РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







Типовая инструкция 11 Типовая инструкция № 11 по охране труда бетонщика.

Типовая инструкция № 11 по охране труда бетонщика

 

Утверждена

Федеральным дорожным департаментом

Минтранса РФ 11 марта 1993 г.

 

 

Общие требования

 

1. К самостоятельной работе бетонщиком допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным методам и приемам производства работ и инструктажи по безопасности труда и имеющие удостоверение на право работы бетонщиком.

2. Поступающий на работу бетонщик должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должна быть сделана запись в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в 3 месяца.

3. До начала работы рабочие места и проходы к ним необходимо очистить от посторонних предметов, мусора, грязи, а в зимнее время - от снега и льда и посыпать их песком.

4. Находиться в опасной зоне работы подъемных механизмов, а также стоять под поднятым грузом запрещается.

5. Включать машины, электроинструменты и осветительные лампы можно только при помощи пускателей рубильников. Во избежание поражения током запрещается прикасаться к плохо изолированным электропроводам, неогражденным частям электрических устройств и т.п.

6. При работе с электроинструментом бетонщик должен пройти обучение и иметь I квалификационную группу по технике безопасности.

7. Перед пуском оборудования следует проверить надежность ограждений во всех открытых вращающихся и движущихся частях.

8. При обнаружении неисправности механизмов и инструментов, с которыми работает бетонщик, а также ограждений, необходимо прекратить работу и немедленно сообщить об этом мастеру.

9. При получении инструмента надо убедиться в его исправности, неисправный инструмент надлежит сдать в ремонт.

10. При работе с ручным инструментом: (скребки, бучарды, лопаты, трамбовки) необходимо следить за исправностью рукояток, плотностью насадки на них инструментов, а также за тем, чтобы рабочие поверхности инструмента не были сбиты, затуплены и т.д.

11. Электрофицированный инструмент, а также питающий его электропровод должны иметь надежную изоляцию. При получении электроинструмента следует путем наружного осмотра проверить состояние изоляции провода. Во время работы с инструментом надо следить за тем, чтобы питающий провод не был поврежден.

12. При работе на бетоноукладочной и бетоноотделочной машине в темное время суток необходимо следить за исправностью светильников. Светильники должны хорошо освещать площадку управления, переходные мостики и все рабочие органы. При необходимости освещения большей площади на машине надо установить дополнительный прожектор.

13. И установке бетонных плит, опалубки и рельс-форм с помощью крана допускаются рабочие, имеющие удостоверение на право выполнения стропальных работ.

14. На площадке управления бетоноукладочной и бетоноотделочной машины должна быть установлена аптечка, термоизолированный бачок для питьевой воды и огнетушитель.

 

Требования перед началом и во время работы

 

15. Приступая к работе, бетонщику следует надеть предусмотренную нормами спецодежду, при этом волосы следует убрать под головной убор, застегнуть обшлага рукавов или затянуть их резинкой.

16. При подаче бетонной смеси конвейером его верхний конец следует располагать над грузоприемной площадкой на длину не менее 0,5 м.

17. Во время работы конвейера необходимо следить за его устойчивостью, а также за исправным состоянием защитных навесов, ограждающих конвейер над проходами и проездами.

18. При скольжении ленты подбрасывать между лентой и барабаном песок, глину, шлак и другие материалы запрещается. Для этого необходимо остановить конвейер и вызвать дежурного слесаря.

19. Очищать ролики и ленту конвейера от прилипшего бетона, а также натягивать и укреплять ленту конвейера можно только при выключенном электродвигателе. При этом на пускателе необходимо вывесить предупредительную надпись: "Не включать - работают люди!", а предохранители снять. Снимать предохранители может только электромонтер.

20. Переходить через конвейер следует по специальным мостикам с перилами.

21. При подъеме бетонной смеси кранами необходимо проверить надежность крепления бадьи или контейнера к крюку крана, исправность тары и секторного затвора. Расстояние от низа бадьи или контейнера в момент выгрузки до поверхности, на которую происходит выгрузка, не должно быть более 1 м.

22. При доставке бетона в автосамосвале необходимо соблюдать следующие правила:

- при выгрузке в бункер распределителя необходимо предварительно поставить самосвал на ручной тормоз и подать звуковой сигнал;

- в момент подхода самосвала все рабочие должны находиться на обочине, противоположной той, на которой происходит движение;

- запрещается подходить к самосвалу до полной его остановки, стоять у бункера укладчика и находиться под поднятым кузовом в момент разгрузки самосвала;

- поднятый кузов следует очищать от налипших кусков бетона совковой лопатой или скребком с ручкой длиной не менее 2-х метров; нельзя ударять по днищу кузова снизу. Рабочим, производящим очистку, надо стоять на земле. Стоять на колесах и бортах самосвала запрещается.

 

23. При подаче бетонной смеси по виброхоботам необходимо, чтобы:

- звенья виброхоботов присоединялись к страховочному канату;

- вибраторы были надежно соединены с хоботом;

- лебедки и стальные канаты для оттяжки хобота надежно закреплялись;

- нижний конец хобота был закреплен, причем прочность закрепления следует систематически проверять;

- во время выгрузки бетонной смеси никто не находился под виброхоботом.

24. Перед началом укладки бетонной смеси в опалубку необходимо проверить:

- крепление опалубки, поддерживающих лесов и рабочих настилов;

- крепление к опорам загрузочных воронок, лотков и хоботов для спуска бетонной смеси в конструкцию, а также надежность крепления отдельных звеньев металлических хоботов друг с другом;

- состояние защитных козырьков или настила вокруг загрузочных воронок.

25. Перед укладкой бетонной смеси в формы должны быть проверены правильность и надежность монтажных петель.

26. Бетонщики, работающие с вибраторами, обязаны проходить медицинское освидетельствование через каждые 6 месяцев.

27. Женщины к работе с ручным вибратором не допускаются.

28. Бетонщики, работающие с электрифицированным инструментом, должны знать меры защиты от поражения током и уметь оказать первую помощь пострадавшему.

29. Перед началом работы необходимо тщательно проверить исправность вибратора и убедиться в том, что:

- шланг хорошо прикреплен и при случайном его натяжении обрыва концов обмотки не произойдет;

- подводящий кабель не имеет обрывов и оголенных мест;

- заземляющий контакт не имеет повреждений;

- выключатель действует исправно;

- болты, обеспечивающие непроницаемость кожуха, хорошо затянуты;

- соединения частей вибратора достаточно герметичны и обмотка электродвигателя хорошо защищена от попадания влаги;

- амортизатор на рукоятке вибратора находится в исправном состоянии и отрегулирован так, что амплитуда вибрации рукоятки не превышает норм для данного инструмента.

30. До начала работы корпус электровибратора должен быть заземлен. Общая исправность электровибратора проверяется путем пробной работы его в подвешенном состоянии в течение 1 минуты, при этом нельзя упирать наконечник в твердое основание.

31. Для питания электровибраторов (от распределительного щитка) следует применять четырехжильные шланговые провода или провода, заключенные в резиновую трубку; четвертая жила необходима для заземления корпуса вибратора, работающего при напряжении 127 или 220 В.

32. Включать электровибратор можно только при помощи рубильника, защищенного кожухом или помещенного в ящик. Если ящик металлический, он должен быть заземлен.

33. Шланговые провода необходимо подвешивать, а не прокладывать по уложенному бетону.

34. Тащить вибратор за шланговый провод или кабель при его перемещении запрещается.

35. При обрыве проводов, находящихся под напряжением, искрении контактов и неисправности электровибратора следует прекратить работу и немедленно сообщить об этом мастеру.

36. Работа с вибраторами на приставных лестницах, а также на неустойчивых подмостях, настилах, опалубке и т.п. запрещается.

37. При работе с электровибраторами необходимо надевать резиновые диэлектрические перчатки и боты.

38. Во избежание падения вибратора следует прикрепить его к опоре конструкции стальным канатом.

39. Прижимать руками переносной вибратор к поверхности уплотняемого бетона запрещается. Перемещать вибратор вручную во время работы разрешается только при помощи гибких тяг.

40. При продолжительной работе вибратор необходимо через каждые полчаса выключать на пять минут для охлаждения.

41. Во время дождя вибраторы следует укрывать брезентом или убирать в помещение.

42. При перерывах в работе, а также при переходах бетонщиков с одного места на другое вибраторы необходимо выключать.

43. При поливке бетона или опалубки бетонщик, работающий с вибратором, не должен допускать попадания на него воды.

44. При работе виброплощадки должен быть обеспечен тщательный надзор за состоянием концевых выключателей и за приспособлением для подъема виброщита. Особое внимание необходимо обращать на надежную работу замка затвора траверсы в верхнем положении.

45. Для уменьшения шума при работе виброагрегата необходимо крепить формы к вибрирующим машинам и систематически проверять плотность всех креплений.

46. Спускаться в приямок виброплощадки во время ее работы запрещается.

47. Стоять на форме или на бетонной смеси при ее уплотнении, а также на виброплощадке, вибровкладышах или раме формовочной машины при их работе запрещается.

48. Очистку вибратора следует производить только после отключения его от сети. Обмывать вибратор водой запрещается.

49. Перед началом работы по изготовлению железобетонных изделий на виброплощадках, столах и других вибрационных установках необходимо проверить:

- исправность аварийных выключателей и в первую очередь выключателей, отключающих вибрационные установки;

- работу сигнальных устройств;

- исправность блокировки люка для входа (спуска) в траншею (приямок) виброплощадки;

- наличие смазки в подшипниках дебалансов, так как при отсутствии ее возникает шум высоких тонов;

- прочность крепления дебалансов к виброплощадке. Неполное крепление дебалансов, кроме возникновения шума, может привести к отрыву его от площадки и выходу из строя всей вибромашины, а при некоторых обстоятельствах к несчастному случаю;

- отсутствие людей в траншее (приямке) виброплощадки;

- надежность фиксации вибропогрузочного щита в верхнем положении;

- исправность вибромашины пробным пуском ее вхолостую на непродолжительное время.

50. Для уменьшения действия шума на организм следует пользоваться специальными глушителями его - антифонами-заглушками, которые не пропускают шумы высоких тонов.

51. Начиная работу, следует надеть специальную обувь с виброгасящей подошвой.

52. При отсутствии на формовочном агрегате механизмов по автоматическому разравниванию бетонной смеси следует пользоваться специальными скребками, лопатами или разравнивателями с виброизолированными рукоятками. Пользоваться для разравнивания смеси инструментами с деревянными или металлическими рукоятками запрещается, так как при этом вибрация будет передаваться по рукоятке.

53. Во избежание создания дополнительного источника шума не допускается увеличение массы вибропогрузочного щита установкой на него незакрепленного дополнительного груза, а также наличие посторонних предметов на виброплощадке, виброщите и форме.

54. Необходимо особенно следить за исправным состоянием формы, креплением на ней деталей и отдельных элементов.

55. Для устранения вредного воздействия вибрации на организм работающих, разравнивание бетонной смеси и отделку верхней поверхности изделия необходимо выполнять только со специальных железобетонных пассивно-виброизолированных площадок.

56. При обслуживании виброплощадки необходимо следить за наличием и исправностью ограждений на передаче к дебалансам; передача должна быть ограждена прочным глухим кожухом.

57. При установке на виброплощадку форм во избежание сдвига и дребезжания их необходимо прочно укрепить специальными прижимами (замками) или при помощи магнитных плит.

58. Необходимо следить, чтобы бетонная смесь, а также негабаритный заполнитель не попадал в механизм виброплощадки, что может привести к выходу ее из строя или к заклиниванию пассивно-виброизолированной площадки.

59. При уплотнении бетонной смеси при помощи виброплощадки (виброрейки) становиться ногами или даже одной ногой на вибрирующую форму (площадку) запрещается.

Запрещается находиться и производить какие-либо работы на сырой бетонной массе во время работы виброплощадки, а также поправлять (удерживать) монтажные петли, утеплять в массу бетона каркасы или концы арматуры и т.п.

60. Во время виброуплотнения бетонной смеси становиться на вибропогрузочный щит запрещается.

61. Очищать вибропогрузочный щит или выполнять ремонтные работы разрешается только при выключенной вибрации.

62. При производстве ремонтных работ в приямках виброплощадок необходимо обесточить данное оборудование и на пульт управления вывесить плакат: "Не включать - работают люди!".

63. Для предупреждения заболевания виброболезнью необходимо:

- строго соблюдать вышеперечисленные требования эксплуатации вибрационного оборудования;

- устраивать десятиминутные перерывы после каждого часа работы с проведением комплекса гимнастических упражнений, что улучшает кровообращение и способствует отдыху для переутомленных групп мышц;

- не допускать нахождения рабочих под воздействием вибрации более 50% рабочего времени.

64. При установке комплекта бетоноукладочных машин, применяемых для устройства монолитных цементобетонных и железобетонных покрытий, необходимо соблюдать следующие требования безопасности;

- перевозка рельс-форм должна осуществляться на бортовых автомобилях или транспортных тележках с одноосными прицепами; при погрузке, разгрузке и установке рельс-формы кранами следует соблюдать требования безопасности погрузочно-разгрузочных работ;

- рельс-формы устанавливают и надежно закрепляют на спланированном и уплотненном основании; зазоры в местах стыкования не должны превышать 1 мм, а разность по высоте - 0,5 мм;

- запрещается применять для укрепления установленных рельс-форм штыри, диаметр которых более чем на 10% меньше диаметра отверстия в подошве рельс-форм и длиной менее 80 см;

- до начала укладки смеси пробным проездом бетоноукладчика проверяют устойчивость рельс-форм.

65. Запрещается во время работы бетоноукладчика и в перерывах находиться на площадках комплекта и очищать бункер при работе распределителя.

66. При совместной работе бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м; до остановки машин запрещается находиться между ними.

67. Запрещается очищать рельс-формы во время работы машин.

68. На участках с продольными уклонами необходимо устанавливать на рельс-формы тормозные башмаки для предупреждения самопроизвольного движения машины.

69. При работе на бетоноукладочной и бетоноотделочной машинах необходимо:

- проверить наличие и исправность контрольных приборов, уровень масла в нижнем картере двигателя, наличие воды в системе охлаждения, топлива в баке;

- проверить исправность системы управлений работой двигателя, муфтой сцепления двигателя, фрикционными муфтами включения рабочих органов;

- проверить правильность установки рельс-форм, расстояние между ними, а также состояние стыков между рельс-формами, так как при наличии даже небольших отклонений от нормы машина может сойти с рельсов;

- проверить наличие по ходу машины посторонних предметов и, если таковые имеются, убрать их.

70. После запуска двигателя необходимо проверить вхолостую работу всех систем управления и контроля, работу рабочих органов - лопастного вала, уплотняющего вибрационного бруса, выглаживающего бруса; а также электрооборудование; исправность освещения и звукового сигнала.

71. При заправке машины горюче-смазочными материалами запрещается курить, приближаться к бетоноотделочной и бетоноукладочной машинам с открытым огнем. После заправки поверхность топливного бака и маслозаливную горловину двигателя следует вытереть насухо обтирочным материалом.

72. При низких температурах наружного воздуха подогревать двигатель открытым огнем запрещается. Прогрев двигателя должен производиться горячей водой с температурой не менее 90°, а картер заправляться маслом, подогретым в специальной маслогрейке до температуры 130-150°.

73. Перед троганием бетоноотделочной и бетоноукладочной машин необходимо подать звуковой сигнал, обязывающий отойти окружающих на безопасное расстояние, и убедиться в безопасности движения.

74. Запрещается во время работы машины откидывать лопатами валик бетонной смеси, скопившийся перед лопастным валом. Это можно делать только во время остановок.

 

75. Нельзя допускать скапливания бетонной смеси перед уплотняющим брусом.

76. В местах работы бетоноотделочной и бетоноукладочной машин должны быть вывешены плакаты с предупреждающими надписями и знаки, ограничивающие или запрещающие движение транспорта и пешеходов.

77. Пленкообразующие материалы, используемые при уходе за свежеуложенным бетоном (лак этиноль, латексы, битумные эмульсии, раствор полихлорвиниловой смолы), должны применяться с соблюдением мер безопасности на работах с вредными и ядовитыми веществами.

78. При окраске нанесенной на бетон пленки раствором извести, должны применяться те же меры предохранения работающих от паров и брызг, что и при работе с пленкообразующими материалами.

79. Бетонщики, работающие с химическими ускорителями твердения бетона, обязаны пройти специальный инструктаж по безопасному обращению с химикатами, а также медицинское освидетельствование. Следует помнить, что хлористый кальций, применяющийся в качестве ускорителя схватывания и твердения бетона, опасен для кожи, а хлорная известь и ее водные растворы являются сильными окислителями, способными выделять газообразный хлор.

80. Приготавливать хлорированную воду следует в отдельном помещении, находящемся на расстоянии не ближе 500 м от жилых зданий.

81. При работе с хлористым кальцием или при применении хлорной извести и хлорированных смесей необходимо надеть респиратор и резиновые перчатки.

82. Использовать хлористый кальций в качестве ускорителя можно только в разведенном виде. При разведении раствора вручную следует пользоваться черпаками с длинными рукоятками.

83. Рабочие, бетонирующие конструкции с использованием электропрогрева, должны пройти специальный инструктаж по безопасным способам работы. Работающие вблизи прогреваемых участков должны быть предупреждены об опасности поражения электрическим тоном.

84. Прогреваемые участки бетона должны быть ограждены, а в ночное время хорошо освещены. Ограждения устанавливают на расстоянии не менее 3-х м от границы участка, находящегося под напряжением.

На границах участка следует вывесить предупредительные плакаты и надписи: "Опасно! Ток включен", а также правила оказания первой помощи при поражении током.

85. Работы по электропрогреву бетона должны производиться под наблюдением опытных электромонтеров. На участках электропрогрева запрещается нахождение людей и выполнение каких-либо работ за исключением измерения температуры. Измерять температуру следует с применением защитных средств.

86. В зоне работ по электропрогреву обязательно должна иметься сигнальная лампочка, расположенная на видном месте и загорающаяся при включении тока на участке.

87. При производстве электропрогрева необходимо работать в диэлектрической резиновой обуви и таких же перчатках; инструмент должен иметь изолированные рукоятки.

88. Перед бетонированием следует убедиться в том, что прогреваемый участок не находится под током.

89. При бетонировании на плохо освещенных участках разрешается пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 В.

90. Перед выгрузкой бетонной смеси бетонщик обязан удостовериться в правильности расположения арматуры и электродов. Расстояние между электродами и арматурой должно быть не менее 5 см. Бетонную смесь необходимо выгружать очень осторожно, не сдвигая электроды.

91. Поливать бетон допускается только после снятия напряжения в прогреваемых конструкциях.

92. Перед электропрогревом бетона, для лучшего контакта с проводами, выступающие концы электродов необходимо очистить от бетонной смеси. По окончании электропрогрева концы электродов, выступающие из бетона, надо срезать.

93. Измерять температуру бетона следует в диэлектрических резиновых галошах и перчатках. При этом необходимо соблюдать крайнюю осторожность, не подходить вплотную к конструкции, а также не опираться на нее. Работы выполняют по возможности одной рукой, держа вторую за спиной или сбоку.

94. В конструкциях, прогреваемых при помощи термоопалубки, наружные поверхности опалубки и смоченные водой опилки приобретают повышенную токопроводимость, поэтому во время электропрогрева, когда включен ток, прикасаться к термоопалубке и опилкам запрещается.

95. Проверять наличие напряжения на частях электроустановки рукой запрещается. Для этой цели следует применять токоискатели или контрольные лампы, имеющие на концах проводов наконечники.

96. Ходить или перевозить бетон в зоне электропрогрева, находящейся под напряжением, разрешается только по специально устроенным ходам и подмостям.

97. Измерять температуру бетона в зоне прогрева следует при помощи дистанционных приборов или при выключенном напряжении.

98. Швы в свежеуложенном бетоне нарезают с соблюдением следующих требований безопасности:

- при передвижении нарезчика не должно быть рабочих на рабочем мостике; вибронож разрешается опускать только при остановленной машине;

- запрещается становиться на вибронож или класть груз для усиления вдавливания виброножа.

99. При нарезке швов в затвердевшем бетоне необходимо:

- хорошо зафиксировать положение дисков;

- регулировать положение дисков во время работы нарезчика швов запрещается;

- режущие диски необходимо устанавливать в вертикальном положении;

- защитный кожух режущих дисков должен быть исправным;

- нарезку швов в затвердевшем бетоне необходимо производить в защитных очках и респираторах.

100. При устройстве предварительно напряженных цементобетонных покрытий необходимо заранее проверить исправность насосов, домкратов и устройств, регистрирующих степень натяжения арматуры.

Арматурные стержни перед натяжением должны быть осмотрены; не допускаются видимые дефекты стержней (подрезы, скрутки, загибы), приводящие к их ослаблению и разрыву.

101. Место натяжения арматуры необходимо оградить и установить щиты с предупреждающей надписью "Арматура натянута".

102. Натягивать арматуру надо под руководством специалиста. Для руководства процессом натяжения арматуры должна быть установлена двусторонняя телефонная связь.

103. Запрещается стоять на участках натяжения арматуры перед домкратами и возле мест закрепления концов арматуры, а также ходить по натянутой арматуре.

104. Во время натяжения струн при устройстве струнобетонных покрытий необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

- подходить к трубчатым тягам разрешается только после остановки трактора, производящего натяжения; при натяжении струн нужно находиться не ближе 5 м от тяги за рельс-формами;

- отсоединять трубчатые тяги от трактора разрешается только после надежного их закрепления на анкерных балках;

- натяжение надо начинать со струн, расположенных в средней части анкерных балок;

- снимать посты и свинчивать трубчатые тяги с конусных втулок разрешается только после проверки прочности натянутых струн и надежного их закрепления;

- запрещается ударять по струнам и наступать на них.

 

Требования после окончания работы

 

105. После окончания работ бетонщик обязан:

- очистить и привести в порядок рабочее место, инструменты и приспособления, сдать их на хранение;

- переодеться, принять душ;

- о всех замеченных неполадках и возможных нарушениях охраны труда доложить мастеру (прорабу).

 

Согласовано:

 

Заместитель председателя ЦК

профсоюза работников

автомобильного транспорта

и дорожного хозяйства

 

Н.Д.Силкин

 

11 января 1993 г.

 

Первый заместитель

генерального директора

Федерального дорожного

департамента Минтранса РФ

 

О.В.Скворцов

Вернуться в "Каталог СНиП"