РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|
|
Концепция научно-технической политики в дорожном хозяйстве Российской Федерации на 1998-2005 годы.ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ Утверждена и введена в действие Приказом ФДС России № 225 от 25.08.98 КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Москва, 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯНастоящая Концепция научно-технической политики в дорожном хозяйстве (далее именуется - Концепция) разработана на основе федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г., Указа Президента Российской Федерации «О доктрине развития Российской науки» от 13 июня 1996 г., Указа Президента Российской Федерации «О дорожной реформе» от 23 апреля 1997 года, Президентской программы совершенствования и развития автомобильных дорог РФ «Дороги России» на 1995 - 2000 годы и «Концепции реформирования российской науки на период 1997 - 2000 г.г.». Концепция определяет цели и основные направления научно-технической политики в дорожном хозяйстве на период 1998 - 2005 гг., которые заключаются в развитии и эффективном использовании научно-технического потенциала, увеличении вклада науки в развитие дорожного хозяйства РФ, обеспечении прогрессивных структурных преобразований в системе управления дорожным хозяйством на федеральном и территориальном уровнях, создании условий для широкого и эффективного практического использования достижений науки, упрочении взаимосвязи науки и образования, создании условий для повышения эффективности деятельности отраслевой науки. Концепция предусматривает поэтапное развитие дорожной науки на основе разработки и реализации среднесрочных целевых программ и годовых планов научных исследований, развития новой техники и реализации достижений научно-технического прогресса. В концепции использованы следующие термины и определения: · поисковые научные исследования - решение научными методами теоретических и практических задач для определения приоритетных направлений научных исследований; · фундаментальные научные исследования - получение, накопление и систематизация знаний о процессах и явлениях, действующих в грунтах, материалах, дорожных конструкциях и дорожном движении и создающих научный фундамент для решения практических задач; · прикладные научные исследования - решение научными методами практических задач на базе накопленных знаний в области автомобильных дорог общего пользования и смежных отраслей; · опытно-конструкторские работы - решение эмпирическими методами на базе фундаментальных знаний практических задач и создание конкретной технической продукции; · нормативно-правовая база дорожного хозяйства - система законов и подзаконных актов, определяющих правовое поле дорожной деятельности; · нормативно-техническая база - система нормативных документов, определяющих технический уровень дорожного хозяйства, устанавливающих нормы и правила для функционирования дорожной отрасли. 2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВАЭффективность функционирования дорожного хозяйства определяется научно-техническим прогрессом, формирующимся в результате научно-технической деятельности и направленным на получение, распространение и применение новых знаний для решения управленческих, экономических, технологических, инженерных, социальных и иных проблем дорожного хозяйства. Несмотря на тяжелые социально-экономические условия, наблюдающиеся в России и, соответственно, в дорожном хозяйстве, по большинству направлений научных разработок дорожная наука России не уступает, а по ряду из них по-прежнему опережает зарубежный уровень. Дорожное хозяйство имеет существенный научный потенциал, который включает в себя отраслевой научный центр РосдорНИИ (в составе 10 региональных центров), Саратовский «Росдортех», институт СоюздорНИИ Минстроя РФ с филиалами в гг. С.Петербурге, Смоленске и Омске, Академию транспорта и дорожную науку профильных ВУЗов, главные из которых МАДИ (ТУ) и СибАДИ (г. Омск). В научных исследованиях участвуют ряд институтов Академии наук РФ, Миннауки и других министерств и ведомств (ЦНИИС, НИИАТ и др.), а также большое количество высших учебных заведений, в которых готовятся специалисты дорожного профиля, такие, как Ростовская-на-Дону государственная академия строительства, Воронежская государственная архитектурно-строительная академия, Тюменская государственная архитектурно-строительная академия, Томский государственный архитектурно-строительный университет, С.-Петербургский архитектурно-строительный университет, Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия, Архангельский государственный технический университет, Кубанский государственный технический университет, Хабаровский политехнический институт - всего более 35 высших учебных заведений. Ряд эффективных разработок выполнен силами малых научных предприятий, центров и организаций. С целью решения комплексных научно-технических программ в рамках исследований привлекается потенциал таких ассоциаций, как Российской ассоциации территориальных органов управления (РАДОР), Ассоциации подрядных организаций (АСПОР), Ассоциации проектных организаций (РОДОС). В 19 ВУЗах имеется аспирантура по дорожной специальности. В 8 институтах имеются ученые советы с правом защиты кандидатских диссертаций, а в МАДИ (ТУ) и СибАДИ с правом защиты и докторских диссертаций. Управление научным потенциалом дорожного хозяйства осуществляет Федеральная дорожная служба России через разработку и утверждение ежегодных планов важнейших НИОКР, внедрения новых технологий и материалов, фундаментальных исследований. ФДС России осуществляет координацию научных исследований, контроль за их выполнением и внедрением результатов на стадии практической реализации. В настоящее время в дорожной отрасли разработана и действует Отраслевая система нормативно-технических документов (НТД), отличающаяся от ранее существовавших систем (Минавтодора РСФСР, Минтрасстроя СССР и Госстроя СССР) ориентацией на потребительские свойства дорог и сооружений, на обеспечение требуемого качества работ, имеющая строгую иерархичность построения и ряд других достоинств. При создании Отраслевой системы нормативно-технической документации была предпринята попытка отказаться от той формы построения СНиПов, когда в них наряду с обязательными требованиями содержались показатели рекомендательного или методического характера, и заменить СНиП на такие документы, как ГОСТ, ОДН (отраслевые дорожные нормы) и ОДМ (отраслевые дорожные методики). Такой подход позволяет быстрее реагировать при нормировании вновь появившихся прогрессивных технологий и материалов. Отраслевой системой НТД определены приоритеты в разработке нормативно-технических документов - составлен перечень НТД, требующих первоочередной разработки и переработки, который, по сути, является программой действий в области построения Системы НТД на среднесрочную перспективу. Дорожная наука активно участвует и в формировании направлений развития и совершенствования дорожного хозяйства. С ее участием разработаны все ранее принятые Государственные, отраслевые и региональные дорожные программы. Вместе с тем, научный потенциал дорожного хозяйства реализован не в полной мере, недостаточна его координация и концентрация на основных направлениях. Большинство представленных в настоящее время работ - это завершение давно начатых исследований или модернизация ранее выполненных работ. Практически не ведется исследований по поисковой и фундаментальной тематике, без которой нельзя получить крупных перспективных результатов, обеспечивающих технический прогресс в новых социально-экономических условиях. Невостребованным остается потенциал академической науки и научных центров смежных отраслей. Жесткие финансовые ограничения сдерживают модернизацию технически отсталой лабораторно-экспериментальной базы, отсутствуют стимулы для планомерной изобретательской и патентно-лицензионной деятельности ученых. Особенно остро в дорожном хозяйстве стоит проблема подготовки научных кадров. За последние 10 лет средний возраст научного сотрудника увеличился с 35 до 45 лет. По существу, прекратился приток аспирантов и выпускников ВУЗов в дорожную науку, что связано как с финансовыми проблемами, так и с продолжающимся кризисом в высшем образовании Российской Федерации. Из высших учебных заведений ушли и уходят молодые преподаватели. Средний возраст профессорско-преподавательского состава дорожных ВУЗов в настоящее время составляет около 60 лет и непрерывно увеличивается. Материальная база высших учебных заведений, которая должна быть на самом высоком уровне, чтобы готовить квалифицированных специалистов, и тем более аспирантов и докторантов, устарела и не пополняется. Количество защит диссертаций в последние годы сократилось в 5 - 6 раз и не восполняет естественное сокращение численности кандидатов и докторов наук. Вклад научного потенциала в развитие дорожного хозяйства определяется масштабами их практического использования. Дорожное хозяйство сегодня не располагает отлаженным и действенным механизмом практической реализации новшеств. Административно-принудительный принцип, действовавший многие годы и обеспечивавший в определенной мере внедрение научных разработок в условиях перехода к рыночным отношениям, стал не дееспособен. Масштабы использования достижений науки были и остаются далекими от возможных и необходимых. В дорожном хозяйстве практически не действует технологическая цепочка, связывающая научные исследования и реализацию их результатов: разработка - проверка на практике и опытное внедрение - мониторинг и закрепление в нормативно-технических документах - широкая реализация с научным сопровождением. Реализация этого направления требует в настоящее время совершенствования системы организации и управления процессом внедрения научно-технических достижений. Одним из существенных факторов, сдерживающих широкую реализацию новых технологий, является отсталость отечественной дорожной техники. Медленное освоение выпуска на наших заводах современной техники, а в ряде случаев и ее высокая стоимость из-за отсутствия конкуренции, вынуждают дорожные организации закупать дорожные машины за рубежом, что редко приводит к желаемым результатам. Не все зарубежные технологии и соответствующие дорожные машины пригодны к использованию в условиях России и приспособлены к реализации отечественных технологий с применением отечественных дорожных материалов. В связи с этим особенно актуальной сегодня становится разработка в дорожном хозяйстве системы сертификации продукции, в том числе и закупаемой за рубежом. Важным элементом научно-технической деятельности является информационное обеспечение дорожного хозяйства. Возможность своевременного доступа к научно-технической информации (в том числе и зарубежной) во многом предопределяет эффективность научных исследований и разработок, а также обеспечивает возможность ориентироваться дорожным органам в современных тенденциях развития дорожного хозяйства (включая и системы управления) и общую информированность производственных организаций. Медленно осваиваются современные технологии отраслевой информации, такие как электронные конференции, консультации, круглые столы, «Интернет» и др. Журнал «Автомобильные дороги» и приложение к нему - «Наука и техника в дорожной отрасли» - не обеспечивают потребности пользователей в научно-технических публикациях, количество которых в последние годы снизилось в несколько раз. Из-за финансовых трудностей прекращено издание крупных работ и монографий по дорожной специальности. Перечисленные проблемы дорожной науки выдвигают в качестве неотложных решение задач коренного улучшения ситуации, формирования новой концепции научно-технической политики, отвечающей современным потребностям дорожного хозяйства, определения приоритетных направлений научных исследований. 3. ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕНаучно-техническая политика в дорожной сфере на ближайшую перспективу должна формироваться исходя из основных направлений совершенствования дорожного хозяйства, обозначенных в Президентской программе совершенствования и развития автомобильных дорог РФ «Дороги России», ориентироваться на достижение технических, экономических и социальных результатов, отвечающих потребностям создания единой транспортной сети страны, включающей автомобильные дороги общего пользования, обладающие единой системой потребительских качеств на федеральном и территориальном уровнях. Основные задачи научно-технической политики, в соответствии с программой «Дороги России», состоят в: - формировании научно-технической политики на основе экономических подходов, исходя из наибольшей эффективности технических и конструктивных решений, с учетом всего комплекса затрат и выгод за весь срок службы сооружений; - создании экономических механизмов, обеспечивающих взаимную заинтересованность всех участников инвестиционного процесса во внедрении новых экономичных и долговечных материалов и конструкций; - переориентации технической политики в интересах пользователей автодорог; - формировании единых технических требований к магистральным автомобильным дорогам с возможностью их интеграции в сеть европейских автомагистралей и магистралей стран - участников СНГ; - ориентации на повышение долговечности дорожных конструкций и сооружений взамен получения сиюминутной выгоды от сокращения стоимости строительных и ремонтных работ; - учете региональных особенностей при проведении технической политики, при сохранении единых принципов формирования автотранспортных коммуникаций и технических требований к ним; - создании условий для развития творческой инициативы инженеров-дорожников всех уровней; - пересмотре основных принципов и подходов к техническому нормированию и типовому проектированию на основе экономических подходов, ориентации на интересы потребителей и учете многогранных особенностей Российской Федерации; - создании эффективной системы контроля качества дорожных работ. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ1. Фундаментальные исследования Для выполнения научных исследований по проблемам дорожного хозяйства необходима систематизация достижений не только дорожной науки, но и смежных областей естественных и прикладных наук. Решение комплекса задач в области дорожно-строительных материалов, надежности и долговечности дорожных конструкций, организации и безопасности движения, других актуальных направлений требует обобщения результатов исследований, находящихся на стыке наук, их глубокой теоретической проработки. Необходимо развивать совместные исследования дорожных научно-исследовательских институтов и вузов с институтами Российской Академии наук. Для развития дорожного хозяйства необходима концентрация усилий на следующих направлениях фундаментальных дорожных исследований: - изучении и прогнозировании надежности и срока службы дорожных сооружений с учетом местных природно-климатических условий; - изучении и повышении физико-механических свойств грунтов и дорожно-строительных материалов; - изучении водно-теплового режима земляного полотна; - развитии и совершенствовании методов расчета дорожных одежд; - оценке влияния дорожных условий на безопасность движения; - изучении особенностей восприятия водителем дорожных условий; - архитектурно-ландшафтном проектировании автомобильных дорог общего пользования; - изучении влияния автомобильных дорог общего пользования на окружающую среду; - экономике деятельности, связанной с автомобильными дорогами общего пользования, и организации движения. 2. Совершенствование нормативной базы Создание правовой базы дорожного хозяйства предполагает в первую очередь разработку и принятие Федеральных законов. Первоочередными из них являются следующие законы: - «Об автомобильных дорогах»; - «О платных автомобильных дорогах»; - «О порядке отвода и использования земель федеральных автомобильных дорог»; - «О дорожном сервисе». Из подзаконных актов, обеспечивающих решение вопросов взаимоотношений в дорожной деятельности, в первую очередь, необходимы следующие Постановления Правительства РФ: - «Предельные нагрузки и габариты транспортных средств для автомобильных дорог Российской Федерации»; - «Правила пользования и охрана автомобильных дорог»; - «Порядок введения временного ограничения и закрытия движения на федеральных автомобильных дорогах»; - «Порядок лицензирования дорожной деятельности»; - «Правила использования полосы отвода и придорожных зон автомобильных дорог»; - «Нормы отвода земель для автомобильных дорог»; - «Правила установки наружной рекламы и информационных указателей вдоль автомобильных дорог». В части обновления нормативно-технической базы работа в дорожном хозяйстве должна быть направлена на создание системы нормативных и методических документов. Приоритеты в этой работе должны быть расставлены следующим образом: - нормативные документы, регулирующие экономическую и управленческую деятельность в дорожном хозяйстве, первоочередные из которых - по ценообразованию и повышению эффективности инвестиций в дорожное хозяйство; - нормативные документы, регламентирующие качество работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования; - нормативные документы по обеспечению безопасности дорожного движения; - нормативные документы технической направленности; - методические документы в приоритетных областях дорожного хозяйства; - территориальные нормативные и методические документы. Нормативные документы дорожного хозяйства должны быть ориентированы на учет новых экономических условий, снижение затрат на дорожные работы, гармонизацию отечественных и европейских норм, определяющих потребительские свойства автомобильных дорог общего пользования. 3. Совершенствование системы экономического анализа и финансирования дорожного хозяйства Для планомерной реализации основных направлений совершенствования дорожного хозяйства необходимо продолжить работу по стабилизации налоговых поступлений в дорожные фонды. Неотложной задачей является создание правовой и экономически привлекательной среды для формирования внебюджетных источников финансирования дорожных работ, включая средства частных инвесторов. Для этого необходимы законы о концессиях, платных автомобильных дорогах общего пользования, коммерческой и рекламной деятельности на дорогах, дорожном сервисе, о землях автомобильных дорог общего пользования. Актуальным является вопрос о государственных гарантиях отечественным и зарубежным инвесторам. В новых условиях необходимо изменение концепции ценообразования, в ее основу должен быть положен ресурсный метод. Следует организовать исследования региональных особенностей в современном ценообразовании при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования. В качестве приоритетных направлений научных исследований следует рассматривать следующие: - разработка новых методов обоснования экономической эффективности инвестиций в дорожное хозяйство; - разработка концепции привлечения инвестиций в дорожное хозяйство Российской Федерации; - поиск альтернативных источников финансирования дорожных работ; - разработка методов технико-экономического обоснования сооружения платных дорожных объектов; - научное обоснование объемов финансирования дорожного хозяйства, исходя из необходимости удовлетворения потребностей в автомобильных перевозках и решения социальных проблем страны и регионов; - совершенствование налогового законодательства в части финансирования дорожных работ; - разработка концепции единой системы ценообразования в отрасли. 4. Совершенствование системы управления дорожным хозяйством в новых социально-экономических условиях Направление предусматривает совершенствование системы управления дорожным хозяйством путем выработки рациональных путей преобразования организационных структур на федеральном и территориальном уровнях, включая две ветви управления: государственную и хозяйственную, оптимизации принципов взаимодействия федерального и территориальных органов управления, а также их деятельности, обеспечивающей интересы государства, пользователей дорог и населения, безопасное и бесперебойное функционирование сети автомобильных дорог общего пользования и эффективное использование средств дорожных фондов. Важнейшими направлениями научных исследований в этой сфере являются: - разработка концепции единой государственной политики в области автомобильных дорог и двойного подчинения территориальных дорог - федеральному центру и местной исполнительной власти (нормативно-правовая база - за федеральным центром; хозяйственные организации - за местной исполнительной властью); - определение оптимального сочетания единой технической политики в области автомобильных дорог общего пользования с самостоятельностью территориальных органов управления; - разработка методов и критериев оценки эффективности управления дорожным хозяйством на территориальном и федеральном уровнях. 5. Научные основы управления развитием и состоянием сети автомобильных дорог России Новые социально-экономические условия требуют корректировки методов оценки и обоснования развития сети автомобильных дорог. Генеральным направлением становится необходимость сохранения построенной сети дорог и повышения ее транспортно-эксплуатационных показателей. Задача исследований состоит в создании теоретических основ и принципов, а также технологии управления процессом содержания, совершенствования и развития дорожной сети на базе современных методов диагностики, комплексной оценки и прогнозировании состояния; обоснование потребностей и выбор стратегии развития дорожной сети; эффективном распределении средств на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог на федеральном и территориальном уровнях. Для решения этих задач необходимы следующие исследования: - установление зависимостей социально-экономических показателей развития регионов от показателей развития и состояния дорожной отрасли; - разработка методов определения требуемого уровня развития дорожной сети регионов и республики в целом с учетом фактического состояния и прогноза развития экономики, производственного потенциала, освоенности территории, численности населения и его размещения, существующей и перспективной транспортной инфраструктуры, природно-климатических и других особенностей; - совершенствование методов диагностики, оценки и прогноза состояния дорог, как основы планирования работ по содержанию и совершенствованию существующих дорог; - обоснование генеральной схемы автомобильных дорог общего пользования с учетом развития международных транспортных коридоров; - исследование влияния потребительских свойств дорог на технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта для экономического обоснования управляющих воздействий и технических решений; - разработка технологии управления развитием и состоянием дорожной сети и методов обоснования оптимальной стратегии управления, с учетом различных финансовых и материально-технических ограничений на федеральном и территориальном уровнях. 6. Совершенствование методов проектирования и строительства автомобильных дорог и мостов Направление предусматривает совершенствование методологии проектно-изыскательских работ на основе широкого использования новейших автоматизированных систем, формирования обновленной нормативной базы в сфере проектирования и строительства дорог и мостов, организации и контроля качества строительства автомобильных дорог общего пользования. Предусматривается создание новых материалов, конструкций и технологий для повышения надежности и долговечности сооружений на основе углубления знаний в области механизма и закономерностей работы всех конструктивных элементов дороги в различных природных условиях. При этом решение задачи повышения надежности и долговечности не должно вызывать существенного увеличения капиталовложений на стадии проведения работ строительного комплекса. Реализация работ данного направления должна позволить получить дополнительные финансовые возможности для строительства автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них за счет снижения стоимости работ строительного комплекса. В состав направления входят: - разработка усовершенствованных технологий инженерных изысканий и автоматизированного проектирования автомобильных дорог общего пользования и мостов, в т.ч. развитие применения GPS-систем; - разработка норм проектирования автомобильных дорог общего пользования с учетом необходимости гармонизации отечественных и зарубежных нормативов для обеспечения однородных условий движения на международных маршрутах; - разработка норм в области организации и надзора за строительством автомобильных дорог общего пользования с учетом обеспечения требуемого уровня качества дорожных работ; - создание и внедрение новых искусственных материалов с управляемыми физико-механическими свойствами для применения в различных слоях дорожных конструкций и создание новых нетрадиционных дорожных конструкций; - разработка альтернативных вяжущих для покрытий автомобильных дорог высоких категорий; - совершенствование методов использования мерзлых грунтов при сооружении земляного полотна в зоне вечной мерзлоты; - совершенствование методов применения долговечных цементобетонных конструкций дорожных одежд. 7. Совершенствование методов ремонта и содержания автомобильных дорог и мостов Совершенствование системы ремонта и содержания дорог и мостов имеет целью разработку эффективного комплекса мер, способных в сжатые сроки и при рациональном уровне затрат восполнить накопленный недоремонт сооружений, а также создать организационную и научную основу для перехода в основном к широкому использованию предупредительных мер, позволяющих существенно сократить затраты на ремонт и содержание дорог и мостов. Важнейшей мерой является разработка государственной системы содержания дорог, ее организационное оформление и методическое обеспечение. К научному обеспечению совершенствования методов ремонта и содержания дорог также относятся: - разработка методов оценки и прогнозирования состояния земляного полотна, дорожных одежд и покрытий в процессе эксплуатации; - разработка методов повышения трещиностойкости асфальтобетонных покрытий на различных основаниях; - разработка принципов и методов применения предупредительных мероприятий и ремонтов, позволяющих существенно снизить затраты на ремонт и содержание дорог, в том числе методов оценки, прогноза и образования колей, неровностей, ямочности, трещин, шелушения и выкрашивания; - разработка методов ликвидации деформаций и разрушений земляного полотна и дорожных одежд на ранней стадии их развития; - развитие холодных технологий при ремонте и содержании автомобильных дорог; - поиск новых методов зимнего содержания дорог, защиты дорог от снежных заносов, прогнозирования и предупреждения зимней скользкости путем создания антигололедных покрытий, новых экологически безопасных химических материалов; - разработка методов оценки и прогнозирования сроков службы эксплуатируемых мостов на основе их мониторинга. 8. Совершенствование методов реконструкции автомобильных дорог и дорожных сооружений Направление предусматривает проведение комплекса научных исследований, направленных на совершенствование методологии реконструкции дорог и дорожных сооружений с целью повышения пропускной способности, транспортно-эксплуатационных качеств и долговечности дорожной сети России. В состав направления входят: - решение задачи наиболее эффективного использования элементов и конструкций существующей дороги, путем разработки специальных норм и требований проектирования реконструкции; - решение проблем надежного сопряжения существующего и нового земляного полотна, основания и дорожной одежды, придания им равнопрочности и устойчивости; - разработка современных методов реконструкции труб, мостов и других инженерных сооружений. 9. Повышение безопасности дорожного движения Направление предусматривает реализацию программного подхода к осуществлению мероприятий по снижению дорожной аварийности на основе ликвидации и профилактики возникновения опасных участков на существующей дорожной сети в сочетании с обеспечением маршрутной безопасности движения, приоритетного учета требований обеспечения безопасности движения при строительстве новых дорог, стадийного улучшения транспортно-эксплуатационных качеств дорог с учетом наблюдаемого уровня аварийности. Научные исследования по данному направлению должны включать: - разработку целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на федеральных дорогах России» на 1998 - 2005 гг.; - разработку методических документов по реализации отраслевой целевой программы и ее научное сопровождение; - совершенствование технических средств организации дорожного движения с разработкой государственных стандартов и отраслевых норм; - разработку программы развития дорожного сервиса на федеральных автомобильных дорогах до 2010 года; - совершенствование системы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий в дорожном хозяйстве с целью выбора эффективных мер по борьбе с дорожной аварийностью. 10. Повышение качества дорожных работ и дорожных, сооружений Необходимы исследования, устанавливающие требуемые нормы качества дорожных работ с учетом материально-технического состояния отрасли и исследования надежности работ автомобильной дороги как сложной системы, позволяющие определять экономически целесообразные сроки службы отдельных элементов этой системы. Для поднятия технологической дисциплины необходима разработка нормативно-правовых актов, определяющих ответственность за качество работ, а также стандартов, устанавливающих сроки службы дорожных сооружений. В состав направления входят: - разработка отраслевой системы контроля качества дорожно-мостовых работ и пакета дорожных отраслевых нормативных документов по качеству; - разработка отраслевой системы сертификации дорожной продукции и услуг; - разработка системы метрологического обеспечения дорожного хозяйства; - разработка экспресс-методов и приборов для контроля качества дорожных материалов и дорожно-мостовых работ. 11. Повышение экологической безопасности дорожного хозяйства Эксплуатация и строительство автомобильных дорог общего пользования оказывают существенное экологическое воздействие на окружающую среду. На основе утвержденной Указом Президента РФ концепции охраны окружающей среды и устойчивого развития должна быть разработана и реализована система организационно-технических решений по защите среды обитания населения от выбросов транспортных средств, по снижению негативных воздействий сооружений дорожного комплекса на природные системы, по рациональному использованию природных ресурсов. Первоочередного внимания требуют задачи повышения экологической безопасности существующих автомобильных дорог общего пользования с высокой интенсивностью движения на территории поселений, городских агломераций. Приоритетный характер в этой связи имеют научные исследования следующих направлений: - разработка методов, позволяющих с достаточной степенью надежности оценить состояние окружающей среды на придорожных территориях с учетом интенсивности, состава и условий движения, транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог общего пользования, средств защиты и других местных факторов; - разработка методов оценки и прогнозирования экономического ущерба от экологических воздействий на этапах строительства и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования; - разработка методов сокращения выбросов АБЗ и других дорожных предприятий с учетом технологических и природных особенностей; - разработка системы мониторинга экологического состояния автомобильных дорог общего пользования; - разработка концепции управления природоохранной деятельностью в дорожном хозяйстве на период до 2005 года; - разработка и реализация региональных программ повышения экологической безопасности автомобильных дорог общего пользования. 12. Создание системы практической реализации научно-технической продукции Это направление предусматривает создание условий для широкого использования научно-технических достижений в практике дорожных организаций с целью обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Главная задача направления - обеспечение связи между научными исследованиями и их практической реализацией. Реализация результатов данного направления должна обеспечить существенное повышение эффективности вкладываемых средств как в научную, так и в производственную деятельность, расширение объемов дорожных работ в условиях ограничения ресурсов и повышения качества работ. В состав направления входят: - создание организационной, нормативно-правовой и методической основы функционирования механизма практической реализации достижений науки в дорожном хозяйстве; - совершенствование и развитие отраслевой интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве, включающей телекоммуникационные компоненты (электронную почту, сети INTERNET и др.), системы связи, информационные банки данных и, прежде всего, по дорожным технологиям; - разработка системы закупок и распределения материалов и дорожностроительной техники в дорожном хозяйстве, создающей оптимальные условия для планирования внедрения современных, перспективных дорожных технологий. 13. Совершенствование кадрового обеспечения дорожного хозяйства Целью развития данного направления является обеспечение дорожного хозяйства инженерными и научными кадрами, способными обеспечить высокий уровень качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог с использованием новейших отечественных и зарубежных машин и оборудования и применение наиболее эффективных технологий, достигнутых в мировой практике. Актуальность направления определяется все возрастающей конкуренцией со стороны зарубежных организаций и фирм, активно работающих на отечественном рынке дорожно-строительных и ремонтных работ. В состав направления входят: - подготовка инженерно-технических кадров в высших и средних специальных учебных заведениях России по согласованным программам и в соответствии с приоритетами научно-технической политики; - финансовая поддержка материальной базы высших и средних специальных учебных заведений через систему подготовки кадров и повышение квалификации; - совершенствование системы дополнительного профессионального образования кадров дорожного хозяйства, включающей оценку и прогнозирование кадровой потребности, подготовку резерва на замещение руководящих должностей; - создание системы стимулирования для привлечения в аспирантуру и докторантуру наиболее одаренных молодых ученых и специалистов дорожного хозяйства; - организация системы научной стажировки молодых специалистов в странах, достигших наибольшего прогресса в области технологии дорожного строительства; - согласование тематики кандидатских и докторских диссертационных работ с приоритетами научно-технической политики дорожного хозяйства. 5. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕПервоочередной задачей является упорядочение и активизация научной деятельности путем создания, организационного оформления и обеспечения функционирования единой системы научного обеспечения дорожного хозяйства. Такая система может быть организована в виде общеотраслевой межведомственной дорожной научной Ассоциации в составе основных государственных научных организаций и негосударственных научных структур, обслуживающих дорожный комплекс. Дорожной научной Ассоциации следует поручить формирование ежегодных планов важнейших НИРиОКР, включая прикладные, поисковые и фундаментальные исследования, с учетом рекомендаций научно-технического совета ФДС по актуальным направлениям научных исследований. Для обеспечения эффективного функционирования системы научного обеспечения отрасли необходимо: · планирование и организацию стратегических научных исследований осуществлять преимущественно на основе программно-целевого принципа, включающего все стадии и этапы от разработки до практического использования результатов; · увеличить объемы финансирования научных исследований до 1,5 % от дорожного бюджета, достигнув среднеевропейского уровня, и разрешить использовать на поисковые, задельные исследования до 10 % и на модернизацию лабораторно-экспериментальной базы до 5 % от ежегодно выделяемой суммы на НИОКР; · усовершенствовать систему ценообразования на НИР с включением в стоимость научных работ всех затрат, необходимых для эффективного проведения исследований; · укрепить экспериментальную базу отраслевой науки с учетом разделения функций по направлениям исследований среди научных организаций и возможности совместного использования экспериментальных баз каждой организации; · разработать принципы интеграции дорожной науки и образования и выработать комплекс организационных, технических и экономических мер, которые позволили бы сохранить и укрепить систему высшего образования по подготовке специалистов, в т.ч. и высокой квалификации для дорожного хозяйства; · обеспечить связь и координацию с зарубежными дорожными научными центрами и организациями, в т.ч. и с научными коллективами стран СНГ. Наряду с созданием дорожной научной Ассоциации для развития конкурентной среды и предпринимательской деятельности в сфере дорожной науки необходимо содействовать формированию частного сектора с образованием частных научно-исследовательских, консалтинговых фирм и научных лабораторий. Упорядочить систему проведения научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов, в т.ч. и с приглашением зарубежных специалистов, а также расширить практику участия специалистов дорожного хозяйства в проводимых за рубежом научно-технических форумах. Многолетний опыт организации НИОКР свидетельствует об их эффективности только в том случае, когда при их планировании и проведении сохраняется определенная комплексность, последовательность и преемственность. Подход к проведению научно-исследовательских работ должен состоять из следующих и обязательных шагов: 1. Определение наиболее острых проблем, организация и проведение по ним поисковых исследований. На разных этапах проведения последних определяются перспективные направления для проведения прикладных НИОКР. 2. Проведение технико-экономических обоснований прикладных НИОКР. 3. Проведение научно-исследовательских работ. 4. Экспериментальная (опытная) проверка результатов прикладных НИОКР на практике (опытное внедрение), установление постоянных наблюдений за их поведением «в натуре». 5. Выбор оптимальных и корректировка ранее принятых решений по результатам натурных наблюдений, разработка методического или нормативного документа, при необходимости обязательное сертифицирование разработанных приборов, инструментов и т.д. 6. Широкомасштабное внедрение. Следует подчеркнуть тесную взаимосвязь вышеперечисленных работ, вследствие чего недостаточная степень проработки какого-либо этапа или, тем более, невыполнение работ по любому из них немедленно отрицательно скажется на общей эффективности научно-исследовательской разработки. Современный подход к организации работы в дорожном хозяйстве по использованию (внедрению) научно-технических достижений должен исходить из следующих основных положений: - необходимость создания службы внедрения новой техники и технологий как системы, которая взяла бы на себя роль специальной организационной базы по управлению всем процессом внедрения и служила бы связующим звеном между участниками этого процесса; - рассмотрение процесса внедрения как трехстадийного, включающего в себя: начальную (подготовительную) стадию, реализуемую в основном самими разработчиками (подготовка дополнительной технической документации, привязка разработки к конкретным производственным условиям и др.); промежуточную стадию, которую можно назвать стадией освоения разработки, реализуемую региональными внедренческим центрами (т.е. центрами передачи технологий) на базе прикрепленных к каждому из них образцово-показательных ДРСУ; третью стадию, являющуюся конечной стадией процесса внедрения, соответствующей по аналогии началу серийного производства техники, т.е. когда технологии выходят за рамки показательных ДРСУ. Эта стадия реализуется службой внедрения с участием региональных внедренческих центров путем организации обучения кадров дорожного хозяйства принципам и методам реализации новых технологий, а также путем обеспечения информацией об освоенных новых технологиях, усиления работы по пропаганде научно-технических достижений; - создание механизма, обеспечивающего взаимную экономическую заинтересованность всех участников процесса внедрения, как непременного условия эффективного функционирования системы практической реализации научно-технических достижений в дорожном хозяйстве. Механизм практической реализации научно-технических достижений должен быть основан на системе организации и управления процессом внедрения технологий. Необходимо определить круг задач и функциональные связи между структурами, участвующими в процессе внедрения технологий, решить финансовые аспекты взаимодействия организаций. Основой для разработки и внедрения технологий должны являться утвержденные конкретные проекты, прошедшие обсуждение на всех уровнях управления процессом внедрения (местном, региональном и федеральном). Проекты должны разрабатываться, опираясь на утвержденные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования и дорожному хозяйству в целом, назначенные исходя из реальных условий финансирования. При этом должен охватываться весь процесс внедрения - от начала создания технологических разработок на основе изучения рынка и определения приоритетных направлений до момента широкого использования технологии на практике. Федеральная дорожная служба в 1998 году, в отличие от предыдущего 1997 года, перешла на планирование не только чистых научно-исследовательских работ, но и работ по внедрению научных исследований в опытное производство и приступила к организации проведения фундаментальных исследований. Наличие в структуре планирования вышеперечисленных планов требует пересмотра системы управления научно-технической политикой в дорожном хозяйстве в целом. Необходимо определить составляющие научно-технической политики, уточнить функции органов управления и определить ответственность за прохождением научно-исследовательской деятельности, от научной разработки до опытного внедрения, разработки нормативной документации и широкого внедрения в целом по дорожному хозяйству. Успех в реализации научно-технической политики в дорожном хозяйстве может быть достигнут при условии организации действенной системы управления научно-технической деятельностью. Как показано выше, научно-техническая деятельность включает научно-исследовательскую деятельность, внедренческую деятельность и деятельность, связанную с распространением научно-технической информации с пропагандой научных достижений. Управление всеми тремя видами деятельности находится в компетенции первого заместителя Руководителя ФДС, ответственного за проведение научно-технической политики в отрасли. Исполнительными органами являются: Управление научно-технической политики - ответственное за научно-исследовательскую деятельность; Центр обучения и передачи новых технологий (Дирекция «Дороги России») - ответственный за внедренческую деятельность; «Информавтодор» - ответственный за информационное обеспечение дорожного хозяйства. Все три органа должны функционировать в тесном взаимодействии. В задачи исполнительных органов входят: Управление научно-технической политики · организация рассмотрения проекта плана важнейших НИР и ОКР, представленного дорожной научной Ассоциацией, с последующим утверждением плана; · проведение конкурса научных идей и разработчиков; · заключение договоров с исполнителями по работам, предусмотренным в утвержденном плане важнейших НИР и ОКР; · контроль за ходом выполнения плана важнейших НИР и ОКР, организация рецензирования, рассмотрения, приемки и оплаты работ; · организация издания законченных работ; · подготовка предложений по научным разработкам, рекомендуемым к внедрению, и передача их органу, ответственному за внедренческую деятельность; · организация научных семинаров, симпозиумов, конференций, выставок, конкурсов. Уровень и качество научных разработок, а также целесообразность их практического использования определяет научно-технический совет ФДС. Центр обучения и передачи новых технологий · формирование плана внедрения новых технологий материалов и др. с определением необходимых объемов финансирования, включая научное сопровождение; · координация деятельности региональных внедренческих центров с организацией через них опытно-внедренческих работ; · формирование плана обучения кадров дорожного хозяйства принципам и методам реализации новых технологий и контроль за его выполнением; · ежегодный анализ и обобщение объемов внедрения по регионам и России в целом. Региональные внедренческие центры целесообразно организовать на базе центров РОСДОРНИИ, расположенных в г.г. Москве, Владимире, Воронеже, Ростове-на-Дону, Волгограде, Перми, Екатеринбурге, Красноярске и Хабаровске и имеющих минимально необходимую базу, кадры и опыт выполнения внедренческих работ. Пять из девяти указанных центров расположены в тех городах, где размещены также и Региональные дирекции, что позволяет им тесно взаимодействовать в организации и проведении внедренческих работ в зоне обслуживания соответствующих дирекций. В то же время с Региональной дирекцией № 5 мог бы успешно сотрудничать Волгоградский центр РОСДОРНИИ, с региональной Дирекцией № 9 - Владимирский центр РОСДОРНИИ, с Региональной дирекцией № 4 - Пермский и Екатеринбургский центры РОСДОРНИИ и с Региональной дирекцией № 3 - Красноярский центр РОСДОРНИИ. Центр обучения и передачи новых технологий поддерживает тесные связи с «Центрдорконтролем», который осуществляет выборочную экспертизу рекомендуемых к внедрению новых технологий, материалов и др., проводит сертификационный и метрологический контроль, а также организует контроль качества выполнения внедряемых работ. Информационное обеспечение Центра обучения и передачи новых технологий в основном осуществляет «Информавтодор». «Информавтодор» · сбор, обобщение и передача отечественной и зарубежной научно-технической информации; · формирование и ведение банка данных по новым технологиям, материалам, конструкциям и т.д.; · пропаганда отечественных и зарубежных научно-технических достижений и передового опыта. «Информавтодор» осуществляет свою деятельность в тесном контакте с Центром информационных технологий, который организует и обеспечивает современный уровень сбора и передачи информации. 6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВАВ настоящее время динамичнее развитие дорожного хозяйства невозможно без оперативного обмена информацией между управленческими структурами, научными, проектными организациями и организациями, непосредственно участвующими в строительстве и эксплуатации дорог. Созданная ранее система предоставления информации уже не удовлетворяет ни духу времени, ни реальным запросам потребителей информации. В современных условиях и на ближайшие несколько лет основным техническим средством оперативного обеспечения информацией являются распределенные компьютерные сети, где должны быть созданы банки и базы данных по различным направлениям деятельности дорожного хозяйства - информационная отраслевая компьютерная сеть. Информационная отраслевая компьютерная сеть в первую очередь необходима конечным звеньям дорожного хозяйства - непосредственным исполнителям дорожных работ, которые должны получать оперативную информацию по новым технологиям и внедрять их в производство. При этом важное место в этом процессе занимает и обратная связь - от внедряющей организации к разработчику технологии. В настоящий момент времени такие организации, расположенные по территории всей страны, зачастую просто не могут получить оперативную информационную помощь по интересующему вопросу. Информационная отраслевая компьютерная сеть необходима и для совершенствования научных исследований, проводимых как научными, так и учебными заведениями. Свободный и оперативный обмен информацией между ними, доступ к научным руководящим документам и основным положениям (аннотациям) научных работ с ретроспективой на несколько лет позволит избежать дублирования научных исследований и сконцентрировать силы и средства на нерешенных проблемах. Кроме того, с помощью электронных конференций для решения вопросов возможно привлечение лучших специалистов из различных организаций, что, несомненно, повысит качество принимаемых решений. Информационная отраслевая система должна играть большую роль и при обучении в ВУЗах и на курсах по повышению квалификации, предоставляя необходимую информацию о современном состоянии дорожных технологий и научных исследований. Для проектных организаций информационная отраслевая сеть позволит получать необходимую оперативную информацию по широкому кругу вопросов - о новых технологиях, имеющихся у нас в стране и за рубежом, уточненные данные с мест о состоянии дорожных объектов в данный момент времени и т.д. Использование компьютерных цифровых карт местности с применением ОРЗ - систем при проектировании дорожного строительства качественно улучшит создаваемые проекты. Для управляющих звеньев дорожного хозяйства жизненно важным является наличие устойчивых информационных связей как по вертикали, так и по горизонтали, особенно в условиях разграничения полномочий в области управления между федеральными органами субъектов Федерации. Задачей отраслевой информационной системы должно являться также обеспечение оперативной передачи и хранения информации, необходимой для выработки управленческих решений и передачи распорядительных и иных документов. Таким образом, результатом внедрения информационной отраслевой компьютерной системы будет качественно новый уровень доступа к информации конечных звеньев дорожного хозяйства, позволяющий сократить расходы на содержание и строительство дорог в результате более интенсивного применения новых технологий, совершенствования научных исследований в дорожном хозяйстве, улучшения состояния образовательного процесса, проектирования новых дорожных объектов и улучшения системы управления отраслью. 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕНастоящая Концепция исходит из основных направлений совершенствования дорожного хозяйства, изложенных в Президентской программе совершенствования и развития автомобильных дорог РФ «Дороги России» и может быть использована в качестве основы формирования современных принципов научно-технической деятельности в дорожном хозяйстве, отвечающих общественным интересам пользователей дорог и работников отрасли, и при разработке программы реализации научно-технической политики в дорожном хозяйстве. Осуществление новых принципов научно-технической деятельности должно способствовать преодолению кризисных явлений в дорожном хозяйстве, ускорению его реформирования, повышению инновационной активности, а также приведению дорожных норм, стандартов, систем сертификации дорожной продукции и метрологического обеспечения в соответствие с мировыми подходами в этой области. Достижение поставленных целей требует конкретных механизмов реализации новых принципов научно-технической деятельности и настойчивых усилий дорожных органов и научно-технической общественности в проведении предусматриваемых преобразований, отвечающих духу времени. |