РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
||||
|
РД 04-18-99 Инструкция по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ Руководящие документы ИНСТРУКЦИЯ
РД-04-18-99
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПРИКА3 24 февраля 1999 г. МОСКВА № 20 Об утверждении и введении в действие Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 1999 г прилагаемую Инструкцию по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций (РД- 04-18-99). 2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата, межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России принять Инструкцию по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций к руководству и исполнению. 3. Считать утратившими силу с 1 марта 1999 г. Инструкцию по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на атомных станциях (РД-04-18-95), утвержденную приказом Госатомнадзора России от 15 февраля 1995 г № 20, и Изменение 1 в Инструкцию по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на атомных станциях (РД-04-18-95), утвержденное приказом Госатомнадзора России от 10 декабря 1997 г. № 97. Начальник Госатомнадзора России Ю. Г. Вишневский СОДЕРЖАНИЕ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Инструкция по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью (далее - Инструкция) устанавливает требования к осуществлению государственного надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов по ядерной и радиационной безопасности, а также условии действия лицензий при вводе и эксплуатации атомных станций. 2. Инструкция разработана на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии", Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии применительно к атомным станциям (АС) с учетом требований Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) и других руководящих документов Госатомнадзора России. 3. Инструкция обязательна для работников Госатомнадзора России, осуществляющих надзор за ядерной и радиационной безопасностью АС (далее - безопасность АС). 4. В Инструкции используются термины, приведенные в законодательных и иных нормативных правовых актах по безопасности при использовании атомной энергии. 5. Надзор за безопасностью АС включает в себя следующие формы его реализации: а) получение и анализ информации о состоянии безопасности АС; б) проведение инспекций и анализ их результатов; в) применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случае выявления нарушений требований к обеспечению безопасности АС. 6. Надзор за безопасностью АС осуществляют: Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций Госатомнадзора России (далее - Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций); межрегиональные территориальные округа (далее - территориальные органы) Госатомнадзора России; отделы инспекций ядерной и радиационной безопасности на АС (далее - отделы инспекции па АС). 7. Правовой и нормативной базой организации и осуществления надзора за безопасностью АС являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности; федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии; условия действия лицензий, выдаваемых центральным аппаратом Госатомнадзора России и его территориальными органами; постановления, приказы и указания Госатомнадзора России; руководящие документы Госатомнадзора России по организации и осуществлению надзора за безопасностью АС. II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ С ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ АС8. Госатомнадзор России в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии имеет право получать информацию от АС и эксплуатирующих организаций: о состоянии безопасности АС; о радиационной обстановке на АС и ее изменениях (по результатам государственного контроля за радиационной обстановкой на АС); о событиях, влияющих на состояние безопасности АС и их последствиях, об обращении с ядерным топливом, ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО) АС. Порядок представления в Госатомнадзор России и его территориальные органы информации о нарушениях в работе АС, отчетов о состоянии безопасности АС и другой информации устанавливается Госатомнадзор России. 9. Вся получаемая информация о состоянии безопасности АС подлежит регистрации и обработке в: Управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций; отделах по надзору за ядерной и радиационной безопасностью территориальных органов Госатомнадзора России; отделах инспекций на АС. Обработка информации должна обеспечивать условия для ее последующего анализа совместно с анализом нарушений требований к обеспечению безопасности АС, выявленных Госатомнадзором России и его территориальными органами при проведении инспекций. 10. Анализ, указанный в п. 9 Инструкции, должен определять: причины и условия возникновения нарушений требований к обеспечению безопасности АС; эффективность принимаемых эксплуатирующими организациями и АС мер по предупреждению нарушений требований к обеспечению безопасности АС, а также приведших к ним причин и обстоятельств; наметившиеся тенденции причин и обстоятельств, приведших к нарушениям требований к обеспечению безопасности АС; данные для оценки состояния безопасности АС. 11. К мерам, принимаемым по результатам обработки и анализа информации о состоянии безопасности АС, могут быть отнесены: подготовка информационных писем и направлении их на АС, эксплуатирующие организации и организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги АС; проведение инспекций для проверки полноты и правильности представленной информации и углубленного изучения причин и обстоятельств, приведших к нарушениям требований к обеспечению безопасности АС и (или) нарушений в работе АС; выдача в установленном порядке предписании должностным лицам АС, эксплуатирующим организациям и организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги АС; принятие постановлений Госатомнадзора России, направленных на повышение безопасности АС, а также применение предусмотренных законодательством Российской Федерации санкций; корректировка условий действия лицензии Госатомнадзора России на вид деятельности, осуществляемой (выполняемой) на (для) АС. III. ИНСПЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ12. Инспекции при вводе в эксплуатацию и эксплуатации АС проводятся с целью проверки соблюдения АС, эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги АС, требований к обеспечению безопасности АС, подтверждения полноты и правильности информации, представляемой в Госатомнадзор России и его территориальные органы согласно главе II Инструкции, а также принятия ими необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении безопасности АС. 13. Инспекционная деятельность Госатомнадзора России на АС осуществляется по следующим основным направлениям деятельности эксплуатирующих организаций и организаций, привлекаемых к выполнению работ и предоставлению услуг АС: выполнение требований норм и правил в области использования атомной энергии; обеспечение безопасности АС; выполнение условий действия лицензий; выполнение программ обеспечения качества работ; выполнение постановлений Госатомнадзора России; выполнение ранее выданных предписаний должностных лиц Госатомнадзора России и его территориальных органов; использование АС и эксплуатирующими организациями предоставленных им законодательством Российской Федерации полномочий и возможностей для обеспечения безопасности АС; организация и осуществление контроля за соблюдением эксплуатирующими организациями требований к обеспечению безопасности АС; проведение мероприятий по повышению безопасности АС, обеспечение требуемых характеристик систем и их оборудования (элементов), важных для безопасности АС, их проверка и испытания; проверка эксплуатационного ресурса оборудования (элементов) важных для безопасности АС; проведение неразрушающего контроля и диагностики сварных соединений металла и трубопроводов, важных для безопасности, включая периодический контроль аппаратуры; организация и функционирование системы подбора работников, их подготовки, проверки знаний и допуска к работам; функционирование системы разработки эксплуатационной документации, ее содержания и учета, обеспечения документацией рабочих мест, корректировки указанной документации; организация системы учетной и отчетной документации при осуществлении ввода в эксплуатацию и эксплуатации АС; организация ремонта и технического обслуживания систем оборудования (элементов), важных для безопасности АС; соблюдение требований технологических регламентов и инструкций по эксплуатации АС; организация реконструкции (модернизации) блоков АС, сооружений систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС; проведение мероприятий по предупреждению аварий и обеспечению готовности эксплуатирующей организации и АС к ликвидации последствий аварий, а также мероприятий по защите работников АС; обращение с РАО; хранение и учет ядерных материалов и радиоактивных веществ; организация физической защиты; обращение со свежим и отработавшим ядерным топливом; организация использования новых технологий применение радиационных технологий для получения различных материалов с новыми свойствами); организация эксплуатации зданий и сооружений; организация расследования причин и обстоятельств нарушений в работе блоков АС; обеспечение противопожарной защиты сооружений, систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС; другие вопросы, связанные с особенностями эксплуатации конкретной АС. Кроме того, инспекционная деятельность предусматривает проверку достоверности представляемой в Госатомнадзор России и его территориальные органы информации о состоянии безопасности АС. 14. Проводимые на АС инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые инспекции проводятся в соответствии с планами работы Госатомнадзора России и его территориальных органов. Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с авариями и происшествиями на АС и в других случаях по решению руководителей Госатомнадзора России и его территориальных органов. А. Виды инспекций 15. Проводимые на АС инспекции по объему и составу проверяемых вопросов могут быть комплексными, целевыми и оперативными. 16. Комплексная инспекция предусматривает проверку деятельности АС по всему комплексу вопросов обеспечения безопасности (или по их большей части), находящихся в компетенции Госатомнадзора России. Как правило, такие инспекции организуются центральным аппаратом Госатомнадзора России или по его поручению территориальными органами и проводятся комиссиями, состоящими из инспекторов Госатомнадзора России, специалистов НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России и (или) инспекторов территориального органа Госатомнадзора России. К проведению комплексной инспекции могут привлекаться (по согласованию) специалисты других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и независимые эксперты. Комплексная инспекция проводится на каждой АС не реже одного раза в пять лет. 17. Целевая инспекция предусматривает детальную проверку с установленной периодичностью одного или ряда вопросов обеспечения безопасности АС. Такие инспекции могут проводиться комиссией, группой инспекторов иди отдельными инспекторами Госатомнадзора России и (или) его территориальных органов. Тематика и периодичность проведения целевых инспекций определяются указанными структурными подразделениями Госатомнадзора России, организующие инспекции, на основе анализа деятельности АС и инспекционной деятельности. 18. Оперативная инспекция предусматривает детальную проверку отдельных вопросов обеспечения безопасности АС непосредственно на рабочих местах, подразделениях АС в целях оперативного принятия мер по предупреждению нарушений требований к обеспечению безопасности АС и устранению выявленных недостатков. Такие инспекции организуются и проводятся каждым инспектором (группой инспекторов) отдела и инспекций на АС. Тематика и периодичность проведения оперативных инспекций определяется начальником отдела инспекций на АС. Рекомендуется проводить плановую оперативную инспекцию объектов АС не реже одного раза в пять дней. 19. Каждая инспекция вне зависимости от ее вида должна включать следующие этапы: а) подготовка к проведению инспекции; б) организация и проведение инспекции; в) оформление результатов инспекции; Б. Подготовка к проведению инспекции 20. Для проведения комплексной или целевой инспекции назначается комиссия, группа инспекторов или отдельный инспектор Госатомнадзора России и (или) его территориальных органов. Комиссия назначается приказом или указанием Госатомнадзора России или его территориального органа. В случае необходимости целесообразно привлекать к участию в проверках при проведении инспекций экспертов (в том числе проводивших экспертизы документов, обосновывающих обеспечение безопасности АС, при получении лицензии данной АС или организацией, выполняющей работы и предоставляющей услуги АС), работников организаций, обеспечивающих научно-техническую поддержку органов государственного регулирования безопасности при использованию атомной энергии, инспекторов территориальных органов Госатомнадзора России, осуществляющих надзор на аналогичных объектах. 21. До начала комплексной или целевой инспекции, в Управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций или в соответствующем территориальном органе составляются рабочая программа инспекции (на основании типовых программ и результатов анализа информации о состоянии безопасности АС) и план проведения инспекции. Как правило, для оперативных инспекций не требуется составления рабочих программ или планов. 22. Типовая программа комплексной инспекции АС разрабатывается Управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций, а типовые программы целевых инспекций - территориальными органами Госатомнадзора России. Типовая программа комплексной инспекции, имеет статус РД, утверждаемых в установленном Госатомнадзором России порядке, а типовые программы целевых инспекций утверждаются руководителем территориального органа Госатомнадзора России (по согласованию с Управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций). 23. Содержание рабочей программы инспекции и плана проведения инспекции определяется п. 31 РД-03-43-98. 24. В процессе подготовки к проведению инспекции комиссия обязана осуществить подбор следующих документов: федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, касающихся тематики инспекции; документов по организационной структуре инспектируемой АС, ее устава (положения), программ обеспечения качества работ, выполняемых на АС, условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России эксплуатирующей организации; ранее выданных администрации инспектируемой АС предписаний Госатомнадзора России и информации об их выполнении, а также отчетных документа, составленных по результатам ранее проведенных инспекций; документов по расследованию нарушений в работе инспектируемой АС, а также сведений об отказах и недостатках систем и оборудования (элементов) важных для безопасности АС. Кроме того, комиссией должна быть изучена информации о состоянии безопасности АС, о качестве выполняемых работ и предоставляемых услуг, направляемая инспектируемой АС в Госатомнадзор России и в ее соответствующие территориальные органы. 25. Рабочая программа плановой комплексной или целевой инспекции должна быть направлена на инспектируемую АС не позднее, чем за 14 дней до ее начала с предложением о подготовке условий для проведения инспекции и необходимых информационных материалов. Рабочая программа внеплановой инспекции должна быть направлена на инспектируемую АС накануне инспекции. 26. Непосредственно перед комплексной или целевой инспекцией председателю комиссии целесообразно провести организационное совещание с руководителями инспектируемой АС, определить рабочее место комиссии, ознакомиться с составом сопровождающих ее ответственных работников АС, обсудить организационные вопросы проведения проверок, испытаний, опробований, тренировок, измерений и т. п., а также представления необходимой информации. Перед проведением инспекции всем членам комиссии необходимо в соответствии с установленным на инспектируемой АС порядком пройти все требуемые инструктажи по технике безопасности и охране труда. 27. В случае проведения инспекции совместно с представителями других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии необходимо составить рабочую программу таким образом, чтобы вопросы, относящиеся к компетенции этих органов, были выделены в самостоятельные разделы. В. Организация и проведение инспекций 28. Комплексные и целевые инспекции должны проводиться в присутствии ответственных работников инспектируемой АС. Посещение производственных помещений, рабочих мест, осмотр систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС, должны проводиться в соответствии с установленным на АС порядком. 29. В процессе проведения инспекции рекомендуется устанавливать рабочие контакты с работниками инспектируемой АС, интересоваться их мнением об обеспечении безопасности АС и качества выполняемых работ, о причинах недостатков и нарушений требований к обеспечению безопасности АС и мерах по их устранению. 30. При проведении инспекции важной является оценка отношения к вопросам обеспечения безопасности АС и качества выполняемых работ работников и руководителей инспектируемой АС. При выявлении недостатков и нарушений требований к обеспечению безопасности АС необходимо определять отношение к этому соответствующих руководителей и контролирующих служб АС. При инспекциях деятельности организации, выполняющих работы и предоставляющих услуги АС, необходимо проверять выполнение программ обеспечения качества работ и требований к обеспечению безопасности АС. 31. В ходе инспекции члены комиссии должны поддерживать деловые корректные взаимоотношения с руководителями и работниками инспектируемой АС. 32. При проведении инспекции нельзя оставлять без внимания недостатки и нарушения, выявленные при проверке вопросов: находящихся в компетенции Госатомнадзора России, но не включенных в программу инспекции; находящихся в компетенции других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. В первом случае выявленные недостатки и нарушения должны быть зафиксированы в документе, оформляемом по результатам проведенной инспекции. Во втором случае о выявленных недостатках и нарушениях руководителем инспекции должен быть поставлен в известность (в письменном виде) соответствующий орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. 33. Если в процессе проведения инспекции будут выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности АС, в результате которых причиняется или может быть причинен вред здоровью населения или окружающей среде, председатель комиссии, не ожидая окончания инспекции, должен принять оперативные меры по выдаче в установленном порядке предписания об устранении указанных нарушений, вплоть до приостановки соответствующих работ. IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНСПЕКЦИЙ ГОТОВНОСТИ БЛОКА АС К ФИЗИЧЕСКОМУ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ ПУСКАМА. Целевая инспекция готовности блока ЛС к физическому пуску 34. Целевая инспекция готовности блока АС к физическому пуску проводится в соответствии с приказом или указанием Госатомнадзора России. Целевая инспекция должна предусматривать: а) проверку документов о готовности и техническом состоянии: систем, оборудования (элементов), важных для безопасности АС, строительных конструкций, указанных в п. 4.2.1 Правил ядерной безопасности атомных электростанций (ПБЯ-04-74); складов свежего топлива с транспортно-технологическим оборудованием, подъездных путей и устройств для транспортирования свежего топлива; хранилищ РАО, транспортных средств для РАО, контрольных скважин; страховочного корпуса реактора (для атомной станции теплоснабжения и АС с реактором на быстрых нейтронах (БН); страховочного, корпуса барабана отработавших сборок (БОС) БН, системы охлаждения БОС; систем нормального и аварийного охлаждения реактора, защитных систем безопасности; системы охлаждения приводов органов регулирования реактивностью; локализующих, систем безопасности; обеспечивающих систем безопасности (систем технического водоснабжения, сжатого воздуха и т.п.); систем контроля и управления и систем информационного обеспечения (пунктов управления, резервных пунктов управления и т.п.), управляющих систем безопасности; системы контроля герметичности оболочек тепловыделяющих элементов; б) проверку наличия: документации, указанной в п. 4.2.3 ПБЯ-04-74; плана-графика физического пуска; рабочего технологического регламента эксплуатации блока АС; руководств, определяющих действия работников АС при запроектных авариях; плана мероприятий по защите работников в случае аварии; инструкции по эксплуатации систем безопасности, графиков проведения испытаний и проверок функционирования систем безопасности; актов с результатами выполненных работ по наладке, испытаний, проверок систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС, на предыдущих этапах пуско-наладочных работ; в) проверку фактической готовности к физическому пуску систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС, а также работников АС. 35. По результатам целевой инспекции составляется акт (если не выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности АС) или акт-предписание. 36. Акт или акт-предписание представляется председателем комиссии в Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций, в соответствующий территориальный орган и вручается администрации АС. Б. Целевая инспекция готовности блока АС к энергетическому пуску 37. Целевая инспекция готовности блока АС к энергетическому пуску проводится в соответствии с приказом или указанием Госатомнадзора России. Целевая инспекция должна предусматривать: а) проверку наличия на инспектируемой АС: акта рабочей комиссии о готовности к энергетическому пуску и о техническом состоянии всех систем, оборудования (элементов), важных для безопасности АС, и сооружении пускового комплекса АС; программы энергетическою пуска, согласованной с Управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций; плана-графика энергетического пуска блока АС; отчета о результатах физического пуска блока АС; акта администрации АС об устранении недостатков и нарушений, выявленных при проведении целевой инспекции Госатомнадзором России готовности блока АС к физическому пуску; б) проверку наличия документации указанной в п. 5.18 ПБЯ-04-74 (кроме первых двух указанных в этом пункте документов); в) проверку фактической готовности к проведению энергетического пуска систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС, работников и эксплуатационной документации. 38. По результатам целевой инспекции составляется акт (если не выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности АС) или акт-предписание об устранении выявленных нарушений. 39. Акт или акт-предписание представляется председателем комиссии в Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций, в соответствующий территориальный орган Госатомнадзора России и вручается администрации АС. V. ПРОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНСПЕКЦИИ ПЕРЕД ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ НА АСА. Основные положения 40. Целевые инспекции проводятся перед осуществлением: ремонтных работ с применением сварки на оборудовании и трубопроводах, важных для безопасности АС, а также на оборудовании и трубопроводах, зарегистрированных в территориальных органах Госатомнадзора России; работ по реконструкции (модернизации) систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС, а также оборудования и трубопроводов, зарегистрированных в территориальных органах Госатомнадзора России; испытаний систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации, инструкциями по эксплуатации (далее - испытания); пуска блока АС после планового предупредительного ремонта (ППР), пуска блока АС после останова, связанного с нарушением в работе блока. Указанный перечень может уточняться для каждого блока АС с учетом условий действия лицензии на эксплуатацию АС. 41. До начала отдельных работ отделом инспекций на АС должны быть проведены анализ документации, относящейся к конкретному виду работ, и проверка фактической готовности систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС, оборудования и трубопроводов, зарегистрированных в территориальных органах Госатомнадзора России и работников к проведению работ. 42. В срок не более трех дней после получения от администрации АС уведомления о предстоящих работах начальник отдела инспекций на АС должен: организовать проведение работниками отдела инспекций на АС анализа представленных документов по осуществлению конкретного вида специальных работ; организовать и провести целевую инспекцию; оформить результаты целевой инспекции. 43. Результаты проведения целевых инспекций перед осуществлением отдельных видов работ (при условии отсутствия нарушении требований к обеспечению безопасности АС) оформляются актом (по форме, приведенной в приложении). Если в процессе инспекции будут выявлены нарушения требований к безопасности, при которых причиняется или может быть причинен вред здоровью граждан или окружающей среде, руководитель комиссии должен, не ожидая окончания инспекции, принять оперативные меры по выдаче администрации АС в установленном порядке предписания. Копии актов и предписаний подлежат хранению в отделе инспекций на АС и территориальном органе Госатомнадзора России, в состав которого входит этот отдел. Б. Проведение целевых инспекций при проведении ремонтных работ и работ по реконструкции (модернизации) проект проведения ремонтных работ; технологическую карту (производственную инструкцию) проведения ремонтных работ; форму отчетной документации; технические решения о проведении ремонтных работ по устранению дефектов оборудования и трубопроводов (если при проведении ремонтных работ в конструкторскую документацию вносятся изменения, они должны быть утверждены и согласованы в установленном порядке); документы заводов-изготовителей на оборудование, трубопроводы, применяемые при проведении ремонтных работ изделия и материалы (технические условия, паспорта, формуляры сертификаты и т. д.); другие предусмотренные действующими нормами и правилами документы по проведению ремонтных работ (по требованию отдела инспекций на АС). 45. Перед проведением работ по реконструкции (модернизации), кроме обосновывающих безопасность документов перечисленных в п. 44 Инструкции, отдел инспекции на АС должен рассмотреть комплект обосновывающих безопасность документов, включающий: решение о проведении реконструкции (модернизации); проектно-конструкторскую документацию на вновь вводимые системы и оборудование (элементы); откорректированную эксплуатационную документацию; изменения в условия действия лицензии на эксплуатацию АС (если это необходимо). При проведении указанных целевых инспекций необходимо убедиться в наличии: квалифицированных и аттестованных работников, привлекаемых к проведению работ; станочного парка, приспособлений, оснастки и инструмента в соответствии с технологией проведения работ, а также средств контроля качества и их исправности; систем и оборудования (элементов), обозначенных в проектно-конструкторской документации. В. Проведение целевых инспекций при подготовке к проведению испытаний, не предусмотренных регламентом по эксплуатации АС 46. Перед проведением инспекции отдел инспекции на АС должен рассмотреть комплект обосновывающих безопасность документов, включающий: программу и методику проведения испытаний, согласованную и утвержденную в установленном порядке; справку о привлекаемых к проведению испытаний специализированных организациях; справку о квалификации и аттестации работников, привлекаемых к проведению испытаний; справку об исправности технических и контрольно-измерительных средств, необходимых для проведения испытаний; другие предусмотренные действующими нормами и правилами документы, подтверждающие безопасность проведения испытаний. При проведении инспекции необходимо убедиться: в проведении всех необходимых организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности АС во время испытаний; в наличии приказа (указания) о назначении должностного лица, ответственного за проведение испытаний; в готовности к работе систем безопасности АС; в наличии исправных технических и контрольно-измерительных средств, необходимых для проведения испытаний; в наличии квалифицированных и аттестованных работников, знающих программу и методику проведения испытаний. 47. При оформлении результатов целевой инспекции отдел инспекции на АС должен оценивать достаточность предусмотренных организационно-технических мероприятий по соблюдению пределов и условий безопасной эксплуатации при проведении испытаний. Г. Проведение целевых инспекций при подготовке к пуску блока АС после ППР 48. Перед проведением инспекции отдел инспекций на АС должен рассмотреть комплект обосновывающих безопасность документов, включающий: отчет о выполнении ППР с информацией об объеме и качестве проведенных работ; справку о готовности блока АС к пуску и планируемый срок пуска. Отдел инспекций на АС проводит проверку фактической готовности блока АС к пуску. Д. Проведение целевых инспекций при подготовке к пуску блока АС после останова, связанного с нарушением в его работе 49. При проведении инспекции отдел инспекций на АС должен рассмотреть комплект обосновывающих безопасность АС документов, включающий: отчет о расследовании нарушения в работе АС, оформленный в соответствии с требованиями Положения о порядке расследования и учета нарушении в работе атомных станций (ПНАЭ Г-12-005-97), или справку о выявленных причинах нарушения и проведенных мероприятиях по их устранению; сведения о сроках проведения мероприятий по устранению причин нарушения; справку о готовности блока АС к пуску. Отдел инспекций на АС проводит проверку фактической готовности блока АС к пуску. VI. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНСПЕКЦИИ50. По результатам комплексных инспекций оформляются акты (составляются в произвольной форме), и акты-предписания (в соответствии с приложением 1 к РД-03-43-98). Главы актов должны соответствовать главам рабочих программ инспекций и должны раскрывать результаты инспекций по каждому вопросу программы. В заключительной части акта должны быть изложены выводы комиссии о состоянии безопасности АС, а также рекомендации для администрации АС и эксплуатирующей организации по повышению безопасности АС. 51. Результаты целевых инспекций оформляются актами-предписаниями или актами (если при проведении их не установлено нарушений требований к обеспечению безопасности АС). Акты-предписания направляются в отдел инспекции Госатомнадзора России. 52. Результаты оперативных инспекций заносятся в журнал, форма которого установлена отделом инспекций на АС, а в случае выявления нарушений требований к обеспечению безопасности АС оформляются предписания (в соответствии с приложением 2 к РД-03-43-98). 53. Описание выявленных нарушений требовании безопасности АС в предписаниях по их устранению должно быть конкретным, четким и ясным с использованием терминов и формулировок законодательных актов, норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий. 54. По результатам комплексных и целевых инспекций рекомендуется проводить итоговое совещание с руководителями и должностными лицами инспектируемой АС. 55. Акт и акт-предписание подписываются председателем и всеми членами комиссии и выдаются под роспись руководителю инспектируемой АС (или отравляются по почте) не позднее 15 дней после окончания инспекции. Акты могут направляться в соответствующие эксплуатирующие организации для принятия мер, обеспечения выполнения предписаний и информирования об их выполнении Госатомнадзора России и его территориальных органов. Решение о направлении таких актов в эксплуатирующие организации принимает руководитель Госатомнадзора России. Акты-предписания по результатам комплексных и целевых инспекций деятельности организации, выполняющих работы и предоставляющих услуги АС, подлежат направлению в эксплуатирующие организации для принятия мер по выполнению предписаний и информирования об их выполнении территориального органа Госатомнадзора России. 56. Если администрация инспектируемой АС или эксплуатирующая организация, в которую направлен акт-предписание для принятия мер, не согласна с его содержанием или сроками выполнения, она может обратиться с обоснованным заявлением к руководству Госатомнадзора России. Срок подачи заявления не должен превышать 15 дней с даты получения акта-предписания. Подача заявления не приостанавливает действия выданного акта-предписания или предписания. 57. В отдельных случаях возможно продление сроков выполнения отдельного пункта предписания. Для этого руководитель инспектируемой АС должен заранее (до истечения сроков выполнения отдельного пункта предписания) представить в Госатомнадзор России или его территориальный орган, организовавшему проведение инспекции, письменное заявление с обоснованием необходимости продления сроков, указанием принятых компенсирующих мер по обеспечению безопасности с обоснованием их эффективности и достаточности. Решение, принятое руководством Госатомнадзора России о продлении сроков выполнения отдельных пунктов предписании, должно быть доведено до заявителя. 58. За выполнением требований актов-предписаний и предписаний со стороны территориальных органов Госатомнадзора России должен быть установлен контроль, включающий: получение и рассмотрение информации о выполнении актов-предписаний и предписаний, учет своевременности ее представления; проверку выполнения актов-предписаний и предписаний. 59. Невыполнение предписаний в установленные сроки, непредставление требуемой информации об их выполнении влечет за собой в обязательном порядке применение со стороны Госатомнадзора России или его территориальных органов установленных законодательством Российской Федерации санкций. При невыполнении предписаний Госатомнадзора России или его территориальных органов выдача повторных предписаний не допускается. 60. Акты, акты-предписания и предписания подлежат учету и хранению в территориальных органах Госатомнадзора России. Срок хранения актов-предписаний по результатам комплексных и целевых инспекции должен быть не менее пяти лет после устранения выявленных нарушении требований к обеспечению безопасности АС. 61. В случае применения Госатомнадзором России или его территориальными органами санкции к должностным лицам АС оформляются акты (протоколы), формы которых устанавливаются инструкциями Госатомнадзора России. Копии актов (протоколов) подлежат направлению в Управление делами Госатомнадзора России (отдел инспекций). VII. РЕГИСТРАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ, ТРУБОПРОВОДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ, И ЛСБ62. Регистрации оборудования и трубопроводов, работающих под давлением, и ЛСБ должно предшествовать проведение отделом инспекции на АС целевой инспекции. 63. Необходимость и порядок проведения регистрации, состав подлежащего регистрации оборудования и систем АС устанавливается федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. 64. Регистрация оборудования и трубопроводов, работающих под давлением, проводится территориальными органами Госатомнадзора России или по их поручению отделами инспекции на АС в соответствии с требованиями главы 8 Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок (ПНАЭ Г-7-008-89). 65. Регистрация ЛСБ проводится территориальными органами Госатомнадзора России или по их поручению отделами инспекций на АС в соответствии с требованиями главы 10 Правил устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станции (НП-010-98). 66. Техническое освидетельствование оборудования и трубопроводов, работающих под давлением, должно проводиться (после их регистрации) комиссией, назначенной приказом руководителя АС в соответствии с требованиями раздела 8.2 ПНАЭ Г-7-008-89. При проведении технического освидетельствования оборудования и трубопроводов, работающих под давлением, зарегистрированных в территориальных органах Госатомнадзора России, комиссия работает при участии и под контролем инспектора отдела инспекций на АС. 67. Техническое освидетельствование ЛСБ должно проводиться (после их регистрации) комиссией, назначенной приказом руководителя АС, в соответствии с требованиями главы 10 НП-010-98. При проведении технического освидетельствования ЛСБ комиссия работает под контролем инспектора отдела инспекций на АС и в присутствии лица, ответственного за исправное состояние ЛСБ. 68. После ремонта с применением сварки на оборудовании и трубопроводах, работающих под давлением (технология которой должна быть аттестована в соответствии с разделом 3 ПНАЭ Г-7-010-89 "Сварные соединения и наплавки. Правила контроля", или при восстановлении сварных соединений после демонтажа временных заглушек, установленных для гидравлических испытаний, допускается не проводить внеочередные гидроиспытания на прочность по решению отдела инспекций на АС при строгой регламентации их количества и (или) технической сложности их проведения (например, требуется резать трубопроводы, устанавливать заглушки и т.п.) в следующих случаях (не вошедших в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии); а) при ремонте с применением сварки антикоррозионной наплавки; б) при замене элемента трубопровода, работающего под давлением, с выполнением не более двух кольцевых сварных стыков на одном трубопроводе, а также в случае, если для вновь установленного элемента трубопровода (блока, арматуры) проведено гидравлическое испытание на прочность до его установки или такие испытания проводились на заводе-изготовителе, что должно быть подтверждено документацией завода-изготовителя и записью в паспорте (удостоверении о качестве изготовления элементов трубопровода, работающего под давлением) отделом инспекции Госатомнадюра России на заводе-изготовителе. При этом: вновь выполненные сварные швы и наплавка должны пройти 10%-ный контроль неразрушающими методами в объеме и по нормам для данной категории сварных швов и наплавки согласно ПНАЭ Г-7-010-89; контрольные образцы сварных соединений должны быть выполнены, испытаны и исследованы в объеме как для сварных соединений, контролируемых неработающими методами. Допуск такого оборудования или трубопроводов, работающих под давлением, в эксплуатацию производится по результатам технического освидетельствования с осмотром отремонтированного участка при рабочем давлении среды или при параметрах гидроиспытаний. Примечание. Пункт 68 Инструкции будет аннулирован после пересмотра ПНАЭ Г-7-008-89. VIII. КОНТРОЛЬ ЗА РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРИЧИН И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ АС69. Расследование и учет причин и обстоятельств нарушений в работе АС проводятся в соответствии с требованиями ПНАЭ Г-12-005-97. 70. При получении оперативного сообщения от начальника смены АС о нарушении в работе АС (включая пожары и возгорания, случаи утраты или хищения ядерных материалов, нарушения барьеров физической защиты) начальник отдела инспекций на АС в течение часа должен передать по телефону (факсу) оперативную информацию ответственному дежурному центрального аппарата Госатомнадзора России и в соответствующий территориальный орган с указанием состояния радиационной обстановки на АС. 71. Начальник отдела инспекции на АС должен проконтролировать своевременность отправления администрацией АС предварительного сообщения о нарушении в работе АС в Госатомнадзор России и в его соответствующий территориальный орган. 72. Начальник отдела инспекции на АС должен проконтролировать своевременность отравления отчетов о расследовании нарушения в работе АС в центральный аппарат Госатомнадзор России и в соответствующий территориальный орган. 73. В ходе расследования нарушения отдел инспекций на АС должен контролировать работу комиссии (если она не образована Госатомнадзором России) н направить письмо с информацией о результатах расследования в соответствующий территориальный орган Госатомнадзора России и в Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций. Указанное письмо являются внутренним документом Госатомнадзора России и составляется в произвольной форме с отражением следующих вопросов: фактический состав комиссии по расследованию нарушения в работе АС; фактическое время начала работы комиссии; выполнение комиссией требований ПНАЭ Г-12-005-97; достаточность с точки зрения отдела инспекций на АС принятых эксплуатирующей организацией корректирующих мер; мнение отдела инспекции на АС об установлении комиссией причин нарушения в работе АС (при необходимости); других важных с точки зрения отдела инспекций на АС вопросов. 74. Во всех случаях при расследовании обстоятельств и установлении причин нарушения в работе, влияющих на безопасность АС, территориальные органы Госатомнадзора России устанавливают контроль в части: соблюдения комиссией установленных порядка и процедур расследования нарушений в работе АС; проводимых работниками АС в процессе расследований нарушений в работе АС испытаний, опробований и т.п.; 75. Процедура расследования несчастных случаев, происшедших на АС, и порядок участия в таком расследовании представителей Госатомнадзора России устанавливаются Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. № 558. IX. ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ АС76. Надзор за обеспечением необходимого уровня квалификации работников АС, деятельность которых связана с обеспечением безопасности АС ведется посредством целевых и оперативных инспекций: а) соблюдения на АС и в организациях, выполняющих работы предоставляющие услуги АС, установленного порядка подбора работников, их подготовки, допуска к работам и повышения квалификации; б) деятельности учебных центров (пунктов) подготовки работников АС, которые обязаны получать лицензии Госатомнадзора России. 77. Надзор за обеспечением необходимого уровня квалификации работников АС, деятельность которых не требует получения разрешений Госатомнадзора России и его территориальных органов, но связана с обеспечением безопасности АС, ведется посредством: проверки знаний требований к обеспечению безопасности АС у членов экзаменационных комиссий по проверке знаний работников АС; выборочной проверки знаний работников АС. Цель надзора - убедиться в соответствии установленным требованиям действующей на АС системы подбора работников, их подготовке, допуске к работам, повышения квалификации работников, а в случае выявления недостатков - выдать предписания по устранению этих недостатков, приведших к ним причин и обстоятельств. 78. Выборочные проверки знаний работниками требований к обеспечению безопасности АС могут осуществляться в процессе проведения любого вида инспекций вне зависимости от фактов выявления нарушений требований к обеспечению безопасности АС. Они проводятся инспектирующим лицом в присутствии ответственного работника инспектируемой АС, как правило, у работников, осуществляющих деятельность, влияющую на обеспечение безопасности АС, но не требующую получения разрешений Госатомнадзора России. Проверки проводятся путем собеседования, при этом характер обсуждаемых вопросов не должен выходить за рамки компетенции проверяемого лица. X. НАДЗОР ЗА ГОТОВНОСТЬЮ АС К РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА АС И ГОТОВНОСТЬЮ АС К ЛИКВИДАЦИИ ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ79. При надзоре за готовностью АС к реализации мероприятий по защите работников в случае аварии на АС и готовностью АС к ликвидации ее последствий Госатомнадзор России и его территориальные органы: инспектируют проведение противоаварийных тренировок на АС; участвуют в организуемых эксплуатирующими организациями командно-штабных учениях по ликвидации последствий аварии. В процессе инспектирования противоаварийных тренировок на АС инспектор Госатомнадзора России рассматривает программы их проведения, присутствует на тренировках, при разборе их результатов, контролирует выполнение работниками требований к обеспечению безопасности АС, оценивает результативность тренировок, принимает меры по устранению выявленных недостатков, приведших к ним причин и обстоятельств. Участие в командно-штабных учениях представителей Госатомнадзора России имеет также целью проведение контроля за реализацией мероприятий по защите работников, правильностью принимаемых решений по ограничению и ликвидации последствий аварии. При выявлении нарушений требований к обеспечению безопасности АС должны оформляться соответствующие предписания. 80. При реализации мероприятий по защите работников в случае аварии на АС и по ликвидации ее последствий представители Госатомнадзора России и его территориальных органов: оценивают и контролируют проводимые эксплуатирующей организацией и АС мероприятия по предотвращению развития аварии, ограничению и ликвидации ее последствий; контролируют соблюдение требований к обеспечению безопасности АС при проведении аварийно-восстановительных работ; проверяют организацию и осуществление государственного контроля за радиационной обстановкой АС, а также физической защиты АС. XI. ПРИМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ81. Состав применяемых санкций устанавливается действующим законодательством Российской Федерации, принципы и процедуры их применения руководящим документом Госатомнадзора России РД-03-43 98. XII. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ АС82 Учет и анализ результатов надзора за безопасностью АС в системе Госатомнадзора России должны осуществляться: каждым инспектором отдела инспекции на АС; территориальным органом Госатомнадзора России; Управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций; отделом инспекций Госатомнадзора России; другими заинтересованными подразделениями центрального аппарата Госатомнадзора России. Для учета и оценки результатов надзора рекомендуется ведение дневников каждым инспектором территориальных органов Госатомнадзора России. 83. Учету и анализу подлежат следующие документы: акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций на АС; отчеты о расследовании нарушений в работе АС; представляемая эксплуатирующими организациями и АС информация, содержащая результаты проверок состояния обеспечения безопасности и качества ведения работ силами контрольных служб АС (например, акты о состоянии безопасности АС, годовые отчеты о текущем уровне безопасности АС и др.); информация эксплуатирующих организаций и АС о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России; материалы по применению санкций Госатомнадзора России и его территориальных органов; акты проверок деятельности по осуществлению надзора отделами инспекций на АС территориальными органами Госатомнадзора России и их подразделениями, а также информация о проведении мероприятий по устранению выявленных недостатков. 84. Выявленные в процессе осуществления всех видов инспекций нарушения требований к обеспечению безопасности АС должны быть систематизированы по принадлежности их к определенным направлениям обеспечения безопасности АС, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, разделам условии действия лицензии. Эти нарушения должны быть проанализированы с целью определения: степени влияния их на обеспечение безопасности АС и (или) качества выполнения работ; влияния их на состояние систем и оборудования (элементов), важных для безопасности АС; видов работ, при осуществлении которых не исключены подобные нарушения; причин и обстоятельств, приведших к нарушениям; виновных в допущенных нарушениях, а также оценки, являются ли данные нарушения виной отдельного лица или следствием сложившейся системы. 85. Все составляемые при проведении инспекций отчетные документы (акты, акты-предписания и предписания) подлежат направлению в Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций и отдел инспекций Госатомнадзора России, а также в его соответствующий территориальный орган. 86. Территориальные органы Госатомнадзора России направляют в Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций и отдел инспекций Госатомнадзора России: сведения обо всех проведенных инспекциях и результатах их анализа по установленным формам отчетности (в соответствии с Положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России (РД-03-01-98); сведения о применении санкций. 87. Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций, другие заинтересованные структурные подразделения Госатомнадзора России и его территориальные органы в целях планирования и повышения эффективности инспекционной деятельности на АС должны проводить также ее анализ, для чего необходимо анализировать: отчеты и акты-предписания, составленные по результатам инспекций на АС; информацию о расследовании нарушений в работе АС; информацию об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения инспекций на АС; эффективность применяемых санкций. 88. По результатам анализа инспекционной деятельности Госатомнадзор России и его территориальные органы должны: разрабатывать и совершенствовать (пересматривать) типовые программы проведения инспекций по различным направлениям надзора; корректировать планы проведения инспекций. 89. Отделы инспекций на АС и территориальные органы Госатомнадзора России должны проводить учет и анализ нарушении в работе поднадзорных АС и направлять их результаты в Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций (в полугодовой и годовой отчетности о состоянии безопасности АС). 90. Исходя из результатов анализа отчетов о расследовании нарушений в работе АС, территориальные органы Госатомнадзора России при необходимости организуют и проводят целевые или оперативные инспекции (в том числе и внеплановые) состояния безопасности на других блоках АС аналогичного типа. Начальник Управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью атомных станций С.А.Адамчик ПриложениеФорма акта о целевой инспекции перед осуществлением специальных видов работ на АС
|