РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
||||||||||
|
ВСН АС 90 Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством энергоблоков атомных станций.ПРАВИЛА приемки в эксплуатацию
законченных ВСН АС-90 Москва 2000 Согласовано: Председатель Госпроматомнадзора СССР В.М. Малышев от 27.08.90 исх. №5-08/1070 Согласовано: Заместитель Председателя Госстроя СССР А.В. Чернышев 16 июля 1990 г. Согласовано: Заместитель Председателя Госплана СССР А.А. Троицкий 12 июля 1990 г. Согласовано: Заместитель Министра энергетики и электрификации СССР Ю.Н. Корсун 11 июля 1990г. Разработаны ПО "СОЮЗАТОМТЕХЭНЕРГО" (Э.С. Сааков В.П. Завернин), с участием ГОСПРОМАТОМНАДЗОРА СССР (А.Т. Мазалов, В.А. Иванов), ГОССТРОЯ СССР (А.И. Голышев, В.И. Чуев) в соответствии с поручением СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 10 января 1990 г. № ЛР-565.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящие правила устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством атомных станций, их отдельных очередей и отдельных пусковых комплексов. Правила распространяются на атомные станции с реакторами всех типов и обязательны для всех министерств и ведомств, предприятий и организаций, осуществляющих строительство АС. 1.2. Атомные станции, их отдельные очереди и отдельные пусковые комплексы, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом, должны предъявляться Заказчиком к приемке в эксплуатацию Государственным приемочным комиссиям (ГПК). 1.3. Энергоблоки атомных станций принимаются в эксплуатацию Государственными приемочными комиссиями в два этапа: в опытную эксплуатацию и промышленную эксплуатацию.
1.4. До предъявления АС Государственной приемочной комиссии с целью ее ввода в опытную эксплуатацию рабочая комиссия, назначаемая Заказчиком, должна проверить: соответствие объектов и смонтированного оборудования проектам, соответствие выполнения строительно-монтажных работ требованиям строительных норм и правил, результаты испытаний и опробования на уровне тепловой мощности не менее 50% от номинальной, подготовленность объектов к эксплуатации в соответствии с требованиями действующих норм и правил по безопасности в атомной энергетике, включая выполнение мероприятий по обеспечению на них безопасных условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, защите природной среды, и только после этого представить объекты к приемке ГПК. 1.5. Приемка в опытную эксплуатацию производится Государственной приемочной комиссией на этапе энергетического пуска при устойчивой работе энергоблока в течение 72 часов на уровне тепловой мощности не менее 50% от номинальной с одновременным (или поочередным) включением в работу всего оборудования блока в соответствии с программой энергетического пуска. 1.6. Акты Государственных приемочных комиссий утверждаются руководством Министерства-заказчика в 10-дневный срок после их подписания и являются основанием для включения в государственную отчетность введенных в действие основных фондов и мощности энергоблока. В актах указывается проектная и освоенная мощность, а также устанавливаются сроки доведения мощности энергоблоков до проектной в соответствии с программой энергетического пуска. 1.7. Опытная эксплуатация энергоблоков атомных станций осуществляется в течение времени, необходимого для освоения проектной мощности и проведения в полном объеме испытаний по программе энергетического пуска в соответствии с типовым графиком освоения проектной мощности. 1.8. Учет выработки электроэнергии (тепловой энергии) в период опытной эксплуатации для энергоблоков АС производится в соответствии с типовыми графиками освоения проектной мощности. 1.9. Приемка в промышленную эксплуатацию энергоблоков атомных станций производится Государственными приемочными комиссиями после завершения опытной эксплуатации энергоблоков и проведения комплексного опробования на номинальной мощности и поддержания проектных технико-экономических параметров непрерывно в течение 15 суток при работе в базисном режиме. Рабочими комиссиями принимаются в эксплуатацию также титульные временные здания и сооружения, строительство которых осуществляется за счет средств, предусмотренных главой "Временные здания и сооружения" сводного сметного расчета стоимости строительства. 1.11. Не допускается приемка в эксплуатацию энергоблоков атомных станций, по которым в нарушение установленного порядка внесены изменения в состав пусковых комплексов. Изменения в состав пусковых комплексов могут вноситься только в исключительных случаях в соответствии с решением Минатомэнергопрома СССР, согласованным с органами Государственного надзора. При этом из состава пусковых комплексов не должны исключаться здания и сооружения, предназначенные для санитарно-бытового обслуживания работников, обеспечения здоровых и безопасных условий труда, эффективной очистки, обезвреживания, улавливания вредных выбросов в атмосферу, воду и почву, для переработки отходов производства, подъездные пути с фронтами погрузки и выгрузки, линии связи и мелиоративные мероприятия, а также объекты здравоохранения, предназначенные для развертывания медико-санитарных частей. 1.12. Приемка в промышленную эксплуатацию последнего пускового комплекса должна производиться одновременно с приемкой объекта в целом или его последней очереди. 1.13. Очистные сооружения канализации вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых объектов подлежат приемке в эксплуатацию в соответствии с п. 1.10 СНиП 3.01.04-87. 1.14. Датой ввода атомной станции, ее очереди или пускового комплекса энергоблока считается дата подписания акта Государственной комиссии о приемке в промышленную эксплуатацию. 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН2.1. Заказчики несут ответственность за: а) своевременное финансирование проектно-изыскательских, научно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ; б) своевременность и полноту предоставления генподрядчику проектно-сметной документации; в) своевременность и комплектность поставки оборудования; г) качество приемки законченных строительством, монтажом и наладкой объектов рабочими комиссиями; д) организацию и качество производства пусконаладочных работ в сроки, установленные графиком ПНР; е) своевременную подготовку к эксплуатации вводимых в действие объектов (укомплектование их кадрами, обеспечение энергоресурсами); ж) проведение комплексного опробования оборудования с участием проектных, строительных, монтажных и пусконаладочных организаций, заводов-изготовителей оборудования; з) выполнение в полном объеме испытаний по программам пусконаладочных работ и освоения мощности, предусмотренных для пусковых энергоблоков АС. 2.2. Проектные организации несут ответственность за: а) качество проектной документации; б) сроки выдачи проектно-сметной документации; в) правильность и своевременность определения пускового комплекса; г) осуществление авторского надзора в процессе выполнения строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, освоения проектной мощности и эксплуатации атомной станции; д) соответствие мощностей и других технико-экономических показателей объектов, введенных в эксплуатацию, мощностям, и показателям, предусмотренным проектом; е) своевременную корректировку проектно-сметной документации, необходимость в которой возникает в период выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также отработки технологических процессов при освоении проектной мощности на энергоблоках АС. 2.3. Научно-исследовательские и конструкторские организации несут ответственность за: а) соответствие выданных ими исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов; б) качество разработки научных проблем, переданных для проектирования, за работоспособность атомной станции в соответствии с проектом, достижением ею проектных параметров; в) разработку фундаментальных, основополагающих решений, правильность проектных решений, обеспечивающих надежность и безопасность атомной станции на современном уровне; г) осуществляют авторский надзор за работами в процессе проектирования, конструирования, изготовления, сооружения, пусконаладки и эксплуатации АС с целью обеспечения высокого уровня разработок, заложенных в проекте АС, согласовывают отчетную пусконаладочную документацию; д) своевременную корректировку проектно-конструкторской документации, необходимость в которой возникает при проведении пусконаладочных работ на вводимом в эксплуатацию энергоблоке АС. 2.4. Строительно-монтажные организации несут ответственность за: а) выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом, действующими нормами и правилами и в согласованные сроки; б) надлежащее качество этих работ; в) проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования; г) своевременное устранение отступлений от утвержденного проекта, выявленных в процессе приемки строительно-монтажных работ, опытной эксплуатации и комплексного опробования оборудования; д) своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов; е) выполнение в согласованные сроки и по отдельному заказу дополнительных работ, выявленных в процессе опытной эксплуатации. 2.5. Поставщики оборудования несут ответственность за своевременное устранение своими силами заводских дефектов, выявленных на оборудовании в процессе монтажа, при проведении пусконаладочных работ и освоении мощности пускаемого энергоблока АС. 3. РАБОЧИЕ КОМИССИИ, ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ПОРЯДОК РАБОТЫ3.1. Рабочие комиссии назначаются Заказчиком и оформляются приказом директора атомной станции. Порядок и продолжительность работы рабочих комиссий определяются Заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком. 3.2. В состав рабочих комиссий включаются представители: Заказчика - председатель комиссии, генерального подрядчика, субподрядных организаций, генеральной проектной организации, главного конструктора реакторной установки, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации Заказчика, научного руководителя пуском, заводов-изготовителей основного оборудования, пусконаладочных организаций, Государственного комитета СССР по охране природы. 3.3. Рабочие комиссии создаются не позднее чем за 1,5 года до планового срока ввода энергоблока атомной станции в опытную эксплуатацию. 3.4. Рабочие комиссии обязаны: а) проверить качество и соответствие выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, требований ядерной и радиационной безопасности, взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмических мероприятий проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний; б) произвести приемку оборудования после индивидуальных испытаний для передачи его для испытаний и опробования на уровне тепловой мощности не менее 50% от номинальной по акту, составленному по форме, приведенной в приложении 1 СНиП 3.01.04-87; в) провести в необходимых случаях проверку отдельных конструкций, узлов, зданий и сооружений и принять здания и сооружения для предъявления Государственной приемочной комиссии; г) проверить готовность предъявляемого Государственной приемочной комиссии энергоблока к началу опытной эксплуатации с оформлением акта по форме, приведенной в приложении 3 СНиП 3.01.04-87. 3.5. Рабочая комиссия имеет право: а) требовать в необходимых случаях дополнительные опробования и испытания оборудования, а также отдельных конструкций и узлов, зданий и сооружений и привлекать для этой цели персонал генерального подрядчика и субподрядных организаций; б) подготавливать решение о проведении отдельных этапов пусконаладочных работ, включая физический и энергетический пуски, при наличии соответствующих разрешений от органов Государственного надзора; в) образовывать в случае необходимости специализированные подкомиссии. Порядок работы и состав подкомиссий определяются председателем рабочей комиссии. 3.6. Генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию: а) перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ; б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным с них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией; в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ; г) акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций); д) акты индивидуального испытания смонтированного оборудования, акты испытания технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, технических средств и оборудования системы радиационного контроля (АКРБ); е) акты испытаний внутренних и наружных электроустановок и электросетей; ж) акты испытания устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации; з) акты испытания устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту; и) акты испытаний прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах; к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами Государственного и другого надзора. 3.7. Вся документация, перечисленная в п. 3.6, после окончания работы рабочей комиссии должна быть передана Заказчику. 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИЕМОЧНЫЕ КОМИССИИ, ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ПОРЯДОК РАБОТЫ4.1. Приемка в опытную и промышленную эксплуатацию атомных электростанций, их очередей и отдельных пусковых комплексов производится Государственными приемочными комиссиями, назначаемыми приказами Минатомэнергопрома СССР по поручению Совета Министров СССР. 4.2. В состав Государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию АС и отдельных энергоблоков включаются представители: Заказчика, генерального подрядчика, субподрядных организаций по монтажу основного технологического и электротехнического оборудования, министерств - изготовителей основного оборудования, организации, осуществляющей научное руководство пуском, главного конструктора реакторной установки, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, органов Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, генерального проектировщика, головной пусконаладочной организации, органов по регулированию использования и охране вод, Государственного комитета СССР по охране природы, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации Заказчика, финансирующего банка, специализированного управления при Минздраве СССР, исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов, органов по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулирования рыбоводства (при необходимости). 4.3. Государственная приемочная комиссия назначается не позднее чем за один год до запланированного ввода энергоблока АС в опытную эксплуатацию. 4.4. Замена конкретных представителей - членов Государственной приемочной комиссии (в случае необходимости) может производиться органом, назначившим комиссию. 4.5. Председатель Государственной приемочной комиссии утверждается Советом Министров СССР по представлению Минатомэнергопрома СССР. Председателем Государственной приемочной комиссии назначаются руководящие работники Минатомэнергопрома СССР. 4.6. Заказчик представляет Государственным приемочным комиссиям документацию, перечисленную в п. 3.6 настоящего положения, а также: - справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями; - утвержденную проектно-сметную документацию, а также справку об основных технико-экономических показателях принимаемого в эксплуатацию объекта; - перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании принимаемого в эксплуатацию объекта; - документы об отводе земельных участков; - документ на специальное водопользование; - документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные Заказчиком; - документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализа грунтовых вод; - паспорта на оборудование и механизмы; - акты о приемке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями; - акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 1.10 настоящего положения; - справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями; - справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и пр.; - справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание; - документы Госпроматомнадзора СССР о разрешении на эксплуатацию энергоблока атомной станции; - справку о соответствии вводимых в действие мощностей мощностям, предусмотренным проектом; - справку о фактической стоимости строительства, подписанную Заказчиком и подрядчиком; - документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам Государственного надзора, представители которых не вошли в состав Государственной приемочной комиссии; - акты о приемке в эксплуатацию зданий и сооружений медико-санитарного назначения, а также об организации медицинского обслуживания и контроля; - планы мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии. 4.7. Вся документация, перечисленная в пп. 3.6 и 4.6 настоящего положения, после приемки объекта в эксплуатацию должна храниться у Заказчика. 4.8. Государственные приемочные комиссии обязаны: а) проверить готовность объекта к приемке в опытную и промышленную эксплуатацию; б) дать оценку экологической безопасности, прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений и объекту в целом; в) проверить соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости (для Заказчика) объекта производственного назначения мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренным и утвержденным проектом, а в случае наличия отклонения проанализировать причины возникновения их. Результаты анализа с соответствующими предложениями представить органам, назначившим комиссию. 4.9. Государственные приемочные комиссии в необходимых случаях назначают контрольные опробования, испытания и проверки, указанные в п. 3.4 настоящего положения. 4.10. Государственная приемочная комиссия, если по ее мнению объект не может быть принят в эксплуатацию, представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию, и в копии - Заказчику и генеральному подрядчику. Государственная приемочная комиссия представляет в этих случаях в вышестоящие организации, осуществляющие проектирование и строительство объекта, материалы для привлечения в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших при проектировании и строительстве некачественное выполнение проектных и строительно-монтажных работ. 4.11. Приемка Государственными приемочными комиссиями в эксплуатацию атомных станций не допускается без наличия в акте приемки подписей всех членов комиссии. 4.12. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов Государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в приложении 5 СНиП 3.01.04-87. Акты подписываются председателем и всеми членами комиссии. При наличии у отдельных членов комиссии возражений они должны быть рассмотрены с участием органов, представителями которых являются эти члены комиссии, до утверждения акта о приемке. 4.13. Председатель Государственной приемочной комиссии должен представить в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию: а) акт о приемке объекта в эксплуатацию; б) краткую докладную записку к акту о приемке, содержащую выводы комиссии по следующим основным вопросам: подготовленности объекта к безопасной эксплуатации, обеспеченности объекта необходимыми для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями; в) предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта; г) предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений, а также об улучшении технологических процессов производства и других проектных решений; д) проект решения органа, назначившего Государственную приемочную комиссию, об утверждении акта о приемке объекта в эксплуатацию. Акт о приемке в эксплуатацию объекта и докладная записка к нему составляются в пяти экземплярах, два из которых вместе с проектом решения представляются в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию, два экземпляра передаются заказчику и один экземпляр - генеральному подрядчику. 4.14. Полномочия Государственной приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в промышленную эксплуатацию. 4.15. Рассмотрение актов о приемке в эксплуатацию объектов, принятие решений по результатам рассмотрения возражений отдельных членов комиссии и утверждение актов органами, назначившими эти комиссии, производятся в срок не более месяца. Объекты, по которым указанные сроки истекли, считаются не принятыми в эксплуатацию, и по ним назначаются Государственные приемочные комиссии повторно. 4.16. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждаются решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии. СОДЕРЖАНИЕ
|