РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Постановление 781-ПП О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг..Постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 781-ПП О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг. В целях создания инновационной системы в городе Москве, в соответствии с Законом города Москвы от 7 июля 2004 г. N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 5 сентября 2006 г. N 658-ПП "О Концепции инновационной политики города Москвы" и руководствуясь Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г., Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую целевую комплексную программу создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг. (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Установить, что финансирование расходов на реализацию мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год по Департаменту науки и промышленной политики города Москвы на создание инновационной системы в городе Москве. 3. Определить Департамент науки и промышленной политики города Москвы государственным заказчиком Программы. 4. Назначить руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Пантелеева Е.А. персональным руководителем Программы. 5. Руководителю Программы в месячный срок сформировать в установленном порядке Научно-координационный совет Программы. 6. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы: 6.1. Как главному распорядителю бюджетных средств Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 180-ПП "О порядке ведения Реестра расходных обязательств города Москвы", представить объемы средств на реализацию мероприятий Программы, указанных в разделе 5 "Программные мероприятия", для включения их в Реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы. 6.2. Разработать положение, определяющее порядок взаимодействия с префектурами административных округов города Москвы при реализации Программы, в том числе при создании территорий инновационного развития. 7. Префектурам административных округов города Москвы в IV квартале 2008 г. при участии окружных отделений Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) и советов директоров при префектах административных округов города Москвы разработать окружные планы мероприятий по реализации Программы в соответствии с определенными в установленном порядке приоритетами социально-экономического развития территорий. 8. Префектурам административных округов города Москвы в установленном порядке осуществлять софинансирование целевых расходов по проектам и мероприятиям в рамках Программы за счет средств по дополнительному финансированию расходов и мероприятий бюджета города Москвы, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы. 9. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы совместно с Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) в месячный срок сформировать рабочую группу по подготовке нормативных правовых документов в области инновационной деятельности. 10. Департаменту экономической политики и развития города Москвы при формировании бюджета города Москвы на 2009-2011 гг. включить Программу в Перечень городских программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы. 11. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы: 11.1. Совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы предусмотреть размещение среди субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 15% от общего годового объема государственных заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР). 11.2. Ежеквартально направлять в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы информацию о размещении среди малых и средних инновационных предприятий заказов на выполнение НИОКР. 11.3. Ежегодно представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчеты о ходе выполнения программных мероприятий: до 1 марта - за отчетный год и до 15 ноября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. 12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Пантелеева Е.А. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2009 г.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
ПриложениеГородская целевая комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008 - 2010 гг.1. Паспорт программы
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа, и оценка сложившейся ситуацииВ Концепции инновационной политики города Москвы дана подробная характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование связи проблемы с целями социально-экономического развития и необходимости ее решения программно-целевым методом. Решаемые Программой задачи вытекают из приоритетных направлений экономической политики Российской Федерации и соответствуют основным ориентирам инновационного развития, обозначенным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» и Прогнозу социально-экономического развития города Москвы до 2011 года: - стратегия инновационного развития страны, должна опираться на одно из главных конкурентных преимуществ - реализацию человеческого потенциала и наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом; - развитие человека - основная цель и необходимое условие прогресса современного общества; - развитие национальных систем образования (образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии); - обеспечение перехода к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики; - содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помощь им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду; - увеличение государственных расходов на научную деятельность; - усиление взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, привлечение частных инвестиций в науку; - стимулирование со стороны государства увеличения вложений в исследования и разработки со стороны бизнеса; - максимально эффективное вложение государственных ресурсов в науку, на фундаментальные и прорывные направления, прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека; - активное использование налоговых механизмов для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала; - создание стимулов и условия для продвижения целого ряда направлений: - формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации; - масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики; - обновление и развитие основных фондов; - развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в «экономике знаний» - это авиакосмическая отрасль, судостроение, энергетика. А также развитие информационных, медицинских и других новейших технологий; - развитие финансовой инфраструктуры до уровня, адекватного растущим потребностям экономики; - развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которые будут мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей; - создание рабочих мест, требующих высокой квалификации и связанных с использованием интеллектуального потенциала людей; - увеличение эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров; - формирование мотивации к инновационному поведению; - радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда. Программа направлена на создание необходимых условий для перехода экономики города на инновационный путь развития. В то же время реализация Программы послужит основой формирования нового подхода к разработке городских целевых и ведомственных программ, а также окружных планов мероприятий различной направленности с точки зрения развития городской инновационной системы и обеспечения инновационных приоритетов социально-экономического развития города и отдельных секторов экономики города Москвы. 2.1. Оценка внешних факторов, влияющих на достижение целей Программы Основными внешними факторами, влияющими на развитие инновационной деятельности, при разработке Программы приняты: 1. Состояние социально-экономического развития Российской Федерации и субъекта РФ - города Москвы, тенденции его изменения. 2. Макроэкономические факторы, определяющие состояние экономики РФ и города Москвы. 3. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования экономики. 4. Состояние финансовых рынков и степень их соответствия потребностям инновационного бизнеса. В зависимости от совокупности воздействия вышеперечисленных факторов на инновационный бизнес Москвы и систему поддержки и развития инновационной деятельности реализация Программы оценивается по реалистическому, оптимистическому, пессимистическому варианту развития. Реалистический (инерционный) сценарий предполагает сохранение сложивших тенденций развития инновационной системы города Москвы, пессимистический сценарий является следствием воздействия негативных факторов на инновационный и инвестиционный климат, а оптимистический предполагает создание необходимых предпосылок и условий для роста инновационной активности и соответственно существенного улучшения показателей социально-экономического развития города Москвы. В таблице представлены прогнозируемые реакции на воздействие внешних факторов (в агрегированной форме):
В случае реализации всех мероприятий Программы будет достигнут реалистический вариант развития социально-экономического развития города Москвы. При возведении инновационного пути развития экономики в ранг национального проекта Российской Федерации показатели реализации Программы могут значительно превышать запланированные. 3. Цель программыЦелью Программы является создание и развитие городской инновационной системы. Количественно цель Программы выражается системой следующих прогнозируемых целевых индикаторов, а так же количественных показателей: - целевые индикаторы: - темп роста доли инновационной продукции и услуг в общем объеме производства в городе Москве, в процентах к предыдущему году; - темп роста доли инновационных организаций, в процентах к предыдущему году. - количественные показатели: - количество созданных новых рабочих мест по выпуску новой продукции и оказанию новых услуг; - количество разработанных технологий, на основе которых организован выпуск новой продукции и услуг; - количество заявок на регистрацию права собственности (российских и зарубежных) на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; - количество реализованных проектов коммерциализации новых технологий; - количество вовлеченных в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. 4. Задачи, приоритеты и участники программы, формы поддержки4.1. Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих основных задач: - создание системы поддержки инновационной деятельности, ориентированной на конечный результат, в части доведения результатов научно-технической деятельности от стадии разработки до стадии адаптации, внедрения в производство и вывода на рынок. - создания системы стимулирования научно-технической и инновационной деятельности. - создание и развитие инновационной инфраструктуры в городе Москве, включая финансовую инфраструктуру, обеспечивающую финансирование инновационных проектов. - консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства. - создание критериальной базы элементов инновационной системы. - обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований, разработок и инновационной деятельности. - содействие развитию предприятий малых форм в научно-технической и инновационной сферах, их интеграции в систему научно-технической кооперации. - поддержка и развитие отраслевой науки. - создание нормативной правовой базы инновационной деятельности в городе Москве. Достижение поставленной цели Программы и решение основных задач осуществляется путем реализации мероприятий в два этапа: I - этап - 2008 год; II - этап-2009-2010 годы. Основной целью I этапа Программы (2008 год) является обеспечение условий для создания и развития городской инновационной системы и стимулирования субъектов инновационной деятельности. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: - реализация мероприятий по нормативному правовому обеспечению инновационного процесса в научно-промышленном комплексе города Москвы; - проведение инвентаризации субъектов инновационной деятельности, анализ их состояния, разработка планов по созданию недостающих элементов; - содействие развитию культуры инновационного предпринимательства, основанной на принципах добросовестной конкуренции и кооперации в совместных исследованиях и разработках; Основной целью II этапа (2009 - 2010 годы) является создание инновационной системы для интенсификации процесса промышленного освоения инновационной продукции, формирования сбалансированного рынка всех ее видов. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: - отработка методов и механизмов развития инновационной деятельности в городе Москве, осуществление их полномасштабной реализации; - содействие развитию инновационной инфраструктуры города Москвы, в том числе финансовой, создание механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности; - увеличение доли инновационной продукции разрабатываемой, производимой и реализуемой в городе Москве, в том числе мирового уровня; - создание и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности; - рост числа инновационно-активных предприятий в городе Москве, в том числе малых инновационных предприятий; - рост числа рабочих мест для специалистов с высшим и среднем специальным техническим профессиональным образованием на промышленных предприятиях и в организациях научно-технической сферы города Москвы, в том числе молодых специалистов; - стимулирование инновационной активности организаций науки, промышленности на основе развития механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающих долевое финансирование инновационных проектов, привлечение средств внебюджетных фондов развития и иностранных инвестиций. 4.2. Приоритеты Программы: 1. Максимальное участие государства в создании благоприятного климата и условий для инновационной деятельности, обеспечение необходимой законодательной базой, особенно в части льгот и преференций для участников инновационной деятельности. 2. Максимально возможное участие государства в субсидировании организаций (НИИ, КБ и др.), ученых, специалистов, изобретателей, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования, имеющие инновационную направленность, в формировании государственных и партнерских научных фондов для последующей реализации всех видов прикладных и внедренческих проектов по освоению в промышленности новаций в области: 1) Медицинская техника. 2) Энергетика, в том числе альтернативная, и энергосбережение. 3) Водоочистка и водопотребление. 4) Новые строительные материалы, конструкции и технологии. 5) Навигационные, телекоммуникационные и 1Т-услуги и технологии. 6) Химико-технические технологии. 7) Биоинженерия и новые лекарственные средства. 8) Экологически чистый транспорт. 9) Высотное строительство и подземная урбанизация. 10 )Электроника, точное машиностроение, приборостроение. 11) Новая коммунальная техника, оборудование и материалы для эксплуатации объектов ЖКХ. 12) Безопасность жизнедеятельности населения и охрана окружающей среды. 13) Рекультивация, ремедиация и биологическая очистка загрязненных и деградированных почв и водных поверхностей. 14) Сохранение окружающей среды, в том числе переработка отходов производства и потребления, внедрение технологий производства продукции из вторичных ресурсов. 3. Создание условий для обеспечения явной финансовой выгоды и заинтересованности бизнес-структур, создателей и разработчиков новой продукции, инвесторов и реализаторов нововведений во внедрении результатов научно-технической деятельности в производство. 4. Нацеленность всех видов планов, программ, проектов и т.п. на конечный результат, выполнение требований и условий пользователя, потребителя продукции, услуг. 5. Преимущественное внебюджетное (заемное, смешанное, инвестиционное и т.д.) финансирование работ по организации производств, подготовке производственно-технологических мощностей под выпуск новой продукции, подготовке пакетов инвестиционной документации (бизнес-план, ТЭО и т.п.), проведению независимой экспертизы инновационных предложений. 6. Создание благоприятных финансовых и нормативно-правовых условий для оформления и поддержки патентов, как в России, так и за рубежом, приобретения лицензий на новые виды продукции и услуг, коммерциализации результатов научно-технической деятельности, а также упрощению процедур оценки и оформления балансовой стоимости нематериальных активов. 7. Подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и городского хозяйства на базе вузов Москвы. 4.3. Участниками Программы являются: - организации-исполнители, определенные в установленном действующим законодательством порядке; - организации, в отношении которых Департаментом науки и промышленной политики города Москвы или иным органом исполнительной власти предоставлены в установленном порядке льготы и преференции, предусмотренные Программой, а также оказано организационное (в случае реализации проекта за счет собственных средств), информационно-имиджевое и иное содействие в рамках реализации Программы; - организации, включая малые и средние предприятия, осуществляющие свою производственную, научную и/или инновационную деятельность в результате реструктуризации имущественно-земельных комплексов организаций промышленности и науки, реорганизации производственных территорий и формирования промышленных зон, включая организации в составе объектов инновационной инфраструктуры промышленности. В качестве организаций - исполнителей Программы, определенных в установленном действующим законодательством порядке, принимаются организации, которым могут быть предоставлены бюджетные средства в соответствии с условиями бюджетного финансирования по каждому направлению программных мероприятий настоящей Программы, в том числе: - организации промышленности, расположенные на территории города Москвы или создающие структурные подразделения за пределами города Москвы, но отчитывающиеся по объемам реализации готовой продукции и налоговым отчислениям по городу Москве, включая организации с участием в их капитале города Москвы (ГУПы и иные организации с долей города, расположенные на территории города Москвы и вне ее), осуществляющие хозяйственные виды деятельности в сфере промышленных производств, в соответствии с видами деятельности, предусмотренными классификацией ОКВЭД; - организации прикладной (отраслевой) науки - научные организации, в том числе юридически оформленные творческие коллективы разработчиков и изобретателей, осуществляющих научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, деятельность которых направлена на создание новых изделий, технологий и материалов, предназначенных для дальнейшего освоения в производстве на организациях промышленности; - организации инфраструктуры инновационной деятельности - организации различных организационно-правовых форм, обеспечивающие или сопровождающие инновационную деятельность, в том числе содействуя увеличению спроса на продукцию, ее продвижению на внутренние и внешние рынки, повышению имиджа московской науки и промышленности и подготовке рабочих, инженерных и управленческих кадров. 4.4. В качестве форм государственной поддержки принимаются: 1. Предоставление бюджетных ассигнований организациям в форме: субсидии, бюджетных инвестиций (капитальных вложений). 2. Предоставление бюджетных ассигнований в виде оплаты по государственным контрактам поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг в рамках реализации программных мероприятий. 3. Участие города Москвы в хозяйственных обществах путем: - приобретения акций дополнительного выпуска от крытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, с целью сохранения доли города; - участия города во вновь создаваемых открытых акционерных обществах; - участия города в действующих обществах путем предоставления бюджетных инвестиций (капитальных вложений) с последующей передачей городу эквивалентной части уставного капитала или имущества общества; - участия города в действующих обществах путем приобретения пакетов акций, долей у третьих лиц. 4. Бюджетные инвестиции для осуществления строительства, реконструкции действующих или вновь создаваемых инновационных организаций, объектов инфраструктуры инновационной деятельности. 5. Льготы и преференции, предоставляемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 6. Оказание организационного (в случае реализации проекта за счет собственных средств), информационно-имиджевого и иного содействия Участникам Программы. 4.5. Предоставление поддержки организациям в рамках Программы регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, Положением о порядке организации отбора проектов и мероприятий Программы, а также настоящей Программой. 4.6. Предоставление средств из бюджета города Москвы в форме субсидии осуществляется по результатам отбора проектов и мероприятий, включаемых в Программу, а также отбора получателей субсидии из бюджета города Москвы в установленном порядке. 4.6.1. Субсидия предоставляется на следующие цели: - возмещения части расходов на уплату процентов по кредитам российских кредитных организаций, части затрат на выплату: купонного дохода по облигационным займам, лизинговых платежей; - возмещения части затрат или недополученных доходов, предусмотренных условиями бюджетного финансирования программных мероприятий настоящей Программы. 4.6.2. Порядок и условия предоставления субсидий из бюджета города Москвы в рамках программных мероприятий, а также порядок отбора получателей субсидий определяется Положением о порядке предоставления Департаментом науки и промышленной политики города Москвы средств из бюджета города Москвы в форме субсидий и Положением о порядке отбора юридических лиц, претендующих на получение субсидии Департаментом науки и промышленной политики города Москвы. 4.6.3. Основанием для предоставления субсидий является: - положительное решение, принятое по результатам конкурсного отбора получателя субсидии в установленном порядке; - правовой акт Правительства Москвы или приказ руководителя Департамента. 4.6.4. По отдельным направлениям мероприятий Программы допускается плановое (предварительное) перечисление бюджетных средств в форме субсидий. 4.6.5. В качестве обязательных условий при рассмотрении заявок и определении получателя субсидий принимаются: - наличие учредительных и регистрационных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации с местом регистрация - города Москва (за исключением ГУПов города Москвы и акционерных обществ с долей города Москвы); - соответствие организации, претендующей на получение субсидии в рамках Программы, виду экономической деятельности; - отсутствие на дату подач и заявки претензий и исковых требований со стороны органов исполнительной власти города Москвы, органов государственной власти Российской Федерации к финансово-хозяйственной деятельности организации и использованию ранее предоставленных средств (отсутствие нарушений (более 2-х раз) бюджетных договорных обязательств); - отсутствие на дату подачи заявки на получение субсидии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также по ранее предоставленным бюджетным кредитам; - отсутствие на дату подачи заявки возбужденных дел о банкротстве. Условиями отбора проектов и мероприятий являются: - наличие собственных финансовых ресурсов и /или возможности их привлечения из внебюджетных источников для реализации проектов (мероприятий); - соответствие проекта (мероприятия) направлению и условиям, обозначенным в программном мероприятии; - наличие положительного заключения независимой экспертизы бизнес-плана (ТЭО) проекта; - актуальность и значимость проекта (мероприятия) для экономики и социальной сферы города Москвы. 4.6.6. Критерии отбора проектов и мероприятий, предусматривающие предоставление субсидий из средств бюджета города Москвы, определяются в соответствии с показателями основных результатов деятельности организации для отнесения их к категории инновационно-активных. 4.7. Размещение государственных заказов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и нормативными правовыми актами Правительства Москвы. 5. Программные мероприятия5.1. Развитие законодательной и нормативной правовой базы
5.2. Развитие системы подготовки кадров для научно-технической и инновационной деятельности
5.3. Формирование условий для создания инновационно-ориентированных организаций города Москвы (кластерного типа). Создание и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
5.4. Поддержка и развитие отраслевой науки и инновационно-ориентированных организаций по приоритетным направлениям развития экономики
5.5. Информационное обеспечение инновационной деятельности
6. Обоснование финансового обеспечения программыФинансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и внебюджетных источников и включает: 6.1. Бюджетные средства: 6.1.1. Средства, предусматриваемые на реализацию Программы по разделу бюджета города Москвы «Национальная экономика» (код бюджетной классификации 1390412); 6.1.2. Бюджетные инвестиции по разделу «Национальная экономика из средств адресной инвестиционной программы» (код бюджетной классификации 1390412), привлекаемые для строительства объектов инфраструктуры инновационной деятельности и участия в капитале вновь создаваемых или действующих субъектов инновационной деятельности; 6.1.3. Средства по дополнительному финансированию расходов и мероприятий бюджета города Москвы, предусмотренные префектурам административных округов города Москвы. 6.2. Внебюджетные средства: 6.2.1 Собственные средства организаций промышленности, науки, инфраструктуры инновационной деятельности. 6.2.2. Привлеченные кредиты коммерческих банков, финансовых институтов, средства инвесторов. 6.3. Кроме того, финансовое обеспечение Программы включает: 6.3.1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, привлекаемые в рамках Соглашений с федеральными органами на долевой основе, на реализацию проектов федеральных целевых программ, участниками которых являются организации науки и промышленности, расположенные в городе Москве, а также проектов, реализуемых в рамках Соглашений между Правительством Москвы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 6.4. Планируемая общая потребность в финансировании текущих и капитальных расходов Программы составляет:
Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год. 6.5. Объем финансирования из средств бюджета непосредственно на реализацию Программы уточняется ежегодно в пределах лимита, установленного законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (финансовый год и плановый период) по разделу «Национальная экономика». 6.6. Объемы финансовых средств из внебюджетных источников уточняются ежегодно в Плане реализации Программы с учетом результатов мониторинга хода ее выполнения, а также представленных к финансированию инновационных проектов с учетом соглашений о софинансировании проектов со стороны федеральных органов власти и/или субъектов РФ. Экономическое обоснование программных мероприятий При подготовке проекта Программы учитывалось, что ее основной целью является создание условий ускоренного развития экономики г. Москвы на основе высоких технологий, обеспечивающих 75% прирост промышленной продукции. Это позволит увеличить долю инновационной составляющей в создании внутреннего регионального продукта. За счет реализации мероприятий Программы в городе Москве за 2008-2010 годы предполагается получить прирост объема промышленной инновационной продукции в размере 30,7 млрд. руб. При этом доля инновационного сектора промышленности города увеличится с 4,0% в 2008 году до 21 % в 2010 году. С учетом рентабельности высокотехнологичного сектора промышленности на уровне 30% поступление налога на прибыль за 2008-2010 годы составит 723,6 млн. руб., а налог на доход физических лиц - 783,9 млн. руб. Таблица Экономические показатели Программы
7. Механизм управления программойУправление реализацией Программы выполняют Департамент науки и промышленной политики города Москвы и технический исполнитель, определяемый по результатам конкурса. Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются: - обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев для оценки и выбора тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и победителей конкурсов, формы контрактов и отчетов, процедуры мониторинга выполнения мероприятий Программы); - обеспечение участия в управлении реализацией Программой представителей федеральных органов исполнительной власти, а также представителей бизнеса и науки. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд, заключаемых с исполнителями мероприятий Программы. Отбор объектов и проектов мероприятий Программы и их исполнителей проводится на конкурсной основе. Государственный заказчик осуществляет размещение государственного заказа в порядке, установленном законодательством. Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим формируется организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы, который уточняется один раз в полгода на основе оценки результативности программных мероприятий, достижения целевых индикаторов, уточнения перечня проводимых мероприятий и выделяемых на их реализацию объемов финансовых ресурсов. Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от бизнес - сообщества, его потребностей в освоении технологий. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для государственного финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов Программы имеют сквозной характер и основываются на принципах объективности, компетентности и независимости. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается в сети Интернет. Финансирование строительства и реконструкции объектов, включенных в Программу, осуществляется в установленном порядке через главных распорядителей бюджетных средств, к ведению которых отнесены указанные объекты. Государственным Заказчиком Программы является Департамент науки и промышленной политики города Москвы. Руководитель Департамента несет персональную ответственность за реализацию Программы. Государственный заказчик Программы представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев т.г. и об ожидаемом выполнении за год. Департамент науки и промышленной политики города Москвы: - выполняет функции Главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на реализацию Программы; - разрабатывает проекты правовых актов города Москвы, необходимых для выполнения Программы, включая (при необходимости) проекты правовых актов Правительства Москвы по финансированию проектов и мероприятий Программы; - организует работу коллегиальных и экспертных органов, имеющих полномочия на рассмотрение вопросов, относящихся к реализации Программы; - осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд города Москвы в рамках реализации Программы во взаимодействии с Департаментом города Москвы по конкурентной политике; - согласовывает с исполнителями Программы сроки выполнения проектов и мероприятий, объемы и источники финансирования; - представляет по запросу префектур - информацию о ходе выполнения мероприятий Программы, проводимых на территориях округов; - готовит проекты соглашений (договоров) с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными организациями для подписания от имени Правительства Москвы, обеспечивает выполнение совместных мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств федерального бюджета и/или средств бюджета субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников, включая иностранные инвестиции; - несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает контроль за целевым использованием средств, выделяемых на ее реализацию, а также контроль за достижением значений целевых индикаторов Программы и значений аналитических показателей, предусмотренных Программой; - осуществляет мониторинг Программы на основе использования информационных технологий, подготавливает в установленные сроки отчеты о ходе ее реализации за отчетный год, об ожидаемом выполнении программных мероприятий в текущем году, а также о выполнении Программы за весь период ее реализации; - обеспечивает ежегодное формирование предложений по номенклатуре инновационной продукции для нужд городского хозяйства и социальной сферы для включения в Реестр продукции, поставляемой по государственному заказу для нужд города Москвы; - обеспечивает ежегодное формирование и выполнение Плана реализации Программы на очередной финансовый год, подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению состава и содержания программных мероприятий, представляет заявку на финансирование Программы из средств бюджета города Москвы, уточняет затраты по программным мероприятиям, корректирует механизмы ее реализации; - обеспечивает публикацию в средствах массовой информации и размещение в электронном виде информации о ходе реализации Программы, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении отбора проектов и мероприятий для реализации в рамках Программы, инвесторов, а также конкурсного отбора исполнителей государственных контрактов на выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. - ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и расходы на реализацию мероприятий Программы; - составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы; - подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году; - представляет статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом; - представляет доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств; - утверждает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы; - вносит предложения о корректировке мероприятий по реализации Программы либо о прекращении ее выполнения; С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации Программы, формируется Научно-координационный совет Программы, в состав которого входят видные ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества и органов исполнительной власти. Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет Департамент науки и промышленной политики города Москвы. Научно-координационный совет Программы осуществляет следующие функции: - вырабатывает предложения по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы; - рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы; - организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы; - подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации; - выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы; - рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости. Оперативное управление реализацией Программы и выполнения работ по организационно-техническому и научно-методическому сопровождению Программы осуществляет Технический исполнитель Программы - организация, определяемая на конкурсной основе, определяемая в соответствии с федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Технический исполнитель Программы осуществляет следующие основные функции: - собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы; - организует по поручению государственных заказчиков экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы; - организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям; - принимает участие в отборе (экспертизе), сопровождении и приемке отдельных этапов реализации мероприятий Программы; - участвует в сборе и экспертизе тематических годовых планов реализации мероприятий Программы; - готовит предложения по положениям о реализации мероприятий Программы; - внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом мероприятий Программы, информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в рамках обеспечения взаимодействия с Комплексной целевой программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. № 420-ПП: - формирует предложения и участвует в выполнении совместных работ по вовлечению субъектов малого предпринимательства в инновационный процесс на основе их взаимодействия с организациями науки и промышленности с использованием кластерных подходов, систем субконтрактации, современных методов продвижения инновационной продукции, работ и услуг при реализации Программы; - участвует в разработке предложений по формированию комплекса мер стимулирования субъектов инновационной деятельности, оказанию им косвенных мер поддержки; - участвует в мероприятиях по подготовке кадров по приоритетным направлениям инновационного и промышленного развития города Москвы; - участвует в координации деятельности инновационной инфраструктуры; - участвует в издании и распространении информационно-справочной литературы в целях государственной поддержки инновационной деятельности, проведении социологических опросов и мониторингов; - разрабатывает предложения по поддержке и реализации инициатив малых и средних инновационных предприятий, по формированию объединений кластерного типа, в интересах реализации научной промышленной деятельности в городе Москве. Департамент образования города Москвы: - формирует предложения и участвует в выполнении плана совместных работ по разработке проектов и мероприятий, направленных на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в инновационной сфере, включая: - разработку механизма взаиморегулирования рынков труда и образовательных услуг с учетом потребностей экономики города в квалифицированных кадрах; - разработку предложений по внесению изменений в законодательные акты РФ, обеспечивающие повышение уровня обучения, подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности. Контрольный Комитет города Москвы: - осуществляет мероприятия по защите земельно-имущественных комплексов субъектов инновационной деятельности от недружественного поглощения; - осуществляет работы по согласованию договоров бюджетного кредитования в части оценки ликвидности банковской гарантии или поручительства, а также соответствия финансово-экономических показателей, предусмотренных проектами Программы. Департаменты, комитеты и управления города Москвы - участвуют в выполнении Программы в соответствии с установленными полномочиями, а также согласно правовым актам Правительства Москвы в области государственного регулирования инновационной деятельности в городе Москве. Префектуры административных округов города Москвы: - осуществляют разработку и окружных Планов мероприятий по реализации Программы и формированию территориальной инновационной политики с учетом специфики организаций науки и промышленности округа и контроль за их выполнением; - создают Экспертные советы и/или Советы директоров для реализации на территории округов инновационной политики и мероприятий Программы и окружных программ инновационной деятельности; - формируют предложения по созданию на территории округа объединений кластерного типа, технопарков и т.п. по территориальному или отраслевому принципу с учетом приоритетов инновационного развития округа; - участвуют совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы в отборе (формировании) управляющих и специализированных организаций, осуществляющих управление во вновь создаваемых объектах инфраструктуры инновационной деятельности; - формируют предложения в ежегодный План реализации Программы на основе мероприятий окружных Планов, имеющих общегородское значение; - совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы определяют порядок их взаимодействия при реализации Программы; - участвуют в работе коллегиальных органов при обсуждении проектов и мероприятий, заявленных организациями науки и промышленности, инфраструктуры инновационной деятельности округа. Общественные объединения и организации: Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), Московская торгово-промышленная палата, Вольное экономическое общество России, Московская городская организация ВОИР, Совет ректоров вузов города Москвы и Московской области, другие объединения и организации вправе: - разрабатывать предложения по составу и содержанию программных мероприятий, формам и условиям предоставления средств бюджета города Москвы в процессе формирования Плана Программы на очередной финансовый год; - содействовать исполнению программных мероприятий в установленном порядке; - инициировать разработку и реализацию конкретных проектов и мероприятий в соответствии с приоритетами Программы; - содействовать расширению участия субъектов инновационной деятельности в Программе путем использования организационных и информационных возможностей своих организаций. Экспертным органом Программы является Экспертный совет по определению приоритетов развития науки и техники, проведению экспертизы и отбору научных продуктов инновационной направленности в городе Москве (МЭС). Для реализации Программы Департамент науки и промышленной политики города Москвы подготавливает и утверждает в установленном порядке положение об управлении реализацией Программы, которое определяет: - порядок взаимодействия исполнителей Программы; - порядок выработки предложений и принятия решений по тематике проектов и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы; - порядок разработки и утверждения конкурсной документации; - порядок формирования, функции и полномочия органов, создаваемых в системе управления Программой, а также порядок принятия решений; - порядок проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации мероприятий Программы; - порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы; - механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения; - процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей. В качестве основных форм управления реализацией Программы предусматриваются: - правовые акты города Москвы; - приказы и распоряжения руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы; - рекомендации и решения коллегиальных органов, созданных на основании правовых актов Правительства Москвы или приказов руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы. - принятие совместных решений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Московской области и других субъектов Российской Федерации; - заключение Правительством Москвы межрегиональных соглашений и соглашений с органами власти субъектов Российской Федерации и иностранных государств, предусматривающих совместные работы и долевое финансирование проектов в области науки и промышленности, в пределах своей компетенции; - управление долями города Москвы в имуществе субъектов научной и промышленной деятельности, инфраструктуры научной и промышленной деятельности; - принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и предпринимателей в рамках системы социального партнерства; - взаимодействие с префектурами административных округов города Москвы при реализации Программы; - публичное обсуждение проблем инновационной деятельности в целях выработки рекомендаций по внесению корректировок в Программу. Контроль за ходом реализации Программы, достижением целевых индикаторов ее выполнения, оценкой выполнения аналитических показателей, предусмотренных Программой, а также целевым расходованием средств бюджета города Москвы осуществляют: Департамент науки и промышленной политики города Москвы; Департамент экономической политики и развития города Москвы; Контрольно-счетная палата города Москвы. 8. Сроки и этапы реализации ПрограммыРеализация инновационного развития города Москвы планируется в два основных этапа. На первом этапе (2008 г.) реализуются мероприятия по нормативно-правовому обеспечению инновационного процесса в научно-промышленном комплексе в городе Москве, в том числе проводится инвентаризация субъектов инновационной деятельности, анализ их состояния, разрабатываются планы по созданию недостающих элементов. На втором этапе (2009 - 2010 гг.) проводится отработка методов и механизмов развития инновационной деятельности в городе Москве, осуществляется ее полномасштабная реализация. Начало реализации Программы - 2008 год. Окончание реализации Программы - 2010 год. Ежегодные Планы реализации Программы, разрабатываются на основе результатов анализа состояния инновационной деятельности и эффективности реализации инновационных проектов и программных мероприятий за отчетный финансовый год и прогнозных оценок развития инноваций в городе Москве на последующие годы. Ежегодный План рассматривается Объединенной коллегией по промышленной политике при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы в декабре месяце, предшествующем планируемому году, и утверждается приказом руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы. Сокращения, принятые в Программе:ВОИР - Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов ДВЭиМС - Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы ДГПРР - Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы ДИГМ - Департамент имущества города Москвы ДКП - Департамент по конкурентной политике города Москвы ДНиПП - Департамент науки и промышленной политики города Москвы ДогМ - Департамент образования города Москвы ДПиРМП - Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы ДЭПиР - Департамент экономической политики и развития города Москвы ДЭПТЭХ - Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы ДСМП Департамент семейной и молодежной политики города Москвы МКПП(р) - Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) МТПП - Московская торгово-промышленная палата МЭС - Экспертный совет по определению приоритетов развития науки и техники, проведению экспертизы и отбору научных продуктов инновационной направленности в городе Москве ФОИВ - федеральные органы исполнительной власти Термины и определенияДля целей настоящей Программы используются следующие определения: Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, связанная с осуществляемым государством комплексом организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие инновационной деятельности. В рамках инновационной политики органы государственной власти определяют цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Одним из способов влияния на общий инновационный процесс в стране является предоставление государством финансовых средств (фанты, государственные заказы и т.д.) Инновационная политика города Москвы - скоординированный комплекс мер органов государственной власти города Москвы, направленный на законодательное, экономическое, информационное, организационно-распорядительное обеспечение в области инновационной деятельности и учитывающий инновационную политику федеральных органов государственной власти, интересы субъектов науки и производства и приоритетные проблемы социально-экономического развития города Москвы. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках. Продукция инновационной деятельности - внедренные научно-технические или научно-технологические достижения, освоенные в производстве новые или усовершенствованные товары, услуги или технологические процессы. (Продукция считается инновационной до сохранения ею конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках). Инновационная система города Москвы - совокупность взаимодействующих на единых институциональных принципах субъектов инновационной деятельности и ее инфраструктуры, а также органов государственной власти города Москвы, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики. Инновационная система - система регулирования, координации и контроля инновационной деятельности. Приоритеты инновационного развития - наиболее важные (определяющие) направления инновационной деятельности для социально-экономического развития города Москвы и обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом уровне. Инновационный проект - увязанный по цели, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий разработку, производство и реализацию инновационной продукции. Субъект инновационной деятельности - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая инновационную деятельность. Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, учреждения высшего профессионального образования, инновационно-технологические центры, технологические парки, особые экономические зоны, центры коллективного пользования, фонды развития и другие специализированные организации), ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. Субъект инфраструктуры инновационной деятельности - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, оказывающая услуги по созданию, производству и реализации продукции инновационной деятельности. Инновационно-активные организации - организации, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности; - предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке. Инновационный потенциал - совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. К таким ресурсам относятся: - исследовательская база; - производственные помещения и мощности; - кадры, обладающие необходимой квалификацией; - научный задел, производственные технологии и т.п.; - финансовые средства для осуществления разработок и/или производства; - информационные ресурсы; - сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки. К инновационному потенциалу также относятся институциональные условия: нормативно-правовые акты (от муниципального до федерального уровня) финансового и социального характера. Инновационный процесс - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения. В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий: - исследования и разработки; - освоение в производстве; - изготовление; - содействие в реализации, применении, обслуживании; - утилизация после использования. Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность. Инновационный центр - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления. Меры поддержки инновационной деятельности - совокупность законодательных, экономических и организационных действий органов государственной власти города Москвы, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Грант - целевая бюджетная субсидия, предоставляемая в целях возмещения расходов на проведение научных исследований, обучение, внедрение проекта и т.д. Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации. Кластер - сеть независимых географически локализованных производственных и/или сервисных компаний (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Научно-техническая деятельность - деятельность, включающая в себя проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространение и применение результатов. Научные исследования (научно-исследовательские работы) (НИР) - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными. Опытно-конструкторские работы (ОКР) - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии). Разработка - деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции, технологий включает в себя проведение опытно-конструкторских (при создании продукции) и опытно-технологических работ (при создании материалов, веществ, технологий). Технологический парк (технопарк, ТП) - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров. ТП является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение. Технологический кластер - совокупность организаций, расположенных на одной ограниченной территории и связанных производственными связями. Центр коллективного пользования - центр услуг, где малым и средним предприятиям предоставляется возможность использования новых технологий в производстве посредством коллективного пользования оборудованием. Центр трансфера технологий - структурное подразделение организации, обладающей инновационными разработками либо самостоятельное юридическое лицо, основная задача которого - коммерциализация разработок, создаваемых в материнских организациях (соответственно, в организациях, которым он оказывает услуги). Решаемые вопросы: финансовые, экономические, маркетинговые, по внешнеэкономической деятельности. Кластерная политика города Москвы - политика города Москвы по объединению организаций науки, промышленности, других субъектов инновационной деятельности, которые своей целью имеют выпуск высокотехнологичных родственных продуктов или услуг.
|