента Кэ (таблица 10).
3.1.4 Расчет максимальных выбросов
(г/с) производится по формуле
где Мпр
-
удельный выброс при прогреве двигателя, г/мин;
Тпр
-
время прогрева двигателя, мин;
Кэ
-
коэффициент, учитывающий снижение выброса при проведении
экологического контроля;
Кнтр.пр
-
коэффициент, учитывающий снижение выброса при прогреве
двигателя при установленном нейтрализаторе;
М1
-
пробеговый удельный выброс (г/км);
L1=(L1б+L1д)/2
-
средний пробег при выезде
автомобилей со стоянки;
Кнтр
-
коэффициент, учитывающий снижение выброса при
установленном нейтрализаторе (пробег и холостой ход);
Мxx
-
удельный выброс автомобиля на холостом ходу (г/мин);
Txx
-
время работы двигателя на холостом ходу, мин;
N'
-
наибольшее количество автомобилей, выезжающих со стоянки в
течение 1 ч, характеризующегося максимальной интенсивностью выезда.
Максимальный
разовый выброс Ммакс (г/с) загрязняющего вещества принимается для
месяца с наиболее низкой среднемесячной температурой.
Значения
удельных выбросов загрязняющих веществ для различных групп автомобилей, которые
зависят от категории автомобиля, типа двигателя, организации контроля
содержания загрязняющих веществ в отходящих газах, периода года, приведены в таблицах
11 - 19.
Таблица 8 - Категории автомашин по объему двигателя и
виду сжигаемого топлива
Вид
автотранспорта
Характеристика
автотранспорта
Категория
СНГ
Зарубежные
Легковые
автомобили
Объем
двигателя
1-4
1-4
Топливо
5
5,3
Грузовые
автомобили
Грузоподъемность
1
2,3
4
5
1
2-5
Топливо
5,3
3-5
5,3
3
5,3
3
Автобусы
Габариты
1-4
5
1
2-5
Топливо
5,3
3
5,3
3
Примечание.
Категории
по топливу:
1
- бензин АИ-93 и аналогичные по содержанию свинца;
2
- бензины А-92, А-76 и аналогичные по содержанию свинца;
3
- дизельное топливо;
4
- сжатый газ;
5
- неэтилированный бензин или сжиженный газ.
Категории
по объему двигателя для легковых автомобилей:
1
- до 1,2 л;
2
- свыше 1,2 до 1,8 л вкл.;
3
- свыше 1,8 до 3,5 л вкл.;
4
- свыше 3,5 л.
Категории
по грузоподъемности для грузовых автомобилей:
1
- до 2т;
2
- свыше 2 до 5 т вкл.;
3
- свыше 5 до 8 т вкл.;
4
- свыше 8 до 16 т вкл.;
5
- свыше 16 т.
Категории
по габаритам для автобусов:
1
- особо малый (до 5,5 м);
2
- малый (6,0-7,5 м);
3
- средний (8,0-10,0 м);
4
- большой (10,5-12,0 м);
5
- особо большой (16,5-24,0 м).
Категории
по мощности двигателя для дорожной техники:
1
- до 20 кВт (до 27 л.с);
2
- 21-35 кВт (28-48 л.с);
3
- 36-60 кВт (49-82 л.с);
4
- 61-100 кВт (83-136 л.с);
5
- 101-160 кВт (137-219 л.с);
6
- 161-260 кВт (220-354 л.с);
7
- свыше 260 кВт (свыше 354 л.с).
Таблица 9 - Время прогрева (мин) двигателя в
зависимости от температуры воздуха
Температура
воздуха
Выше
5°С
0т
5 до -5°С
От
-5 до -10°С
От
-10 до -15°С
От
-15 до -20°С
От
-20 до -25°С
Ниже
-25°С
Легковой
автомобиль
3
4
10
15
15
20
20
Грузовой
автомобиль
4
6
12
20
25
30
30
Автобус
4
6
12
20
25
30
30
Дорожная
техника
2
6
12
20
28
28
45
Таблица 10 - Значения коэффициента, учитывающего
изменение выбросов при контроле содержания загрязняющих веществ в отработавших
газах автомобилей (Кэ)
Вид
контроля
CO
SO2
С
PI
СН
NO2
Бенз.
Диз.
Бенз.
Диз.
Диз.
Бенз.
Бенз.
Диз.
Бенз.
Диз.
При
проведении контроля
0,80
0,9
0,95
0,95
0,8
0,95
0,9
0,9
1,0
1,0
Контроль
дымности
3,0
1,5
10,0
-
5,0
2,5
Контроль
при движении по пандусу:
Подъеме
2,0
1,5
1,4
2,0
4,0
0,4
2,0
1,5
3,0
3,5
Спуске
0,5
0,2
0,5
0,1
0,1
0,5
0,5
0,2
0,2
0,1
3.1.5 Расчет годовых выбросов
загрязняющих веществ от автомобилей и автобусов производится [10]
по формуле
где М1и М2
-
выброс вещества в день при выезде и въезде (г) i-гo
транспорта:
а
-
коэффициент выпуска (выезда) i-гo транспорта;
Nki
-
количество автомобилей данной группы на стоянке (в
гараже);
Dp
-
количество дней работы в расчетном периоде.
3.1.6
Общий
годовой выброс (т/год) одноименных загрязняющих веществ определяется
суммированием выброса по периодам года:
Таблица 11 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ легковыми автомобилями при прогреве двигателя
Производство
Объем
двигателя, л
Тип двигателя
Период
Прогрев
СО
СН
NO2
С
SO2
PI (по топливу)
1
2
5
СНГ
До 1,2
Карб.
Теп л.
-
2,6
0,26
0,02
0,0
0,008
0,005
0,003
0,0
Хол.
Нет
5,1
0,4
0,03
0,0
0,01
0,006
0,003
0,0
Хол.
Есть
3,4
0,32
0,02
0,0
0,090
0,005
0,0
0,0
1,2-1,8
Тепл.
-
4,0
0,38
0,03
0,0
0,01
0,006
0,003
0,0
Хол.
Нет
7,1
0,60
0,04
0,0
0,013
0,008
0,004
0,0
Хол.
Есть
4,8
0,48
0,03
0,0
0,011
0,007
0,004
0,0
1,8-3,5
Тепл.
-
5,0
0,65
0,05
0,0
0,013
0,007
0,003
0,0
Хол.
Нет
9,1
1,0
0,07
0,0
0,016
0,009
0,004
0,0
Хол.
Есть
6,2
0,8
0,05
0,0
0,014
0,008
0,004
0,0
3,5
Тепл.
-
9,5
1,15
0,07
0,0
0,018
0,01
0,004
0,0
Хол.
Нет
19,0
1,73
0,09
0,0
0,021
0,012
0,005
0,0
Хол.
Есть
12,4
1,38
0,07
0,0
0,190
0,011
0,005
0,0
Зарубежное
До 1,2
Карб,
Тепл.
-
2,3
0,18
0,01
0,0
0,008
0,004
0,002
0,0
Хол.
Нет
4,5
0,27
0,02
0,0
0,009
0,005
0,003
0,0
Хол.
Есть
2,9
0,22
0,01
0,0
0,008
0,005
0,003
0,0
Инж.
Тепл.
-
1,2
0,08
0,01
0,0
0,007
0,004
0,002
0,0
Хол.
Нет
2,4
0,12
0,02
0,0
0,008
0,005
0,003
0,0
Хол.
Есть
1,6
0,10
0,01
0,0
0,007
0,005
0,003
0,0
Диз.
Тепл.
-
0,14
0,06
0,06
0,002
0,032
-
-
-
Хол.
Нет
0,21
0,07
0,09
0,004
0,038
Хол.
Есть
0,17
0,06
0,07
0,003
0,034
1,2-1,8
Карб.
Тепл.
-
3,0
0,31
0,02
0,0
0,01
0,006
0,002
0,0
Хол.
Нет
6,0
0,47
0,03
0,0
0,012
0,007
0,003
0,0
Хол.
Есть
3,9
0,38
0,02
0,0
0,011
0,006
0,003
0,0
Инж.
Тепл.
-
1,7
0,14
0,02
0,0
0,009
0,005
0,002
0,0
Хол.
Нет
3,4
0,21
0,03
0,0
0,01
0,006
0,003
0,0
Хол.
Есть
2,2
0,17
0,02
0,0
0,009
0,005
0,003
0,0
Диз.
Тепл.
-
0,19
0,08
0,08
0,003
0,04
-
-
-
Хол.
Нет
0,29
0,10
0,12
0,006
0,048
Хол.
Есть
0,23
0,09
0,09
0,004
0,043
1,8-3,5
Карб.
Тепл.
-
4,5
0,44
0,03
0,0
0,012
0,007
0,003
0,0
Хол.
Нет
8,8
0,66
0,04
0,0
0,014
0,009
0,004
0,0
Хол.
Есть
5,7
0,53
0,03
0,0
0,013
0,008
0,004
0,0
Инж.
Тепл.
-
2,9
0,18
0,03
0,0
0,011
0,006
0,003
0,0
Хол.
Нет
5,7
0,27
0,04
0,0
0,013
0,008
0,004
0,0
Хол.
Есть
3,7
0,22
0,03
0,0
0,012
0,007
0,004
0,0
Диз.
Тепл.
-
0,35
0,14
0,13
0,005
0,048
-
-
-
Хол.
Нет
0,53
0,17
0,20
0,01
0,058
Хол.
Есть
0,42
0,15
0,16
0,007
0,052
Св. 3,5
Карб.
Тепл.
-
9,0
0,88
0,05
0,0
0,016
0,009
0,004
0,0
Хол.
Нет
18,0
1,3
0,06
0,0
0,019
0,11
0,005
0,0
Хол.
Есть
11,7
1,04
0,05
0,0
0,017
0,01
0,005
0,0
Инж.
Тепл.
-
4,8
0,39
0,05
0,0
0,014
0,008
0,004
0,0
Хол.
Нет
9,6
0,58
0,06
0,0
0,017
0,01
0,005
0,0
Хол.
Есть
6,3
0,46
0,05
0,0
0,015
0,009
0,005
0,0
Диз.
Тепл.
-
0,06
0,24
0,23
0,009
0,065
-
-
-
Хол.
Нет
0,75
0,29
0,35
0,018
0,078
Хол.
Есть
0,69
0,26
0,28
0,012
0,070
Таблица 12 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ легковыми автомобилями при работе двигателя на холостом ходу
Производство
Объем
двигателя,л
Тип
двигателя
СО
СН
NO2
С
SO2
PI (no топливу)
1
2
5
СНГ
До 1,2
Карб.
2,5
0,2
0,02
0,0
0,008
0,005
0,002
0,0
1,2-1,8
3,5
0,3
0,03
0,0
0,01
0,006
0,003
0,0
1,8-3,5
4,5
0,4
0,05
0,0
0,012
0,007
0,03
0,0
Св.
3,5
7,0
0,8
0,08
0,0
0,016
0,009
0,005
0,0
Зарубежное
До 1,2
Карб.
1,5
0,15
0,010
0,0
0,007
0,004
0,002
0,0
Инж.
0,8
0,07
0,010
0,0
0,006
0,004
0,002
0,0
Диз.
0,1
0,04
0,05
0,002
0,032
-
-
-
1,2-1,8
Карб.
2,0
0,25
0,02
0,0
0,009
0,005
0,02
0,0
Инж.
1,1
0,11
0,02
0,0
0,008
0,004
0,002
0,0
Диз.
0,1
0,06
0,07
0,003
0,04
-
-
-
1,8-3,5
Карб.
3,5
0,35
0,03
0,0
0,011
0,006
0,003
0,0
Инж.
1,9
0,15
0,03
0,0
0,01
0,005
0,003
0,0
Диз.
0,20
0,1
0,12
0,005
0,048
-
-
-
Св.
3,5
Карб.
6,0
0,7
0,05
0,0
0,015
0,008
0,004
0,0
Инж.
3,2
0,31
0,05
0,0
0,013
0,007
0,004
0,0
Диз.
0,4
0,17
0,21
0,008
0,065
-
-
-
Таблица 13 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ легковыми автомобилями при движении по территории
Производство
Объем
двигателя, л
Тип
двигателя
Период
СО
СН
NO2
С
SO2
PI (по
топливу)
1
2
5
СНГ
До
1,2
Карб.
Тепл.
13,8
1,3
0,23
0,0
0,04
0,019
0,009
0,0
Хол.
17,3
1,9
0,23
0,0
0,05
0,024
0,011
0,0
1,2-1,8
Тепл.
15,8
1,6
0,28
0,0
0,06
0,028
0,013
-
Хол.
19,8
2,3
0,28
0,0
0,07
0,035
0,016
1,8-3,5
Тепл.
17,0
1,7
0,4
0,0
0,07
0,035
0,016
0,0
Хол.
21,3
2,5
0,4
0,0
0,09
0,044
0,021
0,0
Св.
3,5
Тепл.
24,0
2,4
0,56
0,0
0,105
0,053
0,025
0,0
Хол.
30,0
3,6
0,56
0,0
0,130
0,067
0,032
0,0
Зарубежное
До
1,2
Карб.
Тепл.
7,5
1,0
0,14
0,0
0,036
0,017
0,008
-
Хол.
9,3
1,5
0,14
0,0
0,045
0,021
0,010
Инж.
Тепл.
5,3
0,8
0,14
0,0
0,032
0,015
0,007
-
Хол.
6,6
1,2
0,14
0,0
0,041
0,019
0,009
Диз.
Тепл.
0,8
0,1
0,8
0,04
0,143
-
-
-
Хол.
0,9
0,2
0,8
0,06
0,178
1,2-1,8
Карб.
Тепл.
9,4
1,2
0,17
0,0
0,054
0,025
0,012
-
Хол.
11,8
1,8
0,17
0,0
0,068
0,031
0,015
Инж.
Тепл.
6,6
1,0
0,17
0,0
0,049
0,022
0,01
-
Хол.
8,3
1,5
0,17
0,0
0,061
0,028
0,013
Диз.
Тепл.
1,0
0,2
1,1
0,06
0,214
-
-
-
Хол.
1,2
0,3
1,1
0,09
0,268
1,8-3,5
Карб.
Тепл.
13,2
1,7
0,24
0,0
0,063
0,032
0,015
0,0
Хол.
16,5
2,5
0,24
0,0
0,079
0,04
0,019
0,0
Инж.
Тепл.
9,3
1,4
0,24
0,0
0,057
0,028
0,013
0,0
Хол.
11,7
2,1
0,24
0,0
0,071
0,036
0,017
0,0
Диз.
Тепл.
1,8
0,4
1,9
0,1
0,25
-
-
-
Хол.
2,2
0,5
1,9
0,15
0,313
Св.
3,5
Карб.
Тепл.
18,8
2,4
0,34
0,0
0,097
0,049
0,023
0,0
Холл.
23,5
3,6
0,34
0,0
0,121
0,061
0,029
0,0
Инж.
Тепл.
13,3
2,0
0,34
0,0
0,087
0,044
0,02
0,0
Холл.
16,6
3,0
0,34
0,0
0,109
0,055
0,025
0,0
Диз.
Тепл.
3,1
0,7
2,4
0,15
0,35
-
-
-
Хол.
3,7
0,8
2,4
0,23
0,481
Таблица 14 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ автобусами при прогреве двигателя
Производство
Габариты,
м
Тип
двигателя
Период
Прогрев
СО
СН
NO2
С
SO2
PI (по
топливу)
1
2
5
СНГ
До
5,5
Карб.
Тепл.
-
5,0
0,65
0,05
0,0
0,013
0,007
0,003
0,0
Хол.
Нет
9,1
1,0
0,07
0,0
0,016
0,009
0,004
0,0
Хол.
Есть
6,2
0,8
0,05
0,0
0,014
0,008
0,004
0,0
Диз.
Тепл.
-
1,5
0,2
0,4
0,10
0,054
-
-
-
Хол.
Нет
2,4
0,5
0,6
0,04
0,065
Хол.
Есть
1,9
0,3
0,4
0,026
0,059
6,0-7,5
Карб.
Тепл.
-
15,0
1,5
0,2
0,0
0,002
-
0,005
0,0
Хол.
Нет
28,1
3,8
0,3
0,0
0,025
0,006
0,0
Хол.
Есть
18,3
2,5
0,2
0,0
0,022
0,005
0,0
Диз.
Тепл,
-
1,9
0,3
0,5
0,02
0,072
-
-
-
Хол.
Нет
3,1
0,6
0,7
0,08
0,086
Хол.
Есть
2,5
0,4
0,5
0,04
0,077
8,0-10,0
Карб.
Тепл.
-
18,0
2,6
0,2
0,0
0,028
-
0,005
0,0
Хол.
Нет
33,2
6,6
0,3
0,0
0,036
0,008
0,0
Хол.
Есть
19,5
4,9
0,2
0,0
0,032
0,007
0,0
Диз.
Тепл.
-
2,8
0,4
0,6
0,03
0,09
-
-
-
Хол.
Нет
4,4
0,8
0,8
0,12
0,108
Хол.
Есть
3,6
0,5
0,6
0,068
0,097
10,5-12,0
Карб.
Тепл.
-
22,8
3,1
0,2
0,0
0,033
-
0,006
0,0
Хол.
Нет
42,0
7,7
0,3
0,0
0,043
0,009
0,0
Хол.
Есть
24,8
5,0
0,2
0,0
0,039
0,008
0,0
Диз.
Тепл.
-
1,49
0,66
0,69
0,02
0,1
-
-
-
Хол.
Нет
2,23
0,79
1,04
0,04
0,12
Хол.
Есть
1,78
0,71
0,83
0,03
0,108
16,5-24,0
Диз.
Тепл.
-
4,6
0,45
1,0
0,04
0,113
-
-
-
Хол.
Нет
8,2
1,1
2,0
0,16
0,136
Хол.
Есть
5,3
0,7
1,0
0,08
0,122
Зарубежное
До
5,5
Карб.
Тепл.
-
4,5
0,44
0,03
0,0
0,012
0,007
0,003
0,0
Хол.
Нет
8,8
0,66
0,04
0,0
0,014
0,009
0,004
0,0
Хол.
Есть
5,7
0,53
0,03
0,0
0,013
0,008
0,004
0,0
Инж.
Тепл.
-
2,9
0,16
0,03
0,0
0,011
0,006
0,003
0,0
Хол.
Нет
5,7
0,24
0,04
0,0
0,013
0,008
0,004
0,0
Хол.
Есть
3,7
0,21
0,03
0,0
0,012
0,007
0,004
0,0
Диз.
Тепл.
-
0,35
0,14
0,13
0,005
0,048
-
-
-
Хол.
Нет
0,53
0,17
0,2
0,010
0,058
Хол.
Есть
0,42
0,15
0,16
0,007
0,052
6,0-7,5
Диз.
Тепл.
-
0,48
0,21
0,23
0,007
0,056
-
-
-
Хол.
Нет
0,72
0,25
0,35
0,014
0,067
Хол.
Есть
0,58
0,23
0,28
0,010
0,060
8,0-10,0
Тепл.
-
1,22
0,53
0,57
0,016
0,084
-
-
-
Хол.
Нет
1,82
0,64
0,86
0,032
0,010
Хол.
Есть
1,46
0,58
0,68
0,021
0,091
10,5-12,0
Тепл.
-
1,49
0,66
0,69
0,02
0,10
-
-
-
Хол.
Нет
2,23
0,79
1,04
0,04
0,12
Хол,
Есть
1,78
0,71
0,83
0,03
0,108
16,5-24
Тепл.
-
1,49
0,66
0,69
0,02
0,10
-
-
-
Хол.
Нет
2,23
0,79
1,04
0,04
0,12
Хол.
Есть
1,78
0,71
0,83
0,03
0,108
Таблица 15 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ автобусами при работе двигателя на холостом ходу
Производство
Габариты,
м
Тип
двигателя
СО
СН
NO2
С
SO2
PI (по
топливу)
1
2
5
СНГ
До
5
Карб.
4,5
0,4
0,05
0,0
0,012
0,007
0,003
0,0
Диз.
0,8
0,2
0,16
0,01
0,054
-
-
-
6,0-7,5
Карб.
10,2
1,7
0,2
0,0
0,02
-
0,05
0,0
Диз,
1,5
0,25
0,5
0,02
0,072
-
-
-
8,0-10,0
Карб.
13,5
2,2
0,25
0,0
0,029
-
0,006
0,0
Диз.
2,8
0,3
0,6
0,03
0,09
-
-
-
10,5-12,0
Карб.
17,2
2,8
0,3
0,0
0,029
-
0,007
0,0
Диз.
3,5
0,4
0,8
0,04
0,10
-
-
-
16,5-24,0
Диз.
3,5
0,4
0,8
0,04
0,10
-
-
-
Зарубежное
Др
5,5
Карб.
3,5
0,35
0,03
0,0
0,011
0,006
0,0031
0,0
Инж.
1,90
0,15
0,03
0,0
0,01
0,005
0,003
0,0
Диз.
0,22
0,11
0,12
0,005
0,048
-
-
-
6,0-7,5
Диз.
0,3
0,15
0,21
0,007
0,056
-
-
-
8,0-10,0
0,76
0,38
0,52
0,016
0,084
-
-
-
10,5-12,0
0,93
0,47
0,63
0,02
0,1
-
-
-
16,5-24,0
0,93
0,47
0,63
0,02
0,1
-
-
-
Таблица 16 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ автобусами при движении по территории
Производство
Габариты,
м
Тип
двигателя
Период
СО
СН
NO2
С
SO2
PI (по
топливу)
1
2
5
СНГ
До
5,5
Карб.
Тепл.
22,7
2,8
0,6
0,0
0,09
0,04
0,021
0,0
Хол.
28,5
3,5
0,6
0,0
0,11
0,054
0,026
0,0
Диз.
Тепл.
2,3
0,6
2,2
0,15
0,33
-
-
-
Хол.
2,8
0,7
2,2
0,2
0,41
6,0-7,0
Карб.
Тепл.
29,7
5,5
0,8
0,0
0,15
-
0,035
0,0
Хол.
37,3
6,9
0,8
0,0
0,19
0,043
0,0
Диз.
Тепл.
3,5
0,7
2,6
0,2
0,39
-
-
-
Хол.
4,3
0,8
2,6
0,3
0,49
8,0-10,0
Карб.
Тепл.
47,4
8,7
1,0
0,0
0,18
-
0,044
0,0
Хол.
59,3
10,3
1,0
0,0
0,22
0,054
0,0
Диз.
Тепл.
5,1
0,9
3,5
0,2
0,45
-
-
-
Хол.
6,2
1,1
3,5
0,3
0,56
10,5-12,0
Карб.
Тепл.
55,3
9,9
1,2
0,0
0,22
-
0,053
Хол.
68,8
11,9
1,2
0,0
0,26
0,065
Диз.
Тепл.
5,1
0,9
3,5
0,25
0,45
-
-
-
Хол.
6,2
1,1
3,5
0,35
0,56
16,5-24,0
Диз.
Тепл.
7,5
1,1
4,5
0,3
0,78
-
-
-
Хол.
9,3
1,3
4,5
0,4
0,97
Зарубежное
До
5,5
Карб.
Тепл.
15,8
2,0
0,3
0,0
0,08
0,038
0,018
0,0
Хол.
19,8
2,9
0,3
0,0
0,10
0,047
0,022
0,0
Инж.
Тепл.
11,2
1,7
0,3
0,0
0,07
0,034
0,016
0,0
Хол.
14,0
2,5
0,3
0,0
0,09
0,043
0,020
0,0
Диз.
Тепл.
1,8
0,4
1,9
0,1
0,25
-
-
-
Хол.
2,2
0,5
1,9
0,15
0,313
6,0-7,5
Диз.
Тепл.
2,9
0,5
2,2
0,13
0,34
-
-
-
Хол.
3,5
0,6
2,2
0,20
0,43
8,0-10,0
Тепл.
4,1
0,6
3,0
0,15
0,4
-
-
-
Хол.
4,9
0,7
3,0
0,23
0,5
10,5-12,0
Тепл.
4,9
0,7
3,4
0,2
0,475
-
-
-
Хол.
5,9
0,8
3,4
0,3
0,59
16,5-24
Тепл.
5,5
0,8
3,8
0,25
0,60
-
-
-
Хол.
6,7
1,0
3,8
0,35
0,78
Таблица 17 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ грузовыми автомобилями при прогреве двигателя
Производство
Грузоподъемность,
т
Тип
двигателя
Период
Прогрев
СО
СН
NO2
С
SO2
PI (no топливу)
1
2
5
СНГ
До
2
Карб.
Тепл.
-
5,0
0,65
0,05
0,0
0,013
0,007
0,003
0,0
Хол.
Нет
9,1
1,0
0,07
0,0
0,016
0,009
0,004
0,0
Хол.
Есть
6,2
0,8
0,05
0,0
0,014
0,008
0,004
0,0
Диз.
Тепл.
-
1,5
0,2
0,4
0,01
0,054
-
-
-
Хол.
Нет
2,4
0,5
0,6
0,04
0,065
Хол.
Есть
1,9
0,3
0,4
0,026
0,059
Св.
2 до 5 вкл.
Карб.
Тепл.
-
15,0
1,5
0,2
0,0
0,02
-
0,005
0,0
Хол.
Нет
28,1
3,8
0,3
0,0
0,025
0,006
0,0
Хол.
Есть
18,3
2,5
0,2
0,0
0,022
0,005
0,0
Диз.
Тепл.
-
1,9
0,3
0,5
0,02
0,072
-
-
-
Хол.
Нет
3,1
0,6
0,7
0,08
0,086
Хол.
Есть
2,5
0,4
0,5
0,04
0,077
Газ.
Тепл.
-
7,6
0,89
0,2
0,0
0,018
-
-
-
Хол.
Нет
14,3
2,2
0,3
0,0
0,023
Хол.
Есть
9,3
1,5
0,2
0,0
0,020
Св.
5 до 8 вкл.
Карб.
Тепл.
-
18,0
2,6
0,2
0,0
0,028
-
0,006
0,0
Хол.
Нет
33,2
6,6
0,3
0,0
0,036
0,008
0,0
Хол.
Есть
19,5
4,1
0,2
0,0
0,032
0,007
0,0
Диз.
Тепл.
-
2,8
0,38
0,6
0,03
0,09
-
-
-
Хол.
Нет
4,4
0,8
0,8
0,12
0,108
Хол.
Есть
3,6
0,5
0,6
0,06
0,097
Газ.
Тепл.
-
9,2
1,53
0,2
0,0
0,026
-
-
-
Хол.
Нет
16,9
3,9
0,3
0,0
0,033
Хол.
Есть
10,0
2,4
0,2
0,0
0,029
Св.
8 до 16 вкл.
Карб.
Тепл.
-
18,0
2,6
0,2
0,0
0,028
-
0,006
0,0
Хол.
Нет
33,2
6,6
0,3
0,0
0,036
0,008
0,0
Хол.
Есть
19,5
4,1
0,2
0,0
0,032
0,007
0,0
Диз.
Тепл.
-
3,0
0,4
1,0
0,04
0,113
-
-
-
Хол.
Нет
8,2
1,1
2,0
0,16
0,136
Хол.
Есть
5,3
0,7
1,0
0,08
0,122
Св.16
Диз.
Тепл.
-
3,0
0,4
1,0
0,04
0,113
-
-
-
Хол.
Нет
8,2
1,1
2,0
0,16
0,136
Хол.
Есть
5,3
0,7
1,0
0,08
0,122
Зарубежное
До
2
Карб.
Тепл.
-
4,5
0,44
0,03
0,0
0,012
0,007
0,003
0,0
Хол.
Нет
8,8
0,66
0,04
0,0
0,014
0,009
0,004
0,0
Хол.
Есть
5,7
0,53
0,03
0,0
0,013
0,008
0,005
0,0
Инж.
Тепл.
-
2,9
0,16
0,03
0,0
0,011
0,006
0,003
0,0
Хол.
Нет
5,7
0,24
0,04
0,0
0,013
0,008
0,004
0,0
Хол.
Есть
3,7
0,21
0,03
0,0
0,012
0,007
0,004
0,0
Диз.
Тепл.
-
0,35
0,14
0,13
0.005
0,048
-
-
-
Хол.
Нет
0,53
0,17
0,2
0,010
0,058
Хол.
Есть
0,42
0,15
0,16
0,007
0,052
Св.
2 до 5 вкл.
Диз.
Тепл.
-
0,58
0,25
0,22
0,008
0,065
-
-
-
Хол.
Нет
0,87
0,30
0,33
0,016
0,078
Хол.
Есть
0,70
0,27
0,26
0,011
0,070
Св.
5 до 8 вкл.
Диз.
Тепл.
-
0,86
0,38
0,32
0,012
0,081
-
-
-
Хол.
Нет
1,29
0,46
0,48
0,024
0,097
Хол.
Есть
1,03
0,41
0,38
0,016
0,087
Св.
8 до 16 вкл.
Диз.
Тепл.
-
1,34
0,59
0,51
0,019
0,10
-
-
-
Хол.
Нет
2,0
0,71
0,77
0,038
0,12
Хол.
Есть
1,6
0,64
0,62
0,025
0,108
Св.16
Диз.
Тепл.
-
1,65
0,80
0,62
0,023
0,112
-
-
-
Хол,
Нет
2,5
0,96
0,93
0,046
0,134
Хол.
Есть
2,0
0,86
0,74
0,030
0,121
Таблица 18 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ грузовыми автомобилями при работе двигателя на холостом ходу
Производство
Грузоподъемность,
т
Тип
двигателя
СО
СН
NO2
С
SO2
PI (по
топливу)
1
2
5
СНГ
До2
Карб.
4,5
0,4
0,05
0,0
0,012
0,007
0,003
0,0
Диз.
0,8
0,2
0,16
0,015
0,054
-
-
-
Св.
2 до 5 вкл.
Карб.
10,2
1,7
0,2
0,0
0,02
-
0,005
0,0
Диз.
1,5
0,25
0,5
0,02
0,072
-
-
-
Газ.
5,2
1,0
0,2
0,0
0,018
-
-
-
Св.
5 до 8 вкл.
Карб.
13,5
2,2
0,2
0,0
0,029
-
0,006
0,0
Диз.
2,8
0,35
0,6
0,03
0,090
-
-
-
Газ.
6,9
1,3
0,2
0,0
0,026
-
-
-
Св.
8 до 16 вкл.
Карб.
13,5
2,9
0,2
0,0
0,029
-
0,006
0,0
Диз.
2,9
4,5
1,0
0,04
0,1
-
-
-
Св.16
Диз.
2,9
4,5
1,0
0,04
0,1
-
-
-
Зарубежное
До
2
Карб.
3,5
0,35
0,03
0,0
0,011
0,006
0,003
0,0
Инж.
1,90
0,15
0,03
0,0
0,010
0,005
0,003
0,0
Диз.
0,22
0,11
0,12
0,005
0,048
-
-
-
Св.
2 до 5 вкл.
Диз.
0,36
0,18
0,20
0,008
0,065
-
-
-
Св.
5 до 8 вкл.
0,54
0,27
0,29
0,012
0,081
-
-
-
Св.
8 до 16 вкл.
0,84
0,42
0,46
0,019
0,10
-
-
-
Св.16
1,03
0,57
0,56
0,023
0,112
-
-
-
Таблица 19 - Удельные выбросы (г/мин) загрязняющих
веществ грузовыми автомобилями при движении по территории
3.3.1 Расчет выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу (т/год) от маневровых и промышленных тепловозов, работающих
на территории ТЭС, производится [17] по формуле
где g(ijk)
-
удельный выброс i-гo вещества, выбрасываемого j-м двигателем при работе на k-м
режиме, кг/ч (таблица 21);
n
-
число режимов работы двигателя тепловоза;
t(k)
-
доля времени работы двигателя в к-м режиме (таблица 22);
T
-
суммарное время работы тепловоза в год, ч/год;
Kтех
-
коэффициент влияния технического состояния тепловозов,
равный:
1,2 - для тепловозов со сроком эксплуатации более 2 лет;
1,0 - для тепловозов со сроком эксплуатации менее 2 лет;
Kкл
-
коэффициент влияния климатических условий работы
тепловозов, равный:
1,2 - для районов, расположенных южнее 44" северной
широты;
0,8 - для районов, расположенных севернее 60"
северной широты;
1,0 - для остальных районов;
Kисп
-
коэффициент использования, принимаемый равным 0,7 для
промышленных тепловозов.
3.3.2
Максимальный
выброс загрязняющих веществ в атмосферу (г/с) определяется по формуле
Таблица 21 - Удельные выбросы (кг/ч) загрязняющих
веществ с отработавшими газами двигателей
Тип
тепловоза
Вещество
Режим
работы двигателя
Холостой
ход
25%
Ne
50%
Ne
75%
Ne
Максимальная
мощность
ТГМ6
Оксид
углерода
0,84
0,92
1,36
2,09
4,13
Оксиды
азота
4,11
9,86
11,37
13,04
15,21
Сажа
0,02
0,06
0,18
0,29
0,38
ТГМ4
Оксид
углерода
0,64
0,75
0,93
1,28
2,63
Оксиды
азота
1,50
2,99
5,24
6,00
7,02
Сажа
0,01
0,06
0,17
0,22
0,23
ТГМ3
Оксид
углерода
0,54
0,58
0,91
1,34
2,66
Оксиды
азота
2,06
4,01
7,22
8,24
9,21
Сажа
0,01
0,03
0,13
0,15
0,26
ТУ4;
ТГК2
Оксид
углерода
0,17
0,22
0,28
0,39
0,78
Оксиды
азота
0,45
0,88
1,54
1,75
2,01
Сажа
0,004
0,02
0,05
0,06
0,07
Таблица 22 - Процентное распределение времени работы
тепловозов в различных нагрузочных режимах
4.1.1 Мазут, турбинные,
трансформаторные и другие масла, дизельное топливо (далее - нефтепродукты)
хранятся на территории ТЭС в резервуарах (наземных или заглубленных). При их
эксплуатации (закачке и хранении) в атмосферу выделяется небольшое количество
паров нефтепродуктов (таблица 23),
состоящих в основной своей массе из предельных углеводородов С12-С19
и сероводорода.
4.1.2 Количество закачиваемого в
резервуар нефтепродукта принимается в осенне-зимний (Воз т) и
весенне-летний (Ввл т) периоды года. Кроме того, определяется объем
паровоздушной смеси, вытесняемой из резервуара во время его закачки (Vч м3/ч), или
принимается равным подаче насоса.
4.1.3
Максимальные
выбросы (г/с) при эксплуатации резервуаров наблюдаются при приеме (закачке)
нефтепродуктов и рассчитываются [13],
[14]
по формулам:
- без подогрева
- с подогревом
-
опытные коэффициенты, зависящие от режима эксплуатации и
объема резервуара и от температуры подогрева нефтепродукта (таблицы 24
и 25);
С1 и С20
-
концентрации паров нефтепродуктов в резервуаре при
температуре нефтепродукта и температуре 20°С, г/м3(таблица 26).
4.1.4
Годовые
выбросы (т/год) рассчитываются как сумма выбросов при закачке и при хранении в
зависимости от вида нефтепродуктов и климатических зон (таблица 27) по
формулам:
- без подогрева
- с подогревом
Где У1 и У2
-
средние удельные выбросы из резервуара соответственно в
осенне-зимний и весенне-летний периоды года, г/т (см. таблица
26);
Bоз, Ввл и В
-
количество закачиваемых в резервуар нефтепродуктов по
данным предприятия в осенне-зимний и весенне-летний периоды года и за год, т;
Gxp
-
выбросы паров нефтепродуктов при хранении, т/год (таблица 28);
Kнп и Kоб
-
опытные коэффициенты (принимаются по таблицам 26 и 29);
N
-
количество резервуаров;
ρж
-
плотность жидкости, т/м3.
Таблица 23 - Концентрация загрязняющих веществ (%
масс.) в парах различных нефтепродуктов
Нефтепродукт
Углеводороды
Сероводород
предельные
непредельные
(по амиленам)
ароматические
Всего
В
том числе
Всего
В
том числе
C1-C5
C6-C10
Бензол
Толуол
Ксилол
Этилбензол
Сырая нефть
99,26
72,46
26,8
-
0,68
0,35
0,22
0,11
-
0,06
Прямогонные
бензиновые фракции:
62-105
93,90
53,19
40,71
-
6,10
5,89
0,21
-
-
-
85-105
98,64
55,79
42,85
-
1,36
0,24
1,12
-
-
-
85-120
97,61
55,21
42,40
-
2,39
0,05
2,34
-
-
-
105-140
95,04
53,75
41,29
-
4,96
-
3,81
1,15
-
-
120-140
95,90
54,33
41,57
-
4,10
-
2,09
2,01
-
-
140-180
99,57
56,41
43,16
-
0,43
-
-
0,43
-
-
Нк-180
99,45
56,34
43,11
-
0,55
0,27
0,18
0,10
-
-
Стабильный
катализат
92,84
52,59
40,25
-
7,16
2,52
2,76
1,88
-
-
Бензин-рафинад
98,88
56,02
42,86
-
1,12
0,44
0,42
0,26
-
-
Крекинг-бензин
74,03
32,00
42,03
25,00
0,97
0,58
0,27
0,12
-
-
Уайт-спирит
93,74
11,88
81,86
-
6,26
2,15
3,20
0,91
-
-
Бензин А-76
93,85
75,47
18,38
2,50
3,65
2,00
1,45
0,15
0,05
-
Бензин
(АИ-92-АИ-95)
92,68
67,67
25,01
2,50
4,82
2,30
2,17
0,29
0,06
-
Ловушечный
продует
98,31*
-
-
-
1,56**
-
-
-
-
0,13
Дизельное
топливо
99,57*
-
-
-
0,15**
-
-
-
-
0,28
Мазут
99,31
-
-
-
0,21**
-
-
-
-
0,48
* Расчет
выполняется по С12-С19.
** Не
учитываются в связи с отсутствием ПДК (при необходимости можно условно
отнести к углеводородам С12-С19).
Таблица 24 - Значения опытных коэффициентов Кр
Конструкция
резервуара
или
Объем
резервуара Vр
м3
Категория
100
и менее
200-400
700-1000
2000
и более
Режим
эксплуатации -
«мерник». ССВ - отсутствуют
Наземный
вертикальный
0,90
0,87
0,83
0,80
А
0,63
0,61
0,58
0,56
Заглубленный
0,80
0,77
0,73
0,70
0,56
0,54
0,51
0,50
Наземный
горизонтальный
1,00
0,97
0,93
0,90
0,70
0,68
0,65
0,63
Наземный
вертикальный
0,95
0,92
0,88
0,85
Б
0,67
0,64
0,62
0,60
Заглубленный
0,85
0,82
0,78
0,75
0,60
0,57
0,55
0,53
Наземный
горизонтальный
1,00
0,98
0,96
0,95
0,70
0,69
0,67
0,67
Наземный
вертикальный
1,00
0,97
0,93
0,90
В
0,70
0,68
0,650
0,63
Заглубленный
0,90
0,87
0,83
0,80
0,63
0,61
0,58
0,56
Наземный
горизонтальный
1,00
1,00
1,00
1,00
0,70
0,70
0,70
0,70
Режим
эксплуатации - «мерник». ССВ - понтон
Наземный
вертикальный
0,20
0,19
0,17
0,16
А,
Б, В
0,14
0,13
0,12
0,11
Режим
эксплуатации - «мерник». ССВ - плавающая крышка
Наземный вертикальный
0,13
0,13
0,12
0,11
А,
Б, В
0,094
0,087
0,080
0,074
Режим
эксплуатации - «буферная емкость»
Все типы
конструкции
0,10
0,10
0,10
0,10
Примечания
Категория А
- нефть из магистрального
трубопровода и другие нефтепродукты при температуре закачиваемой жидкости,
близкой к температуре воздуха.
Категория Б - нефть
после элекгрообессоливающей установки, бензины товарные, бензины широкой
фракции и другие продукты при температуре закачиваемой жидкости, не
превышающей 30°С по сравнению с температурой воздуха.
Категория В
- узкие бензиновые фракции,
ароматические углеводороды, керосин, топлива, масла и другие жидкости при
температуре, превышающей 30°С по сравнению с температурой воздуха.
Таблица 25 - Значения опытных коэффициентов К,
tж°С
Нефть и бензин
Нефтепродукты
tж°С
Нефть и бензин
Нефтепродукты
tж°С
Нефть и бензин
Нефтепродукты
Kt
Kt
Kt
Kt
Kt
Kt
-30
0,09
0,135
+1
0,3
0,52
41
0,93
1,93
-29
0,093
0,14
2
0,31
0,53
42
0,94
1,97
-28
0,096
0,15
3
0,33
0,55
43
0,96
2,02
-27
0,10
0,153
4
0,34
0,57
44
0,98
2,09
-26
0,105
0,165
5
0,35
0,59
45
1,00
2,15
-25
0,11
0,17
6
0,36
0,62
46
1,02
2,20
-24
0,115
0,175
7
0,375
0,64
47
1,04
2,25
-23
0,12
0,183
8
0,39
0,66
48
1,06
2,35
-22
0,125
0,19
9
0,40
0,69
49
1,08
2,40
-21
0,13
0,20
10
0,42
0,72
50
1,10
2,50
-20
0,135
0,21
11
0,43
0,74
51
2,58
-19
0,14
0,22
12
0,445
0,77
52
2,60
-18
0,145
0,23
13
0,46
0,80
53
2,70
-17
0,153
0,24
14
0,47
0,82
54
2,78
-16
0,16
0,255
15
0,49
0,85
55
2,88
-15
0,165
0,26
16
0,50
0,87
56
2,90
-14
0,173
0,27
17
0,52
0,90
57
3,0
-13
0,18
0,28
18
0,54
0,94
58
3,08
-12
0,185
0,29
19
0,56
0,97
59
3,15
-11
0,193
0,30
20
0,57
1,0
60
3,20
-10
0,2
0,32
21
0,58
1,03
61
3,30
-9
0,21
0,335
22
0,60
1,08
62
3,40
-8
0,215
0,35
23
0,62
1,10
63
3,50
-7
0,225
0,365
24
0,64
1,15
64
3,55
-6
0,235
0,39
25
0,66
1,20
65
3,60
-5
0,24
0,40
26
0,68
1,23
66
3,70
-4
0,25
0,42
27
0,69
1,25
67
3,80
-3
0,26
0,435
28
0,71
1,30
68
3,90
-2
0,27
0,45
29
0,73
1,35
69
4,00
-1
0,28
0,47
30
0,74
1,40
70
4,1
0
0,29
0,49
31
0,76
1,43
71
4,2
32
0,78
1,48
72
4,3
33
0,80
1,50
73
4,4
34
0,82
1,55
74
4,5
35
0,83
1,60
75
4,6
36
0,85
1,65
76
4,7
37
0,87
1,70
77
4,8
38
0,88
1,75
78
4,9
39
0,90
1,80
79
5,0
40
0,91
1,88
80
5,08
Таблица 26 - Значения концентраций паров
нефтепродуктов в резервуаре С1 удельных выбросов У1-2 и
опытных коэффициентов Кнп
Нефтепродукт
Климатическая
зона
Кнп.
при 20°С
I
II
III
С1
г/м3
У1
г/т
У2
г/т
С1
г/м3
У1
г/т
У2
г/т
С1
г/м3
У1
г/т
У2
г/т
Бензин
автомобильный
777,6
639,60
880,0
972,0
780,0
100,01
176,12
967,2
1331,0
1,1
Бензин
авиационный
576,0
393,60
656,0
720,0
480,0
820,0
871,20
595,2
992,2
0,67
БР
288,0
205,00
344,0
344,0
360,0
250,0
430,0
435,60
310,0
0,35
Т-2
244,8
164,00
272,0
306,0
200,0
340,0
370,26
248,0
411,4
0,29
Нефрас
576,03
577,20
824,0
720,0
460,0
780,0
871,20
570,40
943,8
0,66
Уайт-спирит
28,8
18,04
29,6
36,0
22,0
37,0
43,56
27,28
44,77
0,033
Изооктан
221,76
98,4
232,0
277,20
120,0
290,0
335,41
148,80
350,9
0,35
Гептан
178,56
78,72
184,0
223,20
96,0
230,0
270,07
119,04
278,8
0,028
Бензол
293,76
114,8
248,0
367,20
140,0
310,0
444,31
173,60
375,1
0,45
Толуол
100,8
34,44
80,0
126,0
42,0
100,0
152,46
52,08
121,0
0,17
Этилбензол
37,44
10,66
28,0
46,80
13,0
35,0
56,63
16,12
42,35
0,067
Ксилол
31,68
9,02
24,0
39,6
11,0
30,0
47,92
13,64
36,30
0,059
Изопропилбензол
21,31
9,84
16,0
29,64
12,0
20,0
32,23
14,88
24,20
0,040
РТ (кроме
Т-2)
5,18
2,79
4,8
6,48
3,4
6,0
7,84
4,22
7,26
5,4×10-3
Сольвент
нефтяной
8,06
3,94
6,96
10,08
4,8
8,7
12,20
5,95
10,53
8,2×10-3
Керосин
технический
9,79
4,84
8,8
12,24
5,9
11,0
14,81
7,32
13,31
10×10-3
Лигроин
приборный
7,2
2,36
5,86
9,0
4,1
7,3
10,89
5,08
8,83
7,3×10-3
Керосин
осветительный
6,91
3,61
6,32
8,64
4,4
7,9
10,45
5,46
9,56
7,1×10-3
Дизельное
топливо
2,59
1,56
2,08
3,14
1,9
2,6
3,92
2,36
3,15
2,9×10-3
Печное
топливо
4,90
2,13
3,84
6,12
2,6
4,8
7,41
3,22
5,81
5,0×10-3
Моторное
топливо
1,15
0,82
0,82
1,44
1,0
1,0
1,74
1,24
1,24
1,1×10-3
Мазуты
4,32
3,28
3,28
5,4
4,0
4,0
6,53
4,96
4,96
4,3×10-3
Масла
0,26
0,16
0,16
0,324
0,2
0,2
0,39
0,25
0,25
0,27×10-3
Примечание -Значения
У1 (осенне-зимний период года) принимаются равными У2
(весенне-летний период) для моторного топлива, мазутов и масел.
Таблица 27 - Состав климатических зон
Зона
Состав
климатической зоны
I
Автономные
республики
Бурятская,
Карельская, Коми (гг. Воркута, Инта, Печора), Якутская
4.2.1 Максимальные выбросы паров
нефтепродуктов (г/с) при закачке в резервуары (одновременная закачка
нефтепродукта в резервуары и баки машин не осуществляется) рассчитываются по
формуле
где С1
-
концентрация паров нефтепродукта при заполнении
резервуаров и баков автомашин, г/м3 (принимается по таблице 26);
Vч
-
объем слитого нефтепродукта, м3/ч (принимается
по данным АЗС);
t
-
время, за которое производится слив нефтепродукта, ч.
4.2.2 Годовые выбросы (т/год) паров
нефтепродуктов Мгод рассчитываются суммарно при закачке в резервуар,
баки автомашин (Мзак) и при проливах нефтепродуктов на поверхность
(Мпрол):
для автобензинов:
для дизельного топлива:
для масел:
где С1и Сб
-
концентрация паров нефтепродуктов в выбросах смеси при
заполнении резервуаров и баков автомашин, г/м3 (см. таблицы 26 и 30);
Bози Bвл
-
количество закачиваемого в резервуар нефтепродукта в ОЗ и
ВЛ периоды года (принимается по данным АЗС);
125; 50 и 12,5
-
удельные выбросы, г/м3.
4.2.3 Разделение выбросов паров
нефтепродуктов на составляющие вещества (компоненты) по их концентрации в парах
приводится в таблице 23.
4.3.1Для водоподготовки и
водоочистки, а также для других видов работ в химическом цехе на ТЭС
применяются различные жидкие химические реагенты.
Характеристики
некоторых используемых на ТЭС химических реагентов приводятся в таблице 31.
Таблица 31
Химический
реагент
Температура
паров, °С
Упругость
паров Рti,
мм рт.ст.
Молекулярная
масса (mi,)
Соляная
кислота (хлористый водород)
20
4,9
36,5
Аммиачная
вода (аммиак)
20
302
17,0
Ацетон
20
180
58,0
Гидроокись
натрия (щелочь) и серная кислота
При закачке
и хранении пары не выделяются, так как парение начинается только при очень
высоких температурах - более 100°С
4.3.2 При заполнении баков жидкими
химическими реагентами и хранении этих реагентов возможно незначительное
выделение их паров в атмосферу. Наибольшие выбросы паров наблюдаются при заливке
химических реагентов из цистерн автомашин в баки для хранения, поэтому
максимальные выбросы рассчитываются при заливке.
4.3.3 Выбросы максимальные (г/с) и
годовые (т/год) загрязняющих веществ от резервуаров для хранения растворов
химических реагентов (соляной кислоты, аммиачной воды) рассчитываются [13],
[14]
по формулам:
-
максимальные
-
годовые
-
давление насыщенных паров i-гo компонента при максимальной и
минимальной температуре жидкости, мм рт. ст.;
Xiи mi
-
массовая доля и молекулярная масса i-гo
компонента;
К
механической обработке материалов относятся процессы резания и абразивной
обработки, которые, в свою очередь, включают процессы точения, фрезерования,
сверления, шлифования и др. Источниками образования выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу являются различные станки.
Характеристика
оборудования (станков) - производительность и мощность, режим обработки
(«чистое время работы в день и год»), вид обрабатываемого металла и другие
показатели, необходимые для расчета выбросов (устанавливаются по данным службы
отдела главного механика предприятия).
5.1.1 Характерной особенностью
процесса механической обработки металлов холодным способом является выделение
твердых частиц (пыли - абразивной и металлической), а в случае применения
сма-зочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) - аэрозоли масла и эмульсола. Применение
охлаждающей жидкости снижает количество выделяющейся в воздух пыли на 85 - 90%
в зависимости от мощности станка.
При
полировании металлических изделий без пасты ГОИ выделяется пыль войлочная или
хлопка до 98% и пыль оксида металла до 2%, с использованием пасты ГОИ
выделяемая пыль имеет в своем составе пыль оксида металла до 25%, пыль
войлочную или текстильную до 10% и оксида трехвалентного хрома до 65%.
5.1.2 Удельные показатели выделения
пыли и СОЖ, выделяющихся при работе на металлообрабатывающих станках, приведены
в таблицах 32
- 36.
5.1.3 Максимальные выбросы (г/с)
загрязняющих веществ при механической обработке металла при наличии
вентустановки принимаются равными удельным выбросам gi (на единицу оборудования) [16]
и приведены в таблицах 32 - 36.
5.1.4 При отсутствии вентустановок в
цехах при расчетах максимальных выбросов пыли вводится поправочный коэффициент
(0,2), учитывающий отдаленность станков от проемов окон и дверей.
5.1.5 При наличии пылеулавливающих
устройств максимальные выбросы пыли в атмосферу определяются по формулам:
где η
-
степень очистки (%) воздуха в ПОУ (таблица 37) или
принимается по данным обследования установки;
Коб
-
коэффициент, учитывающий исправную работу оборудования,
или
где Cм
-
измеренная концентрация пыли, г/нм3;
V
-
объем уходящего загрязненного воздуха, нм3/с.
5.1.6 Годовой выброс каждого
загрязняющего вещества (т/год) без применения СОЖ, при отсутствии вентустановок
и ПОУ определяется по формуле
где ti
-
общее «чистое время» работы однотипных станков за год,
n
-
количество станков данного типа.
5.1.7 Годовой выброс загрязняющего
вещества при наличии вентустановок и ПОУ (т/год) определяется по формулам:
или
где T
-
время работы участка в году, ч.
5.1.8 Годовой выброс СОЖ (т/год) при
обработке металлов при наличии вентустановки и ПОУ рассчитывается по формуле
где gi сож
-
удельный показатель выделения масла и эмульсола, г/с на 1
кВт мощности оборудования (см. таблицу 36);
N
-
мощность установленного оборудования, кВт.
Таблица 32 - Удельное выделение пыли основным
технологическим оборудованием при механической обработке металлов без
охлаждения
Наименование
технологического процесса, вид оборудования
Определяющая
характеристика оборудования
Выделяющиеся
в атмосферу вредные вещества, г/с
Абразивная
пыль
Металлическая
пыль
Другие
виды пыли
Обдирочно-шлифовальные
станки
Диаметр
шлифовального крута, мм
а) Рабочая скорость 30 м/с
100
0,62
0,96
б) Рабочая
скорость 50 м/с
125
1,06
1,59
Круглошлифовальные
станки
100
1,46
2,19
125
1,92
2,88
100
0,010
0,018
150
0,013
0,020
300
0,017
0,026
350
0,018
0,029
400
0,020
0,030
600
0,026
0,039
750
0,030
0,045
900
0,034
0,052
Плоскошлифовальные
станки
175
0,014
0,022
250
0,016
0,026
350
0,020
0,030
400
0,022
0,033
450
0,023
0,036
500
0,025
0,038
Бесцентрошлифовальные
станки
30,100
0,005
0,008
395,500
0,006
0,013
480,600
0,009
0,016
Зубошлифовальные
и резьбошлифовальные
75-200
0,005
0,008
200-400
0,007
0,011
Внутришлифовальные
станки
5-20
0,003
0,005
20-50
0,005
0,008
50-80
0,006
0,010
80-150
0,010
0,014
150-200
0,012
0,018
Полировальные
станки с войлочным кругом
Диаметр
войлочного круга, мм
Пыль
войлока и металлов < 2%
100
0,013
200
0,019
300
0,027
400
0,039
500
0,050
600
0,063
Заточные станки
Диаметр шлифовального круга, мм
100
0,004
0,006
150
0,006
0,008
200
0,008
0,012
250
0,011
0,016
300
0,013
0,021
350
0,016
0,024
400
0,019
0,029
450
0,022
0,032
500
0,024
0,036
550
0,027
0,040
Заточные станки
Диаметр алмазного круга, мм
Неорганическая пыль с содержанием SiO > 70%
100
0,005
0,002
150
0,007
0,003
200
0,011
0,005
250
0,014
0,006
300
0,017
0,007
350
0,021
0,009
400
0,025
0,011
450
0,028
0,012
500
0,032
0,014
550
0,035
0,015
Обработка
деталей из стали:
отрезные
станки
0,203
крацевальные
станки
0,097
Обработка
деталей из феррадо:
сверлильные
станки
0,007
Обработка
деталей из алюминия:
Диаметр
матерчатого круга, мм
Пыль:
алюминия, текстильная, полировальной пасты
станки
полировальные с матерчатыми кругами с применением пасты ГОИ (мод. ВИЗ
9905-1415 и др.)
450
0,313
Примечание -Состав
абразивной пыли аналогичен составу материала применяемого шлифовального
круга. Состав металлической пыли аналогичен составу обрабатываемых
материалов.
Таблица 33 - Удельные выделения пыли при механической
обработке металлов в гальваническом производстве
Вид
производства, наименование технологической операции
Наименование
станочного оборудования
Диаметр
круга, мм
Выделяющиеся
загрязняющие вещества
Вид
пыли
Количество
(г/с) на единицу оборудования
Грубое
шлифование перед нанесением покрытий
Шлифовальные
станки
Металлическая
0,126
Абразивная
0,055
Полировка
поверхности изделии перед нанесением покрытий
Полировальные
станки с войлочным кругом
150
Войлочная
0,108
200
0,144
250
0,181
300
0,217
350
0,253
400
0,289
450
0,325
Финишное
полирование с применением хромсодержащих паст(паста ГОИ)
Полировальные
станки с войлочным кругом
150
Войлочная
и полировальной пасты
0,017
200
0,022
250
0,028
300
0,033
350
0,039
400
0,044
450
0,050
Полирование
поверхности изделий перед нанесением покрытия
Полировальные
станки с матерчатыми (текстильными) кругами
150
Текстильная
0,208
200
0,278
250
0,347
300
0,417
350
0,486
400
0,556
450
0,625
Финишное
полирование с применением хромсодержащих паст (пасты ГОИ)
Полировальные
танки с матерчатыми (текстильными) кругами
с
охлаждением эмульсией с содержанием эмульсола менее 3%
0,05
с
охлаждением эмульсией с содержанием эмульсола менее 3-10%
0,045
Обработка
металлов на шлифовальных станках:
с
охлаждением маслом
8,000
с
охлаждением эмульсией с содержанием эмульсола менее 3%
0,104
с
охлаждением эмульсией с содержанием эмульсола менее 3-10%
1,035
Примечание -При обработке металлов на
шлифовальных станках выделяется пыль в количестве 10% количества пыли при
сухой обработке. При использовании СОЖ, в состав которых входит
триэтаноламин, выделяется 3·10-6 г/ч триэтаноламина на 1 кВт
мощности станка.
Таблица 37 - Средние эксплуатационные значения степени
очистки аппаратов