РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Аварии автомобильных кранов из-за нарушения требований охраны труда.Аварии автомобильных кранов из-за нарушения требований охраны труда Н.А. Шишков, эксперт по подъемным сооружениям Ростехнадзора Несчастные случаи при авариях автомобильных кранов, как правило, происходят в организациях, где не выполняются требования федеральных законов, правил по охране труда и промышленной безопасности и неудовлетворительно осуществляется производственный контроль за соблюдением требований безопасности при работе кранов на опасных производственных объектах. Аварийные ситуации возникают по причине неправильной (неустойчивой) установки автомобильного крана на участке производства работ, перегрузки крана, неисправности или отказов механизмов и приборов безопасности, разрушений деталей и металлоконструкций, неумелых действий персонала, обслуживающего краны, несоблюдения нормативных или эксплуатационных документов. ПРОИСШЕСТВИЕ При ремонте моста через реку Тулва ремонтно-строительным управлением ОАО "Пермавтодор" с использованием автомобильного крана МКАД-20 в результате неумелых действий машиниста автомобильного крана (крановщика) произошел несчастный случай с дорожным рабочим Ч. Машинист крана и дорожный рабочий З. получили задание от мастера убрать со второго пролета моста при помощи крана монтажную площадку и масляный трансформатор на отведенную земляную площадку под мостом. Для этого машинист крана и дорожный рабочий установили кран на выносные опоры. Но так как ширина пролета ремонтируемой части моста от края до уступа, где убрано асфальтовое покрытие, не позволяла полностью выдвинуть выносные опоры, они выдвинули их не полностью. После установки масляного трансформатора под мостом машинист крана и рабочий З. приступили к уборке монтажной площадки. Для этого рабочий З. подцепил штатными стропами монтажную площадку за проушины и подал машинисту крана команду на подъем груза и передвижение его в сторону площадки, расположенной под мостом. После этого рабочий 3. направился к въезду на мост, чтобы спуститься к площадке для отцепки груза. Подойдя к началу моста, он еще раз оглянулся и увидел, что груз повернулся вокруг оси крюковой подвески крана, в результате чего при опускании он может столкнуться с поверхностью моста. Рабочий З. крикнул дорожному рабочему К., находящемуся в непосредственной близости от перемещаемого груза (он производил обвязку арматуры на краю полотна моста), чтобы тот скорректировал передвижение груза. Дорожный рабочий К. показал знаками машинисту крана, что необходимо прекратить опускание груза и отвести его дальше от края моста. Машинист крана знал, что при повороте стрелы крана в сторону реки противовес, находящийся у него за спиной, неизбежно окажется на проезжей части моста, где постоянно проезжает автомобильный транспорт, и может столкнуться с ним. Поэтому он решил выдвинуть стрелу крана, чтобы груз находился как можно дальше от края моста. Но к желаемому результату выдвижение даже на 15 м стрелы крана не привело. Тогда машинист крана, убедившись, что на проезжей части моста нет транспорта, решил повернуть стрелу крана в сторону реки. Произведя это действие, он увидел, что колеса крана со стороны проезжей части моста оторвались от поверхности площадки и кран начал заваливаться на бок - на край моста и затем в реку. В целях собственной безопасности машинист крана выскочил из открытой кабины, наступив по пути на колесо автокрана, и спрыгнул на мост со стороны проезжей части. Кран, увлекаемый грузом и стрелой, начал с ускорением переворачиваться и падать, но затем уперся выдвинутой стрелой в дно реки, что предотвратило дальнейшее его падение (рисунок). При этом дорожный рабочий Ч. был прижат к поверхности моста металлической лестницей автомобильного крана, служащей для подъема крановщика в кабину управления и расположенной между выносной опорой крана и бензобаком автомобиля. Чтобы освободить рабочего Ч. из-под шасси крана, сразу же приступили к срезанию газорезкой лестницы крана. После освобождения пострадавший на машине "Скорой помощи" был отправлен в больницу. В хирургическом отделении больницы ему был поставлен диагноз: "Закрытый перелом лонной и седалищной костей справа. Ушиб поясничного отдела позвоночника, правого бедра. Рваные раны правого бедра". Данная травма по степени тяжести относится к тяжелой. Расследование аварии и несчастного случая установило следующее: - производство работ с помощью автомобильного крана производилось на мосту в стесненных условиях, при этом опасные для нахождения людей зоны не были выделены; - к обслуживанию крана в качестве стропальщиков допускались необученные дорожные рабочие; - ознакомления с проектами производства работ краном и инструктажи с крановщиком и стропальщиком не проводились; - установка крана на мосту произведена с нарушением руководства по эксплуатации крана и производственной инструкции крановщика; - неумелые действия крановщика при подъеме и перемещении груза краном (в аварийной ситуации). Место аварии автомобильного крана (вид сбоку и снизу) Допущены другие нарушения требований правовых и нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности.
Выводы Причиной аварии автомобильного крана и несчастного случая на производстве стало несоблюдение специалистами и персоналом, обслуживающими кран, требований охраны труда и промышленной безопасности. 1. Директор ОАО "Пермавтодор" не обеспечил контроль за организацией обучения по охране труда и безусловным соблюдением производственной дисциплины работниками предприятия. 2. Главный механик - специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов не удовлетворительно осуществлял контроль за соблюдением требований безопасности при производстве работ кранами, не выполнял требования должностной инструкции. 3. Мастер строительно-монтажных работ как лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, не организовал работу в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами. Не проконтролировал место установки крана и правильную установку выносных опор. Вместо недопущения к работе лиц, не прошедших обучение по охране труда, сам назначил дорожного рабочего З. в помощь машинисту автомобильного крана в качестве стропальщика без обучения и проверки знаний по охране труда, без инструктажа на рабочем месте. 4. Машинист крана не убедился в наличии удостоверения и отличительных знаков у стропальщиков, допустил к зацепке грузов лиц, не имеющих прав стропальщиков. Во время работы не убедился, что в зоне работы крана нет посторонних людей, а также не установил кран на все дополнительные опоры в соответствии с паспортными характеристиками грузоподъемного крана. Опустил стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана стала меньше массы груза, находящегося на грузозахватном органе. Допустил нарушения производственной инструкции и руководства по эксплуатации крана. (Журнал «Справочник специалиста по охране труда» № 5 2007 г.)
|