РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||
|
Приказ 398 Положение о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия.Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 августа 2010 г. N 398 Об утверждении Положения о Порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия В соответствии с пунктом 5.2.28 (60) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350), приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия (далее - Положение). 2. Департаменту оценки регулирующего воздействия (А.И. Херсонцев) проводить оценку регулирующего воздействия в соответствии с Положением. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Попову А.В.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 сентября 2010 г. Регистрационный N 18566 Положение 1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) заключений об оценке регулирующего воздействия на проекты актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации, в случаях, предусмотренных пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260*, а также проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных абзацем четвертым пункта 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009**. 2. Минэкономразвития России готовит заключения об оценке регулирующего воздействия на поступившие на такие заключения проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации, вносимые в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (далее - проект акта), регулирующих отношения в области: а) организации и осуществления государственного контроля (надзора); б) установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; в) оценки соответствия; г) безопасности процессов производства. 3. В случае если к проекту акта, поступившего в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия, не прилагается пояснительная записка, содержащая необходимые для оценки регулирующего воздействия расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, Минэкономразвития России запрашивает сведения об указанных расчетах, обоснованиях и прогнозах у федерального органа исполнительной власти, направившего проект акта (далее - разработчик акта), в порядке, предусмотренном разделом 10 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30***. Примерный перечень запрашиваемых сведений приводится в приложении к настоящему Положению. 4. В случае если при рассмотрении проекта акта, поступившего в Минэкономразвития России на согласование или заключение об оценке влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности, будет установлено, что проект акта регулирует отношения, указанные в пункте 2 настоящего Положения, и при этом такой проект акта не направлялся в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России уведомляет разработчика акта о необходимости направления такого проекта акта в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия. 5. Оценка регулирующего воздействия проводится в соответствии с утверждаемой Минэкономразвития России методикой оценки регулирующего воздействия в целях выявления в проекте акта положений, которые: а) вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению; б) способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности; в) способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. 6. При подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение) проводятся: а) предварительная оценка регулирующего воздействия проекта акта; б) углубленная оценка регулирующего воздействия проекта акта и публичные консультации по нему. 7. Заключение подготавливается в срок не более 30 дней с даты поступления проекта акта в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия. Заключение подписывается заместителем Министра экономического развития Российской Федерации. 8. Одновременно с заключением разработчику могут быть направлены замечания и (или) предложения Минэкономразвития России по проекту акта по вопросам, не являющимся предметом оценки регулирующего воздействия, если законодательством Российской Федерации предусмотрено согласование проекта акта с Минэкономразвития России. Не позднее 5 рабочих дней с даты направления разработчику проекта акта заключение подлежит размещению на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет. 9. Предварительная оценка регулирующего воздействия проекта акта (далее - предварительная оценка) проводится в целях выяснения: а) относятся ли общественные отношения, регулируемые проектом акта, к отношениям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Положения; б) предусматривает ли проект акта положения, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной деятельности (далее - новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности), а также приведет ли предусмотренное проектом акта новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности: к невозможности исполнения указанными субъектами возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, а также сложившегося в Российской Федерации уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг; к возникновению у указанных субъектов дополнительных существенных расходов при осуществлении предпринимательской и иной деятельности либо к возникновению дополнительных существенных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 10. Предварительная оценка проводится в срок не более 5 рабочих дней с даты поступления проекта акта в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия. 11. По результатам предварительной оценки: а) разработчик проекта акта уведомляется о том, что подготовка заключения в отношении проекта акта не требуется, если сделан вывод о том, что проект акта не содержит положений, регулирующих общественные отношения, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения. Одновременно с уведомлением разработчику проекта акта могут быть направлены замечания и (или) предложения Минэкономразвития России по проекту акта, если законодательством Российской Федерации предусмотрено согласование проекта акта с Минэкономразвития России; б) составляется заключение об оценке регулирующего воздействия, если сделан вывод о том, что проект акта не предусматривает новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности либо предусмотренное проектом акта новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности не приведет к последствиям, указанным в подпункте б) пункта 9 настоящего Положения; в) принимается решение о проведении углубленной оценки регулирующего воздействия проекта акта и публичных консультаций по проекту акта - в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения. 12. Углубленная оценка регулирующего воздействия проекта акта (далее - углубленная оценка), а также публичные консультации по нему проводятся после предварительной оценки, по результатам которой сделан вывод, что такой проект акта предусматривает новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, приводящее к обстоятельствам, указанным в подпункте б) пункта 9 настоящего Положения. В целях выявления положений, указанных в пункте 5 настоящего Положения, при проведении углубленной оценки устанавливаются: а) цели предусмотренного проектом акта правового регулирования и их соответствие: принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации; посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации, программе социально-экономического развития Российской Федерации, основным направлениям внешней политики Российской Федерации, основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации, федеральным целевым программам, концепциям, стратегиям и иным утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации документам, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики государства, направления реализации указанных целей, задачи, подлежащие решению для их реализации; поручениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти; б) проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, ее влияние на достижение целей предусмотренного проектом акта правового регулирования, а также возможность ее решения иными правовыми, информационными или организационными средствами. При этом могут приниматься во внимание сведения о существующем опыте решения данной или аналогичной проблемы правовыми, информационными или организационными средствами в Российской Федерации и иностранных государствах; в) основные группы участников общественных отношений, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, их предполагаемые издержки и выгоды от предусмотренного проектом акта правового регулирования; г) риски недостижения целей правового регулирования, а также возможные негативные последствия от введения правового регулирования для экономического развития Российской Федерации в целом или отдельных отраслей экономики, конкуренции, рынков товаров и услуг, в том числе развития субъектов малого и среднего предпринимательства; д) расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанные с созданием необходимых правовых, организационных и информационных условий применения проекта акта органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также для его соблюдения субъектами предпринимательской и иной деятельности, в том числе расходы организаций, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, собственником имущества которых является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 13. Публичные консультации по проекту акта (далее - публичные консультации) проводятся в целях учета мнения субъектов предпринимательской и иной деятельности при проведении углубленной оценки. Публичные консультации по проектам актов или отдельным их положениям, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не проводятся. 14. В целях проведения публичных консультаций Минэкономразвития России в течение 3 рабочих дней после проведения предварительной оценки размещает на своем официальном сайте в сети Интернет уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прилагается проект акта, в отношении которого проводится углубленная оценка, пояснительная записка к нему, а также перечень вопросов по проекту акта, обсуждаемых в ходе публичных консультаций. В уведомлении должен быть указан срок проведения публичных консультаций, а также способ направления участниками публичных консультаций своих мнений по вопросам, обсуждаемым в ходе публичных консультаций. 15. Публичные консультации могут также проводиться посредством обсуждения проекта акта с участием представителей субъектов предпринимательской и иной деятельности, в том числе некоммерческих организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной деятельности, в постоянно действующих или специально создаваемых в этих целях консультативных органах при Минэкономразвития России в соответствии с положением об этих органах. 16. Результаты публичных консультаций оформляются в форме справки. 17. Публичные консультации должны быть завершены не позднее 25 дней с даты поступления проекта акта в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия. 18. В заключении, составляемом по результатам углубленной оценки, делается вывод об отсутствии или наличии в проекте акта положений, указанных в пункте 5 настоящего Положения. В случае выявления в проекте акта положений, указанных в пункте 5 настоящего Положения, в заключении могут содержаться предложения об использовании разработчиком проекта акта решений, предполагающих применение иных правовых, информационных или организационных средств для решения поставленной проблемы и (или) о дополнительном применении таких средств в целях устранения избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности или снижения рисков их введения, устранения необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. 19. К заключению, составляемому по результатам углубленной оценки, должна прилагаться справка о результатах публичных консультаций. ______________________________ * Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2006, N 23, ст. 2514; N 29, ст. 3251; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 14, ст. 1413; N 49, ст. 5833; 2009, N 11, ст. 1302; N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; N 36, ст. 4358; N 49, ст. 5970, ст. 5971; N 52, ст. 6609; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602. ** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, ст. 5771, N 47; 1999, N 8, ст. 1026; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602. *** Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2010, N 22, ст. 2776. Приложение Примерный перечень 1. Краткое описание предлагаемого правового регулирования в части положений, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной деятельности. 2. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы. 3. Сведения о целях предлагаемого правового регулирования и обоснование их соответствия принципам правового регулирования, посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации, программе социально-экономического развития Российской Федерации, основным направлениям внешней политики Российской Федерации, основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации, федеральным целевым программам, концепциям, стратегиям и иным утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации документам, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики государства, направления реализации указанных целей, задачи, подлежащие решению для их реализации, поручениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти. 4. Описание предлагаемого правового регулирования в части положений, которыми изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной деятельности. 5. Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение полномочий, необходимых для реализации предлагаемого правового регулирования. 6. Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъектов предпринимательской и иной деятельности предлагаемым правовым регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов. 7. Описание основных групп субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием. 8. Оценка изменений расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности на осуществление такой деятельности, связанных с необходимостью соблюдать обязанности, возлагаемые на них или изменяемые предлагаемым правовым регулированием. 9. Оценка рисков невозможности решения проблемы предложенным способом, рисков непредвиденных негативных последствий. 10. Сведения о результатах консультаций с субъектами предпринимательской и иной деятельности. 11. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность вводимых административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности, обоснованность расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, возникновению которых способствуют положения проекта акта.
|