РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов
Произвольная ссылка:
Методика Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств на территории крупнейших городов.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (ОАО «НИИАТ»)
РАСЧЕТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ (методика)
по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ
от автотранспортных средств на территории крупнейших
городов
«СОГЛАСОВАНО»
Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Письмо № 70К-46/853 от
07.12.2006
«УТВЕРЖДАЮ»
Генеральный директор
ОАО «НИИАТ»
______________В.В. Донченко
17 ноября 2006 г.
Москва 2008
Настоящая инструкция (методика) разработана по
заказу Министерства транспорта Российской Федерации и предназначена для расчета
выбросов загрязняющих веществ и оценки загрязнения атмосферы автотранспортными
средствами различных экологических категорий при эксплуатации в городских
условиях.
Основные положения настоящей инструкции
(методики) гармонизированы с действующей международной методикой инвентаризации
выбросов загрязняющих веществ EMEP/CORINAIR, с учетом особенностей структуры и режимов движения
автотранспортных средств, эксплуатируемых в крупнейших городах (с численностью
населения свыше 1 млн. человек).
Методика предназначена для использования
природоохранными и контролирующими организациями, а также организациями,
занимающимися градостроительной, транспортной и дорожно-строительной
деятельностью, при разработке проектов развития и реконструкции транспортной
инфраструктуры, при инвентаризации валовых выбросов загрязняющих веществ
автотранспортными средствами в атмосферный воздух при движении по
улично-дорожной сети города.
Методика разработана взамен «Методики
определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в
атмосферный воздух», утвержденной Минтрансом России 02.06.1993 г.
Разработчик методики: Открытое
акционерное общество «Научно-исследовательский институт автомобильного
транспорта» (ОАО «НИИАТ»).
1.1. Настоящая методика
предназначена для проведения расчетной инвентаризации выброса загрязняющих
веществ в атмосферный воздух автотранспортными средствами (АТС) при их движении
по улично-дорожной сети крупнейших городов (с населением более 1 млн. человек).
Методика не может быть использована для инвентаризации выбросов загрязняющих
веществ АТС на территории автотранспортных и других предприятий.
1.2. В целях проведения
расчетной инвентаризации выбросов АТС разделены на следующие типы:
- легковые автомобили;
- грузовые автомобили и
автобусы полной массой до 3500 кг;
- грузовые автомобили полной
массой более 3500 кг;
- автобусы полной массой более
3500 кг.
Каждый тип АТС в зависимости от вида
используемого топлива разделен на следующие подтипы:
- АТС, работающие на бензине;
- АТС, работающие на дизельном
топливе;
- АТС, работающие на сжиженном
нефтяном газе;
- АТС, работающие на
компримированном (сжатом) природном газе.
1.3. Указанные в п. 1.2 АТС в
соответствии с их экологическими характеристиками подразделяются на четыре
экологических класса:
0 (Евро 0) - АТС, имеющие
официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по
Правилам ЕЭК ООН № 83 (поправки серии 02, 03, 04 - уровень выбросов А) (ГОСТ
Р 41.83-99, уровень выбросов А); Правилам ЕЭК ООН № 49 - поправки серии
01); ОСТ 37.001.070 и более ранним требованиям;
1 (Евро 1) - АТС, имеющие
официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по
Правилам ЕЭК ООН № 83 (поправки серии В, С) (ГОСТ
Р 41.83-99, уровень выбросов В, С); по Правилам ЕЭК ООН № 49 (поправки
серии 02, уровень выбросов А) (ГОСТ
Р 41.49-99, уровень выбросов А);
2 (Евро 2) - АТС, имеющие
официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по
Правилам ЕЭК ООН № 83 (поправки серии 04 - уровень выбросов B, C, D) (ГОСТ
Р 41.83-99, уровень выбросов В, С, Д); Правилам ЕЭК ООН № 49 (поправки
серии 02, уровень выбросов В) (ГОСТ
Р 41.49-99, уровень выбросов В);
3 (Евро 3) - АТС, имеющие официальное
утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК
ООН № 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов А) (ГОСТ
Р 41.83-2004, уровень выбросов А); Правилам ЕЭК ООН №49 (поправки серии 03,
04 - уровень выбросов А).
1.4. Приведенные в данной
методике удельные выбросы загрязняющих веществ АТС различных экологических
классов отражают усредненный выброс загрязняющих веществ при движении АТС по
городским улицам и дорогам регулируемого и непрерывного движения, а также при
пуске и прогреве двигателя АТС после стоянки.
1.5. Расчет выброса
загрязняющих веществ АТС в атмосферу может осуществляться по упрощенной и
детализированной расчетной схеме.
При выполнении расчетов соответствующий
расчетный тип АТС определяется типом АТС, видом используемого топлива и
экологическим классом АТС.
1.6. Упрощенная расчетная
схема используется при инвентаризации выброса загрязняющих веществ АТС в
атмосферный воздух при наличии данных о топливопотреблении.
Расчеты выполняются доя следующих
загрязняющих веществ:
СО - оксид углерода;
VOC - углеводороды в пересчете на СН1,85;
NOx - оксиды азота в пересчете на NO2;
РМ - твердые частицы в пересчете на
углерод;
SO2 -
диоксид серы;
СO2 -
диоксид углерода.
При выполнении расчетов потребление
моторного топлива должно быть дифференцировано по расчетным типам и
экологическим классам АТС в соответствии с пп. 1.2 и 1.3.
1.7. Детализированная
расчетная схема используется при инвентаризации выброса загрязняющих веществ
АТС в атмосферный воздух при наличии данных о численности и интенсивности
движения АТС.
Расчеты выполняются для следующих
загрязняющих веществ:
СО- оксид углерода;
VOC - углеводороды в пересчете на СН1,85 (включая VOC, содержащиеся в топливных испарениях);
NOx - оксиды азота в пересчете на NO2;
РМ- твердые частицы в пересчете на углерод;
SO2- диоксид серы;
Рb- соединения свинца;
СO2- диоксид
углерода;
СН4- метан;
NMVOC - неметановые углеводороды;
NH3- аммиак;
N2O- закись азота.
При выполнении расчетов численность АТС
соответствующего экологического класса определяется на основании исследований
структуры парка транспортных средств, зарегистрированных на территории
крупнейших городов.
Интенсивность движения, состав
транспортных потоков и условия движения АТС определяются на основании
результатов мониторинга параметров транспортных потоков, движущихся по
городским улицам и дорогам различных категорий, классифицируемым в соответствии
со СНиП
2.07.01-89.
Интенсивность движения на конкретном
участке улично-дорожной сети определяется количеством АТС, прошедших данный
участок за определенный период времени.
Периоды года (холодный, теплый,
переходный) определяются по величине среднемесячной температуры. Месяцы, в
которых среднемесячная температура ниже -5°С, относятся к холодному периоду,
месяцы со среднемесячной температурой выше +5°С - к теплому периоду и с
температурой от -5°С до +5°С - к переходному. Длительность расчетных периодов и
среднемесячные температуры определяются по Справочнику по климату.
1.8. В методике в качестве
нетрадиционных рассматриваются следующие загрязняющие вещества: акролеин,
1,3-бутадиен, толуол, ксилолы, стирол, ацетальдегид, бензол, формальдегид,
бенз(а)пирен.
1.9. Порядок подготовки
исходных данных для проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ приведен
в приложениях
1 и 2.
3.1.1. Выброс i-гo загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа Мipjрассчитывается по формуле:
, т,
(3.1)
где
Qpj- потребление моторного топлива р-го вида автотранспортными средствами
j-го
расчетного типа при движении по городским улицам и дорогам за определенный
период, т;
gipj- удельный выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами j-го
расчетного типа при использовании р-го вида топлива, г/кг (табл. 3.1 - 3.4).
3.1.2. Выброс i-го загрязняющего вещества всеми автотранспортными
средствами при использовании моторного топлива определенного вида Мipрассчитывается по формуле:
т
(3.2)
3.1.3. Выброс i-го загрязняющего вещества всеми автотранспортными
средствами при использовании всех видов моторного топлива Мiрассчитывается по формуле:
, т
(3.3)
Таблица 3.1
Удельный выброс загрязняющих веществ при сгорании 1 кг
бензина
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Удельный
выброс, г/кг
СО
VOC
NOx
so2
со2
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
250,0
31,0
30,0
0,54
2670
1
(Евро 1) и выше
21,5
2,4
5,8
0,54
3120
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг
0
(Евро 0)
250,0
31,0
30,0
0,54
2670
1
(Евро 1) и выше
21,5
2,4
5,8
0,54
3120
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой более 3500 кг
0
(Евро 0)
360,0
39,0
30,0
0,54
2500
Таблица 3.2
Удельный выброс загрязняющих веществ при сгорании 1 кг
дизельного топлива
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Удельный
выброс, г/кг
СО
VOC
NOx
РМ
so2
со2
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
13,6
3,0
40,0
4,0
1,6
3070
1
(Евро 1) и выше
7,5
1,4
30,0
1,1
1,6
3100
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг
0
(Евро 0)
30,0
10,0
50,0
4,0
1,6
3020
1
(Евро 1) и выше
8,6
4,3
25,0
1,1
1,6
3090
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой более 3500 кг
0
(Евро 0)
30,0
10,0
50,0
4,0
1,6
3020
1
(Евро 1) и выше
8,6
4,3
25,0
1,4
1,6
3090
Таблица 3.3
Удельный выброс загрязняющих веществ при сгорании 1 кг
сжиженного нефтяного газа
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Удельный
выброс, г/кг
СО
VOC
NOx
so2
со2
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
250,0
31,0
30,0
0,12
2520
1
(Евро 1) и выше
21,5
2,4
5,8
0,12
2970
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг
0
(Евро 0)
250,0
31,0
30,0
0,12
2520
1
(Евро 1) и выше
21,5
2,4
5,8
0,12
2970
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой более 3500 кг
3.2.1. Выброс i-го загрязняющего вещества (кроме углеводородов) Мiавтотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа рассчитывается по формуле:
Мi = М1i + М2i,
(3.4)
где
М1i
- выброс i-го загрязняющего вещества при движении АТС, т;
М2i
- выброс i-го загрязняющего вещества при пуске и прогреве двигателя
АТС после стоянки, т;
Массовый выброс углеводородов Mvoc
для автотранспортных средств класса Евро 0 с бензиновыми двигателями
рассчитывается по формуле:
Мvoc = М1voc+ M2voc+ М3voc,
(3.5)
где
М3voc
- выброс VOC за счет топливных испарений, т.
3.2.2. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа при движениипо участку улично-дорожной сети соответствующей категории в
течении суток М1ijklрассчитывается по формуле:
, т/сутки,
(3.6)
где
m1ijk
- пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества АТС j-го расчетного типа при движении по улицам и дорогам k-й категории, г/км;
lkl - протяженность l-го участка улиц и дорог k-й категории, км;
Njkl - интенсивность движения АТС j-го расчетного типа на l-м участке улиц и дорог k-й категории в течении суток, тыс. авт./сутки.
Пробеговые выбросы загрязняющих веществ
при движении автотранспортных средств по городским улицам и дорогам
представлены в табл. 3.5 - 3.66.
В табл. 3.5 - 3.66
удельные выбросы загрязняющих веществ определены для следующих категорий
городских улиц и дорог:
I.П - магистральные дороги регулируемого движения и
магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, магистральные
улицы районного значения в период пиковой загрузки (скорость сообщения Vc ≤ 15 км/ч), а также магистральные улицы
общегородского значения непрерывного движения и магистральные дороги
скоростного движения при Vc
≤ 30 км/ч;
I.МП - магистральные дороги регулируемого движения и
магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения в межпиковый
период при Vc > 15 км/ч;
II - магистральные улицы районного
значения в межпиковый период при Vc
> 15 км/ч;
III - магистральные улицы
общегородского значения непрерывного движения при Vc > 30 км/ч;
IV - магистральные дороги
скоростного движения при Vc
> 30 км/ч.
Для тех участков городских улиц и дорог,
загрузка которых разделяется на пиковый и межпиковый период, величина М1ijklрассчитывается по формуле:
, т/сутки,
(3.7)
где
- пробеговый выброс в пиковый период, г/км;
- пробеговый выброс в межпиковый период, г/км;
- интенсивность движения в пиковый период, тыс. авт/сутки;
- интенсивность движения в межпиковый период, тыс. авт/сутки.
3.2.3. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа при движении по участку улично-дорожной сети
за определенный расчетный период времени рассчитывается по формуле:
, т,
(3.8)
где
t -
расчетный период времени, сутки.
3.2.4. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа при движении по улицам и дорогам
соответствующей категории за определенный расчетный период времени М1ijkрассчитывается по формуле:
, т
(3.9)
3.2.5. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа при движении по улицам и дорогам всех
категорий М1ij. рассчитывается по формуле:
, т
(3.10)
3.2.6. Выброс i-го загрязняющего вещества при движении автотранспортных
средств всех расчетных типов рассчитывается по формуле:
, т
(3.11)
3.2.7. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа при
пуске и прогреве двигателей в течение суток для конкретного периода года
М2ijnрассчитывается по формуле:
, т/сутки,
(3.12)
где
m2ijn
- выброс i-го загрязняющего вещества при пуске и прогреве двигателя АТС j-го расчетного типа для п -го периода года, г/мин;
- время прогрева двигателя, мин;
пj - количество холодных пусков в день АТС j-го расчетного типа;
αj - коэффициент выезда АТС j-го расчетного типа;
Nj- количество АТС
j-го
расчетного типа, зарегистрированных на
территории города, тыс. авт.
Время прогрева двигателя определяется в зависимости от
среднемесячной температуры воздуха (табл. 3.67).
Среднее количество холодных пусков пjи коэффициент выезда αj АТС различного типа приведены в табл. 3.68, а удельные выбросы загрязняющих
веществ при пуске и прогреве двигателя m2ijn- в табл. 3.69 - 3.75.
3.2.8. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа при пуске и прогреве двигателей за
определенный расчетный период времени М2ijрассчитывается по формуле:
, т
(3.13)
где
tn- продолжительность расчетного
периода соответственно в холодный, переходный и теплый период года, суток.
3.2.9. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
всех расчетных типов при пуске и прогреве двигателей М2iрассчитывается по формуле:
, т
(3.14)
3.2.10. Выброс VOC автотранспортными средствами с бензиновыми
двигателями в результате топливных испарений М3vocjnрассчитывается по формуле:
, т,
(3.15)
где
- удельные топливные испарения АТС
j-го
расчетного типа за счет внутрисуточных
изменений температуры, для п-го
периода года г/сутки;
mjn
- удельные топливные испарения во время
стоянки АТС j-го расчетного типа для п-го периода года (температура охлаждающей жидкости двигателя АТС
более 70°С), г/сутки;
αj - коэффициент выезда АТС j-го расчетного типа;
пj - количество стоянок в сутки (количество холодных пусков)
АТС j-го расчетного типа длительностью более 1 часа;
Nj - количество АТС
j-го
расчетного типа, тыс. авт;
tn
- продолжительность расчетного периода
года (холодного, переходного и теплого), сутки.
Коэффициент выезда αj и
количество стоянок пjприведены в таблице 3.68, удельные топливные испарения и mjn -в табл. 3.76.
Выброс VOC АТС всех расчетных типов M3vocрассчитывается по формуле:
, т,
(3.16)
где
Р - количество
расчетных типов АТС по принятой в таблице 3.76
классификации.
Время прогрева двигателя в зависимости от температуры
воздуха
Тип
АТС
Время
прогрева, tпр., мин
свыше
5°С
ниже
5°С
до -5°С
ниже
-5°С до -10°С
ниже -10°С до -15°С
ниже
-15°С
до -20°С
ниже
-20°С до -25°С
ниже
-25°С
Легковой автомобиль
3
4
10
15
15
20
20
Грузовой автомобиль и автобус
4
6
12
20
25
30
30
Примечание.Для легковых автомобилей,
экологические характеристики которых соответствуют Евро 1 - Евро 3, время
прогрева должно умножаться на коэффициент 0,5
Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ при
прогреве двигателя легковыми автомобилями экологического класса 0 (Евро 0)
Рабочий
объем, л
Вид
топлива
Удельные
выбросы загрязняющих веществ, г/мин
СО
VOC
NOx
РМ
so2
Рb
т
X
Т
X
Т
X
т
X
т
X
т
X
Менее
1,4
Б,
СНГ
2,3
4,5
0,18
0,27
0,01
0,02
-
-
0,008
0,009
0,00006
0,00007
дт
0,14
0,21
0,06
0,07
0,06
0,09
0,002
0,004
0,016
0,018
-
-
1,4-2,0
Б,
СНГ
3,0
6,0
0,31
0,47
0,02
0,03
-
-
0,010
0,012
0,00008
0,00010
ДТ
0,19
0,29
0,08
0,10
0,08
0,12
0,003
0,006
0,020
0,024
-
-
Более
2,0
Б,
СНГ
4,5
8,8
0,44
0,66
0,03
0,04
-
-
0,012
0,014
0,00010
0,00013
дт
0,35
0,63
0,14
0,17
0,13
0,20
0,005
0,010
0,024
0,030
-
-
Примечание.
1. В переходный период
значения выбросов СО, VOC,
PM, SO2 и Рb должны умножаться на коэффициент 0,9
от значений холодного периода года. Выбросы NOx принимаются равными
выбросам в холодный период.
2. Выброс Рb при использовании СНГ не определяется, выброс SO2 составляет
0,002 г/мин.
Таблица 3.70
Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ при
прогреве двигателя легковыми автомобилями экологического класса 1 и выше (Евро
1 и выше)
Рабочий объем,
л
Вид топлива
Удельные
выбросы загрязняющих веществ, г/мин
СО
VOC
NOx
РМ
so2
Рb
т
X
т
X
Т
X
т
X
т
X
т
X
менее
1,4
Б,
СНГ
0,8
1,7
0,06
0,10
0,008
0,016
-
-
0,007
0,008
0,00006
0,00007
ДТ
0,08
0,13
0,04
0,05
0,036
0,054
0,001
0,002
0,016
0,018
-
-
1,4-2,0
Б,
СНГ
1,2
2,4
0,11
0,17
0,016
0,024
-
-
0,009
0,010
0,00007
0,00008
ДТ
0,11
0,17
0,06
0,07
0,048
0,072
0,002
0,003
0,020
0,024
-
-
более
2,0
Б,
СНГ
2,0
4,0
0,14
0,22
0,024
0,032
-
-
0,011
0,013
0,00008
0,00011
ДТ
0,21
0,32
0,10
0,12
0,078
0,120
0,003
0,005
0,024
0,030
-
-
Примечание.
1. В переходный период значения выбросов СО, VOC, PM, SO2 и Рb должны умножаться на коэффициент 0,9 от значений холодного
периода года. Выбросы NOx
принимаются равными выбросам в холодный период.
2. Выброс Рb при использовании СНГ не определяется, выброс SO2 составляет
0,002 г/мин.
Таблица 3.71
Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ при
прогреве двигателя грузовыми автомобилями и автобусами полной массой менее 3500
кг
Вид
топлива
Удельные
выбросы загрязняющих веществ, г/мин
СО
VOC
NOx
РМ
so2
Рb
Т
X
т
X
Т
X
т
X
т
X
т
X
Экологический
класс 0 (Евро 0)
Б
5,0
9,1
0,65
1,00
0,05
0,07
-
-
0,013
0,016
0,00010
0,00012
СНГ
5,0
9,1
0,65
1,00
0,05
0,07
-
-
0,002
0,003
-
-
дт
1,5
2,4
0,20
0,50
0,40
0,60
0,01
0,04
0,025
0,031
-
-
Экологический
класс 1 и выше (Евро 1 и выше)
Б
2,0
3,9
0,13
0,14
0,024
0,032
-
-
0,011
0,013
0,00010
0,00012
СНГ
2,0
3,9
0,13
0,14
0,024
0,032
-
-
0,002
0,002
-
-
ДТ
0,35
0,53
0,14
0,17
1
0,13
0,20
0,005
0,010
0,025
0,031
-
-
Примечание. В переходный период значения
выбросов СО, VOC, PM, SO2 и Рb должны умножаться на коэффициент 0,9
от значений холодного периода года. Выбросы NOx принимаются равными
выбросам в холодный период.
Таблица 3.72
Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ при
прогреве двигателя грузовыми автомобилями полной массой более 3500 кг
Полная масса, кг
Вид
топлива
Удельные
выбросы загрязняющих веществ, г/мин
СО
VOC
NOx
so2
Рb
т
X
т
X
Т
X
т
X
т
X
менее
7500
Б
15,0
28,1
1,50
3,80
0,20
0,30
0,020
0,025
0,00015
0,00017
СНГ
15,0
28,1
1,50
3,80
0,20
0,30
0,004
0,005
-
-
КПГ
7,6
14,3
0,89
2,20
0,20
0,30
0,004
0,006
-
-
7500-16000
Б
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,028
0,036
0,0017
0,00023
СНГ
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,005
0,007
-
-
КПГ
9,2
16,9
1,53
3,90
0,20
0,30
0,006
0,008
-
-
16000-32000
Б
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,028
0,036
0,0017
0,00023
СНГ
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,005
0,007
-
-
КПГ
9,2
16,9
1,53
3,90
0,20
0,30
0,006
0,008
-
-
Примечание. В переходный период значения
выбросов СО, VOC, SO2 и Рb должны умножаться на
коэффициент 0,9 от значений холодного периода года. Выбросы NOx принимаются равными
выбросам в холодный период.
Таблица 3.73
Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ при
прогреве двигателя грузовыми автомобилями полной массой более 3500 кг
Полная
масса, кг
Вид
топлива
Удельные
выбросы загрязняющих веществ, г/мин
со
VOC
NOx
РМ
so2
т
X
Т
X
Т
X
т
X
т
X
Экологический
класс 0 (Евро 0)
менее
7500
д
1,9
3,1
0,30
0,60
0,50
0,70
0,010
0,040
0,034
0,040
7500-16000
д
2,8
4,4
0,38
0,80
0,60
0,80
0,020
0,080
0,042
0,052
16000-32000
д
3,0
8,2
0,40
1,10
1,00
2,00
0,030
0,120
0,053
0,064
Экологический
класс 1 и выше (Евро 1 и выше)
менее
7500
д
0,6
0,9
0,25
0,30
0,22
0,33
0,008
0,016
0,034
0,040
7500-16000
д
0,9
1,3
0,38
0,46
0,32
0,48
0,012
0,024
0,042
0,052
16000-32000
д
1,3
2,0
0,59
0,71
0,51
0,77
0,019
0,038
0,053
0,064
более
32000
д
1,7
2,5
0,80
0,96
0,62
0,93
0,023
0,046
0,053
0,064
Таблица 3.74
Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ при
прогреве двигателя автобусами полной массой более 3500 кг
Класс автобуса
Вид
топлива
Удельные
выбросы загрязняющих веществ, г/мин
СО
VOC
NOx
so2
Рb
Т
X
Т
X
Т
X
т
X
т
X
Малый
Б
15,0
28,1
1,50
3,80
0,20
0,30
0,020
0,025
0,00015
0,00017
КПГ
7,8
14,3
0,89
2,20
0,20
0,30
0,004
0,006
-
-
Средний
Б
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,028
0,036
0,00017
0,00023
КПГ
9,2
16,9
1,53
3,90
0,20
0,30
0,006
0,008
-
-
Большой
Б
22,8
42,0
3,10
7,70
0,20
0,30
0,033
0,043
0,00020
0,00027
КПГ
11,6
21,4
1,83
4,54
0,20
0,30
0,007
0,010
-
-
Примечание. В переходный период значения
выбросов СО, VOC, SO2 и Рb должны умножаться на
коэффициент 0,9 от значений холодного периода года. Выбросы NOx принимаются равными
выбросам в холодный период.
Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ при
прогреве двигателя автобусами полной массой более 3500 кг
Полная
масса, кг
Вид
топлива
Удельные
выбросы загрязняющих веществ, г/мин
СО
VOC
NOx
РМ
so2
т
X
Т
X
Т
X
т
X
т
X
Экологический
класс 0 (Евро 0)
Малый
д
1,9
3,1
0,30
0,60
0,50
0,70
0,020
0,080
0,023
0,028
Средний
д
2,8
4,4
0,40
0,80
0,60
0,80
0,030
0,120
0,040
0,047
Большой
д
4,6
8,2
0,45
1,10
1,00
2,00
0,040
0,160
0,047
0,056
Экологический
класс 1 и выше (Евро 1 и выше)
Малый
д
0,5
0,7
0,21
0,25
0,23
0,35
0,007
0,014
0,023
0,028
Средний
д
1,2
1,8
0,53
0,64
0,57
0,86
0,016
0,032
0,040
0,047
Большой
д
1,5
2,2
0,66
0,79
0,69
1,04
0,020
0,040
0,047
0,056
Особо
большой
д
1,5
2,2
0,66
0,79
0,69
1,04
0,020
0,040
0,047
0,056
Примечание. В переходный период значения
выбросов СО, VOC, PM и SO2, должны умножаться на
коэффициент 0,9 от значений холодного периода года. Выбросы NOx принимаются равными
выбросам в холодный период.
4.1. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа при движении по участку улично-дорожной сети
соответствующей категории в течении суток Мijklрассчитывается по формуле:
, т/сутки,
(4.1)
где
mijk
- пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества АТС j-го расчетного типа при движении по улицам и дорогам k-й категории, г/км;
lkl
- протяженность l-го участка улиц и дорог k-й категории, км;
Njkl
- интенсивность движения АТС j-го расчетного типа на l-м участке улиц и дорог k-й категории в течении суток, тыс. авт/сутки.
Пробеговые выбросы нетрадиционных
загрязняющих веществ при движении автотранспортных средств по городским улицам
и дорогам представлены в табл. 4.1-4.9.
В табл. 4.1-4.9 удельные выбросы нетрадиционных загрязняющих
веществ определены для следующих категорий городских улиц и дорог:
I.П - магистральные дороги регулируемого движения и
магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения,
магистральные улицы районного значения в период пиковой загрузки (скорость
сообщения Vc ≤ 15 км/ч), а также магистральные улицы
общегородского значения непрерывного движения и магистральные дороги
скоростного движения при Vc ≤ 30 км/ч;
I.МП - магистральные дороги регулируемого движения и
магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения в межпиковый
период при Vc >15 км/ч;
II - магистральные улицы районного
значения в межпиковый период при Vc > 15 км/ч;
III - магистральные улицы общегородского
значения непрерывного движения при Vc > 30 км/ч;
IV - магистральные дороги
скоростного движения при Vc > 30 км/ч.
Для тех участков категории городских улиц
и дорог, на которых интенсивность движения автотранспортных средств в течение
суток разделяется на интенсивность движения в пиковый и межпиковый период величина рассчитывается по формуле:
, т/сутки
(4.2)
4.2. Выброс i-го
загрязняющего вещества автотранспортными средствами соответствующего расчетного
типа при движении по участку улично-дорожной сети за определенный расчетный
период времени рассчитывается по формуле:
, т
(4.3)
где
t
-расчетный период времени, сутки.
4.3. Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами
соответствующего расчетного типа при движении по улицам и дорогам
соответствующей категории Мijkрассчитывается по формуле:
, т
(4.4)
4.4. Выброс загрязняющих
веществ автотранспортными средствами соответствующего расчетного типа при
движении по улицам и дорогам всех категорий Мijрассчитывается по формуле:
, т
(4.5)
4.5. Выброс i-го загрязняющего вещества при движении автотранспортных
средств всех расчетных типов рассчитывается по формуле:
, т
(4.6)
где
R- количество расчетных типов АТС в соответствии с
классификацией в табл. 4.1 - 4.9.
Таблица 4.1
Пробеговый выброс акролеина
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Пробеговый
выброс, г/км
I П
I МП
II
III
IV
Легковые
автомобили с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,011
0,0069
0,0069
0,0040
0,0040
1
(Евро 1 и выше)
0,00037
0,00018
0,00018
0,00008
0,00008
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,011
0,0069
0,0069
0,0040
0,0040
1
(Евро 1 и выше)
0,00037
0,00018
0,00018
0,00008
0,00008
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,023
0,013
0,013
0,0092
0,0092
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,040
0,021
0,021
0,014
0,014
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
1 (Евро 1 и выше)
0,15
0,11
0,079
0,060
0,079
0,060
0,050
0,029
0,050
0,020
Автобусы
полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
1 (Евро 1 и выше)
0,23
0,16
0,104
0,047
0,104
0,047
0,046
0,032
0,046
0,017
Таблица 4.2
Пробеговый выброс 1,3-бутадиена
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Пробеговый
выброс, г/км
I П
I МП
II
III
IV
Легковые
автомобили с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,043
0,028
0,028
0,016
0,016
1
(Евро 1 и выше)
0,00079
0,00039
0,00039
0,00017
0,00017
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,043
0,028
0,028
0,016
0,016
1
(Евро 1 и выше)
0,00079
0,00039
0,00039
0,00017
0,00017
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,094
0,054
0,054
0,037
0,037
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,130
0,081
0,081
0,056
0,056
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,38
0,036
0,036
0,023
0,023
1
(Евро 1 и выше)
0,027
0,027
0,027
0,013
0,009
Автобусы
полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,053
0,049
0,049
0,022
0,022
1
(Евро 1 и выше)
0,037
0,022
0,022
0,015
0,008
Таблица 4.3
Пробеговый выброс толуола
Тип АТС
Экологический
класс АТС
Пробеговый
выброс, г/км
I П
I МП
II
III
IV
Легковые
автомобили с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,65
0,41
0,41
0,24
0,24
1
(Евро 1 и выше)
0,016
0,0078
0,0078
0,0035
0,0035
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,65
0,41
0,41
0,24
0,24
1
(Евро 1 и выше)
0,016
0,0078
0,0078
0,0035
0,0035
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
1,41
0,80
0,80
0,55
0,55
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
2,38
1,28
1,28
0,84
0,84
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,57
0,55
0,55
0,35
0,35
1
(Евро 1 и выше)
0,40
0,41
0,41
0,20
0,14
Автобусы
полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,76
0,71
0,71
0,32
0,32
1
(Евро 1 и выше)
0,53
0,32
0,32
0,22
0,12
Таблица 4.4
Пробеговый выброс ксилолов
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Пробеговый
выброс, г/км
I П
I МП
II
III
IV
Легковые
автомобили с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,43
0,28
0,28
0,16
0,16
1
(Евро 1 и выше)
0,0085
0,0042
0,0042
0,0019
0,0019
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,43
0,28
0,28
0,16
0,16
1
(Евро 1 и выше)
0,0085
0,0042
0,0042
0,0019
0,0019
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,94
0,54
0,54
0,37
0,37
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
1,62
0,87
0,87
0,57
0,53
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,31
0,36
0,36
0,23
0,23
1
(Евро 1 и выше)
0,22
0,27
0,27
0,13
0,09
Автобусы
полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,53
0,49
0,49
0,22
0,22
1
(Евро 1 и выше)
0,37
0,22
0,22
0,15
0,08
Таблица 4.5
Пробеговый выброс стирола
Тип АТС
Экологический
класс АТС
Пробеговый
выброс, г/км
I П
I МП
II
III
IV
Легковые
автомобили с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,027
0,024
0,024
0,014
0,014
1
(Евро 1 и выше)
0,014
0,0009
0,0009
0,0004
0,0004
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,027
0,024
0,024
0,014
0,014
1
(Евро 1 и выше)
0,014
0,0009
0,0009
0,0004
0,0004
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,060
0,047
0,047
0,0032
0,0032
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,110
0,074
0,074
0,49
0,49
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,039
0,032
0,032
0,020
0,020
1
(Евро 1 и выше)
0,028
0,024
0,024
0,011
0,008
Автобусы
полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,30
0,042
0,042
0,019
0,019
1
(Евро 1 и выше)
0,21
0,019
0,019
0,013
0,007
Таблица 4.6
Пробеговый выброс ацетальдегида
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Пробеговый
выброс, г/км
I П
I МП
II
III
IV
Легковые
автомобили с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,012
0,010
0,010
0,006
0,006
1
(Евро 1 и выше)
0,00029
0,0003
0,0003
0,0001
0,0001
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,012
0,010
0,010
0,006
0,006
1
(Евро 1 и выше)
0,00029
0,0003
0,0003
0,0001
0,0001
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,026
0,020
0,020
0,014
0,014
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,045
0,032
0,032
0,021
0,021
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,17
0,014
0,014
0,009
0,009
1
(Евро 1 и выше)
0,012
0,010
0,010
0,005
0,003
Автобусы
полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,022
0,018
0,018
0,008
0,008
1
(Евро 1 и выше)
0,016
0,008
0,008
0,006
0,003
Таблица 4.7
Пробеговый выброс бензола
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Пробеговый
выброс, г/км
I П
I МП
II
III
IV
Легковые
автомобили с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,19
0,17
0,17
0,10
0,10
1
(Евро 1 и выше)
0,0046
0,0031
0,0031
0,0014
0,0014
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,19
0,17
0,17
0,10
0,10
1
(Евро 1 и выше)
0,0046
0,0031
0,0031
0,0014
0,0014
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,43
0,33
0,33
0,23
0,23
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,75
0,53
0,53
0,35
0,35
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,14
0,022
0,022
0,014
0,014
1
(Евро 1 и выше)
0,096
0,017
0,017
0,008
0,006
Автобусы
полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,21
0,029
0,029
0,013
0,013
1
(Евро 1 и выше)
0,15
0,013
0,013
0,009
0,005
Таблица 4.8
Пробеговый выброс формальдегида
Тип АТС
Экологический класс АТС
Пробеговый выброс, г/км
I П
I МП
II
III
IV
Легковые
автомобили с бензиновыми двигателями
0 (Евро 0)
0,077
0,069
0,069
0,040
0,040
1 (Евро 1 и выше)
0,0018
0,0012
0,0012
0,0006
0,0006
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0 (Евро 0)
0,077
0,069
0,069
0,040
0,040
1 (Евро 1 и выше)
0,0018
0,0012
0,0012
0,0006
0,0006
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0 (Евро 0)
0,17
0,13
0,13
0,092
0,092
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0 (Евро 0)
0,30
0,21
0,21
0,14
0,14
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,0000037
0,0000033
0,0000033
0,0000019
0,0000019
1
(Евро 1 и выше)
0,0000025
0,0000022
0,0000022
0,0000013
0,0000013
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,000011
0,0000081
0,0000081
0,0000056
0,0000056
Автобусы
полной массой более 3500 кг с бензиновыми двигателями
0
(Евро 0)
0,000018
0,000013
0,000013
0,0000085
0,0000085
Грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,000037
0,000030
0,000030
0,000019
0,000019
1
(Евро 1 и выше)
0,000037
0,000030
0,000030
0,000019
0,000019
Автобусы
полной массой более 3500 кг с дизелями
0
(Евро 0)
0,000049
0,000041
0,000041
0,000018
0,000018
1
(Евро 1 и выше)
0,000049
0,000041
0,000041
0,000018
0,000018
Приложение 1
(справочное)
Подготовка исходных данных для проведения расчетной инвентаризации выбросов
загрязняющих веществ АТС по упрощенной схеме
1. Потребление топлива соответствующего вида Qpпри движении АТС по
улично-дорожной сети города за определенный расчетный период, т (тыс. м3):
- бензин (АИ 98, АИ 95, АИ 92,
АИ 80);
- дизельное топливо;
- сжиженный нефтяной газ;
- сжатый природный газ
принимается по данным статистической
отчетности.
2. Потребление топлива
соответствующего вида конкретным расчетным типом АТС Qpjрассчитывается по формуле:
где
k-
коэффициент, учитывающий распределение потребления топлива соответствующего
вида по расчетным типам АТС соответствующего экологического класса (таблица 1).
Таблица 1
Распределение потребления топлива по расчетным типам
АТС
Вид
топлива
Тип
АТС
Экологический
класс АТС
Kpj
Бензин
АИ 98
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
0
1
(Евро 1 и выше)
1,0
АИ 95
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
0,20
1
(Евро 1 и выше)
0,80
АИ 92
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
0,70
1
(Евро 1 и выше)
0,10
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг
0
(Евро 0)
0,18
1
(Евро 1 и выше)
0,02
АИ
80
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
0,15
1
(Евро 1 и выше)
0
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг
0
(Евро 0)
0,15
1
(Евро 1 и выше)
0
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой более 3500 кг
0
(Евро 0)
0,70
1
(Евро 1 и выше)
0
Дизельное
топливо
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
0
1
(Евро 1 и выше)
0,02
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг
0
(Евро 0)
0
1
(Евро 1 и выше)
0,03
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой более 3500 кг
0
(Евро 0)
0,75
1
(Евро 1 и выше)
0,20
Сжиженный
нефтяной газ
Легковые
автомобили
0
(Евро 0)
0,6
1
(Евро 1 и выше)
0
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг
0
(Евро 0)
0,35
1
(Евро 1 и выше)
0
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой более 3500 кг
0
(Евро 0)
0,05
1
(Евро 1 и выше)
0
Компримированный природный газ
Грузовые
автомобили и автобусы полной массой более 3500 кг
0
(Евро 0)
1,0
1
(Евро 1 и выше)
0
Примечания.
1. Значения kpjсоответствуют структуре
парка АТС по состоянию на 01.01.2007 г.
2. Значения kpjмогут быть уточнены на
основании результатов исследований структуры топливопотребления.
Приложение 2
(Справочное)
Подготовка исходных данных для проведения расчетной инвентаризации выбросов
загрязняющих веществ по детализированной расчетной схеме
1. Исходными данными являются
картограммы суточной интенсивности Ncj движения транспортных потоков за расчетный период по
типам АТС: легковые автомобили; грузовые автомобили и автобусы полной массой до
3500 кг; грузовые автомобили полной массой более 3500 кг; автобусы полной
массой более 3500 кг.
Интенсивность движения транспортных
потоков в пиковый и межпиковый период определяется по формулам:
, авт/сутки,
, авт/сутки,
где Ncj- среднесуточная интенсивность
движения, авт/сутки,
tn- длительность пикового периода,
час.
2. Среднесуточная
интенсивность движения каждого типа АТС, определенная согласно п. 1,
распределяется на интенсивность движения АТС российского и зарубежного
производства с целью определения структуры парка по экологическим классам на
основании результатов выборочных исследований состава транспортного потока,
осуществляемых на магистральных дорогах регулируемого и нерегулируемого
движения.
3. Среднесуточная
интенсивность движения каждого типа АТС, определенная согласно п. 2,
распределяется на интенсивность движения этих АТС в зависимости от вида
используемого ими топлива, рабочего объема двигателя, полной массы АТС и класса
автомобиля на основании данных ГИБДД по численности различных марок и моделей
легковых, грузовых автомобилей и автобусов, зарегистрированных в крупнейших
городах и прошедших государственный технический осмотр.
4. Интенсивность движения
каждого типа АТС, определенная согласно п. 3, распределяется на интенсивность
движения АТС соответствующего экологического класса на основании данных,
приведенных в таблице 1.
5. Уточнение картограммы
транспортных потоков и структуры парка транспортных средств по типам АТС и
экологическим классам должно осуществляться один раз в 2 года.
Таблица 1
Структура парка АТС РФ по экологическим классам для
крупных городов
Тип
АТС
Вид
топлива
Экологический
класс АТС
Доля
АТС соответствующего экологического класса
Легковые
автомобили
Б,
СНГ
0
(Евро 0)
0,75
1
(Евро 1)
0,04
2
(Евро 2)
0,14
3
(Евро 3)
0,07
ДТ
0
(Евро 0)
0,20
1
(Евро 1)
0,40
2
(Евро 2)
0,25
3
(Евро 3)
0,15
Грузовые автомобили
и автобусы полной массой до 3500 кг
Б,
СНГ
0
(Евро 0)
0,78
1
(Евро 1)
0,01
2
(Евро 2)
0,20
3
(Евро 3)
0,01
ДТ
0
(Евро 0)
0,60
1
(Евро 1)
0,12
2
(Евро 2)
0,21
3
(Евро 3)
0,07
Грузовые автомобили
полной массой более 3500 кг
Б, СНГ, КПГ
0
(Евро 0)
0,92
1
(Евро 1)
0,02
2
(Евро 2)
0,04
3
(Евро 3)
0,02
ДТ
0
(Евро 0)
0,67
1
(Евро 1)
0,07
2
(Евро 2)
0,20
3
(Евро 3)
0,06
Автобусы
полной массой более 3500 кг
Б,
СНГ, КПГ
0
(Евро 0)
0,92
1
(Евро 1)
0,02
2
(Евро 2)
0,04
3
(Евро 3)
0,02
ДТ
0
(Евро 0)
0,54
1
(Евро 1)
0,15
2
(Евро 2)
0,25
3
(Евро 3)
0,06
Примечание.Данные о структуре парка АТС по
экологическим классам приведены на 01.01.2007 г. и должны ежегодно
корректироваться на основании результатов специальных исследований.