РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







Нарушения требований безопасности при производстве строительно-монтажных работ стали причиной аварий башенного и пневмоколесного кранов.

Нарушения требований безопасности при производстве строительно-монтажных работ стали причиной аварий башенного и пневмоколесного кранов

Н.А. Шишков
эксперт по подъемным сооружениям управления технического надзора Ростехнадзора

Содержание

ПРОИСШЕСТВИЕ

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00,

Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии. СРД 10-30-93,

Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации башенных кранов (РД 10-9-95),

Пояснения

ПРОИСШЕСТВИЕ

Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 09.05.05)

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00,

Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных). РД 10-74-94,

Пояснения

 

Безопасность производства строительно-монтажных работ кранами обеспечивается строгим выполнением работодателями, специалистами и обслуживающим краны персоналом требований правил безопасности, должностных и производственных инструкций, проектов производства работ кранами (ППРк) и других нормативных документов.

Невыполнение установленных требований безопасности при производстве работ кранами может привести к авариям с тяжелыми последствиями.

ПРОИСШЕСТВИЕ

В ООО "Горизонт" на строительной площадке семиэтажного административного здания для выполнения строительно-монтажных работ был установлен башенный кран КБ-403А.

25 мая 2005 г. согласно указанию начальника строительного участка машинист-крановщик башенного крана КБ-403А производил работы по подаче раствора каменщикам на пятую блок-секцию здания. В начале рабочей смены на строительный объект порожняком прибыл автомобиль КамАЗ (согласно поданной заявке) для перевозки трактора (бульдозера) на другой объект. Водитель автомобиля не доложил начальнику строительного участка о прибытии. В 10 часов тракторист (бульдозерист) попросил машиниста башенного крана погрузить трактор (массой 7 т) в кузов прибывшего автомобиля КамАЗ. Строповку трактора производил тракторист.

По команде тракториста машинист башенного крана начал осуществлять подъем трактора. При подъеме трактора на высоту 3,5 м и вылете стрелы 24 м, что соответствовало паспортной грузоподъемности крана 4,2 т, ограничитель грузоподъемности крана не сработал. Машинист крана почувствовал, что башенный кран начал падать в сторону груза.

Машинист крана произвел экстренное опускание груза, но кран продолжал падать и первой секцией башни лег на строительные конструкции строящегося объекта (перехода от пятой блок-секции к центру бытовых услуг). При этом стрела башенного крана, оборвав провода уличного освещения и трамвайные контактные провода, разбив несколько шпал, перегородив трамвайные пути, застыла неподвижно, углубившись в землю на 250 мм на трамвайных путях проспекта (рис. 1). В результате падения крана оголовок стрелы, секции стрелы и башни частично деформированы, одна из стяжек флюгера портала порвана, рельс подкранового пути в районе нахождения правой передней ходовой тележки лопнул. Ось задней (левой) ходовой тележки сломана (рис.2).

Рис. 1. Место аварии башенного крана КБ-403А:

1 - стрела; 2 - здание

Расследованием аварии установлено:

• башенным краном производился подъем груза массой, превышающей паспортную грузоподъемность крана на 60 %;

• ограничитель грузоподъемности - прибор, отключающий механизм подъема крана при превышении установленной грузоподъемности, находился в неисправном состоянии;

• строповку груза производил тракторист, не обученный в качестве стропальщика;

• в ППРк не предусмотрены работы по подъему и перемещению трактора башенным краном.

Рис. 2. Башенный кран КБ-403А после аварии

Нарушены требования следующих законодательных и других нормативных правовых актов.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00,

утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98

2.12.7. Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на:

• 15 % - для башенных (с грузовым моментом до 20 т/м включительно)

и портальных кранов;

• 10 % - для остальных кранов.

У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.

9.5.18. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

д) строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:

• соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

• обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

• условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

• условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях;

• перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;

• места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т. д.;

• мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т. п.)...

9.5.19. Работа крана не допускается:

м) при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах.

Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии. СРД 10-30-93,

утв. постановлением Госгортехнадзора России от 26.07.93 № 27, с изменением № 1 (РДИ 10-395 (30)-00), утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 28.12.00 № 70

2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан проверить:

3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает нормальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10 % (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т/м и портальных кранов - более чем на 15 %, для кранов мостового типа - более чем на 25 %). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров грузоподъемной машины.

Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации
башенных кранов (РД 10-9-95),

утв. постановлением Госгортехнадзора России от 30.05.95 № 28

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, проектом производства работ, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также крановых путей.

Для этого крановщик должен:

8) проверить наличие приборов и устройств безопасности на кране: концевых выключателей, ограничителя грузоподъемности, анемометра, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, сигнального прибора, аварийного рубильника и др.

2.7. После осмотра крана перед пуском его в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:

1) механизмов крана и электрической аппаратуры;

2) тормозов;

3) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране (исправность действия ограничителя грузоподъемности проверяется путем подъема краном контрольных грузов в начале каждой смены или в сроки, установленные руководством по эксплуатации крана или владельцем крана, и в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами). О результатах проверки должна быть сделана соответствующая запись в вахтенном журнале.

Пояснения

Основной причиной аварии башенного крана КБ-403А является неудовлетворительная организация производства строительно-монтажных работ, выразившаяся в нарушении требований подп. "д" п. 9.5.18 Правил (ПБ 10-382-00): строительно-монтажные работы с помощью крана осуществлялись с отступлением от ППРк, при этом не соблюдались схемы строповки груза. Работу по подъему и перемещению груза краном, а также строповку груза осуществлял не обученный в качестве стропальщика тракторист.

В ООО "Горизонт" неудовлетворительно осуществляется технический надзор за безопасной эксплуатацией кранов. Инженерно-технические работники не выполняют должностные инструкции по осмотру и проверке неисправности ограничителей грузоподъемности кранов. Крановщики нарушают требования производственных инструкций: перед началом работы не проверяют механизмы и приборы безопасности кранов, производят подъем груза неизвестной массы, превышающей паспортную грузоподъемность крана. Работы по подъему и перемещению груза на строительстве здания осуществляются в отсутствие лица (прораба), ответственного за безопасное производство работ кранами.

Многочисленные нарушения Правил, должностных и производственных инструкций привели к тому, что башенным краном производился подъем груза, превышающего на 60 % паспортную грузоподъемность крана, который не мог выдержать такой нагрузки и упал.

ПРОИСШЕСТВИЕ

Строительно-монтажные работы на строительстве второй очереди крытого рынка в 142-м квартале г. Якутска осуществляет предприятие ООО "Тушпа". По заявке этого предприятия ОАО "Кран-Сервис" на объект был направлен пневмоколесный кран КС-5363 для производства строительно-монтажных работ.

Однако ППРк на строительном объекте не было (не разработан), Место установки крана на строительном участке не подготовлено с учетом весеннего оттаивания грунта. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, на строительном объекте не назначено.

30 мая 2005 г. с помощью пневмоколесного крана КС-5363 производилось бетонирование строящегося здания. Машинист (крановщик) пневмоколесного крана в 17.25 начал подъем бадьи с бетоном на второй этаж строящегося здания. Во время этой операции две правые выносные опоры крана провалились в грунт, стрела крана ударилась о стену перекрытия второго этажа строящегося здания (рис. 3). В результате аварии произошло разрушение стрелы, а также деформация основания, вставки и гуська (рис. 4).

Рис. 3. Вид пневмоколесного крана КС-5363 после аварии

Рис. 4. Последствия аварии пневмоколесного крана КС-5363

Причиной аварии пневмоколесного крана явилось нарушение правил и других нормативных документов по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Нарушены требования следующих законодательных и иных нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(в ред. от 09.05.05)

Статья 9. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

• иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

• организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00,

утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98

9.5.13. Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:

а) разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты;

б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальщиков...

Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных). РД 10-74-94,

утв. постановлением Госгортехнадзора России от 02.08.94 № 46, с изменением № 1 (РДП 10-426 (74)-01),
утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.12.01 № 60

2.9. Перед началом работы крановщик обязан:

1) ознакомиться с проектом строительно-монтажных работ, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;

2) проверить состояние площадки для установки крана.

Пояснения

В ООО "Тушпа" не организован производственный контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов; не назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ краном; не назначены стропальщики; ППРк на выполнение строительно-монтажных работ с помощью пневмоколесного крана, в котором должны были содержаться требования по безопасной установке крана на участке (площадке) строительного объекта, не разработан.

Машинист крана приступил к работе по подъему и перемещению груза без ознакомления с ППРк и проверки состояния площадки для установки крана. Кроме того, под опоры крана не были подложены соответствующие подкладки.

Неудовлетворительно осуществлялся надзор за безопасной эксплуатацией крана его владельцем - ОАО "Кран-Сервис", не выполнялись требования правил безопасности при направлении кранов в другие организации.

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"