РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рекомендации Рекомендации по проектированию пунктов уничтожения твердых отходов в аэропортах.МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУНКТОВ УНИЧТОЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В АЭРОПОРТАХ Москва 1984 Рекомендации предназначены для предприятий и организаций гражданской авиации, осуществляющих проектирование мусоросжигательных пунктов и подготавливающих для этой цели исходные данные по объемам накопления и составу твердых отходов в аэропортах. Рекомендации разработал канд.техн.наук С.Э. Демешкевич. СОДЕРЖАНИЕI. ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ В АЭРОПОРТАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ1.1. В процессе эксплуатации и строительства производственных и вспомогательных зданий и сооружении аэропорта образуется значительное количество твердых отходов, имеющих различный морфологический и фракционный состав. Изучение и учет твердых отходов имеет важное народно-хозяйственное значение и способствует качественному определению объемов, состава и источников формирования вторичных сырьевых ресурсов в стране; выбору и разработке эффективных средств и систем сбора, удаления, обезвреживания и использования твердых бытовых и производственных отходов; составлению«локальных схем санитарной очистки и уборки территории аэропортов; нормированию объемов накопления, утилизации и обезвреживания твердых отходов; оценки возможных последствий экологического и санитарно-эпидемиологического воздействия отходов производства и потребления. 1.2. Твердые отходы классифицируются по месту образования: отходы пронзводства, отходы потребления и твердые продукты, уловленные на очистных сооружениях и установках. 1.3. К отходам производства относятся следующие: - промышленные (производственные) отходы - черный и цветной металлолом, древесина, бумага, текстильные отходы натуральных и синтетических тканей, пластмасса всех видов, резина, кожа и кожезаменители, соли, шлаки, зола, лакокрасочные материалы, консистентные смазки, жиры и другие материалы, утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства (химические и физические); - продукты физико-химической переработки сырья (полезных ископаемых), получение которых не является целью производственного процесса и которые могут быть в том или ином виде использованы в народном хозяйстве в качестве топлива или сырья для производства других отраслей. К отходам производства могут быть отнесены отхода производственных процессов авиационно-технических баз (АТБ), строительно-монтажных управлений, материально-технических и вещевых складов, складов горюче-смазочных материалов (тара), складов черных и цветных металлов и других служб гражданской авиации. 1.4. Отходы потребления - это бывшие в употреблении или в эксплуатации изделия и материалы, которые в результате физического или морального износа потеряли свои потребительские свойства, списанные в установленном порядке или выбрасываемые населением. К отходам потребления относятся следующие: бытовые отходы жилых зданий (авиагородков и поселков) - пищевые отходы, стекло, кока, бумага, металл, тряпье, отходы от ремонта квартир и зданий, зола, шлак из отопительных устройств при местном отоплении, предметы домашнего обихода (старая мебель, инвентарь и т.д.), бытовая пластмасса и изделия из синтетических материалов, комнатный и дворовый смет и др.; отходы учреждений административного и общественного назначения - преимущественно бумага, дерево, текстиль, стекло, комнатный смет; отходы торговых и складских помещений - бумага, деревянная, картонная и металлическая тара, упаковочный материал, смет и др.; отходы предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны, цехи бортового питания) - преимущественно пищевые отходы, кости, бумага, стекло, битая тара и посуда, смет; строительные отходы - отходы строительных материалов, бетонных, железобетонных и деревянных конструкций, бой кирпича, стеклобой, мусор и другие; отходы, образующиеся на территориях предприятий - смет с привокзальной площади и с искусственных покрытий перрона, мест стоянок, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы, внутриаэропортовых автодорог и пешеходных дорожек (продукты разрушения и истирания искусственных покрытий, пыль, земля, бумага, опавшая листва, отходы из урн и мусоросборников, ветошь и т.п.). 1.5. Твердые продукты, уловленные на очистных сооружениях и установках, - это различного рода шламы, ил, осадки и взвеси, удаляемые из сооружений, установок и устройств по очистке технологических и вентиляционных газовоздушных смесей, выбрасываемых в атмосферу, а также по очистке и обезвреживанию хозяйственно-фекальных, производственных и поверхностных (ливневых, талых) сточных вод. 1.6. Отходы производства и потребления делятся на используемые и неиспользуемые. 1.7. К используемым отходам относятся твердые отходы, которые используются в народном хозяйстве в качестве топлива, кормов, удобрений или сырья (полуфабрикатов) для выработки определенных видов продукции как на самом предприятии, где образуются эти отходы, так и за его пределами (в других отраслях). 1.8. Неиспользуемыми отходами считаются отходы(отбросы) , которые на современном уровне развития науки и техники не могут быть использованы в народном хозяйстве, либо их использование экономически нецелесообразно. Сюда же относятся отходы, которые не используются в аэропортах из-за отсутствия необходимых капитальных вложений на их переработку, потребителей продукции, изготавливаемой из этих отходов, организационно-технических мероприятий (технической документации, необходимого оборудования и т.д.) по их использованию и др. 2. САНИТАРНАЯ И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ2.1. Твердые отходы опасны в санитарно-гигиеническом и пожарном отношениях. Они являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры, служат питательной средой для насекомых и грызунов, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний. Отходы с большим содержанием органических к пищевых продуктов быстро разлагаются, выделяя неприятный запах. 2.2. В условиях достаточного снабжения кислородом начинается аэробное разложение твердых отходов, сопровождающееся саморазогреванием внутренних слоев до температуры 70-90°С. Верхний сдой отходов, как правило, быстро сохнет и легко воспламеняется. 2.3. При большой увлажненности (85-95%) и недостатке кислорода, что характерно для неорганизованного складирования отходов, начинается их анаэробное разложение с выделением сероводорода и более сложных соединений с резким неприятным запахом (индол, скатол и др.). Выделяющаяся при этом влага приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод, попадает с поверхностным стоком ливневых и талых вод в поверхностные водоемы и активно их загрязняет. 2.4. Примерно 65% твердых отходов, накапливаемых в крупных аэропортах, относятся к категории неутилизируемых (неиспользуемых) и делятся по гигиеническому принципу их обезвреживания и уничтожения на шесть категорий (табл.1). 2.5. К самовозгорающимся относятся отходы второй и четвертой категорий. При их горении на открытом воздухе температура в горящей массе быстро поднимается до 400-600°С с активным газовым выделением. Тушение локального очага возгорания отходов целесообразно проводить огнетушителями. Таблица 1
* Непригодные для дальнейшего использования. 2.6. Исходя из санитарно-гигиенической и пожарной опасности максимальный срок хранения твердых отходов в локальных мусоросборкниках не должен превышать трое суток. 3. СОСТАВ И ОБЪЕМЫ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В АЭРОПОРТАХ3.1. Состав, свойства и объем накопления твердых отходов в аэропортах меняются в зависимости от климатических условий, периодов года, степени благоустройства аэропортов, их пропускной способности и географического) положения. 3.2. Примерный морфологический состав отходов, образующихся в аэропортах, приведен ниже, а объем их накопления по классам аэропортов - в табл. 2. 3.3. Среднесуточные нормы накопления твердых; отходов на основных объектах аэропортов приведены в Нормах технологического проектирования аэропортов. 3.4. Коэффициент, учитывающий неравномерность накопления отходов и представляющий собой отношение максимальной величины суточного накопления к среднесуточному за год, может быть принят для ориентировочных расчетов в аэропортах I - Ш классов равным 1,4, а в аэропортах IV и V классов 0,25. 3.5. Относительная влажность отходов, собранных в открытые мусоросборники в дни снегопадов или дождя. в среднем на 3-7% выше, чем в остальные дни. Средняя объемная масса,накапливаемых в аэропорту отходов равна 0,2 - 0,35 т/м3 при относительной влажности 45 - 65%. Морфологический состав отходов потребления и производства в аэропортах, %Отходы потребления
Отходы производства
Твердые отходы сооружений для очистки производственных стоков
Примечание. Цифры в скобках даны с учетом авиагородка. 4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ И ПРОЦЕССУ ТЕРМИЧЕСКОГО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ4.1. Выбор метода обезвреживания и уничтожения твердых отходов (вывоз на свалку или полигон, переработка в компост, захоронение, сжигание и т.д.) должен обусловливаться возможностями аэропорта, санитарно-гигиеническими требованиями, технико-экономической целесообразностью и другими факторами. 4.2. Целесообразность термического метода обезвреживания и уничтожения отходов может быть оценена исходя из следующих критериев: капитальные затраты на 1 м3 или тонну годового накопления отходов; эксплуатационные затраты; эффективность и окупаемость мероприятия по обезвреживанию или уничтожению отходов; возможность использования в народном хозяйстве как самих отходов (или их части), так и продуктов переработки; уровень механизации процесса загрузки твердых отходов и удаления золы (шлака) из печи; санитарная оценка планируемого мероприятия с учетом требований охраны окружающей среды. 4.3. Термический метод (сжигание) рекомендуется в следующих случаях: при содержании в отходах менее 30% активного органического вещества, при отсутствии гарантированных потребителей отходов (полигонов, мусороперерабатывающих заводов) в радиусе не более 15 км, в условиях повышенных санитарных требований к обезвреживанию отходов, особенно в аэропортах международных авиалиний и аэропортах, обеспечивающих полеты в южные районы страны. 4.4. При проектировании пункта обезвреживания отходов в аэропорту следует учитывать следующие достоинства и недостатки метода сжигания отходов в сравнении с биотермическим или физико-химическим методами. Метод сжигания отходов характеризуется следующими факторами: не требует большого земельного участка для размещения мусоросжигательного оборудования; исключает необходимость транспортировки отходов на значительные расстояния к месту их сбора или переработки и тем самым экономит транспортные расходы, снижает потребность в мусоросборной технике; обеспечивает полное обеззараживание отходов, обладающих высокой инфицированностью и повышенными санитарными требованиями к их обеззараживанию (отходы, образующиеся в гостинице, аэровокзальном комплексе, в пунктах службы быта, медицинских пунктах и т.д.); обеспечивает ликвидацию производственных отходов АТБ, значительная часть которых не может быть использована в качестве вторичного сырья или для приготовления удобрения; вследствие высокой теплотворной способности сжигаемых отходов (до 14,65 МДж/кг) позволяет экономить расход газа на первом этапе сжигания за счет хорошей воспламеняемости отходов; не требует больших затрат на охрану окружающей среды; обеспечивает высокую степень механизации и автоматизации основных операций, а также снижение до минимума количества обслуживающего персонала. К основным недостаткам метода уничтожения отходов сжиганием относятся: сложность утилизации тепла от сжигания малых количеств отходов и неравномерности их горения; необходимость создания высоких (до 1000°С) температур, а следовательно, более сложного и дорогого оборудования и автоматики терморегулирования процесса горения; необходимость обеспечения эффективной очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы. 4.5. Технологический процесс термического уничтожения твердых отходов должен включать механизированную транспортировку отходов к станции, выгрузку отходов в бункер-накопитель, механизированную подачу отходов к приемному бункеру мусоросжигательной печи, сжигание отходов в печи, механизированное удаление золы и шлака из печи. 4.6. Транспортировка отходов к мусоросжигательной станции может быть обычной (с применением автомобилей-мусоровозов) или пневматической (вакуумной). Последний метод требует детального технико-экономического обоснования, не всегда исключает применение мусоровозов, но успешно может быть совмещен с вакуумной уборкой производственных помещений аэровокзала, АТБ и других служб аэропорта. 4.7. Вакуумная система сбора твердых отходов имеет ряд технических и санитарно-гигиенических преимуществ по сравнению с транспортированием отходов с помощью мусоровозов. К таким преимуществам относятся: отсутствие контакта персонала с гниющими отходами; исключение ручного труда при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах; возможность полной автоматизации сбора отходов; сокращение площадей подъездных путей к мусороприемным камерам. 5. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНОЙ ПЕЧИ5.1. Современные мусоросжигательные установки должны удовлетворять следующим основным санитарно-гигиеническим требованиям: полное обезвреживание высокоинфицированных отходов; минимальное содержание в золе органической части отходов; отсутствие в газовых выбросах и. в золе токсичных и ядовитых веществ; герметичность приемного отделения и полное отсутствие контакта персонала аэропорта с отходами, предназначенными для сжигания. 5.2. Конструкция установки должна обеспечивать: равномерное и легкорегулируемое полное сжигание при стабильной температуре 900-1100°С независимо от состава и размера отходов; перемешивание отходов в процессе горения; стерильность шлака и отсутствие в нем гниющих остатков; эффективность очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы; высокую степень механизации и автоматизации работы по загрузке отходов и удалению из печи золы и шлака; снижение до минимума количества обслуживающего персонала; простоту обслуживания и ремонта; высокую износо- и коррозионную устойчивость всех деталей конструкции; потребность в небольших площадях производственных помещений и земельного участка; возможность утилизации тепла от сжигания отходов. 5.3. По производительности и необходимой санитарно-защитной зоне мусоросжигательные установки можно разделять на следующие четыре группы (табл. 3), Таблица 3
5.4. В зависимости от конструкции топочного устройства различают печи с топками без шурующего аффекта и топками с шурующим эффектом (табл. 4). Шуровка (перемешивание) должна обеспечивать аэрацию слоя горящих отходов путем расшлаковки спекшихся частей. Таблица 4
5.5. Конструкция мусоросжигательной печи должна обеспечивать выполнение следующих последовательных стадий процесса сжигания отходов: сушку, горение, дожигание. Сушку отходов целесообразно осуществлять при излучении тепла отходящими газами через слой отходов или за счет теплообмена с горячим воздухом, когда он проходит через слой отходов. В последнем случае температура дутьевого воздуха должна быть не менее 200° С. На стадии горения сгорают в основном летучие составлявшие отходов и должны быть обеспечены хорошие воспламенение и постоянный контакт с большим количеством воздуха. На третьей стадии происходит дожигание наиболее трудно горящих компонентов. Для дожигания необходимы сравнительно небольшое количество дутьевого воздуха, глубокая шуровка, хороший контакт между отходящими газами и кислородом воздуха, достаточное время для сгорания отходов и хорошая футеровка стенок для сохранения тепла. 5.6. По теплотехническим свойствам общая масса твердых отходов аэропортов близка к аналогичным свойствам горения дерева и деревянных изделий с той лишь разницей, что при сжигании отходов выделяются соединения серы, в частности сернистый ангидрид. 5.7. Типовой процесс сгорания твердых отходов, приведенный к процессу сгорания сухого дерева, сопровождается следующими показателями:
Исходя из приведенных данных, можно выбрать топочную решетку, подобрать вентиляторы и дымососы, подсчитать скорости газовых потопов и подучить другие параметры, необходимые для эксплуатации и конструирования мусоросжигательной установки. 6. ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ6.1. Горение твердых отходов подчиняется тем же физическим законам, что и горение любого другого топлива. Тепло технические свойства общей массы отходов (без учета строительного мусора) примерно соответствуют свойствам дерева и изделий из него. К основным теплотехническим показателям твердых отходов относятся: элементарный состав рабочей массы отходов (влажноcть WP , зольность AP , содержание азота NP , серы SP , углерода СР, водорода HP и кислорода OP ), %; теплота сгорания Qp , кДж/кг (I кДж = 0,2388 ккал); выход летучих веществ VГ , % от горючей массы. 6.2. Рабочей массой принято считать массу отходов в том виде, в каком она сжигаетоя, т.е. поступает в топку печи. Уравнение состава рабочей массы отходов, выраженное через элементарный состав, имеет следующий вид:
6.3. Помимо состава рабочей массы условно различают в твердых отходах горючую и сухую массы. Эти массы соответственно обозначаются индексами "г" и "с". Например, состав горючей массы, т.е. обезвоженных и обеззоленных отходов, выражается уравнением:
6.4. Теплота сгорания твердых отходов зависит в большой степени от его влажности. Она достигает максимума летом и минимума зимой при наибольшей влажности. Различают высшую и низшую теплоту сгорания отходов. Высшей теплотой сгорания QPB называют количество тепла, выделяемое при полном сгорании отходов, о учетом тепла, идущего на образование водяных паров, которые образуются при горении. Низшая теплота сгорания QPH отличается от высшей тем, что не учитывает тепло, затрачиваемое на образование водяных паров, которые находятся в продуктах сгорания. При расчетах, как правило, принимается величина низшей теплоты сгорания. Низшую теплоту сгорания QPH можно рассчитать по формуле Д.И.Менделеева
6.5. Взаимосвязь высшей и низшей теплоты сгорания рабочей массы отходов, так же как и для твердых видов топлива, определяется уравнением
6.6. Низший предел теплоты сгорания твердых отходов, при котором они могут сгорать без дополнительного топлива, составляет примерно 3350 кДж/кг (800 ккал/кг). Удельная теплота сгорания условного топлива 29330 кДж/кг (7000 ккал/кг). 6.7. Значительная часть твердых отходов в аэропортах различных классов имеет однородный характер и состоит из пищевых отходов, упаковки, производственных отбросов, растительного мусора и смета с искусственных покрытий. В авиагородках состав бытовых отходов отличается увеличенным объемом макулатуры, тряпья и деревянных изделий. 6.8. Теплотехнические свойства рабочей массы твердых отходов потребления и производства, образующихся в аэропортах гражданской авиации, приведены в табл. 5 и 6. Для пересчета рабочей массы отходов в сухую или горючую массу следует пользоваться формулами, приведенными в табл. 7. Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУНКТОВ СЖИГАНИЯ ОТХОДОВ7.1. Необходимая мощность MОT мусоросжигательной станции рассчитывается по формуле
где Q0T- максимальная суточная масса накапливаемых в аэропорту твердых отходов, подлежащих сжиганию, кг/сут.; n - количество смен работы станции в течение суток, n = 2 - 3; Фсм - действительный фонд времени работы оборудования станции в течение одной смены, Фсм = 7,5 ч. 7.2. Максимальная суточная масса твердых отходов Q0T определяется непосредственным замером массы накапливаемых отходов в течение месяца (месяц "пик") с наибольшей интенсивностью пассажирских перевозок. Ориентировочное значение Q0T можно рассчитать по формуле
где ПГ – годовой объем пассажирских перевозок, пасс; СМ - отношение объема пассажирских перевозок в месяц "пик" к годовому объему ПГ, %; ориентировочно СМ = 11-13,5 %; qc - среднесуточная норма накопления общей массы твердых отходов, приходящаяся на одного пассажира, кг/пасс; для аэропортов I-П классов qc = 0,42 кг/паcс, для аэропортов Ш-V классов qc = 0,51 кг/паcс; коT - коэффициент, учитывавший неравномерность накопления отходов в течение суток, принимаемый для аэропортов 1-III классов коT= 1,4, для аэропортов 1V и V клаccов коT = 1,25; а - количество календарных дней в месяц "пик" (например, в августе а = 31, в июне а = 30 дней). 7.3. В составе мусоросжигательной станции должен быть специальный бункер-накопитель закрытого типа для временного хранения твердых отходов. Объем бункера Wб с учетом запаса отходов рассчитывается по формуле
где m - коэффициент суточного запаса, m = 2; рOT - массовая плотность отходов, кг/м , среднее значение рOT = 250 кг/м3. Глубину ямы бункера целесообразно выбирать в диапазоне 2,0 - 3,5 м. 7.4. К бункеру необходимо подвести холодную и горячую воду для очистки пола и стен бункера от прилипших и загрязненных отходов. Расход воды не менее 6 л/м2 обрабатываемой поверхности ямы бункера. В полу бункера должен быть трап для слива сточной воды в канализации аэропорта. 7.5. Сточную воду из бункера перед сбросом в канализацию аэропорта необходимо обрабатывать хлором, раствором формальдегида или другим дезинфицирующим средством? из расчета 15 г/м3 сточных вод. 7.6. Загрузка отходов в бункер в зависимости от производительности станции может осуществляться либо непосредственно мусоровозами, либо с помощью загрузочного ленточного конвейера, выведенного за пределы помещения бункера. Загрузка отходов в печь производится с помощью челюстного грейфера или ленточного транспортера прерывистого действия. В пожарном отношении грейфер является менее опасен в случае применения его для загрузки печи с проталкивателем или самопровалом отходов. Ленточный транспортер обеспечит непрерывную подачу отходов из бункера-накопителя к загрузочному бункеру печи, который должен оборудоваться автоматическим дозатором. 7.7. При выборе или конструировании печи следует ориентироваться на наиболее высокое среднее значение теплоты сгорания в пределах предполагаемого морфологического состава отходов. В противном случае можно ошибиться в выборе объема печи или площади решеток, которые не смогут обеспечить нормальное горение отходов. 7.8. Необходимо предусматривать мероприятия по антикоррозийной защите оборудования и строительных конструкций мусоросжигательной станция (МСС), так как при сжигании твердых отходов (особенно отходов от АТБ) будут образовываться сажа, окислы серы, хлористые, метановые и другие углеводородные соединения, которые будут попадать в помещение станции через неплотности в газоходах и при удалении из печи золы и шлака. Эти соединения, осаждаясь на стенах, потолке и оборудовании и вступая в реакцию с влагой воздуха, в свою очередь могут образовывать вещества (например, соляную и серную кислоты), вызывающие коррозию металла и устойчивое загрязнение оборудования и строительных конструкций. В связи с этим целесообразно стены машинного зала и помещение бункера выложить глазурованной керамической плиткой или другим кислотостойким отделочным материалом. 7.9. Двери помещения приемного бункера должны иметь размеры не менее 4,2 х 4,2 м для въезда мусоровоза и снабжены механизмом для открывания и закрывания. 7.10. В целях исключения распространения запаха от гниющего мусора забор воздуха для подачи его в печь целесообразно производить из помещения бункера, для чего необходимо предусмотреть специальные решетки (жалюзи) на высоте 2-2,5 м в стене здания или на створках ворот. 7.11. В составе мусоросжигательной станции должны быть помещения: для печей (машинный зал); бункера-накопителя мусора; станции пожаротушения (при невозможности подключения в централизованной системе пожаротушения); золоуловителей и оборудования газоочистки; ремонтной мастерской; кладовой запасных частей; хлораторной; пульта управления; административно-бытовые. 7.12. Общая площадь машинного зала может быть определена по формуле
где N - количество печей; Sn- удельная площадь на одну печь, м2 . Удельная площадь принимается для печи производительностью до 0,5 т/ч - 40 м2, производительностью 0,5-1,0 т/ч-54 м2, производительностью 1,0-3,0 т/ч - 66 м2. 7.13. Золоуловители и оборудование газоочистки целесообразно располагать вне здания станции. Необходимая для них площадь вычисляется по формуле
где Qr - расчетная часовая производительность очистного оборудования, м3 /ч; Sу - удельная площадь для размещения золоуловителей, м2, на 1000 м3/ч очищаемого газа. Для батарейных и одиночных циклонов типа "ЦН" и "Ц" Sу = 0,5 м2·ч/1000 м3, для дымососа-золоуловителя Sу = = 0,22 м2 ·ч /1000 м3. 7.14. Площадь помещения бункера-накопителя
7.15. Площадь помещения ремонтной мастерской принимается равной 10-12 % от площади машинного зала. 7.16. Площади помещений станции пожаротушения, административно-бытовых, кладовой и других принимаются по соответствующим СНиП. 7.17. Для приготовления и хранения растворов для дезинфекции отходов и сточных вод из ямы бункера необходимо предусмотреть помещение площадью не менее 10 м2. 7.18. Установка промышленного телевидения определяется производственной необходимостью. 7.19. Мусоросжигательная станция должна иметь несгораемые ограждающие конструкции с пределом огнестойкости не менее I ч. В машинном зале, в помещении бункера-накопителя и станции пожаротушения устраиваются обособленные выходы наружу. 7.20. Рядом с мусоросжигательной станцией необходимо предусмотреть площадку для временного хранения в контейнерах суточного накопления золы и шлака из расчета 0,8 м2 на один контейнер емкостью 0,75 - 1 м3. 7.21. Полы в машинном зале и в помещении бункера-накопителя должны быть водостойкими, не скользкими и легко очищаться от пыли и мусора. 7.22. Проектирование систем теплоснабжения и вентиляции следует осуществлять в соответствии с требованиями глав СНиП "Тепловые сети", "Горячее водоснабжение", "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и других нормативных документов. 7.23. В том случае, когда МСС проектируется для международного аэропорта и в ней предполагается сжигание большого количества (свыше 5 т в сутки) отходов из карантинно-дезифекционного пункта, аэровокзала и самолетов, то в составе помещений МСС (см. п.7.11) необходимо предусматривать специальную, изолированную камеру для мойки контейнеров и временного хранения (не более суток) твердых отходов из указанных объектов. Смешивать эти отходы с другими отходами аэропорта запрещается. Твердые отходы в количестве менее 5 т в сутки допускается хранить и транспортировать в плотной полиэтиленовой упаковке (мешках). Площадь камеры определяется расчетом и принимается не менее 6 м2 . Пол камеры должен быть водонепроницаемым и выполнен с уклонами к трапу сливного приямка, соединенного с системой канализации аэропорта. Сточные воды от мойки и дезинфекции контейнеров и мусоросборной камеры перед сбросом в канализацию в обязательном порядке должны пройти дополнительное обеззараживание в сливном приямке, для чего выпуск из приямка необходимо оборудовать специальным механическим или электромеханическим затвором. Затвор должен открываться на слив только по истечении срока, установленного санитарными органами и необходимого для уничтожения возможных возбудителей инфекционных заболеваний. Этот же срок, а также количество обрабатываемых контейнеров в течение суток определяют необходимый объем сливного приямка. Доступ насекомых и грызунов в мусоросборную камеру должен быть исключен. В мусоросборную камеру необходимо подвести холодную и горячую воду для мойки контейнеров и уборки камеры. Сеть холодного и горячего водоснабжения должна быть рассчитана на пропускную способность до 25 м3/ч. 7.24. При проектировании станции должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в соответствующих главах СНиП. 7.25. Водоснабжение для целей пожаротушения необходимо проектировать по СНиП "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Внутренний водопровод и канализация зданий". 8. САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА8.1. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в тех случаях, когда МСС располагается вблизи границы жилой застройки или служебно-технической территории (СТТ) аэропорта, а также в том случае, когда рядом с МСС имеются посадки фруктовых деревьев и других сельскохозяйственных культур. 8.2. На размер СЗЗ влияют следующие факторы: фоновая концентрация (без учета влияния выбросов из трубы МСС) вредных веществ; эффективность имеющихся или предусматриваемых для осуществления методов очистки выбросов в атмосферу; способ очистки газовых выбросов; расположение указанных в п. 8.1 объектов с подветренной стороны по отношению к МСС; роза ветров и другие неблагоприятные местные условия (например, частые туманы или штили, среднегодовая .скорость ветров); количество выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ (особенно обладающих эффектом суммации вредного действия); высота трубы МСС. 8.3. Существующие (фоновые) загрязнения атмосферного воздуха в районе аэропорта устанавливаются местными органами санитарно-эпидемиологической или гидрометеорологической служб . При отсутствии таких данных фоновые концентрации Сф по основным веществам (пыли, золы, окислам азота, окиси углерода и сернистому ангидриду) следует принимать в аэропортах I-III класса 0,5, а в аэропортах IV и V класса 0,3 предельно допустимой концентрации (ПДК). Этот фон создают продукты сгорания топлива в котельной и двигателях воздушных судов. 8.4. Территория СЗЗ должна быть благоустроена и озеленена по проекту благоустройства, разрабатываемому одновременно с проектом строительства МСС в соответствии с требованиями СНиП по проектированию генеральных планов промышленных предприятий. 8.5. Размеры СЗЗ определяются расчетом в соответствии с требованиями СН 369-74 для самых неблагоприятных метеорологических условий. Внешняя граница СЗЗ, т.е. расстояние l от источника до объектов, указанных в п. 8.1, определяется по формуле
где Lo - расчетное расстояние, м, от источников выброса до границы санитарно-защитной зоны; Р - среднегодовая повторяемость направлений ветров одного румба, %; Ро - повторяемость направлений ветров одного румба, %, при восьми румбовой розе ветров Ро = 12,5%. 8.6. Величина Lo (радиус круговой СЗЗ) определяется расчетом по СН 369-74 для участков территории, на которых концентрация веществ С1 = ПДК - Сф. Наиболее точная граница СЗЗ получается при расчете на ЭВМ по программам "Эфир" или УПРЗА-1-ЕС, которые осуществляют расчет концентраций при нескольких значениях скоростей ветра, выбирают опасное направление ветра, указывает источники, дающие максимальный вклад в загазованность территории аэропорта, позволяют определить графически размеры СЗЗ, а также значение концентрации вещества в любой точке, как внутри СЗЗ, так и вне ее. 8.7. Величина радиуса Lo круговой СЗЗ, рассчитанная на ЭВМ с учетом условия п. 8.3 для МСС различной производительности, приведена в табл. 3. Окончательный контур СЗЗ формируется с учетом повторяемости направлений ветра и данных расчета по формуле (10). |