РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







Методические рекомендации Методические рекомендации по применению малощебеночных бетонов на мелких песках для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО
-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МАЛОЩЕБЕНОЧНЫХ БЕТОНОВ
НА
МЕЛКИХ ПЕСКАХ
ДЛЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ
И
АЭРОДРОМОВ

Москва 1987

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МАЛОЩЕБЕНОЧНЫХ БЕТОНОВ НА МЕЛКИХ ПЕСКАХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ. Союздорнии. М., 1987.

Приведены требования к малощебеночным бетонным смесям на мелких природных песках и рекомендуемые составы бетона. Изложены особенности технологии укладки цементобетонных покрытий из такого бетона.

Табл. 2.

Предисловие

Снижение стоимости строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов может быть достигнуто за счет применения малощебеночных бетонов на мелких песках. Применение таких бетонов наиболее целесообразно в тех случаях, если отсутствуют промышленные запасы щебня, крупного и среднего песка и если мелкие пески являются местным материалом.

Разработанные ранее «Методические рекомендации по применению малощебеночных бетонов для строительства бетонных покрытий» (Союздорнии. М., 1977) предусматривают применение природных и смешанных крупных и средних песков.

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе результатов исследований и опытного строительства цементобетонного покрытия из малощебеночного бетона с использованием мелкого песка из р. Иртыш.

Экономический эффект от применения малощебеночного бетона на мелком песке определяется экономией крупного заполнителя и соответствующим снижением транспортных расходов.

«Методические рекомендации по применению малощебеночных бетонов на мелких песках для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов» разработаны кандидатами технических наук В.И. Коршуновым, Ю.Г. Ланге, А.М. Шейниным и инж. М.Я. Якобсоном при участии канд. техн. наук Ю.Н. Высоцкого и инж. Г.Э. Бруга.

Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, Союздорнии.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для строительства покрытий из малощебеночного бетона на мелком песке комплектом машин ДС-100 и ДС-110 со скользящими формами при скорости бетонирования не более 2 м/мин. Возможно использование комплекта машин на рельсовом ходу при приготовлении бетонной смеси в смесителях принудительного действия.

При производстве работ следует руководствоваться, кроме положений настоящих Методических рекомендаций, указаниями СНиП 3.06.03-85, СНиП 3.06.06-86, «Инструкции по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН 139-80 (ВПТИтрансстрой. М., 1980) и «Руководства по организации и технологии строительства аэродромных цементобетонных покрытий» (Союздорнии. М., 1982).

1.2. Малощебеночные бетоны на мелких песках с содержанием щебня до 950 кг/м3 (коэффициент раздвижки 1,8 - 2,2) могут быть получены без увеличения расхода цемента. В малощебеночных бетонах с максимально уменьшенным (до 800 кг/м3) содержанием щебня (коэффициент раздвижки 2,8) перерасход цемента может составлять 5 - 10 %.

В общем случае расход цемента на 1 м3 бетона зависит от модуля крупности и зернового состава мелкого песка.

1.3. При приготовлении малощебеночной бетонной смеси на мелком песке следует применять комплексные химические добавки по ГОСТ 26633-85: пластифицирующую ЛСТ (СДБ) и воздухововлекающую (типа СНВ).

Взамен ЛСТ или в комплексе с ним рекомендуется применять суперпластификатор С-3 для максимального снижения водосодержания бетонной смеси согласно «Временным методическим рекомендациям по применению бетонов с добавкой суперпластификатора С-3 для транспортного строительства» (Минтрансстрой. М., 1985), а взамен СНВ - более технологичную добавку ППФ и для стабильного обеспечения требуемого воздухововлечения в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению воздухововлекающей добавки ППФ в монолитном бетоне для покрытий автомобильных дорог и аэродромов» (Союздорнии. М., 1984).

Другие добавки аналогичного действия следует применять только по согласованию с Союздорнии.

1.4. Малощебеночные бетонные смеси на мелких песках имеют высокие воздухововлекающую и воздухоудерживающую способность, удобообрабатываемость (отделываемость), устойчивость кромок и боковых граней после прохождения скользящей формы, что обеспечивает высокое качество строительства покрытий.

1.5. Малощебеночные бетоны по сравнению с обычными обладают повышенной прочностью на растяжение при раскалывании и при изгибе и высокой морозостойкостью при действии хлористых солей, особенно при низких (до минус 50 °С) температурах замораживания.

1.6. Экономическая эффективность применения малощебеночных бетонов при устройстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов определяется снижением стоимости строительства за счет уменьшения содержания щебня в 1 м3 бетона и транспортных расходов с учетом возможного перерасхода цемента.

2. Требования к материалам для приготовления бетонной смеси

2.1. Зерновой состав и характеристики заполнителей должны соответствовать требованиям ГОСТ 10268-80 с изменением 1.

2.2. Качество цемента должно соответствовать требованиям ГОСТ 10178-85; воды - ГОСТ 23732-79; химических добавок: ЛСТ (СДБ) - ОСТ 13-183-83, СНВ - ТУ 81-05-75-74, ППФ - ТУ ОП-13-03-109-82 с изменением 1 Минлесбумпрома СССР, С-3 - ТУ 6-14-625 с изменением № 1 Минхимпрома, СВП (смола воздухововлекающая пековая) - ТУ 13-4000177-216-86.

3. Требования к бетонной смеси и бетону

3.1. Подвижность (по величине осадки стандартного конуса) равножестких бетонных смесей на мелком песке, как правило, ниже по сравнению со смесями на среднем и крупном песках. Поэтому основной характеристикой удобоукладываемости бетонной смеси на мелком песке является показатель жесткости, например, по техническому вискозиметру, в соответствии с ГОСТ 10181.1-81.

3.2. Показатели удобоукладываемости малощебеночной бетонной смеси на мелком песке на месте укладки в покрытие должны соответствовать приведенным в табл. 1.

Таблица 1

Способ укладки

Подвижность, см, не более

Жесткость, с, не менее

Скользящие формы

2

10 - 15

Рельс-формы

1

15 - 20

При строительстве покрытий в скользящих формах следует ограничивать подвижность бетонной смеси, выпускаемой из смесителя, величиной осадки-конуса не более 4 см с учетом потери подвижности в процессе транспортирования.

3.3. Объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха должен соответствовать ГОСТ 26633-85 (5 - 6 % на месте бетонирования) и определяться, как правило, компрессионным методом по ГОСТ 10181.3-81.

3.4. Воздухосодержание бетонной смеси, если оно определяется сразу после приготовления, должно назначаться выше требуемого на 1 - 3 % с учетом потерь вовлеченного воздуха при транспортировании до момента укладки в покрытие.

4. Рекомендуемые составы бетонов

4.1. Рекомендуемые составы малощебеночного бетона на мелком песке в зависимости от марки бетона по прочности на растяжение при изгибе с морозостойкостью не менее 200 приведены в табл. 2.

Таблица 2

Номер состава

Проектная марка бетона

Содержание материала в 1 м3 бетонной смеси, кг

В/Ц

воды

цемента марки 400

щебня

песка мелкого природного

1

45/350

155 - 175

380 - 400

800 - 1050

950 - 770

0,40 - 0,43

2

50/400

155 - 175

400 - 420

800 - 1050

950 - 770

0,36 - 0,43

3

55/400

160 - 170

410 - 430

800 - 1030

770 - 950

0,36 - 0,40

Примечание. Расход щебня от 800 до 950 кг/м3 рекомендуется для опытного применения по согласованию с Союздорнии.

В составе комплексной добавки дозировка ЛСТ (СДБ) должна составлять не менее 0,4 %, а СНВ (ППФ) - ориентировочно 0,02 - 0,05 % массы цемента. Содержание добавки С-3 в комплексе с воздухововлекающей добавкой принимается равным 0,8 - 1 % и 0,4 - 0,6 % - при использовании с ЛСТ, количество которой при этом может составлять 0,2 - 0,3 % массы цемента.

Дозировку воздухововлекающей добавки следует назначать по фактическому ее расходу в производственных условиях, который обеспечивает требуемое воздухововлечение на месте производства работ.

При получении цемента с другого завода-поставщика следует уточнять состав бетонной смеси, особенно дозировку пластифицирующей добавки.

5. Особенности технологии производства работ

5.1. Основные особенности технологии производства работ при применении бетонов на мелких песках приведены в «Методических рекомендациях по применению мелких и очень мелких песков в бетоне для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов» (Союздорнии. М., 1984) и «Методических рекомендациях по применению малощебеночных бетонов для строительства бетонных покрытий».

5.2. Если требуемое воздухововлечение в бетонную смесь не обеспечено, то необходимо изменять схему расположения лопастей в барабане бетоносмесителя типа СБ-109 согласно «Методическим рекомендациям по обеспечению воздухововлечения в бетонную смесь при строительстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов» (Союздорнии. М., 1983).

5.3. Для повышения эффекта воздухововлечения в бетонную смесь рекомендуется осуществлять предварительное увлажнение песка перед его подачей в бетоносмесительх). Увлажнять песок (например, поливкой водой) рекомендуется до влажности 8 - 12 %. При этом следует учитывать, что повышение влажности песка приводит к уменьшению расхода воды затворения, содержащей требуемое количество добавок. Чтобы обеспечить требуемое содержание химических добавок, необходимо заранее в оставшуюся воду затворения вводить такое же количество добавок, как и в случае использования сухого песка.

х) Авт. свид. 1214622.

5.4. В связи с особенностями состава малощебеночного бетона при строительстве в сухую и жаркую погоду уход за свежеуложенным покрытием следует осуществлять с помощью нанесения пленкообразующего материала в два слоя.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вернуться в "Каталог СНиП"