РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
МДС 81-5.99 Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ
НАКЛАДНЫХ МДС 81-5.99 Москва 2000 Содержание Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99) Методические указания предназначены для использования в практике составления сметной документации на строительство объектов в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель - В.А. Степанов, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт, исполнители - Г.А. Шанин, А.В. Белов). РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии (Рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве. ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 78. ВВЕДЕНИЕНастоящие Методические указания определяют порядок расчёта величины накладных расходов и сметной прибыли при исчислении сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Отличительные черты ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены комплексным воздействием экономико-географических и экстремальных природно-климатических условий данных районов на строительное производство, а также государственными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих и проживающих в этих районах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.02.93 № 4520-1 (с последующими изменениями и дополнениями к нему). Неблагоприятные местные условия влияют на технологические процессы в строительстве, снижают производительность труда, увеличивают трудоёмкость и сроки строительства, ускоряют физический износ строительной техники, приводят к увеличению заработной платы, расходу материально-технических ресурсов и, как следствие, к общему увеличению стоимости строительной продукции, в том числе и затрат по организации, обслуживанию и управлению строительным производством. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается законодательными актами Российской Федерации. Анализ действующих перечней районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей показал их многообразие, связанное с различными принципами их формирования в зависимости от: условий оплаты труда работников; условий доставки строительных материалов; сроков продолжительности строительства; условий работы строительных машин. Учитывая, что в структуре накладных расходов затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды составляют до 70% от общей суммы затрат, для целей нормирования накладных расходов на строительные работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят перечень районов, сформированный с учётом условий оплаты труда работников. Положения, приведённые в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счёт собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер. В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 01.10.1999 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯМетодические указания предназначены для определения величины накладных расходов и сметной прибыли при составлении сметных расчётов (смет) на строительство предприятий, зданий и сооружений, осуществляемых на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведён в прил. 1. Накладные расходы, как часть себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Сметная прибыль - сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажной организации на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость. Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчётов (смет) производится в конце расчёта (сметы), за итогом прямых затрат. 2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ2.1. При определении величины накладных расходов на строительные работы следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в прил. 2. 2.2. Величина накладных расходов может определяться на основе: - укрупненных нормативов по видам строительства; - нормативов по видам строительных и монтажных работ; - индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации; - предельных норм накладных расходов на строительные работы, введенных в действие с 01.01.84 или 01.01.91, для определения базисного уровня стоимости строительства. Решение о выборе варианта определения величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией. 2.3. Накладные расходы следует нормировать в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, занятых в основной деятельности. Перечень затрат на оплату труда определён п. 2.10. «Типовых методических рекомендаций по планированию и учёту себестоимости строительных работ», утвержденных Минстроем России от 04.12.95 № БЕ-11-260/7. Порядок определения средств на оплату труда рабочих, используемых в качестве базиса для исчисления величины накладных расходов и сметной прибыли, приведен в прил. 3. 2.4. При определении величины накладных расходов на основе укрупнённых нормативов по основным видам строительства следует руководствоваться данными таблицы № 1.
Нормативы, приведенные в таблице № 1, определены на основе данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) подрядных организаций с учётом результатов анкетного опроса участников инвестиционно-строительного процесса, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанные нормативы целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов. 2.5. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных и монтажных работ, следует руководствоваться данными, приведенными в прил. 4. Эти нормативы используются на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации и для расчётов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком. 2.6. Укрупнённые нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций. Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утверждённые Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается. 2.7. Расчёт индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется осуществлять расчётно-аналитическим методом, путём прямого калькулирования по статьям затрат накладных расходов. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведён в прил. 5. При расчёте индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться затраты V раздела указанного Перечня «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы», т.к. эти затраты могут включаться, при соответствующем обосновании, в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчёта стоимости строительства. К ним относятся: - пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений; - налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды); - затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию; - отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства; - затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путём организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определённых исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта; - дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом; - затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки; - предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы; - дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации); - расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.); - затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения, указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации; - текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат; - другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями. Применение расчётно-аналитического метода определения массы накладных расходов предусматривает калькулирование: по нормируемым статьям затрат - на основе действующих законодательных и нормативных документов, регулирующих их величину; по ненормируемым статьям затрат - в соответствии с данными бухгалтерского учёта подрядных организаций, отражающими фактическую величину затрат. Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 6. 2.8. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов может быть использована усреднённая структура накладных расходов на строительные работы по статьям затрат и элементам для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приведенная в прил. 7 и 8. 2.9. При определении стоимости строительства в базисном уровне цен в локальных сметных расчётах (сметах) на строительство объектов в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, могут использоваться повышенные нормы накладных расходов, установленные для применения с 01.01.91 (01.01.84) соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных строительно-монтажных организаций. 2.10. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах в зависимости от метода определения сметной стоимости (ресурсный, базисно индексный) и стадийности проектирования объектов, изложен в главе 4 «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-4.99, утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76. 3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ3.1. При определении величины сметной прибыли следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в приложении 2. 3.2. Сметная прибыль предназначена для покрытия затрат организаций на: развитие производства, в том числе на модернизацию оборудования и реконструкцию основных фондов; - частичное пополнение собственных оборотных средств; - материальное стимулирование работников, включая материальную помощь и проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха; - организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям; - уплату налога на прибыль. 3.3. Величина сметной прибыли может определяться на основе: а) укрупнённых нормативов, рассчитанных в процентах по отношению к: - фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат; - сметной себестоимости работ в текущих ценах; б) индивидуальной нормы сметной прибыли для конкретной организации, определяемой путём калькулирования по статьям затрат, учитываемых в нормативной прибыли. 3.4. При определении величины сметной прибыли на основе укрупнённых нормативов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей следует руководствоваться данными таблицы № 2. Таблица 2
3.5. Указанные нормативы сметной прибыли не включают затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации. 3.6. К затратам, связанным с инфраструктурой строительно-монтажной организации, относятся средства, направляемые на: содержание находящихся на балансе строительно-монтажных организаций объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений и лагерей отдыха, жилищного фонда, а также на покрытие расходов при долевом участии организаций; строительство жилья и других объектов непроизводственного назначения; строительство новых объектов производственного назначения. 3.7. Затраты на развитие инфраструктуры строительно-монтажной организации при соответствующем обосновании, согласованном с заказчиком, допускается включать в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчёта стоимости строительства. 3.8. Расчёт индивидуальной нормы сметной прибыли следует производить расчётно-аналитическим методом путём прямого калькулирования по статьям затрат, перечисленных в п. 3.2. Приложение 1ПЕРЕЧЕНЬ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ
Примечание: Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определен: - Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.83 № 12, дополнениями, постановлениями Совета Министров СССР от 23.06.90 № 594 и № 593 от 28.06.85; - Указами Президента Российской Федерации от 26.12.91 № 318, от 24.01.92 № 46, от 25.03.92 № 295, от 20.12.93 № 2226, от 22.03.94 № 577; - Распоряжением Президента Российской Федерации от 24.04.93 № 293-рп; - Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.11.91 № 25, от 28.01.02 № 47, от 09.04.92 № 239, от 11.07.92 № 574, от 11.10.92 № 776, от 25.02.94 № 155, от 18.07.94 № 856; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.08.92 № 1419-р. Приложение 2ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ГОССТРОЯ (МИНСТРОЯ) РОССИИ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧИНА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ1. Типовые методические рекомендации по планированию и учёту себестоимости строительных работ, утверждённые Минстроем России от 04.12.95 № БЕ-11-260/7. 2. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-1.99, утвержденные постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76; 3. Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12). Приложение 3ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОЧИХДля определения размера средств на оплату труда рабочих в сметах и договорных ценах на строительство может использоваться один из следующих методов. 1. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) размер средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен определяется на основе показателей трудоемкости работ, выраженных в чел.-ч, используется следующая формула: (1) где: З - расчетная величина средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (части его), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.; Т - трудоемкость работ (затраты труда рабочих-строителей и механизаторов), которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел.-ч; - фактическая (на момент расчета), по данным статистической отчетности, или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, по составу соответствующая «Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ», утвержденным Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7; t - среднемесячное количество часов, фактически отработанное одним рабочим в конкретной организации, не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтрудом России, (ч./мес.). Указанную формулу можно использовать также при определении стоимости строительства базисно индексным и другими методами. 2. При использовании сметной величины заработной платы рабочих, учтенной в - СНиР 91 (или ЕРЕР-84 с повышающим коэффициентом 1,25) для определения размера средств на оплату труда рабочих может быть применена следующая формула: (2) где: Зс и Зм - суммарная по объекту (части его) величина основной заработной платы соответственно рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91 (или с 01.01.84 с повышающим коэффициентом 1,25); Иот - индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда в строительстве, который определяется как отношение среднемесячной фактической оплаты труда одного рабочего З мес./факт к месячной тарифной ставке рабочего среднего разряда, учтенной в сметно-нормативной базе, действовавшей на 01.01.91. 3. При применении метода определения в составе прямых затрат размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ, конструктивным элементам и объекту в целом на основе тарифных ставок, устанавливаемых отраслевыми тарифными соглашениями по строительству и промышленности строительных материалов, может применяться следующая формула: (3) где: Т - затраты труда рабочих на выполнение конкретных объемов работ по их видам, комплексам, конструктивным элементам или по объекту в целом, чел.-ч ; tp - расчетное число часов работы одного рабочего в месяц (не менее фактического и не более нормативного), (ч./мес.); С1 - месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда, предусмотренная в отраслевых тарифных соглашениях, руб.; Кт - тарифный коэффициент соответствующего разряда работ, принимаемый по действующей тарифной сетке; Кi - коэффициенты, учитывающие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (0,12 и 0,24 соответственно), на работах по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (от 0,10 до 0,25); за разъездной и подвижной характер работ (0,15 - 0,20 и 0,30 - 0,40 соответственно), надбавки за профмастерство, расширение зон обслуживания, выполнение особо важных заданий (0,16 - 0,24) и другие. Кр - районный коэффициент к заработной плате устанавливаемый директивными органами; Кп - коэффициент, учитывающий премиальные выплаты, производимые по действующим в организации системам и формам премирования, определяемый по сложившемуся уровню и принимаемый в договоре подряда по соглашению сторон; ПВ - прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемых в прямые затраты в соответствии с «Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ» (от 04.12.95 № БЕ-11-260/7), (руб./мес.); Примечания: 1. Коэффициент Кр не применяется в случаях, когда тарифные ставки и оклады в организации установлены с учётом районного коэффициента; 2. Коэффициент, учитывающий премиальные выплаты (Кп) и размер прочих выплат (ПВ) может определяться в зависимости от удельного веса в оплате труда рабочих на основе отчётных данных. Приложение 4НОРМАТИВЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО ВИДАМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И МОНТАЖНЫХ РАБОТ
Примечание: При капитальном ремонте жилых и общественных зданий накладные расходы следует применять с коэффициентом 0,9. Приложение 5ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ ЗАТРАТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕI. Административно-хозяйственные расходы1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала: работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим); линейного персонала: старших производителей работ (начальников участков), производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков; рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления (телефонистов, телеграфистов, радиооператоров, операторов связи, операторов электронно-вычислительных машин, дворников, уборщиц, гардеробщиков, курьеров). 2. Отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления по установленным законодательством нормам: на государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения) от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала. 3. Почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе организации, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями. 4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, выполняемых по договорам вычислительными центрами, машиносчетными станциями и бюро, не состоящими на балансе строительной организации. 5. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники. 6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю. 7. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы. 8. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом. 9. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации. 10. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации, включая: оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников, обслуживающих легковой автотранспорт; стоимость горючего, смазочных и других материалов, износа и ремонта автомобильной резины, технического обслуживания автотранспорта; расходы на содержание гаражей (энергоснабжение, водоснабжение, канализация и т.п.), арендную плату за гаражи и места стоянки автомобилей, амортизационные отчисления (износ) и расходы на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) автомобилей и зданий гаражей. 11. Расходы на наем служебных легковых автомобилей. 12. Затраты на компенсацию работникам административно-хозяйственного персонала строительной организации, производственная деятельность которых связана с необходимостью систематических служебных поездок, расходов по использованию для этих целей личного легкового транспорта. 13. Расходы, связанные с оплатой затрат по переезду работников административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, и оплатой им подъемных в соответствии с действующим законодательством о компенсациях и гарантиях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другие местности. 14. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм, установленных законодательством. 15. Отчисления, производимые структурными подразделениями, не являющимися юридическими лицами, на содержание аппарата управления строительной организации. 16. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления, износ и ремонт быстроизнашивающегося инвентаря и других малоценных предметов административно-управленческого назначения. 17. Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью организации, и расходы по проведению заседаний совета (правления) и ревизионной комиссии организации. 18. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг. 19. Оплата услуг банка. 20. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством в тех случаях, когда штатным расписанием строительной организации не предусмотрены те или иные функциональные службы, и т.п.). II. Расходы на обслуживание работников строительства1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. 2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также эксплуатации строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов. 3. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий: амортизационные отчисления (или арендная плата), затраты на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение сборно-разборных и передвижных зданий санитарно-бытового назначения; содержание санитарно-бытовых помещений: на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) уборщиц, дежурных слесарей, электриков и других категорий обслуживающего персонала, расходы на отопление, водоснабжение, канализацию, освещение, а также стоимость предметов гигиены, предусмотренных табелем для душевых и умывальников; содержание помещений и инвентаря, предоставляемых бесплатно как медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на строительной площадке или на территории строительной организации, так и предприятиям общественного питания (как состоящим, так и не состоящим на балансе строительной организации), обслуживающим трудовой коллектив, включая амортизационные отчисления (арендную плату), затраты на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт), расходы на освещение, отопление, водоснабжение, канализацию, электроснабжение, на топливо для приготовления пищи, а также расходы по доставке пищи на рабочее место; затраты на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению работников строительной организации столовыми, буфетами, медпунктами, санитарно-бытовыми помещениями или долевое участие по их содержанию. 4. Расходы на охрану труда и технику безопасности: износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых спецодежды и защитных приспособлений; стоимость бесплатно выдаваемых в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нейтрализующих веществ, жиров, молока и др.; затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов; затраты на приобретение необходимых справочников, плакатов и диапозитивов по технике безопасности, предупреждению несчастных случаев и заболеваний на строительстве, а также улучшению условий труда; затраты по обучению рабочих безопасным методам работы и на оборудование кабинетов по технике безопасности; прочие расходы, предусмотренные номенклатурой мероприятий по охране труда и техники безопасности, кроме расходов, имеющих характер капитальных вложений. III. Расходы на организацию работ на строительных площадках1. Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ и не относящихся к основным фондам. 2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся: приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров; складские помещения и навесы при объекте строительства; душевые, кубовые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих; настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания; сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности; леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ; временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметров зданий или осей линейных сооружений); расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий вместо строительства указанных выше временных (нетитульных) зданий и сооружений. 3. Содержание пожарной и сторожевой охраны: расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников ведомственной охраны, включая военизированную, сторожевую и профессиональную пожарную охрану, в тех случаях, когда организации в установленном порядке предоставлено право иметь ведомственную охрану; канцелярские, почтово-телеграфные и другие расходы на содержание ведомственной охраны; расходы на оплату вневедомственной охраны, предоставляемой органами внутренних дел, пожарной охраны, осуществляемой органами внутренних дел, а также охраны, предоставляемой в порядке оказания услуг другими предприятиями и организациями; расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и спецодежды; амортизационные отчисления, расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и содержание караульных помещений и пожарных депо (гаражей), включая оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) уборщиц и других рабочих, обслуживающих эти помещения. 4. Расходы по нормативным работам: оплата проектно-технологическим трестам по организации и технической помощи строительству (оргтехстрой) и нормативно-исследовательским станциям за выполненные работы по распространению и внедрению передовых методов организации труда, нормированию труда и изданию нормативно-технической литературы о передовом опыте в строительстве. 5. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством, включая: расходы на проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям; расходы по организации выставок и смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации; выплаты вознаграждений авторам изобретений и рационализаторских предложений; выплаты премий за содействие по внедрению изобретений и рационализаторских предложений; другие расходы. 6. Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников, занятых на геодезических работах, стоимость материалов, амортизационные отчисления, износ, расходы на все виды ремонтов (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение геодезического оборудования, инструментов и приборов, транспортные и другие расходы по геодезическим работам, включая приемку от проектно-изыскательских организаций геодезической основы. 7. Расходы по проектированию производства работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников проектно-сметных групп и групп проектирования производства работ и привязки типовых временных зданий и сооружений, находящихся при трестах или непосредственно при строительных (специализированных) структурных подразделениях, прочие расходы по содержанию этих групп, оплата услуг проектных организаций и трестов по составлению проектов производства работ и оказанию технической помощи. 8. Расходы на содержание производственных лабораторий. По этой статье учитываются следующие затраты: расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников производственных лабораторий; амортизация, расходы на проведение всех видов ремонтов (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) помещений, оборудования и инвентаря лабораторий; стоимость израсходованных или разрушенных при испытании материалов, конструкций и частей сооружений, кроме расходов по испытанию сооружений в целом (средние и большие мосты, резервуары и т.п.), оплачиваемых за счет средств, предусматриваемых на эти цели в сметах на строительство; расходы на экспертизу и консультации; расходы на оплату услуг, оказываемых лабораториям другими организациями; прочие расходы. 9. Расходы, связанные с оплатой услуг военизированных горноспасательных частей при производстве горно-капитальных подземных работ. 10. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок: на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) и другие расходы по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, устройству дорожек, мостиков и другим работам, связанным с благоустройством территории строительных площадок; на электроэнергию (в том числе от временных электростанций), электролампочки, оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) дежурных электромонтеров и другие расходы, связанные с освещением территории строительства. 11. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче. На эту статью относятся: расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) дежурных слесарей-сантехников и электромонтеров, ключниц, а также рабочих по уборке мусора, мытью полов и окон; расходы на приобретение моющих средств и других материалов, расходуемых на уборку при сдаче объектов; расходы по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта; расходы на отопление в период сдачи объектов. 12. Расходы по перебазированию линейных строительных организаций и их структурных подразделений в пределах стройки (за исключением расходов по перемещению строительных машин и механизмов, учтенных в стоимости машиносмен, а также расходов по перебазированию строительных организаций и их структурных подразделений на другие стройки). IV. Прочие накладные расходы1. Платежи по обязательному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком имущества строительной организации, учитываемого в составе производственных средств, отдельных категорий работников, занятых в основном производстве, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, и в других разрешенных законодательством Российской Федерации страховых случаях. 2. Амортизация по нематериальным активам. 3. Платежи по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), а также по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия. Вновь установленные ставки по кредитам Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам распространяются на вновь заключенные и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки. 4. Расходы, связанные с рекламой. V. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы1. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений. 2. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком. 3. Затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию. 4. Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене на строительство. 5. Расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика: а) затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта; б) дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом; в) затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки; г) предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы; д) дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации); е) расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.); ж) затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения, указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации; з) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат; и) другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приложение 6ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
* Данные по журналу-ордеру 10-с берутся за предыдущий год. ** Имеются ввиду услуги при ликвидации аварий. Затраты по содержанию военизированных горноспасательных частей возмещаются за счет средств, предусматриваемых в сводных сметных расчетах, на основе заключенных хозяйственных договоров с указанными военизированными частями. Приложение 7 (справочное)СРЕДНЁННАЯ СТРУКТУРА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ
Приложение 8 (справочное)УСРЕДНЕННАЯ СТРУКТУРА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ
|