РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|
|
Основные функции и специальные полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации.Основные функции и специальные полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по разработке и принятию нормативных правовых актов, а также контроля и надзора в сфере: - охраны окружающей среды в части ограничения негативного техногенного воздействия; - безопасности при использовании атомной энергии; - безопасного ведения горных работ и охраны недр; - промышленной безопасности; - безопасности электрических и тепловых установок и сетей; - безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики; - безопасности оборота взрывчатых материалов промышленного назначения.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: - органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; - специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; - органом государственного горного надзора; - органом государственного энергетического надзора; - специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы; - специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Основные полномочия Службы В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Служба вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительством Российской Федерации вопросов, относящихся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: - федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации; - порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей, утвержденным Правительством Российской Федерации; - требования к составу и содержанию документов, касающихся обеспечения безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и/или осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии, необходимых для лицензирования деятельности в этой области, а также порядок проведения экспертизы указанных документов; - порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов; - требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра; - порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений; - порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения; - порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы; - требования к составу и содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду; - перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов; - порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ; - расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух; - методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов; - правила инвентаризации объектов размещения отходов и правила учета в области обращения с отходами; - нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор: - за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, а также за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; - за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); - за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; - за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии; - за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; - за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике); - за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также в целях предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения; - за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ; - за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления; - за соблюдением в пределах своей компетенции требований, законодательства Российской Федерации в области охраны, окружающей среды (государственный экологический контроль); - за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; - за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; - за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство-поставщик, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции); - за горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности: - по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; - по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; по использованию ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; - по проектированию и конструированию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; по конструированию и изготовлению оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; - по проведению экспертизы проектной, конструкторской и технологической документации, а также документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, обеспечение деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами; - по эксплуатации химически опасных производственных объектов; - по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов; - по эксплуатации пожароопасных производственных объектов в части, касающейся деятельности по эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых; по эксплуатации нефтегазодобывающих производств; - по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта; - по эксплуатации газовых сетей; по проведению экспертизы промышленной безопасности; - по производству маркшейдерских работ; по производству взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по производству взрывчатых материалов, - используемых при ведении взрывных работ в местах их применения; - по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по хранению, осуществляемой организациями, производящими взрывчатые материалы на стационарных пунктах изготовления и в местах применения, ведущими взрывные работы, а также использующими взрывчатые материалы в научно-исследовательских, учебных и экспериментальных целях; - по применению взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по применению взрывчатых материалов организациями, ведущими взрывные работы на гражданских объектах; - по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения, изготавливаемых в местах их применения и используемых при ведении взрывных работ; - по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - по переработке нефти, газа и продуктов их переработки; - по хранению нефти, газа и продуктов их переработки; - по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки; - по обращению с опасными отходами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешения: - на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии; - на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах; - на застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода; на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений; - на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; - на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых веществ; на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору: - устанавливает лимиты на размещение отходов; регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов; - ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; - ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов; - проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовывает: - квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии; - перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требует лицензий; - условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу: - проектов правовых актов, международных договоров Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, а также нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; - материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе: 1) проектов комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду; 2) проектов схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации; 3) проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; 4) технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств; 5) материалов по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование природных ресурсов; 6) материалов, обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, способной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду; 7) проектов технической документации на новые технологии и технику; - иных видов документации, касающейся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору: - организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование); - создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации; - руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно- и радиационно-опасными объектами; - осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены также функции администратора платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации в 2006 году.
Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, возлагающих на Службу дополнительные полномочия, в том числе по осуществлению контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»), а также по осуществлению полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета по строительству ряда природоохранных объектов, финансируемых за счет государственных капитальных вложений.
Материал получен из открытых источников Ростехнадзора РФ (журнал «ЭНЕРГОНАДЗОР-ИНФОРМ» №1(27) 2006 г.) |