РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ Р 12.0.009-2009 ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению.
Система стандартов безопасности труда СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Требования и рекомендации по применению
ПредисловиеЦели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации независимых профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО «Экожилсервис» и учреждения Федерации независимых профсоюзов России «Научно-исследовательский институт охраны труда в г. Екатеринбурге» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 «Безопасность труда» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 августа 2009 г. № 283-ст В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения: - МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда»1) (ILO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems», NEQ). В настоящем стандарте реализованы нормы раздела X Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с изменениями и дополнениями. 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет 1) В официальных источниках МОТ на русском языке приводится вариант перевода МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда» (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems). Однако в России некоторые специалисты используют другой вариант перевода с английского - МОТ-СУОТ 2001 «Руководство по системам управления охраной труда». ВведениеСистема управления охраной труда дает малому предприятию возможность разработать свою концепцию (политику) по охране труда, установить цели (целевые показатели) охраны труда, организовать трудовые процессы с принятием необходимых мер повышения результативности охраны труда, а также создать социально-ориентированное производство, исключить ущерб в результате аварий, инцидентов и несчастных случаев. В основе настоящего стандарта лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги). НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2010-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт является руководством по разработке и применению системы управления охраной труда на малом предприятии независимо от его организационно-правовой формы, который намерен: - сформулировать концепцию охраны труда; - разработать и обеспечить эффективное функционирование, осуществить непрерывное совершенствование системы управления охраной труда; - подтвердить соответствие системы управления охраной труда настоящему стандарту путем: 1) самостоятельного определения соответствия и подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта и информирования об этом в виде объявления; 2) подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта с получением сертификата соответствия у третьей стороны (аудита). Организации следует относить к субъектам малого предпринимательства в соответствии с требованиями [1]. Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение возможности функционирования вновь создаваемого малого предприятия, а также профилактической работы на действующем малом предприятии путем непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда для предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний с помощью применения современных принципов и методов. Задачами стандарта являются: - организация работы по охране труда на малом предприятии; - организация безопасных производственных процессов; - создание безопасных условий труда; - содействие защите работников от опасностей и рисков; - подготовка предприятия к аудиту, страхованию и представлению контрольным органам; - развитие положений ГОСТ 12.0.230 с учетом особенностей малого предприятия, законодательства и национальной нормативной правовой базы по охране труда. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 аудит (проверка): Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. 3.2 безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [2].
3.5 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [2].
3.9 несчастный случай на производстве: Событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть [3]. 3.10 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [2]. 3.11 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [2].
3.14 производственная деятельность: Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг [2]. 3.15 работник: Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем [2]. 3.16 работодатель: Физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником [2]. 3.17 рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя [2]. 3.18 риск: Сочетание вероятности события и его последствий. [ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.1.1] 3.19 средства индивидуальной и коллективной защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [2]. 3.20 травмы, ухудшение здоровья и болезни, связанные с работой: Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов, организационно-технических, социально-психологических и иных производственных факторов во время трудовой деятельности. [ГОСТ 12.0.230-2007, статья 2.24] 3.21 требования охраны труда: Государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда [2]. 3.22 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работников [2]. 3.23 цвет безопасности: Цвет, предназначенный для привлечения внимания человека к отдельным элементам производственного оборудования и (или) строительной конструкции, которые могут являться источниками опасных и (или) вредных производственных факторов, средствам пожаротушения и знаку безопасности. [ГОСТ 12.0.002-80, статья 23] 4 Система управления охраной труда малого предприятия4.1 Предварительный анализ состояния охраны труда в организации 4.1.1 Создание системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования начинается с: - выбора видов производственной деятельности, оценки (идентификации) рисков и отнесения предприятия к классу профессионального риска [4]; - подбора безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучения и анализа условий труда на действующих рабочих местах (см. 4.3.5.1); - подбора безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучения и анализа травмобезопасности действующих рабочих мест (см. 4.3.5.1); - подбора территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5] (при проектировании предприятия), оценки территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5] (см. 4.3.5.1); - подбора здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда [5], с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценки действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5] (см. 4.3.5.1); - подбора административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям Строительных норм и правил, организации лечебно-профилактического обслуживания [6]; - определения штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда (см. 4.3.2); - комплектования нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия [5], проверки применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия; - приобретения сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверки приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях (см. 4.3.5.1) [7]; - подбора средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5], проверки эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5]; - определения льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверки правильности предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии, в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда; - организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования) [2]. В случае если сотрудники малого предприятия не могут квалифицированно выполнять работы по охране труда на этапе проектирования или оценивать выполнение требований охраны труда на действующем предприятии, заинтересованная сторона должна воспользоваться услугами организаций, специализирующихся на решении вопросов охраны труда. 4.2 Планирование системы управления охраной труда 4.2.1 Концепция (политика) охраны труда Выполнив и проанализировав рекомендации, приведенные в 4.1.1, работодатель формулирует и документирует основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда в соответствии с рекомендациями по определению концепции в области охраны труда, приведенными в ГОСТ 12.0.230. 4.2.2 Цели и задачи в области охраны труда Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда для соответствующих функций и уровней в организации. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности. Пример - Документальное оформление целей и задач в области охраны труда возможно в виде планов мероприятий по улучшению условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда [8], коллективного договора [2] и т.п. При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа (см. 4.1). Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон. Разрабатывая план (программу) по улучшению условий и охраны труда, организация должна определять: - ответственность и полномочия для соответствующих функций и уровней в организации; - материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач. Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться. 4.3 Разработка и применение системы управления охраной труда 4.3.1 Распределение обязанностей и ответственности по охране труда Обязанности и ответственность по охране труда распределяются в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.230. Примеры Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: - трудовые договоры, должностные инструкции; - приказы. Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников менее 50 человек накладывает на работодателя большой круг ответственности по выполнению обязанностей отсутствующих специалистов по охране труда. Замена специалистов может быть выполнена по договорам: - обслуживания; - совместительства (в том числе по основному месту работы); - услуги. 4.3.1.2 Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников более 50 человек обязывает работодателя создавать службу по охране труда. 4.3.2 Подготовка и обучение персонала 4.3.2.1 Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с ГОСТ 12.0.230, ГОСТ 12.0.004 и [9]. 4.3.2.2 В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа: - вводного; - первичного на рабочем месте, повторного и внепланового. 4.3.2.3 Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций охраны труда [10]. 4.3.2.4 Работодатель должен организовывать систему повышения квалификации, переподготовки персонала, а также первичной подготовки работников, их стажировки на рабочем месте. Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.230, пункт 4.6. Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте. Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда. При запросе со стороны компетентных органов работодатель обязан предоставить необходимую информацию, в частности на: - запрос со стороны Федеральной службы по труду и занятости о состоянии условий труда и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; - запрос Роспотребнадзора об организации и проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил. 4.3.4 Документация системы управления охраной труда Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков в соответствии с видом экономической деятельности. Система управления охраной труда предусматривает: - проектные решения с учетом вида деятельности предприятия; - экспертные заключения по предприятию; - актов ввода в эксплуатацию; - документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда; - документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда; - определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда); - приказы о введении в действие системы управления охраной труда; - должностные инструкции; - приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда; - заключение коллективного договора; - заключение соглашения по охране труда; - разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа); - инструкции по охране труда по профессии и видам работ; - ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников; - журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда [5]; - карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств [7]; - акты проведения медицинского обследования работников; - учет данных о состоянии здоровья работников; - разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск); - акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента; - результаты аттестации рабочих мест по условиям труда [8]; - результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством. Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом. 4.3.5 Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма 4.3.5.1 Предупреждающие действия Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем: - организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями настоящего стандарта; - проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; - устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов; - обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5]; - обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативными правовыми актами в области охраны труда с учетом вида деятельности [5]; - организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение; - обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта; - применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026; - использования средств индивидуальной и коллективной защиты; - проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструментов, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов и т.д.); - контроля исходного сырья, комплектующих, инструментов, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности; - соблюдения режимов труда и отдыха; - информирования работников о состоянии условий и охраны труда (см. 4.3.3); - выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда (см. 4.4.1); - своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам проведения аттестации рабочих мест [2]; - надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции [2]; - подготовки персонала по охране труда (см. 4.3.2); 4.3.5.2 Корректирующие действия Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях. Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют: - внесение изменений во внутреннюю документацию системы управления охраной труда; - выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5]; - перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда; - перераспределение ресурсов. 4.4 Проверка системы управления охраной труда Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда. Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя: - контроль достижения целей; - систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования; - контроль производственной среды, включая организацию труда; - контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер; - оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием. Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль: - I ступень - ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест; - II ступень - ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись. Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда. 4.4.2 Реагирующий контроль Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда (см. 4.3.4). Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов охраны труда и непосредственных руководителей работ. Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей. Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний [2]. 4.4.3 Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда Проверка (аудит) системы управления охраной труда заключается в оценке результативности всех процессов системы. Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Для обеспечения независимости и объективности проверки заинтересованная сторона привлекает специализированные организации в области охраны труда. Результаты аудита (проверки) необходимо оформлять документально. 4.5 Анализ функционирования системы управления охраной труда Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализы должны включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи анализов со стороны руководства. Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя: - результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять; - соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы; - показатели работы организации в области охраны труда; - степень выполнения целей; - результаты расследований инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий; - результаты предыдущих анализов со стороны руководства; - меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда; - рекомендации для улучшения. Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда. Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения: - лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер; - комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей. Библиография
Ключевые слова: управление охраной труда, организация работ по охране труда, система управления охраной труда, малое предприятие, мероприятия по охране труда, контроль результатов деятельности, проверка системы управления охраной труда, постоянное совершенствование системы управления охраной труда
|