РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наставление нивелировщику при изысканиях автомобильных дорог.МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА Государственный проектный
институт НАСТАВЛЕНИЕ НИВЕЛИРОВЩИКУ Введено
в действие с 1/II-1962г. г. Москва – 1962г. ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее наставление предназначено для работников изыскательских партий и отрядов, выполняющих изыскания автомобильных дорог. Наставление разработано в развитие соответствующих пунктов "Инструкции по топографо-геодезическим работам при изысканиях автомобильных дорог", пересоставленной Союздорпроектом в 1961г. С выходом настоящего наставления отменяется "Наставление нивелировщику при производстве изысканий автомобильных дорог" /Дориздат 1952г./ Наставление согласовано Главтранспроектом Минтрансстроя СССР /письмо 3002/53 от 26/I-1962г./. Все замечания и пожелания, которые возникнут при пользовании наставлением, просят направлять по адресу: г. Москва, Софийская набережная, дом 34, Технический отдел Союздорпроекта. Содержание I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ§ 1. Нивелирование является составным элемент» геодезических работ при изысканиях автомобильных дорог и выполняется для определения высотных отметок местности. § 2. В задачи нивелировщика входят: Нивелирование трассы, поперечников, склонов местности, продольных уклонов суходолов, ручьев и рек, гидростворов, морфостворов, живых сечений водотоков в том числе под существующими мостами, пересекаемых инженерных сетей и коммуникаций, нивелирование для решения водоотвода, увязка с нивелирными ходами соседних партий, а также передача при необходимости/ высотных отметок от государственной нивелирной опорной сети на трассу. § 3. Нивелировочные работы осуществляются звеньями в составе старшего техника или техника, назначаемых не состава изыскательской партии отряда и необходимого количества рабочих. § 4. В обязанности нивелировщика, кроме выполнения задач, перечисленных в § 2, входят: - приемка инструмента и наблюдение 88 его сохранностью, причем до вые8да на полевые работы нивелировщик участвует в отборе геодезического инструмента, с которым ему предстоит работать; - заполнение нивелировочных журналов; - ведение табеля; - камеральная обработка материалов. Нивелировщик выполняет также отдельные поручения начальника партии отряда. II. ИНСТРУМЕНТЫ§ 5. По прибытии в район изысканий руководитель звена ст. техник, /техник/ получает от начальника партии /отряда/ под расписку инструменты и имущество, необходимые для работы:
Нивелиры§ 6. Нивелир состоит ив подставки, опирающейся на штатив и прикрепляемой в нему посредством станового винта; уровня для приведения инструмента в горизонтальное положение и зрительной трубы /с увеличением не менее 80 крат/ для взятия отсчетов по рейке. Для возможности определения расстояний зрительные трубы, как правило, снабжены нитяным дальномером. Кроме того, нивелиры снабжены приспособлениями для наведения на рейку, для закрепления зрительной трубы, а также для исправления нарушений юстировки инструментов. Схема нивелира приведена на рис. 1.
Рис. l Схема нивелира 1. Зрительная
труба. 2. Визирная ось. 3. Сетка нитей трубы. 4. Ось вращения инструмента. § 7. Нивелиры подразделяются на следующие типы: 1. глухие /НГ, HB-1 и др./; 2. глухие с поворотной трубой /полуглухие/; 3. со свободной /перекладной/ трубой /НТ, "Геофизикаи, "Геодезия" и др./: а/ с уровнен при подставке, б/ с уровнем при трубе; 4. с самоустанавливающейся линией визирования /НС-3, НСМ-2, НЗК/; 5. с наклонным лучом визирования /НЛ-3/. Наиболее совершенны те системы нивелиров, у которых обеспечена надежная связь трубы с уровнем, а все части инструментов лучше защищены от внешних влияний. § 8. У глухих нивелиров зрительная труба наглухо прикреплена к вертикальной оси вращения инструмента. В работе глухие нивелиры последних систем удобны тем, что позволяет одновременно вести отсчеты по рейке и наблюдать за положением уровня. § 9. У полуглухих нивелиров труба соединена с вертикальной осью вращения так, что, кроме поворота вокруг этой оси, она может поворачиваться на 180° вокруг своей геометрической /горизонтальной/ оси. Для окончательной установки в горизонтальное положение имеется элевационный винт. Уровень наглухо /сбоку/ прикреплен к трубе. § 10. У нивелиров со свободной /перекладной/ трубой к вертикальной оси вращения прикреплены вилкообразные подставки /лагеры/, на которые опирается труба своими кольцеобразными выступами /цапфами/. Трубу можно вынуть и переложить в лагерях или, не вынимая ее из лагер, повернуть вокруг геометрической оси на 180° /поворот в лагерах/. Трубу можно также переложить и повернуть в лагерах на 180°. Наиболее распространенный тип нивелира с перекладной трубой - нивелир с уровнем при подставке. § 11. Нивелиры с самоустанавливающейся линией визирования /с призменным, линзовым или зеркальным компенсатором/ выгодно отличаются от обычных нивелиров тем, что требуют меньшей затраты времени на установку, так как нивелировщик приводит нивелир в горизонтальное положение по уровню малой точности /с ценой деления порядка 2′-10′/ Окончательное приведение линий визирования в горизонтальное положение выполняется автоматически, упомянутыми компенсаторами. § 12. Нивелир с наклонным лучом позволяет непосредственно отсчитывать превышения до 20 м с одной стоянки, что удобно в сильно пересеченной местности. Однако шкала, по которой делается отсчет превышений, ограниченно освещена, что значительно сужает область его применения, особенно при нивелировании в лесу, а также в пасмурную погоду. Рейки нивелировочные§ 13. При нивелировании применяются цельные или составные /раздвижные, складные/ рейки, обычно длиной 3 и 4 м. На цельных рейках деления и цифры наносятся с обеих сторон. На одной стороне деления и цифры черные /счет их идет от нуля, совпадающего с пяткой рейки/, на другой стороне - красные /отсчет ведется от условного горизонта/. У составных реек деления и цифры наносятся обычно только на одной стороне и цвет их меняется через каждый метр. Обычно нивелировочные рейки имеют сантиметровые деления и отсчет по ним производится с точностью - 1 см; целесообразно также применение реев с дециметровыми делениями /рис. 2/. Ори нивелировании трассы с повышенной точностью /см. ниже §§ 41, 42/ отсчеты берутся с точностью - 1 мм.
Рис. 2 Рейки нивелировочные. а). Рейка с сантиметровыми делениями. б); Рейка с дециметровыми делениями Для работ с повышенной точностью применяются рейки, снабженные круглым уровнем или отвесом для установки в вертикальное положение. Башмаки нивелировочные§ 14. Башмаки нивелировочные предназначаются для установки на них рейки при нивелировании крутых подъемов и спусков по методу «иксовых» точек или при привязках к государственным маркам и реперам без забивки кольев. Башмаки нивелировочные изготовляются из листового железа толщиной 3-5 мм в виде равнобедренных треугольников или квадратов (пластин) с шипами для вдавливания в землю и специальным выступом, на который ставится рейка (рис. 3). Башмаки снабжены скобами-рукоятками для удобства переноски. Установка башмака (с вдавливанием шипов в грунт) производится путем надавливания ногой рабочего
Рис. 3 башмаки нивелировочные. 1. Выступ для установки рейки. 2. Рукоятка. 3. Шипы. Приемка инструментов§ 15. Приемка инструментов осуществляется нивелировщиком перед выездом на полевые работы. В процессе приемки устанавливается комплектность и годность к работе всех инструментов и рабочего инвентаря. § 16. При приемке нивелира, детальным осмотром устанавливается наличие всех его частей, их исправность и пригодность для работы. Нивелиры должны удовлетворять следующим требованиям: - становой и подъемные винты, а также зажимной и микрометренный винты, должны плавно вращаться в гнездах я не быть погнутыми. Необходимо, чтобы зажимные винты надежно закрепляли соответствующие части инструмента, а микрометренный винт не имел мертвого хода; - подставка труба должна свободно вращаться вокруг вертикальной оси; - уровень должен прочно соединяться с инструментом, а его винты - быть исправными; - толщина нити сетки зрительной трубы должна быть такой, чтобы на расстоянии 200 м нить покрывала не более половины сантиметрового деления на рейке /этот дефект устраняется на заводе-изготовителе/; нити должны быть прямыми и ровными, т.е. казаться резко черными, а на стекле, на котором нарезана сетка, не должно быть грязи и пыли; - диафрагма с сеткой нитей должна быть прочно закреплена исправительными винтами; - труба должка давать ясные, четкие, правильные и неокрашенные изображения; - при наведении на резкость вращением кремальерного винта, изображение рейки не должно перемещаться в вертикальной плоскости; - окулярная трубочка должна плавно передвигаться в окулярном колене. § 17. Деревянные части штата не должны иметь трещин; наконечники, служащие для втыкания в землю при установке инструмента, должны быть прочно закреплены на концах ног; крепление ног к головке штатива должно быть надежным. § 18. При приемке нивелира определяются оптические качества трубы и коэффициент дальномера. а/ Для определения оптических качеств трубы устанавливают, в расстоянии около 50 м от инструмента в хорошо освещенном месте, доску с наклеенной белой бумагой, на которой начерчены черные квадраты со сторонами около 40 мм и круги такого же диаметра. Установив трубу на нормальную резкость изображения, рассматривают эти фигуры. Если сохраняется правильность конфигураций, четкость линий при слабом голубовато-фиолетовом оттенке на краях, то оптика трубы хорошего качества;. При недостаточно хорошем качестве оптики трубы фигуры будут казаться искаженными, на краях покажется сероватый оттенок или они будут окружены красной, желтой, либо зеленой каймой. Такой нивелир для работы не принимается. б/ Коэффициент дальномера /К/ определяется отношением числа сантиметровых делений на рейке /отсекаемых крайними нитями дальномерной сетки зрительной трубы/ к отмеренному лентой на равнинном участке местности расстоянию, равному 100 м. При коэффициента дальномера, отличавшейся от 1, расстояние определяется путем умножения величины "К" на число сантиметровых делений, отсеченных нитями на рейхе. § 19. Нивелировочные рейки должны удовлетворять следующим требованиям: - деления на рейке должны быть нанесены точно и не должны отличаться друг от друга более чем на 1/20 величины деления; правильность длины реек и нанесения делений проверяются компарированной стальной рулеткой. - деления и цифровые обозначения должны быть четкими; - концы реек должны быть правильно и надежно окованы; - составные рейки должны свободно раздвигаться /или откидываться на шарнирах/ и надежно скрепляться имеющимися для этого приспособлениями; - рейки не должны быть покороблены, иметь погнутости, перекоса, трещин и других изъянов и повреждений; - раздвижные рейки должны иметь надежное винтовое крепление. § 20. Башмаки нивелировочные не должны быть, погнуты. При приемке проверяется наличие и прочность заделки шипов и выступа в металлическую пластину и наличие скоб. Поверки нивелиров§ 21. Перед началом, а также в процессе полевых работ, нивелировщик обязан выполнять поверки нивелира. Поверки подразделяются на ежедневные и периодические. К ежедневный поверкам нивелиров всех типов относятся поверки уровней. К периодическим - поверка параллельности визирной оси трубы и продольной оси цилиндрического уровня и другие. Полный комплекс поверок, выполняется песен началом работ, по прибытии инструментов на базу партии /отряда/, а также после тяжелых условий транспортировки или резких сотрясений инструмента. § 22. Основное требование, предъявляемое ко всем нивелирам, состоит в том, чтобы визирная ось трубы была параллельна оси уровня и перпендикулярна к оси вращения инструмента. Для равных типов нивелиров поверки различны; в приложении № 1 приведены поверки для наиболее распространенных систем: НТ, НГ, HB-I, НСМ. Правила обращения и хранения инструментов§ 23. Нивелир, как и всякий геодезический инструмент, требует бережного обращения и тщательного ухода. При работе с ним следует избегать резких движений и встряхиваний, нарушающих правильное положение составных частей. Нельзя прилагать физические усилия при затруднении движения иди вращения какой-либо части инструмента, а следует устранить причину затруднения. Закрепительные винты следует вращать плавно и не допускать закрепления "намертво". Приступать к работе следует при нормальном положении подъемных и микрометренных винтов, т.е. примерно на середине их хода. Становой винт не следует затягивать слишком туго, так как это отражается на свободном ходе подъемных винтов. При переноске инструмента на новую стоянку, на штативе предварительно закрепляют подставку, затем ослабляют зажимные винты штатива - "барашки" /при наличии/ и инструмент переносится, по возможности, в вертикальном положении, прижатым к плечу рабочего. У нивелиров со свободной /перекладной/ трубой, последняя вынимается из лагер подставки и переносится самим нивелировщиком. При извлечении инструмента из ящика или укладке в ящик следует брать нивелир за подставку, но не за трубу. Инструмент необходимо содержать в чистоте. После работы перед укладкой в ящик нивелир протирают мягкой полотняной тряпочкой для удаления пыли и влаги; стеклянные поверхности сначала обмахивают мягкой кисточкой, а затем без излишнего нажима протирают чистой замшей. Все трущиеся части /оси, винты/ в умеренном количестве регулярно смазывают костяным маслом, а деревянные части штатива - животным салом. Разборка нивелира разрешается только при крайней необходимости и производится в соответствии с указаниями по уходу за геодезическими инструментами. При хранении инструмента надо оберегать его от сырости, пыли, грязи и резких колебаний температуры. При переездах на автомобилях или подводах рабочие должны держать ящик с нивелиром на коленях, а рейки и штативы укладывать в кузов автомобиля /на подводу/ в продольном направлении, подложив под них солому или сено. § 24. При нивелировании необходимо следить за чистотой пятки рейки. Запрещается ударять пяткой рейки о твердые предметы. Кладя рейку на землю, необходимо следить, чтобы она лежала, всей своей длиной на ровной поверхности и не гнулась. При переноске реек по трассе необходимо следить, чтобы сторона рейки, на которой нанесены деления и цифры, не прикасались к веткам и другим предметам, во избежание стирания окраски. § 25. Стальные рулетки подвержены ржавчине, поэтому при работе в сырую погоду необходимо по возвращении на стоянку немедленно развернуть рулетку, тщательно вытереть ее и промывать керосином. Промазку керосином или машинным маслом необходимо время от времени повторять при длительном хранении. Стальные рулетки ломаются от небрежного обращения, поэтому нельзя допускать образования петель. При измерении по существующим дорогам необходимо убирать рулетку во время прохождения транспорта. Тесьмяные рулетки легко портятся от влаги, поэтому мокрую рулетку надо перед свертыванием в кобуру тщательно вытереть, а затем при первой возможности вытянуть тесьму из кобуры и развесить в тёплом помещении или на воздухе в солнечную погоду для просушки. § 26. При перевозке от основной базы к месту полевых работ инструменты тщательно упаковываются в ящики, в которые кладут стружки или солому. Рейки и штативы перевозятся в крепко упакованных связках, обернутых рогожей; у штативов при этом снимаются или накрепко затягиваются становые винты. На стоянке партии ящики с нивелиром следует держать в жилом помещении. Рейки и штативы хранятся в вертикальном или слегка наклонном положении в кладовой или сарае. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ§ 27. Рабочие звенья, осуществляющие нивелирование трассы, поперечников, уклонов догов, рек и др. организуются в следующем составе: а/ Звено I нивелира Старший техник - 1 Рабочие III разряда - 3 /1 для подноски инструмента и 2 реечника/. б/ Звено II нивелира Техник - 1 Рабочие III разряда - 3 /1 для подноски инструмента и 2 реечника/. § 28. Кроме того, по условиям техники безопасности, в каждое звено добавляются рабочие в количестве, зависящем от обстановки: - при изысканиях на существующих автомобильных дорогах - для регулирования автомобильного и прочего движения; - в местах, опасных для изыскателей /оползни, обрывы, крутые косогоры, зоны осыпей, обвалов и т.п./ для сигнализации, поддерживания на веревках и т.п. § 29 Перед началом работ в поде руководитель эвена обязан ознакомить рабочих с общим порядком работ, правилами техники безопасности и сигнализации, обучить способу производства работ и бережному обращению с инструментом. § 30. Связь нивелировщика с исполнителями других видов изыскательских работ, а также первого и второго нивелировщика между собою, осуществляется путем оставления записок на заменках или пикетных кольях. § 31. Руководитель звена I нивелира ежедневно ведет полевой табель нивелировочных работ обоих нивелировщиков куда заносит сведения о характере и объеме проделанной работы, а также о рабочих и использованном транспорте. IV. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НИВЕЛИРОВАНИЯУстановка нивелира на стоянке правила визирования и производства отсчетов§ 32. Место для установки инструмента выбирают с таким расчетом, чтобы видны были все нивелируемые с данной стоянки точки и чтобы расстояния до связующих точек были приблизительно одинаковыми. При значительном уклоне местности "плечи" вынужденно будут неравными и инструмент устанавливается с таким расчетом, чтобы со стоянки можно было охватить наибольшее превышение. § 33. Штатив с прикрепленным нивелиром устанавливается предварительно так, чтобы труба инструмента приняла примерно горизонтальное положение. Затем, закрепив винты - "барашки" штатива (при наличии их), установку нивелира уточняют, нажимая ногой на выступы башмаков штатива, после чего, следя за уровнем и пользуясь подъемными винтами, приводят инструмент в горизонтальное положение. Если пузырек уровня при вращении инструмента на любой угол не сходит с середины, то это означает, что инструмент приведен в рабочее состояние, при котором можно производить визирование и брать отсчеты по рейке. § 34. Визирование, т.е. наведение креста нитей, зрительной трубы на рейку, производится сначала на глаз, а затем уточняется микрометренным винтом. Наведение на резкость изображения производится с помощью кремальерного винта. При визировании и взятии отсчетов по рейке браться за трубу руками не следует. § 35. При отсчете по рейке определяется вертикальное расстояние в сантиметрах или миллиметрах в зависимости от точности нивелирования от низа /нуля/ рейки до линии визирования, проходящей через среднюю горизонтальную нить сетки. Количество метров, дециметров и сантиметров определяется по числовым надписям и полным делениям на рейке, а части сантиметрового деления оцениваются в миллиметрах /или сантиметрах - при дециметровых делениях/ на глаз. Разница отсчетов по рейкам, поставленным в двух различных точках местности, определяет превышение одной точки над другой. § 36. Кроме определения превышений на местности нивелировщик определяет расстояния по нитяному дальномеру зрительной трубы, выявляя грубые просчеты пикетажиста /на величину порядка мерной ленты/, а также в сомнительных местах. При этом отсчеты по рейке читают и записывают по верхней и нижней нитям, умножая разность отсчетов на коэффициент дальномера. Порядок нивелирования§ 37. Порядок нивелирования на каждой стоянке инструмента следующий: Сначала нивелировщик берет отсчет по задней рейке, установленной на связующей точке: отсчет записывается в журнал. Затем нивелировщик берет отсчет по передней рейке, установленной на другой связующей точке; отсчет записывается в журнал. После этого нивелировщик подает сигнал заднему реечнику, который последовательно ставит рейку на все промежуточные точки, сообщая голосом их пикетажное положение /например, при нивелировании трассы: "плюс 14; плюс 35 и т.д."/, а нивелировщик берет отсчеты по рейке, записывая их в журнал /в графу "промежуточный отсчет"/, пока задний реечник не дойдет до переднего реечника; последний все это время остается на своей связующей точке, не снимая рейки. Затем нивелировщик переходит с инструментом на новую стоянку, а задний реечник, минуя переднего, переходит и устанавливает рейку на новую связующую точку впереди инструмента. В дальнейшем этот порядок повторяется. Запрещается заднему реечнику переходить на место переднего реечника. Для ускорения работы и контроля за реечниками рекомендуется нивелировщику перед выходом на работу выписать не пикетажного журнала все плюсовые точки и расположение реперов. § 38. Рабочий ставит рейку на забитую точку, полку репера или выступ нивелировочного башмака /при нивелировке по "иксовым" точкам/, держа рейку обеими руками перед собой в вертикальном положении и слегка покачивая ее с переводом через отвесное положение, для того, чтобы наблюдатель у инструмента смог уловить наименьший отсчет, соответствующий строго вертикальному положению рейки. При привязке к марке, в отверстие последней вставляется шпилька, на которую ставится рейка. В случаях, если марка расположена выше горизонта визирования, к шпильке подвешивается специальная реечка, по которой производится отсчет, либо к шпильке прикладывают обычную рейку нулем вверх. В последнем случае необходимо обратить внимание на правильность взятия отсчета. § 39. Для связи нивелировщика с реечником применяется следующая сигнализация: - горизонтальное движение рукой в ту сторону, куда надо наклонить рейку; - венах рукой of себя юга в себе, разрешающий переход реечника на следующую точку. Точность нивелирования§ 40. При нивелировании трассы в условных отметках расхождение в превышениях по обоим нивелирам допускается не более 2 см на пикете при общей допустимой невязке хода , где L - длина хода в километрах. Отсчет по рейкам округляется до 1 см. § 41. При передаче абсолютных отметок от государственной нивелирной сети на трассу нивелирование производится двойное с допустимой невязкой мм. Отсчет по рейкам берется с точностью 1 мм. § 42. При проложении трассы в пределах городов, рабочих поселков; территорий, затапливаемых вследствие сооружения ГЭС; территорий, на которых проводятся ирригационные или мелиоративные работы и пр., где потребуется увязка отметок проектируемой дороги с системой отметок планируемой территории населенного пункта, затопляемой или осушаемой местности; а также - на больших мостовых переходах, при передаче отметок е водомерных постов к трассе и нивелировании уклонов равнинных рек, допустимая невязка не должна превышать мм /при этой точности нивелирования отсчеты по рейке берутся с точностью до 1 мм/. V. НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРАССЫ§ 43. Нивелирование трассы производится для определения превышений между точками, обозначающими их пикетное положение, и между характерными переломными точками местности. Нивелирование может быть одиночное или двойное. § 44. Одиночное нивелирование производится с применением двухсторонних реек, либо с изменением горизонта инструмента, применением контрольных точек или двойным ходом в прямом в обратном направлениях. § 45. При двойном нивелировании работа между I и II нивелировщиками распределяется следующим образом: I-й нивелировщик производит нивелирование пикетных и переломных /плюсовых/ точек трассы; привязку трассы к временным и постоянным реперам и маркам, а также к ходам смежных изыскательских партий; нивелирование для решения водоотвода; нивелирование живых сечений водотоков под мостами /при ходах по существующей дороге/. II-й нивелировщик осуществляет контрольное нивелирование по связующим точкам трассы и контроль всех привязок, а также нивелирование поперечников, пересекаемых сетей и коммуникаций, живых сечений, морфостворов, гидростворов и уклонов тальвегов и рек, причем эти работы могут производиться независимо от нивелирования трассы. § 46. Нивелирование, как правило, должно производиться из середины, при нормальных расстояниях от инструмента до рейки на связующих точках 100 м, с возможным увеличением расстояния до 150 м в условиях благоприятной погоды. Стоянки инструмента могут располагаться на трассе, а также в стороне от нее. § 47. Связующими точками могут служить пикеты или плюсы трассы. Все временные и постоянные реперы и марки, находящиеся в непосредственной близости от трассы, обязательно должны являться связующими точками. Если репер пропущен нивелировщиком или не был поставлен заблаговременно, то к нему делается отдельный привязочный ход. В случае привязки к маркам и реперам государственной нивелирной сети, удаленным от трассы, делаются специальные нивелировочные хода. § 48. Если с одной стоянки не удается взять превышения между соседними пикетными точками, то нивелирование производится по "иксовым" точкам, и пикетные точки в этих случаях могут быть промежуточными. Иксовыми точками может служить любой устойчивый предмет /пень, крупный камень, цоколь здания и т.п./, специально забитая точка или переносный нивелировочный башмак. § 49. При нивелировании трассы нивелировщик обязан следить за правильной порядковой нумерацией пикетов, проверять расстояния между ними шагами при переходе со стоянки на стоянку, или же определять расстояния до пикетов /а в сомнительных случаях и до плюсовых точек/ по дальномеру. § 50. I-й нивелировщик обязан следить за достаточностью точек на трассе, характеризующих рельеф местности. При пропуске пикетажистом характерных точек на местности нивелировщик должен занивелировать пропущенные точки, замерив расстояние от них до ближайшего пикетного колышка. Обо всех обнаруженных пропущенных и дополнительно взятых точках нивелировщик в тот же день сообщает пикетажисту для внесения соответствующих дополнений и изменений в полевые документы. § 51. Отметки связующих точек /с подведением постраничных итогов задних и передних взглядов/ вычисляются нивелировщиками в поле, в процессе нивелирования, обычно в то время, когда подносчик инструмента устанавливает нивелир на очередной стоянке. I-й и II-й нивелировщики вычисляют отметки связующих точек раздельно. Отметки сравниваются после окончания дневной нивелировки, вечером - на стоянке партии. § 52. При обнаружении недопустимой невязки в превышениях между связующими точками по I-му и II-му нивелиру, контрольное нивелирование производит II-й нивелировщик, причем, если ошибка была допущена I-м нивелировщиком, то контрольным ходом проверяются также и все промежуточные плюсовые точки на участке обнаруженной ошибки. § 53. Во время нивелирования необходимо следить за тем, чтобы точки, на которые ставятся рейки, были забиты в уровень с поверхностью земли, верх кольев был срезан горизонтально и не был размочален при забивке. Наклонно-срезанные и размочаленные точки подлежат замене в процессе нивелирования звеном I-го нивелировщика. § 54. Нивелировка при перерывах в работе должна заканчиваться на реперах, а при их отсутствии - отсчетами не менее чем на две надежные точки /на скалах, пнях деревьев и т.п./ или на трех специально забитых в стороне от трассы колышках, диаметром 6-8 см и длиной 30-40 см. После перерыва работу начинают от этих точек, захватив также две последние связующие точки по трассе, сравнивая превышения между ними, полученные до и после перерыва. Если окажется, что превышение между двумя последними связующими точками трассы изменилось больше чем на 2 см, т.е. произошло нарушение забитых связующих точек, то дальнейшее нивелирование по трассе производится от контрольных точек на постоянных предметах. Если же нарушения не было, то нивелировка продолжается от последнего /связующего/ пикета трассы. § 55. В местах примыкания вариантов к трассе основного хода и на стыках смежных партий должно быть занивелировано по каждому из ходов не менее трех общих точек. § 56. Свою работу в поле первый нивелировщик ведет независимо от работы второго нивелировщика. § 57. Нивелировщикам во время нивелирования запрещается: - сверять превышения; - пользоваться общими рейками; - располагать стоянки инструмента вблизи друг от друга. VI.
ПРИВЯЗКА ТРАССЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
|
Начат 15 июня - 1961г. Окончен 28 июня 1961г. |
Инструмент: Глухой НГ № 1184 |
Техник – Петров
Начальник изыскательской партии - Ермилов
Нашедшего журнал просьба отослать по следующему адресу: Москва, Софийская наб. 34 "Союздорпроект"
Наблюдал Петров 17/VI-1961 г.
Пикет и плюс |
Отсчеты по рейке |
||||
Читанные |
Средние |
||||
Задний |
Промежуточный |
Передний |
Задний |
Передний |
|
Рп № 1 |
1908 |
|
|
|
|
пк 0 |
|
0860 |
|
|
|
+14 |
|
0450 |
|
|
|
+60 |
|
2,840 |
|
|
|
+89 |
|
2580 |
|
|
|
+91 |
|
2390 |
|
|
|
+93 |
|
1870 |
|
|
|
+99 |
|
1735 |
|
|
|
пк 1 |
|
1610 |
|
|
|
+8 |
|
2070 |
|
|
|
+10 |
|
2010 |
|
|
|
пк 1+I7 |
0034 |
|
1950 |
|
|
+62 |
|
1965 |
|
|
|
пк 2 |
0613 |
|
2562 |
|
|
+33 |
|
1120 |
|
|
|
+34 |
|
0860 |
|
|
|
+40 |
|
0890 |
|
|
|
+42 |
|
1370 |
|
|
|
+80 |
|
1930 |
|
|
|
+86 |
|
1645 |
|
|
|
пк 3 |
|
|
1708 |
|
|
|
2555 |
-3665 |
6220 |
|
|
Примечание: Записи отсчетов с точностью до 1 мм ведутся или при привязке к реперам и маркам государств ведутся с точностью до 1 см.
Вычислял 17/VI-1961 г.
Превышения. |
Горизонт инструмента, м |
Отметки м |
Исправленные отметки, м |
Увязанные отметки, м |
Примечание |
|
+ |
- |
|||||
|
|
229,296 |
|
|
227,388 |
РП I на |
|
|
|
|
|
228,436 |
|
|
|
|
|
|
228,846 |
|
|
|
|
|
|
226,456 |
|
|
|
|
|
|
226,716 |
|
|
|
|
|
|
226,906 |
|
|
|
|
|
|
227,426 |
|
|
|
|
|
|
227,561 |
|
|
|
|
|
|
227,686 |
|
|
|
|
|
|
227,216 |
|
|
|
|
|
|
227,286 |
|
|
42 |
227,380 |
|
|
227,346 |
|
|
|
|
|
|
225,415 |
|
|
2528 |
225,431 |
|
|
224,818 |
|
|
|
|
|
|
224,311 |
|
|
|
|
|
|
224,571 |
|
|
|
|
|
|
224,541 |
|
|
|
|
|
|
224,061 |
|
|
|
|
|
|
223,501 |
|
|
|
|
|
|
223,786 |
|
|
1095 |
|
|
|
223,723 |
|
|
-3665 |
|
|
|
-3,665 |
|
при нивелировании участков трассы с повышенной точностью венной опорной сети. В остальных случаях записи отсчетов
Оглавление
Титульный лист |
1 |
|
Нивелировка трассы с пк 0 по пк 127 |
2-35 |
|
Всего в журнале 100 стр., из них заполнено 35 стр. |
|
|
30/VI -1961г. |
Подпись |
/Петров/ |
Минтрансстрой СССР
Главтранспроект
Союздорпроект
_____________филиал
Трасса_____________
Участок____________
партия № __________
Начат 20/VI-1961г. Окончен 23/VII-1961г. |
Техник – Жуков Начальник изыскательской партии - Ермилов |
Нашедшего журнал просьба отослать по следующему адресу: Москва, Софийская наб. 34 "Союздорпроект"
20/VI-1961 г. Наблюдал Жуков |
20/VI-1961 г. Вычислял Баранова |
пк,+ и расстояние, от трассы, м |
Отсчеты по рейке |
Горизонт визирования, м |
Отметка, м |
Примечание |
|||
Влево |
Вправо |
Задний |
Передний промежуточный |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Поперечник на пк 332 |
|
|
|
|
|||
пк 332 |
|
105 |
|
391,55 |
390,50 |
|
|
10 |
|
|
227 |
|
389,28 |
|
|
20 |
|
|
254 |
|
389,01 |
|
|
|
10 |
|
160 |
|
389,95 |
|
|
|
20 |
|
116 |
|
390,39 |
Линия ограды |
|
Поперечник на пк 332 + 80 |
|
|
|
|
|||
пк 332 + 80 |
|
188 |
|
|
385,52 |
|
|
|
|
|
|
|
397,35 |
|
|
5 |
|
|
217 |
|
395,18 |
|
|
8 |
|
|
262 |
|
394,73 |
|
|
14 |
|
|
264 |
|
394,71 |
|
|
20 |
|
|
306 |
|
394,29 |
|
|
|
5 |
|
207 |
|
395,28 |
|
|
|
7 |
|
257 |
|
394,78 |
|
|
|
10 |
|
155 |
|
395,80 |
Линии связи |
|
|
25 |
|
102 |
|
396,33 |
Линия ограждения |
|
Поперечник на пк 333 |
|
|
|
|
|||
пк 333 |
|
111 |
|
394,89 |
393,78 |
|
|
10 |
|
|
125 |
|
393,64 |
|
|
20 |
|
|
120 |
|
393,69 |
|
|
пк 333 |
|
360 |
|
397,38 |
393,78 |
Косогор |
|
|
10 |
|
221 |
|
395,17 |
|
|
|
20 |
|
022 |
|
397,16 |
|
|
Оглавление
Титульный лист |
1 |
|
Нивелировка трассы с пк 265 по пк 538 |
2-85 |
|
Всего в журнале 100 стр., из них заполнено 85 стр. |
|
|
23/VI -1961г. |
Подпись |
/Жуков/ |
Союздорпроект
_____________филиал
Участок____________
партия № __________
Начат ____________ Окончен __________ |
Техник ________________________________ Начальник изыскательской партии ________ |
Нашедшего журнал просьба отослать по следующему адресу:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7/VII-1961 г. Ватерпасовку производил Иванов
пк 73 + 00 |
Отметка 110,00 |
||||||
Лево |
Право |
||||||
Расстояния |
+ - |
Превышения |
Отметка |
Расстояния |
+ - |
Превышения |
Отметка |
2 |
+ |
1,10 |
111,10 |
2 |
- |
1,05 |
108,95 |
2 |
+ |
1,00 |
112,10 |
2 |
- |
1,15 |
107,80 |
2 |
+ |
0,90 |
113,00 |
2 |
- |
1,30 |
106,50 |
2 |
+ |
0,80 |
113,80 |
2 |
- |
1,30 |
105,20 |
2 |
+ |
1,00 |
114,80 |
2 |
- |
1,50 |
103,70 |
2 |
+ |
1,00 |
115,80 |
2 |
- |
1,10 |
102,60 |
2 |
+ |
1,50 |
117,30 |
2 |
- |
1,10 |
101,50 |
2 |
+ |
1,70 |
119,00 |
2 |
- |
1,10 |
100,40 |
2 |
+ |
1,30 |
120,30 |
2 |
- |
1,05 |
99,35 |
Оглавление
Титульный лист |
1 |
|
Нивелировка трассы с пк 70 по пк 115 |
2-23 |
|
_______________________________________________________________________________ |
||
_______________________________________________________________________________ |
||
Всего в журнале 100 стр., из них заполнено 58 стр. |
|
|
14/VI -1961г. |
______________ подпись |
|
СОЮЗДОРПРОЕКТ ____________филиал |
Автомобильная дорога ___________________ Участок _______________________________ |
№№ связующих точек |
Неисправленные отметки |
Разница отметок I и II нивелиров |
Превышения |
По какому нивелиру принято превышение |
исправленные отметки |
Примечание |
|
||||
по I нив. ± |
по II нив. ± |
По контролю ± |
|||||||||
I нив. |
II нив. |
I нив. |
II нив. |
|
|||||||
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Рп 1485 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пк 85 |
85,730 |
85,730 |
0 |
|
|
|
|
85,730 |
|
85,730 |
|
пк 86 |
85,320 |
85,326 |
+6 |
|
|
|
|
85,320 |
85,326 |
|
|
пк 87 |
85,352 |
85,362 |
+10 |
|
|
|
|
85,352 |
35,362 |
|
|
пк 88 |
35,067 |
85,082 |
+15 |
|
|
|
|
85,067 |
35,082 |
|
|
пк 89 |
85,300 |
85,309 |
+9 |
|
|
|
|
85,300 |
85,309 |
|
|
|
|
|
|
+455 |
+445 |
+445 |
II |
|
|
|
|
пк 90 |
84,845 |
84,863 |
+18 |
|
|
|
|
84,855 |
84,863 |
|
|
пк 91 |
53,720 |
83,735 |
+15 |
|
|
|
|
83,730 |
83,735 |
|
|
пк 92 |
82,998 |
83,018 |
+20 |
|
|
|
|
83,008 |
83,018 |
|
|
пк 93 |
82,593 |
82,614 |
+21 |
|
|
|
|
82,603 |
82,614 |
|
|
пк 94 |
82,529 |
82,557 |
+28 |
|
|
|
|
82,539 |
82,557 |
|
|
|
|
|
|
+890 |
+879 |
+891 |
1 |
|
|
|
|
пк 95 |
83,419 |
83,436 |
+17 |
|
|
|
|
83,429 |
88,447 |
|
|
пк 96 |
84,019 |
84,039 |
+20 |
|
|
|
|
83,029 |
84,050 |
|
|
пк 97 |
85,185 |
85,200 |
+15 |
|
|
|
|
85,195 |
85,211 |
|
|
пк 98 |
86,235 |
86,248 |
+13 |
|
|
|
|
86,245 |
86,259 |
|
|
|
|
|
|
+1252 |
+1242 |
+1247 |
К |
|
|
|
|
пк 99 |
87,487 |
87,490 |
+3 |
|
|
|
|
87,492 |
87,506 |
|
|
Составил: ___________________/____________/
Проверил: __________________/____________/
Начальник партии: __________/____________/
СОЮЗДОРПРОЕКТ ____________филиал |
Автомобильная дорога ___________________ Участок _______________________________ |
№№ реперов |
Привязка к трассе |
Расстояние
от реперов трассы до реперов или марок Государст- |
Отметки I нивелира |
Расхождение отметок /невязка/ |
Окончательные отметки |
Примечание |
||
пк |
плюс |
допускаемая по ф-ле |
распределение фактич. невязки ±, мм |
|||||
Фактическая ± мм |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Pп 2185 право 0,5 км |
0 |
00 |
|
228, 598 /абсолютная |
- |
- |
228, 598 |
Отметки абсолютные относительно уровня Балтийского моря |
I |
0 |
00 |
0,5 |
228, 366 |
- |
+6 |
228, 372 |
|
2 |
11 |
00 |
1,6 |
228,775 |
|
+21 |
228, 796 |
Невязка, приходящаяся на 1 км |
3 |
21 |
00 |
2,6 |
228,880 |
|
+34 |
228, 914 |
|
4 |
31 |
00 |
3,6 |
229,099 |
|
+47 |
229,146 |
|
|
31 |
50 |
7,65 |
228,844 |
113 -100 |
+100 |
228,944 |
|
|
|
|
|
228,944 /абсолютная/ |
|
|
|
|
Марка 2602 право 4 км 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
42 |
00 |
5,05 |
229,990 |
|
+49 |
230,039 |
|
6 |
54 |
30 |
6,28 |
231,879 |
|
+60 |
231,939 |
|
7 |
70 |
00 |
7,88 |
243,110 |
|
+76 |
243,186 |
|
8 |
90 |
00 |
9,88 |
242,540 |
|
+96 |
242,636 |
|
Марка 2604 право 0,2 км |
100 |
30 |
11,08 |
242,008 242,115 /абсолютная/ |
133 -107 |
+107 |
242,115 |
|
Составил: ___________________/____________/
Проверил: __________________/____________/
Начальник партии: __________/____________/
СОЮЗДОРПРОЕКТ ____________филиал |
Автомобильная дорога ___________________ Участок _______________________________ |
Проектный километр |
Расположение репера /пикет - и плюс/ |
№ репера или марки |
Отметка репера, /абсолютная или условная/ |
Расстояние репера от трассы в метрах по ходу километража |
Род репера: марка, пень, вкопанный столб, цоколь здания и т.п. /в некоторых случаях - эскиз/ |
Примечание |
|
Влево |
Вправо |
||||||
|
0+00 |
1 |
228,598 |
- |
12,0 |
|
Отметки абсолютные относительно уровня Балтийского моря |
|
2+80 |
Марка 2602 |
228,944 |
- |
36,0 |
||
4 |
39+40 |
2 |
242,540 |
18,0 |
|
|
|
Составил: ___________________/____________/
Проверил: __________________/____________/
Начальник партии: __________/____________/