РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ПЛАТЫ ЗА НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ СБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ Утверждаю Председатель Государственного Москва, 1998 Инструкция по взиманию платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты разработана в развитие Закона РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 “Об охране окружающей природной среды” (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст.457), постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 10, ст.726), от 26.05.97 № 643 “Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 22, ст.2605). Содержание 1. Общие положения1.1. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты1 (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утверждены Минприроды России 26.01.93, зарегистрированы в Минюсте России 24.03.93, рег. № 190). ______________________ 1 Под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стокам (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций). 1.2. Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объемы, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования: промышленно-урбанизированные территории; сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельскохозяйственных угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными участками); эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения; площади рубок леса главного пользования. 1.3. Неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса. 1.4. Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлению технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлению инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток. 2. Расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ2.1. Плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. (1) где: Пн вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.); Кинд - коэффициент индексации платы; - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в границах предельно допустимого норматива сброса (руб./т); - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т); - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т); i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2....n); n - количество загрязняющих веществ. (2) где: - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимого норматива сброса (руб./т); Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта; 2.2. Плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитным и предельно допустимым сбросами загрязняющих веществ, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. при < £ где: - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.); Кинд - коэффициент индексации платы; - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб./т); - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т); - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т); - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т); n - количество загрязняющих веществ. i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2....n); (4) где: - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб./т); Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта. 2.3. Плата за сверхлимитный неорганизованный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленного лимита на величину превышения фактической массы сброса над установленным лимитом, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ с последующим умножением этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. (5) при Мi вод > Мл i вод где: - плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (руб.); Кинд - коэффициент индексации платы; - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб./т); - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т), - масса сброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т); i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2,...n); n - количество загрязняющих веществ. 2.4. Общая плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ определяется суммированием ее составляющих, рассчитанных в соответствии с п.п.2.1-2.3: (6) 2.5. Базовые нормативы и ставки платы за сброс загрязняющих веществ, коэффициенты индексации базовых нормативов платы и экологической ситуации и значимости водных объектов принимаются в соответствии с их значениями, действующими в установленном порядке. 3. Порядок и особенности определения массы сброса загрязняющих веществ3.1. Промышленно-урбанизированные территории (земли, занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями).3.1.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется по формуле: где: S - площадь территории (водосбора) природопользователя, га; Wд, Wт, Wп - объем стока соответственно дождевых, талых и поливомоечных вод, м3/га; miд, miт, miп - концентрация i-го загрязняющего вещества в стоке (соответственно дождевых, талых и поливомоечных вод, мг/л; Sп- площадь водонепроницаемых покрытий, подвергающихся мокрой уборке, га. 3.1.2. Площади водонепроницаемых покрытий (дороги, площадки и т.п.) и общая площадь территории природопользователя, на которой формируется загрязненный поверхностный сток, определяются по данным генерального плана землеустройства, а при его отсутствии - по данным формы статистической отчетности № 22 “Отчет об использовании земель”, утвержденной Постановлением Госкомстата от 27.08.98 г. № 90. 3.1.3. Объем стока дождевых вод определяется: где: Нд - слой осадков за теплый период со средними температурами выше 0°С, определяется по данным метеорологических наблюдений территориального органа Гидрометеослужбы, мм; Кq - коэффициент, учитывающий объем стока дождевых вод в зависимости от интенсивности дождя для данной местности продолжительностью 20 мин. при периоде однократного превышения расчетной интенсивности дождя равном 1 году (q20), определяется по данным нижеприведенной таблицы.
Значение q20 определяется согласно Приложения 1. Кин - коэффициент, учитывающий интенсивность формирования дождевого стока в зависимости от степени распространения водонепроницаемых поверхностей Пин2 (кровли зданий, дороги, площадки, тротуары и т.п.) на площади водосбора, определяется по данным нижеприведенной таблицы.
________________ 2 Значение Пин (%) определяется как отношение площади водонепроницаемых поверхностей к общей площади территории природопользователя. 3.1.4. Объем стока талых вод определяется: где: Нт - слой осадков за холодный период со средними температурами ниже 0°С, определяется по данным метеорологических наблюдений территориального органа Гидрометеослужбы, мм; Кт - коэффициент, учитывающий объем стока талых вод в зависимости от условий снеготаяния, определяется по нижеприведенной таблице с использованием данных Приложения 2;
Кп - коэффициент, учитывающий вывоз снега с территории природопользователя. При отсутствии вывоза коэффициент принимается равным 10 с уменьшением его значения пропорционально объему вывоза снега. 3.1.5. Объем стока поливомоечных вод определяется: (10) где:q - расход воды на одну поливку (мойку) твердых покрытий за отчетный период принимается по данным учета или в размере 1,2-1,3 л/кв.м.; N - количество поливок (моек) в год принимается по данным учета или в соответствии с нормативными документами, регламентирующими правила эксплуатации промплощадок; Кпм - коэффициент стока поливомоечных вод принимается равным 0,5. 3.1.6. При осуществлении природопользователем контроля и учета сброса поверхностного стока с территории его объем принимается на основе фактических данных. Общий объем или составляющие поверхностного стока (Wд+Wт+Wп) уменьшаются на величину его использования природопользователем в системе технического водоснабжения. 3.1.7. Предельно допустимую массу неорганизованного сброса загрязняющих веществ рекомендуется рассчитывать при уровне содержания в дождевых, талых и поливочных водах основных загрязняющих веществ (взвешенных веществ, нефтепродуктов, легкоокисляемых органических соединений по БПК и ХПК, сульфатов, хлоридов, общего и аммонийного азота, нитратов, нитритов, соединений калия, магния, железа, меди, никеля, цинка, фосфора), не превышающем их средние фоновые концентрации в поверхностном стоке на застроенных участках с высоким уровнем благоустройства (Приложение 3). Массу неорганизованного сброса загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов рекомендуется рассчитывать при уровне содержания в дождевых, талых и поливочных водах основных загрязняющих веществ, превышающем их средние фоновые концентрации в поверхностном стоке на застроенных участках с высоким уровнем благоустройства, либо при наличии специфических загрязняющих веществ (Приложение 4). При этом особое внимание рекомендуется уделять токсичным веществам, которые в значительных количествах содержатся в исходном сырье, используемом в производстве. При наличии производственного или государственного аналитического контроля фактические концентрации загрязняющих веществ для определения массы их сброса в стоке дождевых, талых и поливомоечных вод принимаются по его результатам, а плановые (нормативные) концентрации загрязняющих веществ для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса рекомендуется принимать на основании данных Приложений 3 и 4. При отсутствии аналитическою контроля за поверхностным стоком плановые (нормативные) концентрации загрязняющих веществ, в обязательном порядке включаемые в расчет для всех природопользователей для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса, принимаются на основании данных Приложений 3 и 4, а фактические концентрации загрязняющих веществ, на уровне принимаемых для определения массы их сброса в пределах лимита. Для природопользователей, которые по условиям производства в полной мере не могут (обратное подтверждается данными аналитического контроля) исключить поступление в поверхностный сток специфических веществ с высокотоксичными свойствами (предприятия цветной металлургии, горнодобывающей, химической, лесохимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, кожевенные заводы, мясокомбинаты, электростанции, работающие на угле), в расчетах рекомендуется учитывать примеси, специфические для данного производства. 3.2. Сельскохозяйственные территории производственного назначения (земли, занятые животноводческими, птицеводческими фермами и комплексами, выгульными площадками, стоянками автомашин и сельскохозяйственной техники, перерабатывающими цехами и подсобными производствами).3.2.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется в соответствии с п.3.1.1. Методических указаний. 3.2.2. Площади сельскохозяйственных территорий производственного назначения (без сельхозугодий) и удельный вес в этой площади водонепроницаемых поверхностей (твердых покрытий) определяются по данным генерального плана землеустройства природопользователя или формы статотчетности № 22 “Отчет об использовании земель”. При отсутствии фактических данных о функциональной структуре территории площади (водосбор) поверхностного стока с выгульных площадок рекомендуется рассчитывать, исходя из гигиенических норм содержания скота (птицы) в кв. метрах на одну голову: молочные коровы - 100 , крупный рогатый скот - 50, свиньи - 10, овцы - 20, птицы 1. Площадь открытых стоянок автомашин и другой сельскохозяйственной техники составляет 8-10 % общей сельхозпредприятий (без сельхозугодий). 3.2.3. Объемы стока дождевых, талых и поливомоечных вод определяется в соответствии с п.п. 3.1.3. 3.1.5. Методических указаний. 3.2.4. При наличии производственного или государственного аналитического контроля фактические концентрации загрязняющих веществ для определения массы их сброса в стоке дождевых, талых и поливомоечных вод принимаются по его результатам, а плановые (нормативные) концентрации загрязняющих веществ для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса рекомендуется принимать на основании данных Приложений 5 и 6. При отсутствии аналитического контроля за поверхностным стоком плановые концентрации загрязняющих веществ, в обязательном порядке включаемые в расчеты для всех природопользователей для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса, рекомендуется принимать на основании данных Приложений 5 и 6, а фактические концентрации загрязняющих веществ на уровне принимаемых для определении массы их сброса в пределах лимита. 3.3. Эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения.3.3.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется по формуле: (11) где Sэз - площадь эродированных и эрозионно-опасных земель, га; Р- масса смыва почвы с эродированных и эрозионно опасных земель. т/га в год; qi - содержание i-го загрязняющего вещества в смываемой почве, кг/т; Ув - удельный вес выноса продуктов эрозии почвы за пределы водосбора, % к объему смыва (принимается от 1 до 10% в зависимости от густоты овражно-балочной сети от 0,2 до 2,0 км/кв.км или в среднем 3 %). 3.3.2. Площади эродированных и эрозионно-опасных земель сельскохозяйственного назначения определяются по данным почвенных обследований или планов землеустройства природопользователя. 3.3.3. При наличии мониторинга почвенного покрова фактическая масса смыва почвы с эродированных и эрозионно-опасных земель и содержание загрязняющих веществ в ней принимаются по его результатам. При отсутствии контроля расчет массы сброса может осуществляться только по взвешенным веществам, для которых значение qi принимается равным 1000, а массу смыва почвы с эродированных и эрозионно-опасных земель рекомендуется принимать по данным Приложения 7. 3.3.4. При неорганизованном сбросе загрязняющих веществ с эродированных и эрозионно-опасных земель сельскохозяйственного назначения их масса, определяемая в соответствии с п. 3.1. относится к разрешенной к сбросу в пределах установленных лимитов. При расчете размера платы в формуле 3 показатель Мнi принимается равным нулю. 3.3.5. Для природопользователей, осуществляющих противоэрозионные мероприятия, но не имеющих водоохранных полос по берегам водных объектов, при расчете размера платы в формулу 3 рекомендуется вводить понижающий коэффициент (Клт), отражающий уровень внедрения противоэрозионных мероприятий: (12) где Кл, Кт, - коэффициенты, учитывающие степень снижения интенсивности выноса соответственно легкорастворимых и труднорастворимых соединений загрязняющих веществ; для легкорастворимых соединений: (13) для труднорастворимых соединений: (14) где Sэм - площадь сельскохозяйственных земель, на которых освоены почвозащитные севообороты и проведены противоэрозионные мероприятия, га; Sэз - площадь эродированных и эрозионно-опасных сельскохозяйственных земель, га. 3.3.6. Для природопользователей, имеющих водоохранные полосы, занятые а) лугом или березовыми насаждениями и б) смешанными или еловыми насаждениями, задерживающие вынос продуктов эрозионного происхождения, при расчете величины платы в формулу 3 рекомендуется дополнительно вводить понижающие коэффициенты (Кин) соответственно в размере 0,1 и 0,04. 3.4. Территории рубок леса главного пользования.3.4.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется по формуле 7 с исключением составляющей, относимой к стоку поливомоечных вод. 3.4.2. Площадь территории (рубок леса главного пользовании) природопользователя определяется по данным освидетельствования вырубок или формы статотчетности 2-ЛХ, утвержденной постановлением Госкомстата от 14.12.92 № 192. 3.4.3. Объемы стока дождевых и талых вод определяются в соответствии с формулами 8 и 9 с введением коэффициента учета доли нарушенных земель, являющихся источниками загрязнения. Указанный коэффициент (Ун) принимается в размере: для сплошных рубок - 0,85; для постепенных и выборочных рубок - 0,5. В формуле 8 коэффициент (Кин), учитывающий интенсивность формирования дождевого стока в зависимости от степени распространения водонепроницаемых поверхностей Пин (площадь волоков и промежуточных складов), при отсутствии данных фактического учета принимается в размере: для сплошных рубок - 1,0; для постепенных и выборочных рубок - 0,4. 3.4.4. При наличии производственного или государственного аналитического контроля фактические концентрации загрязняющих веществ для определения массы их сброса в стоке дождевых и талых вод принимаются по его результатам, а плановые (нормативные) концентрации загрязняющих веществ для определения предельно допустимой или в пределах лимита масс их сброса, рекомендуется принимать на основании данных Приложения 8. При отсутствии аналитического контроля за поверхностным стоком плановые и фактические концентрации загрязняющих веществ, в обязательном порядке включаемые в расчеты для определения предельно допустимой или в пределах лимита масс их сброса, рекомендуется принимать на основании данных Приложения 8. 3.4.5. В лесах II и III групп при наличии разрешения на неорганизованный сброс массу загрязнений рекомендуется определять в пределах допустимых нормативов, если рубки главного пользования производятся на участках местности с уклонами менее 30° и при сохранении водоохранных полос вдоль рек и других водоемов, или в пределах установленных лимитов, если рубки производятся на участках местности с уклонами более 30° и (или) с нарушением водоохранных полос. 3.4.6. В лесах I группы массу неорганизованного сброса загрязняющих веществ независимо от местоположения участков рубок рекомендуется определять как сверхлимитную, если эти рубки не обусловлены целями лесоустройства. ПРИЛОЖЕНИЯРИС. 1. КАРТА ИНТЕНСИВНОСТИ ДОЖДЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ 20 МИНУТ (л/сек с 1 гектара) ПРИ ПЕРИОДЕ ОДНОКРАТНОГО ПРЕВЫШЕНИЯ РАСЧЕТНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ, РАВНОМ 1 ГОДУ (q20)
РИС. 2. КАРТА ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ СТОКА ТАЛЫХ ВОД
Концентрации основных загрязняющих веществ в поверхностном стоке на застроенных участках территории, принимаемые для расчета масс загрязнений в пределах допустимых нормативов [1, 2, 3] (мг/л)
Концентрации основных загрязняющих веществ и специфических примесей в поверхностном стоке с территорий предприятий некоторых отраслей промышленности для расчета масс загрязнений в пределах установленных лимитов [1,2,3]
Продолжение приложения 4.
Окончание приложения 4.
Концентрации основных загрязняющих веществ в поверхностном стоке животноводческих ферм и комплексов [7] мг/л
Концентрации биогенных веществ в поверхностном стоке животноводческих комплексов[8] мг/л
Приложение 7. Расчетные показатели интенсивности выноса продуктов эрозионного происхождения с пахотных земель по регионам Европейской части РФ [9]
Расчетные показатели загрязненности поверхностного стока с площадей сплошных рубок главного пользования [10, 11, 12]
СПИСОК
|
Федеральная служба России |
|
(Росгидромет) |
|
Северо-западное территориальное |
|
Управление |
|
(Северо-Западное УТМС) |
|
Тверской областной центр |
|
по гидрометеорологии и мониторингу |
|
окружающей среды |
|
(ТЦГМС) |
|
170000 Тверь, ул. Новоторжская.д.27 |
|
Телетайп 171788 РGD |
|
__05 . 03 . 99___N_40/13-С_____ |
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА |
_на__№ 02.2-5/191от 26. 02. 99__ |
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ |
СРЕДЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ |
|
позднякову В. М. |
СПРАВКА
По данным ТЦГМС среднемноголетняя величина слоя осадков (жидких и твердых) по районам Тверской области составляет:
|
|
холодный период (мм) |
теплый период (мм) |
год (мм) |
1. |
Белый |
197 |
490 |
687 |
2. |
Бежецк |
169 |
435 |
604 |
3. |
Бологое |
199 |
441 |
640 |
4. |
Вышний Волочек |
177 |
441 |
618 |
5. |
Западная Двина |
255 |
564 |
818 |
6. |
Кашин |
173 |
399 |
572 |
7. |
Красный Холм |
217 |
445 |
662 |
8. |
Лесной Заповедник |
237 |
485 |
722 |
9. |
Максатиха |
193 |
422 |
615 |
10. |
Осташков |
204 |
467 |
671 |
11. |
Ржев |
189 |
460 |
649 |
12. |
Савелово |
172 |
367 |
539 |
13. |
Старица |
187 |
454 |
641 |
14. |
Тверь |
184 |
438 |
622 |
15. |
Торжок |
156 |
421 |
527 |
16. |
Торопец |
269 |
478 |
747 |
Начальник ТЦГМС С. И. Соловьева