РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|
|
Письмо 0100/4317-06-32 Об организации санитарно-защитных зон на территории Российской Федерации.Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека Об организации санитарно-защитных зон на территории Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что сложившаяся ситуация с продолжающимся загрязнением атмосферного воздуха городских поселений и неудовлетворительным решением вопросов по сокращению выбросов химических примесей, снижению физического воздействия на атмосферный воздух продолжает оказывать вредное воздействие на состояние здоровья населения. В связи с этим, в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы является активизация надзора за организацией санитарно-защитных зон вокруг предприятий, сооружений и иных объектов. Правовыми основами установления санитарно-защитных зон, в целях охраны здоровья населения являются: Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 12), Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 16); Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 (ст. 88), отдельные положения Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". К нормативным документам, обосновывающим размер СЗЗ относятся: СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"; санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"; СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий"; СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях"; гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"; ГН 2.1.6.1339-03 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест". Указанными нормативными документами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к проектным материалам, обосновывающим достаточность величины санитарно-защитной зоны (СЗЗ) промышленных предприятий и промузлов (группы предприятий), благоустройству и организации территории санитарно-защитных зон и организации контроля за обеспечением безопасных уровней воздействия хозяйствующих субъектов на среду обитания и здоровье населения, требования к ее озеленению и хозяйственному использованию. Размер санитарно-защитной зоны должен обеспечивать снижение загрязнения атмосферного воздуха до уровня не выше предельно допустимых концентраций (ПДК) и уровней физического воздействия (ПДУ) на границе СЗЗ и за ее пределами; отсутствие негативного воздействия объекта на состояние здоровья населения, проживающего за пределами СЗЗ, устанавливаемого современными методами исследований. Согласно п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в предпроектной, проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, в случае необходимости. Проект организации, благоустройства и озеленения представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) предприятия. Однако, несмотря на наличие законодательной и нормативной базы, работа по осуществлению госсанэпиднадзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных предприятий, особенно в части переселения из них жителей, на территории Российской Федерации проводится крайне неудовлетворительно, а в отдельных субъектах вообще не проводится. Анализ информации, полученной от 80-ти территориальных управлений Роспотребнадзора показал, что в Российской Федерации в 2005 году количество предприятий и организаций, имеющих установленную, но не организованную санитарно-защитную зону, составляло 76968, в них проживало 2671421 человек, т.е. около 2% населения страны. Количество жителей, переселенных из санитарно-защитных зон за последние 10 лет, составило 145443 человека, т.е. 5,4%. Наибольшее количество населения, переселенного из санитарно-защитных зон, отмечено в Республике Башкортостан - 30 500 человек, в Кемеровской области - 12 569 человек, в Тульской области - 10 970 человек из подлежащих переселению. Вместе с тем, практически не ведутся работы по переселению жителей из санитарно-защитных зон в Архангельской, Калининградской, Оренбургской, Пензенской областей, Приморском крае, в которых проживает более 100 тысяч человек. Наибольшее количество населения проживает в санитарно-защитных зонах предприятий Омской области - 359474 человека, Саратовской области - 317014 человек, г. Санкт-Петербурга - 295789 человек, Хабаровского края - 69691 человек, Приморского края - 64759 человек, Ставропольского края - 58739 человек. В ряде территорий Российской Федерации отсутствуют сведения по количеству населения, проживающего в СЗЗ и переселенного из них (г. Москва, Волгоградская, Мурманская, Магаданская, Ярославская области, Еврейская автономная область). Анализ жалоб и обращений, поступивших в Федеральную службу, показал, что в 2005 году возросло количество жалоб на проживание в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий (Московская, Сахалинская, Воронежская, Новгородская, Томская, Нижегородская области и ряд других). Несмотря на крайне неудовлетворительное положение дел с организацией санитарно-защитных зон, меры административного воздействия органами Роспотребнадзора к руководителям предприятий и организаций применяются не в полном объеме. Так, Территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2005 году подготовлено и передано для рассмотрения в судебные органы только 22 дела о переселении жителей из санитарно-защитных зон, по 12 из них приняты судебные решения (Московская, Владимирская, Ивановская, Калининградская, Вологодская, Пермская области, Красноярский край и Чеченская Республика). Вместе с тем, в период 2000-2005 годов в судах рассмотрено 119 обращений граждан на проживание в санитарно-защитных зонах (Пермская-45, Липецкая-34, Белгородская-13, Кемеровская обл. - 7 и т.д.). Не находя решения вопроса о переселении из санитарно-защитных зон, граждане Российской Федерации обращаются в Европейский суд по правам человека в г. Страсбург. Так, за защитой своих прав обратились жители города Череповца Фадеева и другие, проживающие в санитарно-защитной зоне ОАО "Северсталь". Постановлением от 9 июня 2005 года N 369 Европейский суд по правам человека признал, что в отношении Фадеевой имеют место нарушения ст. 8 Конвенции, т.е. нарушены права заявителя на уважение ее жилища и частной жизни ввиду того, что, по мнению Европейского суда, власти Российской Федерации не предложили заявителю никакого эффективного решения, которое способствовало бы ее переезду из опасного района. Кроме того, Европейский суд постановил обязать Российскую Федерацию оплатить Фадеевой возмещение морального вреда в сумме 6000 Евро (EUR). Принимая во внимание изложенное, и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущения нарушений конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, руководителям Территориальных управлений Роспотребнадзора необходимо принять следующие меры: - в соответствии с нашим письмом от 12.05.2005 года N 0100/3961-05-27, повторно провести инвентаризацию промышленных объектов, требующих организации санитарно-защитных зон и их учет (срок июль 2006 г); - потребовать от предприятий разработать проекты организации и благоустройства санитарно-защитных зон и перечень мероприятий по их организации и благоустройству, включая переселение жителей (срок август 2006 г.); - предъявить требования к предприятиям по организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха по факторам химического и физического воздействия на границе санитарно-защитных зон; - ужесточить требовательность к руководителям предприятий, сооружений и иных объектов по обеспечению переселения жителей из санитарно-защитных зон, организации, благоустройству, озеленению их территории; - шире практиковать передачу дел в судебные органы. - довести до сведения исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей объектов о решении, принятом Европейским судом по правам человека, а также о необходимости прекращения практики заселения жителями территорий санитарно-защитных зон, как это имело место в г. Череповце с гражданкой Фадеевой, получившей квартиру на территории санитарно-защитной зоны ОАО "Северсталь", которая была утверждена в 1965 году; Информацию о ходе работ по организации санитарно-защитных зон и переселению жителей прошу представлять 2 раза в год к 15 февраля и 15 июля.
Руководитель Г.Г. Онищенко
|