РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







ОДМ 218.5.002-2009 Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси.

Распоряжение Федерального дорожного агентства
от 28 июля 2009 г. № 271-р
"Об издании и применении ОДМ 218.5.002-2009 "Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси"

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси:

1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 06.08.2009 ОДМ 218.5.002-2009 "Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси" (далее - ОДМ 218.5.002-2009).

2. Управлению научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования (В.А. Попов) с участием ФГУП "Информавтодор" (Д.Г. Мепуришвили) в установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ 218.5.002-2009 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В. Быстрова.

Руководитель

A.M. Чабунин

 

ОДМ 218.5.002-2009

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ СМЕСИ"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

(РОСАВТОДОР)

Москва 2009

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный технический университет), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при участии АНО «НИИ ТСК».

2. ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.07.2009 г. № 271-р.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Содержание

Раздел 1. Область применения

Раздел 2. Нормативные ссылки

Раздел 3. Термины и определения

Раздел 4. Основные технологические операции с применением машин перегружателей асфальтобетонной смеси

Раздел 5. Порядок устройства асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси

Раздел 6. Контроль качества

Библиография

Приложение А (справочное) Принципиальная схема перегружателя асфальтобетонной смеси

Приложение Б (справочное) Принципиальная схема трехшагового шнека

Приложение В (справочное) План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей

Раздел 1. Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на работы по устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси (на примере машин "Roadtec SB-2500 Shuttle Buggy") при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта автомобильных дорог и устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению.

В соответствии с данным ОДМ могут использоваться и другие перегружатели асфальтобетонной смеси с аналогичными техническими возможностями.

Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Фракционная сегрегация - неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема.

Температурная неоднородность - неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема.

Раздел 4. Основные технологические операции с применением машин-перегружателей асфальтобетонной смеси

а) Устранение фракционной и температурной сегрегации достигается путем применения в технологической цепочке укладки асфальтобетонной смеси дополнительной машины перегружателя асфальтобетонной смеси (далее - перегружателя), являющейся промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком.

б) Технологические особенности перегружателя:

- непрерывная перегрузка асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика при ее выгрузке из кузова автомобиля-самосвала;

- дополнительное перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым шнеком;

- обеспечение накопления асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при наличии бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20 тонн в бункере асфальтоукладчика;

- увеличение скорости разгрузки автомобилей-самосвалов;

- увеличение скорости укладки смеси;

- возможность подачи относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим, использующим ручной инструмент при работе на небольших площадях;

- возможность забора материала с поверхности;

- использование асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной сетью, и там, где невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте;

- возможность отклонения конвейера от центра в обе стороны.

в) Принципиальная схема перегружателя приведена в Приложении А.

г) Принципиальная схема устройства трехшагового шнека приведена в Приложении Б.

Раздел 5. Порядок устройства асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси

Укладка асфальтобетонной смеси при использовании в составе машин перегружателя производится в следующем порядке:

а) Оператор перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру перегружателя до касания колесами упорных валиков.

б) При работе одного перегружателя, смесь из автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер перегружателя. В процессе выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в неподвижный перегружатель, если приемный бункер асфальтоукладчика заполнен, либо перемещается вместе с перегружателем, если одновременно происходит выгрузка смеси из перегружателя в асфальтоукладчик.

в) При работе двумя перегружателями, один из перегружателей разгружается в приемный бункер асфальтоукладчика, в то время как второй находится под загрузкой, и автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В результате работы двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение скорости укладки смеси. Особенно данный способ эффективен при укладке асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9-16 м и более.

г) Смесь из отвального бункера при помощи расположенных в нем вибраторов, поступает на сходящийся трехшаговый шнек, который, перемешивая асфальтобетонную смесь, перемещает материал прямо по заднему конвейеру в промежуточный бункер; затем смесь с помощью двух трехшаговых шнеков, находящихся в нижней части промежуточного бункера, перемешивается и подается на задний конвейер, тем самым устраняя фракционную сегрегацию и температурную неоднородность.

д) Асфальтобетонная смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный бункер асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством (вставкой) для массовой подачи материала прямо на пластинчатый конвейер укладчика.

План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей приведен в Приложении В.

Раздел 6. Контроль качества

а) Устройство асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в соответствии с [1].

б) Основные геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям [1], в частности:

ширина слоя;

толщина слоя;

ровность;

поперечный уклон;

высотные отметки по оси;

коэффициент уплотнения;

коэффициент сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).

Примечания:

1 Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже 120°С. Допускается ее снижение на 20°С при условии использования ПАВ или активированных минеральных порошков.

2 Коэффициент уплотнения через 1-3 суток после укатки должен быть не ниже:

- 0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;

- 0,98 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;

3 Верхний слой асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не допускаются.

в) Операционный контроль качества представлен в таблице 1.

г) Отбор проб осуществляют согласно ГОСТ 12801.

д) Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128.

Таблица 1

1

Основные операции, подлежащие контролю

Проверка основания перед укладкой асфальтобетонной смеси. Разбивочные работы

Устройство слоя покрытия

Уплотнение асфальтобетонной смеси

2

Состав контроля

1. Чистота снования.

1. Температура смеси при укладке.

1. Степень уплотнения смеси.

2. Ширина основания.

2. Ровность слоя.

2. Поперечный уклон верхнего слоя покрытия.

3. Толщина, уложенного слоя покрытия.

3. Ровность верхнего слоя покрытия.

3. Высотные отметки основания

4. Соблюдение поперечного уклона и ширины.

4. Высотные отметки

3

Метод и средства контроля

Визуальный, инструментальный

Инструментальный визуальный

Инструментальный лабораторный.

1. Термометр.

1. Визуально.

2. 3-м рейка, клин

1. Контрольный проход тяжелого катка, вырубка образцов.

2. Мерная лента, стальная рулетка

3. Мерник толщины

2, 3. 3-м. рейка.

3. Нивелир, копирная струна.

4. Визуально

4. Нивелир, мерная лента, стальная рулетка

4

Режим и объем контроля

1. Вся захватка. В начале смены.

1. В каждом автомобиле-самосвале.

1. Пробы (не менее трех на 7000 м2).

2. Не реже чем через 100 м.

2. Не реже чем через 100 м.

3. Не реже чем через 100 м.

2, 3. После двух- трех проходов катка.

3. Не реже чем через 100 м.

4. Не реже чем через 100 м.

4. По окончании уплотнения.

5

Лицо, контролирующее операцию

Мастер

Мастер

Мастер, лаборант, геодезист

6

Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля

Прораб

Прораб

Прораб

7

Привлекаемые для контроля подразделения

-

-

Лаборатория Геодезическая служба

8

Где регистрируются результаты контроля

Общий журнал работ

Общий журнал работ

работ, журнал лабораторных работ, журнал нивелировки

Библиография

[1] СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

Приложение А
(справочное)
Принципиальная схема перегружателя асфальтобетонной смеси

Приложение Б
(справочное)
Принципиальная схема трехшагового шнека

Приложение В
(справочное)
План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей

 

Ключевые слова: устройство асфальтобетонных слоев, перегружатель асфальтобетонной смеси, основные технологические операции, контроль качества

 

 

 

Вернуться в "Каталог СНиП"