РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов
Произвольная ссылка:
МДС 12-8.2000 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ (ГОССТРОЙ РОССИИ)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ,
МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП)
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации технического обслуживания и
ремонта строительных машин
МДС
12-8.2000
Москва
2000
Рекомендации
разработаны ЦНИИОМТП.
Согласованы
и рекомендованы Управлением технологии и механизации строительства Госстроя
России.
Содержат
положения о системе технического обслуживания и ремонта строительных машин,
указания по планированию, организации и учету этих работ, а также типовые нормы
периодичности, продолжительности и трудоемкости технического обслуживания и
ремонта.
При
работе с Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на
эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств Госстроя России (МДС
81-3.99) рекомендуется использовать в качестве исходных данных типовые
нормы трудоемкости технического обслуживания и ремонта настоящих Рекомендаций.
Рекомендации
предназначены для организаций, эксплуатирующих строительные машины и
выполняющих их техническое обслуживание и ремонт, а также для проектных
организаций, занимающихся вопросами планирования и организации технического
обслуживания и ремонта строительных машин.
1.1. Для обеспечения высокого уровня качества
эксплуатации строительных машин строительные организации разрабатывают и
внедряют согласно требованиям ГОСТ 25646-95 и
с учетом рекомендаций ГОСТ
40.9001-88, ГОСТ
40.9002-88 систему управления качеством эксплуатации строительных машин
(УКЭСМ).
Основой
эксплуатации строительных машин (далее - машин) является их техническое
обслуживание и ремонт.
1.2. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняют
на основе диагностирования их технического состояния. Мероприятия по
техническому обслуживанию и ремонт машин разрабатывают и осуществляют с учетом
эксплуатационной (по ГОСТ 2.601-95) и ремонтной (по ГОСТ 2.602-95)
документации заводов-изготовителей, а также требований к техническому состоянию
машин и правил безопасной эксплуатации, установленных Госгортехнадзором,
Госавтоинспекцией и государственными нормативно-техническими документами.
1.3. Согласно ГОСТ 25646-95
проводят следующие виды технического обслуживания:
а) ежесменное
техническое обслуживание (ЕО) в начале или после использования машины,
выполняемое в течение смены;
б) техническое
обслуживание (ТО), выполняемое через плановые периоды наработки;
в) сезонное
обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к
использованию в летний или зимний периоды.
Некоторым видам
технического обслуживания (ТО) конкретных машин может присваиваться в
зависимости от периодичности выполнения и состава работ порядковый номер: ТО-1,
ТО-2, ТО-3. В состав работ технического обслуживания, имеющего более высокий
порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технических
обслуживании, включая ежесменное.
1.4. В соответствии с ГОСТ 25646-95
выполняют ремонты двух типов: текущий (Т) и капитальный (К).
Текущий ремонт
обеспечивает ресурс машины до очередного ремонта.
Капитальный
ремонт обеспечивает полный или близкий к полному ресурс машины путем
восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые.
1.5. Техническое диагностирование входит в состав технического
обслуживания (ТО) и ремонта и обеспечивает их проведение по фактическому
техническому состоянию машин.
При техническом
диагностировании с помощью приборов измеряют диагностические параметры машины,
составных частей, сборочных единиц и деталей.
В результате
технического диагностирования прогнозируют техническое состояние машины и ее
остаточный ресурс по ГОСТ 19919-74, принимают решение о её дальнейшей
эксплуатации или определяют потребность в техническом обслуживании и ремонте.
1.6. Настоящие Рекомендации содержат сводные данные из
эксплуатационной и ремонтной документации о видах технического обслуживания и
ремонта, периодичности их проведения для каждого вида и типа основных машин.
Типовые нормы
трудоемкости и продолжительности выполнения работ по техническому обслуживанию
и ремонту разработаны на основе указаний по составу работ, содержащихся в
эксплуатационной и ремонтной документации, а также фактических затрат труда и
времени на эти работы в управлениях механизации и на ремонтных заводах.
1.7. Периодичность технического обслуживания и ремонта
устанавливается в часах наработки машин.
Наработку машин
определяют по показаниям приборов-счетчиков. Наработку машин, не имеющих
счетчиков, определяют по данным учета сменного времени, скорректированного с
помощью коэффициента внутрисменного использования.
1.8. Типовые нормы трудоемкости включают средние
суммарные затраты труда в человеко-часах на выполнение всех операций,
определяемые конструкцией и техническим состоянием машины.
1.9. Продолжительность технического обслуживания и
ремонта - это затраты времени на выполнение всех операций, определяемые
конструкцией и техническим состоянием машины и измеряемые в часах.
1.10. Типовые нормы трудоемкости и продолжительности
технических обслуживаний и текущих ремонтов машин определены на основе
обработки статистических данных с учетом условий проведения работ на
эксплуатационных базах, в организациях, эксплуатирующих смешанные парки с
количеством машин 100-250 в центральной природно-климатической зоне России.
Типовые нормы
трудоемкости и продолжительности капитальных ремонтов определены на основе
обработки статистических данных и применительны к ремонтным заводам,
ремонтирующим до 100 машин одной модели в год.
При условиях
работ и программах технического обслуживания и ремонта, отличных от
приведенных, нормы подлежат корректировке применительно к местным условиям
строительной организации.
2.1. Строительные организации разрабатывают годовой план
и месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта машин по ГОСТ 25646-95.
Годовой план
технического обслуживания и ремонта является основанием для расчета потребности
в материальных и трудовых ресурсах, в производственных площадях ремонтных
мастерских и профилакториев, в технологическом оборудовании, в передвижных
средствах.
2.2. Количество технических обслуживаний и ремонтов в
планируемом году К определяется по формуле
,(1)
где Нф-
фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения
последнего вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации,
ч;
Нп-
планируемая наработка на расчетный год, ч;
Т-
периодичность выполнения соответствующего вида технического обслуживания или
ремонта, ч;
Кп- количество всех видов предшествующих
технических обслуживаний и ремонтов (при расчете капитального ремонта Кп
равно нулю).
Планируемую
наработку определяют по Методическим указаниям по определению годовых режимов
работы и эксплуатационной производительности строительных машин ЦНИИОМТП.
2.3. Порядковый номер месяца, в котором должен
производиться капитальный ремонт Км, определяют по формуле
.(2)
Если при
расчете Км > 12, капитальный ремонт машины в этом году не
планируется.
2.4. Месячным планом-графиком устанавливают дату
технического обслуживания или ремонта и продолжительность простоя машины.
Порядковый рабочий день месяца Д, в который начинается проведение технического
обслуживания или ремонта машин, определяют по формуле
,(3)
где п - число рабочих дней в планируемом месяце;
Нпм
- планируемая наработка на расчетный месяц, ч.
Если Д > п, соответствующий вид технического
обслуживания или ремонта в этом месяце не проводят.
Для определения
даты к Д добавляют число выходных дней, приходящихся на вычисленное число
рабочих дней.
Примечание
- Результаты расчетов по формулам (1)-(3)
округляют до целых чисел в меньшую сторону.
2.5. При составлении месячных планов-графиков планируют
равномерную загрузку дней в месяце. Для этого допускается корректировка
периодичности в сторону увеличения или уменьшения.
3.1. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняются
строительной организацией на эксплуатационной базе или на местах использования
машин с помощью передвижных средств.
3.2. Техническое обслуживание и ремонт организуют по
системе УК ЭСМ, основой которой являются стандарты предприятия, устанавливающие
порядок и организацию выполнения функций: планирования повышения качества
технического обслуживания и ремонта, технологической подготовки производства,
материально-технического снабжения, метрологического обеспечения, подготовки и
обучения кадров, информационного обеспечения, стимулирования повышения качества
технического обслуживания и ремонта, правового обеспечения.
3.3. Ежесменные технические обслуживания машин проводят
машинисты.
Технические
обслуживания (ТО), (СО) и текущие ремонты машин проводят специализированными
бригадами (звеньями).
Техническое
диагностирование машин организуют в соответствии с требованиями ГОСТ
25044-81. Для выполнения работ по техническому диагностированию, как
правило, комплектуют специальные звенья.
3.4. Слесарные и прочие работы по техническому
обслуживанию и ремонту выполняют во взаимосвязи с диагностическими работами.
Диагностические
работы выполняют, как правило, на специализированных участках диагностики, реже
- на участках, совмещенных с другими работами по техническому обслуживанию.
Работы
выполняют по следующей маршрутной технологии: уборочно-моечные работы,
диагностические работы для определения технического состояния машины, далее -
необходимые работы по техническому обслуживанию и ремонту, установленные в
результате диагностики, затем - диагностические работы для оценки качества
выполненного технического обслуживания и ремонта и определения ресурса машины.
Диагностические
параметры машин, измеряемые и оцениваемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3, приведены в приложении 1.
3.5. Ремонт производится агрегатным методом. Необходимый
для этого обменный фонд агрегатов создают как из новых, так и из
восстановленных агрегатов.
3.6. Сдачу машин в капитальный ремонт на ремонтные
предприятия и их приемку после ремонта проводят по ГОСТ
24408-80, одноковшовых экскаваторов - по ГОСТ
24406-80, стреловых кранов - по ГОСТ
24407-80, автогрейдеров - по ГОСТ
26679-85.
Тракторы, на
базе которых изготовлены машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта по ГОСТ
18524-85; дизельные двигатели тракторного типа - по ГОСТ 18523-79.
4.1. Организации, эксплуатирующие машины, ведут учет их
наработки в объеме, определяемом эксплуатационной документацией по ГОСТ
2.601-95.
4.2. При техническом диагностировании составляют
диагностическую карту по форме приложения 2. В
карте записывают результаты диагностирования, дают заключение о необходимом
объеме и содержании работ по техническому обслуживанию и ремонту.
4.3. Выполненные плановые технические обслуживания и
ремонты учитывают в журнале учета технического обслуживания и ремонта машин, а
неплановые - в журнале учета работ по устранению неисправностей машин. Формы
журналов заполняют по ГОСТ 25646-95.
Записи из журналов ежемесячно переносят в формуляры (паспорта) машин.
4.4. Порядок ведения учета и контроля технического
обслуживания и ремонта машин в строительной организации устанавливается в
стандартах системы УК ЭСМ.
Продолжительность
рабочего цикла, усадка штоков гидроцилиндров
-
-
+
насос
Давление,
производительность
-
+
+
гидрораспределитель
Усилие
перемещения золотника и ход его от нейтрального положения, усилие затяжки
гаек стяжных шпилек и болтов крепления блоков золотников управления и
предохранительных клапанов, утечка жидкости по золотнику
-
-
+
гидромотор
Давление и
объемный КПД гидромотора
-
-
+
гидроцилиндры
Внутренние
перетечки, объемный КПД
-
-
+
фильтры
Давление перед
фильтром
-
-
+
рабочая
жидкость
Параметры
качества жидкости
-
+
+
4.
Электрооборудование
Уровень
электролита аккумуляторных батарей, натяжение ремня генератора
+
+
+
Плотность
электролита, точность встроенных контрольно-измерительных приборов
-
+
+
Напряжение
батарей, сила света фар, сила звучания сигнала, зарядный ток генератора,
напряжение и ток срабатывания реле-регулятора
-
-
+
5.
Пневмосистема
Натяжение
ремня компрессора, герметичность системы
+
+
+
6. Ходовая
система:
а) гусеничный
ход
Натяжение
гусеничных цепей, размер зубьев звездочек, радиальные зазоры в подшипниках
направляющих колес и опорных катков, осевые зазоры в подшипниках
поддерживающих роликов и кареток подвески
-
+
+
б) пневмоход
Давление
воздуха в шинах
+
+
+
Величина
тормозного пути
-
+
+
«
Высота
протектора шин, угол развала и схождения колес, осевые зазоры в подшипниках
колес и шкворней
-
-
+
в) ход
башенных кранов
Величина
тормозного пути, износ ходовых колес, рельсов, рельсовых захватов и
противоугонных устройств
+
+
ч-
7. Трансмиссия
и система управления
Суммарный
зазор в механизмах трансмиссии, усилия на рычагах и педалях, люфт рулевого
колеса и усилие на его ободе, зазоры в подшипниках бортовых передач, зазор в
подшипниках карданной передачи
-
-
+
8. Крановая
часть
Параметры
приборов безопасности, канатов, тормозов крановой части, крюковой обоймы
+
+
+
Трещины в
металлоконструкциях и сварных швах, погнутости и вмятины. Степень коррозии