федеральное
государственное унитарное предприятие
научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта
(нииат)
ВРЕМЕННЫЕ
НОРМЫ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА шин
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
РД 3112199-1085-02
Москва 2003
г.
В настоящем
руководящем документе приведены нормативно-технические материалы,
устанавливающие нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для
использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах,
прицепах и полуприцепах (категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2 и О3).
Документ предназначен
для работников автотранспортных предприятий и других организаций,
эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации в
целях планирования потребности в шинах, проведения финансовых расчетов,
определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению
предприятий.
«Временные нормы
эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» разработаны в Научном
центре «Технический уровень и безопасность транспортных средств» Федерального
государственного унитарного предприятия «Государственный
научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», утверждены
04.04.2002 г. Первым заместителем министра транспорта РФ Насоновым А.П.
Нормы
эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены для
планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима
экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения
уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.
Нормы
эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа
фактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около
420 тыс. шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях Российской
Федерации.
Настоящие нормы
эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин,
предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах
и троллейбусах , прицепах и полуприцепах (категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1,
О2, О3 и О4) (Приложение 1),
которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации
по следующим причинам:
- износ рисунка
протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);
- разрушения
производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность
проведения восстановительного ремонта.
Нормы обязательны для
использования организациями и индивидуальными предпринимателями, независимо от
организационно-правовой формы.
3.1 Нормы
эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на
основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.
3.2
Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории М1), грузовых
автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов
(категорий М2, М3) представлены в табл.
1-3.
Нормы
эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели
шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют
определенным условиям работы автомобильного транспорта.
Для автомобильных шин,
эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега
устанавливаются как для автомобилей-тягачей.
3.3. Учет
дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью
ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.
Поправочные
коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы
автотранспортных средств представлены в табл.
4 и 5.
Категория условий
эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.
где Н -
среднестатистический пробег шины, тыс. км;
К1 - поправочный
коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного
средства (см. табл. 4);
К2 - поправочный
коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).
При этом норма эксплуатационного
пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.
3.4. Для новых
моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы
эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие
приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных
шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не
должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка
соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины
данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и
уточнение значения нормы.
Апробация временных
норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением
автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного
пробега шин, они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и
приобретают статус постоянно действующих норм.
Автотранспортные
средства (АТС) разделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирским автотранспортным средствам относятся легковые автомобили
и автобусы, к грузовым - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч.
специализированные, к специальным относятся автотранспортные средства,
предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.
Автотранспортные средства подразделяются на категории, приведенные в таблице.
Категория АТС
Разрешенная максимальная масса, т
Характеристика АТС
М1
Не
регламентируется
Предназначены для перевозки
пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя
(легковые автомобили)
М2 М3
До 5,0 Свыше
5,0
Те же, имеющие
более 8 мест для сидения, кроме места водителя (автобусы, для М2, в т.ч
сочлененные)
N1, N2, N3
До 3,5 Свыше
3,5 до 12,0 Свыше 12,0
Предназначены для
перевозки грузов (грузовые автомобили)