РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Альбом Альбом типовых конструкций по применению геосеток "ССП" и "ССНП" (производство ОАО "СТЕКЛОНИТ").АЛЬБОМ ТИПОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЕОСЕТОК "ССП" И "ССНП" (производства ОАО "СТЕКЛОНИТ") Москва 2006 Содержание 1. Область примененияНастоящий альбом дает возможность рассмотреть применение геосеток, в соответствии с проектными решениями при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автодорог, аэродромов, городских улиц, проездов, площадок и др. сооружений. Документ содержит правила применения тканых материалов (геосеток), для основных областей в дорожном строительстве - при выполнении земляных работ, устройстве и ремонте дорожных одежд, сооружений, поверхностного водоотвода, для обеспечения устойчивости откосов. Предлагаемые конструктивные решения могут быть также применены при строительстве дорог (проездов) на фунтах с низкой несущей способностью: - на болотах I-II типов; - на многолетнемерзлых грунтах - на переувлажненных, плохо промерзающих грунтах. Геосинтетические материалы - класс строительных материалов, как правило, синтетических, а также из другого сырья (минерального, стекло- или базальтовые волокна и др.), поставляемых в сложенном компактном виде ( рулоны, блоки, плиты и др.), предназначенных для создания дополнительных слоев (прослоек) различного назначения (армирующих, защитных), в строительстве транспортном, гражданском, гидротехническом. Инженерные решения устройства дорожных конструкций с прослойками из геосеток принимаются с учетом их физико-механических показателей и в соответствии с действующими нормативными документами. Правильность принятия инженерного решения на применение той или конструкции, как традиционного, так и с прослойками из геосеток оценивается на основании проведения экономического анализа затрат на их реализацию. Однако, необходимо учитывать, что мировой опыт применения геосеток при устройстве дорожных конструкций дает возможность повышения надежности и долговечности последних. На современном этапе нового строительства, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования как раз и рассматривается вопрос повышения их надежности и долговечности в первую очередь. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем альбоме использованы нормативные ссылки на следующие документы: ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов» ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация» ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ ГОСТ 12801 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно - гравийно - песчанные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие ГОСТ 18659-73 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. 3. Термины и определенияВ настоящем альбоме применены следующие термины с соответствующими определениями. Покрытие - верхние слои дорожной одежды, воспринимающие усилия от колес автотранспортных средств и подвергающиеся непосредственному воздействию атмосферных факторов; покрытие должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части; Грунт земляного полотна (подстилающий грунт) - это тщательно уплотненные и спланированные слои земляного полотна. Основание - слои дорожной одежды, обеспечивающие совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна; Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) - часть земполотна, располагающаяся в пределах земляного полотна от низа дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части; Дополнительные слои основания (морозозащитные, теплоизоляционные, дренирующие и др.) - слои между основанием и верхом рабочего слоя земляного полотна, обеспечивающие морозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляного полотна; Стабильные слои насыпи - слои, сооружаемые из талых или сыпучемерзлых грунтов, плотность которых в насыпи соответствует нормам; Нестабильные слои насыпи - слои из мерзлых или талых переувлажненных грунтов, которые в насыпи имеют плотность, не отвечающую нормам, вследствие чего при оттаивании или длительном действии нагрузок могут возникать деформации слоя. Временная дорога - дорога, срок службы которой определяется продолжительностью производства строительных или ремонтных работ на данном объекте. Постоянная дорога - дорога, которая устраивается для обеспечения проезда транспорта и другой техники на срок более 5 лет. Типы болот: I типа - заполненные болотными грунтами, прочность которых в природном состоянии обеспечивает возможность возведения насыпи высотой до 3 м без возникновения процесса бокового выдавливания слабого грунта; II типа - содержащие в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который может выдавливаться при некоторой интенсивности возведения насыпи высотой до 3 м, но не выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи; III типа - содержание в пределах болотной толщи хотя бы одного слоя, который при возведении насыпи высотой до 3 м выдавливается независимо от интенсивности возведения насыпи. Геосетка-материал, состоящий из провязанных между собой нитей повышенной прочности и пропитанной связующим. «ССНП» - сетки стеклянные нитепрошивные пропитанные; «ССП» - сетки стеклянные пропитанные. 4. Основные показатели геосеток и геометрические размеры4.1 Структура условного обозначения геосеток: Пример условного обозначения сетки стеклянной пропитанной с одинаковой разрывной нагрузкой и по основе и по утку, равной 50 кН/м, с квадратным размером ячейки, сторона квадрата равна 5 мм, ширина полотна 150 см с пометкой Нефтегаз: ССП 50/50 - 5(150)Нефтегаз 4.2 Физико-механические показатели геосеток
Примечания 1 Геосетки «Нефтегаз» выпускаются также шириной полотна 150, 200, 300 см. 2 Геосетки «ССНП» с разрывной нагрузкой не ниже 50 кН/м также выпускаются с размерами ячеек 12, 37, 50 мм и шириной 150, 200, 300 см. 3 «Нефтегаз» обозначены материалы предназначенные для использования с инертными материалами (в грунте, щебне). Остальные материалы ориентированы на применение в битумосодержащих слоях (например, асфальтобетоны). 5. НАСЫПИ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ5.1 Насыпи на переувлажненных грунтах5.2 Насыпи на переувлажненных грунтах с использованием пространственной георешетки5.3 Насыпи на болотах 1 типа5.4 Насыпи на обводненных участках и болотах 2 типа5.5 Насыпи менее 2,2 м на марях и болотах в условиях войной мерзлоты5.6 Насыпи более 2,20 м на марях и болотах в условиях вечной мерзлоты5.7 Насыпи из грунта повышенной влажностиСтроительство насыпей 6. Технология производства работ6.1 При устройстве прослоек из геосеток в применяемые обычно технологии дополнительно вводятся операции: - подготовка основания - транспортировка, распределение по участку рулонов, их укладка и при необходимости соединение; - отсыпка на геосетки материала вышележащего слоя, его распределение и уплотнение. 6.2 Технологическая схема устройства прослоек из геосеток «Нефтегаз» в два слоя:
1 - 8 - рулоны (полотна) геосетки ССП«Нефтегаз»перпендикулярно оси дороги; 9 - 13 - рулоны (полотна) геосетки ССНП «Нефтегаз» параллельно оси дороги; 14 - бульдозер; 15 - автомобиль-самосвал. Технологические схемы устройства прослоек из геосеток «Нефтегаз» в один слой :
1 - 5 - рулоны (полотна) геосетки ССНП «Нефтегаз» параллельно оси дороги; 14 - бульдозер; 15 - автомобиль-самосвал.
1 - 7 - рулоны (полотна) геосетки ССП «Нефтегаз» перпендикулярно оси дороги; 14 - бульдозер; 15 - автомобиль-самосвал. Технологическая схема устройства прослоек из двух типов геосеток «Нефтегаз» (силовая обойма) применяется на болотах II типа:
1 - 8 - рулоны (полотна) геосетки ССП «Нефтегаз» перпендикулярно оси дороги; 9 -13 - рулоны (полотна) геосетки ССНП «Нефтегаз» параллельно оси дороги; 14 - бульдозер; 15 - автомобиль-самосвал. 6.2.1 Подготовка основания состоит в профилировании его поверхности и уплотнении. Кустарник, деревья вырубают и спиливают в одном уровне с поверхностью. В этом случае корчёвка пней может не производится. При наличии пней, кочек, углублений, на поверхности основания насыпи перед укладкой геосетки «Нефтегаз» следует отсыпать выравнивающий слой, для устранения неровностей. При устройстве прослойки из геосеток «Нефтегаз» в основании насыпи, устраиваемой на слабых грунтах, подготовка может не выполняться, если отсутствует опасность повреждения геосетки. 6.2.2 Рулоны геосетки «Нефтегаз» транспортируют к месту производства работ непосредственно перед укладкой и распределяют по длине участка работ через расстояние, соответствующее длине полотна в рулоне. Если доступ к стройплощадке затруднен, должны быть предприняты специальные меры по организации на период строительства временных подъездных путей. В удобном месте, близко к объекту проведения работ, должны быть устроены рабочая площадка и площадка складирования, на которых осуществляются хранение и подготовка (при необходимости) геосеток к укладке. 6.2.3 Резку геосетки «Нефтегаз» на полотна необходимой длины производить в соответствии со схемой укладки принятой проектными решениями для размещения в земляном полотне. Остатки геосетки «Нефтегаз» упаковать и сдать на склад. 6.2.4 Укладку полотен геосетки «Нефтегаз» выполнять в соответствии с проектными решениями. При двух слоях геосетки «Нефтегаз» в конструкции, укладывают сначала в поперечном, а затем в продольном направлении относительно оси насыпи. 6.2.5 Раскатку рулонов и укладку полотен в земляном полотне выполнять вручную звеном из трех дорожных рабочих. Полотна укладывают с перекрытием по проекту, но не менее 0,3 м. Крепление полотен геосеток определяется при проектировании конкретных конструкций, и в случаях больших ветровых нагрузок необходимы анкера для крепления геосетки, которые изготавливаются на месте из металлической проволоки в виде П-образных скоб. Крепление производят с периодическим разравнивание полотна с небольшим продольным его натяжением через 10-15 м. Анкеры - стержни диаметром 3-5 мм, длиной 15-20 см с отогнутым верхним и заостренными нижними концами. 6.2.6 Перед отсыпкой грунта проверяют качество уложенной прослойки путем визуального осмотра и фиксации сплошности, величины перекрытия, качества стыковки полотен. По результатам осмотра составляют акт на скрытые работы, где приводят результаты осмотра, данные о поставщике и характеристики геосетки «Нефтегаз», указанные в паспорте на партию или на этикетках рулонов, а также данные, полученные при приемке геосетки «Нефтегаз». 6.2.7 Отсыпку материала непосредственно на геосетку «Нефтегаз» в тело насыпи ведут «от себя» «отдельными кучами». Разравнивание производят бульдозером «вполуприжим» с последовательной срезкой и надвижкой его не менее чем за три прохода. Заезд занятых на строительстве машин на открытое полотно геосетки не допускается. Толщина отсыпаемого слоя в плотном теле должна быть не менее 20 см. 7. ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ7.1 Дорожная одежда с использованием геосеток ССНП
на дорогах I тех. категории
|
Грунт |
Допустимая относительная влажность грунта, доли оптимальной, при требуемом коэффициенте уплотнения КУ = 0,95* |
Супесь легкая |
0,75-1,35 |
Суглинок легкий пылеватый |
0,8-1,2 |
Оптимальную влажность грунта WO ориентировочно можно определить через влажность на границе текучести WT: супеси легкой - WO = 0,7×WT; суглинка легкого пылеватого - WO = 0,6×WT.
При использовании грунтов, имеющих влажность более допустимых значений, следует предусматривать просушивание грунта: естественным способом, введением песка, сухого малосвязного грунта (п. 4.23 СНиП 3.06.03-85).
13.2.1 Характеристики мерзлых песчаных грунтов, условия их применения и способы разработки должны соответствовать ВСН 84-89 «Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты».
Мерзлые глинистые грунты должны иметь твердую, полутвердую и тугопластичную консистенцию, устанавливаемую лабораторными испытаниями после их оттаивания.
Физико-механические свойства талых и мерзлых грунтов, используемых в конструктивных слоях земляного полотна, устанавливают в соответствии с действующими ГОСТами.
Геосетки изготавливают из малотоксичных компонентов с пониженной горючестью (ГОСТ 12.1.044).
Применение геосеток не требует особых предосторожностей. Токсичных веществ готовая продукция не выделяет.
В целях предотвращения самовоспламенения и возгорания необходимо соблюдать правила пожарной безопасности:
- не хранить геосетки и композиты вблизи отопительных приборов, взрывоопасных материалов, легковоспламеняющихся веществ.
При работе с геосеткой, для защиты рук необходимо применять перчатки, рукавицы или защитное средство для рук, а по окончании работы смазывать кожу мазями на основе ланолина, борного вазелина или 1% салициловой мазью.
При производстве работ соблюдать требования техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с действующими нормами. СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
В случае проведения работ в непосредственной близости с проезжей частью автомобильных дорог без прекращения движения транспорта, место работ должно ограждаться в соответствии с ВСН 37-84.
Геосетка не соответствующая СТО 00205009-001-2005 подлежит замене и возврату изготовителю.
[I] СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах
[2] СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги
[3] СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
[4] СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
[5] СНиП 32-03-96. Аэродромы.
[6] СНиП 3.06.06-88. Организация, производство и приемка работ. Сооружения транспорта. Аэродромы.
[7] СНиП 2.05.08-85. Аэродромы.
[8] ВСН 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства работ
[9] ВСН 84-89 Изыскание, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты
[10] ВСН 137-89 Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР
[11] ВСН 195-83 Инструкция по изысканиям и проектированию притрассовых автомобильных дорог в условиях Сибири и Дальнего Востока
[12] «Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах» (к СНиП 2.05.02-85)
[13] «Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий» (к СНиП 2.05.07-85 )
[14] «Производство земляных работ в зимних условиях». Справочное пособие (издание 2-е, переработанное и дополненное). Москва – 1971
[15] Руководство по проектированию конструкций аэродромных покрытий. ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». 2004 г.
[15] Типовые решения по восстановлению несущей способности земляного полотна и обеспечению прочности и морозоустойчивости дорожной одежды на пучинистых участках автомобильных дорог. Российское дорожное агентство. РОСАВТОДОР. Москва 2000
[16] Методические рекомендации по применению армирующих сеток из стекловолокна при строительстве нежестких дорожных одежд с зернистым основанием. Минтрансстрой. СОЮЗДОРНИИ. Москва 1988
[17] Методические рекомендации по технологии сооружения земляного полотна из глинистых грунтов повышенно влажности в нечерноземной зоне РСФСР. Министерство транспортного строительства СССР. СОЮЗДОРНИИ. Москва 1989
[18] ОДМ. «Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог». РОСАВТОДОР. Москва. 2003
[19] Рекомендации по использованию стеклосеток (геосеток из стекловолокна), выпускаемых фирмой ОАО «Стеклонит», в различных элементах дорожных и других конструкциях с разработкой конкретных областей применения. СОЮЗДОРНИИ. Москва. 2004
[20] СТО 00205009-001-2005 Стандарт предприятия
[21] Рекомендации по использованию стеклосеток (геосеток из стекловолокна), выпускаемых фирмой ОАО «Стеклонит», в различных элементах аэродромных покрытий ФГУП ГПИ и НИИГА «Аэропроект» Москва. 2006