РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Машины для зимнего содержания автомобильных дорог.МАШИНЫ ДЛЯ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Машины для зимнего содержания автомобильных дорог составляют достаточно обширную номенклатуру техники, отличающейся не только по назначению, но также по типам рабочих органов, размеру базовых шасси (величине их основного параметра), конструктивным особенностям базовых шасси и размещению рабочих органов. Классификация машин для зимнего содержания автомобильных дорог приведена на рис. 1. Назначение этих машин: уборка снега с покрытия проезжей части и обочин, удаление наледи с покрытия, россыпь или разбрызгивание антигололедных материалов. Для уборки снега с покрытия и обочин в зависимости от толщины и состояния слоя снега (рыхлый, свежевыпавший, мало- и среднеуплотненный, сильноуплотненный - слежавшийся и обледеневший) применяются рабочие органы различного типа и размера. Для очистки поверхности покрытия и обочин от слоя свежевыпавшего и малоуплотненного движением снега толщиной до 10 см применяют поворотные в плане отвалы малой кривизны, которые устанавливаются на передней подвеске комбинированной дорожной машины КДМ, базирующейся на автошасси, универсальном пневмоколесном тягаче (так называемом автотракторе или обычном пневмоколесном тракторе). Отвал оснащается стальным или резиновым ножом. Последний более долговечен и оказывает меньшее динамическое воздействие на выступы покрытия. В дополнение к отвалу используется поворотная в плане щетка с капроновым или металлическим (проволочным) ворсом. Типичными представителями таких машин являются КДМ КО-713 ОАО «Коммаш» на базе ЗИЛ-433362 и универсальная уборочная машина КО-812-2 на базе пневмоколесного трактора МТЗ 80/82. Основные параметры машины такого типа приведены в табл. 1. Для уборки с поверхности покрытия и обочин слоя среднеуплотненного снега толщиной 10-30 см можно использовать пневмоколесные универсальные бульдозеры и автогрейдеры, но наиболее целесообразно применять КДМ на трехосных автошасси со скошенными (специальной формы) отвалами, предназначенными для скоростной (до 40-60 км/ч) очистки дорог от снега с отбросом его в сторону на расстояние 4-8 м. Ножи таких отвалов - стальные. На этих машинах устанавливается на правой боковой подвеске такой же скошенный боковой отвал, увеличивающий ширину снегоочистки за один проход с 3,0 м до 5,15-5,25 м. Трехосное автошасси обеспечивает большую продольную устойчивость машины. Типичными представителями таких машин является КДМ ЭД-405 (ПС)-04 ОАО «КДМ» (рис. 2) и КО-5810 (Сокол) ТоМеЗ (рис. 3). Основные параметры машин такого типа приведены в табл. 2. Для уборки с поверхности покрытия и обочин сильноуплотненного слоя снега, а также снежных валов большой высоты (до 2 м) можно использовать пневмоколесные универсальные бульдозеры, но целесообразно применять шнекороторные или фрезерно-роторные снегоочистители на автошасси, пневмотракторах или специальных пневмоколесных шасси. Типичными представителями таких машин являются ДЭ-210Б-3 ОАО «Севдормаш» и К-700А-ОС-00 ОАО «Трансмаш». Основные параметры машины такого типа приведены в табл. 3. При наличии закрытой обочины (с установленным на ней барьерным ограждением) все указанные выше отвальные снегоочистители оставляют на обочине (перед ограждением и за ним) снежный вал, который необходимо убрать. Для уборки снежного вала перед ограждением можно использовать шнеко- и фрезерно-роторные снегоочистители с выбросом снега на откос или погрузкой в транспортные средства. При малых размерах этого вала (высота 0,2-0,4 м) используют также отвально-роторные (плужно-роторные) снегоочистители (рис. 4). Для уборки снежного вала за барьерным ограждением применяют фрезерно-роторный рабочий орган, монтируемый на кране-манипуляторе. Типичным представителем такого рабочего органа является снежная фреза фирмы Schmidt, установленная взамен косилки-кустореза на манипуляторе пневмоколесного тягача «Unimoq» фирмы «Daimler-Crysler AG» (рис. 5). Основные параметры таких машин приведены в табл. 4. Для удаления наледи с покрытия часто пытаются использовать поворотные или скошенные отвалы со стальными ножами, но, как правило, не достигают нужных результатов. Наиболее успешно применяют отвалы со стальными гребенчатыми ножами, размещаемые на нижней подвеске (под рамой) в базе машины. Примером такого рабочего органа является средний отвал на КДМ ЭД-405 (ПС)-04 ОАО «КДМ» (рис. 6). Для распределения минеральных антигололедных материалов - песка и каменной мелочи (отсевов дробления) сверху на раме КДМ устанавливается бункер с наклонными боковыми стенками, имеющий в нижней части транспортер, подающий минеральный материал на тарельчатый (дисковый) разбрызгиватель, установленный в задней части машины. Привод транспортера и диска, как правило, гидростатический. Типичным представителем является КДМ ЭД-405 (ПС) ОАО «КДМ». Для подачи минеральных материалов из бункера на диск применяется также шнековый транспортер, а для разбивания смерзшихся комьев над транспортером устанавливается одно- или двухвальный ворошитель. Для добавки в минеральные материалы солевого раствора на машине дополнительно устанавливаются бак и насос-дозатор раствора. Шведские фирмы применяют также подогрев минеральных материалов в бункере с помощью шаровой трубы и жидкостной форсунки или путем добавления горячей воды. Шведская фирма «Swenson» выпускает для распределения антигололедных минеральных материалов навесное оборудование к самосвалам, монтируемое вместо заднего борта и включающее шнековый поперечный транспортер и под ним диск-разбрасыватель. Оба они имеют гидропривод (рис. 10). В ряде стран для распределения каменной мелочи используют щебнераспределители, в летнее время выполняющие распределение щебня при поверхностной обработке. Для распределения соли используется такое же оборудование, как и для распределения каменной мелочи, но выполненное из некоррозируемых материалов. Для распределения (разбрызгивания) солевого раствора на КДМ устанавливаются бак для солевого раствора, насос-дозатор, а для нанесения раствора на покрытие - ряд форсунок или такой же диск-разбрасыватель, как и для минеральных материалов. Представленное на рис. 1 деление машин по величине основного параметра (мощности базовой машины) позволяет производить их выбор для конкретных дорожных объектов. Машины и автошасси: • мощностью до 160 кВт рекомендуется использовать на местных дорогах (III-IV категории); • мощностью 160-200 кВт на региональных и федеральных дорогах (II категория); • мощностью свыше 200 кВт исключительно на магистральных дорогах с многополосной проезжей частью (I категория). Машины на пневмоколесных тягачах мощностью 100 кВт, 100-130 кВт и свыше 130 кВт рекомендуется выбирать с тем же подходом. Классификация механизированного инструмента и средств малой механизации при содержании автомобильных дорог
Параметры машин для уборки свежевыпавшего снега с покрытия и обочин и распределения антигололедных материалов
Параметры машин для скоростной уборки мало- и среднеуплотненного снега с покрытия и обочин и распределения антигололедных материалов
Параметры машин для уборки снега за барьерным ограждением
Параметры машин для уборки толстых слоев и валов снега с отбросом и погрузкой (фрезерно-роторные и шнекороторные)
(Журнал «Дорожная техника и технологии», 3-4/2001)
|