РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







Типовая инструкция 15 Типовая инструкция № 15 по охране труда машиниста маркировочной машины для разметки автомобильных дорог.

Типовая инструкция № 15 по охране труда машиниста маркировочной машины для разметки автомобильных дорог

 

Утверждена

Федеральным дорожным департаментом

Минтранса РФ 11 марта 1993 г.

 

 

Общие требования

 

1. К работе и управлению маркировочными машинами допускаются водители, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным методам и приемам труда, а также инструктажи по безопасности труда, имеющие удостоверение на право управления машиной.

2. Поступающий на работу машинист должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы и первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Машинист обязан знать инструкцию по эксплуатации маркировочной машины для разметки автомобильных дорог.

4. При оформлении машиниста на работу приказом (распоряжением) по предприятию (организации) за ним закрепляют конкретную маркировочную машину для разметки автомобильных дорог.

5. Лица, допущенные к работе на машине с оборудованием для нанесения линий разметки термопластиком, должны пройти обучение безопасным методам работы в соответствии с "Правилами безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы" и "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" и иметь соответствующее удостоверение.

6. Лица, допущенные к работе на машине с оборудованием для нанесения линий разметки краской, должны пройти обучение по безопасным методам работы в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" и иметь соответствующее удостоверение.

7. Машинист маркировочной машины обязан знать:

- устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации маркировочных машин;

- правила производства маркировочных работ на автомобильных дорогах; инструкцию по ограждению мест производства работ;

- типы покрытий автомобильных дорог;

- способы обнаружения и устранения неисправностей в работе двигателей и механизмов маркировочной машины;

- нормы расхода горючего, смазочных материалов, краски и термопластика;

- правила управления и передвижения маркировочной машины в различных условиях;

- способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

8. Запрещается работать на неисправной машине, а также находиться посторонним лицам в зоне работы маркировочной машины.

9. Рабочая зона работы маркировочной машины должна быть ограждена типовыми инвентарными ограждениями (тумбы, конусы, заборчики и т.п.) и знаками безопасности.

10. Рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны быть проинструктированы и обучены безопасным приемам по всем видам работ при маркировке автомобильных дорог. Рабочие не должны работать и перемещаться вне зоны ограждения рабочей площадки.

11. Все рабочие, производящие маркировочные работы, должны ежегодно проходить медицинский осмотр.

12. При каждом изменении места и условий работы машинист и рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны получить инструктаж по безопасности труда.

13. Машинист и рабочие обязаны работать в выданной им спецодежде и спецобуви, предохранительных средствах, предусмотренных отраслевыми нормами и коллективными договорами и содержать их в исправном состоянии, иметь опрятный вид, быть собранными и внимательными при установке, снятии ограждений, во время работы и при переходах в рабочей зоне. Работать без сигнальных оранжевых жилетов запрещается.

14. Машинист и рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны иметь исправный инструмент и полный набор типовых инвентарных ограждений, предупреждающих и запрещающих знаков.

15. В условиях сохранения движения транспорта при производстве маркировочных работ приказом по организации назначается лицо, ответственное за охрану труда работающих.

16. Работать в зоне, где нет ограждений мест производства работ, открытых люков, колодцев и т.п. запрещается.

17. При работе в ночное время или при недостаточной видимости маркировочная машина должна быть оборудована:

- лобовым и общим освещением, обеспечивающим видимость пути, по которому перемещается машина, видимость фронта работ и прилегающих к нему участков;

- освещением рабочих органов и механизмов управления;

- задним сигнальным светом;

- аварийным освещением (при необходимости проблесковым фонарем).

18. В зоне обслуживания и работы маркировочной машины запрещается курить и пользоваться открытым огнем.

 

Требования перед началом и во время работы

 

19. Ознакомиться с участком работы. Уточнить задание. Убедиться в наличии и расстановке типовых инвентарных ограждений рабочей зоны, предупредительных и запрещающих знаков.

20. Проверить исправность маркировочной машины.

21. Надеть спецодежду. Спецодежда не должна иметь свисающих и развивающихся концов, обшлага рукавов должны быть застегнуты или завязаны.

22. Рабочие, занятые приготовлением краски, нанесением линий, засыпкой термопластика в блок котлов должны пользоваться защитными средствами (респираторами, очками, резиновыми перчатками).

23. В машине должны находиться медицинская аптечка с противоожоговыми препаратами, а также Инструкции по оказанию первой помощи.

24. При нанесении разметочных линий маркировочными машинами, работающими на краске, необходимо:

- перед началом работ проверить исправность компрессора, предохранительных, измерительных и пусковых приборов, прочность и надежность крепления шлангов;

- промыть шланги, по которым краска поступает к распределителю;

- в процессе работы окрасочного устройства следить за давлением в красконагнетальном бачке, а также за нормальной работой компрессора, не допуская его перегрева.

25. Во время работы компрессора запрещается присоединять и разъединять шланги, идущие к окрасочному устройству и красконагнетательному бачку.

26. При обнаружении неисправности манометра, красконагнетательного бачка и других деталей маркировочную машину следует остановить и устранить неисправности.

27. Запрещается эксплуатировать машину с неисправными контрольно-измерительными приборами, предохранительными устройствами и огнетушителями или с истекшими сроками их проверки.

28. Содержание и обслуживание основного бака для краски и газовых баллонов производить в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

29. Запрещается:

- открывать крышки баков для краски и растворителя без предварительного стравливания из них сжатого воздуха;

- проводить какие-либо виды работ по техническому обслуживанию или ремонту при работающем двигателе.

30. При демонтаже и монтаже технологического оборудования, а также их составных частей необходимо пользоваться исправными грузоподъемными механизмами и приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ. Краска, растворитель, масло и рабочие жидкости из емкостей при этом должны быть слиты, а сжатый воздух стравлен.

31. Эксплуатацию и обслуживание газового оборудования маркировочной машины, работающей на термопластике, необходимо производить с соблюдением следующих требований безопасности:

- в каждой организации должна быть разработана и утверждена отдельная инструкция по эксплуатации установленного на машине газового оборудования, составленная с учетом требований "Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы";

- перед пуском в работу блока котлов необходимо снять крышку с дымовой трубы, установить на нее подставку, убедиться в наличии тяги и произвести проветривание жаровых труб и дымоходов в течении 5-10 мин;

- перед зажиганием горелок проверить наличие необходимого давления газа в трубопроводах перед горелками. Проверку давления производить после каждой смены газовых баллонов;

- открывать краны подачи газа в горелки разрешается только при горящих запальниках. Если при зажигании в процессе регулирования или работы горелок происходит отрыв, проскок или затухание пламени, перед повторным зажиганием горелки жаровые трубы и дымоход должны быть снова проветрены. Повторное зажигание разрешается производить не раньше, чем через 5 мин;

- при зажигании горелок и их регулировании изменение подачи газа и воздуха должно производиться постепенно и плавно;

- запрещается эксплуатировать газовое оборудование при утечке газа и неисправных трубопроводах, арматуре и приборах. При обнаружении неисправностей необходимо немедленно перекрыть краны подачи газа в горелки и принять меры по устранению неисправностей;

- после каждой смены газовых баллонов производить проверку всех соединений газооборудования на герметичность с помощью мыльной эмульсии или течеискателя. Запрещается применять огонь для обнаружения утечки газа;

- не разрешается оставлять без присмотра зажженные горелки;

- газоопасные работы выполнять в соответствии с действующими "Правилами безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы";

- техническое обслуживание газового оборудования должно производиться не реже одного раза в месяц.

32. Тепловую обработку (обезвоживание) теплоносителя следует производить с соблюдением следующих требований:

- соответствие заливаемого в систему масла стандарту должно подтверждаться соответствующим сертификатом;

- тепловую обработку производить в сухую погоду на площадке, оборудованной противопожарными средствами, удаленной от зданий и сооружений не менее 20 м и имеющей свободный подъезд;

- на машине в зоне рабочего места машиниста должно находиться не менее двух исправных огнетушителей;

- во время тепловой обработки должен быть обеспечен постоянный контроль машиниста за работой горелок и циркуляционного насоса, показанием термометра и состоянием теплоносителя;

- во время тепловой обработки нахождение посторонних людей ближе 10 м от машины запрещается. Нахождение машиниста на платформе допускается лишь на время, требующееся для выполнения необходимых операций управления и контроля;

- во время тепловой обработки запрещается выполнение каких-либо операций по регулировке и устранению неисправностей. Все эти работы должны выполняться после отключения подачи газа к основным горелкам и запальникам;

- проверку показаний рабочего термометра ртутным термометром производить при выключенных горелках.

33. Во избежание попадания влаги в теплоноситель, крышка должна быть зачехлена. Невыполнение этого условия может привести к выбросу теплоносителя во время работы машины.

На машинах, имеющих остатки термопласта в котлах, коллекторе и маркере от проведенных заводом-изготовителем испытаний на эксплуатационных режимах, перед опусканием и поднятием маркера необходимо произвести прогрев зоны шарнирного соединения коллектора, соблюдая меры противопожарной безопасности.

34. При работе с системой теплоносителя необходимо соблюдать осторожность; температура масла во время работы достигает +200°С, попадание горячего масла на тело вызывает тяжелые ожоги.

35. Запрещается применять открытое пламя для разогрева термопластика.

Температура воспламенения термопластика +600-870°С. Температура взрыва -+ 1200°С.

 

Требования после окончания работы

 

36. После окончания работы по нанесению линий разметки весь оставшийся в котлах термопластик обязательно слить, так как повторный разогрев вызовет ухудшение его свойств.

37. Выключить горелки согласно "Инструкции по эксплуатации газооборудования для разогрева термопластика".

38. При работе маркировочной машины, работающей на краске, аппаратура отключается согласно "Инструкции по эксплуатации маркировочной машины, работающей на краске".

39. Выключить тумблеры проблесковых маяков и "Питание" на панели пульта управления электрооборудованием.

40. Снять талреп маркера и уложить в ящик.

41. Рукоятку распределителя перевести в положение "Подъем".

42. При срабатывании защелки, удерживающей маркер в транспортном положении, рукоятку необходимо перевести в положение "Нейтр".

43. Выключить коробку отбора мощности переводом рычага в кабине машиниста вперед.

44. Переключить демультипликатор на повышенную передачу переводом рычага в кабине машиниста назад.

45. Установить визирное устройство в транспортное положение.

46. Установить измерительный орган в транспортное положение.

47. Снять надставку с дымовой трубы, закрепить ее на платформе и установить на трубу крышку.

48. Закрыть чехлом пульт электрооборудования.

49. Сдать машину сменщику или поставить на место стоянки.

50. Произвести личную гигиену, переодеться.

51. Доложить мастеру (прорабу) о состоянии машины и случаях нарушения требований охраны труда.

 

Согласовано:

Заместитель председателя ЦК

профсоюза работников

автомобильного транспорта

и дорожного хозяйства

 

Н.Д.Силкин

 

18 января 1993 г.

 

Первый заместитель

генерального директора

Федерального дорожного

департамента Минтранса РФ

 

О.В.Скворцов

Вернуться в "Каталог СНиП"