РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
РД 14-06-2007 Инструкция о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах.Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах Приказываю: Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 2008 года прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (РД 14-06-2007).
Руководитель К.Б. Пуликовский Руководящие документы РД 14-06-2007 Инструкция о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах Зарегистрировано
Федеральной службой Введена в действие с 15 февраля 2008 г.
I. Общие положения1. Инструкция о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588); Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49); Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348). 2. Требования Инструкции являются обязательными для работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и проведение государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях (независимо от их организационно-правовой формы) требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, в том числе при транспортировании опасных веществ. 3. Надзору подлежит проектная и конструкторская документация, а также изготавливаемая для подконтрольных Службе отраслей промышленности: промышленная продукция, оборудование (технические устройства), которое входит (или может входить) в состав технологических комплексов поднадзорных Службе взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов, и которое в процессе эксплуатации или непосредственно находится в контакте с взрывоопасной, токсичной или агрессивной технологической средой и при этом обладает элементами, являющимися потенциальными источниками разгерметизации (фланцевые и сварные соединения, уплотнения подвижных соединений и др.), или находится в опасной (взрывоопасной) зоне и может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации, или, находясь вне опасной зоны (вне зоны воздействия опасных и вредных факторов), является неотъемлемым элементом системы обеспечения безопасности и стабильности технологического процесса. 4. В перечень поднадзорной Службе продукции входят технологическое, транспортное и вспомогательное оборудование, приборная техника и средства контроля, измерения и регулирования технологических процессов, программно-технические комплексы и системы управления технологическими процессами, системы и устройства сигнализации, противоаварийной защиты и их элементы (устройства взрывозащиты и взрывопредупреждения, быстродействующие устройства, средства локализации взрыва), для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов. 5. Основной задачей Службы в области надзора за конструированием и изготовлением технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах является предотвращение изготовления технических устройств, не отвечающих требованиям действующих в Российской Федерации норм, правил, руководящих документов по промышленной безопасности. 6. Исходя из основных задач и возложенных на нее функций Служба определяет требования к оформлению технической документации и осуществляет оценку соответствия требованиям промышленной безопасности оборудования на основании результатов обследования организаций на отдельных этапах разработки и изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. II. Основные принципы государственного надзора и контроля за безопасностью при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах7. В основу организации осуществляемого Службой государственного надзора и контроля (далее - надзор) за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положены следующие принципы: - независимость Службы при выполнении ею своих функций от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах; - разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятельность по изготовлению технических устройств и их применению на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, и надзор за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (ответственность за обеспечение безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах несут организации, изготавливающие технические устройства, а также организации, применяющие их на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, а ответственность за полное и качественное осуществление надзора несет специально уполномоченный орган в области промышленной безопасности в лице Службы). Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для организаций, изготавливающих технические устройства и применяющих их на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг; - открытость информации о надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (обеспечение доступности информации о состоянии промышленной безопасности и о надзоре за обеспечением безопасности, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну); - дифференцированный подход к выбору объемов и форм надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в зависимости от потенциальной опасности и достигнутого уровня безопасности объектов, состояния их сооружений, систем и элементов. Осуществление надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, изготавливающих технические устройства и их применяющих на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. III. Структурное обеспечение надзора8. Организация надзора и контроля за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, а также методическое руководство деятельностью территориальных органов Службы по осуществлению соответствующего надзора и контроля возлагается на Управление, уполномоченное в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами центрального аппарата Службы*. 9. Полномочия Управления, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами устанавливаются в Положении об Управлении. 10. Деятельность Управления, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами организуется во взаимодействии с территориальными органами Службы и организациями, связанными с обеспечением промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, включая научно-исследовательские, проектные и экспертные организации, а также с управлениями и отделами центрального аппарата Службы. 11. Для организации и осуществления надзора за обеспечением безопасности объектов, на которых изготавливаются технические устройства для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов на которых они применяются, в зависимости от количества и расположения поднадзорных объектов, номенклатуры, объемов производства технических устройств, характера и степени сложности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в территориальных органах Службы могут быть образованы специализированные инспекции (отделы), группы инспекторов для надзора за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах либо назначены главные государственные инспекторы (государственные инспекторы) по надзору за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 12. Решение об образовании инспекции (отдела), специализирующейся на надзоре при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в составе конкретного территориального органа, принимается руководителем территориального органа Службы (далее - территориальный орган) и утверждается руководителем Службы. Положение о вышеуказанной инспекции (отделе) утверждает руководитель территориального органа. Местонахождение инспекции (отдела), перечень организаций и объектов, на которые распространяется ее деятельность, определяет руководитель территориального органа. Начальник инспекции (отдела) подчиняется руководителю территориального органа, в состав которого входит инспекция. Руководители специализированной группы или главные государственные инспекторы, специализирующиеся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, подчиняются начальнику того подразделения, в штате которого они состоят. Методическое руководство работой специализированных инспекций (отделов), групп государственных инспекторов и главных государственных инспекторов в составе территориального органа, специализирующихся на надзоре при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, возлагается на Управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами. Специализирующиеся на надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах главные государственные инспекторы (государственные инспекторы) выполняют свои обязанности в соответствии с должностными регламентами, утвержденными руководителями соответствующих территориальных органов. При разработке должностных регламентов необходимо иметь в виду, что на указанных работников возлагается ряд дополнительных специальных обязанностей в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. 13. При отсутствии в территориальном органе поднадзорных объектов, связанных с изготовлением технических устройств, обязанности по надзору за их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах могут быть возложены на государственных инспекторов химического надзора территориального органа, совмещающих надзор за обеспечением безопасности на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах с другими видами надзора. IV. Планирование работы14. Мероприятия по надзору за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах отражаются в планах работы территориальных органов, разработанных согласно требованиям Положения о планировании в Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору (РД 03-11-2004). 15. В годовые планы работы территориальных органов в части, касающейся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, в числе прочих пунктов целесообразно включать в раздел "Осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности Службы": - мероприятия, предусмотренные планом работы Службы по вопросам промышленной безопасности; - меры по проверке выполнения приказов и постановлений Службы по вопросам промышленной безопасности, в т.ч. касающихся деятельности конкретного территориального органа; - решение вопросов надзорной деятельности в области промышленной безопасности с участием руководителей или аппарата управления территориального органа, а также работы, по которым предусмотрено обобщение материалов; - проведение в организациях комплексных проверок состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, комиссиями возглавляемыми руководителями территориальных органов (заместителями руководителя территориальных органов). Кроме того, планирование деятельности территориального органа по вопросам надзора за безопасностью при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах необходимо осуществлять с учетом ежегодных анализов состояния промышленной безопасности в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты. 16. Основой при выполнении вышеуказанных анализов являются: предписания, отчеты о контрольной и надзорной работе главных государственных инспекторов, государственных инспекторов; результаты оперативных, целевых и комплексных проверок; сведения о ходе выполнения мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; акты расследований причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации технических устройств; наличие рекламаций; соответствующие анализы, ежегодно выполняемые Службой. 17. Анализ состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах проводится с целью выявления и устранения недостатков в организации и осуществлении надзора в области промышленной безопасности, а также устранения причин, способствующих возникновению аварий и травм. На основании результатов анализов в территориальном органе и Управлении, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами определяются задачи, подлежащие решению, а также включению их в план работы. 18. В планах работы территориальных органов конкретизируются мероприятия по осуществлению надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах и уточняются сроки их выполнения, намеченные годовым планом работ, а также вносятся изменения или дополнения с учетом указаний и заданий Службы, анализа аварийности и травматизма за предыдущий период. 19. Главные государственные и государственные инспекторы, специализирующееся на надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, на основании утвержденных планов работ должны составлять для себя месячные планы работы с указанием даты проведения проверок на отдельных опасных производственных объектах. При составлении планов необходимо учитывать установленные территориальным органом нормативы обследований подконтрольных объектов, а также предусматривать резерв рабочего времени (по усмотрению утверждающего план) для проведения экстренных внеочередных проверок V. Организация и проведение проверок деятельности организаций по выполнению касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасностиV.I. Виды проверок. Их периодичность и продолжительность20. Проверки выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производственных объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организациях при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах по объему проверяемых вопросов подразделяются на оперативные, целевые и комплексные. 21. Под оперативной проверкой следует понимать проверку выполнения требований, правил, НТД, выявление недостатков и нарушений при изготовлении и применении конкретного вида оборудования или приборной техники в одном из подразделений (цехов, производств, участков) предприятия положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности применительно к отдельным элементам опасного производственного объекта (цехам, участкам, площадкам и иным производствам). 22. Под целевой проверкой следует понимать тематическую проверку с детальным анализом одного из вопросов, связанных с соблюдением выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по одному из связанных с указанными материалами направлений ее деятельности (соблюдение технологического процесса, эксплуатация оборудования, разработка организационно-распорядительных и нормативно-технических документов, обучение и аттестация персонала и др.). 23. Под комплексной проверкой следует понимать детальную проверку выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по всем направлениям ее деятельности, связанной с указанными материалами. 24. Указанные в п. 20 настоящей Инструкции проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом работы территориального органа, а внеплановые - по решению руководителя территориального органа, принимаемому, как правило, в связи с резким ростом в той или иной организации количества нарушений требований промышленной безопасности, учащением в ней аварий и случаев травматизма персонала и др. О плановой проверке соответствующая организация уведомляется в порядке, установленном п. 37 настоящей Инструкции. О внеплановой проверке соответствующая организация не уведомляется. 25. Решение о проведении оперативной или целевой проверки принимается начальником соответствующей инспекции (отдела) территориального органа и оформляется его письменным распоряжением, в котором определяются: а) основание для проведения проверки; б) цели проверки, даты ее начала и окончания; в) объем проверки (излагаемый в соответствии с п. 29 настоящей Инструкции); г) место (места) проведения проверки. В распоряжении определяются также персональный состав группы проверки (с указанием старшего группы). В отдельных случаях по распоряжению руководителя территориального органа оперативные проверки могут проводиться государственным инспектором с выполнением требований настоящей Инструкции. 26. К проведению проверки допускаются инспектора, специализирующиеся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах и инспектора, в должностных обязанностях которых указанный вид надзора совмещен с другими видами надзора. Старшим группы по проведению целевой или оперативной проверки назначается работник в должности не ниже главного государственного инспектора, специализирующийся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах имеющий при этом достаточный опыт участия в проверках, проводимых по этому направлению надзора. 27. Комплексные проверки проводятся комиссионно. Решение о проведении проверки (независимо от ее планового или внепланового характера) принимается руководителем территориального органа и оформляется его письменным приказом, в котором определяются: а) основание для проведения проверки; б) цели проверки, даты ее начала и окончания; в) объем проверки (излагаемый в соответствии с требованиями п. 29 настоящей Инструкции); г) место (места проведения проверки). В приказе определяется также персональный состав комиссии (с указанием ее председателя). 28. К проведению комплексной проверки допускается инспекторский состав, указанный в п. 26 настоящей Инструкции. Председателем комиссии по проведению комплексной проверки назначается один из заместителей руководителя территориального органа или начальник инспекции (отдела) территориального органа, на которую в установленном порядке возложен надзор за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 29. Объем проверки, подлежащий определению в распоряжении и приказе, предусмотренных соответственно в п.п. 25 и 27 настоящей Инструкции, определяется конкретными пунктами программ проведения оперативных, целевых и комплексных проверок состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, с учетом методических указаний территориального органа и (или) Управления по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами. В частности, проверке подлежат следующие вопросы и требования при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 29.1. Организационно-технические вопросы при изготовлении технических устройств: - статус организации, ведомство, форма собственности; - структура управления (в т.ч. технические и контрольные службы); - численность и квалификация работников, укомплектованность кадров основных профессий, подготовка и аттестация специалистов и персонала по промышленной безопасности; - характеристика производственных, технологических и испытательных мощностей; - взаимоотношения с заказчиками, субпоставщиками и смежными организациями (транспортирование, монтаж, наладка, испытание, прием-сдача); - авторский и шефмонтажный надзор (в т.ч. анализ и реализация мер по замечаниям и предложениям); - система стандартизации (стандарт предприятия, производственные инструкции); - система качества. 29.2. Производственно-технические вопросы при изготовлении технических устройств: - основные технологические процессы (подготовительные работы, гибка, рубка, штамповка, вальцовка, литье, механическая обработка, термообработка, сварка, сборка, испытания, операционный контроль), аттестация технологий и оборудования; - метрологическое обеспечение (порядок контроля состояния КИП, поверка, калибровка, ремонт, учет и контроль, ответственность), наличие собственных метрологических лабораторий и (или) договоров на метрологическое обслуживание; - контроль состояния материалов и сварных (паяных) швов, наличие аттестованных (аккредитованных) лабораторий неразрушающих методов контроля и разрушающих методов контроля (в т.ч. лабораторий по химическому анализу, механическим испытаниям и металлографическим исследованиям), оформление отчетных и контрольных документов, их учет и контроль, состояние контрольного оборудования, технических средств и материалов; - порядок применения технической документации в производстве (собственная техническая документация, сторонняя техническая документация, зарубежная техническая документация). Организация работы конструкторского бюро (проектно-конструкторских отделов). Порядок контроля и структура технической документации (согласование, утверждение, изменение, замена, изъятие, обеспечение потребителей, учет, архивирование, списание, уничтожение). Прослеживаемость изменений. Авторский надзор за технической документацией в цехах. Автоматизация проектных работ. Проведение расчетов, реализация технических решений; - степень изношенности оборудования, приспособлений и инструмента, модернизация, обновление, обеспечение точности, учет, контроль и ремонт; - наличие автоматических систем управления производством (АСУП), организация взаимосвязей "проект-изготовление-испытание-контроль", в т.ч. устранение и контроль замечаний и отклонений; - порядок разработки эксплуатационных документов (паспорта, инструкции, ведомости запчастей и принадлежностей, формуляры, руководства по эксплуатации, программы и методики испытаний и контроля); - прослеживаемость (идентификация) материалов, полуфабрикатов, узлов, комплектующих при производстве и испытаниях; - наличие и структура нормативной базы, ее актуализация и внедрение, проведение изменений, в т.ч. у пользователей; - складирование, транспортирование и сбыт продукции, сырья, материалов и комплектующих. 29.3. Контроль и испытания при изготовлении технических устройств: - организация технического контроля, его взаимосвязь с системой обеспечения качества, уровень независимости и подчиненности; - система обеспечения качества, ее организация, внедрение, обучение руководителей и исполнителей, контроль и корректировка, нормативная база, освоение специалистами и персоналом; - организация входного, операционного и приемо-сдаточного контроля. Оформление отчетной и контрольной документации, учет и хранение, анализ брака, штрафные и административные санкции; - испытательно-стендовая база, контроль ее состояния, учет, освидетельствование, эксплуатация, ремонт, обслуживание. Оформление отчетных документов, наличие методик, инструкций и эксплуатационной документации, средств защиты, уровень автоматизации; - учет и контроль рекламаций, замечаний и недостатков, изоляция и профилактика брака, исправление дефектов, корректировка документации. Профилактическая работа по качеству, проведение "Дней качества" и совещаний по качеству, инструктирование специалистов и персонала; - контроль заключительных операций (маркировка, окраска, консервация, упаковка) и комплектности отгружаемого оборудования. Ответственность и гарантии перед потребителями (заказчиками). 29.4. Вопросы безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах: - наличие, порядок и ответственность при оформлении разрешительных документов и проведении экспертиз промышленной безопасности; - внедрение и контроль нормативных требований по промышленной безопасности, структура ответственности, анализ и устранение недостатков; - подготовка, аттестация и переаттестация руководителей, специалистов и персонала; - взаимодействие с надзорно-контрольными органами. Работа с предписаниями, замечаниями и предложениями, контроль сроков и ответственность, согласование и утверждение документации, оформление отчетных и контрольных документов, контрольно-профилактическая работа (в рамках внутрипроизводственного контроля); - квалификация и уровень технических, в т.ч. проектно-конструкторских решений, внедрение, освоение и реализация перспективных и современных требований и условий по безопасности; - организация системы технической информации, освоение передовых безопасных методов и приемов труда. Учет несчастных случаев и аварийности, профилактика нарушений нормативных требований; - эффективность действия (анализ и корректирующие воздействия) системы качества и системы реализации нормативных требований по безопасности. Отчеты по качеству, отзывы заказчиков, потребителей и представления надзорных органов; - перспективы развития предприятия и отдельных служб, наличие планов и мероприятий по реконструкции, модернизации и приведению производственно-технологических процессов к современному нормативному уровню. 29.5. Требования к разработке и согласованию технической документации на изготовление технических устройств 29.5.1. Требования к оформлению и утверждению технического задания (ТЗ) определены ГОСТ Р 15.201-2000 "Продукция производственно-технического назначения", ГОСТ 15.005-86 "Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации". 29.5.2. ТЗ на изготовление технических устройств и их применение на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах должно быть согласовано Службой, для чего оформленное заказчиком и разработчиком ТЗ представляется в 2-х экземплярах в территориальный орган Службы. ТЗ на железнодорожный подвижной состав и автотранспортные средства представляются на согласование в управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами Службы (здесь и далее под территориальным органом следует понимать орган, в установленных границах деятельности которого находятся заказчик и разработчик ТЗ, разработчик проекта опытного образца технического устройства). 29.5.3. При положительном решении один согласованный экземпляр ТЗ направляется разработчику, а второй остается в территориальном органе Службы. При отрицательном решении территориальный орган направляет свои замечания и предложения вместе с экземпляром ТЗ разработчику на доработку. Замечания, с которыми не согласен разработчик, рассматриваются совместно с территориальным органом Службы. В случае, если при совместном рассмотрении не достигнуто соглашение, территориальный орган Службы вправе назначить независимую экспертизу с привлечением специализированных организаций. 29.5.4. При согласовании может быть подписан либо сам экземпляр ТЗ, либо согласование оформляется отдельным письмом. 29.5.5. Если в процессе разработки технического устройства выявляется необходимость изменения ТЗ, последнее согласовывается с территориальными органами Службы в установленном выше порядке (по вопросам, входящим в компетенцию Службы. 29.5.6. Контрольные и надзорные функции за соблюдением проектно-конструкторскими организациями государственных стандартов, утвержденных правил и норм и другой нормативно-технической документации при конструировании и проектировании оборудования и приборной техники и средств контроля, измерения и регулирования технологических процессов, программно-технических комплексов и систем управления технологическими процессами, систем и устройств сигнализации, противоаварийной защиты и их элементов (устройств взрывозащиты и взрывопредупреждения, быстродействующих устройств, средств локализации взрыва) осуществляют территориальные органы Службы, при необходимости они могут привлекать специализированные экспертные организации, имеющие лицензию Службы. 29.5.7. Технические условия на изготовление технических устройств, предназначенные для применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах подлежат согласованию с территориальными органами Службы. Технические условия на железнодорожный подвижной состав и автотранспортные средства подлежат согласованию с управлением по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами Службы. В соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000 утверждение акта приемочной комиссии означает окончание разработки, прекращение действия ТЗ, согласование представленной технической документации. 29.6. Требования к изготовлению опытного образца технического устройства 29.6.1. Для единичных и серийно выпускаемых технических устройств для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов предварительно производится согласование Службы на изготовление опытных образцов. 29.6.2. Для изготовления опытного образца конкретного вида технического устройства заявитель (разработчик) представляет следующую техническую документацию: - заявление с указанием наименования, типа и характеристик технического устройства; - техническое задание; - технические условия; - комплект чертежей, расчеты; - справка об освоении соответствующих технологических процессов, наличии оснастки и оборудования, необходимого для изготовления заявленного технического устройства, метрологическом обеспечении, наличии испытательных стендов. Документы (по п. 29.6.3) должны быть представлены в территориальный орган Службы за месяц до рассмотрения проекта опытного образца на научно-техническом совете (НТС) предприятия. 29.6.3. При рассмотрении проекта опытного образца необходимо обратить внимание на: - соответствие проекта Правилам и ТУ; - оснащенность опытного образца контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики и защиты; - уровень механизации; - удобство обслуживания; - ремонтопригодность; - удобство транспортировки и монтажа; - надежность и другие показатели, требуемые нормативно-технической документацией в области промышленной безопасности. 29.6.4. В случае рассмотрения проекта на НТС предприятие обязано проинформировать об этом территориальный орган Службы, представитель которого принимает участие в заседании НТС, используя результаты предварительного рассмотрения проекта. 29.6.5. При положительных результатах рассмотрения представленной документации территориальный орган Службы согласовывает изготовление опытного образца. 29.6.6. Согласование на изготовление опытного образца технического устройства необходимо оформлять при постановке на производство технического устройства, которое предназначено, или может эксплуатироваться в условиях подконтрольных Службе производствах и объектах. 29.6.7. При применении для изготовления технических устройств узлов и элементов, изготовленных другими предприятиями, в сопроводительной документации должна быть представлена копия разрешения Службы на изготовление этих узлов и элементов. 29.6.8. Приемочные испытания опытного образца проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000. Опытные образцы технических устройств допускаются к приемочным испытаниям на опасных производственных объектах при согласии эксплуатирующей организации-заказчика оборудования на проведение приемочных испытаний. 29.6.9. Для принятия решения о проведении испытаний опытных образцов технических устройств заявитель (разработчик) представляет в территориальные органы Службы следующую техническую документацию: - приказ организации о назначении комиссии с указанием опасного производственного объекта, на котором планируется проведение приемочных испытаний; - согласованное техническое задание на разработку технического устройства; - согласованные Службой программу и методику приемочных испытаний опытных образцов технического устройства; - технические условия на изготовление опытного образца технического устройства; - инструкцию по эксплуатации технического устройства, ремонту, монтажу и техническому обслуживанию; - паспорт (формуляр) технического устройства с расчетами, чертежами общего вида; - извещение (либо протокол) о результатах проведения предварительных (заводских) испытаний и готовности представления технических устройств для приемочных испытаний; - для оборудования во взрывозащищенном исполнении представляется заключение аккредитованной испытательной организации по взрывозащищенному электрооборудованию. - для средств измерения, в том числе входящих в состав технического устройства, представляется сертификат об утверждении типа средств измерения. 29.6.10. При проведении приемочных испытаний опытного образца технического устройства в состав комиссии входит представитель территориального органа Службы, участие которого в проведении приемочных испытаний согласовывается не менее чем за 15 дней до их начала. 29.6.11. В случае когда при проведении приемочных испытаний технического устройства не обеспечивается безопасность выполнения работ для обслуживания персонала, либо третьих лиц, представитель Службы вправе приостановить приемочные испытания до выполнения требуемых условий, которые обеспечат безопасность дальнейших испытаний. 29.6.12. При несогласии представителя Службы с решением приемочной комиссии он не подписывает акт и протокол, а прикладывает к этим документам справку с особым мнением и указанием, при необходимости, проведения повторного испытания после устранения выявленных недостатков. 29.6.13. В тех случаях, когда изготовлен не один опытный образец, а опытная партия, испытания могут быть проведены на одном образце, а указания комиссии по устранению выявленных недостатков распространяются на всю партию. 29.6.14. Служба в зависимости от сложности конструкции, степени опасности производств, последствий возможных аварий и т.д. вправе требовать выполнения дополнительных обоснованных условий при конструировании и изготовлении технических устройств, направленных на обеспечение промышленной безопасности. 30. В части, касающейся периодичности и продолжительности проверок, необходимо исходить из следующих рекомендательных норм:
31. Руководитель территориального органа, сообразуясь с вышеуказанными нормами, принимает на каждый предстоящий год решение о конкретных нормах периодичности и продолжительности всех установленных в настоящей Инструкции видов проверок, принимая во внимание при этом общий уровень обеспечения промышленной безопасности на поднадзорных территориальному органу объектах по изготовлению технических устройств и их применению на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, имеющуюся информацию об имевших место серьезных нарушениях требований промышленной безопасности на отдельных объектах, фактическую численность инспекторов, специализирующихся на соответствующем направлении надзорной деятельности, и прогнозируемые возможности финансового обеспечения их командирования для проведения проверок. V.II. Подготовка к проведению проверок32. До проведения оперативной и целевой проверок старший группы проверки (для комплексной проверки - председатель комиссии по проверке) обязан обеспечить силами работников, переходящих на время проверки в его подчинение, подготовку проекта распоряжения, предусмотренного в п. 25 настоящей Инструкции, или проекта приказа, предусмотренного в п. 27 настоящей Инструкции, а после подписания распоряжения или приказа - составление программы соответствующей проверки (далее - рабочая программа). 33. Рабочая программа является основным документом, определяющим организацию и проведение предстоящей проверки, и должна составляться на основе программ, указанных в п. 29 настоящей Инструкции, с обязательным учетом при этом особенностей деятельности проверяемой организации и специфики функционирования находящихся в ее ведении объектов. 34. В рабочей программе в соответствии с намеченными целями определяются все подлежащие проверке вопросы, проверяемые подразделения соответствующей организации и сроки проведения проверок, при этом в случае участия в проверке представителей других органов (МВД России, Минтруд, Минприроды России, а также органами по сертификации) для каждого из этих органов должен быть предусмотрен специальный раздел с относящимися к его компетенции вопросами, подлежащими проверке (указанные вопросы формулируются по исходной информации соответствующего органа). К рабочей программе прилагается перечень документов (приказов, положений, инструкций, актов, отчетов, справок и т.п.), подлежащих представлению руководителем проверяемой организации старшему группы проверки (председателю комиссии по проверке). Предусматриваемые в рабочей программе мероприятия, а также методы и способы их выполнения не должны приводить в процессе проверки к снижению безопасности проверяемых производств и объектов, а также к уменьшению надежности их физической защиты. 35. Рабочая программа плановой и внеплановой проверки оформляется в двух экземплярах, при этом ее подлинный экземпляр предназначается для лиц, проводящих проверку, а копия - для руководителя проверяемой организации. 36. Рабочую программу утверждает должностное лицо, принявшее решение о проведении соответствующей проверки. 37. После утверждения рабочей программы работники, указанные в п. 26 настоящей Инструкции, подготавливают для руководителя проверяемой организации уведомление о предстоящей проверке и представляют его на подпись руководителю территориального органа (лицу, исполняющему его обязанности) или заместителю руководителя территориального органа, организующему и координирующему направление надзора за промышленной безопасностью при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. Уведомление должно содержать: - основание для проведения проверки; - цель проверки и сроки ее проведения; - перечень документов, которые должны быть представлены проверяющим лицам, в том числе указанные в п. 38 настоящей Инструкции; - просьбу о создании необходимых условий для проведения проверки. К уведомлению прилагается копия утвержденной рабочей программы (только для случая плановой проверки). Уведомление о предстоящей плановой проверке должно быть направлено в проверяемую организацию не позднее, чем за 10 дней до ее начала. О внеплановой проверке уведомление не составляется, а копия утвержденной рабочей программы передается старшим группы проверки (председателем комиссии по проверке) руководителю проверяемой организации непосредственно перед началом проверки. 38. Для надлежащего документационного обеспечения проводимой проверки в распоряжении группы проверки (комиссии по проверке) должны быть следующие документы (в копиях): - зарегистрированный в установленном порядке учредительный документ и официально утвержденная структура проверяемой организации (далее в настоящем пункте - организация); - условия лицензий (разрешений), выданных Службой организации на право осуществления ею установленных видов деятельности (при применении технических устройств на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах); - ранее выданные организации предписания должностных лиц Службы и информация организации об исполнении этих предписаний; - сведения об имевших место на объектах организации авариях и инцидентах (в части, относящейся к техническим устройствам), их количестве, причинах возникновения, принятых мерах, а также об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах; - программы обеспечения качества выполняемых организацией работ. 39. При подготовке к проверке члены группы проверки (комиссии по проверке) обязаны изучить: - рабочую программу и документы, перечисленные в п. 38 настоящей Инструкции; - законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к осуществлению деятельности, являющейся предметом предстоящей проверки, и к обеспечению безопасности находящихся в ведении организации объектов; - настоящую Инструкцию; - организационно-распорядительные документы Службы, изданные по вопросам инспекционной деятельности. Особое внимание при этом должно быть уделено тщательному изучению рабочей программы и полному уяснению всех содержащихся в ней вопросов. V.III. Проведение проверок40. Непосредственно перед началом проверки старший группы проверки (председатель комиссии по проверке) должен провести с руководящим составом проверяемой организации совещание, в процессе которого он обязан: - познакомиться лично и познакомить проверяющих лиц с руководящим составом проверяемой организации (далее в настоящем пункте - организация); - заслушать информацию руководителя организации или проверяемого структурного подразделения об общем состоянии безопасности находящихся в его ведении производств и объектов, связанных с изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, и принимаемых мерах по повышению уровня безопасности этих производств и объектов; - убедиться в полноте номенклатуры документов организации, подготовленных для представления проверяющим лицам; - рассмотреть предложение руководителя организации о рабочем месте группы проверки (комиссии по проверке) и принять соответствующее решение; предоставить возможность руководящему составу организации и проверяющим лицам высказать соображения (задать вопросы), касающиеся общей организации предстоящей проверки и деталей ее проведения. 41. В соответствии с рабочей программой и с учетом результатов совещания, проведенного согласно требованиям п. 40 настоящей Инструкции, группа проверки (комиссия по проверке) составляет календарный план проверки, в котором указываются мероприятия, подлежащие выполнению в процессе проверки планируемые даты их проведения и фамилии проверяющих лиц, которым поручено выполнение конкретных мероприятий. Календарный план проверки утверждается старшим группы проверки (председателем комиссии по проверке) и в возможно короткий срок доводится до руководителя проверяемой организации. 42. Все проверки (на каких бы объектах и в каких бы местах проверяемой организации они ни предусматривались) должны проводиться в присутствии ответственных представителей проверяемой организации. 43. С учетом режима рабочего времени организации различные виды проверок могут осуществляться в любое время суток, в том числе в вечерние и ночные смены, выходные и праздничные дни. 44. Во всех случаях, независимо от видов проверок, инспекторский состав обязан: - выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на состояние промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах; - оценивать уровень организационного и технического обеспечения безопасности при изготовлении технических устройств и их применению на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (в том числе деятельность инженерных служб, служб производственного контроля и охраны) и осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности. 45. При проверках объектов и производств должностные лица Службы должны выявлять все имеющиеся нарушения требований нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, проверять выполнение на местах работ ранее выданных предписаний. 46. При выявлении нарушений, не представляющих угрозы жизни и здоровью людей, и которые могут быть устранены в процессе ведения работ, должностные лица Службы могут установить срок устранения нарушений и потребовать от руководителей организации разработки и применения дополнительных мер по безопасности работ. 47. По окончании проверки старший группы проверки (председатель комиссии по проверке) должен провести с руководящим составом проверенной организации итоговое совещание, в процессе которого он обязан: - довести до руководящего состава выводы по результатам проверки и выявленные при ее проведении основные недостатки (нарушения) с указанием причин и условий, способствовавших их возникновению; - дать ответы на вопросы руководителя и иных должностных лиц организации по поводу проведенной проверки; - вручить руководителю организации (под его роспись) подлинный экземпляр акта о результатах проведенной проверки. V.IV. Оформление результатов проверок48. По результатам оперативной, целевой и комплексной проверки в случаях выявления нарушений требований к обеспечению безопасности группой проверки (комиссией по проверке) должно быть составлено предписание по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей Инструкции. 49. Предписание составляется в двух экземплярах (для проверенной организации и органа, проводившего проверку). При участии в проверке представителей других органов и организаций количество экземпляров предписания по их просьбе может быть увеличено. 50. Первый экземпляр предписания вручается руководителю проверенной организации под его роспись. 51. Если руководитель проверенной организации не согласен с существом предписания и (или) содержащимися в нем констатациями и предложениями (включая сроки реализации предложений) и не подписывает его, то члены группы проверки (комиссии по проверке) производят соответствующую запись в предписании и подтверждают ее своими подписями. Такое предписание незамедлительно передается руководителю территориального органа. VI. Предписания и контроль их исполнения52. Предписание - документ, содержащий обязательные для исполнения требования об устранении выявленных при осуществлении надзора нарушений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - нарушения), выдаваемый уполномоченными на то должностными лицами Службы руководителю организации, осуществляющей деятельность в вышеуказанной области. 53. Форма предписания является единой для всех видов проверок деятельности организаций, имеющих в своем ведении поднадзорные Службе опасные производственные объекты. 54. В зависимости от серьезности выявленных нарушений предписание может составляться безотлагательно (непосредственно после их выявления в процессе проверки) или до конца рабочего дня, в течение которого выявлены эти нарушения. Если выявленные нарушения по своим прогнозируемым последствиям не требуют принятия мер по их оперативному устранению, то предписание допускается требуют# принятия мер по их оперативному устранению, то предписание допускается составлять по окончании проверки (с изложением в нем всех нарушений, выявленных за время ее проведения). 55. Предписание должно быть вручено руководителю проверяемой организации: - в случаях, указанных в первом абзаце п. 54 настоящей Инструкции, - в минимально возможный срок после его составления; - в случаях, указанных во втором абзаце п. 54 - не позднее времени начала итогового совещания, предусмотренного п. 47 настоящей Инструкции. 56. Если выявленные нарушения устранены в процессе проверки, сведения о них в предписание не вносятся (такие сведения должны отражаться в выводах о результатах проверки). 57. Контроль исполнения выданного предписания осуществляется путем анализа содержания представляемого проверенной организацией уведомления об исполнении предписания и (или) проведения очередной (плановой) проверки ранее проверенной организации. Контроль исполнения выданного предписания может осуществляться посредством оперативной проверки этого вопроса (с непосредственным выездом должностного лица Службы в соответствующую организацию). 58. В случае выявления факта невыполнения предписания (или его отдельных пунктов) должностное лицо Службы обязано потребовать от руководителя организации письменное объяснение. Если причина невыполнения предписания (или его отдельных пунктов) не может быть признана уважительной, то в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно), должностное лицо Службы производит временный запрет деятельности структурных подразделений организации, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке указанном в подп. "б" п. 61 настоящей Инструкции. Последующее возобновление деятельности (работ) осуществляется на основании решения суда. 59. В случае невыполнения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам допускается продление срока выполнения предписания на устанавливаемый руководством территориального органа период, при условии представления руководителем организации обоснования продления срока и разработки организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании. VII. Взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и другими органами исполнительной власти60. Взаимодействие территориальных органов Службы с территориальными органами Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прокуратуры в части вопросов, связанных с надзором за промышленной безопасностью при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, организуется и осуществляется в соответствии с законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с этими актами соглашениями и иными документами о взаимодействии Службы с вышеупомянутыми федеральными органами исполнительной власти. VIII. Санкции федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору61. В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору его должностным лицам предоставлено право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений, а именно: а) выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности; б) производить временный запрет деятельности. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности должен оформляться специальным протоколом, форма которого приведена в приложении N 2; в) приостанавливать действие выданных организациям (юридическим лицам) Службой или ее территориальными органами лицензий при применении технических устройств на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу и на срок административного приостановления деятельности лицензиата; г) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы с предложениями о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности; д) применять в отношении организаций (юридических лиц) административные наказания в виде административных штрафов за нарушение требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных производствах и объектах. Формы протокола об административном правонарушении в отношении физического (юридического) лица и постановления о назначении административного наказания приведены в приложениях N 4 и N 5; По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приложениях N 4 и N 5" имеется в виду "приложениях N 3 и N 4" е) вносить представления руководителям организаций об отстранении от работы (о несоответствии занимаемой должности руководителя (специалиста) работников: 1) допустивших нарушение установленного порядка при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, которое привело или могло привести к несчастному случаю, аварии; 2) не прошедших в установленном порядке проверку знаний в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. 62. В центральном аппарате от имени Службы дела об административных правонарушениях рассматривают: - руководитель Службы или лицо, исполняющее его обязанности, заместители руководителя; - начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители и другие должностные лица, осуществляющие функции контроля, в пределах своей компетенции. 63. В территориальных органах Службы дела об административных правонарушениях рассматривают: - руководители территориальных органов и их заместители; - начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции. 64. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, должностное лицо Службы, рассматривающее дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению этих причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть поступившее представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу Службы, вынесшему представление (ст. 29.13 КоАП РФ). IX. Основные принципы применения санкций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору65. Должностные лица Службы и ее территориальных органов должны эффективно использовать предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по применению санкций. Применение санкций должно быть, прежде всего, направлено на предупреждение нарушений требований к обеспечению безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 66. При установлении процедур и применении санкций следует руководствоваться следующими положениями и принципами: - санкции применяются к юридическим лицам и гражданам, которые в силу возложенных на них обязанностей и ответственности, а также предоставленных полномочий должны обеспечивать соблюдение требований к обеспечению безопасности и соблюдать их; - выявленные должностным лицом Службы нарушения требований к обеспечению безопасности влекут за собой оформление в установленном порядке протокола об административном правонарушении, а при определенных условиях - применение санкций, указанных в подп. "б", "г", "д", "е" п. 62 настоящей Инструкции; По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подп. "б", "г", "д", "е" п. 61 - применение той или иной санкции, ее значимость должны соответствовать характеру и степени влияния допущенных нарушений на обеспечение безопасности, при этом необходимо учитывать повторяемость нарушений после ранее принятых мер; - применение санкций должностными лицами Службы должно осуществляться в гласном порядке; - осуществляющие управленческие функции должностные лица организаций и объектов, на которых изготовляются и применяются технические устройства, несут ответственность за действия подчиненных им работников (персонала). X. Основные требования к порядку и процедурам применения санкций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору67. Применение должностными лицами Службы административных наказаний в отношении юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реализации административного наказания должен предшествовать выбор решения о его применении к отдельному лицу, нескольким лицам или к организации в целом. Критерием принятия решения может служить причина или условия, приведшие к нарушениям. Если данные причины или условия являются следствием сложившегося в организации порядка, то административное наказание применяется к организации, что не исключает возможности одновременного применения административного наказания к виновным гражданам и должностным лицам. 68. Направление правоохранительным органам материалов о нарушениях должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, требований норм и правил в области промышленной безопасности, условий действия взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, содержащих признаки преступлений, осуществляется согласно уголовному законодательству Российской Федерации. XI. Учет и анализ результатов государственного надзора и контроля за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах69. Важным условием обеспечения эффективности надзорной и контрольной деятельности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (далее - надзорная деятельность) является накопление, анализ и комплексное использование информации о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, в части касающейся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. Результаты надзорной деятельности накапливаются, учитываются и анализируются подразделениями центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы, специализирующимися на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в целях последующего использования в процедурах государственного регулирования промышленной безопасности и для совершенствования надзора. Накопление, учет и анализ информации осуществляются в территориальных органах и в Управлении, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами. Сбор такой информации осуществляется по результатам проверок опасных производственных объектов, на основании деклараций промышленной безопасности, отчетов, уведомлений и иных документов подконтрольных организаций, заключений экспертизы промышленной безопасности, анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и пр. 70. Учет и анализ результатов надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах осуществляется: - каждым инспектором территориального органа, специализирующимся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах; - каждым подразделением территориального органа специализирующимся на изготовлении технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах; - Управлением, уполномоченным в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами. 71. Учету и анализу подлежат: - предписания, выдаваемые по результатам проверок организаций в соответствии с гл. V настоящей Инструкции; - уведомления организаций об устранении выявленных должностными лицами Службы нарушений правил и норм промышленной безопасности; - постановления и иные материалы по применению санкций; - отчеты территориальных органов Службы и другая информация, характеризующая эффективность надзорной деятельности; - информация, представляемая эксплуатирующими организациями об организации производственного контроля в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 263, в том числе содержащая результаты выполнения плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, проведения проверок службами производственного контроля состояния обеспечения промышленной безопасности, устранения нарушений, выполнения предписаний Службы, описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры, результаты подготовки и аттестации руководителей, специалистов и других работников в области промышленной безопасности, занятых на опасных производственных объектах и др.; - акты проверок деятельности по государственному надзору и контролю инспекторов и подразделений территориальных органов, а также документы о выполнении предложений по этим актам. 72. Для обеспечения отчета и проведения анализа: - все выдаваемые комиссиями, инспекторами предписания подлежат направлению в территориальные органы; - территориальные органы направляют в Управление, уполномоченное в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами: 1) копии предписаний по результатам проведенных территориальными органами комплексных проверок; 2) сведения по установленным формам отчетности о всех проведенных проверках и результатах их анализа (в соответствии с Положением об отчетности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-17-2006); 3) сведения о применении санкций. При анализе деятельности по надзору учитываются результаты расследований несчастных случаев на производстве, технических расследований причин аварий на опасных производственных объектах. В процессе анализа результатов надзора должны рассматриваться следующие вопросы: - учет всей полноты вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Службы, в части, касающейся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, при проведении проверок; - эффективность проведенных проверок и правильность сделанных выводов о причинах и условиях выявленных нарушений; - объективность выданных предписаний, а также достаточность примененных санкций; - оценка причин невыполнения предписаний и эффективность примененных при этом санкций. 73. По результатам анализа надзорной деятельности разрабатываются и реализуются в планах работ Службы меры по ее совершенствованию и повышению эффективности, а также должны предусматриваться: - разработка и направление в эксплуатирующие и иные организации информационных писем; - назначение комиссий для проверки полноты и правильности представленной информации и установления на месте причин и обстоятельств, приведших к нарушениям требований к обеспечению безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах; - выдача в установленном порядке предписаний должностным лицам эксплуатирующих и иных организаций, принятие постановлений Службы, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности при осуществлении работ при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, а также применение предусмотренных законодательством Российской Федерации санкций. Накопление и анализ указанной информации, а также обмен ею между территориальными органами и структурными подразделениями центрального аппарата Службы осуществляется с использованием государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ). ______________________________ * Далее слова " центрального аппарата Службы" не упоминаются. Приложение N 1Форма предписанияГерб
Приложение N 2Форма протокола о временном запрете деятельностиГерб
Приложение N 3Форма протокола об административном правонарушении в отношении физического (юридического) лицаГерб
Приложение N 4Форма постановления о назначении административного наказанияГерб
|