РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







Об общероссийских классификаторах в свете Федерального закона «О техническом регулировании».

Об общероссийских классификаторах в свете Федерального закона «О техническом регулировании»

М.Л. Рахманов, А.А. Саков

 

 

Современный этап развития работ по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации связан с выходом Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принятыми в его развитие постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» и от 4 августа 2005 г. № 493 « О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Особенность текущего этапа обусловлена тем, что национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации. При этом не предусмотрено существование ранее действовавшей в стране Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Соответственно в составе документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, отсутствуют отраслевые классификаторы и классификаторы организаций. Вместе с тем, роль общероссийских классификаторов значительно повышается.

Впервые законодательно установлено, что применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Наряду с этим, общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения.

Указанными нормативными правовыми документами также устанавливаются основные положения разработки, принятия, введения в действие и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Определено, что общероссийские классификаторы являются нормативными документами в области стандартизации, распределяющими технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими группировками).

Основными задачами разработки общероссийских классификаторов являются:

·       обеспечение совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;

·       обеспечение межведомственного обмена информационными ресурсами;

·       создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;

·       систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического пространства страны, организации статистического учета и отчетности и в банковской деятельности;

·       упорядочение работ по разработке технических регламентов, по стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказанию услуг;

·       информационное обеспечение основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;

·       гармонизация общероссийских классификаторов с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации.

Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Российским агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и включает в себя создание и экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов.

Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

Обеспечение обязательного применения общероссийских классификаторов осуществляется путем:

·       прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

·       включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.

Применение общероссийских классификаторов обеспечивает:

·       повышение качества регулирования рыночной экономики на различных уровнях и в различных ее секторах;

·       непосредственное влияние на повышение качества продукции и уровня оказываемых услуг на всех этапах их жизненного цикла.

·       Головным федеральным органом исполнительной власти в стране по вопросам классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации определено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое:

·       осуществляет принятие и введение в действие общероссийских классификаторов;

·       проводит межведомственную координацию работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов;

·       обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

·       определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

·       обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;

·       осуществляет официальное опубликование всех общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в виде печатных изданий и официальных публикаций в электронно-цифровой форме в составе Единой информационной системы по техническому регулированию;

·       обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

Перечень 31-го общероссийского классификатора и федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие их разработку, ведение и применение приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ
общероссийских классификаторов

 

Наименование и обозначение общероссийского классификатора

Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора

Общероссийский классификатор стандартов
(ОКС) ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96)001-2000

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор информации по социальной защите
населения (ОКИСЗН) ОК 003-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор управленческой документации
(ОКУД) ОК 011-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ОКЕСКД) ОК 012-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор валют
(ОКВ) ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор единиц измерения
(ОКЕИ) ОК 015-94 (МК 002-97)

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) ОК 018-95

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой,
пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД) ОК 020-95

Ростехрегулирование

Общероссийский технологический классификатор деталей
машиностроения и приборостроения (ОТКД) ОК 021-95

Ростехрегулирование

Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц
машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ) ОК 022-95

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор стран мира
(ОКСМ) ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор информации об общероссийских
классификаторах (ОКОК) ОК 026-2002

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор органов государственной власти и
управления (ОКОГУ) ОК 006-93

Росстат

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95

Росстат

Общероссийский классификатор предприятий и организаций
(ОКПО) ОК 007-93

Росстат

Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) ОК 027-99

Росстат

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99

Росстат

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,
продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93

Минэкономразвития России

Общероссийский классификатор экономических регионов
(ОКЭР) ОК 024-95

Минэкономразвития России

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
(ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)

Минэкономразвития России

Общероссийский классификатор специальностей по образованию
(ОКСО) ОК 009-2003

Минобрнауки России

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной
квалификации (ОКСВНК) ОК 017-94

Минобрнауки России

Общероссийский классификатор начального профессионального
образования (ОКНПО) ОК 023-95

Минобрнауки России

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-93

Минсоцздравразвития России

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94

Минсоцздравразвития России

Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) ОК 032-2002

МПР России

Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) ОК 031-2002

Росжелдор

Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов
(ОКГР) ОК 030-2002

Росэнерго

 

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают также предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся закрепленных за ними общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений. При этом Федеральной службой государственной статистики осуществляется с использованием информационно-вычислительной сети этой Службы предоставление актуализированных текстов всех общероссийских классификаторов с внесенными в них изменениями.

Построение общероссийских классификаторов на базе международных классификаций и стандартов по классификации Организации Объединенных Наций, Международной организации по стандартизации, Европейского Союза и других международных и региональных организаций, их широкое применение позволяет обеспечивать отражение состояния и развития экономики Российской Федерации и построения государственных информационных систем и информационных ресурсов в соответствии с международными требованиями, а также вхождение Российской Федерации в международные и региональные организации и ее эффективное взаимодействие с другими странами.

Дальнейшие первоочередные работы в области общероссийских классификаторов предусматривают в том числе:

разработку Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002) и PRODCOM List 2003/ПРОДКОМ (Перечень продукции Европейского Союза). Принятие ОКПД предполагает отмену Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН). При этом предусматривается 3-х летний переходный период для данной замены.

В связи с принятием ОКПД предстоит пересмотреть Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), 3-9–й знаки в структуре кодового обозначения которого соответствуют кодам отменяемого ОКДП.

В целях выполнения требований постановлений Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 и от 4 августа 2005 г. № 493 будут обеспечиваться на плановой основе работы по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, а также методическое обеспечение этих работ.

 

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"