РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов
Произвольная ссылка:
ОК 031-2002 Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов.
МПС РОССИИГОССТАНДАРТ
РОССИИ
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
ВИДОВ ГРУЗОВ, УПАКОВКИ
И УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ОК
031-2002
Москва
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
2002
Предисловие
РАЗРАБОТАН
Барыбинским филиалом
Российского научно-исследовательского института управления на железнодорожном
транспорте (БФ ВНИИУП) МПС России,
Федеральным
государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский
институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству»
(ФГУП «ВНИИКИ») Госстандарта России
ПРЕДСТАВЛЕН
Министерством путей сообщения Российской Федерации
ВНЕСЕН
Научно-техническим управлением Госстандарта России
ПРИНЯТ
И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2002 г. №
405-ст
Общероссийский
классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ)
входит в состав Единой системы классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.
ОКВГУМ
разработан взамен 1
91 192 Общесоюзного классификатора видов грузов,
упаковки и упаковочных материалов на территории Российской Федерации.
ОКВГУМ
предназначен для:
- идентификации
видов грузов, упаковки и упаковочных материалов при перевозках на всех видах
транспорта;
- упрощения
механизации погрузочных операций, хранения и контроля
транспортирования груза;
- обеспечения
статистической отчетности и экономического анализа перевозимых грузов.
В основу ОКВГУМ
положена Рекомендация 21 Рабочей группы по упрощению процедур международной
торговли ЕЭК ООН «Коды для видов грузов, упаковки и упаковочных материалов».
Объектом
классификации в ОКВГУМ являются виды грузов, упаковки и упаковочных материалов,
используемые на транспорте.
Под видом груза
понимается груз, состоящий из однотипных предметов или упаковок и сведенный к
одной единице, форма которой влияет на грузовые операции, транспортирование,
штабелирование и складирование. Груз может также представлять собой жидкие или
твердые вещества, перевозимые без упаковки, например навалом, насыпью или
наливом.
Вид упаковки
рассматривается как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту
продукции от повреждений и потерь, предотвращение загрязнения окружающей среды
в процессе транспортирования, хранения и реализации продукции. Вид упаковки
включает также любые детали, используемые при упаковке груза. К ним, в
частности, относятся держатели, применяемые в качестве внешней и внутренней
облицовки товаров; держатели, с помощью которых товары перекатывают,
поворачивают или закрепляют; контейнеры и резервуары.
Виды упаковочных
материалов включают материалы (пластмассы, бумагу, дерево,
металл, стекло и т.п.), используемые для изготовления упаковки. При этом
типоразмеры, марки и т.п. этих материалов в ОКВГУМ не включаются.
ОКВГУМ имеет
фасетную структуру и состоит из следующих трех фасетов:
Фасет 1. Виды
грузов.
Фасет 2. Виды
упаковки.
Фасет 3. Виды
упаковочных материалов.
Фасет 1 «Виды
грузов» содержит одноразрядный код вида груза, используемый для определения
требований к грузовым операциям, транспортированию, штабелированию,
складированию.
В фасете 2 «Виды
упаковки» в двухзначных кодовых обозначениях первый знак определяет внешнюю
форму упаковки, второй знак характеризует ее вместимость Lв литрах, объем m3в кубических метрах, а также массу kgпомещаемого в упаковке груза в
килограммах.
Кроме того,
в фасете 2 для однозначности понимания позиций в их наименованиях приводятся
наиболее распространенные виды упаковки, относящиеся к этим позициям.
Особенностью
фасета 2 является и то, что в его группировках с кодами 0 и 1 указываются
требования не к упаковке, а к неупакованному грузу, которые используются при
выборе специальных транспортных и других средств для такого груза, которые
выполняют одновременно и функцию упаковки. Например, к таким специальным
транспортным средствам относятся железнодорожные цистерны (для перевозки жидких
и сыпучих грузов), думпкары (для перевозки сыпучих грузов), морские и речные
танкеры (для перевозки жидких грузов), баржи (наливные и сухогрузные),
автомобильные цистерны и т.д.
В фасете 2 при
записи отдельных наименований для их сокращения осуществляется замена
повторяющейся части знаком «тире» и отделение повторяющейся части косой чертой.
Например,
2 ЖЕСТКАЯ ПРИЗМАТИЧЕСКАЯ УПАКОВКА, ТИПА ЯЩИКА, /
21 - закрытая, очень маленькая - коробок
(kg ≤1, L≤1, m3 ≤ 0,001)
Это означает,
что позиция с кодом 21 имеет наименование Жесткая призматическая
упаковка, типа ящика, закрытая, очень маленькая - коробок (kg ≤1, L≤1, m3 ≤ 0,001).
Фасет 3 «Виды
упаковочных материалов» содержит одноразрядный код, используемый для
кодирования материала, предназначенного для изготовления упаковки.
Кодовые
обозначения из фасетов 1, 2, 3 могут использоваться для характеристики упаковки
независимо или в сочетании с одним или двумя другими кодовыми обозначениями.
В приложении А приведен алфавитно-предметный указатель наиболее часто применяемых на транспорте видов
упаковки с указанием цифровых кодов фасета 2.
Ведение ОКВГУМ
предусматривает взаимодействие Барыбинского
филиала Российского научно-исследовательского института управления на
железнодорожном транспорте (БФ ВНИИУП) МПС
России с Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский
научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по
стандартизации и качеству (ФГУП «ВНИИКИ»)
Госстандарта России.