РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОНТП 4-86 Общесоюзные нормы технологического проектирования транспорта на поверхности горных предприятий.МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ
Утверждены Минуглепромом СССР 31 марта 1986 г. по согласованию с Госстроем СССР (письмо от 03.01.86 № ДП-28-20/3), ГКНТ (письмо от 30.12.85 № 45-1251) и Госгортехнадзором СССР (письмо от 02.10.85 № 10-12/194) Москва 1986 Общесоюзные нормы технологического проектирования транспорта на поверхности горных предприятий разработаны институтами «Центрогипрошахт» Минуглепрома СССР (Пейсахович Г.Я., Богомолов А.С., Турицын Н.Г.), «Кривбасспроект» Минчермета СССР (Салкуцан И.С., Декан Г.Т.), «Гипроникель» Минцветмета СССР (Курышев А.С., Томусенко В.В.), «ВНИИГалургия» Минудобрений (Журавлев О.В., Златорунская М.Е., Мусоров В.Н., Богданов Е.М.) С вводом в действие настоящих норм утрачивают силу общесоюзные нормы технологического проектирования транспорта на поверхности горных предприятий ОНТП 4-81, утвержденные Минуглепромом СССР 4 августа 1981 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Общесоюзные нормы технологического проектирования (ОНТП) транспорта на поверхности распространяются на проектирование технологического транспорта на промплощадке горных предприятий, ведущих разработку полезных ископаемых подземным способом. 1.1.1. Настоящие нормы не распространяются на проектирование внешнего транспорта (железнодорожного, автомобильного, трубопроводного и др.), рудников по подземной добыче руд редких металлов (золота и пр.) и других специализированных горных отраслей. 1.2. При проектировании транспорта на поверхности кроме настоящих норм следует руководствоваться действующими нормативно-техническими документами (правила строительного проектирования, правила устройства электроустановок, типовые проекты, правила безопасности, правила пожарной безопасности и производственной санитарии, инструкции и др.), являющимися обязательными для горнодобывающих предприятий с подземным способом разработки.
1.3. Основными технологическими задачами транспорта на промплощадке шахт и рудников следует считать: 1.3.1. Транспортирование полезных ископаемых: от приемных бункеров выдачного ствола (штольни) к узлам аккумулирования (бункерам, складам) или погрузки на средства внешнего транспорта; между расположенными на промплощадке шахты технологическими комплексами и от последних к узлу погрузки на средства внешнего транспорта или на склад. 1.3.2. Транспортирование твердых отходов (порода, солеотходы и др.) горного производства: от приемных бункеров выдачного ствола (штольни) к узлу погрузки на средства внешнего транспорта; от технологических комплексов по переработке полезного ископаемого, расположенных на промплощадке шахты, к узлу погрузки на средства внешнего транспорта. 1.3.3. Транспортирование от расходных складов и ремонтно-механических мастерских вспомогательных материалов и оборудования, доставляемых в шахту (рудник), а также доставка порожней тары, демонтированного оборудования, металлолома и других различных вспомогательных грузов, выдаемых на поверхность. 1.4. Основными направлениями, которыми следует руководствоваться при проектировании транспорта на поверхности являются: 1.4.1. Создание на промплощадке шахты поточных транспортных систем, специализируемых по виду основного грузопотока (полезное ископаемое, солеотходы, порода и т.п.), с минимальным количеством ступеней (перегрузок) путем рациональной компоновки размещаемых зданий и сооружений, сокращения длины маршрутов перемещения грузов в условиях оптимальных транспортных связей между поверхностными комплексами и службами. Выбор вида транспорта следует обосновывать технико-экономическими сравнениями вариантов. 1.4.2. Создание поточных систем вспомогательного транспорта, обеспечивающих комплексное решение вопроса по материально-техническому снабжению, складированию и доставке материалов в укрупненных единицах к рабочим местам потребления в шахте с учетом «Общесоюзных норм технологического проектирования подземного транспорта горнодобывающих предприятий» ОНТП 1-86/Минуглепром СССР и «Общесоюзных норм технологического проектирования складских комплексов и ремонтно-механических мастерских шахт, рудников и обогатительных фабрик горнодобывающей промышленности ОНТП 6-85/Минуглепром СССР. 1.4.3. Применение, как правило, ленточных конвейеров для транспортирования на поверхности ископаемого, породы, солеотходов и пр.; применение других видов транспорта следует обосновывать проектом. 1.4.4. Применение самоходных (транспортных) машин для бесперегрузочного транспортирования всей горной массы до мест назначения в случае выдачи ее по автотранспортным уклонам. 1.4.5. Применение рельсовых или безрельсовых (самоходных) подъемно-транспортных средств для доставки вспомогательных материалов и оборудования от складов к вспомогательному стволу (штольне) или к производственным комплексам на поверхности, а также для межцеховых перевозок доставки оборудования в ремонт и его получение из ремонта. Выбор вида транспорта следует обосновывать проектом. Для рудников цветной металлургии в основном применять безрельсовый транспорт, а при штольневом вскрытии и локомотивной откатке для выдачи руды - рельсовый транспорт. 1.4.6. Применение средств комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ по приемке, переработке, комплектованию в грузовые транспортные единицы, доставке к стволу и спуску в шахту вспомогательных материалов и оборудования с учетом указаний ОНТП 6-85/Минуглепром СССР. 1.4.7. Применение на приемных площадках клетевого подъема технологических схем и комплексов оборудования для осуществления принудительного механизированного обмена и откатки вагонеток (платформ). 1.4.8. Обеспечение механизации трудоемких и тяжелых работ по обслуживанию транспортного оборудования основного и вспомогательного грузопотоков, укладке, ремонту и содержанию путей, навеске, замене и стыковке лент, погрузочно-разгрузочных и вспомогательных транспортных операций. 1.4.9. Механизация монтажно-демонтажных работ транспортного оборудования, для чего в конструкциях зданий и сооружений должны предусматриваться монорельсовые балки или другие устройства для навески грузоподъемного оборудования, грузоподъемность которого должна соответствовать массе наиболее тяжелого элемента. 1.4.10. Применение бункеров для выравнивания грузопотока на стыках транспортных звеньев различных видов транспорта. Емкость бункера следует определять проектом с учетом амортизирующей подушки для предотвращения разрушения его нижней части при падении материала при загрузке бункера. Геометрические параметры бункеров следует определять в соответствии с «Руководством по определению характеристик материала заполнения и геометрических параметров бункеров», (ЦНИИпромзданий Госстроя СССР, 1978 г.). Конструкцию защиты внутренней поверхности бункеров следует определять при разработке строительной части проектом. Бункеры должны быть оборудованы устройствами, предотвращающими зависание материала. 1.4.11. Автоматизация управления и контроля за всеми основными транспортными процессами. 1.4.12. Оборудование комплексов обмена вагонеток и конвейерного транспорта на поверхности шахты средствами производственной связи, производственной (технологической) сигнализацией, диспетчерским контролем, обеспечивающим передачу информации в АСУТП или АСУП предприятия. 2. ФОНДЫ ВРЕМЕНИ И РЕЖИМ РАБОТЫ2.1. Фонд времени и режим работы оборудования следует принимать, исходя из установленного в отраслях фонда времени работы предприятия: 2.1.1. По конвейерному транспорту, осуществляющему передачу грузов от приемных бункеров выдачного ствола, по «Общесоюзным нормам технологического проектирования шахтных подъемных установок» ОНТП 5-86/Минуглепром СССР. 2.1.2. По оборудованию обмена и откатки вагонеток на приемной площадке клетового подъема по ОНТП 5-86/Минуглепром СССР. 2.1.3. По рельсовому и самоходному транспорту, осуществляющему доставку вспомогательных грузов, по ОНТП 6-85/Минуглепром СССР. 2.2. Производительность транспортного оборудования основных грузопотоков следует определять по максимальной производительности транспортного оборудования, подъемных установок и подземного транспорта при штольневом вскрытии с учетом перспективного развития предприятия. 2.3. Коэффициент использования транспортного оборудования цикличного действия следует принимать равным не менее 0,7 - 0,75. 3. ФОНДЫ ВРЕМЕНИ, РЕЖИМ РАБОТЫ РАБОЧИХ И ЧИСЛЕННОСТЬ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА3.1. Фонд времени и режим работы персонала, обслуживающего оборудование транспорта на поверхности, определяется фондом времени предприятия и режимом работы обслуживаемого этим персоналом оборудования, приведенного в разделе 2 настоящих норм. 3.2. Численность рабочих и ИТР по обслуживанию следует определять по отраслевым нормативам для расчета численности в проектах. При отсутствии нормативов для проектирования допускается определение количества рабочих путем расстановки по рабочим местам и нормам выработки для действующих предприятий с учетом числа дней и смен обслуживания рабочего места. 4. НОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И НОРМЫ РАБОЧЕЙ ПЛОЩАДИ4.1. Нормы размещения и нормы рабочей площади следует принимать, руководствуясь объемно-компоновочными решениями по размещению зданий и сооружений на промплощадке предприятия, принятыми направлениями и величиной грузопотоков, СНиП 11-89-80; СНиП 11-46-75; СНиП 11-90-81; СНиП 11-Д. 5-72; СНиП 11-2-80; СН 245-71, отраслевыми правилами безопасности и требованиями ССБТ (ГОСТ 12.2.022-80; ГОСТ 12.3.002-75). 5. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА НА ПОВЕРХНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПАРАМЕТРАМА. КОНВЕЙЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ5.1. При проектировании конвейерного транспорта следует предусматривать: 5.1.1. Как правило, одну транспортно-технологическую конвейерную линию. Большее количество конвейерных линий, резервирование линий или их приводов должно обосновываться проектом. 5.1.2. Ленточные конвейеры с желобчатой формой ленты и углом наклона роликов 30°, а также специальные, в том числе ленточно-тележечные (для транспортирования руды крупностью 400 мм и более), обеспечивающие по возможности бесперегрузочное транспортирование по всей длине трассы. 5.1.3. Ленточные конвейеры с плоской формой ленты при породоотборке и выборке посторонних предметов. Рекомендуется применение плоской ленты на конвейерах длиной до 10 м. 5.1.4. Реверсивные (катучие) конвейеры для разгрузки грузов в нескольких точках по трассе; барабанные разгружатели и другие типы промежуточных разгрузочных устройств, применение которых следует обосновывать проектом. 5.1.5. Сечения галерей в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.022-76 и «Единых правил безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов», обеспечивающие необходимые по безопасности зазоры между выступающими частями конвейера (от габаритов погрузочных и разгрузочных устройств) и строительными конструкциями галереи. В галереях при ширине ленты конвейера 80 мм и более предусматривать возможность размещения вдоль основного прохода монорельса по всей длине конвейера для перемещения грузоподъемных средств. В наклонных и горизонтальных галереях большой протяженности рекомендуется в местах, удобных для доставки оборудования, устройство монтажных проемов; размеры проемов и расстояния между ними определяются проектом. 5.1.6. Размещение стационарных конвейеров в помещениях, удовлетворяющих требованиям СНиП 11-46-75 и СНиП 11-90-81. 5.1.7. Радиус перегиба участков трассы для ленточных конвейеров в вертикальной плоскости в соответствии с расчетом по РТМ 24.093.04-80 «Основные требования к проектированию ленточных конвейеров общего назначения», утв. Министерством тяжелого и транспортного машиностроения, 1981 г. (в дальнейшем именуемые РТМ 24.093.04-80). 5.1.8. Загрузочные и перегрузочные устройства, обеспечивающие: равномерную с применением питателей (пластинчатых, вибрационных, ленточных, качающихся) загрузку без просыпи материала вдоль оси ленты конвейера, в том числе опережающую загрузку мелких классов (подсев) материалов; направление грузового потока по направлению движения при скорости, близкой к скорости движения конвейера; минимально возможную высоту свободного падения материала на ленту. При высоте падения более 300 мм следует предусматривать меры для уменьшения силы удара кусков материала о грузонесущую ленту путем устройства гравитационных спускных желобов (лотков), каскадных спусков и пр. 5.1.9. В конструкции загрузочных и перегрузочных устройств - продольные направляющие борта для формирования потока поступающего на ленту материала в соответствии с требованиями РТМ 24.093.04-80. На нижней кромке направляющих бортов следует предусмотреть податливую отбортовку, которая должна иметь возможность выдвигаться по мере износа. Для материала отбортовки должна применяться негорючая антиэлектростатическая резина (для помещений класса В-1, В-1а, В-1б, В-11, В-11а, П-1, П-11, П-11а, П-111 по «Правилам устройства электроустановок» ПУЭ.76). 5.1.10. В зоне загрузочного устройства - установку 3 - 5 амортизирующих желобчатых опор при крупности кусков транспортируемого материала более 100 мм вне зависимости от величины его насыпной массы, а также вне зависимости от кусковатости при насыпной массе материала более 2,0 т/м3. Стенки желобов и течек, принимающие удар транспортируемого материала, следует футеровать негорючими антиэлектростатическими материалами. Для предприятий калийной промышленности допускается футеровать отработанной транспортерной лентой. 5.1.11. Средства аспирации и пылеподавления - руководствуясь действующими в отраслях положениями, согласованными с Госгортехнадзором СССР. 5.1.12. Средства механизации и уборки просыпающегося материала вдоль конвейера в местах загрузки, перегрузки, установки приводных, натяжных и отклоняющих барабанов путем применения желобов для просыпи или поддонов для гидроуборки с необходимым уклоном для стока пульпы (в помещениях с температурой более +5 °С) и другие механические устройства уборки помещений. При транспортировании растворимых солей гидроуборка просыпей и гидросмыв ленты не допускаются. Для уборки просыпи на уровнях полов предусматривать герметизированные резиновые шторы и «окна» с приемным желобом и транспортирующими устройствами для доставки просыпи в основной поток материала. 5.1.13. Устройства для очистки ленты и барабанов от налипшей горной массы в соответствии с требованиями РТМ 24.093.04-80. 5.1.14. Устройства для улавливания ферромагнитных включений из потока на основных (главных) линиях конвейеров. 5.1.15. Необходимые средства для автоматизированного управления и контроля за работой конвейерного транспорта, которые следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.022-80, ПУЭ.76, раздел VII, отраслевыми правилами и ДС 14-79 «Руководящие указания по проектированию схем управления механизмами поточно-транспортных систем», «Тяжпромэлектропроект», 1979. Объем информации о работе конвейерных линий, передаваемый в ЦДП, определяется проектом. 5.2. Основными технологическими требованиями, предъявляемыми к конвейерам при их выборе, являются: возможность приема несущим органам конвейера поступающих минутных грузопотоков без просыпания материала; обеспечение нормального режима работы конвейера в периоды максимального поступления материала; минимальное количество перегрузочных узлов в линии; соответствие ширины принятой ленты размерам кусков транспортируемого материала. 5.3. Для удовлетворения требований п. 5.2 выбор конвейера для конкретных условий следует производить по РТМ 24.093.04-80. Допускается также определение параметров конвейеров по действующим в отраслях методическим положениям. Выбор метода расчета устанавливается при проектировании в зависимости от производительности, протяженности, конфигурации трассы и др. факторов. 5.4. При расчете ленточных конвейеров следует принимать: 5.4.1. Максимальные допустимые размеры кусков транспортируемой горной массы - руководствуясь - ОНТП 1-86/Минуглепром СССР. 5.4.2. Номинальную скорость движения конвейерных лент - по ГОСТ 22644-77. 5.4.3. Скорость движения ленты - в зависимости от характеристики транспортируемого материала, ее ширины, условий загрузки, разгрузки и ограничений по категории помещения по взрыво- и пожароопасности в соответствии СНиП 11-90-81. 5.4.4. Максимальные скорости движения ленты конвейера - в зависимости от условий его работы, ширины ленты и свойств транспортируемого материала по данным табл. 1, при этом скорость ленты при транспортировании материала вниз под уклон не должна превышать 1,6 м/с. Таблица 1
Таблица 2
5.4.5. Для транспортирования рядовых углей (см. табл. 2) при соответствующих технико-экономических обоснованиях по согласованию с органами Госгортехнадзора допускается увеличение скорости до 3,15 м/с. При влажности углей менее 6 % вдоль всего конвейера должно быть предусмотрено одинарное укрытие, а в пунктах перегрузок должны быть предусмотрены мероприятия по пылеподавлению. 5.4.6. При выдаче полезного ископаемого на поверхность ленточным конвейером по наклонному стволу - скорости конвейеров транспортной линии от наклонного конвейера до пункта погрузки, склада или аккумулирующих бункеров не менее скорости наклонного конвейера, установленного в стволе. 5.4.7. В специальных случаях рекомендуется принимать скорости движения конвейерных лент: при ручной породовыборке или рудоразборке - в соответствии с действующими в отраслях правилами безопасности; при транспортировании сильно пылящих материалов - 0,8 - 1,0 м/с; при наличии двухбарабанной сбрасывающей тележки - до 2,0 м/с. 5.4.8. Перемещение передвижных (катучих) конвейеров и барабанных сбрасывающих тележек - со скоростью не более 0,6 м/с. 5.4.9. Для стационарных и передвижных ленточных конвейеров - как правило, резинотканевую ленту из синтетических тканей. Количество тяговых тканевых прокладок ленты определять расчетом. Толщину обкладок принимать в зависимости от типа и вида лент по ГОСТ 20-76. Для помещений классов В-1, В-1а, В-1б, В-11, В-11а, П-1, П-11, П-11а, П-111 применять только негорючие ленты. 5.5. В конструкциях ленточных конвейеров следует принимать: 5.5.1. Для помещений классов В-1, В-1а, В-1б, В-11, В-11а, П-1, П-11, П-11а, П-111 только футерованные приводные барабаны. Футеровку барабанов в этих случаях, так же как и амортизирующих роликов, производить негорючими материалами, обеспечивающими безопасную эксплуатацию конвейеров в помещениях указанных классов. 5.5.2. Тормоза - при приведенном угле конвейера ³ 7° при ширине ленты В £ 800 мм и угле ³ 5° при ширине ленты В ³ 1000 мм. При меньших углах - тормозные устройства при условии 0,056 QН ³ N, где N - мощность на валу приводного барабана (кВт), Q - производительность конвейера (т/ч), H - высота подъема (м). Величина тормозного момента, определяемая расчетом, должна быть не менее 1,4 статического. Для конвейеров с углом наклона более 6° тормозной момент должен быть не менее двукратного статического момента. Многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе. 5.5.3. Тормозные устройства с грузовым или пружинным замыканием; размыкание должно быть электромагнитное или электрогидравлическое. При эксплуатации конвейеров в помещениях классов В-1, В-1а, В-1б, В-11, П-1, П-11, П-11а, П-111 привод тормозов должен соответствовать требованиям ПУЭ. 5.5.4. Грузовое натяжное устройство или устройство, обеспечивающее автоматическое натяжение ленты. Допускается применение винтового натяжного устройства при длине конвейера до 45 м. 5.5.5. Оборудование наклонных ленточных конвейеров устройствами (ловителями) для надежного улавливания ленты при ее обрыве. Конвейеры, работающие при угле наклона более 7°, должны оснащаться устройствами, улавливающими верхнюю ветвь ленты; в тех случаях, когда приведенный угол наклона конвейера превышает 10° или участок конвейера длиной более 15 % всей длины установки имеет угол наклона более 16°, нижняя ветвь оснащается ловителями. 5.5.6. Защиту - в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.022-80 ССБТ. 5.6. Для монтажа и технического обслуживания конвейеров проектом следует предусматривать оборудование для навески и замены конвейерных лент, приспособление для стыковки лент, грузоподъемные средства над приводной и натяжной станциями и над разгрузочным барабаном. Б. РЕЛЬСОВЫЙ И САМОХОДНЫЙ ТРАНСПОРТ5.7. Транспортные связи расходного склада вспомогательных материалов с потребителями, расположенными на промплощадке (клетевой ствол, ремонтная мастерская, технологические цехи и т.д.), а также между отдельными объектами шахтной поверхности, следует предусматривать средствами рельсового и безрельсового транспорта. 5.8. Выбор вида транспорта на поверхности шахты за исключением положения, изложенного в п. 5.16.2, должен быть обоснован технико-экономическими расчетами. 5.9. При проектировании рельсового транспорта вспомогательного грузопотока следует принимать: 5.9.1. Аккумуляторные электровозы или дизелевозы со сцепной массой до 10 т. Допускается применение контактных электровозов сцепной массой до 10 т при условии, что рельсовые пути не пересекаются с автодорогами и проездами. 5.9.2. Специальные платформы для перевозки контейнеров, выполненные на базе применяемой на шахте вагонетки или имеющие взаимозаменяемые с этой вагонеткой параметры. 5.9.3. Определение необходимого количества локомотивов, платформ, контейнеров и поддонов, специальных вагонеток - в соответствии с объемами перевозок вспомогательных грузов, количеством маршрутов, их протяженностью и т.д., руководствуясь ОНТП 1-86/Минуглепром СССР. 5.9.4. Скорость при движении в грузовом и порожняковом направлениях на путях длиной менее 500 м - до 2 м/с. 5.9.5. Время разгрузки вагонеток в круговом опрокидывателе с учетом времени на перестановку вагонеток - по данным ОНТП 1-86/Минуглепром СССР. Продолжительность разгрузки вагонеток с опрокидным кузовом емкостью 0,8 м3 в подоткосный отвал следует принимать не более 60 с. 5.10. Проектирование рельсовых путей на поверхности предприятия должно производиться руководствуясь ОНТП 1-86/Минуглепром СССР и отраслевыми правилами безопасности. 5.11. Технологические схемы обмена и откатки вагонеток (специальных платформ) следует проектировать в зависимости от выполняемых подъемом функций: только вспомогательных (без выдачи горной массы), или вспомогательных с одновременной выдачей горной массы, или только выдачи горной массы; количества подъемов в стволе и этажности клети; наличия камеры герметизации; места разгрузки вагонеток в надшахтном здании или за его пределами; сортности и физико-механических свойств ископаемого. Выбор технологической схемы обмена и откатки вагонеток следует обосновывать проектом с учетом решений по компоновке зданий и сооружений на промплощадке. Тупиковая схема с челночным движением вагонеток по рельсовым путям допускается только для временных схем выдачи породы при проведении горнокапитальных работ. 5.12. Технологические схемы обмена и откатки вагонеток (платформ) должны обеспечивать: 5.12.1. Бесперебойную работу клетевого подъема при расчетной его производительности. 5.12.2. Принудительное, как правило, перемещение вагонеток по откаточным путям. Допускается свободный выбег вагонеток (не превышающий общей длины вагонетки) в тех случаях, когда дальнейшее перемещение этой вагонетки будет осуществляться принудительно толкателем. 5.12.3. Отсутствие участков с самокатными уклонами. 5.12.4. Возможность обмена вагонеток как в режиме замещения, так и в случаях, когда замещающая вагонетка перед клетью отсутствует; при этом клети должны быть оборудованы автоматически действующими стопорами с механизмом для их открывания. 5.12.5. Обмен и откатку вагонеток (платформ) со звеньевой сцепкой с учетом дальнейшего перехода на использование автоматической сцепки. 5.12.6. Возможность бесперегрузочной доставки контейнированных материалов, в том числе пакетов длинномерных и негабаритных грузов, большегрузных узлов горного оборудования, а также пропуска электровозов, породопогрузочных машин и другого подвижного оборудования без применения при этом ручного труда и дополнительных вспомогательных работ. 5.13. Для обмена и откатки вагонеток должны применяться комплексы механизмов с автоматизированным управлением, при этом процесс обмена вагонеток в клети должен осуществляться в автоматическом режиме после подачи команды оператором с пульта управления. При обмене вагонеток с набором отдельных механизмов следует предусматривать дистанционное управление или управление механизмами в автоматическом режиме с соблюдением необходимых блокировок, обеспечивающих выполнение операций в определенной последовательности в безопасности ведения работ. К автоматически выполняемым операциям должны относиться: процесс выставления и возвращения в исходное положение посадочных устройств; открывание стволовых дверей после посадки клети; открывание и закрывание стопоров в клети. 5.14. Расчет пропускной способности схем откатки без участков накопления вагонеток в надшахтном здании следует производить с учетом продолжительности цикла движения вагонетки, который должен быть на 5 с меньше продолжительности цикла подъема (за исключением случаев его недогруженности. 5.15. Оборудование комплекса обмена и откатки вагонеток (платформ) должно обеспечивать обмен и откатку вагонеток как с глухим кузовом, так и с откидными днищами, а также платформ на базе этих вагонеток и не препятствовать пропуску других видов рельсового транспорта (электровозы, специальные платформы) или технологического оборудования (погрузочные машины и др.) при спуске его в шахту или выдаче на поверхность. 5.16. При проектировании безрельсового самоходного транспорта следует принимать: 5.17. Выбор оборудования безрельсового транспорта, за исключением п. 5.16.2, следует обосновывать технико-экономическим расчетом, исходя из годового грузооборота по видам и номенклатуре перевозимых грузов и характеристики; режима работы транспорта; расстояния и скорости транспортирования; времени погрузки и разгрузки одной транспортной единицы, руководствуясь ОНТП 6-85/Минуглепром СССР. 5.18. Определение времени рейса самоходных машин следует производить с учетом затрат времени на выполнение маневровых и погрузочно-разгрузочных операций в конечных пунктах доставки. В тех случаях, когда часть рейса осуществляется в подземных условиях, к его продолжительности добавляется время на перемещение самоходных машин по автотранспортным уклонам и выработкам (п. 5.16.2). 5.19. Скорости перемещения безрельсового транспорта с грузом по промплощадке рекомендуется принимать: для электротягачей с прицепными тележками и электрокар - до 7,5 км/ч; для автопогрузчиков - по табл. 3; для бортовых автомашин и автосамосвалов - до 15 км/ч. 5.20. При работе в ночные смены, скользкой трассе и сложных условиях эксплуатации время рейса автотранспорта следует принимать с коэффициентом увеличения в пределах Kув = 1,1 - 1,2. 5.21. Коэффициенты использования грузоподъемности автомобильного транспорта, номенклатуру и классификацию грузов, перевозимых автомобильным транспортом, нормы времени простоя при погрузке механизированными средствами, нормы времени простоя автомобилей при выполнении работ в процессе погрузки и выгрузки следует принимать по «Единым нормам времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельным расценкам для оплаты труда водителей», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР от 18.12.72 г. № 336.
5.22. Расчетную сменную производительность самоходных (по п. 5.16.1) машин и их количество следует определять в зависимости от типа и грузоподъемности машин, коэффициента использования грузоподъемности, расчетных скоростей движения, продолжительности погрузки и разгрузки в соответствии с ОНТП 6-85/Минуглепром СССР, а машин по п. 5.16.2. в ОНТП 1-86/Минуглепром СССР. 5.23. Расчетную сменную производительность одной машины необходимо определять с учетом коэффициента использования машины K = 0,65 - 0,7, учитывающего заправку машин, перегон к месту работы и другие операции, несвязанные с основной работой. 5.24. Расчетное количество рабочих машин следует определять по заданной сменной производительности перевозок с учетом коэффициента неравномерности перевозок Kн = 1. При организации работ, если одна и та же машина занята на транспортировании с нескольких участков, расчетное число рабочих машин необходимо определять раздельно для участков без округления, а сумму рабочих машин по участкам округлять до целого числа машин. 5.25. Списочный (инвентарный) парк автотранспорта следует определять расчетом. Коэффициент выпуска автомашин на линию (коэффициент технической готовности) принимать при 1-сменной работе - 0,85, при 2-х и 3-х сменной работе - 0,80. Количество инвентарных машин следует принимать с округлением до большего числа целых машин. 5.26. Общехозяйственные и специализированные перевозки автотранспортом следует осуществлять хозяйственным транспортом комбината или производственного объединения. Потребность единиц автотранспорта определять проектом. 5.27. Проектирование дорог для передвижения средств безрельсового транспорта по промплощадке следует принимать руководствуясь указаниями СНиП 11-Д.5-72. 6. КАТЕГОРИИ ПО ВЗРЫВНОЙ, ВЗРЫВО-ПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ6.1. При проектировании различных видов транспорта на промплощадке предприятия должны быть учтены ограничения по категории производства с учетом взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности, руководствуясь СНиП 11-2-80, СНиП 11-90-81, СНиП 11-92-76, классом помещений по ПУЭ-76, разд. VII, ГОСТ 12.1.004-76, типовыми правилами пожарной безопасности, инструкциями, действующими в отраслях правилами безопасности и другими нормативными документами. 6.2. Категории производств и классов помещений по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с утвержденными отраслевыми перечнями производств, устанавливающими категории и классы по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности. 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ7.1. Специальные требования к зданиям и сооружениям при размещении транспортного оборудования по температуре, чистоте, влажности и скорости движения воздуха, уровню шума и вибрации не предъявляются, кроме требований, предусмотренных соответствующими главами СНиП, СН 245-71 и ССБТ. 7.2. При проектировании транспортных устройств на поверхности вопросы охраны окружающей среды необходимо рассматривать при разработке всего проекта горнодобывающего предприятия. 8. УРОВЕНЬ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ8.1. Уровень механизации работ должен быть не менее: конвейерного транспорта - 100 %; обмена, откатки и разгрузки вагонеток в надшахтном здании - 100 %; локомотивного и
самоходного (автопогрузчики и др.) транспорта - в соответствии с ОНТП
6-85/Минуглепром СССР. 8.2. Уровень автоматизации должен быть не менее: конвейерного транспорта - 98 %; обмена и откатки вагонеток - 94 %; локомотивного транспорта - 65 %. СОДЕРЖАНИЕ
|