РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Инстpукция Инструкция по организации деятельности объектовых подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России по профилактике и (или) тушению пожаров.Инструкция (утв. МЧС РФ 30 сентября 2005 г.)
I. Общие положения1. Настоящая Инструкция по организации и осуществлению профилактической работы в организациях, охраняемых объектовыми подразделениями федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФПС МЧС России), (далее - Инструкция) определяет порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров на охраняемых объектах. 2. Объектами, охраняемыми подразделениями ФПС МЧС России, считаются организации (предприятия), охрана которых в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации осуществляется подразделениями ФПС МЧС России по профилактике и (или) тушению пожаров. 3. Порядок и форма участия в реализации возложенных на объектовое подразделение ФПС МЧС России обязанностей определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, нормативными документами по пожарной безопасности, а также организационно-распорядительными документами охраняемой организации (предприятия) в части, не противоречащей вышеперечисленным нормативным правовым актам. Личный состав объектовых подразделений ФПС МЧС России может выполнять возложенные на них задачи самостоятельно и (или) в составе рабочих групп специалистов охраняемого объекта. 4. Порядок организации и осуществления профилактики пожаров на объектах, а также деятельности по выполнению дополнительных функций определяется разработанным и утвержденным в установленном порядке Положением об объектовом подразделении ФПС МЧС России. При этом личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России должен пройти обучение, иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей, а также быть пригоден к выполнению возложенных на него задач по состоянию здоровья. 5. В Инструкции используются следующие основные понятия: объектовое подразделение ФПС - отряд, часть и (или) другое, предусмотренное типовыми штатами подразделение ФПС, созданное в организации для осуществления работ по предупреждению и (или) тушению пожаров; сотрудники объектового подразделения ФПС - руководящий состав, инженерно-инспекторский состав и личный состав дежурных караулов объектового подразделения ФПС; охраняемый объект - организация, в которой в установленном порядке создано объектовое подразделение ФПС; дислокация - схема (план) расположения на территории охраняемого объекта участков, секторов, постов и маршрутов дозоров; пожарно-профилактическое обслуживание - деятельность сотрудников ФПС, направленная на предупреждение пожаров на охраняемом объекте и создание условий для их успешного тушения; участок - часть территории охраняемых объектов, в пределах которой осуществляется пожарно-профилактическое обслуживание расположенных на ней зданий и сооружений; сектор - часть участка; пост - место на объекте, где сотрудник ФПС (постовой) выполняет возложенные на него обязанности. Для поста устанавливаются границы; дозор - подвижной наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников ФПС, выполняющих возложенные на них обязанности на маршруте дозора; дозорный - сотрудник, входящий в состав дозора; инженерно-инспекторский состав - сотрудники объектового подразделения ФПС, занимающие должности старшего инженера, старшего инспектора, инженера, инспектора, младшего инженера, младшего инспектора, инструктора; предложение ФПС - документ установленной формы, составленный и врученный сотрудником ФПС от имени объектового подразделения ФПС МЧС России соответствующему руководителю, должностному лицу объекта и содержащий мероприятия по устранению в установленные сроки нарушений требований пожарной безопасности. II. Основные полномочия и функции территориальных органов управления МЧС России и объектовых подразделений ФПС МЧС России6. Организация и координация деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России по предупреждению пожаров осуществляется территориальными органами управления МЧС России. 7. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах своей компетенции: осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России; контролируют деятельность территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в области организации и осуществления деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России на обслуживаемой ими территории; участвуют в разработке мер экономического, правового, организационного и научно-методического характера, направленных на совершенствование противопожарной защиты объектов, повышение эффективности деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России; организуют и проводят тематические совещания, семинары, конференции по вопросам пожарной безопасности объектов; выполняют иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе рассмотрение и принятие решений по спорным вопросам. 8. Территориальные органы МЧС России - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в пределах своей компетенции: организуют выполнение функций, возложенных на объектовое подразделение ФПС МЧС России, оказывая при этом необходимую организационно-методическую и практическую помощь; осуществляют разработку и реализацию мероприятий, связанных с социальным и экономическим стимулированием личного состава объектовых подразделений ФПС МЧС России; контролируют работу объектовых подразделений ФПС МЧС России на обслуживаемой территории; ведут учет и анализ деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России, обобщают и анализируют полученные от подразделений данные; участвуют в разработке и согласовывают (утверждают или, при необходимости, вносят на утверждение в установленном порядке) нормативные документы по пожарной безопасности для охраняемых объектов; взаимодействуют с территориальными надзорными органами других ведомств в целях обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов; устанавливают и ведут учет показателей служебной деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России; организуют изучение пожаров, разработку мероприятий по их предупреждению, а также проведение семинаров и научно-практических конференций по вопросам укрепления противопожарной защиты объектов; организуют работу по подбору, расстановке и подготовке кадров для объектовых подразделений ФПС МЧС России; принимают меры к выявлению, обобщению и распространению передового опыта в деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России. 9. На объектовые подразделения ФПС МЧС России возлагаются следующие обязанности: разработка документов по планированию служебной деятельности; участие в проведении мероприятий по контролю за соблюдением на объектах требований пожарной безопасности и пресечению их нарушений; организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием объектов; разработка и реализация, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарной безопасности; участие в разработке, рассмотрении и (или) согласовании инструкций и иных организационно-распорядительных документов, регламентирующих меры пожарной безопасности на объекте; осуществление контроля за выполнением требований пожарной безопасности при подготовке и проведении пожароопасных работ; участие и (или) разработка документов предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (планы и карточки ликвидации аварий и т.д.) и взаимодействию со службами организации (предприятия); участие в проведении расследования причин и обстоятельств аварий и пожаров, разработка предложений по их предупреждению; участие в обучении (обучение) персонала объектов мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре; проведение противопожарной пропаганды; контроль за состоянием и работоспособностью систем противопожарной защиты (установки пожаротушения и пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, первичных средств пожаротушения, противодымной защиты и т.д.); участие в проведении осмотра помещений перед их закрытием по окончании рабочего дня; участие в деятельности пожарно-технических комиссий, добровольных пожарных дружин, обучение членов ДПД. Кроме того, Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации на объектовое подразделение, в пределах его компетенции, может возлагаться: рассмотрение в части соблюдения требований пожарной безопасности проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий и сооружений; контроль за наличием лицензий у охраняемой и подрядных организаций, осуществляющих на объекте деятельность в области пожарной безопасности; контроль на объекте за соответствием требованиям пожарной безопасности производства, выпуска и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации; проведение консультаций персонала объектов по вопросам пожарной безопасности; проведение анализа противопожарного состояния объектов, подготовка информации о противопожарном состоянии, разработка предложений по совершенствованию противопожарной защиты; участие в работе общеобъектовых и цеховых аттестационных и тарифно-квалификационных комиссий. 10. Специальные подразделения ФПС МЧС России, предназначенные для организации предупреждения пожаров и их тушения в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях, и их органы управления подчинены непосредственно УОП МЧС России. III. Порядок выполнения обязанностей11. Организация предупреждения пожаров включает в себя: контроль за соблюдением на объекте требований пожарной безопасности; разработку и реализацию, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарной безопасности. Для решения возложенных на подразделение ФПС МЧС России задач разрабатываются необходимые документы, в том числе: Положение об объектовом подразделении ФПС МЧС России; функциональные обязанности и (или) должностные инструкции личного состава; график дежурства личного состава; дислокация участков, секторов, постов и дозоров; порядок наблюдения за противопожарным состоянием участков, секторов; перечень пожарной и спасательной техники, оборудования и средств связи, а также порядок их эксплуатации; документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, а также взаимодействию с дежурными службами организаций (предприятий) и подразделениями пожарной охраны. 12. Организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов. 12.1. Основной формой наблюдения за противопожарным состоянием охраняемого объекта является несение службы личным составом объектовых подразделений ФПС МЧС России на участках, секторах, постах и маршрутах дозоров. Расстановка личного состава объектовых подразделений ФПС МЧС России осуществляется в соответствии с нарядом на службу, который разрабатывается руководителем подразделения на сутки с учетом обстановки на объекте и планируемых мероприятий. 12.2. Перед тем как заступить в наряд, проводится инструктаж и развод личного состава объектового подразделения ФПС МЧС России. Должностное лицо объектового подразделения ФПС МЧС России при проведении инструктажа обязано: проверить наличие и готовность личного состава к несению службы; объявить перечень участков, секторов; назначить личный состав дежурных смен на участки, сектора, посты и в дозоры; проверить выборочно знание личным составом своих прав и обязанностей, требований правил пожарной безопасности, оперативно-тактических особенностей охраняемого объекта, мер обеспечения безопасности, умение действовать в случае пожара; проинформировать личный состав о состоянии пожарной безопасности и проводимых на объекте работах; поставить перед личным составом задачи по обеспечению пожарной безопасности охраняемого объекта на период несения службы; провести инструктаж по технике безопасности. Инструктаж завершается разводом и отдачей приказа о заступлении наряда на службу. О проведении инструктажа делается запись в книге службы. 12.3. Личный состав докладывает на пункт связи объектового подразделения ФПС МЧС России о заступлении в наряд, а в период несения службы информирует диспетчеров (радиотелефонистов) об обстановке в сроки, установленные начальником объектового подразделения ФПС МЧС России. 12.4. Места и порядок проведения смены нарядов устанавливаются документами, регламентирующими деятельность объектового подразделения ФПС МЧС России. По прибытии на место смены заступающий наряд представляется сменяемому. Сменяемый наряд сообщает заступающему об имевших место за время несения службы нарушениях, проводимых пожароопасных работах, неисправностях средств связи и систем противопожарной защиты, а также другие сведения, имеющие непосредственное отношение к несению службы. 12.5. Начальник сменяемого наряда подводит итоги несения службы, дает оценку работы подчиненных, отмечает имевшие место недостатки, указывает пути их устранения. 12.6. Профилактическая работа личного состава должна сводиться к выявлению и последующему устранению нарушений правил пожарной безопасности. Личный состав должен принимать меры к тому, чтобы обнаруженные нарушения устранялись немедленно. Если устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в процессе проверки невозможно, то должностному лицу объекта вручают письменное предложение ФПС по прилагаемой форме (приложение) с указанием сроков устранения обнаруженных нарушений. Письменные предложения ФПС регистрируются в журнале наблюдения за противопожарным состоянием объекта и могут быть внесены в соответствующие журналы работы смен, цехов и установок. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, кроме вручения должностному лицу объекта письменного предложения ФПС, начальник (заместитель начальника) объектового подразделения ФПС МЧС России в кратчайшие сроки готовит и направляет рапорт в управление (отдел, отделение) государственного пожарного надзора (ГПН) Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации о выявлении вышеуказанных нарушений. Рапорт является основанием для проведения органом ГПН внепланового мероприятия по контролю на объекте. 12.7. Порядок наблюдения за противопожарным состоянием временно расположенных в цехах или на территории обслуживаемого объекта экспериментальных установок, специальных заказов, сложных образцов ремонтируемой техники и т.п., а также неработающих цехов, складов и других сооружений, технических помещений устанавливается в зависимости от их пожарной опасности и режима работы начальником объектового подразделения ФПС МЧС России совместно с администрацией охраняемых объектов. 12.8. Профилактическая работа на участках и секторах включает в себя: систематическую проверку состояния пожарной безопасности объекта в целом и его отдельных участков, а также контроль за своевременным выполнением предложенных мероприятий; постоянный контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в процессе нового строительства, реконструкции, модернизации, технического переоснащения цехов, складов и других помещений, проведения капитальных ремонтов; организацию службы дежурных смен в зависимости от обстановки, складывающейся на объекте; проверку исправности и правильного содержания систем и средств противопожарной защиты; проведение противопожарных инструктажей, бесед, занятий, пожарно-технического минимума с рабочими и служащими объекта; подготовку личного состава добровольных пожарных дружин и боевых расчетов для проведения профилактической работы и тушения возможных пожаров; внедрение, в необходимых случаях, через администрацию объекта автоматических средств предупреждения, обнаружения и тушения пожаров. 12.9. Закрепление личного состава объектового подразделения ФПС МЧС России за участками (секторами) объявляется приказом по части или оформляется в виде списка (перечня), подписанного начальником пожарной части. Наиболее сложные по технологическому процессу и взрывопожароопасные цехи, установки для усиления контроля дополнительно закрепляют за руководящим составом объектового подразделения ФПС МЧС России. 12.10. Между личным составом объектового подразделения ФПС МЧС России, кроме участков, секторов, распределяются обязанности по обобщению опыта профилактической работы, разработке мероприятий по отдельным направлениям и контроль за их выполнением, например: обобщение и разработка мероприятий по противопожарной пропаганде и агитации; обобщение и подготовка материалов для решения вопросов по линии службы главного механика, главного энергетика, главного технолога, техники безопасности; разработка мероприятий по использованию приборов производственной автоматики для противопожарных целей; организация и изучение пожароопасных свойств изготовляемых и вновь поступающих на объект веществ и материалов; работа по внедрению на объекте специальных средств извещения и стационарных систем тушения пожаров и др. 12.11. Начальник объектовой пожарной части в зависимости от складывающейся на охраняемом объекте обстановки, с учетом особенностей технологического процесса, графика работы основных и вспомогательных цехов, заблаговременно (или в оперативном порядке) разрабатывает план дополнительных мероприятий по охране объекта. Эти мероприятия записывают в книгу службы. Представители объектового подразделения ФПС МЧС России обязаны проверять качество проведения вводного инструктажа и выполнение требования об обязательном инструктаже всех принятых на работу. Порядок организации и периодичность проведения проверок устанавливается начальником пожарной части при разработке служебной документации части. 12.12. В соответствии с планом дополнительных мероприятий при проведении пожароопасных работ, производственных авариях, создающих опасность возникновения пожара, а также в других случаях, осложняющих оперативную обстановку, в том числе в выходные и праздничные дни, личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России может быть привлечен к несению службы на временных постах и в целевых дозорах. Порядок, режим, место временного поста и целевого дозора, периодичность, количество лиц, одновременно высылаемых на посты и в дозоры, время несения службы на постах и в дозорах определяются начальником объектового подразделения ФПС МЧС России при составлении наряда на службу. Для повышения эффективности несения службы на постах и маршрутах дозоров может быть использована пожарная техника, находящаяся в боевом расчете караула. В необходимых случаях начальник объектового подразделения ФПС МЧС России может в пределах штатной численности временно изменять границы секторов или участков, время начала и окончания работы, чтобы усилить профилактический надзор за наиболее опасными участками или цехами (освоение нового производства, капитальный ремонт установок и т.п.). 12.13. Для движения на маршрутах дозоров разрабатывается маршрутная карточка, которая утверждается начальником объектового подразделения ФПС МЧС России и согласовывается с руководителем охраняемого объекта. В карточке поста, маршрута дозора должны быть указаны перечень зданий, сооружений и территории охраняемого объекта, подлежащих наблюдению, а также задачи постового, дозорного и определен порядок их действий при пожаре. Время направления на объект и возвращения целевых дозоров, а также результаты проверки ими противопожарного состояния отражают в книге службы. За устранением недочетов, выявленных целевыми дозорами, должен быть установлен строгий контроль. По тревоге личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России прерывает несение службы на участках, секторах, постах, маршрутах дозоров, следует кратчайшим путем к месту вызова и действует в составе караула, если иное не оговорено в документах предварительного планирования боевых действий. 12.14. На объектах добычи, подготовки, транспорта нефти и газа и т.п. служба личного состава объектового подразделения ФПС МЧС России может быть организована вахтовым методом. Решение о введении вахтового метода принимает орган управления по согласованию с администрацией охраняемых объектов при создании условий, необходимых для несения службы и отдыха личного состава. 12.15. Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России, занимающийся профилактической работой, должен иметь необходимый комплект документов, в том числе: должностную инструкцию; список зданий, цехов, лабораторий, сооружений, установок, складов и помещений с краткой характеристикой их пожарной опасности; сведения о первичных средствах пожаротушения, установках пожаротушения и пожарной сигнализации, а также о расположении и состоянии пожарных водоемов и гидрантов; выписку из графиков планово-предупредительного ремонта взрывопожароопасных производств, установок, оборудования и проверки работоспособности средств противопожарной защиты; документы по закрепленному направлению деятельности, списки добровольных пожарных (членов ДПД), планы-конспекты (тезисы) для проведения занятий (инструктажей); выписку с мероприятиями, предложенными в предписаниях ФПС по закрепленному участку, сектору. 12.16. Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России обязан: знать и выполнять требования законодательства в области пожарной безопасности, нормативных правовых актов, нормативных документов МЧС России, регламентирующих деятельность объектовых подразделений ФПС МЧС России; уметь оформлять служебную документацию в объеме своей компетенции; знать требования нормативных документов по пожарной безопасности в объеме, необходимом для осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаров на охраняемом объекте; знать противопожарное состояние и пожарную опасность участков, секторов и контролировать выполнение администрацией объекта требований пожарной безопасности; вести в установленном порядке контрольно-наблюдательные дела; использовать предоставленные администрацией объекта права с целью пресечения нарушений требований пожарной безопасности; участвовать в проведении противопожарной пропаганды среди персонала организации (предприятия); в установленном порядке вести учет проводимой пожарно-профилактической работы и ее анализ по направлениям деятельности в соответствии с функциональными обязанностями; разрабатывать и осуществлять в пределах своей компетенции конкретные меры по повышению пожарной безопасности объекта; информировать должностных лиц организации (предприятия) о состоянии пожарной безопасности закрепленных участков, секторов; выполнять другие обязанности в соответствии с должностными инструкциями и функциональными обязанностями, а также законные распоряжения вышестоящих должностных лиц ФПС, отдаваемые в пределах установленной для них компетенции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей и неправомерное использование предоставленных прав личный состав объектового подразделения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России. 12.17. В целях приобретения новых знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей, принятый на работу личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России проходит стажировку. К самостоятельному исполнению обязанностей в соответствии с должностью личный состав допускается приказом руководителя объектового подразделения ФПС МЧС России. Не сдавшие зачеты к самостоятельной работе не допускаются, дальнейшее их использование рассматривается в аттестационном порядке. Организация, проведение и продолжительность стажировки определяются документами, регламентирующими деятельность данного объектового подразделения ФПС МЧС России, и возлагаются на руководителей подразделений. 12.18. Вновь принятый на службу личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России, не имеющий специальной подготовки, должен в течение первого года службы пройти обучение в учебных центрах, на курсах повышения квалификации и т.п. по специально разработанной и утвержденной в установленном порядке программе. 12.19. Для более глубокого изучения пожарной опасности технологического процесса производства рекомендуется проводить обучение личного состава по программам подготовки технологического персонала (операторов, аппаратчиков, машинистов и т.п.). К проведению занятий рекомендуется привлекать специалистов технических служб обслуживаемых объектов. 12.20. Руководители объектовых подразделений ФПС МЧС России должны проводить проверки качества несения службы личным составом дежурных караулов, а также противопожарного состояния охраняемых объектов, участков и секторов, в том числе в ночное время, в соответствии с установленным порядком. При обнаружении недостатков проверяющий обязан на месте принять меры к их устранению и оказать помощь. Результаты проверки фиксируются в соответствующем разделе книги службы. При оценке работы инженерно-инспекторского состава следует в первую очередь учитывать противопожарное состояние объекта или закрепленного за ним участка (сектора). 12.21. Ведение нормативно-технической работы, контрольно-наблюдательных дел, учет пожаров, контроль за работоспособностью систем противопожарной защиты, работой инженерно-инспекторского состава и т.п. осуществляются в соответствии с утвержденными в установленном порядке функциональными обязанностями и должностными инструкциями. 13. Осуществление контроля за выполнением требований пожарной безопасности при подготовке и проведении пожароопасных работ. 13.1. Требования пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ устанавливаются на основании Правил пожарной безопасности в Российской Федерации. 13.2. В целях повышения уровня пожарной безопасности на каждом обслуживаемом объекте должна разрабатываться инструкция по безопасному проведению пожароопасных работ. Инструкция должна определять: порядок подготовки, согласования, проведения пожароопасных работ и контроля за их выполнением; обязанности и ответственность исполнителей работ и должностных лиц; постоянные места проведения пожароопасных работ; порядок проведения пожароопасных работ подрядными организациями; особенности проведения пожароопасных работ в выходные, праздничные дни и при аварийных ситуациях; перечень цехов и участков, на которых запрещено проведение пожароопасных работ или разрешено их проведение при полной остановке производства и выполнении специальных мероприятий, гарантирующих безопасность; требование об уведомлении объектовых подразделений ФПС МЧС России о начале и окончании временных пожароопасных работ. 13.3. Наряды-допуски, поступившие в объектовое подразделение ФПС МЧС России, должен рассматривать руководитель подразделения или лицо, его замещающее. При этом определяется порядок регистрации нарядов-допусков на проведение пожароопасных работ в специальном журнале, и с учетом их вида, места проведения и других особенностей разрабатываются необходимые дополнительные мероприятия, устанавливается контроль за их выполнением. После принятия решения к месту проведения пожароопасных работ направляется сотрудник объектового подразделения ФПС МЧС России для его осмотра и согласования работ. В процессе осмотра необходимо проверить выполнение противопожарных мероприятий, указанных в наряде-допуске, и, при необходимости, определить дополнительные меры пожарной безопасности, а также потребовать их выполнения. В наряде-допуске должен быть указан вид пожароопасных работ и четко определено место их проведения. При необходимости в местах проведения этих работ выставляется временный пост. При отсутствии оформленного в установленном порядке наряда-допуска, проведении пожароопасных работ неспециалистом, нарушении требований пожарной безопасности при их проведении представителем объектового подразделения, в пределах предоставленных прав, принимаются меры к пресечению нарушений и привлечению виновных к дисциплинарной ответственности. 14. Участие сотрудников объектовых подразделений ФПС МЧС России в обучении персонала охраняемых объектов мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре. 14.1. Подготовка персонала объекта по пожарной безопасности включает в себя; вводный инструктаж; первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи; специальную подготовку персонала; занятия по пожарно-техническому минимуму (ПТМ); тренировки на полигонной базе; повышение знаний (квалификации) в учебных центрах, а также при проведении семинаров и целевых совещаний (конференций) по вопросам пожарной безопасности; изучение и проверку знаний правил, а также нормативной документации по вопросам пожарной безопасности. 14.2. Обучение персонала мерам пожарной безопасности должно быть организовано на охраняемых объектах в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности. 14.3. На объекте должна быть разработана и утверждена программа обучения персонала, в которой определяются: порядок, сроки и место проведения противопожарных инструктажей, занятий по пожарно-техническому минимуму и других форм обучения; перечень объектов (цехов, служб, участков), список ИТР, рабочих и служащих соответствующих структурных подразделений, работники которых должны проходить обучение по ПТМ; порядок и периодичность проверки знания ИТР, рабочими и служащими правил пожарной безопасности, оформления соответствующих документов; перечень должностных лиц, на которых возлагаются обязанности разработки программ и содержания инструктажей и занятий по ПТМ; перечень должностных лиц, на которых возлагается обязанность проведения инструктажей и занятий по ПТМ. 14.4. Обучение персонала должно проводиться с использованием современных технических средств, с практической отработкой действий при возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций, разбором происшедших на объектах пожаров, аварий. Разработанные тексты или тезисы для обучения целесообразно рассматривать и утверждать на пожарно-технических комиссиях охраняемых объектов, цехов, производств и по мере изменения обстановки или при внедрении новых технологий обновлять. 14.5 Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику. При проведении вводного инструктажа поступающие на работу должны быть ознакомлены со стандартами, с правилами и инструкциями по пожарной безопасности, основными причинами пожаров, общими мерами по обеспечению пожарной безопасности, первичными средствами пожаротушения, огнетушащими веществами, а также с действиями персонала при возникновении пожара. Вводный инструктаж проводят в специально оборудованном помещении по программе, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой. О проведении вводного инструктажа делается отметка в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу. Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения. Представители объектового подразделения ФПС МЧС России обязаны проверять качество проведения вводного инструктажа и выполнение требования об обязательном инструктаже всех принятых на работу. 14.6. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят со всеми вновь принятыми в организацию (предприятие); переводимыми из одного подразделения в другое; с рабочими, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия; со студентами и учащимися, прибывшими на производственную практику. Перечень профессий и должностей, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается приказом по организации (предприятию). Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений организации (предприятия). 14.7. Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, которые приказом по объекту освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте, независимо от квалификации, образования, стажа работы, характера выполняемой работы и не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места, по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме. 14.8. Внеплановый инструктаж проводят при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций, а также изменений к ним; при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, исходного сырья, материалов и т.п., при нарушениях работающим и учащимся требований пожарной безопасности, которые могут привести к взрыву или пожару, по требованию органов надзора при перерывах в работе. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. 14.9. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности; ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф, пожаров; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение; проведении экскурсий на предприятии, организации массовых мероприятий. 14.10. Инструктажи (первичный, повторный, внеплановый) завершаются проверкой знаний. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются. О проведении инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажа и (или) личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работу по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другом документе, разрешающем производство работ. 14.11. Занятия по пожарно-техническому минимуму проводят с целью повышения уровня общих технических знаний персонала обслуживаемых объектов, ознакомления работников с требованиями пожарной безопасности, вытекающими из особенностей технологического процесса, а также для практического обучения работающих способам использования средств пожаротушения. По окончании обучения по программе ПТМ принимаются зачеты. 14.12. Для осуществления контроля за качеством подготовки персонала по пожарной безопасности необходимо принимать участие в работе общеобъектовых и цеховых аттестационных и тарифно-квалификационных комиссий. 15. Контроль за состоянием и работоспособностью систем противопожарной защиты. 15.1. Работа объектовых подразделений ФПС МЧС России по контролю за состоянием и работоспособностью систем противопожарной защиты, их внедрению на объекте должна включать в себя: контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в поступающей на объект проектно-сметной документации и при монтаже оборудования; участие в обследовании объектов в части их оборудования установками противопожарной защиты; участие в разработке, рассмотрении и согласовании документации, регламентирующей эксплуатацию установок и оборудования; участие в комиссиях по приемке установок и оборудования в эксплуатацию; контроль за работоспособностью, техническим обслуживанием и ремонтом установок и оборудования; участие в обучении ремонтного, оперативного (дежурного) персонала; участие в расследовании случаев отказа, ложного срабатывания, неэффективной работы установок и оборудования, разработке рекомендаций по совершенствованию установок противопожарной защиты; консультации разработчиков проектной и другой нормативной документации, специалистов обслуживаемого объекта по вопросам внедрения и эксплуатации установок противопожарной защиты; работу в комиссиях по проверке работоспособности средств противопожарной защиты, рассмотрение и согласование графиков и регламентов ТО установок пожарной автоматики, программ проверки их работоспособности. При разработке и согласовании документов особое внимание следует обращать: на соблюдение сроков и объемов регламентного обслуживания; порядок действий персонала при срабатывании установок пожарной автоматики (неисправность, пожар); правильность составления типовой программы проверки работоспособности установок противопожарной защиты; периодичность участия объектовых подразделений ФПС МЧС России в проведении проверок работоспособности установок противопожарной защиты. 15.2. Ежедневный контроль за работоспособностью установок противопожарной защиты должен проводиться личным составом объектового подразделения ФПС МЧС России при несении службы на участках, секторах, постах и маршрутах дозоров путем проверки положения тумблеров и переключателей, световой индикации, наличия пломб на задвижках, состояния пожарных извещателей, оросителей и генераторов, первичных средств пожаротушения и другого оборудования и т.п., выборочной проверки правильности ведения соответствующей документации, регистрации выполненных объемов работ по обслуживанию установок, наличия актов проверки их работоспособности. 15.3. При расположении на пункте связи объектовых подразделений ФПС МЧС России приемных станций пожарной автоматики диспетчер (радиотелефонист) в соответствии с условиями заключенного договора может выполнять функции оперативного персонала. Диспетчер (радиотелефонист) должен быть обучен, знать и выполнять инструкцию о порядке действий при получении сигналов о пожаре (неисправности) от установок противопожарной защиты, вести необходимую документацию, проверять их работоспособность в установленном порядке. 16. Участие в проведении осмотра помещений перед их закрытием по окончании рабочего дня. 16.1. В организации (предприятии) должен быть определен перечень помещений, складов, цехов, подлежащих осмотру по окончании рабочего дня, и установлен обязательный порядок их осмотра лицами, ответственными за обеспечение пожарной безопасности, членами ПТК, ДПД, инженерно-техническими работниками. 16.2. Осмотр наиболее взрывопожароопасных помещений перед их закрытием по окончании работы в соответствии с условиями заключенного договора может производиться с участием представителей объектового подразделения ФПС МЧС России. Результаты осмотра помещений отражаются в журналах осмотра взрывопожароопасных помещений, которые хранятся в объектовых подразделениях ФПС МЧС России. 17. Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России участвует в проведении противопожарной пропаганды посредством: публикации материалов в объектовых средствах массовой информации; организации показа кино-, теле-, видеофильмов противопожарной тематики; содействия изданию и распространению пожарно-технической литературы и рекламной продукции противопожарной тематики (плакаты, альбомы, буклеты, открытки, сувениры и т.п.); проведения тематических выставок, лекций, бесед, консультаций, инструктажей, а также выступлений по объектовому телевидению и местной радиосети; организации и проведения конференций, конкурсов и других мероприятий в целях популяризации работы пожарной охраны. 18. Участие в деятельности пожарно-технических комиссий, добровольных пожарных дружин. 18.1. Для привлечения работников организации (предприятия) к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии (ПТК) и добровольные пожарные дружины. 18.2. Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России на ПТК должен решать следующие задачи: выявление нарушений требований пожарной безопасности; содействие объектовому подразделению ФПС МЧС России в организации и проведении пожарно-профилактической работы и установлении строгого противопожарного режима; организация рационализаторской и изобретательской работы по вопросам пожарной безопасности; проведение массово-разъяснительной работы среди рабочих, служащих и ИТР по вопросам соблюдения противопожарного режима. 18.3. Предложения по включению сотрудников объектового подразделения ФПС МЧС России в состав ПТК направляются руководителю охраняемого объекта, утверждающему приказ о ее создании. Все противопожарные мероприятия, намеченные ПТК к выполнению, оформляются актом, утверждаются руководителем объекта и подлежат выполнению в установленные сроки. 18.4. Порядок организации и работы ДПД в организации (предприятии) определяется специальным положением. В нем определяются задачи и общие принципы организации дружин, обязанности начальника и членов ДПД, численный состав и порядок страхования членов ДПД, регламент проведения тренировок и учений. Обязанности дружинников определяются табелем боевого расчета, в котором указываются их действия в случае пожара и профилактические задачи, а также работа по контролю за средствами пожаротушения. 18.5. Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России обязан принимать участие в проверках противопожарного состояния цехов, складов и других помещений, проводимых пожарно-техническими комиссиями, и контролировать выполнение предложенных ими противопожарных мероприятий, а также вносить на рассмотрение комиссий вопросы, направленные на повышение пожарной безопасности охраняемого объекта. 18.6. В целях улучшения противопожарного состояния объекта целесообразно периодически проводить общественные смотры противопожарного состояния отделов, цехов, служб; рейды, пожарно-технические конференции, соревнования боевых расчетов ДПД. Время, условия и порядок проведения общественных смотров и соревнований определяются соответствующими положениями и согласуются с администрацией объектов. IV. Планирование и анализ служебной деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России19. В объектовых подразделениях ФПС МЧС России разрабатываются полугодовые и ежемесячные планы основных мероприятий. 19.1. План основных мероприятий объектового подразделения на полугодие разрабатывается два раза в год: к 25 декабря и 25 июня. 19.2. План основных мероприятий объектового подразделения на месяц разрабатывается ежемесячно к 25 числу предшествующего месяца на основе плана основных мероприятий объектового подразделения на полугодие. 20. Разработка планов на очередной период должна исходить из результатов выполнения предыдущих планов и иных, ранее принятых решений соответствующих руководителей, учитывать незавершенные или перенесенные по срокам исполнения мероприятия. В планы также должны включаться мероприятия, проводимые вышестоящим органом управления (подразделением). 21. При планировании анализируется имеющаяся информация, характеризующая обстановку с пожарами, состояние профилактической работы, а также планы, разрабатываемые (имеющиеся) на охраняемых объектах, программы, решения руководства объектов по вопросам обеспечения пожарной безопасности. 22. При необходимости осуществляется сбор, накопление и анализ дополнительной информации, которая может объективно повлиять на организацию деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России. 23. Основными исходными данными для разработки проектов планов объектовых подразделений ФПС МЧС России являются: положения (требования) нормативных правовых документов, план основных мероприятий вышестоящего органа управления (подразделения); решения руководства объектовых подразделений ФПС МЧС России, предложения руководства охраняемых объектов. 24. Планы основных мероприятий объектового подразделения ФПС МЧС России подписываются его начальником и утверждаются руководителем вышестоящего органа управления (подразделения). 25. Организация реализации планов возлагается на соответствующего руководителя подразделения. 26. О выполнении планового мероприятия ответственный исполнитель готовит обобщенные итоговые документы (рапорт, справка, докладная записка), содержание которых должно отражать сведения о конкретно осуществленной работе и ее результатах. В рапорте (справке) должен быть вывод о признании мероприятия выполненным и подлежащим снятию с контроля. Обобщенные документы докладываются руководителю, подписавшему соответствующий план, или лицу, его замещающему, и подшиваются в дело. 27. При возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить плановое мероприятие, руководитель объектового подразделения ФПС МЧС России не позднее пяти дней до истечения срока письменно докладывает об этом рапортом руководителю, утвердившему соответствующий план. 28. Объектовые подразделения ФПС МЧС России не реже одного раза в полугодие должны проводить анализ противопожарного состояния охраняемых объектов. Начальник объектового подразделения ФПС МЧС России в обязательном порядке направляет отчет, содержащий анализ противопожарного состояния, в управление (отдел, отделение) ГПН Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. В процессе анализа, как правило, рассматриваются следующие вопросы: полнота и качество выполнения сторонами обязательств по заключенному договору о создании объектового подразделения ФПС МЧС России; осуществление мер пожарной безопасности и соблюдение установленного противопожарного режима на охраняемых объектах; техническое состояние и работоспособность систем и средств противопожарной защиты, правильность их эксплуатации, деятельность пожарно-технической комиссии, добровольной пожарной дружины; качество противопожарной подготовки персонала охраняемых объектов; причины и условия возникновения пожаров и аварий, нарушений или невыполнения требований пожарной безопасности и т.п. По результатам анализа противопожарного состояния охраняемых объектов разрабатываются мероприятия по повышению уровня их пожарной безопасности. Результаты анализа доводятся до администрации объектов, рассматриваются на пожарно-технических комиссиях, а также изучаются в процессе служебной подготовки сотрудниками объектовых подразделений ФПС МЧС России. V. Порядок взаимодействия органов государственного пожарного надзора и объектовых подразделений ФПС МЧС России29. Плановые мероприятия по контролю и внеплановые проверки организаций, охраняемых объектовыми подразделениями ФПС МЧС России, могут проводиться комиссией под руководством государственного инспектора, закрепленного за объектом. При проведении мероприятий по контролю в состав комиссии могут включаться сотрудники объектовых подразделений ФПС МЧС России. 30. Во время проведения мероприятий по контролю государственные инспекторы по пожарному надзору, закрепленные за объектами, организуют работу комиссии, определяют объем работы как для государственных инспекторов по пожарному надзору, включенных в состав комиссий, так и для инженерно-инспекторского состава объектовых подразделений ФПС МЧС России. 31. О предстоящем проведении мероприятий по контролю на объектах, охраняемых объектовыми подразделениями ФПС МЧС России, органы государственного пожарного надзора извещают в письменном виде не менее чем за 5 дней до начала проведения мероприятий по контролю не только администрацию объекта, но и начальника объектовой пожарной части. 32. Начальник объектового подразделения ФПС МЧС России перед началом проведения мероприятий по контролю готовит и представляет руководителю комиссии документы, характеризующие противопожарное состояние объекта, а также перечень вопросов, которые, по его мнению, необходимо рассмотреть. VI. Создание, реорганизация и ликвидация объектовых подразделений ФПС МЧС России33. Объектовые подразделения ФПС МЧС России создаются в организациях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2005 г. N 477-рс. 34. При изменении перечня организаций на вновь введенном в перечень объекте организуется объектовое подразделение ФПС МЧС России, при исключении организации из перечня объектовое подразделение ФПС МЧС России ликвидируется. Порядок создания, реорганизации и ликвидации объектовых подразделений ФПС МЧС России осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
генерал-полковник внутренней службы Е.А. Серебренников
|