РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ Р 50953-2008 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы определения.
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ
ОТРАБОТАВШИХ Нормы и методы определения
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 «Тепловозы и путевые машины» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 мая 4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50953-96 Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание
Дата введения - 2009-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы (далее - тепловозы). Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов тепловозов на установившихся режимах их работы. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 12.4.208-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 12.4.209-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Вкладыши. Общие технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 50759-95 Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 содержание окислов азота CNOx: Объемная доля окислов азота в сухих отработавших газах (ОГ). 3.2 содержание окиси углерода ССО: Объемная доля окиси углерода в сухих ОГ. 3.3 содержание углеводородов ССnНm : Объемная доля углеводородов во влажных ОГ. 3.4 коэффициент ослабления светового потока N (дымностъ): Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света ОГ при прохождении ими рабочей трубы дымомера. 3.5 стандартная база дымомера L: Толщина оптически однородного слоя ОГ, эквивалентного
по ослаблению светового потока тем же ОГ, заполняющим рабочую длину дымомера в условиях измерения, равная 4 Номенклатура и нормы выбросов вредных веществ4.1 Для нормирования выбросов вредных веществ (ВВ) в ОГ тепловозов определяют следующие параметры: - содержание окислов азота CNOx (объемная доля, %); - содержание окиси углерода СC0 (объемная доля, %); - содержание углеводородов СCnHm (объемная доля, %). 4.2 Нормируемым параметром дымности ОГ тепловозов является коэффициент ослабления светового потока Л/, %. 4.3 Значения предельно допустимых содержаний выбросов вредных веществ в ОГ новых (после постройки) тепловозов, а также модернизированных (с заменой двигателя) на режимах испытаний по 5.5.1 приведены в таблице 1. 4.4 Предельно допустимые значения коэффициента ослабления светового потока (дымности) ОГ новых (после постройки) тепловозов, а также модернизированных (с заменой дизеля) на режимах испытаний по 5.5.1 при стандартной базе дымомера
Таблица 2
4.5 Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, производства (модернизации) с - на 15 % - при пробеге магистрального тепловоза свыше 100 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 7,5 мес; - на 25 % - при пробеге магистрального тепловоза свыше 200 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 15 мес; - на 30 % - при пробеге магистрального тепловоза свыше 500 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 37,5 мес. Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, производства (модернизации) до 2001 г- нормы
содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ увеличивают еще на 15 % (кроме окислов азота) по отношению к нормам для тепловозов, производство которых осуществляется с 5 Методы определения5.1 Периодичность определения и подготовка к измерениям5.1.1 Измерения выбросов вредных веществ и дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов следует проводить при их квалификационных, приемо-сдаточных, типовых и периодических испытаниях. Измерения выбросов вредных веществ и дымности ОГ при типовых испытаниях проводят при изменении конструкции агрегатов, узлов и систем тепловозов и технологического процесса их изготовления, влияющих на количество выбросов вредных веществ и дымность ОГ. 5.1.2 Определение выбросов вредных веществ и дымности ОГ должно проводиться не реже одного раза в год. Периодичность проведения контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на тепловозы конкретных серий. 5.1.3 Определение выбросов вредных веществ и дымности ОГ эксплуатируемых тепловозов следует также проводить после ремонта агрегатов, узлов и систем тепловозов (топливная аппаратура, турбокомпрессор, цилиндропоршневая группа и др.), влияющих на содержание выбросов вредных веществ и дымность ОГ. 5.1.4 Тепловозы, предназначенные для контроля выбросов вредных веществ и дымности ОГ, должны быть в полной технической исправности, которую определяют при их реостатных испытаниях. 5.1.5 При испытаниях по определению выбросов вредных веществ и дымности ОГ тепловозы должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305-82, ГОСТ Р 52368-2005 и смазочных материалах, указанных в ТУ на дизели. 5.1.6 Испытания проводят с соблюдением регулировок систем тепловозов и узлов дизелей, указанных в ТУ на тепловозы конкретных серий и на дизели. 5.2 Определяемые параметры и погрешность измерений5.2.1 В процессе испытаний определяют параметры, приведенные в таблицах 1 и 2. 5.2.2 Предельная погрешность измерений содержания окиси углерода, углеводородов, а также дымности ОГ не должна быть более ± 5 %, предельная погрешность измерений содержания окислов азота не должна быть более ± 10 %. Примечание - Погрешность измерений представлена как наименьшая погрешность всех используемых методов измерений содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ. 5.3 Средства и условия проведения измерений5.3.1 Испытательный тепловозный стенд (реостат) должен быть дополнительно оборудован газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки, отвечающими следующим требованиям: - газоанализаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50759-95, а также должны учитывать селективность используемого метода при измерениях содержания ВВ в сложных газовых смесях; - дымомер должен работать по методу просвечивания столба ОГ определенной длины и иметь линейную измерительную шкалу коэффициента ослабления светового потока N, %; - газоотборный зонд и устройства пробоподготовки, подлежащие самостоятельной поставке, должны соответствовать требованиям измерительных приборов конкретных типов, применяемых при испытаниях. Примечание - Допускается применение других измерительных приборов, обеспечивающих проведение измерений с погрешностью, указанной в 5.2.2. Условия отбора проб, газоотборный зонд, газоанализаторы и дымомер также должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении А. 5.3.2 Средства измерений, используемые при проведении испытаний, должны обеспечивать погрешность измерения, указанную в 5.2.2, и быть поверены в соответствии с требованиями правил по метрологии [1]. 5.3.3 Конструкцией выхлопной системы тепловозов на участке от дизеля до места установки газо-отборного зонда должна быть исключена возможность утечки газов. 5.3.4 Испытательный тепловозный стенд (реостат), при необходимости, должен быть дополнительно оборудован электро- и трубопроводами, обеспечивающими подвод электроэнергии, сжатого воздуха и воды к средствам измерений по 5.3.1. 5.3.5 Атмосферные условия при испытаниях тепловозов по определению дымности ОГ оценивают коэффициентом атмосферных условий F, определяемым по формуле
где tа - температура окружающей среды во время проведения испытаний, °С; ра - атмосферное давление во время проведения испытаний, мм рт.ст. 5.3.6 Если во время измерений значение коэффициента атмосферных условий F выходит за
пределы диапазона 0,98 ≤ F ≤ 1,02, то измеренные значения дымности ОГ должны быть приведены к следующим атмосферным условиям: ра =
где Nприв и Nизм - соответственно приведенные и измеренные значения дымности ОГ; А - коэффициент приведения, вычисляемый по формуле
5.3.7 Диаграмма зависимости коэффициента атмосферных условий F от атмосферного давления ра и температуры окружающей среды ta, а также таблица значений коэффициента приведения А в зависимости от коэффициента атмосферных условий F приведены в приложении Б. 5.3.8 Если база дымомера L, м, оптического типа, используемого при испытаниях, отличается от
5.4 Методы измерений5.4.1 Для измерения содержания окислов азота NOx(NO + NО2) в ОГ тепловозов используют метод, основанный на преобразовании люминесцентного излучения, значение интенсивности которого связано с концентрацией анализируемого вещества. Для измерения содержания окислов азота в ОГ тепловозов также используют методы, основанные на определении количества NO или количества его окисления до NО2, с последующей калориметрией или на применении ультрафиолетового излучения, а также другие калориметрические методы. 5.4.2 Для измерения содержания окиси углерода СО в ОГ тепловозов используют метод, основанный на измерении поглощения энергии в инфракрасной области спектра, что дает возможность проведения избирательного анализа газов, излучения в определенной, свойственной ему, области спектра. 5.4.3. Для измерения содержания углеводородов CnHm (по пропану С3Н8) в ОГ тепловозов используют метод оптико-абсорбционного анализа газов, основанный на измерении поглощения инфракрасной энергии излучения, степень поглощения которой зависит от концентрации анализируемого компонента в газовой смеси. Это обусловливает возможность проведения избирательного анализа газов. 5.4.4. Для измерения дымности ОГ тепловозов используют метод, основанный на поглощении луча света при пропускании его через часть потока газов. При этом измеряют коэффициент ослабления светового потока N. 5.4.5 Допускается использование других методов измерений выбросов вредных веществ и дымности ОГ, позволяющих проводить измерения с указанной в 5.2.2 погрешностью и обеспечением селективности ВВ в сложных газовых смесях. 5.5 Проведение измерений5.5.1 Режимы испытаний тепловозов при измерениях содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ при работе их дизелей на установившихся режимах по тепловозным характеристикам приведены в таблице 3. Таблица 3
5.5.2 При проведении измерений содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ частота вращения коленчатого вала дизеля и мощность (для тепловозов с электропередачей) тепловозов должны соответствовать требованиям ТУ на тепловозы конкретных серий при работе на режимах 2 и 3 (частичное и полное нагружение). 5.5.3 Газоанализаторы следует прогреть и провести градуировку по образцовым газовым смесям в соответствии с инструкциями предприятий-изготовителей газоанализаторов. Дымомер следует прогреть и провести градуировку в соответствии с инструкцией по эксплуатации предприятия-изготовителя. 5.5.4 Отсчет показаний газоанализаторов и дымомера следует проводить на каждом режиме не менее трех раз с интервалами в одну минуту, причем первый отсчет следует проводить не ранее чем через две минуты после установления температурного состояния дизеля на режиме испытаний. 5.5.5 Результаты трех отсчетов не должны отличаться друг от друга более чем на 10 %, в противном случае следует отрегулировать измерительные приборы. За результат измерений принимают среднеарифметическое значение трех отсчетов. 5.6 Оформление результатов измерений5.6.1 Результаты измерений содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ заносят в протоколы испытаний. Формы протоколов испытаний по определению содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ приведены в приложениях В, Г. 5.6.2 При необходимости расчета удельных или валовых выбросов определяют и дополнительно заносят в протоколы испытаний частоту вращения и мощность дизеля (n, Ре). 6 Требования безопасности6.1 Оборудование испытательного тепловозного стенда (реостата) и организация рабочего места при испытаниях должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 и ГОСТ 12.3.002-75. 6.2 На испытательном тепловозном стенде (реостате), оборудованном газоанализаторами и дымомером, должна быть инструкция по технике безопасности, утвержденная в установленном порядке. Персонал, обслуживающий испытательный тепловозный стенд (реостат), должен быть ознакомлен с содержанием инструкции до начала проведения испытаний. 6.3 Воздух рабочей зоны при испытаниях по ГОСТ 12.1.005-88. 6.4 Уровни шума и вибрации на рабочих местах стендового (реостатного) помещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-2004. 6.5 Персонал, обслуживающий испытательный тепловозный стенд (реостат), должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха по ГОСТ Р 12.4.208-99 и ГОСТ Р 12.4.209-99. 6.6 Не допускается сброс ОГ после прохождения ими газоанализаторов и дымомера в воздух рабочей зоны стендового (реостатного) помещения. Приложение А (обязательное)
|
F |
0,88 |
0,89 |
0,91 |
0,92 |
0,94 |
0,96 |
0,97 |
0,98 |
1,00 |
А |
0,78 |
0,82 |
0,90 |
0,94 |
0,98 |
1,01 |
1,02 |
- |
- |
F |
1,02 |
1,03 |
1,05 |
1,07 |
1,09 |
1,11 |
1,13 |
1,15 |
1,17 |
А |
- |
0,96 |
0,89 |
0,81 |
0,71 |
0,59 |
0,45 |
0,29 |
0,11 |
ПРОТОКОЛ №
испытаний тепловоза по измерению содержания ВВ в ОГ
Дата проведения испытаний ____________________________________________________ Вид испытаний _______________________________________________________________ Серия и номер тепловоза _______________________________________________________ Модель и номер дизеля ________________________________________________________ Пробег тепловоза, км __________________________________________________________ Тип и марка газоанализатора ____________________________________________________ Сведения о равномерности потока газов __________________________________________ Расстояние от конца зонда до конца трубы (патрубка), мм ___________________________ Результаты калибровок газоанализаторов по образцам смесей ________________________ на: NOx ______________________________________________________________________ СО __________________________________________________________________________ СnНm ________________________________________________________________________ |
Таблица В.1
Номер режима |
Характеристика режима работы |
Результаты измерений |
Среднеарифметическое значение |
Примечание |
||||||
Позиция контроллера |
Частота вращения, п, мин-1 |
Мощность Р , кВт |
NOx об. % |
СО об. % |
ССnHm об. % |
СNOx об. % |
Ссо об. % |
СCnHm Об. % |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
CNOx, об. % |
Ссо, об. % |
ССnHm об. % |
|
Режим 1 2 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Испытания провел _____________________________________________________________
должность, личная подпись, расшифровка подписи
ПРОТОКОЛ №
испытаний тепловоза по измерению дымности ОГ
Дата проведения испытаний ___________________________________________________ Вид испытаний ______________________________________________________________ Серия и номер тепловоза ______________________________________________________ Модель и номер дизеля _______________________________________________________ Пробег тепловоза, км _________________________________________________________ Тип и марка дымомера ________________________________________________________ Сведения о равномерности потока газов _________________________________________ Расстояние от конца зонда до конца трубы (патрубка), мм __________________________ Результат калибровки дымомера ________________________________________________ База дымомера _______________________________________________________________
|
Таблица Г.1
Номер режима |
Характеристика режима работы |
Значение параметра дымности |
Условия проведения испытаний |
||||||
Позиция контроллера |
Частота вращения n, мин-1 |
Измеренное значение |
Измеренное средне- тическое значение |
Приведенное средне- |
Атмосферное давление ре, мм рт. ст. |
Температура окружающей среды |
Значение коэффици- |
Значение коэффици- |
|
Nизм % |
Nизм. ср.% |
Nприв. ср.% |
|||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Предельно допустимое значение дымности (согласно 4.4 или 4.5) N, %
Режим
1 _____________________________________________________________
2 _____________________________________________________________
3 _____________________________________________________________
Испытания провел ______________________________________________
должность, личная подпись, расшифровка подписи
[1] Правила по метрологии ПР 50.2.006-94 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений |
Ключевые слова: выбросы, вредные вещества, дымность, отработавшие газы, тепловозы, объемная доля, содержание, газоанализатор, дымомер