РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ ИСО 4383-2006 Подшипники скольжения. Многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения.
Подшипники скольжения МНОГОСЛОЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТОНКОСТЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ISO 4383:2000
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 «Подшипники скольжения» 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 29 от 24 июня За принятие проголосовали:
4 Настоящий стандарт идентичен международного стандарту ИСО 4383:2000 «Подшипники скольжения. Многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения» (ISO 4383:2000 «Plain bearings. Multilayer materials for thin-walled plain bearings», IDT) 5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря
6 ВЗАМЕН ГОСТ 28813-90 Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» Содержание МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения - 2009-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает основные требования к многослойным материалам, применяемым для изготовления тонкостенных подшипников скольжения (вкладышей, втулок, упорных колец). Многослойный материал состоит из стальной основы и слоя подшипникового материала (литого, спеченного, накатанного). Возможен приработочный слой, полученный методом электролитического осаждения. Примечание - Влияние окружающей среды будет ограничивать применение некоторых материалов, например свинца. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты: ИСО 4381-20001) Подшипники скольжения. Литейные свинцовистые и оловянистые сплавы для многослойных подшипников скольжения ИСО 4382-1-19911) Подшипники скольжения. Медные сплавы. Часть 1. Литейные медные сплавы для сплошных и многослойных толстостенных подшипников скольжения ИСО 6691-20001) Термопластические полимеры для подшипников скольжения. Классификация и обозначение ИСО 4384-1-82 Подшипники скольжения. Испытания на твердость подшипниковых материалов. Часть 1. Композиционные материалы [ГОСТ 29212-91 (ИСО 4384-1-82), IDT] 1) Перевод международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. 3 Технические требования3.1 Химический состав подшипникового слоя Химический состав материалов должен соответствовать требованиям, приведенным в таблицах 1-5, где одиночные числа означают максимальные значения. Таблица 1 - Сплавы на основе свинца и олова (см. ИСО 4381)
Таблица 2 - Сплавы на основе меди
Таблица 3 - Сплавы на основе алюминия
Таблица 4 - Приработочная поверхность спеченной бронзы с полимером
Таблица 5 - Приработочные слои
3.2 Стальная основа Химический состав стали для основы устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем. В основном применяют малоуглеродистую сталь. Для композитных материалов бронза/полимер, указанных в таблице 4, в качестве основы может быть использована сталь с медным покрытием. 3.3 Подшипниковый слой Подшипниковый слой на основе олова и свинца должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1. Подшипниковый слой на основе меди должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 2. Подшипниковый слой на основе алюминия должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 3. Подшипниковый слой на основе спеченной бронзы и полимеров должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 4. Примечание - Разработаны новые материалы на основе алюминия, содержащие алюминий и кремний или марганец, а также мягкие материалы, такие как свинец или олово. 3.4 Приработочный слой, соответствующий требованиям, указанным в таблице 5, может быть использован для подшипниковых слоев, как указано в таблице А.2. Толщину приработочного слоя и любых промежуточных слоев между подшипниковым слоем и приработочным слоем устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем. 3.5 Свойства и выбор материалов Рекомендации по твердости подшипникового материала в форме полосы и применению подшипниковых материалов приведены в приложении А. 4 ОбозначениеПример условного обозначения многослойного материала, состоящего из стальной основы, литого (G) подшипникового сплава CuPb24Sn и приработочного слоя PbSn10Cu2: Подшипниковый сплав ГОСТ ИСО 4383-2006 -G - CuPb24Sn - PbSn10Cu2 Приложение А
|
Подшипниковый сплав |
Литой |
Спеченный |
Прокатанный и отожженный |
Специальной обработки |
PbSb10Sn6 |
19 - 23 HV |
- |
- |
15 - 19 HV |
PbSb15SnAs |
16 - 20 HV |
- |
- |
- |
PbSb15Sn10 |
18 - 23 HV |
- |
- |
- |
SnSb8Cu4 |
17 - 24 HV |
- |
- |
- |
CuPb10Sn10 |
70 - 130 HB |
60 - 90 HB |
- |
60 - 140 HB |
CuPb17Sn5 |
60 - 95 HB |
- |
- |
- |
CuPb24Sn4 |
60 - 90 HB |
45 - 70 HB |
- |
45- 120 HB |
CuPb24Sn |
55 - 80 HB |
40 - 60 HB |
- |
40 - 110 HB |
СuРb30 |
- |
30 - 45 HB |
- |
- |
AlSn20Cu |
- |
- |
30 - 40 HB |
45 - 60 HB |
ALSn6Cu |
- |
- |
35 - 45 HB |
- |
AlSi11Cu |
- |
- |
45 - 60 HB |
- |
AlZn5Si1, 5Cu1Pb1Mg |
- |
- |
45 - 70 HB |
70 - 100 HB |
Примечание - Значения твердости могут быть увеличены прокаткой с малым обжатием. Испытания проводят в соответствии с ИСО 4384-1. |
Таблица А.2 - Рекомендации по использованию подшипниковых материалов и выбору твердости сопряженной детали подшипника (вала)
Подшипниковый сплав (приработочный слой) |
Характеристики и основные рекомендации по использованию в высокоскоростных двигателях |
Минимальная твердость вала1) |
PbSb10Sn6 PbSb15SnAs PbSb15Sn10 |
Мягкий, стойкий к коррозии, имеет относительно хорошие характеристики при несовершенной смазке, низкая усталостная прочность, работает с твердыми и мягкими валами. Незначительно нагруженные коренные и шатунные подшипники, втулки, упорные кольца |
180 НВ |
SnSb8Cu4 |
Мягкий, стойкий к коррозии, имеет лучшие рабочие характеристики среди всех подшипниковых сплавов при несовершенной смазке, низкая усталостная прочность, работает с твердыми и мягкими валами. Незначительно нагруженные коренные и шатунные подшипники, втулки, упорные кольца |
220 НВ |
CuPb10Sn10 |
Очень высокая усталостная прочность и значительная стойкость к ударным нагрузкам, хорошая стойкость к коррозии, предпочтительно использование с твердыми валами. Свертные втулки, упорные кольца, втулки верхней головки шатуна |
53HRC |
CuPb17Sn5 |
Очень высокая усталостная прочность и значительная стойкость к ударным нагрузкам, используется с твердыми валами, обычно используется с приработочным покрытием в подшипниках. Тяжело нагруженные коренные и шатунные подшипники, втулки, упорные кольца |
50HRC |
CuPb24Sn4 |
Высокая усталостная прочность и стойкость к ударным нагрузкам, применяется для высокоскоростных валов, выполняющих колебательное или вращательное движение, работает с твердыми валами, обычно покрывается приработочным покрытием, когда используется в качестве подшипника. Свертные втулки, упорные кольца, коренные и шатунные подшипники |
48HRC |
CuPb24Sn |
Высокая усталостная прочность литейного сплава, удовлетворительная и высокая усталостная прочность спеченного сплава, обычно покрывается приработочным сплавом, когда используется в качестве подшипника, и в этом случае может работать с твердыми и мягкими валами, чувствителен к коррозии при использовании отработанной смазки при отсутствии приработочного покрытия. Коренные и шатунные подшипники, упорные кольца |
45HRC |
СuРb30 |
Средняя усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии при использовании отработанной смазки и отсутствии приработочного покрытия, работает с твердыми валами при сохранности приработочного покрытия. Коренные и шатунные подшипники, свертные втулки |
270 НВ |
AlSn20Cu |
Средняя усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии, относительно хорошие рабочие характеристики в критических условиях смазывания, может работать с мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники, упорные кольца, свертные втулки |
250 НВ |
AlSn6Cu |
Средняя усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии, обычно покрывается приработочным покрытием и используется с твердыми валами. Коренные и шатунные подшипники, свертные втулки |
45HRC |
AlSi11Cu |
Высокая усталостная прочность, обычно используется с приработочными покрытиями, работает с твердыми и мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники |
50HRC |
AlZn5Si1, 5Cu1Pb1Mg |
Высокая усталостная прочность, обычно используется с приработочными покрытиями, работает с твердыми и мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники |
45HRC |
PbSn10Cu2 PbSb10 PbIn7 |
Усталостная прочность зависит от толщины, мягкий, хорошо сопротивляется коррозии, относительно хорошие рабочие характеристики в критических условиях смазывания. Применяется для коренных и шатунных подшипников, изготовленных из сплавов на основе меди/свинца и сплавов повышенной прочности на алюминиевой основе |
- |
1) Значения твердости для материала вала являются минимальными и действительными для применения в высокоскоростных машинах. Рабочие условия, в частности условия смазки, играют значительную роль, поэтому может быть необходимо значительное различие по твердости между материалом подшипника и вала. |
Ключевые слова: подшипники, подшипники скольжения, сплавы подшипниковые, материалы композиционные, технические требования, химический состав, обозначение