РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||
|
ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов.ПР 50.1.020-2000 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Предисловие РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. № 409-ст ВЗАМЕН ПР 50-734-93 СОДЕРЖАНИЕ ПР 50.1.020-2000 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Дата введения 2001-04-01 1 Область примененияНастоящие правила по стандартизации устанавливают последовательность и содержание работ, выполняемых при разработке или пересмотре общероссийских классификаторов, входящих в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации [1]. Правила по стандартизации предназначены для федеральных органов исполнительной власти и организаций, создающих общероссийские классификаторы (далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов). 2 Общие положения2.1 Общероссийские классификаторы создаются учреждениями, ответственными за их разработку, по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвитием России по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене. Эти учреждения, как правило, формируют в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении. 2.2 Общероссийские классификаторы принимает Госстандарт России по представлению учреждений, ответственных за разработку общероссийских классификаторов. 2.3 В целях обеспечения организационно-методического единства разработки общероссийских классификаторов установлены следующие стадии: 1-я стадия - организация разработки общероссийского классификатора; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия; 4-я стадия - принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора; 5-я стадия - официальное издание общероссийского классификатора. 2.4 Учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов, могут привлекать к выполнению отдельных (или всех) стадий разработки общероссийских классификаторов другие организации. При этом представление и рассылка создаваемых документов на всех стадиях разработки общероссийских классификаторов осуществляется от имени учреждений, ответственных за разработку общероссийских классификаторов. 2.5 При разработке общероссийских классификаторов должны использоваться основные понятия ЕСКК, методы классификации и кодирования, а также методы расчета контрольных чисел, изложенные в [1]. 3 Организация разработки общероссийского классификатораПри проведении исследования должны быть проанализированы и учтены: - законодательные акты Российской Федерации; - указы и распоряжения Президента Российской Федерации; - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; - нормативные правовые акты и решения федеральных органов исполнительной власти и иных организаций федерального уровня, относящиеся к их компетенции и имеющие межотраслевой характер. К этим нормативным правовым актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения; - международные, региональные и межгосударственные классификации и стандарты по классификации и изменения к ним; - государственные стандарты Российской Федерации и изменения к ним, иные технические акты (строительные нормы и правила, санитарные правила и нормы, тарифно-квалификационные справочники и т.п.), имеющие межотраслевой характер, и изменения к ним; - правовые акты и документы, созданные на основе вышеуказанных правовых актов и документов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этапе исследования необходимо определить основные актуальные межотраслевые задачи, при решении которых должен использоваться разрабатываемый общероссийский классификатор. В ходе этой работы следует учитывать необходимость приоритетного использования соответствующих международных, региональных и межгосударственных классификаций и стандартов, приемлемых для Российской Федерации, взаимосвязь разрабатываемого общероссийского классификатора с действующими общероссийскими классификаторами и его сопряжение с общероссийскими унифицированными формами документов. 3.2 По результатам проведенного исследования подготавливаются предложения по разработке общероссийского классификатора. В предложениях должны быть отражены следующие вопросы: - общее состояние работ в стране и за рубежом по классификации и кодированию объектов данного вида технико-экономической и социальной информации, соответствие правовым актам и документам, указанным в 3.1, и обоснование необходимости разработки общероссийского классификатора; - обеспечение гармонизации с аналогичными международными, региональными и межгосударственными классификациями и стандартами, приемлемыми для Российской Федерации; - перечень основных межотраслевых задач, для решения которых предназначен общероссийский классификатор; - описание исходного множества объектов технико-экономической и социальной информации; - взаимосвязь с общероссийскими унифицированными формами документов; - предполагаемая структура классификатора; - отсутствие дублирования с действующими общероссийскими классификаторами и обеспечение увязки с ними; - источники для сбора объектов классифицируемого множества; - обоснование выбора методов классификации и кодирования; - основные признаки классификации и принципы их выделения; - алфавит кода; - обоснование резервной емкости классификатора. - источник финансирования разработки общероссийского классификатора. К предложениям прилагается фрагмент разрабатываемого общероссийского классификатора. 3.3 Предложения по разработке общероссийского классификатора учреждения, ответственные за разработку общероссийского классификатора, направляют на согласование в Госстандарт России, Госкомстат России и Минэкономразвития России. Госкомстат России и Минэкономразвития России в месячный срок сообщают заключения в Госстандарт России, который с учетом этих заключений направляет сводное решение заявителю предложений. При положительном решении учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора, организует дальнейшую разработку общероссийского классификатора. 4 Разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации4.1 На стадии разработки первой редакции проекта общероссийского классификатора должны быть проведены следующие работы: подготовка исходного множества объектов классификации; классификация данного множества объектов классификации; унификация построения и написания наименований объектов; кодирование заданного множества объектов. 4.1.1 При наличии приемлемых для Российской Федерации международных и (или) региональных классификаций или стандартов на классификацию по данному виду технико-экономической и социальной информации должно предусматриваться их приоритетное использование при разработке общероссийских классификаторов с учетом следующих путей гармонизации классификаторов: - прямое применение международных и региональных классификаций или стандартов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций; - включение в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций или стандартов и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации или стандарте. 4.1.2 Классификация заданного множества объектов включает: выделение признаков классификации; определение методов классификации для заданного множества объектов; определение необходимой и достаточной глубины классификации; упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок. 4.1.3 При унификации построения и написания наименований объектов классификации проводится упорядочение применяемой терминологии (исключение многозначности, синонимии), взаимоувязка со стандартизованной терминологией. В тех случаях, когда в общероссийские классификаторы объекты включаются на основании правовых актов и документов, указанных в 3.1, наименования объектов в общероссийских классификаторах должны соответствовать их наименованиям в этих актах и документах. На данном этапе целесообразно также обобщить и провести анализ используемых сокращений и их унификацию; разработать алфавитный (алфавитно-предметный) указатель наименований объектов классификации. 4.1.4 Кодирование заданного множества объектов предусматривает: - выбор метода кодирования; - выбор алфавита и длины кода; построение структуры кода; - кодирование объектов классификации и их группировок; - расчет при необходимости контрольного числа для защиты кодов общероссийского классификатора; - обеспечение резервной емкости кодов общероссийского классификатора. 4.2 По результатам проведенной работы разрабатывается первая редакция проекта общероссийского классификатора, а также пояснительная записка к нему. 4.3 Общероссийский классификатор состоит из следующих структурных элементов: - обложки; - титульного листа; - предисловия; - содержания; - наименования общероссийского классификатора; - даты введения; - введения; - перечня позиций; - приложений. Формы обложки, титульного листа, предисловия, содержания и первой страницы общероссийского классификатора, на которой указываются наименование общероссийского классификатора, дата введения, должны соответствовать приложению А. Введение должно быть изложено в соответствии с требованиями приложения Б. Предисловие и содержание в общероссийском классификаторе нумеруются римскими цифрами, причем нумерация информационных данных начинается с римской цифры II в левом нижнем углу (А.3 приложения А), на следующей странице римская цифра III - в правом нижнем углу и т.д. На титульном листе римская цифра I не проставляется. Нумерация страниц арабскими цифрами начинается с первой страницы общероссийского классификатора, приведенной в А.5 приложения А. При этом нечетные номера страниц проставляются в правом нижнем углу, четные - в левом. В структурном элементе «Перечень позиций» каждая позиция классификатора строится, как правило, в следующей последовательности: код, контрольное число (может отсутствовать), наименование, дополнительные классификационные признаки, если они предусмотрены в классификаторе. В качестве дополнительных признаков могут быть использованы коды взаимосвязанных общероссийских классификаторов и т.п. Позиции располагаются в соответствии с принятыми в общероссийском классификаторе методами классификации: в порядке возрастания кодов позиций для иерархической классификации и в порядке возрастания кодов фасетов и кодов позиций внутри фасетов - для фасетной классификации. В общероссийском классификаторе могут выделяться разделы, части (заголовки), подразделы (подзаголовки). Для однозначности понимания и разграничения объемов понятий отдельных позиций общероссийского классификатора, включения алгоритмов сбора позиций и др. позиции могут дополняться пояснениями. Если пояснения краткие (по отношению к наименованию позиции) или касаются лишь отдельных позиций, то они приводятся непосредственно после наименования позиции, к которой они относятся, и располагаются с новой строки, начиная со слова «Пояснение(я)». Например, в Общероссийском классификаторе продукции записано 58 5300 4 Детали водопропускных труб Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки Вместо слова «Пояснение(я)» может использоваться также некоторый символ, например, «*», что отражается во введении общероссийского классификатора. Так, в Общероссийском классификаторе стандартов записано 07.100.20 Микробиология воды * Исследование биологических свойств воды см. 13.060.70 Если же пояснения достаточно емкие (значительно превышают длину наименования позиции) и их требуется давать для всех (большинства) позиций общероссийского классификатора, то эти пояснения выносятся в отдельное приложение к общероссийскому классификатору. Необходимость включения в общероссийский классификатор контрольных чисел определяет учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора. Приложения в общероссийском классификаторе могут быть обязательными и справочными. 4.5 В Пояснительной записке к первой редакции проекта общероссийского классификатора приводят: - основание для разработки, ее актуальность; - сведения о соответствии международным и региональным аналогам, правовым актам и документам, указанным в 3.1; - краткую характеристику общероссийского классификатора с указанием межотраслевых задач, при решении которых он будет использоваться. 4.6 Первая редакция проекта общероссийского классификатора рассылается учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, в заинтересованные организации по списку, согласованному с Госстандартом России и Госкомстатом России. Допускается рассылка на бумажном носителе фрагмента первой редакции проекта общероссийского классификатора с указанием исполнителя, у которого можно получить этот проект в полном объеме на машинном носителе или по электронной почте. Фрагмент на бумажном носителе должен содержать в полном объеме структурные элементы: обложку, титульный лист, предисловие, содержание, наименование общероссийского классификатора, дату введения, введение, а также включать фрагменты перечня позиций первой редакции проекта общероссийского классификатора и приложений (при их наличии) к нему. Отзывы на первую редакцию проекта общероссийского классификатора заинтересованных организаций должны направляться не позднее чем в месячный срок со дня получения материалов. 4.7 На стадии разработки первой редакции проекта общероссийского классификатора по усмотрению учреждения, ответственного за разработку общероссийского классификатора, могут составляться техническое задание и (или) методика разработки общероссийского классификатора. 5 Разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия5.1 Учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора, с учетом поступивших отзывов подготавливает окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора и согласовывает ее с организациями обязательного согласования. Перечень этих организаций подготавливает учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора, согласовывает с Госкомстатом России и утверждает в Госстандарте России. При наличии замечаний от организаций обязательного согласования учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора, проводит согласительное совещание для снятия замечаний. Окончательная редакция проекта общероссийского классификатора представляется учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, в Госстандарт России для принятия. 5.2 Для принятия общероссийского классификатора учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора, направляет в Госстандарт России с сопроводительным письмом: - окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном носителе в двух экземплярах; - окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на машинном носителе; - пояснительную записку; - листы согласования или копии писем о согласовании от организаций обязательного согласования; - протокол согласительного совещания (при его проведении); - копии писем о результатах рассмотрения первой редакции проекта общероссийского классификатора; - сводку отзывов, содержащую обоснования неучтенных замечаний и предложений по первой редакции проекта общероссийского классификатора. В сопроводительном письме сообщается также предварительно согласованное с Госстандартом России предложение о федеральном органе исполнительной власти или организации, ответственной за ведение представленного общероссийского классификатора после его принятия Госстандартом России. 5.3 Построение, изложение и оформление окончательной редакции общероссийского классификатора должны соответствовать требованиям 4.3 и 4.4, пояснительная записка - требованиями 4.5. 5.4 Форма представления окончательной редакции проекта общероссийского классификатора на машинном носителе должна соответствовать [2]. 6 Принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора6.1 Полученную окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном (в двух экземплярах) и машинном носителях, другую сопроводительную документацию Госстандарт России направляет во Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России для проведения экспертизы, рассмотрения в ТК 257 «Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле» и обеспечения издательского редактирования в ИПК Издательство стандартов Госстандарта России. 6.2 При проведении экспертизы окончательной редакции проекта общероссийского классификатора ВНИИКИ Госстандарта России рассматривает: выполнение требований нормативных и методических документов по ЕСКК; степень соответствия международным и региональным классификациям и стандартам с учетом отечественной практики; соответствие правовым актам и документам, изложенным в 3.1; возможность применения, отсутствие дублирования с действующими общероссийскими классификаторами; форму и полноту представления информации на машинном носителе; правильность оформления; правильность согласования и полноту учета замечаний и предложений на первую редакцию проекта общероссийского классификатора. 6.3 ВНИИКИ Госстандарта России в двухмесячный срок со дня получения окончательной редакции проекта общероссийского классификатора проводит экспертизу, обеспечивает рассмотрение окончательной редакции проекта общероссийского классификатора в ТК 257 и издательское редактирование, проводимое ИПК Издательство стандартов в срок не более пяти дней1). 1) В отдельных случаях при большом объеме или большом количестве проектов, поступивших одновременно, срок издательского редактирования может быть увеличен по согласованию с ВНИИКИ Госстандарта России. 6.4 ТК 257 (его подкомитет) рассматривает окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора и с учетом экспертного заключения ВНИИКИ Госстандарта России принимает решение о представлении для принятия в Госстандарт России. Решение заседания оформляется протоколом. В случае отклонения ТК 257 окончательной редакции проекта общероссийского классификатора в протоколе указываются причины отклонения. При одобрении ТК 257 окончательной редакции проекта общероссийского классификатора с замечаниями учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора, в двухнедельный срок вносит изменения по этим замечаниям в представленную окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном и машинном носителях. При неучете замечаний ТК 257 в указанный срок Госстандарт России возвращает окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на доработку в представившее ее учреждение. ВНИИКИ Госстандарта России передает в ИПК Издательство стандартов на издательское редактирование окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора после учета в ней замечаний ТК 257. 6.5 ВНИИКИ Госстандарта России представляет с сопроводительным письмом в Госстандарт России: один экземпляр окончательной редакции проекта общероссийского классификатора (прошедший издательское редактирование) на бумажном носителе; докладную записку; копию протокола заседания ТК 257 (копию выписки из протокола). 6.6 Госстандарт России рассматривает представленные ВНИИКИ Госстандарта России материалы и при положительном решении оформляет постановление о принятии общероссийского классификатора (с указанием даты введения). Согласованное с Госстандартом России предложение учреждения, ответственного за разработку общероссийского классификатора, о федеральном органе исполнительной власти или организации, ответственной за ведение принимаемого общероссийского классификатора, отражается во введении этого классификатора. 6.7 Принятые Госстандартом России общероссийские классификаторы подлежат государственной регистрации, осуществляемой ВНИИКИ Госстандарта России в срок, не превышающий пяти дней со дня поступления документов на регистрацию. При государственной регистрации каждому общероссийскому классификатору присваивается обозначение, состоящее из обозначения его категории - «ОК», отделенного пробелом трехзначного регистрационного номера и отделенного тире года утверждения общероссийского классификатора, записываемого четырьмя цифрами. Для общероссийского классификатора, построенного на основе полного аутентичного текста международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта, или гармонизированного с ними, указываются в скобках обозначения этих классификаторов или стандартов после обозначения категории общероссийского классификатора «ОК». Например, обозначением Общероссийского классификатора стандартов (ОКС) является ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000. Здесь ИСО/ИНФКО МКС означает, что ОКС является аутентичным текстом Международного классификатора стандартов ИСО/ИНФКО МКС, а МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96 означает, что он является аутентичным текстом Межгосударственного классификатора стандартов стран СНГ. Для общероссийского классификатора, построенного с учетом требований, отражающих потребности российской экономики, на основе международного, регионального или межгосударственного классификатора, их обозначения указываются в скобках после обозначения общероссийского классификатора. Например, обозначением Общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ) является ОК 015-94 (МК 002-97). Здесь МК 002-97 означает, что ОКЕИ построен на основе Межгосударственного классификатора единиц измерения и счета стран СНГ с учетом требований, отражающих потребности российской экономики. 6.8 При регистрации общероссийских классификаторов на каждый из них во ВНИИКИ Госстандарта России заводится дело общероссийского классификатора. В дело общероссийского классификатора включаются: - письмо ТК 257 о представлении проекта общероссийского классификатора для принятия Госстандартом России и/или письмо в Госстандарт России организации-разработчика; - пояснительная записка организации-разработчика (если разработчик не ВНИИКИ Госстандарта России) к проекту общероссийского классификатора; - копии писем о результатах рассмотрения первой редакции проекта общероссийского классификатора; - сводка отзывов, содержащая обоснования неучтенных замечаний и предложений по первой редакции проекта общероссийского классификатора; - копии документов, подтверждающие согласование проекта общероссийского классификатора с организациями обязательного согласования; - копия протокола заседания ТК 257 (копия выписки из протокола); - докладная записка НТУ Госстандарта России и ВНИИКИ Госстандарта России; - общероссийский классификатор (копия), принятый Госстандартом России (или фрагмент классификатора); Постановление Госстандарта России о принятии и введении в действие общероссийского классификатора (подлинник). 6.9 При пересмотре общероссийского классификатора может быть разработан и принят Госстандартом России новый общероссийский классификатор. При этом пересмотренный общероссийский классификатор отменяется постановлением Госстандарта России и в новом общероссийском классификаторе указывается, взамен какого общероссийского классификатора он разработан. Новому общероссийскому классификатору присваивается обозначение замененного классификатора с заменой года утверждения, записываемого четырьмя цифрами. В результате пересмотра общероссийского классификатора последний может быть отменен без разработки нового общероссийского классификатора. 6.10 Прошедшие государственную регистрацию общероссийские классификаторы включаются в Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК). 7 Официальное издание общероссийских классификаторов7.1 Исключительное право официального издания вводимых в действие общероссийских классификаторов принадлежит Госстандарту России. Для защиты этого права в официальных изданиях общероссийских классификаторов помещается запись: «Настоящий классификатор не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России». 7.2 Официальным изданием общероссийского классификатора является публикация на русском языке, выполненная типографским способом издательско-полиграфическим комплексом Госстандарта России или другими организациями по договорам, заключенным с Госстандартом России. На титульном листе и на первой странице общероссийского классификатора помещается запись «Издание официальное». Допускается не издавать типографским способом общероссийские классификаторы, если их объем превышает 30 учетно-издательских листов или количество ежегодно вносимых в них изменений превышает 2 % общего объема классификатора. Официальное опубликование таких общероссийских классификаторов обеспечивается учреждениями, ответственными за разработку общероссийского классификатора, по согласованию с Госстандартом России. 7.3 Информация о принятии, отмене, замене общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом России в ежемесячно выпускаемом информационном указателе «Государственные стандарты». Перечень действующих на территории Российской Федерации общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом России в ежегодно выпускаемом указателе «Государственные стандарты». 7.4 Вопросы, связанные с подготовкой, изданием и распространением общероссийских классификаторов, решаются Госстандартом России. 7.5 При переиздании общероссийского классификатора в «Предисловии» делается запись: Переиздание ________________ с изменениями _______________________________ месяц, год порядковые номера изменений ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное) Формы обложки, титульного листа, предисловия, содержания и первой страницы общероссийского классификатораА.1 Форма обложки общероссийского классификатора
А.2 Форма титульного листа общероссийского классификатора
А.3 Форма предисловия
А.4 Форма содержания общероссийского классификатора
А.5 Форма первой страницы общероссийского классификатора
ПРИЛОЖЕНИЕ Б(обязательное) Требования к изложению введения общероссийского классификатораОбщероссийский классификатор ... (сокращенное наименование) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации. ОК гармонизирован с международным, региональным или межгосударственным классификатором ... (ОК построен на основе полного аутентичного текста международного, регионального или межгосударственного классификатора ...) (ОК построен с учетом требований, отражающих потребности российской экономики, на основе международного, регионального или межгосударственного классификатора ...) ОК ... предназначен для ... ОК … используется при решении следующих задач ... Особенностями применения ОК в соответствующих сферах деятельности являются ... Объектами классификации в ОК ... являются ... Структурно классификатор состоит из ... блоков ... (приводится описание блоков, включающее наименование и характеристику). Формула структуры кодового обозначения в ОК ... Признаки классификации ... В классификаторе принята следующая сокращенная форма записи наименований объектов: ... Пример записи позиций общероссийского классификатора: Ведение ОК ... осуществляет ... При ведении ОК ... осуществляет взаимодействие с ВНИИКИ Госстандарта России. Примечания 1 Введение может содержать также необходимые пояснения структуры, содержания и особенностей практического применения общероссийского классификатора. 2 Во введение не допускается включать вопросы аналитического и исследовательского характера. ПРИЛОЖЕНИЕ В(справочное) БиблиографияКлючевые слова: общероссийские классификаторы, разработка изменений, утверждение изменений, информационное обслуживание |