РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







Технологическая карта Технологические карты. Устройство цементогрунотовых оснований на транспортных развязках комплектом машин ДС-150.

Министерство транспортного строительства
Всесоюзный проектно-технологический институт транспортного строительства
"ВПТИтрансстрой"

Технологические карты

Устройство цементогрунтовых оснований на транспортных развязках комплектом машин ДС-150

Москва 1984

Технологические карты разработаны отделом проектирования и внедрения технологии строительства автомобильных дорог и аэродромов на основании технического задания, утвержденного главным инженером Главдорстроя от 31.01.84 (исполнитель Н.В. Андреева), при участии отдела механизации дорожного строительства Союздорнии (исполнитель - ст. научный сотрудник П.П. Петрович) и предназначена для применения при разработке проектов производства работ, а также дли организации труда на объектах строительства.

Технологические карты рекомендованы к применению техническим советом ВПТИтрансстроя от 27 июня 1984 г., протокол № 3.

Главный инженер ВПТИтрансстроя: В.И. Штейн

Зав. отделом автодорог и аэродромов: Э.М. Астрахан

Исполнители: П.В. Андреева, П.П. Петрович

Редактор: Ю.Н. Дерюгин

Содержание

1. Введение

2. Краткая характеристика ведущих машин комплекта ДС-150

2.1. Назначение ведущих машин комплекта ДС-150

2.2. Устройство ведущих машин комплекта ДС-150

2.3. Технические данные и основные параметры профилировщика-распределителя ДС-151 и однопроходной грунтосмесительной машины ДС-152

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1 Устройство цементогрунтового основания на транспортных развязках комплектом машин ДС-150 способом смешения на месте.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2 Устройство цементогрунтовых оснований на транспортных развязках машиной ДС-151 из смеси, приготовленной в установке

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

 

1. Введение

1.1. Сборник технологических карт разработан на устройство цементогрунтовых оснований на транспортных развязках комплектом машин ДС-150 и состоит из двух карт:

Карта № 1. "Устройство цементогрунтового основания на транспортных развязках комплектом машин ДС-150 способом смешения на месте";

Карта № 2. "Устройство цементогрунтового основания на транспортных развязках машиной ДС-151 из смеси, приготовленной в смесительной установке".

1.2. В состав комплекта машин ДС-150 входят: ведущие машины (профилировщик-распределитель ДС-151 и однопроходная грунтосмесительная машина ДС-152); дополнительные машины (цементовозы-распределители ДС-72, каток комбинированного" действия ДУ-52, автосамосвалы, автогудронатор ДС-39А, поливомоечная машина ПМ-130Б, грунтосмесительная установка ДС-50Б, цементовозы ТЦ-10, передвижной склад цемента СБ-74А).

2. Краткая характеристика ведущих машин комплекта ДС-150

2.1. Назначение ведущих машин комплекта ДС-150

2.1.1. Профилировщик-распределитель ДС-151 предназначен для: профилирования верха земляного полотна со срезкой выступов с засыпкой впадин; рыхления верха земляного полотна; распределения материалов морозозащитных, дренирующих, капилляропрерывающих, разделительных прослоек оснований и покрытий; срезки и удаления растительного слоя.

2.1.2. Однопроходная грунтосмесительная машина ДС-152 предназначена для: измельчения и перемешивания грунта; перемешивания грунта с цементом, с одновременным увлажнением и предварительным уплотнением; распределения материалов, предназначенных для устройства земляного полотна, слоев оснований, дополнительных слоев и прослоек дорожной одежды.

2.2. Устройство ведущих машин комплекта ДС-150

2.2.1. Профилировщик-распределитель ДС-151 (рис.1) выполнен на двухгусеничном ходу 11, который жестко соединен с рамой 10.

Рис. 1. Профилировщик-распределитель ДС-151:

1 - кабина: 2 - основная установка; 3 - рама подвески верхнего конвейера; 4 - гидроцилиндр подъема верхнего конвейера; 5 - механизм поворота верхнего конвейера; 6 - привод верхнего конвейера; 7 - верхний конвейер; 8 - нижний конвейер; 9 - редуктор привода гусеничного хода; 10 - рама; 11 - гусеничный ход; 12 - рама подвески ротора; 13 - привод ротора; 14 - кожух; 15 - ротор; 16 - заслонка; 17 - рама подвески датчиков автоматических систем; 18 - датчик курса движения машины; 19 -'датчик высоких отметок ротора; 20 -копирный шнур

Базовое шасси оснащено автоматическими следящими системами управления движения по курсу и положением рабочих органов Сдатчики 18 и 19, установленные на раме 17) по копирной струне 20. При работе на прямолинейных участках с продольным уклоном до 30% и на участках с горизонтальными кривыми возможно управление по лазерному "копиру".

На основной раме машины впереди (с помощью параллелограмных тяг 12) подвешен фрезерный ротор 15 в сборе с кожухом 14 и бортовыми редукторами 13 привода ротора. Регулирование глубины обработки осуществляется в автоматическом режиме гидроцилиндрам. Фрезерный ротор осуществляет экскавацию и перемещение грунта вдоль оси ротора, а также, в случае необходимости, подачу его через "окно" в середине отвала, открываемое заслонкой 16 с помощью гидроцилиндра, на нижний транспортер 8, расположенный между гусеничными тележками под основной рамой. Далее грунт подается на верхний транспортер 7, который установлен на поворотной опоре 3 сзади машины.

Подъем и опускание транспортера осуществляется при помощи гидроцилиндра 4, а поворот - при помощи гидроцилиндра 5. Вместо верхнего транс портера на профилировщике может быть установлен вибробрус, при этом гидропривод транспортера переключается на привод вибробруса.

Фрезерный ротор состоит из двух независимых половин, которые установлены в съемных подшипниковых узлах и могут вращаться как в одном, так и в противоположном направлении друг относительно друга. Они приводятся во вращение от гидромоторов через боковые цепные редукторы. Привод каждого ротора позволяет перемещать материал вдоль оси ротора, как к середина, так и к краям. В средней части ротора установлены горизонтальные лопатки, которые забрасывают грунт в "окно" отвала на нижний транспортер при встречном направлении вращения ротора.

Гидропривод рабочего органа и гусеничных тележек независимый, реверсивный, от насосов переменной производительности, что позволяет плавно регулировать скорость движения машин и вращения ротора.

Гидропривод транспортеров осуществляется от насосов постоянной производительности, а привод всех гидроцилиндров - от насоса постоянного давления.

Силовая установка 2 размещена на раме и состоит из двигателя, раздаточного редуктора и пяти гидронасосов.

2.2.2. Однопроходная грунтосмесительная машина ДС-152 (рис. 2) выполнена аналогично машине ДС-151, на двухгусеничном ходу 8, который жестко соединен с рамой 7. На раме размещены кабина 1 и силовая установка 2, состоящая из двигателя с раздаточным редуктором и гидронасосом.

Рис. 2. Однопроходная грунтосмесительная машина ДС-152:

1 - кабина; 2 - основная установка; 3 - бак для воды; 4 - тяговая рама вибробруса; 5 - вибробрус; 6 - редуктор привода гусеничного хода; 7 - главная рама; 8 - гусеничный ход; 9 - рама подвески смесителя; 10 - редуктор привода ротора смесителя; 11 - кожух смесителя; 12 -распределительная труба для воды; 13 - ротор смесителя; 14 - рама подвески датчиков автоматических систем; 15 - датчик курса движения машины; 16 - датчик высотных отметок ротора; 17 - копирный шнур

С помощью тяг 9 впереди машины подвешен шнеко-фрезерный ротор 12 в сборе с кожухом 11, бортовыми редукторами 10 привода ротора, системой распределения воды 13.

На кожухе на специальной раме 14 установлены датчики автоматического регулирования глубины обработки 15 и курса движения 16 по копирной струне 17.

Шнеко-фрезерный ротор оснащен, кроме режущих лопаток, перемешивающими и отбрасывающими лопастями, которые установлены по винтовой линии.

Перемешивание производится при встречном вращении ротора.

Вода вводится под кожух перед ротором через распределительную трубу 13, я подается насосом из бака 3, которой установлен сзади машины на раме.

Сзади машины на гидроцилиндрах 4 подвешен вибробрус 5, который через специальную тяговую раму связан с основной рамой и гусеничным ходом машины.

Ротор состоит из двух независимых половин, которые установлен в съёмных подшипниковых узлах и приводятся во вращение от гидроцилиндров через цепные редукторы.

Гидропривод рабочего органа и гусеничных тележек независимый реверсивный от насосов переменной производительности. Это позволяет плавно регулировать скорость движения машины и скорость вращения ротора.

Привод вибробруса осуществляется от насосов постоянной производительности, а привод всех гидроцилиндров - от насосов постоянного давления.

2.3. Технические данные и основные параметры профилировщика-распределителя ДС-151 и однопроходной грунтосмесительной машины ДС-152

Техническая характеристика машины ДС-151

Тип машины:

самоходный с гидроприводом рабочих органов и гусеничного хода и автоматизированным слежением по курсу движения и положением" рабочих органов

Ширина обрабатываемой полосы, м

3,5

Толщина обрабатываемого слоя, м

до 0,2

Эксплуатационная производительность, м/ч

 

 

120

при распределении материалов

120

Скорости:

 

Рабочая, м/мин

до 8

транспортная, км/ч

4,5

Угол разворота верхнего транспортера относительно продольной оси, град

60

Наличие автоматики

имеется

Габаритные размеры, мм

 

Длина (с транспортером)

14180

ширина

4540

высота

4000

Масса, кг

24900

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

120 (170)

Техническая характеристика машины ДС-152

Тип машины

самоходный на гусеничном ходу с гидроприводом рабочих органов и автоматизированные слежением по курсу движения и положением рабочих органов 

Ширина обрабатываемой полосы, м

3,3

Толщина обрабатываемого слоя, м

до 0,22

Производительность при перемещении и уплотнении, м/ч

120

Скорости:

 

Рабочая, м/мин

1,0 - 5,0

Транспортная, км/ч

4,7

Вместимость бака для воды, л

3000

Масса вибробруса, кг

2300

Масса машины, кг

22500

Мощность двигателя, л.с

215

Наличие автоматики

имеется

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1
Устройство цементогрунтового основания на транспортных развязках комплектом машин ДС-150 способом
смешения на месте.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана для опытного применения на устройство цементогрунтового основания на транспортных развязках комплектом машин ДС-150 способом смешения на месте. Ширина основания - 6,6 м, толщина - 20 см.

1.2. Конструкция основания принята в соответствии с "Типовыми проектными решениями. Серия 503-0-II. Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР". 1976 г.

1.3. При устройстве цементогрунтовых оснований выполняют следующие работы: установку копирной струны; подготовку верха земляного полотна; транспортировку грунта автосамосвалами; распределение грунта профилировщиком-распределителем; распределение вяжущего цементовозом-распределителем; смешения грунта с цементом и предварительное уплотнение смеси однопроходной грунтосмесительной машиной; окончательное уплотнение смеси катками; уход за основанием нанесением пленкообразующих материалов автогудронатором.

1.4. Работы по устройству цементогрунтового основания выполняют в две смены в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5°С. Уплотняют смесь катками сразу же после прохода однопроходной грунтосмесительной машины, с условием, что уплотнение должно быть закончено не позднее 3 ч с момента введения воды в смесь грунта с цементом через однопроходную грунтосмесительную машину.

1.5. При привязке технологической карты к местным условиям уточняют конструкцию основания, объемы работ, потребность в материалах и машинах.

2 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Указания по подготовке объекта и требования к готовности предшествующих работ

2.1.1. До начала работ по устройству цементогрунтового основания должно быть отсыпано земляное полотно, подготовлены подъездные пути для доставки материалов, проведены геодезические работы по разбивке основания, устроен водоотвод с земляного полотна. Участок работ должен быть огражден сигнальными знаками.

2.2. Схема организации строительной площадки (рис. 3)

Рис. 3. Схема организации строительной площадки: 1 - профилировщик-распределитель ДС-151; 2 - каток комбинированного действия ДУ-52; 3 - автомобиль-самосвал; 4 - цементовоз-распределитель ДС-72; 5 - однопроходная грунтосмесительная машина ДС-152; 6 - автогудронатор ДС-39А; 7 - копирный шнур; 8 - цементогрунтовое основание; 9 - верх земляного полотна; 10 - обочина

2.3. Указания по технологии работ

2.3.1. При устройстве цементогрунтовых оснований способом смешения на месте работы выполняют в следующей последовательности: устанавливают копирную струну; подготавливают верх земляного полотна; транспортируют грунт; распределяют вяжущее (цемент); перемешивают грунт с цементом, увлажняют и предварительно уплотняют смесь; окончательно уплотняют смесь; осуществляют уход за основанием нанесением пленкообразующих материалов.

2.3.2. Установка копирной струны

Копирную струну устанавливают с одной стороны устраиваемой полосы. Струна должна быть строго параллельна оси основания. При этом высота установки струны над верхом основания должна быть не менее 30 и не более 120 см.

Расстояние от струны до кромки основания должно быть не менее 0,7 и не более 2 м.

Расстояние между стойками принимают 15 м на прямолинейных участках и 1,5 м - на участках кривых. Расстояние между стойками соответствует расстоянию между нивелирными колышками. Стойки устанавливают так, чтобы струна оказалась точно над нивелирными колышками.

Отметки нивелирных колышков должны соответствовать высотным отметкам основания. Длина участка с установленной струной должна соответствовать сменной производительности комплекта (800 м).

При установке струны выполняют следующие операции: устанавливают нивелирные колышки; устанавливают стоики с поперечными штангами; натягивают копирную струну; контролируют качество установки копирной струны.

Операции выполняют в соответствии с технологической картой «Установка копирных струн (шнура)» М., 1979 г., "Оргтрансстрой"

2.3.3. Подготовка верха земляного полотна

В подготовку верха земляного полотна входят профилировка верха земляного полотна и его уплотнение.

Профилировку земляного полотна выполняют профилировщиком-распределителем ДС-151 за один проход. При значительных колебаниях высотных отметок профилировку выполняют за два прохода.

В начале работы копирные датчики профилировщика устанавливают на струну, стрелки индикаторов рабочих органов - в нулевое положение. После этого ротор профилировщика устанавливают в соответствии с требуемой толщиной обработки.

После обработки участка длиной 20 - 30 м проверяют отметки профилированного участка и поперечный уклон. При необходимости регулируют рабочие органы.

Профилировку земляного полотна выполняют на рабочей скорости 5 - 8 м/мин.

Перед шнеком постоянно поддерживают валик грунта оптимального объема для заполнения неровностей. При значительном скоплении грунта у шнека машинист снижает скорость движения профилировщик и увеличивает частоту вращения ротора.

Излишки грунта удаляют с помощью верхнего и нижнего транспортеров на обочину или, при необходимости, в транспортные средства.

Сразу же после прохода профилировщика-распределителя верх земляного полотна уплотняют за два-три прохода по одному следу катками комбинированного действия.

При уплотнении в сухую и жаркую погоду поверхностный слой грунта увлажняют водой до оптимальной влажности с помощью поливомоечной машины. Норму распределения воды определяет лаборатория.

По окончательно подготовленному верху земляного полотна проезд построечного транспорта запрещен.

2.3.4. Транспортировка грунта

Грунт, применяемый для укрепления, должен соответствовать требованиям "Инструкции по применению грунтов, укрепленных: вяжущими материалами, для устройства основания и покрытий автомобильных дорог и аэродромов" СН 25-74, М., Стройиздат, 1975 г.

Грунт разрабатывают в карьерах или боковых резервах и транспортируют на подготовленное земляное полотно.

Ориентировочно потребность грунта на основание определяют по формуле:

Q = b·h·l·Kp·Kп

(1)

где: Q - объем рыхлого грунта, м3;

b - ширина основания, м;

h - толщина основания в плотном теле, м;

l - длина сменной захватки, м;

Kp - коэффициент разрыхления грунта;

Kп - коэффициент, учитывающий потери грунта при транспортировке.

Коэффициент разрыхления принимают - Kp = 1,1 - 1,15, а коэффициент, учитывающий потери грунта при транспортировке - Kп = 1,015. Грунт транспортируют автосамосвалами и выгружают на подготовленное земляное полотно в соответствии с заранее рассчитанной схемой разгрузки. Схему рассчитывают с таким условием, чтобы при распределении грунта обеспечивалась равномерность толщины слоя с запасом на планировку и уплотнение.

2.3.5. Распределение грунта

Грунт распределяют по ширине устраиваемой полосы за два прохода профилировщика-распределителя ДС-151.

За первый проход машина производит распределение грунта по ширине обрабатываемой полосы, за второй проход - планировку грунта.

При распределении грунта устанавливают рабочие органы: отвал на 4 - 5 см выше отметки верха основания (припуск на уплотнение 2 - 3 см, на срезку при планировке - 1 - 2 см).

Распределение грунта достигается за счет вращения половинок фрезерного ротора как в одном, так и в противоположных друг относительно друга направлениях. Скорость профилировщика при распределении грунта - до 6 м/мин. Рабочее давление в гидросистеме привода хода и ротора должно быть не более 31,3 МПа (320 кгс/см2). При превышении допустимого давления следует уменьшить скорость движения и глубину зарезания.

Планировку грунта выполняют на рабочей скорости до 8 м/мин. При этом отвал устанавливают на 2 - 3 см выше отметки верха основания (допуск на уплотнение), фрезерный ротор - на 0,5 - 1 см выше уровня отвала.

После обработки участка длиной 20 - 30 м проверяют отметки спланированного грунта и, при необходимости, регулируют положение рабочих органов.

Спланированный грунт уплотняют движущимися на первой скорости катками за два-три прохода по одному следу.

Если влажность грунта меньше оптимальной, то необходимо произвести увлажнение. Грунт увлажняют после его распределения и перед планировкой. Норму расхода воды определяет лаборатория.

2.3.6. Распределение вяжущего (цемента)

Для укрепления грунтов используют портландцемент согласно требованиям ГОСТ 10178-76.

Цемент на полосе распределяют цементовозом-распределителем ДС-72. Так как ширина распределения цемента у цементовоза-распределителя составляет 2,4 м, то, чтобы обработать полосу шириной 3,3 м, необходимо заглушить часть сошников с таким расчетом, чтобы распределение цемента по всей полосе выполнялось за два прохода с перекрытием в 10 см.

Цементовоз-распределитель устанавливают в начале участка, заглубляют распределительные сошники в грунт на 8 - 10 см и затем начинается движение. В процессе распределения цемента необходимо наблюдать за тем, чтобы цемент из всех сошников подавался равномерно. При засорении какого-либо сошника останавливают цементовоз-распределитель и прочищают сошник.

После распределения всего цемента из цистерны осуществляют заправку. Частота заправки зависит от процентного содержания цемента в цементогрунте и ориентировочно выполняется через 150 м за 30 - 40 мин.

Заправку цементовоза-распределителя ДС-72 цементом производят от мобильных складов СБ-74А или от цементовоза ТЦ-10.

При заправке от мобильных складов цементовоз-распределитель сам подъезжает к складу для заправки и возвращается на место, где продолжает работу по распределению цемента.

При заправке цементовоз-распределитель останавливают, к нему задним ходом подают цементовоз. Остановив его на расстоянии 2 - 3 м, подсоединяют шланг и перекачивают цемент в цементовоз-распределитель.

2.3.7. Перемешивание грунта с цементом, увлажнение и предварительное уплотнение смеси

Перемешивание грунта с вяжущим, увлажнение и уплотнение смеси выполняют за один проход грунтосмесительной машиной ДС-152.

При подготовке машины ДС-152 к работе производят установку шнеко-фрезерного рабочего органа и заднего отвала камеры смешивания по шнуру копирной системы.

Рабочие органы устанавливают в следующее положение: отвал устанавливают выше проектной отметки верха основания на величину запаса на уплотнение 7 - 8 см; шнеко-фрезерный ротор - ниже режущей кромки отвала на толщину основания с учетом коэффициенте уплотнения; вибробрус опускают на грунт и включают в работу только в момент подхода к перемешанной смеси.

После обработки участка длиной 20 - 30 м проверяют отметки основания и поперечный уклон. При необходимости регулируют положение рабочих органов.

Машина ДС-152 производит одновременно перемешивание грунта с цементом, увлажнение и предварительное уплотнение смеси. Вода подается в камеру смешения через систему дозирования и распре деления из бака, установленного на машине. Норму расхода определяет лаборатория. Заправку водой выполняют из поливомоечной машины. Частота заправки зависит от нормы расхода и выполняется примерно через 3 ч.

Вибробрус выполняет предварительное уплотнение смеси.

В процессе работы выдерживают равномерную заданную скорость движения машины, а при вынужденных остановках выключают рабочие органы.

Ориентировочная скорость движения машины ДС-152 во время работы составляет 1 - 4 м/мин, в зависимости от типа грунта, и точно определяется на пробном участке длиной 20 - 30 м. Рабочее давление в гидросистеме не должно превышать 31,3 МПа (320 кгс/см2).

2.3.8. Окончательное уплотнение смеси

Окончательно смесь уплотняют самоходным катком комбинированного действия ДУ-52.

Уплотнение ряда шириной 3,3 м выполняют за два прохода с перекрытием полосы предыдущего прохода на 70 см. Число проходов катка по одному следу составляет 4 - 6 и окончательно определяется лабораторией после пробного уплотнения.

При уплотнении необходимо регулировать величину давления воздуха в шинах катков. Так как смесь предварительно уплотнена, окончательное уплотнение начинают катками с давлением в шинах 4 - 5 кгс/см2 и скоростью движения 8 - 10 км/ч. При каждом последующем проходе по одному следу давление увеличивают на 1 кгс/cм2, при завершающих проходах давление доводят до максимально допустимого - 0,8 МПа (8 кгс/см2).

Если в процессе укатки верхний слой высыхает, то его увлажняют водой с помощью поливомоечной машины. Норму расхода воды определяет лаборатория.

После выполнения заданного количества проходов по одному следу лаборатория определяет плотность слоя. Если плотность составляет 0,98 максимальной стандартной плотности, то уплотнение заканчивают. В противном случае уплотнение продолжают до получения требуемой плотности.

При необходимости выполняют чистовую профилировку профилировщиком-распределителем ДС-151 за один проход на скорости 8 м/мин.

2.3.9. Уход за основанием нанесением пленкообразующих материалов

Уход за основанием выполняют нанесением пленкообразующих материалов (помароль ПМ-86 или ПМ-100А) автогудронатором ДС-39А.

Норма разлива составляет 0,8 - 1,2 см2.

При отсутствии светлых пленкообразующих материалов и при температуре воздуха не выше + 20°С можно применять лак-этиноль или быстро- и среднераспадающиеся эмульсии 25 - 30-процентной концентрации. Если при температуре воздуха более + 20°С применяют темные пленкообразующие материалы, то их необходимо осветлять. Осветление выполняют путем нанесения суспензии алюминиевой пудры на сформировавшийся слой эмульсии (метод "жидкость по жидкости") или окраски его известковым раствором. Норма расхода осветляющих материалов, не менее: для суспензии алюминиевой пудры - 20 г/м2, для известкового раствора - 400 г/м2.

Движение построечного транспорта по цементогрунтовому основанию открывают не ранее, чем через 5 суток после его устройства (СНиП III-40-78).

2.3.10. Перечень нормативно-технической литературы

При выполнении работ по устройству цементогрунтовых основан на транспортных развязках следует выполнять следующие требован; СНиП III-40-78 "Правила производства и приемки работ. Автомобильные дороги"; СН 25-74 "Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов", М., Стройиздат, 1975; СНиП II-Д-5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования"; ВСН 42-68: "Нормы расхода строительных материалов на строительство и ремонт автомобильных дорог и мостов", М., Транспорт, 1959; ВСН 179-73 "Инструкция по ограждению мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных, дорог", М., Транспорт, 1974.

2.4. Указания по организации труда

2.4.1. Работы по устройству цементогрунтового основания ведут в две смены на четырех захватках длиной по 800 м, с применением метода бригадного подряда.

Для выполнения работ организуют комплексную сквозную бригаду численностью 50 чел. В состав бригады входят:

машинист профилировщика-распределителя 6 разр. - 2

помощник машиниста - 5 разр. - 2

машинист грунтосмесительной машины - 6 разр.- 2

помощник машиниста - 5 разр. - 2

машинист катка - 6 разр. - 2

машинист цементовоза-распределителя - 5 разр. - 4

дорожные рабочие - 4 разр. - 2

3 разр. - 4

2 разр. - 2

1 разр. - 2

водители автосамосвалов - 3 кл. - 16

Для работы в каждую смену организуют звено из 20 чел, в таком составе:

машинист профилировщика-распределителя 6 разр. - 1

помощник машиниста - 5 разр. -1

машинист грунтосмесительной малины 6 разр. - 6

помощник машиниста - 5 разр. - 1

машинист катка - 6 разр. - 1

машинист цементовоза-распределителя 5 разр. - 2

дорожные рабочие: - 4 разр. - 1

3 разр. - 2

2 разр. - 1

1 разр. - 1

водители автосамосвалов 3 разр. - 8

Для кратковременной работы в каждую смену привлекают: машиниста автогудронатора (5 разр. - 1); помощника машиниста (4 разр. - 1),

2.4.2. Необходимое число автосамосвалов, обеспечивающих непрерывную работу, определяют по формуле:

N = Q/qn

(2)

где: Q - объем рыхлого грунта, требующегося в смену, м3;

q - грузоподъемность автосамосвала, т;

n - число рейсов, совершаемых одним автосамосвалом.

Число рейсов одного автосамосвала определяют по формуле:

(3)

где: KВ - коэффициент использования автосамосвалов по времени равный 0,85 - 0,90;

K2 - коэффициент наполнения кузова автосамосвала, равный 0,95 - 0,98;

LВ - дальность возки, км;

Vср - средняя скорость движения автосамосвалов при пробеге в оба конца, км/ч;

t1 - продолжительность загрузки автосамосвалов, равная 2 - 3 мин;

t2 - продолжительность разгрузки и маневрирования у места разгрузки, равна 2 - 3 мин;

Т - продолжительность рабочей смены, ч.

Количество автосамосвалов рассчитано в соответствии с формулами (1) и (2) и следующими принятыми условиями:

Q = 643 м3

LB = 3 км

t2 = 3 мин

Kв = 0,88

Vср = 35 км/ч

Т = 8 ч

K2 = 0,98

t1 = 3 мин

При изменении условий уточняют количество автосамосвалов.

2.4.3. Работы по устройству цементогрунтового основания ведут поточным способом. Захватку делят на два участка. Длина принимается как средняя длина одного лепестка развязки и составляет 400 м. Перегон малин предусматривается с одного участка на другой на расстояние 500 м.

2.4.4. Работы по устройству цементогрунтовых оснований организуют следующим образом: на захватке № 1 выполняют работы по установке копирной струны; на захватке № 2 выполняют работы по подготовке верха земляного полотна; на захватке № 3 выполняют работы по вывозу грунта, распределению его и планировке под проектные отметки; на захватке № 4 выполняют все остальные работы по устройству цементогрунтового основания, уходу и проверке качества выполненных работ.

2.4.5. Работы по установке струны выполняют дорожные рабочие. Работой руководит геодезист. Он же выполняет работы с геодезическими инструментами (теодолитом, нивелиром). Перед началом работ геодезист проводит осмотр участка и принимает решение о способе установки струны.

Дорожные рабочие 3 и 4 разр. провешивают линию установки струны, выполняют разметку мест установки нивелирных колышков, устанавливают колышки под нивелир, стойки и поперечные штанги - под теодолит, и по шаблону контролируют и выправляют положение струны в плане и профиле.

Рабочие 1 и 2 разр. работают с лентами и нивелирными рейками, переносят геодезические инструменты по участку работ, разматывают и раскладывают струну, натягивают ее, выполняют все работы по переноске инвентаря (стоек, инвентарных колышков, вешек и др.), и выполняют другие вспомогательные работы.

Все рабочие звена участвуют в погрузке и выгрузке инвентарных принадлежностей.

Закончив работы по установке струны на захватке № 1, рабочие переходят на захватку № 4, где два рабочих 1 и 2 разр. выполняют работы по снятию струны, а два рабочих 3 и 4 разр. контролируют ровность и поперечный уклон основания, толщину, исправляют отдельные дефектные места вручную.

2.4.6. Работу по профилировке земляного полотна выполняют машинист профилировщика и помощник машиниста.

В начале смены машинист профилировщика получает на выполнение работ задание у мастера и вместе с помощником машиниста готовит машину к работе: производит смазку и мелкий ремонт, заправку машины горючим и установку копирных датчиков.

В процессе работы машинист управляет машиной, а помощник машиниста, следуя за ней, регулирует подход автосамосвалов под загрузку, контролирует поперечный уклон, ровность поверхности, промеряет глубину рыхления, натяжение струны, подменяет по необходимости машиниста.

Закончив работу на захватке № 2, машинист и помощник машиниста выполняют работы на захватке № 3.

При распределении грунта машинист управляет профилировщиком-распределителем, а помощник машиниста следит за тем, чтобы перед ротором постоянно поддерживался валик грунта оптимального размера.

В конце рабочей смены машинист и помощник машиниста снимают копирные датчики и сдают их в кладовую, чистят и моют машину.

2.4.7. Все работы по уплотнению выполняет машинист катка.

2.4.8. Работу по распределению цемента выполняют два машиниста цементовоза-распределителя и один дорожный рабочий. Машинисты управляют машинами, а дорожный рабочий следует за машинами и следит за равномерностью распределения цемента. При засорении сошников рабочий подает сигнал машинисту, машина останавливается, и он прочищает засоренные сошники.

Для того, чтобы обеспечить максимальное использование однопроходной грунтосмесительной машины на захватке № 4, работы по распределению цемента начинают на 1 ч раньше основной смены.

При распределении цемента цементовозы-распределители движутся один за другим с интервалом в 20 м.

2.4.9. Машинист и помощник машиниста однопроходной грунтосмесительной машины в начале смены готовят машину к работе: заправляют горючим, водой, устанавливают копиры-датчики, проверяют работу шнекового рабочего органа на холостом ходу.

В процессе работы машинист управляет машиной, а помощник машиниста осуществляет контроль за работой и исправностью рабочих органов, толщиной и шириной укладываемой смеси.

В конце смены машинист и помощник машиниста осуществляют уход за машиной (очищают рабочие органы от налипшей смеси, промывают их сильной струей воды, снимают копиры-датчики и сдают в кладовую).

2.4.10. Машинист автогудронатора и помощник машиниста выполняют работу по распределению пленкообразующих материалов. Машинист управляет машиной, а помощник машиниста следит за равномерным распределением пленкообразующего материала.

2.4.11. Оперативный контроль качества произведенных работ осуществляет мастер в соответствии с требованиями СНиП III-40-78, СН 25-74 и КОКК технологической карты (раздел 5).

2.5. График выполнения производственного процесса на устройство цементногрунтового основания на транспортных развязках комплектом машин ДС-150 способом смешивания на месте (длина захватки 800, ширина 3,3м)

Итого на сменную захватку длиной 800 м (2640 м2), чел-ч - 150

на 1000 м2, чел-ч - 56,8

чел-дн - 7,1

Примечания: 1. Цифрами над линиями показано количество рабочих, занятых в операциях, цифрами под линиями - продолжительность операция, мин.

2. Затраты на отдых включены в продолжительность операций.

2.6. Указания по технике безопасности

2.6.1. При производстве работ по устройству цементогрунтовых оснований необходимо выполнять требования следующих нормативных документов:

СНиП III-4-80 "Правила производства работ. Техника безопасности в строительстве". М., Стройиздат, 1980;

"Типовая инструкция по технике безопасности для дорожных рабочих", М., Оргтрансстрой, 1979;

"Типовая инструкция по охране труда для машиниста грунтоуплотняющей машины" М., Оргтрансстрой, 1975;

"Технические указания по уходу за свежеуложенным бетоном дорожных и аэродромных покрытий с применением пленкообразующих материалов" ВСН 35-70, М., Оргтрансстрой, 1970.

2.6.2. К работе на машинах для скоростного строительства допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие курс специального обучения, сдавшие экзамен и имеющие удостоверения на право управления этими машинами, прошедшие медицинскую комиссию.

2.6.3. Дорожные рабочие должны быть закреплены за определенными машинами и оборудованием.

2.6.4. При ведении работ поточным способом расстояние между движущимися в одном направлении машинами должно быть не менее 20 м.

2.6.5. Скорость движения автотранспорта в районе мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.

2.6.6. Во время работы распределителя-профилировщика и однопроходной грунтосмесительной машины запрещается находиться в рабочей зоне машины ближе 3 м от рабочих органов.

2.6.7. Покидать рабочее место машинист может только после остановки двигателя и установки рычагов и тумблеров в нейтральное положение, или передав управление помощнику машиниста соответствующей квалификации. Сходить с самоходной машины на ходу запрещается.

2.6.8. Запрещается во время работы высовываться из кабины, наклоняться над краем площадки или перегибаться через перила.

2.6.9. В случае выхода из строя ограждений движущихся и токоведущих частей следует немедленно прекратить работу.

2.6.10. При нанесении пленкообразующих материалов запрещается находиться в зоне работы автогудронатора.

2.6.11. Места производства работ должны быть ограждены предупредительными знаками, а в вечернюю смену - освещены. Рабочие должны быть обеспечены исправным инструментом. Для жилья и отдыха рабочих должен быть подготовлен вагончик. На рабочем месте должна быть аптечка,

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

3.1. Затраты труда на 1000 м2 основания составляют 7,1 чел-дн. затраты машинного времени - 4,32 маш.-см,. в том числе:

профилировщика-распределителя - 0 331 маш.-см;

однопроходной грунтосмесительной машины - 0,3 маш.-см;

цементовоза-распределителя - 0,66 маш.-см;

катка комбинированного действия - 0,195 маш.-см;

автосамосвалов - 2,84 маш.-см.

Выработка на одного рабочего составляет 132 м2.

3.2. Расчет экономической эффективности от внедрения данной карты произведен путем сравнения с технологической картой на устройство цементогрунтовых оснований навесной фрезой ДС-18А (Д-530А). Экономическая эффективность на 1 км основания составляет 1,18 тыс. руб., экономия затрат труда - 1,32 чел-дн, экономия цемента - 46,2 т.

Экономическая эффективность на годовой объем внедрения 20 км составляет 23,734 тыс. руб., экономия затрат труда - 26,4 чел-дн. экономия цемента - 924 т.

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Таблица 2.

4.1. Потребность в материалах

Наименование

Марка, ГОСТ

Количество

на захватку длиной 800 м о (2640 м2)

на 1000 м2 основания

Несвязный грунт, м3

ГОСТ 8736-77*

643

244

Цемент, т

ГОСТ 10178-76*

92,6

31,8.

Вода, м3

ГОСТ 2874-73

63,1

23,9

Помароль, т

ПМ-86, ПМ-100А

2,11

0,8

Примечания: 1. Количество грунта определено с учетом потерь в размере 1,5% и коэффициента разрыхления Kр = 1,2.

2. Расход цемента - 9% массы грунта.

3. Расход пленкообразующего материала (помароль составляет 0,8 кг2).

4. Расход воды - 8% массы грунта и цемента.

5. При изменении условий необходим пересчет количества основных материалов.

Таблица 3

4.2. Потребность в машинах, оборудовании, инструменте, инвентаре, приспособлениях

Наименование

Тип, марка, ГОСТ

Количество, шт.

1

2

3

Профилировщик-распределитель

ДС-151

1

Каток комбинированного действия

ДУ-52

1

Цементовоз-распределитель

ДС-72

2

Однопроходная грунтосмесительная машина

ДС-152

1

Цементовоз

ТЦ-4 (С-927)

По расчету

Поливомоечная машина

ПМ-130Б

То же

Автосамосвалы

-

1

Автогудронатор

ДС-39А

1

Нивелир

ГОСТ 10528-76*

1

Теодолит

ГОСТ 10529-79

1

Нивелирные рейки

ГОСТ 11158-76*

1

Рулетка измерительная металлическая

ГОСТ 7502-74

1

Штатив для геодезических приборов

ГОСТ 11897-78*

2

Натяжные барабаны и лебедки

-

2

Катушки для струн

-

4

Струна, полиэтиленовая, м

-

850

Металлические стойки в сборе с поперечными штангами и струбцинами

-

По расчету

Вешки

-

то же

Нивелирные колышки

-

то же

Лента землемерная

-

1

Лом

ГОСТ 1405-72

1

Лопаты стальные строительные

ГОСТ 3620-76

2

Топоры

-

2

Плотномер-влагомер конструкции Ковалева

-

1

Уровень строительный

ГОСТ 9416-76

1

Шаблон для проверки профиля

-

1

Металлическая рейка длиной 3 м

-

1

Мерник толщины слоя

-

1

Комплект ограждений и сигнальных знаков

ГОСТ 23407-78

1

Вагон для мастера (кладовой)

В0-8

1

Вагон для приема пищи и отдыха рабочих

В0-8

1

Медицинская аптечка

-

1

Карта операционного контроля качества устройства цементогрунтового основания на транспортных развязках комплекты машин ДС 150

Контролируемые параметры

Предельные отклонения

Ширина основания, см

1 = ±10

Толщина слоя, %

2 = ±5

Поперечный уклон

3 = ±0,005

Отмотки по оси основания, мм

4 = ±10

Ровность поверхности основания (просвет под трехметровой рейкой, мм

5 = ±5,0

Рис. Схема цементогрунтового основания с указанием предельных отклонений: 1 - цементогрунтовое основание; 2 - верх земляного полотна; 3 - трехметровая рейка

Примечания.

1. Расстояние от нивелирных колышков до оси ряда должно быть одинаково и нивелирные колышки должны находиться в створе этой линии.

2. Стойки должны стоять вертикально и прочно, прорези на поперечных штангах должны находиться над нивелирными колышками. Поперечные штанги не должны иметь перекосов.

3. Высота струны над нивелирными колышками должна быть везде одинакова.

4. Струна должна быть натянута так, чтобы не было провисания.

5. Грунт может быть применен, если размер максимальных фракций не превышает 25 мм, пластичность - 22.

6. Грунт должен иметь влажность не более 0,35 значения влажности, соответствующей границе текучести, и плотность не более 0,85 максимальной стандартной плотности.

7. Цементогрунтовая смесь должна быть однородной и иметь равномерную окраску, не должно бить не перемешанных комков.

8. Плотность основания должна быть не менее 0,98 значения максимальной стандартной плотности.

9. Равномерность распределения пленкообразующего материала контролируют розливом по пленке раствора фенолфталеина или соляной кислоты. Количество точек вспенивания или покраснения па площади 100 см2 должно быть не более 2.

10. Грунт выгружается в соответствии с принятой схемой разгрузки.


СНиП III-40-78, CН 25-74

1. Основные операции, подлежащие контролю

Установка копирной струны

Профилировка верха земляного полотна

Подкатка верха земляного полотна

Транспортировка грунта

Распределение грунта

Подкатка грунта катками

Распределение цемента

Устройство основания грунто-
смесительной машиной ДС-152

Окончательное уплотнение смеси

Нанесение пленко-
образующих материалов

2. Отстав контроля

Высота установки струны, натяжение струны

Ширина основания. Отметки основания. Поперечный и продольный уклоны

1. Коэффициент уплотнения грунта.

2. Ровность поверхности

1. Соответствие мест выгрузки принятой схеме.

2. .Пригодность грунта для укрепления

1. Толщина слоя.

2. Ширина слоя

1. Плотность слоя.

2..Влажность грунта

Однородность сухой влажной смеси

1. Ширина основания.

2. Отметки основания.

3. Поперечный и продольный уклон.

4. Однородность

1. Плотность основания.

2. Ровность основания.

3. Поперечный уклон.

4. Физико-механические показатели

Равномерность распределения пленко-
образующего материала по основанию

3. Методы и средства контроля

измерительный. Нивелир, теодолит, лента стальная мерная

Измерительный, рулетка стальная, нивелир, нивелир и рулетка стальная

Измерительный. 1. Плотномер-влагомер конструкции Ковалева.

2. Рейка трехметровая, линейка стальная

Измерительный, визуальный.

1. По схеме распределения грунта.

2. Отбор проб

Измерительных (мерник толщины, рулетка стальная)

Измерительный Плотномер-влагомер конструкции Ковалева

Визуальный

Измерительный, визуальный.

1. Рулетка стальная.

2. Нивелир.

3. Нивелир и рулетка стальная

Измерительный. 1. Метод стандартного уплотнения (метод режущих колец, влагомер-плотномер конструкции Ковалева, радиометрический прибор ПГП-2).

2. Рейка трехметровая.

3. Шаблон.

4. Испытание нервов

Визуальный, измерительный, Розлив по пленке растворе фенолфталеина или соляной кислоты на площади 20×20 см

4. Сроки контроля

На каждом нивелирном колышке в течение смены

Через каждые 80 м, через каждые 100 м

1. В трех точках на поперечнике о на каждые 1000 м2 грунтового основания.

2. Через 100 м три раза в смен

1. Сплошной.

2. Один раз в смену на каждые 200-300 м3 грунта

Через 100 м в трех точках по ширине. В начале и середина смены

В двух местах на каждой захватке (в трех точках по ширине основания в каждом месте)

Периодически

Через каждые 80 м. Через каждые 100 м. Сплошной

Через 200 м (на расстоянии 0,5 м от кромок и по середине основания). Через 100 м три раза в смену. Через 500 м

Одно испытание в смену

5. Должность лица, контролирующего операцию

Прораб, геодезист

Мастер

Мастер, лаборант

Мастер

Мастер, лаборант

мастер

Мастер, лаборант

6. Наименование привлекаемой для контроля службы

Геодезическая служба

-

Лаборатория

-

Лаборатория

-

-

Лаборатория

7. Должность лица, ответственного за организацию и обеспечение контроля

Прораб

8. Документ, в котором регистрируются результаты контроля

Общий журнал работ, журнал геодезических работ

Общий журнал работ

Общий журнал работ, журнал лабораторных работ

Общий журнал работ

Общий журнал работ

Общий журнал работ, журнал лабораторных работ

Перечень скрытых работ, на которые составляются акты:

1) установка копирной струны

2) устройство цементогрунтового основания


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
Устройство цементогрунтовых оснований на транспортных развязках машиной ДС-151 из смеси, приготовленной в установке

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на устройство цементогрунтового основания на транспортных развязках Машиной ДС-152 из смеси, приготовленной в смесительной установке, и предназначена для опытного применения.

Ширина основания - 6,6 м, толщина 20 см,

1.2. Конструкция основания принята в соответствии с "Типовыми проектными решениями. Серия 503-0-II "Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР", 1976 г.

1.3. При устройстве оснований устанавливают копирную струну; подготавливают верх земляного полотна; транспортируют смесь автосамосвалами; распределяют смесь профилировщиком-распределителем; уплотняют смесь катками комбинированного действия; производят уход за основанием нанесением пленкообразующих материалов.

1.4. Работы по устройству цементогрунтового основания выполняют в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5°С. Уплотнение смеси грунта с цементом должно быть закончено не позднее, чем через 3 ч после введения в смесь воды.

1.5. При привязке технологической карты к местным условиям уточняют конструкцию основания, объемы работ, потребность в материалах и машинах.

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Указания по подготовке объекта и требования к готовности предшествующих работ

2.1.1. До начала работ по устройству цементогрунтового основания должно быть отсыпано земляное полотно, подготовлены подъездные пути для доставки материалов, проведены геодезические работы, устроен водоотвод с земляного полотна. Участок работ должен быть огражден сигнальными знаками.

2.2. Схема организации строительной площадки (рис. 4)

2.3. Указания по технологии работ

2.3.1. Работы по устройству цементогрунтовых оснований машиной ДС-152 из смеси, приготовленной в установке, выполняют в следующей последовательности: устанавливают копирную струну; подготавливают верх земляного полотна; транспортируют цементогрунтовую смесь автосамосвалами; распределяют и планируют смесь профилировщиком-распределителем; уплотняют смесь катками; осуществляют уход за основанием нанесением пленкообразующих материалов,

2.3.2. Установку копирной струны выполняют в соответствии с п.2.3.2 карты № 1.

2.3.3. Подготовка верха земляного полотна

В подготовку верха земляного полотна входит его профилировка под проектные отметки и уплотнение грунта катками.

Рис. 4 Схема организации строительной площадки: 1 - профилировщик-распределитель ДС-151; 2 - каток комбинированного действия ДУ-52; 3 - автомобиль-самосвал; 4 - автогудронатор Д3-39А; 5 - копирный шнур; 6 - цементогрунтовое основание; 7 - верх земляного полотна

Профилировку верха земляного полотна под отметки выполняют профилировщиком-распределителем ДС-151 за один проход. При значительных колебаниях высотных отметок, наличии колеи профилировку выполняют за два прохода профилировщика.

В начале участка копирные датчики профилировщика устанавливают на струну, стрелки индикатора рабочих органов - в нулевое положение. После этого ротор профилировщика устанавливают в соответствии с требуемой толщиной обработки.

После обработки участка длиной 20 - 30 м проверяют отметки спрофилированного участка и поперечный уклон. При необходимости регулируют положение рабочих органов.

Грунт удаляют с помощью системы транспортеров на обочину, на соседнюю полосу земляного полотна или в транспортные средства.

Уплотнение грунта выполняют катком ДУ-52 комбинированного действия за два-три прохода по одному следу.

2.3.4. Транспортировка цементогрунтовой смеси.

Цементогрунтовую смесь готовят в смесительной установке ДС-50А или ДС-50Б и транспортируют на подготовленное земляное полотно автосамосвалами.

Смесь выгружают по заранее рассчитанной схеме разгрузки. Схему рассчитывают с таким условием, чтобы при распределении обеспечивалась равномерность толщины слоя с запасом на уплотнение.

Количество цементогрунтовой смеси определяют по формуле:

Q = l·b·h·Kp

(4)

где Q - количество цементогрунтовой смеси в рыхлом состоянии, м3;

l - длина сменной захватки, м;

b - ширина обрабатываемой полосы, м;

h - толщина слоя в плотном теле, м;

Кp - коэффициент разрыхления.

Цементогрунтовая смесь должна иметь оптимальную влажность. В сухую (без осадков) погоду и при температуре выше +20°С влажность смеси должна быть на 2 - 3% выше оптимальной. При пониженных температурах (ниже +10°С) и при наличии осадков влажность смеси должна быть оптимальной или на 1 - 2% меньше.

2.3.5. Распределение и планировка смеси

Смесь распределяют за два прохода профилировщика-распределителя: за первый проход выполняют распределение смеси по ширине обрабатываемой полосы, за второй проход - планировку под проектные отметки с запасом на уплотнение.

При распределении цементогрунтовой смеси следует устанавливать отвал - на 7 - 8 см выше проектной отметки верха основания (допуск на уплотнение и чистовую профилировку), ротор - на 1,5 - 2 см выше уровня отвала. Распределение материала достигается за счет вращения половин ротора как в одном, так и в противоположных друг относительно друга направлениях.

При планировке под проектные отметки отвал устанавливают на 2 - 3 см выше проектной отметки верха основания (допуск на уплотнение), фрезерный ротор - на. 0,5 - 1 см выше отвала. Срезаемая смесь с помощью системы транспортеров погружается в транспортные средства. Эту смесь можно использовать для ремонта временных землевозных дорог и для отсыпки обочин на участках с новым покрытием.

После планировки основания контролируют поперечный уклон, ровность, толщину слоя. Толщина неуплотненного слоя должна быть на 15 - 20% больше проектной. Окончательную прибавку на уплотнение устанавливают после пробного уплотнения.

2.3.6. Уплотнение смеси катками

Уплотнение смеси катками начинают сразу же после планировки и заканчивают не позднее, чем через 3 ч с момента приготовления смеси в смесительной установке, а при температуре воздуха ниже +10°С - не позднее, чем через 5 ч.

Уплотнение смеси выполняют катком комбинированного действия ДУ-52 с шириной уплотнения 2 м. Уплотнение ряда шириной 3,3 м выполняют за два прохода с перекрытием полосы предыдущего прохода на 70 см.

Число проходов катка по одному следу ориентировочно принимают в количестве 12 - 15 проходов и окончательно уточняют после пробного уплотнения.

При уплотнении скорость движения катка при двух первых и двух последних проходах по одному следу принимают 2 - 3 км/ч, при промежуточных - скорость катков увеличивают до 12 - 15 км/ч. При этом в шинах поддерживают такое давление: на первых проходах - 4 - 5 кгс/см2, на каждые два последующих - давление увеличивают на 1 кгс/см2, при завершающих проходах принимают максимальное давление - 8 кгс/см2.

При подсыхании, верхний слой основания дополнительно увлажняют и продолжают уплотнение. Норму распределения воды определяет лаборатория.

После того, как выполнят заданное число проходов по одному следу, лаборатория определяет плотность слоя. Если она составляет 0,98 максимальной стандартной плотности, то уплотнение заканчивают, в противном случае уплотнение продолжают до получения требуемой плотности.

2.3.7. Уход за основанием нанесением пленкообразующих материалов

Сразу же после уплотнения на поверхность цементогрунтового основания автогудронатором ДС-39А наносят светлые пленкообразующие материалы (помароль ПМ-86 или ПМ-100А). Норма разлива составляет 0,4 - 1,2 л /м2.

При отсутствии светлых пленкообразующих материалов или при температуре воздуха не выше +20°С можно применить лак-этиноль или быстро- и среднераспадающиеся эмульсии 20-30 процентной концентрации. При температуре воздуха выше +20°С необходимо: повысить норму расхода пленкообразующих до максимума; нанести материал в два слоя (два прохода машины с интервалом 20-30 мин); применить светлые пленкообразующие жидкости или осветлить пленку из темных материалов.

Осветление выполняют нанесением суспензии алюминиевой пудры на несформировавшийся слой эмульсии или путем окраски известковым раствором. Нормы распределения осветляющих материалов, не менее: для суспензии алюминиевой пудры - 20 г/м2; для известкового раствора - 400 г/м2.

Движение построечного транспорта по слою цементогрунтового основания можно открывать не ранее, чем через 5 суток.

2.3.8. Перечень нормативно-технической литературы

При строительстве цементогрунтовых оснований необходимо использовать следующую нормативно-техническую литературу:

СНиП III-40-78 "Правила производства и приемки работ. Автомобильные дороги";

СН 25-74 "Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов", М., Стройиздат, 1975;

ВСН 139-80 "Инструкция по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог". Раздел "Правила производства работ", "Уход за свежеуложенным бетоном". М., 1980 г.

2.4. Указания по организации труда

2.4.1. Работы по устройству цементогрунтового основания выполняют в две смены, как правило, по методу бригадного подряда. За смену устраивают 800 м готового основания.

Для выполнения работ организуют комплексную сквозную бригаду из 50 чел. В состав бригады входят:

машинист профилировщика-распределителя 6 разр. - 2

помощник машиниста - 5 разр. - 2

машинист катка - 6 разр. - 2

дорожные рабочие: - 4 разр. - 4

3 разр.. - 4

2 разр.- 2

1 разр. - 2

водители автосамосвалов 3 кл. - 32

Для работы в каждую смену организуют звено из 25 чел. В составе:

машинист профилировщика-распределителя 6 разр. - 1

помощник машиниста - 5 разр. - 1

машинист катка - 6 разр. - 1

дорожные рабочие: - 4 разр. - 2

3 разр. - 2

2 разр. - 1

1 разр. - 1

водители автосамосвалов 3 кл. - 16,

Для кратковременной работы в каждую смену привлекают машиниста с автогудронатора (5 разр. - 1), помощника машиниста (4 разр. - 1).

Потребность в автосамосвалах определена из условий, принятых в карте 1, и производительности профилировщика-распределителя при распределении готовой смеси. При изменении условий уточняют количество автосамосвалов.

2.4.2. Работы по устройству цементогрунтового основания

Работы ведут на двух захватках длиной по 800 м. Каждую захватку делят на два участка (по 400 м) и работы выполняют поочередно на каждом из них.

На захватке 1 выполняют работы по установке копиркой струны и профилировке земляного полотна.

На захватке 2 выполняют работы по устройству и уходу за основанием.

2.4.3. Работы по установке струны выполняют дорожные рабочие

(1 разр. - 1; 2 разр. - 1; 3 разр. - 1; 4 разр. - 1).

Работой руководит геодезист. Он выполняет работы с геодезическими инструментами (теодолитом, нивелиром).

На захватке 1 дорожные рабочие выполняют работы по установке струны, а затем на захватке 2 снимают струну и убирают ограждение.

Перед началом работ проводится осмотр участка и принимается решение о способе установки струны.

Дорожные рабочие 3 и 4 разр. провешивают линию установки струны, выполняют разметку мест установки нивелирных колышков, устанавливают нивелирные колышки под нивелир, стойки и поперечные штанги - под теодолит, и по шаблону контролируют и выправляют положение струны в плане и профиле.

Рабочие 1 и 2 разр. работают с лентой и нивелирными рейками, переносят геодезические инструменты по участку работ, разматывают и раскладывают струну, натягивают ее, выполняют все работы по переноске инвентаря (стоек, нивелирных колышков, вешек), снимают стойки и выполняют другие вспомогательные подсобные работы.

Все рабочие участвуют в погрузке и выгрузке инвентарных принадлежностей.

2.4.4. Машинист профилировщика б разр. и помощник машиниста 5 разр. на захватке № 1 выполняют работы по профилировке земляного полотна, а на захватке № 2 - по распределение смеси и планировке под проектные отметки.

Сначала выполняются работы на захватке № 2, а затем - на захватке № 1. Работы на захватке № 1 являются отдельными для следующей смены.

В начале смены машинист профилировщика получает задание от мастера и готовит вместе с помощником машину к работе (заправляет горючим, устанавливает копиры-датчики).

В процессе работы машинист управляет машиной, а помощник машиниста, следует за машиной, следит за работой рабочих органов, регулирует подход автосамосвалов» ведет учет поступающей смеси, контролирует поперечный уклон, ровность поверхности, заменяет машиниста во время его отдыха и отлучек. В конце рабочей смены машинист и помощник машиниста снимают датчики и сдают их в кладовую, чистят и моют машины,

Дорожные рабочие 3 и 4 разр. следуют за распределителем и устраняют мелкие дефекта на основании, исправляют обрушения кромки, устанавливают временную опалубку, заделывают швы на стыках рядов.

В конце работы дорожные рабочие участвуют в очистке распределителя и его агрегатов.

2.4.5. Машинист катка выполняет работу по уплотнению земляного полотна и цементогрунтового основания. Во время технологического перерыва каток используют для работ на других участках.

2.4.6. Оперативный контроль качества произведенных работ осуществляет мастер в соответствии с требованиями СНиП III-40-78, СН 25-74 и КОКК технологической карты (раздел 5).

Таблица 5

2.5. График выполнения производственного процесса при устройстве цементогрунтовых основание на транспортных развязках машиной ДС-151 из смеси, приготовленной в смесительной установке (длина захватки - 800 м, ширина - 3,3 м)

Примечание: 1. Цифрами над линиями указано количество рабочих, занятых в операции, цифрами под линиями - продолжительность операций в минутах

2.6. Указания по технике безопасности

При выполнении работ по устройству цементогрунтового основания рабочие должны соблюдать правила и указания по технике безопасности, изложенные в СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", М., Стройиздат, 1980, "Правилах техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог", М., Транспорт, 1978, и все положения, указанные в карте № 1.

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Затраты труда на 1000 м2 основания составляют 9,41 чел-дн.

Затраты машинного времени на 1000 м2 основания составляют 0,61 маш.-ч, в том числе:

профилировщик-распределитель ДС-151 - 0,34 маш.-смена;

каток комбинированного действия ДУ-52 - 0,27 маш.-смена;

Выработка на одного  рабочего, м2 - 105,6.

Расчет экономической эффективности произведен в сравнении с профилировкой земляного полотна профилировщиком ДС-97 и распределением цементогрунтовой смеси распределителем ДС-99. Экономическая эффективность на годовой объем внедрения 20 км основания шириной 6,6 м составляет 17719 руб., на 1 км при ширине 6,6 м - 886 руб., снижение затрат труда - 2,02 чел-дн.

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Таблица 6

4.1. Потребность в материалах

Наименование материалов

Марка, ГОСТ

Количество

на сменную захватку

на 1000 м2 основания

цементогрунтовая смесь, м3

-

707

268

Помароль, т

ПМ-100А

2,11

0,8

Примечания: 1. Потребность цементегрунтовой смеси подсчитана для коэффициента уплотнения (Ку), равного 1,3. Коэффициент потерь (KП) примят равным 1,01.

2. Потребность пленкообразующего материала подсчитана из расчета 0,8 кг/м2. При изменении условий необходимо пересчитать потребное количество материалов.

Таблица 7

4.2. Потребность в машинах, оборудовании, инструменте, инвентаре, приспособлений

Наименование

ГОСТ, марка

Количество, ют.

1

2

3

Профилировщик-распределитель

ДС-151

1

Каток комбинированного действий

ДУ-52

1

Автогудронатор

ДС-39А

1

Поливомоечная машина

ПМ-130Б

По расчету

1

2

3

Натяжные барабаны и лебедки

-

4

Катушки для струн

-

2

Струна полиэтиленовая

-

850

Металлические стойки в сборе с поперечными штангами и струбцинами

-

По расчету

Нивелирные колышки

-

То же

Теодолит

ГОСТ 10529-79

1

Нивелир

ГОСТ 10528-76*

1

Штатив для геодезических инструментов

ГОСТ 11897-78

 

Рейки нивелирные

ГОСТ 11158-76х

2

Вешки

-

10

Деревянные шаблоны (линейки)

-

2

Рулетка металлическая измерительная

ГОСТ 7502-74

 

Дом

ГОСТ 1405-72

 

Лопаты стальные строительные

ГОСТ 3620-76

 

Топоры

-

 

Уровень строительный длиной 1 м

ГОСТ 9416-76

 

Шаблон для проверки профиля

По проекту

 

Рейка длиной 3 м

Изготовляется в мастерских СУ

 

Ограждения, сигнальные знаки, комплект

ГОСТ 10807-78

 

Вагон для мастера (с кладовой)

В0-8

 

Вагон для приема пищи и отдыха рабочих

В0-8

 

Аптечка

-

 

Таблица 5

5. Карта операционного контроля качества устройства цементогрунтового основания комплектом машин ДС-150 из смеси, приготовленной в установке.

Контролируемые параметры

Предельные отклонения

Ширина основания, см

Δ1 = ±10

Толщина утопленного слоя, %

Δ2 = ±5

Отметки по оси основания, мм

Δ3 = ±10

Поперечный уклон

Δ4 = ±0,005

Ровность поверхности (просвет под трехметровой рейкой), мм

Δ5 = ±5,0

Схема цементогрунтового основания с указанием предельных отклонений:

1 - цементогрунтовое основание; 2 - верх земляного полотна: 3 - трехметровая рейка

Примечания.

1. Коэффициент плотности основания должен бить не менее 0,98 значения максимальной стандартной плотности.

2. Равномерность распределения пленкообразующего материала контролируют розливом по пленке раствора фенолфталеина или соляной кислоты. Количество точек вспенивания или покраснения на площади 100см2 должно быть не более двух.

3. Струна, должна быть натянута так, чтобы не было провисания.

Высота струны над нивелирными колышками должна быть везде одинаковая.


СНиП III-40-78. СН 25-74

Основные операции подлежащие контролю

Установка копирной струны

Профилировка земляного полотна

Уплотнение земляного полотна

Распределение и планировка смеси

Уплотнение смеси катками

Уход за основанием

Состав контроля

Высота установки струны. Степень натяжения

Ширина основания. Проектные отметки. Поперечный и продольный уклон

Коэффициент уплотнения. Ровность поверхности

Ширина основания. Толщина слоя. Поперечный уклон. Отметки по оси

Плотность основания. Поперечный уклон. Ровность основания

Равномерность распределения пленкообразующего материала

Методы и средства контроля

Измерительный, визуальный. Нивелир, теодолит, лента стальная мерная

Измерительный, стальная рулетка, нивелир и стальная рулетка

Измерительный, плотномер-влагомер конструкции Ковалева, трехметровая рейка, стальная линейка

Измерительный, стальная рулетка, мерник толщины, шаблон, нивелир

Измерительный, лабораторный плотномер-влагомер конструкции Ковалева, трехметровая рейка, стальная линейка, шаблон

Визуальный, измерительный. Раствор фенолфталеина или соляной кислоты

Сроки контроля

На каждом нивелирном колышке, в течение всей смены

Через каждые 80 м, через каждые 100м

В трех точках на поперечнике на каждые 1000 м2 грунтового основания. Через 100 м три раза в смену

В начале и середине смены. На поперечниках через 40 м. Через каждое 100 м

Не менее двух раз на каждые , 400 м2. Через 100 м три раза в смену

Одно испытание в смену

Должность лица, контролирующего операцию

Геодезист

Мастер

Мастер, лаборант

Мастер

Мастер, лаборант

Наименование привлекаемое для контроля службы

Геодезическая служба

-

Лаборатория

-

Лаборатория

Должность лица, ответственного за организацию и обеспечение контроля

Прораб

Документ, в котором регистрируются результаты контроля

Журнал геодезических работ, общий журнал работ

Общий журнал работ

Общий журнал работ, журнал лабораторных работ

Общий журнал работ

Общий журнал работ, журнал лабораторных работ

Перечень скрытых работ, на которые составляются акты:

1. Установка копирной струны.

2. Устройство цементогрунтового основания

 

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"