РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||
|
Строительство, ремонт и реконструкция цементобетонных покрытий. Ретроспективный указатель.
СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ Ретроспективный
указатель Москва 2001 Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г. «Дороги России XXI века». /Гос. служба дор. хоз-ва М-ва транспорта РФ. - М., 2001. - 96 с. Настоящая Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации на период до 2010 г. («Дороги России XXI века») представляет новый этап создания сети автомобильных дорог, соответствующей задачам развития страны на предстоящий период, определенным Программой Правительства Российской Федерации социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Она учитывает и развивает опыт, накопленный при реализации Президентской программы «Дороги России», предусматривает комплексный подход к решению проблемы с переходом от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях к маршрутному развитию автодорожных направлений и крупных звеньев сети с учетом очередности, усилением внимания к завершению формирования основной скелетной сети автодорог, связываю щей экономические районы, развитию основных автодорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи, учету факторов обороноспособности и экономической безопасности при формировании приоритетов, увязке сроков строительства дорожных объектов со сроками строительства других объектов транспортной инфраструктуры и, прежде всего, морских портов. Настоящая Программа составлена на основе региональных программ совершенствования дорожной сети, разработанных в 2000 году в разрезе Федеральных округов Российской Федерации, основные положения которых согласованы субъектами Российской Федерации. В увязке с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» будет продолжаться развитие сети автодорог с твердым покрытием в сельской местности, обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной сетью дорог, административными и культурными центрами, а также строительство новых территориальных автодорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты между собой, протяженностью около 14,0 тыс. км. Программой предусматривается завершение по согласованию с Минсельхозом России приемки ведомственных дорог, связывающих сельские населенные пункты, в сеть дорог общего пользования ориентировочной протяженностью 53,2 тыс. км с предварительным приведением их в нормативное техническое состояние. Развитие сети автомобильных дорог Российской Федерации на 2001-2010 годы «Дороги России XXI века» /(Гос. служба дор. хоз-ва М-ва транспорта РФ). - М., 2001. - 36 с. Стратегическая цель развития сети автомобильных дорог общего пользования заключается в достижении максимального вклада в стабилизацию и подъем национальной экономики. Необходимым условием достижения главной стратеги ческой цели является составление перечня объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования по критерию максимума совокупного экономического эффекта от развития дорожной сети. Формирование общего перечня объектов строительства, реконструкции и модернизации федеральных и основных территориальных автомобильных дорог Российской Федерации производилось на основе анализа и объединения материалов региональных программ совершенствования и развития автомобильных дорог на период до 2010 года с прогнозом до 2020 года с учетом интересов отдельных регионов и России в целом. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Изд. офиц.; Введ. 01.01.87. - М.: Госстрой СССР, 1997. - 52 с. Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям. Настоящие нормы и правила не распространяются на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), автозимников, дорог лесозаготовительных предприятий, внутренних дорог промышленных предприятий (испытательных, внутриплощадочных, карьерных и т.п.), внутри хозяйственных автомобильных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях. Пункты глав 7.7. - 7.19, 7.33 посвящены строительству жестких дорожных одежд. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.1986. - М.: ГУП ЦПП, 2001. - 112 с. Настоящие правила распространяются на строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог общего пользования и ведомственных, за исключением временных дорог, испытательных дорог промышленных предприятий и автозимников. Глава 12 посвящена устройству монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. - Изд. офиц.; Введ. 01.09.2001. - М.: Госстрой России, ГУЛ ЦПП, 2001. - 42 с. Разработаны на основе действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования по охране и безопасности труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в установленном порядке; учитывают положения Конвенции МОТ в области здоровых и безопасных условий труда; устанавливают единые нормативные требования по управлению охраной труда в организациях, организационно-технологической подготовке безопасности производства, обеспечению производства при производстве межотраслевых видов работ, являющихся общими для строительства, строитель ной индустрии и промышленности строительных материалов. Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд: ВСН 197-91 /Минтрансстрой СССР. - М., 1992. - 82 с. Настоящие Нормы распространяются на проектирование жестких дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования, подъездных дорог к промышленным предприятиям, внутрихозяйственных сельских дорог различных категорий с покрытиями: цементобетонными на различных видах основания; асфальтобетонными на основаниях из бетона разной прочности; сборными на различных видах основания. Инструкция по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог: ВСН 139-80 /Минтрансстрой. - М., 1980. - 106 с. Настоящая инструкция распространяется на конструирование и строительство цементобетонных покрытий и оснований из монолитного бетона на автомобильных дорогах общей сети. Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог: ВСН 19-89 /Минавтодор РСФСР. - М., Транспорт, 1990. - 40 с. Содержат основные положения о порядке приемки выполненных работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог, законченных ремонтом объектов, порядок проведения приемочного контроля качества работ, обязанности и права технического надзора, формы исполнительной производственно-технической документации и порядок их заполнения. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88 /Минавтодор РСФСР, Гипродорнии. М., Транспорт, 1989. - 198 с. Технические правила определяют основные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования, принципы оценки состояния дорог и планирования работ по их ремонту и содержанию; раскрывают вопросы организации и технологии производства работ по обеспечению сохранности дорог и дорожных сооружений, улучшению условий непрерывного, безопасного и удобного движения автомобилей с установленными скоростями и нагрузками; отражают принципы приемки и оценки качества работ; вопросы технического учета и паспортизации дорог и дорожных сооружений; определяют основные положения по охране природной среды при ремонте и содержании дорог. Они предназначены в качестве руководства для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования. Глава 8.3 посвящена цементобетонным покрытиям. Пособие дорожному мастеру (по организации производства работ при содержании и ремонте автомобильных дорог) /Рос. дор. агентство. - М., 2000. - 30 с. Глава 3.3.3 посвящена заделке трещин асфальтобетонных и цементобетонных покрытий. Руководство по производству работ дорожным мастером (при содержании и ремонте автомобильных дорог) /Рос. дор. агентство. - М., 2000. - 49 с. Глава 3.3.3 посвящена заделке трещин и швов асфальтобетонных и цементобетонных покрытий. Смеси бетонные жесткие для строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Техн. условия. Рекомендации ТУ 218 РСФСР 620-90 /Минавтодор РСФСР, НПО Росдорнии. - М., 1991. - 30 с. Настоящие технические условия распространяются на смеси бетонные жесткие, предназначенные для строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорожных цементобетонных покрытий и оснований из жестких бетонных смесей /НПО Росдорнии. - М., 1990. - 25 с. Данные рекомендации распространяются на конструирование и технологию строительства цементобетонных покрытий и оснований на автомобильных дорогах. Строительство покрытий осуществляют на автомобильных дорогах III-IV категорий, внутрихозяйственных автомобильных дорогах 1-С и II-С категорий. Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них /Рос. дор. агентство «Росавтодор», ГП Росдорнии. - М. - 2001. - 217 с. Спецификации разработаны с учетом международного опыта на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Спецификации носят общий характер, в зависимости от конкретного проекта могут быть соответствующим образом скорректированы. Глава 3.13 посвящена ремонту цементобетонных покрытий. Автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации: Справочник о наличии и протяженности по состоянию на 1 января 2001 года /Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации. - М., 2001. - 56 с. В справочнике приведены данные государственной статистической отчетности «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них» и «Сведения о категориях автомобильных дорог общего пользования, количестве населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования». Сведения о численности населения и площади территорий субъектов Российской Федерации взяты из статистического сборника «Российский статистический ежегодник, 2000». Агеев В.Д., Федулов В.К. Сборные покрытия дорог и аэродромов. - М., 1996. - 48 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 6). Жесткие покрытия выполняются из цементобетонных смесей и в зависимости от технологии их устройства подразделяются на монолитные и сборные, которые, в свою очередь, могут быть армированными и неармированными. Целесообразность применения сборных покрытий в конструкциях дорог и аэродромов по сравнению с другими видами покрытий обуславливается их технико-экономическими преимуществами: - относительно простой технологией строительства, не требующей специальных машин и оборудования и исключающей такие трудоемкие операции, как укладка и уход за свежеуложенным бетоном; - высоким качеством покрытия, получаемым за счет изготовления плит в условиях хорошо налаженной заводской технологии; - круглогодичностью строительства покрытия (при этом технология его возведения зимой при заранее подготовленном основании практически не отличается от устройства покрытия в летний период); - сокращением сроков ремонта покрытия; - вводом покрытия в эксплуатацию сразу после его возведения; - доставкой плит к месту строительства практически на любое расстояние; - возможностью повторного применения конструкций сборных покрытий, что обеспечивает высокую эффективность при строительстве и эксплуатации временных дорог; - отсутствием технологических ограничений во времени использования готовых плит и дальности их перевозок. Басурманова И.В. Опыт строительства цементо-бетонных покрытий со слоем износа из асфальтобетона // Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - М., 1996. - Вып. 1. - С. 9-16. Конструкции дорожной одежды, в которой цементобетон обеспечивает прочность и долговечность, а асфальтобетон -комфорт, дополнительно имеют следующие достоинства: - снижение уровня шума при использовании пористых асфальтобетонных смесей; - уменьшение затрат на содержание швов; - увеличение срока службы за счет препятствия или уменьшения проникания воды в (под) цементобетонную плиту; - возможность использования заполнителей для бетонной смеси с более низкими требованиями к истиранию; - улучшение долговечности конструкции в целом; - уменьшение общей стоимости с учетом всего срока службы. Битумная мастика «ДОРСАН RS-01»: (Проспект) /Фаэтон-Аэро. - Санкт-Петербург, б.г. - 4 с. Высокоэффективная мастика горячего применения «ДОРСАН RS-01» представляет собой смесь высококачественного битума, синтетического каучука, импортных пластификаторов и ряда специальных добавок, улучшающих адгезионные свойства материала, его эластичность и термостойкость. Битумная мастика «ДОРСАН RS-01» применяется для заполнения швов и трещин в аэродромных и дорожных цементобетонных и асфальтобетонных покрытиях, эксплуатируемых в различных дорожно-климатических зонах. За счет применения высококачественных компонентов достигаются широкие температурные пределы использования (от -45°С до +85°С). Мастика «ДОРСАН RS-01» поставляется в твердом виде в железных или картонных барабанах, весом 40 кг. Битумно-полимерная композиция «МОНОЛИТ»: (Проспект) Фаэтон-Аэро. - Санкт-Петербург, б.г. - 4 с. «МОНОЛИТ» представляет собой композицию из высококачественного асфальта и полимерного связующего, что позволяет обеспечить выполнение самых жестких требований для ремонта дорожных покрытий. «МОНОЛИТ» может использоваться даже при температуре -26°С. Работа с композицией «МОНОЛИТ» не требует специального оборудования или опыта. «МОНОЛИТ» не подвергается самоотвердению без механического уплотнения. Ремонт трещин и ям с помощью композиции «МОНОЛИТ» не требует долго временного освобождения дороги от транспорта, так как этот материал образует твердое и устойчивое покрытие под действием нагрузки колес движущегося автотранспорта. Композиция наносится на асфальт, на цементобетонные и бетонные покрытия, на кирпич, на камень, на дерево, на любую иную твердую основу. Композиция «МОНОЛИТ» не выдавливается из отремонтированных трещин и ям и устойчива к избыточному сжатию-растяжению при перепаде температуры. Высокая компетентность в области строительства цементобетонных покрытий: Широкая палитра бетоноукладчиков фирмы Wirtgen: (Проспект) /Wirtgen. - Б.м., б.г. - 40 с. Предложена система машин и оборудования для строительства цементобетонных покрытий. Дана техническая характеристика и область применения. Каталог снабжен иллюстрациями хорошего качества. Высокопрочный бетон для строительства покрытий автомобильных дорог и аэродромов: (Проспект) /Союздорнии. Лаб. дор. бетона. - Балашиха Моск. обл., б.г. - 1с. Высокопрочный бетон предлагается приготавливать на основе стандартных, освоенных отечественной промышленностью материалов (цемент ПЦ 500-ДО-Н, гранитный или иной плотный и прочный щебень, кварцево-полевошпатовые пески), с использованием комплексных химических добавок, включающих пластификатор (суперпластификатор) и воздухововлекающую добавку, по современной технологии строительства. Высокопрочный бетон рекомендуется применять при строительстве покрытий автомобильных дорог и аэродромов, рассчитанных, прежде всего, на высокие категории нагрузок. Он может также применяться при строительстве покрытий других инженерных и транспортных сооружений: испытательных полигонов, портовых контейнерных площадок и др. Дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов / Ю.М. Васильев, Б.П. Агафонцева, B.C. Исаев и др. - М.: Транспорт, 1989. -191 с. Обобщен опыт строительства и эксплуатации дорожных одежд с укрепленными основаниями. Глава 2.3 посвящена прочности жестких комбинированных дорожных одежд. Железников М.А. Методы расчета конструкций дорожных одежд жесткого типа под колесные и гусеничные нагрузки. - М., 1994. - 60 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 1). В обзорной информации анализируются разнообразные подходы к решению проблемы создания наиболее долговечных и надежных в эксплуатации конструкций дорожных одежд жесткого типа (с цементобетонными покрытиями и цементобетонными основаниями под асфальтобетонные покрытия), как наиболее работоспособных в течение длительного срока службы (два-три десятилетия и более) под тяжелыми колесными и гусеничными нагрузками. Приводится теоретическое обоснование нормативного метода расчета дорожных конструкции под колесные нагрузки, а для гусеничных нагрузок указываются два новых критерия (сжатие и продавливание), с помощью которых решаются принципиальные вопросы возможности пропуска гусеничной техники по автомобильным дорогам в период особого положения. Железников М.А. Определение толщины основания из бетонов низких классов прочности с учетом трещин и швов под асфальто - и цементобетонные покрытия // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - М., 2000. - Вып. 2. - С. 53-61. Предложены новые расчетные схемы для проектирования цементобетонных оснований под асфальто - и цементобетонные покрытия на период пропуска по ним построечного транспорта - автомобилей-самосвалов грузоподъемностью 30 т и более общей массой 50 т и более. Новые расчетные схемы позволяют, в отличие от ранее применявшихся, использовать не условные, а истинные значения модулей упругости цементобетонов низких классов по прочности, получаемые путем непосредственных лабораторных испытаний. Железников М.А. Производственный метод расчета, проектирования и испытания жестких дорожных одежд по упругому предельно допустимому прогибу с целью контроля качества их устройства // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - М, 2000. - Вып. 3. - С. 36-45. Приведены производственный метод расчета и испытания жестких дорожных одежд по упругому предельно допустимому прогибу с целью контроля качества их устройства, оперативный контроль дорог, а также нормы и расценки на работы, выполняемые по новым технологиям. Железников М.А. Производственный опыт определения несущей способности (жесткости) конструкций дорожных одежд с цементобетонными основаниями из низкомарочных бетонов путем измерения упругих прогибов // Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - М., 1999. - Вып. 11. - С. 18-23. О необходимости разработки методики контроля качества цементобетонных оснований по упругому прогибу с учетом трещин. Железников М.А. Определение толщины цементобетонного покрытия с помощью микрокомпьютера «Электроника МК-85» // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 32-36. Данный микрокомпьютер обладает следующими преимуществами: малый вес (не более 150 г) и габарит (помещается в кармане), автономность электропитания, достаточно большой объем памяти и др. Микрокомпьютером можно пользоваться практически везде, в том числе и в вагоне-бытовке на трассе строительства автомобильной дороги. Каменецкий Л.Б., Козлов Г.Н., Нагаевская О.Н. Ремонт цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов материалами на основе цемента с компенсированной усадкой // Труды ГП Росдорнии. Вып. 10. - М., 2000. - С. 133-137. Представлены требования к составам на основе цемента для ремонта поверхностных разрушений цементобетонных покрытий. Согласно требованиям ремонтный материал должен обладать ускоренным набором прочности и отсутствием усадки. Даны результаты испытаний опробованных при ремонте составов, которые отвечают предъявляемым требованиям и после трех лет эксплуатации в условиях интенсивного движения находятся в хорошем состоянии. Кнышов А.А. Оценка эффективности работы дренирующих слоев жестких дорожных одежд на основе математического моделирования: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 2000. - 17 с. На основе результатов моделирования работы дренирующих слоев жестких дорожных одежд предлагаются мероприятия по предотвращению и регулированию отказов на стадии проектирования и эксплуатации автомобильных дорог. Комплексные органические вяжущие (КОВ) на основе сырья для производства нефтяных вязких дорожных битумов (СБ) и дивинилстирольного термоэластопласта (ДСТ): (Проспект) /Союздорнии. - Балашиха Моск. обл., б.г. - 1с. Комплексные органические вяжущие используются в качестве вяжущих при строительстве дорожных покрытий на дорогах не выше III категории, устраиваемых из горячих и складируемых смесей, во всех дорожно-климатических зонах; используются для устройства поверхностных обработок. Область применения: - асфальтобетонные смеси для строительства и ремонта покрытий дорог, мостов и аэродромов; - складируемые асфальтобетонные смеси; - поверхностная обработка, в том числе на цементобетонных покрытиях; - герметики для швов в цементобетоне. Кургузов А.В. О расчете жестких дорожных одежд с цементобетонными покрытиями // Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - М., 1998.-Вып. 1. - С. 46-55. Предложена методика расчета дорожных одежд с цементобетонными покрытиями при проектировании жестких дорожных одежд. Матросов А.П. Ремонт дорожных покрытий. - М., 1990. - 67 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 6). В обзорной информации освещен отечественный и зарубежный опыт ремонта дорожных покрытий, рассмотрены требования, предъявляемые к состоянию проезжей части автомобильных дорог. Раскрыты виды и причины нарушения ровности, пути понижения скользкости дорожных покрытий. Классифицированы способы обеспечения ровности и шероховатости покрытий в процессе эксплуатации дорог. Приведены результаты исследования новых экономических методов обеспечения необходимых качественных показателей дорожных одежд и покрытий. Новиков А.Н. Машины для строительства цементобетонных дорожных покрытий: Учеб. пособие для проф. - техн. учеб. заведений. - М.: Высшая школа, 1975. - 247 с. В книге подробно описаны рельсовые и гусеничные машины для строительства цементобетонных дорожных покрытий - профилировщики основания, бетонораспределители, бетоноотделочные машины, а также машины для устройства деформационных швов. Рассмотрено гидравлическое оборудование машин - насосы, гидромоторы, гидроцилиндры, механизмы распределения и управления гидроагрегатами. Освещены вопросы эксплуатации и технического обслуживания комплектов машин для строительства цементобетонных дорожных покрытий. Приведены общие сведения по технологии приготовления цементобетонных смесей и описаны автоматизированные бетоносмесительные установки и машины для транспортирования смесей. Излагаются вопросы поточной организации работ. Новикова Е.Е. Ремонт цементобетонных покрытий с применением армирующих прослоек из геотекстиля // Автомоб. дороги. Науч.-техн. достижения и передовой опыт в области автомоб. дорог: Информ. сб. /ЦБНТИ Минавтодора РСФСР. - 1990. - Вып. 1. - С. 14-15. Благодаря достаточной прочности геотекстиля в продольном и поперечном направлениях использование такой прослойки позволяет избежать разрушения покрытия при уменьшении его толщины. Носов В.П., Кнышев А.А. Исследование эффективности работы дренирующих слоев автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями // Проблемы стр-ва и эксплуатации автомоб. дорог в начале XXI века. - М., 2000. - С. 89-96. - (Сб. науч. тр. /МАДИ-ТУ). Среди причин преждевременного разрушения цементобетонных покрытий значительное место занимают причины, вызываемые недостаточно эффективной работой дренирующих слоев. Недостатки в работе дренирующих слоев ускоряют процесс разрушения, способствуют появлению трещин, активизируют накопление повреждений. Объективная оценка этих явлений и разработка мер по их предотвращению требуют всесторонних исследований, проводимых с целью изучения особенностей работы дренирующих слоев и прогнозирования эффективности их работы в течение срока службы дороги. Опыт строительства дорожных покрытий из жестких укатываемых смесей И.В. Басурманова, В.И. Коршунов, А.И. Суворов, Р.А. Коган. - М., 1990. - 64 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 2). В обзорной информации освещены отечественный и зарубежный опыт применения покрытий из жестких укатываемых смесей, приведены требования к материалам для их приготовления, технологии укатки и уплотнения, рассмотрены методы ухода за свежеуложенным бетоном, вопросы его морозостойкости. Пашкина И. А., Поздняева Л.В., Яновский Б. Ф. Применение органо-полимерных пленкообразующих составов при ремонте и содержании автомобильных дорог и мостов // Труды ГП Росдорнии. Вып. 10. - М., 2000. - С. 127-132. Разработаны новые органо-полимерные пленкообразующие составы (ОППС), которые позволяют осуществлять защиту поверхности асфальтобетонных покрытий от воздействия воды, солей и мороза. Показана возможность использования этих составов для увеличения сцепления между ремонтируемым и вновь укладываемым слоями при ремонте автомобильных дорог, а также применения слоев из осветленных составов для устройства антикоррозионных защитных слоев цементобетонных элементов дорожного обустройства и мостовых конструкций. Покрытия из песчаного цементобетона: (Проспект) / Минавтодор. Всесоюз. ярмарка НТИ и достижений в дор. хоз-ве. Ресурсосберегающие технологии в дор. хоз-ве. - Б.М., б.г. - 1с. Покрытия из песчаного (мелкозернистого) цементобетона - дороги будущего. Опыт строительства автомобильных дорог в условиях Нечерноземной зоны РСФСР указал на ряд преимуществ покрытий из песчаного цементобетона: - полное исключение применения высокопрочного щебня; - снижение трудозатрат за счет лучшей удобоуклады- ваемости бетонной смеси; - возможность использования традиционной техноло гии устройства цемеитобетонных покрытий; - отсутствие шелушения; - улучшение физико-механических свойств покрытия. Применение геосеток при строительстве и ремонте жестких дорожных одежд с асфальтобетонным, покрытием: СТП 008-99 / Трансстрой, Союздорнии. - Введ. 01.01.2000; Введ. впервые. - М.: Союздорнии, 1999. - 18 с. Настоящий стандарт предприятия применяется при строительстве или ремонте жестких дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием и регламентирует устройство трещинопрерывающей прослойки на основе геосетки. Трещинопрерывающая прослойка является конструктивным элементом дорожной одежды и представляет собой композицию из армирующего полотна (далее - геосетка) и вяжущего. В стандарте представлен технологический процесс устройства трещинопрерывающей прослойки как в виде узкой полосы (локальное армирование), так и в виде нескольких соединенных полос, расположенных на всей площади покрытия (сплошное армирование). Настоящий стандарт предполагает применение в качестве армирующей геосетки сетки отечественного производства типа ССНП (сетка стеклянная нитепрошивная пропитанная для армирования асфальтобетонного дорожного и аэродромного покрытий по ТУ 2296-041-00204949 с изменением), а также зарубежной геосетки типа HaTelit. Механические свойства сеток представлены в прил. В. Трещинопрерывающую прослойку устраивают: - над трещинами в асфальтобетонном или цементобетонном слоях ремонтируемой дороги; - над зонами, в которых предполагается появление трещины, в том числе над рабочими швами в слоях основания из цементобетона или асфальтобетона. Реконструкция автомобильных дорог. Технология и организация работ / А.П. Васильев, Ю.М. Яковлев, М.С. Коганзон и др.: Учеб. пособие / МАДИ-ТУ. - М., 1998. - 125 с. В пособие представлены современные данные по реконструкции автомобильных дорог России и других стран, обзор различных методов оценки состояния дорог и мероприятий по реконструкции дорожных покрытий всех типов. Глава 3.5 посвящена особенностям реконструкции дорожных одежд с цементобетонными покрытиями. Смолка Б.И. Расчет жестких одежд с монолитными слоями оснований // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - М., 1996. - Вып. 11. - С. 11-30. Предложенный метод расчета трехслойной системы дает достоверные данные о ее напряженно-деформированном состоянии и может быть рекомендован к использованию при проектировании жестких дорожных одежд. Смолка Б.И. Конструкция жесткой дорожной одежды для тяжелого и интенсивного движения // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - М., -1996. - Вып. 12. - С. 29-33. Жесткие одежды, не рассчитанные на быстрый отвод свободной воды из оснований, подвержены интенсивному разрушению. Зарубежный опыт эксплуатации одежд со специальным дренажным слоем, позволяющим осуществлять быстрый отвод инфильтрационной свободной воды, показывает, что такие конструкции имеют значительно больший срок службы, а приведенные затраты на их устройство ниже, чем для традиционных одежд. Смолка Б.И., Григорук В.Н. Расчетная модель грунтового основания жестких дорожных одежд // Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - М., 1996. - Вып. 6. - С. 5-18. На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что при проектировании жестких дорожных одежд с монолитными и сборными покрытиями за расчетную модель основания целесообразно принять модель Винклера или Пастернака, которые наиболее правильно отображают характер работы грунтового массива под нагрузкой и дают достаточно высокую точность расчетов. Строительная, дорожная и коммунальная техника зарубежного производства. Краткий справочник /Глазов А.А., Манаков Н.А., Понкратов А.В. - М.: ЗАО «БИЗНЕС-АРСЕНАЛ», 2000. - 528 с. Даны краткие сведения о зарубежных машинах для строительства и городского хозяйства, представленных на рынке Российской Федерации. Строительная, дорожная и специальная техника отечественного производства. Краткий справочник / Глазов А.А., Манаков НА., Понкратов А.В. - М.: ЗАО «БИЗНЕС-АРСЕНАЛ», 2000. - 816 с. Приведены краткие сведения о строительных дорожных, коммунальных и специальных машинах отечественного производства, представленных на рынке Российской Федерации и других стран СНГ. Строительство улиц и городских дорог: Учеб. для вузов. Ч. 2. Стр-во дор. одежд, тротуаров, дорожек и автомоб. стоянок /А.Я. Тулаев, Э.С. Файнберг, С.В. Коновалов и др.; Под ред. А.Я. Тулаева. - М.: Стройиздат, 1988. - 367с. Глава 4 посвящена монолитным цементобетонным, армированным и непрерывным армированным покрытиям. Глава 4.9 посвящена цветным цементобетонным покрытиям. Технология бетонов с комплексной добавкой на основе газообразующих компонентов для строительства цементобетонных покрытий: (Проспект) /Союздорнии. Лаб. технологии стр-ва бетон, покрытий. - Балашиха Моск. обл., б.г. - 1с. Применение технологии избавляет от проблем, связанных с воздухововлечением при приготовлении бетонных смесей и удержанием вовлеченного воздуха при технологических переделах, так как процесс образования пузырьков воздуха (газа) продолжается в уплотненной бетонной смеси. Гарантируются минимальный требуемый объем тонкодисперсных равномерно распределенных воздушных пор в бетоне и стойкость бетона к шелушению при действии мороза и раствора хлористых солей. Возможно повышение морозосолестойкости бетона в 1,2-1,5 раза по сравнению с бетоном с традиционной комплексной добавкой (пластификатор + воздухововлекающая). В качестве одного из вариантов предлагается новая комплексная добавка на основе полигидридсилсесквиоксана (кремнийорганического геля), разработанная Союздорнии и ГНИИХТЭОС. Внедрение технологии позволяет повысить качество и долговечность покрытий и сэкономить 5-10 % цемента. Технология применяется для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов, в других видах строительства бетонных конструкций, к которым предъявляются высокие требования по морозостойкости. Укатываемый цементный бетон для строительства цементобетонных покрытий и оснований: (Проспект) /Союздорнии. Лаб. технологии стр-ва бетон, покрытий. - Балашиха Моск. обл., б.г. - 1с. Технология гарантирует требуемые ровность основания, прочность бетона и долговечность конструкции дорожной одежды. При этом имеется возможность широко применять местные строительные материалы, а также каменные материалы из «старого» бетона. Использование технологии строительства оснований и покрытий из жестких бетонных смесей позволит экономить до 20 % цемента, а при замене золой уноса части цемента - до 40 %; снизить трудозатраты в 1,5-2,0 раза и общую стоимость на 30 %. Установка для отбора кернов КП-151 из асфальтобетонных и цементобетонных покрытий: Приборы и оборудование для дорожных работ: (Проспект) /Ростортех. Фед. дор. служба России. - Саратов, б.г. - 2 с. В проспекте представлена техническая характеристика установки. Цементы для транспортного строительства / З.Б. Энтин, Л.А. Фендер, A.M. Шейнин, С.В. Эккель // Наука и техника в дор. отрасли. - 1998. -№ 1. -С. 19-20. Повышение качества цементобетона при строительстве дорог, аэродромов и искусственных сооружений во многом определяется правильным, технически обоснованным выбором исходных материалов, оптимизацией технологических решений, что позволяет снизить расходы на поддержание покрытий, искусственных сооружений в хорошем эксплуатационном состоянии. Преждевременное образование дефектов бетона снижает транспортно-эксплуатационные качества сооружений, осложняет условия движения, повышает затраты на эксплуатацию. Чутков А.А., Артемов Л.Ю. Особенности работы плит жестких дорожных и аэродромных покрытий. - М., 2001. - 72 с. - (Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. /Информ-автодор; Вып. 5). Анализ показывает, что в процессе эксплуатации жестких покрытий под воздействием различных факторов (многократно повторяющихся транспортных нагрузок, избыточной воды и т.д.) возможно образование зазоров между плитами покрытия и основанием. Условия работы плит покрытия в этом случае ухудшаются, что может привести к их преждевременному разрушению. Юмашев В.М., Басурманова И.В. Повышение трещиностойкости асфальтобетонных покрытий на жестких основаниях (зарубежный опыт). - М., 1998. - 67 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 1). В обзорной информации представлен анализ материалов 3-ей Международной конференции RILEM «Отраженное трещинообразование в покрытиях, проектирование и выполнение систем верхних слоев», проходившей в октябре 1996 г. в г. Делфе (Нидерланды). Рассмотрен опыт Франции, Нидерландов, Канады, Великобритании, Испании, США, Финляндии, Бельгии, Австрии, Швеции, Германии и других стран по вопросам повышения трещиностойкости асфальтобетонных покрытий на жестком основании. Даны технологии восстановления верхних слоев покрытия, снижения трещинообразования в покрытии, в том числе технология предварительного растрескивания цементобетонного основания. Пат. 95106187 РФ, МПК6 Е 01 С 7/14. Способ ремонта цементобетонных покрытий /Л.Н. Козлов, А.П. Виноградов, Л.В. Глазков-Островский; АО «Ирмастцентр». -№ 9510618/03; Заявл. 19.04.95; Опубл. 27.01.97, Бюл. № 3. Способ ремонта цементобетонных покрытий, заключающийся в предварительной обработке поврежденной поверхности покрытия скребковым инструментом или фрезой с последующим наложением и обработкой ремонтного состава, отличающийся тем, что, с целью повышения качества ремонта путем увеличения сцепления старого и нового слоев бетона, предварительную обработке поверхности производят под слоем уложенного флюса, состоящего из воды и цемента, после чего укладывают ремонтный слой в виде цементобетонной массы до начала схватывания цемента флюса. 01.09-03А.67. Причины разрушения жестких покрытий и необходимость в их своевременном ремонте в населенных пунктах. Fu Jun, Zhang Yong. Huaqiao daxue xuebao. Ziran kexue ban=J.Huaqiao Univ. Natur. Sci. 2001. 22, № 1, C. 48-51, 3 ил. Библ. 4. Кит.; рез. англ. В журнале печатается статья, характеризующая типы жестких и нежестких дорожных покрытий в населенных пунктах. Подчеркивается, что несущая способность у них выравнивается за счет увеличения толщин нежестких покрытий, которые дешевле по своей стоимости. Рассмотрены возникающие трудности с содержанием жестких покрытий и возможным их ремонтом, в том числе с использованием нежестких типов покрытий. Содержатся рекомендации по способам такого ремонта, используя типы укладки нежестких покрытий в соответствии с приложенными схемами. |