РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Методические рекомендации Методические рекомендации по определению экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий в транспортном строительстве.МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ УТВЕРЖДАЮ Зам. директора института Б.А. Бондарович 16 октября 1986 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Одобрены Главным техническим управлением Согласованы отделом охраны природы Госплана СССР Москва 1986 ПРЕДИСЛОВИЕНастоящие Методические рекомендации содержат общие принципы оценки эффективности осуществления природоохранных мероприятий на всех стадиях строительства (изыскании, проектировании транспортных объектов и сооружений, производстве работ) и при эксплуатации предприятий стройиндустрии. В Методических рекомендациях приведены примеры расчетов определения экономической эффективности мероприятий по защите атмосферы и водоемов от загрязнения вредными веществами. Методические рекомендации предназначены для использования научно-исследовательскими, проектными и строительными организациями, а также промышленными предприятиями Минтрансстроя. Работа выполнена в отделении экономики и организации строительства ЦНИИСа при участии лаборатории охраны природной среды и отдела экономики Союздорнии. Рекомендации разработаны кандидатом экон. наук Т.А. Беляевой при участии кандидатов техн. наук В.И. Васильева; Е.А. Вихрова, В.И. Монастырского, канд. экон. наук Н.И. Елагиной, инженеров Т.И. Рогоновой, Т.И. Топилиной, Н.Н. Бурсиной, Б.И. Соснина, Л.П. Киян (ЦНИИС), О.П. Артеманович (Союздорнии). Зав. отделением экономики и организации строительства А.М. Коротеев 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений. Инструкции по определению экономической эффективности использования в строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений СН 509-78 и Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. При подготовке Методических рекомендаций также были использованы нормативно-методические документы Госплана СССР, АН СССР, ГКНТ СССР, результаты исследований Государственного научно-исследовательского института земельных ресурсов Министерства сельского хозяйства СССР, научно-исследовательского и проектного института по газоочистным сооружениям, технике безопасности и охране труда в промышленности строительных материалов СССР, научно-исследовательских и проектных организаций органов рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства СССР, а также отдельных авторов. 1.2. Методические рекомендации предназначены для расчетов и обоснований экономической эффективности: структуры и объемов природоохранных мероприятий (включая строительство природоохранных объектов) или структуры и объемов капитальных вложений природоохранного назначения в планах строительно-монтажных организаций, промышленных предприятий, трестов, главных управлений и министерства; вариантов проектных решений по охране окружающей среды, а также НИР и ОКР в области охраны окружающей среды; результатов деятельности подразделений министерства по охране окружающей среды. 1.3. Загрязненная среда оказывает отрицательное воздействие на различные виды объектов (реципиенты)*, которое проявляется главным образом в повышении заболеваемости людей, снижении их работоспособности, ухудшении условий жизни населения, снижении продуктивности природных ресурсов, ускоренном износе основных фондов и т.д. * В качестве основных видов реципиентов рассматриваются: 1) население, 2) объекты жилищно-коммунального хозяйства, 3) сельскохозяйственные угодья, 4) лесные ресурсы, 5) элементы основных фондов промышленности и транспорта, 6) рыбные ресурсы и др. Предприятиями и организациями Минтрансстроя выполняются природоохранные мероприятия по трем основным направлениям: предотвращение пылегазообразных выбросов в атмосферу; очистка сточных вод; рекультивация (восстановление) нарушенных земель. 1.4. Весь комплекс природоохранных мероприятий должен обеспечивать соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды с учетом возможных изменений нормативных характеристик качества, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами. При сравнении технических решений природоохранных объектов по тем объектам, которые не обеспечивают установленного нормативами качества окружающей среды, следует предусмотреть дополнительные технические решения и соответственно большую величину капитальных вложений. 1.5. Результаты природоохранных мероприятий оцениваются следующими показателями: экологическими, в частности, уменьшение концентрации вредных веществ в среде, снижение уровня шума, вибрации и др., количество рекультивированных или улучшенных и пригодных к использованию земельных и лесных ресурсов; социальными, например, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни, улучшение условий труда и отдыха, снижение текучести кадров, сохранение эстетической ценности природной среды. Социальные результаты иногда могут быть представлены в стоимостном выражении; экономическими, заключающимися в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в производственной и непроизводственной сферах народного хозяйства, а также в сфере личного потребления. 1.6. При обосновании природоохранных мероприятий необходимо соблюдать народнохозяйственный подход, что означает учет затрат и результатов во всех сферах народного хозяйства как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе, а также учет фактора времени. 1.7. Экономическое обоснование природоохранных мероприятий производится путем сопоставления экономических результатов этих мероприятий с затратами, необходимыми для их осуществления с помощью показателей: чистого экономического эффекта; общей (абсолютной) экономической эффективности; сравнительной экономической эффективности. 1.8. Показатель чистого экономического эффекта определяется как разница между приведенными к годовой размерности экономическими результатами природоохранных мероприятий и затратами на их осуществление. 1.9. Показатель общей (абсолютной) экономической эффективности представляет собой отношение указанных результатов к затратам. 1.10. Показатель сравнительной экономической эффективности определяется как разница приведенных затрат с учетом фактора времени. 1.11. Показатели экологической и социальной эффективности природоохранных мероприятий определяются как отношения величин экологических и социальных результатов к вызвавшим их затратам. Экологические результаты рассчитываются по разности отрицательного воздействия на окружающую среду (снижение выбросов вредных веществ и т.п.) или по разности показателей состояния окружающей среды до и после проведения мероприятий. Социальные результаты рассчитываются по разности соответствующих натуральных показателей (число дней заболеваемости и т.п.) до и после проведения мероприятий. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ2.1. Затраты на проведение природоохранных мероприятий подразделяются на единовременные капитальные вложения и текущие (эксплуатационные). К единовременным относятся затраты на научные исследования, включая опытно-конструкторские работы, на проектирование, приобретение оборудования и инвентаря, на строительно-монтажные работы. Подробный перечень капитальных вложений приводится в приложении 1. Текущие затраты включают основную и дополнительную заработную плату рабочих, связанных с эксплуатацией и содержанием оборудования (с наладкой и отладкой оборудования); отчисления на социальное страхование от основной и дополнительной зарплаты рабочих, затраты по ТЭР, необходимые для приведения в действие установок (двигателей, насосов, воздуходувок, дымососов, на освещение, пар, воду, сжатый воздух и др.); затраты на текущий ремонт и содержание зданий, оборудования и инвентаря; амортизационные отчисления на здания, оборудование. 2.2. Приведенные затраты на осуществление природоохранных мероприятий представляют собой сумму текущих затрат и капитальных вложений, приведенных к годовой размерности, и определяются по формуле З = С + ЕнК, (1) где С - годовые эксплуатационные расходы на обслуживание и содержание природоохранных объектов; К - капитальные вложения в природоохранные объекты; Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений природоохранного назначения, равный 0,12. 2.3. При проведении природоохранных мероприятий, осуществление которых требует длительных сроков (восстановление лесных насаждений, рекультивация земель и т.д.), а величина текущих издержек и капитальных вложений изменяется во времени, суммарные затраты определяются с учетом фактора времени по формуле где Кt - капитальные вложения в мероприятие в t-м году; Сt - текущие издержки по эксплуатации природоохранного объекта в t-м году (без реновационных отчислений); Енп - нормативный коэффициент приведения разновременных затрат, Енп устанавливается равным 0,1 для затрат на новую технику, 0,03 - для затрат на восстановление лесных насаждений и рекультивацию земель и 0,08 - на остальные затраты; t0, Т - соответственно год начала строительства и год завершения эксплуатации соответствующих сооружений (объектов); tб - базовый момент времени, к которому приводятся затраты t-го года. В качестве базового момента времени принимается либо начало соответствующего планового периода (года, пятилетки), в котором будут осуществляться рассматриваемые мероприятия, либо наиболее поздний (по всем сравниваемым вариантам мероприятий) срок ввода природоохранных объектов в эксплуатацию, 2.4. В случае, когда в качестве года приведения принят год окончания строительства, вслед за которым объект частично или полностью вступает в эксплуатацию, причем в течение срока эксплуатации производятся необходимые дополнительные капитальные вложения в объект, суммарные затраты определяются по формуле где Кпt - величина первоначальных капитальных вложений, проводимых в t-м году (t0 £ t £ tб); КДt - величина дополнительных капитальных вложений, проводимых в t-м году (tg + 1 £ t £ T) 2.5. При укрупненных расчетах при отсутствии данных о фактической величине текущих затрат, последние могут приниматься в размере 30 - 35 % от капитальных вложений. 3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ3.1. Экономический результат от проведения природоохранных мероприятий Р учитывает величину годового предотвращенного экономического ущерба и годовой прирост прибыли от улучшения производственных результатов деятельности предприятия или организации и определяется по формуле Р = П + DД, (4) где П - годовой народнохозяйственный экономический ущерб, предотвращенный в результате снижения или прекращения сброса примесей в водные объекты и в атмосферный воздух; DД - годовой прирост прибыли от использования веществ, уловленных при очистке сточных вод и отходящих газов. 3.2. Величина предотвращенного годового экономического ущерба от загрязнения окружающей среды П определяется как сумма предотвращенных ущербов в результате снижения (прекращения) выбросов примесей в атмосферный воздух, сброса примесей в водные объекты, изъятия или временного занятия земельных участков по формуле где l - количество видов ущерба (l = 1, 2, ..., L); У1 - расчетная величина ущерба, который имел место до осуществления запланированного мероприятия, тыс. руб.; У2 - то же, после осуществления запланированного природоохранного мероприятия, тыс. руб. При отсутствии фактических данных по количественной оценке изменения состояния разных реципиентов под воздействием загрязненной природной среды допускается использовать укрупненные (приближенные) оценки экономического ущерба. Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнения атмосферы и водоемов приведены в приложениях 2 и 3. 3.3. Строительство крупных производственных объектов, линейных сооружений, складирование отходов производства и потребления и ряд других видов хозяйственной деятельности сопровождается изъятием или временным занятием земельных участков преимущественно из сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования, их нарушением, загрязнением и снижением продуктивности прилегающих территорий. Для уменьшения негативных последствий этих процессов должен осуществляться комплекс мер по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, среди которых наиболее важной является рекультивация нарушенных земель, т.е. комплекс работ, направленных на подготовку нарушенных земель к использованию в различных хозяйственных и других целях, а также на улучшение состояния окружающей среды в районе проведения этих работ. 3.4. При изъятии под строительство объектов земель сельскохозяйственного назначения вместо них приходится осваивать новые площади, что требует соответствующих капитальных вложений. Величина ущерба от изъятия земель из сельскохозяйственного оборота определяется, исходя из утвержденных нормативов по формуле Уu = Suq, (6) где Su - площадь земель, изъятых из оборота, га; q - норматив стоимости освоения новых земель, взамен изымаемых на несельскохозяйственные нужды, руб./га. Нормативы стоимости освоения новых земель разрабатываются и утверждаются советом министров каждой союзной республики. Размер убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства может быть определен также оценочной комиссией в соответствии с Инструкцией о порядке возмещения землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятием земляных участков, а также потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель для несельскохозяйственных нужд. («Методические указания по вопросам проектирования и составления смет». М., Главтранспроект, 1979). 3.5. Ориентировочная величина ущерба, причиняемого нарушенными землями окружающей среде, приведена в приложении 4. 3.6. Оценку экономического ущерба от шумового загрязнения акустической среды населенных мест следует производить в соответствии с приложением VIII Временной типовой методики [1]. 3.7. Строительство железнодорожных и автодорожных мостов, струенаправляющих дамб на мостовых переходах, гидротехнических сооружений (молов, причалов, набережных и др.), намыв дорожных насыпей и прочее, в большинстве случаев оказывает отрицательное воздействие на экологические условия и биологические ресурсы в водоемах, что в конечном итоге выражается в уменьшении запасов рыб (снижение продуктивности), их качественном ухудшении и снижении стоимостной оценки. При выборе места пересечения водотока или размещения объекта нужно учитывать влияние того или иного варианта на рыбные запасы, обеспечивая неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания рыб. Экономический ущерб рыбным запасам в этом случае определяется в соответствии с Методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах (проект), разработанной группой специалистов научно-исследовательских и проектных организаций и органов рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства СССР. Экономический ущерб рыбным запасам, обусловленный деятельностью предприятий стройиндустрии, должен определяться в соответствии с Методикой экономической оценки ущерба, наносимого рыбному хозяйству загрязнением поверхностных и морских вод (проект), разработанной Минрыбхозом СССР. 3.8. Дополнительный доход от использования продукции, получаемой в результате утилизации отходов или предотвращения их образования и экономии в связи с этим первичного сырья рассчитывается по формуле где qi - количество товарной продукции i-го вида (качества), получаемой до осуществления оцениваемого мероприятия (i = 1, m); qi - то же после его осуществления (j = 1, n); zi(j) - оценка единицы i-й (j-й) продукции. Оценка единицы продукции производится по замыкающим затратам* на аналогичную продукцию, получаемую из первичного сырья. * Замыкающие затраты представляют собой централизованно устанавливаемый норматив предельно допустимых приведенных затрат на прирост производства соответствующей продукции. При отсутствии данных о замыкающих затратах оценка продукции производится по суммарным приведенным затратам (8) где n - количество сопряженных отраслей. В тех случаях, когда применение дополнительно полученной продукции из отходов дает дополнительный эффект в сфере ее применения (по сравнению с заменяемой), то он учитывается дополнительно. 3.9. Хозрасчетный эффект организации (предприятия) DПр представляет собой прирост прибыли (экономию по статьям себестоимости), которая включает: экономию затрат на текущий и капитальный ремонты основного производственного оборудования, зданий и сооружений в связи с предотвращением их преждевременного износа в загрязненной среде; экономию условно-постоянных расходов при увеличении выпуска готовой продукции; экономию эксплуатационных затрат на содержание и обслуживание природоохранных объектов (установок, аппаратов и т.п.). 4. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ4.1. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий оценивается тремя показателями: чистый экономический эффект, общая (абсолютная) экономическая эффективность, сравнительная экономическая эффективность. 4.2. Чистый экономический эффект определяется как ожидаемый (планово-проектный, прогнозный) и фактический. Чистый экономический эффект рассчитывается по формуле R = Р - З (9) или R = (П + DД) - (С + ЕнК), (10) 4.3. Если периоды строительства (реконструкции), а также проектные сроки эксплуатации природоохранных сооружений и устройств в сравниваемых вариантах природоохранных мероприятий примерно одинаковы (различия в сроках не превышают трех лет), а величина затрат и результатов в период эксплуатации существенно не меняется, то сравнение вариантов природоохранных мероприятий производится по величине их чистого экономического эффекта R, а выбор лучшего из них по максимуму чистого экономического эффекта по формуле R = (Р - З) → max. (11) 4.4. Сравнение вариантов средозащитных мероприятий и объектов, характеризующихся неодинаковыми периодами строительства (реконструкции) и (или) разными проектными сроками эксплуатации, а также изменяющимися в период эксплуатации величинами затрат и результатов, производится по величине суммарного экономического эффект; за период эксплуатации соответствующих объектов с учетом фактора времени Rсум по формуле (12) где t - год начала эксплуатации объекта; Т - год завершения его эксплуатации; Rt - экономический результат для t-го года; Eнп, tб - соответственно, нормативный коэффициент приведения затрат и базовый момент времени (п. 2.3); Зсум - суммарные затраты за период строительства (реконструкции) и эксплуатации объекта с учетом фактора времени, определяемые по формулам (2) и (3). 4.5. Общая (абсолютная) экономическая эффективность определяется по формуле Показатель общей эффективности капитальных вложений сопоставляется с нормативами и фактически достигнутыми показателями. Плановые и проектные показатели общей (абсолютной) экономической эффективности должны быть, как правило, не ниже соответствующих нормативов и отчетных показателей за предшествующий период. Расчет показателя Е по министерству осуществляется путем суммирования данных производственных объединений, промышленных предприятий и строительных организаций по отдельным составляющим формулы (13), т.е. вначале берется раздельно сумма всех П, DД, которые входят в состав Р, сумма С и К, а затем осуществляется расчет Е. 4.6. Показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимум совокупных эксплуатационных расходов и капитальных вложений, приведенных к годовой размерности с учетом фактора времени (см. формулы (1), (2) и (3)). Приложение 1Справочное КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДОЗАЩИТНЫХ ОБЪЕКТОВ1. Капитальные вложения на охрану водных объектов включают в себя единовременные затраты на строительство: станций биологической, физико-химической и механической очистки производственных и коммунальных сточных вод; сооружений и установок по доочистке сточных вод, включая поля орошения (кроме земледельческих); отдельных сооружений первичной стадии очистки сточных вод (нефтеловушки, жироловки, станции нейтрализации, флотационные установки, установки обезвреживания шламов); водоохранных зон с комплексом технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических, санитарных и других мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных ресурсов; береговых станций очистки балластных, льяльных (подсланевых) вод; установок по сбору нефти, мазута, мусора и других отходов с акваторий водных объектов, включая суда-сборщики и нефтеочистные станции; опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод; установок и сооружений для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов; полигонов и установок для обезвреживания вредных промышленных отходов, загрязняющих водные объекты; береговых сооружений для приема с судов хозяйственно-бытовых сточных вод и мусора для утилизации, складирования и очистки; систем канализации городов; основных коммуникаций для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружений на них. При этом в основные коммуникации не входят внутриплощадочные сети предприятий. 2. Капитальные вложения на охрану воздушного бассейна включают в себя единовременные затраты на строительство: установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов при работе технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом их в атмосферу (с учетом подсобно-вспомогательных объектов); контрольно-регулировочных пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей. Затраты, направляемые на строительство дымовых труб и газоходов и создание санитарно-защитных зон, к капитальным вложениям на охрану воздушного бассейна не относятся. 3. Капитальные вложения по охране земель включают затраты: на строительство противоэрозионных гидротехнических, противоселевых сооружений, не входящих в проекты ирригационно-мелиоративных систем; на террасирование крутых склонов; на создание защитных лесных полос, включая полезащитные полосы; на рекультивацию земель, включая приведение земель, нарушенных торфоразработками в состояние, пригодное для использования по назначению; на строительство берегоукрепительных и противооползневых сооружений; на создание противоэрозионных лесных насаждений; на строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов и приобретение входящих в состав этих заводов установок, оборудования и машин для сбора и транспортировки мусора. Приложение 2Рекомендуемое РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРУПНЕННОЙ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ1. Экономическая оценка ущерба, причиненного годовыми выбросами загрязнений в атмосферный воздух, У для всякого источника определяется по формуле У = gsfm, (1) где У - оценка ущерба (руб./год) g - константа, численное значение которой равно 2,4 при оценке годовых выбросов, производимых после 1985 г., руб./усл. т; s - величина, значение которой определяется в соответствии с п. 2 (безразмерная); f - величина, значение которой определяется в соответствии с п. 3 (безразмерная); m - приведенная масса годового выброса загрязнений из источника, величина которой определяется в соответствии с п. 4, усл. т/год. 2. Значение величины s определяется по табл. 1. Если зона активного загрязнения (ЗАЗ) неоднородна и состоит из территории таких типов, которым в табл. 1 соответствуют различные значения величины s, причем Sj - площадь j-й части ЗАЗ, sj - соответствующее табличное значение константы s, то значение s для всей ЗАЗ определяется по формуле (2) Таблица 1 Значения показателя относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над территориями различных типов s
* Показатель плотности населения определяется как отношение численности населения пункта к его площади. где SЗАЗ - общая площадь ЗАЗ; j - номер части ЗАЗ, относящейся к одному из типов территорий, указанных в табл. 1; к - общее число типов территорий, попавших в ЗАЗ. Зона активного загрязнения для каждого источника, ущерб от выбросов которого подлежит оценке, определяется следующим образом. Для организованных источников (труб), имеющих высоту h < 10 м ЗАЗ представляет собой круг с центром в точке расположения источника и с радиусом 50h, а при h ³ 10 м ЗАЗ для организованных источников представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с радиусами rЗАЗвнутр. = 24h и rЗАЗвнешн. = 20j4h, где h - высота источника в метрах*, j - безразмерная поправка на подъем факела выбросов в атмосфере, вычисляемая по формуле (3) где DТ - среднегодовое значение разности температур в устье источника (трубы) и в окружающей атмосфере на уровне устья, °С. * В тех случаях, когда частотная роза по направлениям ветров резко отличается от круговой, рекомендуется заменять круговые внешнюю и внутреннюю границы ЗАЗ границами, деформированными в соответствии с частотной розой по направлениям ветров, умножая rЗАЗвнутр. и rЗАЗвнешн. на два множителя, первый из которых равен числу румбов в розе, а второй - относительной частоте (в долях единицы) направления ветра по каждому румбу. Для автомагистралей всех типов принимается, что ЗАЗ представляет собой полосу шириной 200 м, центральная ось которой совпадает с центральной осью автомагистрали. Для низких неорганизованных источников (складов, вентиляторов, окон промзданий, карьеров, свалок и т.д.) принимается, что ЗАЗ представляет собой территорию внутри замкнутой кривой, проведенной вокруг источника так, что расстояние от любой точки этой кривой до ближайшей точки границы неорганизованного источника (до его контура) равно 1 км, а для высоких неорганизованных источников (терриконов и др.) высоты h, м, равно 20h, м. 3. Значение множителя f (поправки, учитывающей характер рассеяния примеси в атмосфере) определяется по данным табл. 2. 4. Значение приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу из источника М определяется по формуле (4) где mi - масса годового выброса примеси i-го вида в атмосферу, т/год; Аi - показатель относительной агрессивности примеси i-го вида, усл. т/т; N - общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу. Значения величин Аi для некоторых распространенных видов примесей приведены в табл. 3, а для некоторых видов пыли - в табл. 4. 5. В целях проведения укрупненных расчетов при отсутствии данных о фактических выбросах в табл. 5 даны удельные величины приведенной массы выбросов. Удельные величины приведенной массы выбросов определены на основе укрупненных показателей выбросов, разработанных ВПТИтрансстроем, согласованных с ЦНИИСом и Государственным научно-исследовательским институтом по промышленной и санитарной очистке газов (НИИОГаз) и опубликованных в «Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу» (М., ЦНИИС, 1982). Для приближенной оценки ущерба от выбросов вредных веществ в атмосферу в табл. 6 приведены соответствующие данные по ряду производств министерства. Таблица 2 Значение коэффициента f в зависимости от высоты источника загрязнения h и среднегодового значения разности температур в устье источника и окружающей атмосферы на уровне устья DТ
Примечания: 1. Приведенные в числителе значения f следует применять для газообразных примесей и легких мелкодисперсных частиц со скоростью оседания менее 1 см/с, а также частиц, выбрасываемых после пылеочисток с коэффициентом улавливания свыше 90 %. 2. Приведенные в знаменателе значения f следует применять: для частиц, оседающих со скоростью от 1 до 20 см/с, а также выбрасываемых после пылеочисток с коэффициентом улавливания 70 - 90 %; для частиц, образующихся при сжигании жидкого и газообразного топлива, не сопровождающемся быстрой конденсацией аэрозолей. 3. Независимо от значений h и DТ значение коэффициента f = 10 следует принимать: для частиц, оседающих со скоростью свыше 20 см/с либо выбрасываемых после пылеочисток с коэффициентом улавливания ниже 70 %; при выбросе вредных примесей и частиц одновременно с парами воды или других веществ, сопровождающихся быстрой конденсацией. Таблица 3 Значение величины Аi для некоторых веществ, выбрасываемых в атмосферу*
* Указанные в таблице значения А соответствуют случаю выброса примесей в зонах с количеством осадков свыше 400 мм в год. В более засушливых зонах эти значения следует увеличить в 1,2 раза для всех твердых аэрозолей. ** Значение в числителе следует применять для территорий, расположенных севернее широты 40°, в знаменателе - южнее широты 40°. Таблица 4 Значение величины Аi для пыли
Таблица 5 Приведенная масса удельных выбросов вредных веществ в атмосферу на единицу продукции
Таблица 6 Удельные показатели ущерба от выбросов вредных веществ в атмосферу
Приложение 3Рекомендуемое РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРУПНЕННОЙ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДОЕМОВ1. Экономическая оценка годового ущерба У, руб./год, от годичного сброса загрязняющих примесей в к-й водохозяйственный участок некоторым источником (предприятием, населенным пунктом) определяется по формуле У = gsкМ, (1) где g - константа, численное значение которой рекомендуется принимать равным 120 при оценке ущерба от годовых сбросов, которые поступят в водоемы до или в 1985 г. и 144 для сбросов, которые поступят в водоемы после 1985 г., руб./усл. т; sк - константа, имеющая разное значение для различных водохозяйственных участков (безразмерная); значения sк указаны в табл. 1; М - приведенная масса годового сброса примесей данным источником в к-й водохозяйственный участок, усл. т/год. При оценке экономического ущерба от загрязнения водоемов по формуле (1) следует учитывать все сбрасываемые загрязняющие вещества, включая микропримеси. Игнорирование наличия какой-либо микропримеси в составе воды, сбрасываемой в водоем, приводит к занижению оценки экономического ущерба, что, в свою очередь, может привести к заниженной оценке социально-экономической эффективности водоохранных мероприятий. Таблица 1 Значения констант sк для различных водохозяйственных участков
2. Значение величины М определяется по формуле (2) где i - номер сбрасываемой примеси; N - общее число примесей, сбрасываемых оцениваемым источником; Аi - показатель относительной опасности сброса i-го вещества в водоемы, усл. т/т, его значение определяется в соответствии с п. 4; mi - общая масса годового сброса i-й примеси оцениваемым источником, т/год. 3. Если источник сбрасывает сточные воды нескольких типов, различающиеся степенью очистки, то следует определить общую массу mi годового сброса i-й примеси в водоем суммарно со всеми типами сточных вод (после очистки) по формуле (3) где mij - масса годового поступления i-го вещества в водоем от данного источника со сточными водами j-типа, j = 1, 2, ..., к, т/год. Если сточные воды j-го типа сбрасываются в водоем только от оцениваемого источника, без смешения со сточными водами других источников, и величина концентрации i-й примеси Сij, г/м3, в поступающих в водоем сточных водах j-го типа в течение года относительно постоянна, то масса годового поступления i-го вещества со сточными водами j-го типа mij, т/год, может быть приближенно определена по формуле (4) где Vj - объем годового сброса сточных вод j-го типа данным источником в водоем, млн. м3/год. Если на городские или региональные (коллективные) очистные сооружения поступают сточные воды от нескольких источников L, и при этом очистные сооружения удерживают Pi, %, от общей массы i-го вещества, поступившей в очистные сооружения от всех источников за год, (100 - рi) % сбрасывается в водоем, причем от l-го источника (l = 1, 2 ..., L) на очистные сооружения поступает milo, т/год i-го загрязняющего вещества, то масса годового сброса i-го вещества в водоем от l-го источника mil определяется по формуле (5) 4. Численное значение величины Аi для каждого загрязняющего вещества определяется по формуле где ПДКp/xi - предельно допустимая концентрация i-го вещества в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей. Значения константы Аi для некоторых распространенных загрязняющих веществ указаны в табл. 2. Примечание. При отсутствии утвержденного значения ПДКp/xi при определении значения Аi допускается, вплоть до утверждения ПДКp/xi, использовать в формуле (6) вместо ПДКp/xi, утвержденное значение предельно допустимой концентрации i-го вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Для тех веществ, для которых в действующих списках ПДК указано «отсутствие», впредь до полной ликвидации их сброса со сточными водами предлагается для оценки ущерба по формуле (1) принимать значение Аi = 5 × 104 усл. т/т. 5. Изложенный метод укрупненной оценки ущерба от сброса примесей в водоемы неприменим в случаях, когда сбросы в течение года носили залповый характер. Значения константы А для некоторых распространенных загрязняющих водоемы веществ приведены в табл. 2. Таблица 2
* Оценку сброса минеральных веществ следует проводить дифференцированно по отдельным компонентам (сульфаты, хлориды и т.д.). Значения предельно допустимых концентраций по загрязняющим водоемы веществам приведены в «Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами». 6. В целях проведения укрупненных расчетов при отсутствии данных о фактических сбросах примесей в табл. 3 приведены удельные величины приведенной массы сбросов примесей и удельные величины ущерба от загрязнения водоемов по ряду производств. Таблица 3 Приведенная масса удельных сбросов примесей в водоемы на единицу продукции, производимой предприятиями Минтрансстроя
Приложение 4Рекомендуемое ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ УЩЕРБА, руб./га в год, ПРИЧИНЯЕМОГО НАРУШЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ*
* Из Методики определения экономической эффективности рекультивации нарушенных земель [5]. Приложение 5СправочноеПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВПример 1. Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий, проводимых на заводе ЖБК по защите атмосферы от загрязненияОбщие сведения о заводе Завод ЖБК находится в полукилометре от поселка с населением 300 человек. Завод производит железобетонные плиты и опоры контактной сети. Мощность завода 63 тыс. м3. На заводе производится резка и сварка стали, дробление щебня, прием и транспортировка песка и цемента, приготовление бетона для железобетонных изделий, имеется собственная котельная, работающая на каменном угле. В результате производства в атмосферу выбрасываются вредные вещества, перечень которых приведен в табл. 1. По каждому вредному веществу устанавливаются концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе до внедрения природоохранных мероприятий и после, а также предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных пунктов. После проведения природоохранных мероприятий концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе становится ниже ПДК (данные гр. 9 табл. 1 к примеру 1 сравниваются с данными гр. 5), исключение составляют только зола, сажа и окислы азота. Для снижения концентрации по этим веществам необходимо провести дополнительные мероприятия, перечень которых приведен в табл. 2 к примеру 1. Таблица 1
Таблица 2
Определение чистого экономического эффекта Величина чистого экономического эффекта от проведения природоохранных мероприятий определяется по формуле (10) R = (П + DД) - (С + ЕнК). Предотвращенный ущерб от загрязнения атмосферы П определяется по формуле (5) П = У1 - У2. Ущерб У, причиняемый выбросами загрязнений в атмосферный воздух, определяется по формуле (1) приложения 2. У = gsfM. Значение g принимается равным 2 руб./усл. т. Значение s = 0,1 га/чел. × (300 чел. / 100 га) × 0,3. Исходные данные для определения величины f приведены в табл. 3. Среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера принимается равным 3 м/с. Результаты расчета приведенной массы годового выброса загрязнений до внедрения природоохранных мероприятий и после даны в табл. 1. По каждому виду выбрасываемых веществ и цеху или участку, где эти вещества выбрасываются, рассчитывается величина ущерба. Например, величина ущерба от загрязнения атмосферы пылью щебня и песка по данным табл. 1, гр. 8 (11) и табл. 3, гр. 10 составит: На складе заполнителей: до внедрения мероприятий Э¢ = 2 × 0,3 × 3,9 × 25 = 58,5 руб., после внедрения мероприятий Э² = 2 × 0,3 × 3,8 × 6,25 = 14,6 руб. Таблица 3
* Определяется как разность температуры в устье источника и среднегодовой температуры атмосферы на уровне устья. На бетоносмесительном узле: до внедрения мероприятий Э¢ = 2 × 0,3 × 3,48 × 15,75 = 32,9 руб., после внедрения мероприятий Э² = 2 × 0,3 × 3,48 × 2,5 = 5,2 руб. В горном цехе: до внедрения мероприятий Э¢ = 2 × 0,3 × 3,87 × 5,0 = 11,6 руб., после внедрения мероприятий Э² = 2 × 0,3 × 3,87 × 0,98 = 2,3 руб. Аналогично рассчитывается величина ущерба и по другим видам сбрасываемых веществ. Результаты расчета сведены в табл. 4. Следовательно, предотвращенный экономический ущерб от загрязнения атмосферы П = У1 - У2 = 35401,0 - 2727,0 = 32674 руб. Дополнительный доход DД от использования дополнительной продукции, получаемой в связи с экономией цемента, определяется по формуле (7). Величина экономии цемента устанавливается по данным табл. 1 к примеру № 1, гр. 7. Оценка 1 т цемента принимается равной 20 руб. DД = [(150,1 + 19,1) - (8,6 + 1,18)] · 20 = 3186,4 руб. Годовые текущие издержки составляют 1170 руб., а единовременные затраты К - 52200 руб. (табл. 2 к примеру 1). Подставляя численные значения в формулу (10), определяем величину чистого экономического эффекта. R = (32674 + 3186,4) - (1170 + 0,12 × 52200) = 35860,4 - 7434 = 28426,4 руб. Таблица 4
Определение показателя общей (абсолютной) экономической эффективности
Следовательно, проведение природоохранных мероприятий на заводе экономически оправдано. Пример 2. Определение экономической эффективности мероприятий по защите атмосферы от загрязнения вредными веществами (выбросами) асфальтобетонных заводовОбщие сведения о заводе Асфальтобетонный завод с проектной производительностью 100 тыс. т смеси в год расположен на расстоянии 2 км от поселка. В зону активного загрязнения поселок не попадает. Вблизи завода находятся лес и пашни (примерно равные по площади). При производстве асфальтобетонной смеси выбрасываются вредные вещества, перечень которых приведен в табл. 1. Характеристика источника выбросов вредных веществ: высота источника выбросов 15 м; диаметр или размер сечения устья источника выбросов 0,7 м; скорость выхода газовоздушной смеси из источников выбросов 8,3 м/с; температура газовоздушной смеси 60 °С; среднегодовая температура наружного воздуха 8 °С. Вредные вещества оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду. Исключить это воздействие или хотя бы уменьшить его призваны мероприятия, проводимые на асфальтобетонных заводах по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. К числу таких мероприятий могут быть отнесены: соблюдение технологических правил, совершенствование технологического процесса и повышение эффективности пылеулавливания. Таблица 1
В примере рассматривается процесс пылеулавливания на заводе. Поскольку пылеулавливающие устройства входят в состав асфальтосмесительной установки, капитальные затраты на них точно выделить не представляется возможным. Расчетами установлены значения капитальных затрат на изготовление пылеулавливающих устройств. Они составят для асфальтосмесительной установки производительностью 100 тыс. т смеси в год К = 20000 руб. Эксплуатационные затраты по опытным данным составляют 25 % от капитальных затрат или С = 5000 руб. Определение чистого экономического эффекта Величина чистого экономического эффекта от проведения природоохранных мероприятий определяется по формуле (10) R = (П + DД) - (С + ЕнК). Предотвращенный ущерб от загрязнения атмосферы определяется по формуле (5) П = У1 - У2 Оценка экономического ущерба У, причиняемого вредными выбросами в атмосферу, определяется по формуле (1) приложения 2. У = gsfM. Значение g принимается равным 2,4 руб./усл. т. Так как высота трубы h составляет 15 м, то зона активного загрязнения представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с радиусами rЗАЗвнутр = 2 · j × h и rЗАЗвнеш = 20 · j × h, где j - безразмерная поправка на подъем факела выбросов в атмосфере, вычисляемая по формуле
где DТ - среднегодовое значение разности температур в устье источника (трубы) и в окружающей атмосфере на уровне устья.
rЗАЗвнутр = 2 × 1,7 × 15 = 51 м; rЗАЗвнеш = 20 × 1,7 × 1,5 = 510 м; SЗАЗ = 3,14 × (5102 - 512) = 3,14 × (260100 - 2601) = 808547 м2; s для леса = 0,2; s для пашни = 0,15;
Значение множителя f для частиц, оседающих со скоростью от 1 до 20 см/с, и среднегодовом значении модуля скорости ветра u = 3,0 м/с равно
Приведенная масса годового выброса загрязнений в атмосферу из источника М показана в табл. 2. Подставляя численные значения в формулу (1) приложения 2, получим ущерб У, причиненный выбросами загрязнений У1 = 2,4 × 0,175 × 3,42 × 37654 = 54086 руб.; У2 = 2,4 × 0,175 × 3,42 × 1934 = 2778 руб.; П = 54086 - 2778 = 51308 руб. Определяем чистый экономический эффект R = 51308 - (5000 + 0,12 × 20000) = 43908 руб. Определение показателя общей (абсолютной) экономической эффективности
E >> Eн, Ен = 0,12 Таблица 2 Приведенная масса годовых выбросов
Пример 3. Определение экономической эффективности мероприятий по очистке сточных вод на заводе по производству железобетонных изделийОбщие сведения о заводе Завод ЖБИ расположен в районе с напряженным водохозяйственным балансом (бассейн реки Кубань, водохозяйственный участок № 10). На балансе завода числится гравийно-песчаный карьер, где осуществляется промывка инертных материалов. Завод расположен на окраине города, карьер - в 3 км от городских канализационных очистных сооружений (КОС). Водоснабжение завода для хозяйственно-бытовых и производственных нужд осуществляется из городского водопровода; основная часть производственных сточных вод - 160 тыс. м3 в год - поступает в реку после механической очистки на заводских локальных сооружениях (ЛОС). На карьере имеется система очистки и повторного использования промывочной воды; объем речной воды для восполнения безвозвратных потерь в системе составляет около 200 тыс. м3 в год. В целях повышения рациональности использования водных ресурсов и предупреждения загрязнения реки на заводе намечены мероприятия по снижению объема водопотребления и сбрасываемых в реку загрязняющих веществ: 1) на территории завода: устройство системы оборотного водоснабжения для охлаждения компрессорного оборудования и сварочных машин (экономия воды составит около 40 тыс. м3 в год); устройство замкнутой системы подачи пара для прогрева ЖБИ с возвратом незагрязненного конденсата в котельную (экономия воды - около 40 тыс. м3 в год); устройство системы повторного использования воды для обмыва автомашин в гараже (экономия воды составит 20 тыс. м3/год); устройство локальных сооружений для очистки других видов сточных вод (от промывки оборудования, гидроуборки помещений и т.д. - около 60 тыс. м3/год) перед сбросом в реку; 2) восполнение безвозвратных потерь воды оборотной системы карьера биологически очищенной и обеззараженной водой из городских КОС. Капитальные вложения К на осуществление водоохранных мероприятий, включающих устройство градирен, насосных установок, сооружений для доочистки сточных вод, трубопроводов и т.д., составят около 100 тыс. руб. Годовые текущие затраты З (стоимость электроэнергии, реагентов, амортизации сооружений, содержания обслуживающего персонала и т.д.) составят около 50 тыс. руб. Определение чистого экономического эффекта Величина чистого экономического эффекта от проведения водоохранных мероприятий определяется по формуле (10) R = (П + DД) - (С + ЕнК). Предотвращенный ущерб от снижения загрязнения водного объекта определяется по формуле (5) П = У1 - У2. Ущерб У, наносимый загрязнением водного объекта определяется по формуле (1) приложения 3 Уi = gsкМi. Значение g принимается равным 144 руб./усл. т, величина sк принимается по табл. 1 приложения 3 для водохозяйственного участка № 10 (sк = 2,73). Величина приведенной массы годового сброса в реку загрязняющих веществ со сточными водами завода и той части объема сточных вод от КОС, которая впоследствии будет использоваться для подпитки карьера, определяется по данным табл. 1 и составляет 188,2 усл. т/год. Величина ущерба У1 составит У1 = 144 × 2,73 × 188,2 = 73985,6 руб./год ≈ 74 тыс. руб./год. Приведенная масса сбрасываемых в реку загрязняющих веществ после выполнения на заводе комплекса водоохранных мероприятий представлена в табл. 2 и составляет 3,7 т/год. У2 = 144 × 2,73 × 3,7 = 2454,5 руб./год ≈ 1,5 тыс. руб./год. Предотвращенный ущерб П = У1 - У2 = 74 - 1,5 = 72,5 тыс. руб./год. Годовой прирост прибыли DД включает: экономию стоимости водопроводной воды, надобность в которой отпала с внедрением оборотного водоснабжения; при тарифе 0,4 руб./м3 она составляет 100 тыс. м3/год ´ 0,4 руб./м3 = 40 тыс. руб./год; экономию затрат на оплату воды, забираемой из реки для нужд карьера (при тарифе 0,01 руб./м3), равную 200 тыс. м3/год ´ 0,01 руб./м3 = 2 тыс. руб./год, снижение затрат на приобретение соли для регенерации Nа-катионитовых фильтров котельной (около 1 тыс. руб./год). Величина DД составит 43 тыс. руб./год. Подставляя численные значения в формулу (10), определяем чистый экономический эффект R = (73 + 43) - (50 + 0,12 × 100) = 55 тыс. руб./год. Так как R > 0, то намеченные водоохранные мероприятия экономически рентабельны. Таблица 1 Расчет экономического ущерба до проведения комплекса водоохранных мероприятий
Таблица 2 Расчет экономического ущерба после проведения комплекса водоохранных мероприятий
* Очищенные сточные воды с КОС в объеме 200 тыс. м3/год (см. табл. 1 примера 3) направляются в оборотную систему карьера. Определение показателя общей экономической эффективности Показатель общей экономической эффективности Е составит
т.е. ожидаемая величина показателя больше нормативного. Пример 4. Определение экономической эффективности очистки сточных вод заводов ЖБИ и КПД и повторного использования их в технологическом циклеОбщие сведения об очистке Основными загрязнителями производственных сточных вод заводов ЖБИ и КПД являются примеси (бетон, шпаклевка, бумага). Конденсат от пропарочных камер на заводах в своем составе содержит 10 мг/л нефтепродуктов и 60 мг/л бетона. Чтобы сбросить такой конденсат в городские очистные сооружения, необходимо снизить концентрацию нефтепродуктов и бетона до установленной нормы. Для этого его сначала пропускают через локальные очистные сооружения, а затем разбавляют водой (на 4,5 м3 конденсата требуется 8,1 м3 воды). В настоящее время для очистки конденсата предложена флотационная установка. Пройдя очистку на флотационной установке, конденсат очистится на 80 % от нефтепродуктов и на 70 % от взвешенных веществ, т.е. концентрация их соответственно составит 2 мг/л и 18 мг/л. Такую очищенную воду предложено не сбрасывать, а использовать при затворении бетона в бетоносмесительной установке (БСУ). Исходные данные для расчета
Определение экономической эффективности сравниваемых вариантов Рассчитываются приведенные затраты по вариантам по формуле (1). З1 = С1 + Ен × К1 = 39960 + 0,12 × 21950 = 42594 руб.; З2 = С2 + Ен × К2 = 1312,5 + 0,12 × 11700 = 2716,5 руб. Экономическая эффективность сравниваемых вариантов с учетом эффекта от предотвращения использования воды (7200 руб.) составит З1 - З2 + Эп = 42594 - 2716,5 + 7200 = 41077,5 руб. Следовательно, более эффективным вариантом является второй вариант с меньшими приведенными затратами, поэтому этот вариант рекомендуется к внедрению. Пример 5. Определение экономической эффективности применения очистных сооружений для очистки сточных вод от мойки автомобилей при оборотном водоснабжении вместо частичного оборотного водоснабженияОбщие сведения об очистных сооружениях Очистные сооружения предназначены для очистки стоков от мойки автомобилей, загрязненных взвешенными веществами и нефтепродуктами. Расход воды составляет 20 л/с или 28,8 тыс. м3 в год. Первоначальный объем забираемой воды составляет 200 м3. Основные показатели очистных сооружений приведены в табл. 1. Уловленные вещества для производства дополнительной продукции не используются. Таблица 1
Определение чистого экономического эффекта Величина чистого экономического эффекта определяется применительно к формуле (10) R = (П + DД) + (С1 + ЕнК1) - (С2 + ЕнК2). Предотвращенный ущерб от загрязнения водоемов определяется по формуле (5) П = У1 - У2. Ущерб У, причиняемый загрязненными сточными водами, определяется по формуле (1) приложения 3 У = gsМ. Значение константы g принимается равным 120 руб./усл. т., значение s берем из табл. 1 приложения 2 для водохозяйственного участка № 17 (s = 0,7). Величина приведенной массы годового сброса вещества М при частичном оборотном водоснабжении определена по данным табл. 2. Экономический ущерб составит У1 = gsМ1 = 120 × 0,7 × 289,2 = 24,3 тыс. руб. После ввода в действие очистных сооружений при оборотном водоснабжении экономического ущерба не будет, т.е. У2 = 0. Следовательно предотвращенный экономический ущерб П = У1 - У2 = 24,3 тыс. руб. Дополнительный доход DД, получаемый от экономии средств на очистку сточных вод, которые не будут подвергаться очистке в городских очистных сооружениях (стоимость очистки 1 м3 сточных вод принимается равной 0,5 руб.), и экономии на стоимости воды (стоимость 1 м3 воды 0,4 руб.) равен DД = (288000 - 200) (0,5 + 0,4) = 259000 руб. Подставляя численные значения в формулу (10), определяем чистый экономический эффект R = (24,3 + 259,0) + (1,6 + 0,12 × 55,2) - (260 +0,12 × 38,4) = 283,3 + 8,2 - 264,6 = 26,9 тыс. руб. Таблица 2
Определение показателя общей (абсолютной) экономической эффективности
E >> Eн; Ен = 0,12. Следовательно, строительство очистных сооружений при оборотном водоснабжении эффективнее строительства очистных сооружений при частичном оборотном водоснабжении. Пример 6. Определение экономической эффективности сооружения комплекса для очистки стоков водоотлива на шахте строящегося метрополитенаОбщая характеристика объекта Метрополитен сооружается в городе, находящемся в водохозяйственном участке № 9. Годовой объем притока грунтовых вод в тоннель на одном из участков метрополитена составляет 3 млн. м3. При своем движении по тоннелю вода смывает размельченную породу и нефтепродукты, вытекшие через неплотности соединений в машинах и механизмах. Из сборной камеры стоки водоотлива откачиваются на шахтную поверхность и далее сбрасываются в коллектор ливневой канализации, откуда поступают в реку с рыбохозяйственным водопользованием. Для снижения загрязнения водного объекта на шахтной поверхности намечено строительство комплекса очистных сооружений, включающего отстойники, фильтры, реагентное хозяйство, трубопроводы. Капитальные затраты К на строительство комплекса водоочистных сооружений составят около 30 тыс. руб., а текущие годовые эксплуатационные расходы С - 34 тыс. руб. Определение чистого экономического эффекта Чистый экономический эффект R от проведения водоохранных мероприятий определяется по формуле (10) R = (П + DД) - (С + ЕнК). Предотвращенный ущерб П от снижения загрязнения водного объекта определяется по формуле (5) П = У1 - У2. Ущерб У, наносимый загрязнением водного объекта, определяется по формуле (1) (приложение 3) У = gsкМi. Значение g принимается равным 144 руб./усл. т, величина sк принимается из табл. 1 приложения 3 для водохозяйственного участка 9 (sк = 2,6). Значения приведенной массы годового сброса в реку загрязняющих веществ Мi со стоками водоотлива от сооружаемого объекта до и после осуществления водоохранных мероприятий определяются по таблице. Ущерб, наносимый до и после осуществления мероприятий, составит: У1 = 144 ´ 2,6 ´ 234,6 = 87834,2 (руб./год) ≈ 87,8 тыс. руб./год; У2 = 144 ´ 2,6 ´ 37,4 = 14002,6 (руб./год) ≈ 14 тыс. руб./год; Величина П составит П = 87,8 - 14,0 = 73,8 (руб./год). Годовой прирост прибыли DД определяется главным образом снижением затрат на очистку акватории реки от наносов в месте выпуска стоков водоотлива и составляет около 40 тыс. руб. Величина R (тыс. руб. в год) составит R = (73,8 + 40) - (34 + 0,12 × 30) = 76,2. Определение приведенной массы годового сброса загрязнений до и после осуществления мероприятий
Показатель общей экономической эффективности Е составит
т.е. ожидаемая величина Е значительно больше нормативной. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М., Госплан СССР, 1983. 2. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М., Экономика, 1969. 3. Инструкция по определению экономической эффективности использования в строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений, СН 509-78. М., Стройиздат, 1979. 4. Временные методические указания по определению экономической эффективности природоохранных мероприятий в промышленности строительных материалов (проект), Новороссийск, НИПИОТстром, 1984. 5. Методика определения экономической эффективности рекультивации нарушенных земель. М., НИИПиН, 1986. 6. Цыганков А.Н. и др. Технический прогресс - химия - окружающая среда. М., Химия, 1979. 7. Громов Б.В., Зайцев В.А. и др. Безотходное промышленное производство, организация безотходных производств. В кн.: Итоги науки и техники. Серия «Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов», том 11. М., ВИНИТИ, 1982. 8. Балацкий О.Ф. и др. Экономика и качество окружающей природной среды. Л., Гидрометеоиздат, 1984. 9. Дополнительные методические рекомендации к разработке государственного плана экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы. Письмо Госплана СССР от 7 августа 1984 г. № ЛВ-50-Д разд. «Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». 10. Инструкция по составлению статистического годового отчета по форме № 2-тп (водхоз) об использовании воды. М., ВГО Союзучетиздат, 1978. 11. Инструкция о порядке составления отчетов об охране воздушного бассейна по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (воздух) - квартальная. М., ВГО Союзучетиздат, 1980. СОДЕРЖАНИЕ
|